Реализм в философии – это направление философской мысли, которое признает реальность, находящуюся за пределами сознания. Реальность понимается как бытие идеальных сущностей, или как объект познания, независящий от субъективного понятия, познавательного процесса и имеющегося опыта. Вопрос универсалий в истории начинается с учения Платона о сущностях, которые, существуя вне конкретных понятий, организуют мир и самодовлеют. Аристотель в противовес Платону утверждал, что общая сущность состоит в неразрывной связи с единичным понятием, и является его формой.

Что такое реализм в философии

фото 754

Следуя реализму в философии, универсалии существуют в реальности за границами разумного. Эта философия в своей крайности из-за пантеистических выражений конфликтовала с церковью.

В III-IV вв. философия Платона переросла в неоплатонизм и патристику (ее виднейший представитель Августин Блаженный толковал мысли как идеи Господа, ставшие образцом для всего существующего на земле).


Наиболее устойчивым и принятым церковью стал реализм, основные тезисы которого сформулированы Альбертом Великим и его последователем Фомой Аквинским. Следуя мысли Фомы, универсалии существуют в трех ипостасях: «до вещей» в разуме Творца – как идеи и прообразы; «в вещах» – как их существо, субстанция; «после вещей» в разуме человека – как представления, результат абстрактного мышления. По томизму (учение Фомы) универсалии соотносятся с формой по Аристотелю, а материальное выражение есть основа индивидуализации – деление общего на особенное.

В современной философии, реализм – это совокупность нескольких учений и школ, общей чертой которых является принятие существования объекта познания в реальности, то есть вне зависимости от разума и актов познания. В разработке находятся 3 вида понимания познания:

  • непосредственное, которое имеет ввиду однородность сущностей субъекта и объекта в плане онтологии;
  • опосредованное, связанное с их неоднородностью, и требует переносчика информации между этими понятиями;
  • онтологический вариант, признающий одинаковую важность субъекта и объекта, рассматриваемых как сущности неделимого бытия.

Своеобразным выражением философской мысли является творчество Вальтера Скотта, которое стало важной ступенью в английском литературном процессе, отразившем переход от романтизма к реализму. Романтизм работ Скотта сочетается с яркими реалистичными чертами

Реализм против номинализма


Вопрос заключается в поиске общего смысла бытия. В схоластике реализм придает значение общим понятиям. Номинализм же считает, что общий смысл вещей лишь иллюзия. Мир наполнен только единичными вещами, без свойств и характеристик. С тех пор реалисты следуют его учению философии, как основополагающему принципу действительности.

В схоластике проблема философии обсуждалась не совсем открыто, так как при изучении темы в первую очередь преобладало или добавлялось теологическое видение мира. Книга Порфирия «О пяти гласах», в которой был рассмотрен смысл родов и видов с точки зрения философии, стала камнем преткновения между реалистами и номиналистами. По ходу этой дискуссии, длившейся с XI по XIV века, и плавно перетекла в новую философскую идею, вместе с абсолютно противоположными мнениями высказаны прочие промежуточные варианты. Реалистическое мировоззрение наиболее совпадало с взглядами догматического христианства. Реалистическое мнение вначале преследовалось, в дальнейшем его рассматривали с подозрением в той или иной мере.

Номинализм послужил становлению свободы изысканий в философии, но, по замечанию Риттера, он абсолютно неверно ассоциировался с либеральными тенденциями. И также утверждение, что номинализм окончательно одержал победу совершенно необоснованно. В схоластике спор между реалистами и номиналистами закончился победой последних, но и поныне он продолжается в другом виде.

Реализм против индивидуализма


Крайняя обширная система реализма относится к достижениям мыслителя Гегеля, который в основу общего понятия закладывал бытие. С тех пор, как гегелианство утратило важность, номинализм набирает обороты. Индивидуализм, относившийся к левосторонней школе Гегеля, является крайностью номинализма в современности.

Реализм против антиреализма

Научный реализм можно разделить на три типа: наивный, обычный, критический.

Наивный – мнение, которого придерживается большинство людей. Оно основано на разумном восприятии. Следуя этой позиции, мир такой, каким его отражает наука. Понятия, доказанные научно, реально существуют. Научный пропагандирует объективность истины, цель теорий – достижение истины. Научный прогресс движется, благодаря цели приблизиться к истине.

