Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России.

Зикункова Ольга Дмитриена,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№149

Промышленного района,

г.о.Самара

Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов.


ижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». [1] В связи со сложившейся ситуацией в обществе и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), утвержденным Министерством образования и науки РФ в октябре 2009г.


рамках стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей и идеалов и т.д. Так, развитие определяется как «процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.», а духовно-нравственное развитие личности – « осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [1]

Несмотря на такую большую актуальность в наши дни этих понятий, нельзя не отметить, что во все времена педагоги уделяли серьезное внимание этике и морали. Так, Л.Е.Оболенский считал, что учение о морали должно опираться на науку [2]. Он призывал каждого воспитателя критически отнестись к ценностям различного рода, составить иерархическую таблицу нравственных принципов, для того, чтобы выяснить, какие из них соответствуют эпохе и какие являются пережитками прошлого.


В педагогических исследованиях (К.Н.Вентцель, П.П.Блонский, И.А.Сикорский, П.С.Каптерев) рассматривались такие проблемы, как основы и механизмы нравственного воспитания, соотношение религии и нравственности, представление о нравственных ценностях и т.д. Ученые считали, что начинать нравственное воспитание следует как можно раньше, когда в детях появляются первые проблески сознания, налаживается взаимосвязь чувств, воли и ума.

Некоторые исследователи понимают под нравственным развитием сугубо стихийный процесс объективных условий на личность, а нравственное воспитание рассматривают как воздействие субъективного фактора, направленного на формирование морали личности. Однако проведение такого различия между нравственным развитием и нравственным воспитанием неправомерно, так как это однопорядковые понятия, различающиеся по объему и соотносящиеся между собой как часть и целое. Как не может быть нравственного развития без целенаправленной воспитательной работы, так не может быть и плодотворного воспитания без учета воздействия на личность общественных условий, окружающей среды и быта.


Духовно-нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.

ФГОС НОО четко определяет нравственные ценности, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения в современной школе:

• ценности семейной жизни;

• ценности культурно-регионального сообщества;

• ценности культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• ценности российской гражданской нации;

• ценности мирового сообщества.

ФГОС НОО предлагает взять за основу следующие принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

• нравственный пример педагога;

• социально-педагогическое партнёрство;

• индивидуально-личностное развитие;

• интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

• социальная востребованность воспитания.

Остановимся подробнее на способах организации работы в учебном учреждении, с помощью которых можно оптимальным образом прививать нравственные ценности, перечисленные выше.

Успешность внутрисемейного воспитания зависит от сложившихся отношений между членами семьи, ее ценностей, традиций.


А.Сухомлинский отмечает, что «духовное формирование человека, повторение в человеке себя, совершенствование самого себя в своем сыне и в своей дочери – это благородное гражданское творчество» [3]. В этом гражданском творчестве содержится воспитательная основа семьи. Но, к сожалению, реальность такова, что не все современные родители готовы к такому «творчеству», сегодня мы сталкиваемся с проблемой воспитания ребенка в неполной семье, где родитель после развода озабочен не воспитанием своего ребенка, а устройством личной жизни. В таких случаях школа и, конечно же, учитель должны через внеклассную работу, уроки литературного и внеклассного чтения воспитывать у своих учеников такие качества как любовь, терпимость, уважение к ближнему. «Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения» [1]. 

Следующая ступень нравственного развития личности – это принятие такой ценности, как патриотизм. Это понятие можно понять очень широко: и как любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как гордость за прошлые и настоящие достижения; и как готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа [4].


статочно сложно объяснить ребенку, что представляет собою наша большая Родина, страна, на каких принципах функционирует она в мироустройстве, как к ней нужно относиться. Целесообразнее начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребенок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков. Воспитание патриотизма, наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным, гражданским, физическим, экологическим, трудовым воспитанием, возможно не только средствами учебных дисциплин, но и средствами инвариантной части базисного учебного плана, в рамках которой участникам образовательного процесса сегодня предоставляется возможность разрабатывать и осуществлять дополнительные программы воспитания и социализации школьников. При реализации этих программ педагог может использовать широкий спектр методов и форм работы с учащимися. Это может быть метод проектов, все чаще используемый учителями на практике. Это и факультативные курсы, осуществляемые в виде уроков-игр, уроков-погружений, уроков исторического воссоздания, уроков-экскурсий. На этих уроках учащиеся работают с основной и дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде творческих отчетов, рисунков, фотографий, сочинений, рефератов и т.д.


«Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации» [1]. В целях приобщения школьников к духовным ценностям, связанным с такими понятиями, как толерантность, этнокультурные традиции в 2006г. была разработана Концепция национальной образовательной политики РФ. В данной Концепции акцентировано внимание на важности сохранения единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию. Содержание Концепции легло в основу курса «Основы религиозных культур и светской этики», который был утвержден 7 декабря 2009г. Этот курс должен способствовать формированию российской гражданской идентичности у школьников, изучению ими культурно-религиозных традиций, созданию условий для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, знающего и уважающего культурные и религиозные традиции многонационального народа России. Основными формами работы педагога в преподавании курса являются интерактивные лекции, семинары. Также используются иные формы работы – групповые и совместные работы над проектом по теме, деловые игры.

