Формирование философии марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х гг. XIX в.

Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к середине XIX в. требовало их глубочайшего философского осмысления. Именно поэтому в данный период появляются такие направления философии, как позитивизм и марксизм, которые ставят перед собой задачи исследования действительности, обнаружения ее законов, понимание и объяснение жизни общества.

Марксизм не принимает позитивистские трактовки природы, познания и общества. Он осудил позитивизм популярнейшего в рабочем движении Евгения Дюринга, который объявил себя социальным реформатором и выступил с критикой взглядов К. Маркса. Ф. Энгельс по предложению К. Маркса написал серию статей с критикой философских, политэкономических и социалистических взглядов Дюринга, которые собрал вместе и издал в 1878 г. в виде книги «Анти-Дюринг».

К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом».


Создание Марксом и Энгельсом диалектического материализма. В советской философской литературе укрепилось представление, что философия К. Маркса и Ф. Энгельса – это диалектический и исторический материализм. Долгие годы даже велись дискуссии о том, как понимать соотношение между диалектическим и историческим материализмом. Об этих спорах многие оппоненты марксизма отзывались как о «схоластических дискуссиях». Например, Д. Белл – современный американский социолог – упрекал советских марксистов в незнании подлинных взглядов Маркса, отождествлении их с популяризаторскими идеями Плеханова.

Следует отметить, что действительно ни Маркс, ни Энгельс никогда не рассматривали свою философию как диалектический и исторический материализм, а говорили о «теории исторического процесса», т. е. об историческом материализме (терминология Энгельса из писем 90-х гг., данная в противовес «экономическому материализму») в рамках своей философии – диалектического материализма. Философия диалектического материализма не смогла бы появиться без такого открытия К. Маркса, как материалистическое понимание истории (т. е. исторического материализма), как социально-философской концепции, раскрывающей органическое единство природного и социального, индивидуального и социального, объективного и субъективного, материального и духовного, достраивающей материализм «доверху» и позволяющей качественно с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.


Применив материалистическую диалектику к анализу общественной жизни, К. Маркс и Ф. Энгельс сделали два открытия: открыли «тайну» прибавочной стоимости в капиталистическом обществе и материалистическое понимание истории, которые легли в основание разработки всех основных частей марксизма – философии, политической экономии и научного коммунизма.

Таким образом, противопоставление диалектического и исторического материализма было надумано и не соответствует подлинному пониманию марксистской философии. Другое дело, что, как и в каждой развитой философской системе, мы выделяем в марксизме такие его части, как онтологию, диалектику, гносеологию, социальную философию, философскую антропологию, аксиологию и др.

Первым научным произведением молодого Маркса явилась его докторская диссертация – «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841), в которой он придерживается точки зрения Гегеля на понимание основы движения истории – развития человеческого самопознания. Маркса в этот период интересует проблема сущности религии. И в этом смысле интересна его оценка роли Эпикура в истории философии, который в качестве причины религии выдвигал страх перед неведомым, мифическими потусторонними силами. В этой работе содержатся идеи протеста против современной Марксу социальной действительности и высказывается мысль, что философия способна выполнить роль Прометея, не склонить головы перед земными и небесными богами, а нести людям свет знания и свободы.[125]


В эти же самые годы (конец 30-х – начало 40-х) Ф. Энгельс упорно занимается самообразованием, изучает историю, философию, военное искусство, интересуется мифологией, религией, поэзией. Он быстро охладевает к философии Гегеля, что видно из его писем Ф. Греберу (1839—1840). Однако он отмечает и сильные стороны этой философии: «вылита как бы из одного куска»», «не нуждается ни в каких скрепках, чтобы держаться в целостности…»[126]. Маркс и Энгельс считают себя учениками Гегеля, но с первых самостоятельных шагов они препарируют идеи Гегеля, используя их по-своему. Так, в своей докторской диссертации Маркс в противоположность гегелевскому осуждению материализма Эпикура подчеркнул в нем не только наличие элементов диалектики, но и связь с атеизмом. Заслуживают внимания и памфлеты Ф. Энгельса – «Шеллинг и Гегель» и «Шеллинг и откровение», в которых дается острая критика философских и политических взглядов Шеллинга. Энгельс в этих работах защищает многие диалектические идеи Гегеля, открыто связывая их с атеизмом. Одновременно Энгельс доказывает, что признание независимой от мышления действительности, если рассуждать логически, доказывает «вечность материи». Энгельс высоко оценивает критику Фейербахом учения Гегеля о религии.