Научные теории, так как они принимаются за достоверные, отображают реальность верно. Онтологический утверждает, что существование по научному объяснению почти не зависит от мышления человека и теории вероятности. Этот вид призван ответить на вопросы:

  • какие понятия существуют в реальности философии;
  • есть ли мир, который человек не обозревает.

Эпистемологический гласит, что наука принимается как истина, и теории науки – это средства приближения к истине. Семантический реализм, по Бойду, допускает, что теоретические понятия науки ведут к реальным понятиям. Этот вид пытается дать ответ на вопрос: на самом ли деле истина – это взаимосвязь языка и мироздания.

То есть, следуя научному реализму, теории пытаются описать истинное бытие вне зависимости от реальности.


фото 755

Философ Александр Бэрд вывел 5 основных мыслей научного реализма. По Бэрду, человек, придерживающийся научных теорий, утверждает, что:

  1. Теории могут интерпретироваться в понятиях истинности или приближения к ней.
  2. Их основная задача – истина или приближение к ней.
  3. Достижения теорий – доказательство их истинности.
  4. Если они правдивы, то сущности, которые мы не можем визуально наблюдать, существуют на самом деле.
  5. Если они правдивы, то они могут объяснить явления мироздания.

Доводы за и против

Самым крупным аргументом «за реализм» является итог к лучшему пояснению: «реализм – это единственная философская система, которая не причисляет прогресс в науке к чудесному явлению». Эта теория была раскритикована антиреалистами, считавших, что риск принятия научной теории за истинную очень высок. Данный довод получил название пессимистической индукции, и определен так: частично ранние теории науки были ложными (теории теплорода, флогистона, определение эфира). Теории настоящего времени также могут быть признаны мнимыми. Постулаты научного реализма жестко осуждались основоположниками, но приобретали и множество последователей.

Критический реализм


фото 756

Профессор университета Хельсинки И. Нийнилуотто положил начало определению критического реализма. Этот ученый внес в теорию детали, дополняющие реалистические постулаты. Следуя понятию неопределенности Куайна, он соглашается с утверждениями концептуального плюрализма: мы общаемся с миром, находясь в определенных языковых границах. Довод пессимистической индукции заставляет ученого смириться с фаллибилизмом: то, что человек знает о реальности, необходимо откорректировать, даже доказанные научные теории могут быть ошибочны, но самые успешные теории очень приближены к истине. Признается экстерналистский довод, который был сформулирован социологами: реальность частично основана человеком. Его взгляды придерживаются реалистического оптимизма: научный прогресс возможно объяснить разумным путем. Самое лучшее объяснение заключено в понимании, что теории науки приближены к сущности истины.

Нийнилуотто выделил несколько тезисных предложений критического реализма:

  1. Частично реальность онтологически не зависит от ума человека;
  2. Истина – это соотношение между смыслами значений языка и реальности.

  3. Определения истины и ложности применимы к каждой ветви научной деятельности, в том числе, к отчетам о наблюдаемых явлениях, законах и теориях. Отчасти, заявлениям о существовании придается истинный смысл;
  4. Главная цель науки – достижение истины. Ее сложно найти и понять, даже самые доказанные наукой теории, могут в итоге оказаться ложными.
  5. Объяснить успех науки можно тем, что теории истинны приблизительно, или они только на пути к открытию истины. Научный прогресс объясним с разумной точки зрения.

Эта слабая ветвь реализма защищена от доводов, которые выдвигаются против реализма. Если в первой половине XX в. в научной философии внимание было сконцентрировано на объяснении методов науки, то в последние несколько десятков лет идут обсуждения вопросов статуса объектов в онтологии, которые введены наукой. И по сей день продолжается спор о реализме научных понятий, который играет большую роль в англоязычных странах.

Реализм в философии науки

Философия науки, распространенная на Западе и в отечественных философских кругах, отражена во множестве концепций и направлений, которые предлагают модели развития науки и эпистемологии. Она направлена на определение роли и значения науки. Реализм и философия науки тесно связаны общими научными понятиями. Эти взгляды основаны на исследовании познания мира и истины. Они в той или иной степени изучают проблемы взаимосвязи субъект-объект и объект-знание.