Какого человека ждет современное общество после окончания образовательного учреждения? Социуму нужны личности, обладающие следующими качествами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; идентифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека-гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. Сформировать такого человека на этапе начального образования сложно, но работа над этим набором качеств является ключевым направлением в нравственном развитии учащихся современной школы.

Использованная литература

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
  2. Чмелева Е.В. Проблемы нравственного воспитания в России (конец XIX -начало XXв.)//Педагогика. 2009. №2
  3. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви/ Сост. А.И.Сухомлинская.М.,1988
  4. Проворотова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности/ Начальная школа. №1, 2011г.

Источник: nsportal.ru

Формирование и развитие духовно-нравственной личности

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, «развитие личности — смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Формирование духовно-нравственной личности предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, воспитателем задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний еще и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всем жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся.

Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко — нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д. Ушинский.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, общественно-полезную, художественно-творческую, учебно-познавательную, спортивно-оздоровительную, выставочную.

Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Таким образом, он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие четкой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система духовно-нравственного воспитания и развития включает в себя:

  • Актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно-полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

  • Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

  • Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

В связи с этой системой необходимо поставить следующие цели и задачи формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей у воспитанников:

Цели:

  • формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

  • развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно—практической, сферы саморегуляции.)

  • корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.

Задачи:

  • создавать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;

  • создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;

  • развивать коммуникативные способности воспитанников;

  • формировать активную жизненную позицию воспитанников;

  • развивать воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;

  • развивать духовно нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении младших школьников;

  • создавать условия для нравственного самовыражения личности;

  • оказывать поддержку в развитии личности;

  • строить отношения на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.

На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.

Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся.

Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия.

В целях формирования ценностных ориентаций учащихся могут быть использованы следующие формы и методы работы:анкетирование, дискуссия, диспут, тематические классные часы, проблемные ситуации, упражнения, игры, тренинги, тематические мероприятия, изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, обычаев семьи, школы.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения.Урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объем знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе постепенно вводятся понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание младших школьников, учителю нужно помогать им осмыслить, как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Материалом патриотической и духовно-нравственной направленности можно наполнить задания и упражнения по всем урокам.

Особое значение в формировании духовно-нравственного воспитания имеют уроки литературного чтения. На уроках чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети: думали над прочитанным; сопереживали героям; оценивали их поступки; осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь со своей жизнью; старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами. Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.

Не менее важное значение в формировании духовно-нравственного воспитания принадлежит урокам ознакомления с окружающим миром. Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создается фундамент правильного отношения к природе. Кроме того, учащиеся осмысливают место семьи в обществе, свое место в этом мире, узнают символы российского государства.

Понять, что такое трудолюбие, зачем это качество необходимо человеку помогают уроки творчества. На уроках ИЗО и технологии дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками.

В духовно-нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.

Другим важным источником духовно-нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.

Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и младших. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что:

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Содержанием работы по формированию и развитию духовно-нравственной личности должно быть: формирование гуманных отношений между детьми, чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, бережного отношения к природе, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека.

Регулярная и систематическая работа по формированию духовно-нравственного воспитания в начальной школе подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. — 2005 — № 11.

2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль. — 2008.

3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 1999 — № 4.

4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика — 2005 — № 2.

5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.

6. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, Е.И. Соколовой — М.: Сентябрь. — 2007.

7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — № 3.

8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании — 2002 — № 6.

9. Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н. Новгород. – 2002.

10. Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Загрековой. — Н. Новгород: НГПУ. — 2006.

Источник: multiurok.ru

(А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция определяет:

· характер современного национального воспитательного идеала;

· цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

· систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

· основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции,

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

· развитие –процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

· воспитание –педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

· национальный воспитательный идеал ― высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

· базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

· духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

· духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

 

22. Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям).

Перед психологией воспитания стоит этот вопрос. Гомезо выделяет 2 критерия воспитанности:

1. уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек

2. уровень преднамеренности произвольности поведения.

Моральная устойчивость человека невозможна без умения управлять своими желаниями и своим поведением. Маркова указыват, что важно для оценки эффективности труда чителя являются те псих изменения, к-е происходят в рез-те труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность включает: 1 запас нравственных представлений, 2 нравственные убеждения, 3 реальное нравственное поведение

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию

Показатели воспитанности
Учение (прочность и глубина знаний,старательность,самостоятельность,внимательность,взаимопомощь,сообразительность,самообразование,любознательность

Трудолюбие (организованность, собранность,аккуратность ,бережливость к своей собственности,бережливость к чужой собственности,добросовестность,самостоятельность,инициативность)

Патриотизм (бережное отношение к земле, растениям,бережное отношение к животным,помощь природе,любовь к малой Родине (интерес, изучение),любовь к Отечеству)

Общественная позиция (выполнение правил учащихся,культурные привычки (этикет),умение управлять собой, своим поведением,умение организовывать своё время,терпимость, дружелюбие,участие в общественных делах,честность,эмоциональность)

Здоровье (соблюдение правил личной гигиены,забота о своем здоровье,занятие спортом,отсутствие вредных привычек,культура речи)

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Например, в нашем обществе плюнуть на кого-либо — символ презрения, а у племени Масаи — это выражение любви и благославления.