В 1844—1846 гг. К. МарксиФ. Энгельс пишут совместно две работы – «Святое семейство» и «Немецкая идеология», в которых выступают против философии Гегеля и его идеалистических последователей – младогегельянцев.


енно в этих работах ими предлагается «новая философия», которая общественные явления исследует с позиций материализма и диалектики. Так, например, роль народных масс в истории была понята Марксом и Энгельсом после того, как они, во-первых, поставили вопрос о главной движущей силе истории, которая, по их мнению, находится не в идеях, а в деятельности народных масс, и, во-вторых, после того, как они стали к народным массам подходить конкретно-исторически: выяснять их социально-классовый состав. Им же принадлежит открытие, что определяющими в общественной жизни являются не политические отношения, а отношения, характеризуемые ими как «гражданская жизнь».

В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс впервые дали развернутую критику недостатков материализма Фейербаха, которую Маркс начал в 1845 г. в «Тезисах о Фейербахе». К недостаткам фейербаховского материализма они отнесли созерцательность, метафизичность и односторонность.

В процессе критики философии Фейербаха Маркс и Энгельс раскрыли свою концепцию материалистического понимания истории. Это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс общественного производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения, т. е. гражданское общество на его различных ступенях как основу всей истории. Затем необходимо отразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить обусловленные им различные теоретические взгляды и формы сознания, в том числе религию, философию, мораль и т. д. Важно проследить процесс их возникновения на этой социальной основе, благодаря чему можно объяснить процесс развития общества в целом (а потому и взаимодействие между его различными сторонами).[127]


Таким образом, Маркс и Энгельс впервые в истории человеческой мысли обратили внимание на то, что сознание – это не абсолютно самостоятельная сила, а, как и все явления в обществе, оно имеет свое основание в материальном жизненном процессе. Одновременно ими были открыты и основополагающие законы общественного бытия и общественного сознания.

Марксистская концепция практики. Преодоление основных недостатков материализма Фейербаха и всего предшествующего материализма, новое объяснение действительности и принципов ее познания было связано с обоснованием Марксом и Энгельсом подлинной роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Уже в ранних работах Маркс заметил преобразующую, а не просто объяснительную функцию теоретической мысли, в том числе философии. В дальнейшем он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.

Маркс и Энгельс отметили различные подходы к пониманию практики: практика – предметная деятельность; практика – это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика – это общественно-историческая деятельность людей; практика – характеристика человеческой жизнедеятельности.


Сегодня при определении практики все чаще используются категории субъекта и объекта, к которым обратился Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе». Он писал, что главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.[128]

Для Маркса объект – это предмет приложения человеческих сил, субъекта, под которым подразумевается не только отдельный человек, но и различные человеческие общности – социальные группы, классы, народы, нации, а также государство и др.

Для Маркса основными видами практики были: «обработка природы людьми», т. е. материально-производственная деятельность, и «обработка людей людьми» – социально-преобразующая деятельность. К. Маркс называет общественную жизнь практической по существу, благодаря тому, что основой всей общественной жизни считает трудовую деятельность людей.

В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс много внимания уделяет проблеме практики. Он подчеркивает, что история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности является «раскрытой книгой человеческих сущностных сил». Своеобразие этих сущностных сил состоит в их опредмечивании. В итоге результатом практики являются изменения материальных и других общественных отношений, что основательно исследует К. Маркс в «Капитале».


Категория «практики», введенная марксистской философией в анализ процесса познания (основа, цель познания и критерий истины), позволила не только преодолеть агностицизм, но и связала воедино концепцию материалистического понимания истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке.

Одновременно категория практики явилась фундаментальной и для рассмотрения проблем онтологии. Так, по Марксу, раскрытие сущности сознания предполагает указание на отражение в нем прежде всего материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия. Даже само целеполагание человека связано, в конечном счете, с материальными условиями постановки и достижения цели, наличием необходимых средств для ее реализации. Процесс выработки цели есть процесс отражения объективного мира в форме образа предстоящей практической деятельности. По определению Маркса, цель есть идеальный образ подлежащих созданию предметов, образ, который существует до того, как эти предметы будут произведены.

Таким образом, Маркс, показывая, что вся общественная жизнь является, по существу, практической, рассматривает все явления и процессы, с которыми взаимодействует социальный субъект, как результат настоящей или предшествующей человеческой деятельности, в сложном взаимодействии ее практических и теоретических, объективных и субъективных моментов.