В философии, термин реализма используется в трех пониманиях:


  1. Как течение, противостоящее номинализму и концептуализму в философии средневековой мысли (вопрос универсалий);
  2. Как философское течение нового времени, противоположное убеждениям идеалистов. Объективизм гласит, что истинное знание не зависит от знаний, представлений и верований конкретного субъекта познания. Последователи этого направления философии утверждают, что наш опыт чувств напрямую предоставляет доступ к объектам окружающего мира;
  3. Как направление, противостоящее антиреализму в современной философии науки второй половины ХХ века.

Реализм Средневековья (как и его последующее течение – классический рационализм) в попытке осмысления проблемы общего и единичного, не разрешил споров, обусловленных пониманием общих понятий в виде абстракций, которые предшествуют работе познания.

Источник: mystroimmir.ru

РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях – «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой.


Реализм в средневековой философии – один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющих онтологический статус общих понятий, т.е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия – основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении реализма обычно выделяют два его вида: крайний реализм, считающий универсалии существующими независимо от вещей, и умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Реализм в крайнем своем выражении из-за пантеистических тенденций вошел в конфликт с церковью, поэтому в Средние века господствовал умеренный реализм.

Платонизм переработан в 3–4 вв. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира). Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облачения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств.


11 в. крайний реализм возникает как оппозиция номинализму И.Росцелини, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждающего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле реализма развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.). Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме – как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» – как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме – как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т.е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный реализм серьезно поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значительная доктрина умеренного реализма появляется в 16 в. у Суареса. Средневековый реализм пытался осмыслить проблему общего и единичного, природу абстракций.

Реализм в современной философии – совокупность философских учений и школ, общая черта которых – признание реальности предмета познания, т.е. его независимости от сознания и познавательных актов. Признание объективности предмета познания в гносеологии связано в современном реализме с метафизическим противопоставлением субъекта и объекта как в гносеологическом, так и в онтологическом плане.


зрабатываются три варианта понимания познания: непосредственное познание, подразумевающее принципиальную однородность субъекта и объекта в онтологическом плане (неореализм, или «непосредственный реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «онтологическое» решение, признающее субъект и объект равноправными сторонами единого бытия (критическая онтология).

Литература:

1.  Пути реализма. М., 1926;

2.  Луканов Д.М. Гносеология американского «реализма». М., 1968;

3.  Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии 20 в. М., 1978;

4.  Harlow V. Ε. Bibliography and Genetic Study of American Realism. Oklachoma City, 1931;

5.  Wild J. Introduction to Realistic Philosophy. N. Y., 1948;

6.  Passmore J. A Hundred Years of Philosophy, rev. ed. N. Y., 1966;

7.  Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 1–2. В., 1957;

8.  Taylor Η.Ο. The Medieval Mind, v. 1–2. Cambr., 1959;

9.  Carré M.H. Realists and Nominalists. Oxf., 1961;

10.  Copleston F.Α. Α History of Philosophy, v. 2–3. N. Y., 1962–63;

11.  Stegmüller W. Glauben, Wissen und Erkennen. Darmstadt, 1967.

А.Л.Доброхотов

 

Источник: iphlib.ru

(от позднелат. realis — вещественный, действительный) — филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (филос. Р. 20 в.).
Р. в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т.е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — основанное на реальном сходстве предметов понятие, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).
В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р., считающий универсалии существующими независимо от вещей, и умеренный Р., полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Р. в крайнем своем выражении из-за пантеистических тенденций вошел в конфликт с церковью, поэтому в средние века господствовал умеренный Р.
Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях — «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба этих воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское — как крайний Р., аристотелевское — как умеренный.
Платоновский Р., переработанный в 3—4 вв. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли Творца и как образцы творения мира), переходит в средневековую философию. Иоанн Скот Эриуге-на (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как оппозиция номинализму И. Росцелина, выраженному в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами вне человеческого или божественного ума.
Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны (см. ИБН СИНА ) и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их «идеи», вечные прообразы, «в вещах» — как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей в человеческом разуме» — как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуализации, т.е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный Р., серьезно поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значительная концепция умеренного Р. появляется в 16 в. у Суареса. Средневековый Р. (как и унаследовавший его установки классический рационализм), поднимая проблему общего и единичного, не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как абстракций, препятствующих обобщающей деятельности познания.

Источник: dic.academic.ru



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.