Разработка материалистической диалектики. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах неоднократно подчеркивали приверженность диалектике, но не в гегелевском ее толковании, так как они не признавали диалектики идеалистической, или, как образно выразился Энгельс, «стоящей на голове». Они разработали новую историческую форму диалектики – материалистическую диалектику. Диалектика Гегеля, подчеркивает Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», это диалектика духа, мышления, «движение мыслей». А такая диалектика не способствует пониманию сущностных сил самого человека. Ведь для Гегеля субъектом является не действительный человек как таковой, а только абстракция человека, его самосознание. Человеческие же сущностные силы – это разумение истинной формы духа, мыслящего, логического духа. Таким образом, Гегель рассматривает всю предметную действительность не как деятельность человека, а как результат творящей идеи.[129]

Маркс делает вывод, что идеалистическая диалектика не позволяет раскрыть сущность явлений, без диалектического метода сущность не раскрывается, но этот метод должен быть методом материалистической диалектики. Важно обращение к действительным явлениям, предметам, источникам действительного знания.[130]

Однако разработка Гегелем учения о развитии в его наиболее полном виде не только высоко оценивается Марксом и Энгельсом, но и широко используется, в том числе: учение о противоречиях, о снятии противоречий как предметном движении, которое вбирает в себя отчуждение и положительные моменты, о диалектике сущности, явления, кажимости, а также о диалектике случайности и необходимости, единичного, особенного и общего, абстрактного и конкретного, исторического и логического.


Марксистская философия рассматривает связь диалектики – объективной и субъективной – как диалектики природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорией диалектики.

Вся глубина разработки материалистической диалектики раскрывается в произведении К. Маркса «Капитал», в котором просматриваются два подхода к диалектике – как к теории и как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Маркс исследует изменение явлений, их развитие, переход из одной формы в другую; рассматривает закономерные связи, открывает законы, учитывает их специфику, определяемую конкретными условиями. Рассматривая развитие явлений через противоречия, Маркс приходит к уяснению сущности явлений, открытию экономических и других законов. Например, рассмотрение труда в единстве конкретного труда и труда абстрактного позволило Марксу определить стоимость товара и т. п.

Марксистская философия исследует категории и законы диалектики, основные диалектические принципы – развития, связи, детерминизма и др.

В марксистской философии диалектика процесса познания исходит прежде всего из развития общественно-исторической практики, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины. Марксистская философия рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания.


К. Маркс уделил внимание специфике познания общественных явлений, роли в их познании диалектических методов – метода восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и метода единства исторического и логического. Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Это учение, говоря словами В. И. Ленина, стало «душой марксизма», так как не только способствовало разработке всех составных частей марксистской теории, но и явилось методологической основой для решения практических задач.

Следует заметить, что марксизм – это такая система взглядов, которая опирается на практику человечества, ее осмысление. Это позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и «душе культуры», пониманию ее как свойства человеческого ума, но увидеть то, что в весьма абстрактной форме сформулировал еще Аристотель – «быть учением о наиболее общих принципах бытия и познания», исследовать эти принципы как законы природы, общества и человеческого мышления.

Сегодня предстоит значительная и крайне необходимая работа: очистить подлинный марксизм от всего того, что к нему никогда не относилось и даже было ему чуждо. По этому пути уже пошли многие философы-марксисты, в том числе известный венгерский философ Д. Лукач[131], итальянский философ А. Грамши и др.

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru

Цель занятия: понять значение и роль философских идей марксизма.

Вопросы и задания

1.Социально-экономические, политические и духовные предпосылки возникновения философии марксизма.

2. К. Маркс об отчуждении труда.

3. Материалистическая диалектика как метод познания.

4. Практика как фундаментальная субстанциальная абстракция.

5. Материалистическое понимание истории.

6. Марксизм и современность.

 

Изучив данную тему, студент должен:

  • знать содержание основных идей и принципов философии марксизма;
  • уметь определять значение марксистской философии для решения современных философских проблем, правильно оценивать все ее достоинства и недостатки;
  • приобрести навыки формулирования и правильного использования в рассуждениях следующих понятий: практика, диалектический материализм, материалистическая диалектика, отчуждение, отчуждение труда, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, коммунизм, способ производства, производительные силы, производственные отношения, закон определяющей роли способа производства, социальная революция.

 

Рекомендуемая литература

 

Учебники:

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М.., Культурная революция,.2007

 

 

Первоисточники:

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 86-99, 113-127.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 1-4.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С. 6-7.

Маркс К. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С.43-93, 188-197.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С.16-27 (Общие замечания).

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 300-317. (Гл. IV).

Энгельс Ф. Письма об историческом материализме //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения. Т. 6. С. 508-510, 512-520, 530-532.

Монографии:

Андерсен П. Размышление о западном марксизме. М., 1991.

Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 141-152, 156-170, 276-308, 366-368.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса //Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1986.

Освобождение духа. М., 1991. Гл.IV

Соловьев Э.Ю. Личность и ситуация в социально-политическом анализе К.Маркса //Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. 2-е изд. М., 1985. Гл. 7.

 

Статьи:

Буртин Ю. Ахиллесова пята исторической теории К.Маркса //Октябрь. 1990. №№ 11-12.

Маркович М. Маркс об отчуждении //Вопросы философии. 1989. № 9.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Чем отличается подход Маркса к проблеме отчуждения от гегелевского?

2. В чем, по Марксу, проявляется отчуждение труда?

3. Какие пути преодоления отчуждения предлагает Маркс?

4. В чем значение категории практики в ее марксистском понимании?

5. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». (К. Маркс). Как Вы понимаете этот тезис Маркса?

6. В чем отличие марксистской диалектики от гегелевской?

7. Какую роль отводит марксизм сознанию?

8. « Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую». – Раскройте смысл данного положения Ф.Энгельса.

9. « Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический процесс». – Как Вы понимаете это положение К.Маркса? В чем его значение?

10. Выделите достоинства и ограниченности материалистического понимания общества.

11. Какие идеи Маркса оказали наибольшее влияние на развитие мировой философской мысли? Почему?

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.

2. Кант: различие между рассудком и разумом.

3. Основные идеи этики Канта.

4. Смысл и содержание исторического процесса в философии Гегеля.

5. Гегель о конкретном и абстрактном мышлении.

6. Анализ сущности религии в философии Фейербаха.

7. Учение Маркса о человеке.

8. Судьбы марксизма.

 

 

Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

Пояснительная записка

По учебному плану в 3 семестре студенты сдают экзамен, который проводится в

традиционной форме – собеседования. Вопросы к экзамену и тесты выдаются студентам

в начале семестра, в течение которого они самостоятельно прорабатывают содержание

тестовых материалов. Во время экзаменационного собеседования студенты сначала отвечают на один из вариантов теста, в результате чего оценивается способность ориентироваться во всем курсе философии. Затем они отвечают на два вопроса, один из которых относится к разделу истории философии, другой – к систематическому (теоретическому) курсу философии.

 

 

Вопросы к экзамену по философии

1. Мировоззрение, его структура и функции.

2. Мифология как тип мировоззрения.

3. Религия как тип мировоззрения.

4. Философия как тип мировоззрения. Философия как тип знания. Природа философских проблем. Значение философии.

5. Основная проблематика первых философских школ Древней Греции.

6. Сократ, его роль в античной философии.

7. Философия Платона.

8. Философия Аристотеля.

9. Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм).

10. Средневековая философия: возникновение, характерные черты.

11. Проблема веры и разума в средневековой философии (От Августина до Ф. Аквинского).

12. Истоки и характерные черты философии Возрождения.

13. Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.

14. Философия Т. Гоббса.

15. Философский рационализм: Декарт и его учение о методе.

16. Субъективный идеализм Дж. Беркли.

17. Философский скептицизм Д. Юма.

18. Философия Просвещения: учения о природе и ее познании.

19. Философия Просвещения о человеке и обществе.

20. Философия Канта.

21. Философия Гегеля.

22. Философия Фейербаха.

23. Основные принципы и идеи марксистской философии.

24. Русская философия XIX — I пол. XX в.в. (Общая характеристика и учение одного из философов – по выбору студента).

25. Иррационализм в постклассической философии (Шопенгауэр, Кьеркегор).

26. Позитивизм: основная проблематика и этапы эволюции.

27. Философия жизни (Ф. Ницше).

28. Феноменология Э. Гуссерля.

29. Основные положения и течения философии экзистенциализма в ХХ веке.

30. Философия психоанализа.

31. Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм).

32. Философия о сущности мира. Категория бытия. Основные формы бытия.

33. Категории материи, движения, пространства и времени.

34. Идея развития. Диалектика.

35. Познание как деятельность.

36. Проблема истины в философии.

37. Наука как деятельность, знание и социальный институт. Специфика социально-гуманитарного знания.

38. Наука и техника. Проблемы философии техники.

39. Методология научного познания. Диалектика как философский метод познания.

40. Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни. Идеализм в понимании общества.

41. Сущность материалистического понимания общества. Общество как система.

42. Культура как общественное явление.

43. Проблема периодизации общественного процесса.

44. Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса.

45. Сознание как философская проблема. Сознание и самосознание. Проблема идеального.

46. Философия о природе человека: различные подходы.

47. Проблема социального и биологического.

48. Ценностный мир личности. Понятие ценности. Классификация ценностей. Этические, религиозные и эстетические ценности.

49. Философия о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого бытия.

50. Проблема свободы личности. Свобода и ответственность.

 

Источник: megalektsii.ru

С именем Маркса (1818-1883) связан марксизм – философское и социально-экономическое учение, одно из наиболее значимых, влиятельных и получивших широкую известность последствий эволюции классической философской мысли. Маркс – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. Возникновение и предпосылки связаны с кризисом капитализма того времени и революцией 1848 г.

Источники марксистской философии разнообразны. Среди них, прежде всего, стоит выделить английский сенсуализм (особенно Локка). Именно оттуда был взят на вооружение принцип отражения как главный (и фактически единственный в марксизме) принцип гносеологии. От. учения о душе как tabula rasa тянется нить к одному из фундаментальных положений марксистского социализма — о всесилии воздействия среды на человека, а сем самым к идее переустройства всею общественного устройства и самого человека (если вы хотите, чтобы люди были "хорошими", создайте соответствующие, т.е. "хорошие" общественные порядки).

Не менее значимым источником марксизма явился французский материализм XV111 века. Именно от него получил марксизм в наследство безмерную преданность материализму: бесспорно, что основополагающим принципом философствования в марксизме является признание того. что единственной субстанцией (т.е. основой и сущностью мира) является материя, которая вечна, несогворима и неуничтожима.

От французских материалистов идет и безоговорочная приверженность атеизму и неприкрытая ненависть к религии. По-видимому, именно от них же в марксизм перекочевала идея о том. что критерием нравственности является благо большинства, идея, которая является весьма двусмысленной и даже опасной, так как делает возможным нравственное оправдание всего, что считается необходимым в интересах самого большинства.

Весьма большую роль в духовном развитии Маркса и Энгельса сыграл немецкий трансцендентальный идеализм. Нельзя забывать, что Кант, которого они вслед за Гегелем подвергали критике, весьма ярко подчеркнул значение идеи о примате практического разума перед теоретическим. Чувствуется и влияние идей Фихте: субъект не вещь, а активный деятель, история человечества может быть разделена на предысторию и подлинную историю, когда люди начнут сознательно пересоздавать свою общественную среду на принципах, диктуемых разумом, а приход этого времени означает скачок человечества из царства необходимости в царство свободы.

Идея триады (правда, может быть больше через Гегеля, чем Фихте) также произвела на основоположников марксизма впечатление. Однако наибольший вклад в формирование их взглядов из всех представителей трансцендентального идеализма принадлежит Гегелю. Он обосновывал один из важнейших принципов, лежащих в основе марксизма: развитие истории есть реализация необходимости. В марксизме он превратился в твердое убеждение в то. что в истории человечества существуют законы, действующие с такой же неизбежностью, что и те законы, которые открывает в природе естествознание. Отсюда ясно, что если эти законы познать, то их можно использовать для сознательного и целенаправленного переустройства общества. Была заимствована и гегелевская идея о том, что объективный и необходимый ход истории не подлежит моральной оценке, и. следовательно, в нем может быть оправдано то, что в соответствии с общепринятыми в общежитии людей нравственными представлениями осуждается, когда речь идет о взаимоотношении личностей. Анализ содержания ранних работ Маркса показывает, что гегелевская категория отчуждения была сознательно использована им для обоснования необходимости борьбы с существующими социально-экономическими порядками. Но, пожалуй, поистине неоценимую услугу Марксу и Энгельсу оказала гегелевская система, претендовавшая на то, что, будучи обобщением истории всей предшествующей духовной жизни человечества, она в сжатом виде представляла логику исторического процесса в целом. Именно эта логика в переработанном виде обернулась тем. что в рамках марксизма получило название материалистической диалектики. Наконец, как признавался сам Энгельс, огромное влияние на него и Маркса оказал Фейербах своей критикой трансцендентального идеализма и религии.

Нельзя так же пройти мимо того факта, что заметное влияние на Энгельса, а именно ему принадлежит заслуга создания философской системы в марксизме, оказали некоторые идеи позитивизма.

В целом марксизм как философское учение, несмотря на всю критику предшествующей философии и претензию на совершение в философии революционного переворота (кстати говоря, такую же претензию выдвигали и основатели позитивизма и "философии жизни"), продолжил и развил вторую европейскую форму рационализма и довел ее до логического конца. В этом деле он. пожалуй, превзошел даже Гегеля, Последний, объявив существующий мир разумным, тем не менее, не отрицал существование в нем зла. Маркс же обещал идеальное общество без недостатков.

Основные принципы философии М.:

Идея практики: В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? До Маркса все философы ограничивались констатацией зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от природы. В «Экономическо-философских рукописях 1644 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли определило направление, в котором Маркс преобразовывает материализм.

Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. До Маркса практическая жизнь людей третировалась как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим философским ценностям.

В действительности именно труд как преобразование природы и активное одновременное преобразование людьми своих собственных общественных отношений и составляет бытие человека в обществе. Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и характеристикой человеческого мира.

Главная, фундаментальная философская идея Маркса состоит в том, что практика:

1 исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики проявлениях.

2 практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми.

3 практика – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

4 практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в безвоздушном пространстве, не в «чистом мышлении», а в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано другими людьми, то есть различные предметы.

Соответственно все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. Они выражают, осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем. И именно в исторической практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума.

Так Маркс значительно расширил и развил сферу действия главного положения материализма. Материализм был распространен на область общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в духовном мире.Практика- явление всемирно-историческое.

По М. философия – наука, направленная не просто на объяснение мира, а на его практическое изменение.Филофоия Маркса и Энгельса с 1844 г. представляет собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества. Фундаментальным принципом марксистской ф-ии становится принцип практики, которая подразумевает всю совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и обществаи в процессе которой происходит познание мира.

Природа чел общественна, высока роль практики как основы и критерия истины. Строит ф подобно Гегелю – по научному методу. При выработке научных воззрений восходит от конкретного к абстрактному, на стадии научного изложения – от абстрактного к конкретному. Маркс сознательно стремился к созданию науки об обществе. Считал, что надо четко понимать двойственную природу внешнего мира (первичного по отношению к внутреннему духовному миру человека). Внеш. мир: 1) Природа; 2) То, что создано людьми из природы, т.е. продукты труда, общественного труда. В общественном труде человек покидает свой внутренний мир, отсекая спонтанность сознания. Т.о. сферу обществен труда можно описать научно, посредством научных законов, кот дает пролетарская политическая экономия. Экономические отнош определяют все др общественные отношения – правовые, политические, религиозные, нравственные.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект — это предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ, гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности.

Осн. тезисы:

1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;

2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса — пролетариата;

3) как следствие ставится принципиально новая задача — не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь — преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности;

4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;

5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни;

6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Материалистическая диалектика.В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая Д. выражается в системе категорий и законов. В философии Маркса Д. рассматривается и как теория познания и как логика. Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому не могут противоречить друг другу в своих результатах. Д. как теория познания основана на принципе отражения и представляет собой применение Д. к процессу и развитию познания. Она изучает такие проблемы, как познавательность мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности. Предмет исследования Д. как логики — творчески познающее мышление, его логическая структура и соотношение их элементов — понятий, суждений, теорий. Д. как логика изучает принципы и закономерности формирования изменений и развития знания, средства и методы их получения и проверки. У Маркса единая Д. выступает в 2 различных, но взаимосвязанных формах — объективной и субъективной, т. е. в виде Д. развития самого объекта, а также отражений и аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная Д. выступает как логика и гносеология.

Общая философия —диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса- исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие :

— принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).

— принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

— принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;

— принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение противоречий;

— принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Основ достижения диалектико-материалистического способы мышления: 1) критика недостатков капитализма; 2) разработка проблемы практики, как критерия истины; 3) уяснение природы общественного.

Источник: helpiks.org


Categories: Принцип

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.