Источник: megaobuchalka.ru

(А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция определяет:

· характер современного национального воспитательного идеала;

· цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

· систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

· основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции,

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

· развитие –процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

· воспитание –педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

· национальный воспитательный идеал ― высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

· базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

· духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

· духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

 

22. Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям).

Перед психологией воспитания стоит этот вопрос. Гомезо выделяет 2 критерия воспитанности:

1. уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек

2. уровень преднамеренности произвольности поведения.

Моральная устойчивость человека невозможна без умения управлять своими желаниями и своим поведением. Маркова указыват, что важно для оценки эффективности труда чителя являются те псих изменения, к-е происходят в рез-те труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность включает: 1 запас нравственных представлений, 2 нравственные убеждения, 3 реальное нравственное поведение

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию

Показатели воспитанности
Учение (прочность и глубина знаний,старательность,самостоятельность,внимательность,взаимопомощь,сообразительность,самообразование,любознательность

Трудолюбие (организованность, собранность,аккуратность ,бережливость к своей собственности,бережливость к чужой собственности,добросовестность,самостоятельность,инициативность)

Патриотизм (бережное отношение к земле, растениям,бережное отношение к животным,помощь природе,любовь к малой Родине (интерес, изучение),любовь к Отечеству)

Общественная позиция (выполнение правил учащихся,культурные привычки (этикет),умение управлять собой, своим поведением,умение организовывать своё время,терпимость, дружелюбие,участие в общественных делах,честность,эмоциональность)

Здоровье (соблюдение правил личной гигиены,забота о своем здоровье,занятие спортом,отсутствие вредных привычек,культура речи)

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Например, в нашем обществе плюнуть на кого-либо — символ презрения, а у племени Масаи — это выражение любви и благославления.

Источник: megaobuchalka.ru

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

• нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания.

национальное государство — государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. • национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу.

формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.

гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления.

многообразие культур и народовкультурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом.

межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

18. Коллектив как объект и субъект воспитания (современный и исторический аспекты).

Коллектив — организованная группа людей объеденных общими целями профессиональными интересами, ориентацией, совместной деятельностью, общением, и взаимной ответственностью. Человеческая история показывает, что человек на протяжении всей истории жил вместе с другими себе подобными, первыми коллективами были: племена, общины, коммуны, где человек был защищен, где существуют определенные права и обязанности. Благодаря такой общности человек сохранился как вид. В научном плане проблему коллектива и личности стали разрабатывать с тех пор как появилось массовое, коллективное обучение и воспитание. Это произошло в 17 в. когда от индивидуального перешли к классно-урочной системе, но в этот период проблемой коллектива, а также взаимоотношением личностей в коллективе не занимались. Лишь в 20 в. вплотную стали заниматься этой проблемой, т. к. в 1917г произошла октябрьская революция, и было создано государство, в основе которого лежало общественная собственность Духовно нравственное развитие личности это осуществляемое нужен был человек, который разделял эти взгляды и был воспитан в этом духе.

В 20 гг начались эксперименты по созданию коллектива и воспитанию детей в них. Одним из первых кто включился в эту работу были: Макаренко, Сухомлинский, Песталотце. На современном этапе проблеме коллектива и личности уделяют внимание Новикова и Куракина. Основные положения концепции коллектива разработанные Новиковой и Куракиной:

1) Детский коллектив – своеобразный инструмент в создании которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развитии каждого в отдельности. Механизм саморазвития воспитательной системы, позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.

2) Коллектив воспитательного учреждения единство разнотипных коллективов

3) Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособление в коллективе.

4) В управлении детским коллективом выделяется 3 аспекта: социально- педагогический, педагогический и психолого-педагогический

Хотя существуют разные точки зрения на коллектив и личность, но все они считают, что коллектив это:

-сфера его жизнедеятельности, -сфера самоутверждения, самовыражения, самореализации, -сфера общения, -гарант защищенности и поддержки, -модель общества в миниатюре, -носитель социальных норм и ценностей, -духовное ценностно-ориентированное единство людей

Существуют разнообразные виды коллективы:

1.По содержанию объединяющих их членов деятельности: учебные, трудовые, научные, творческие и. Т. д. 2. По внешне заданной функции ( коллектив-инструмент, средства: произв-ые и восп-ые) 3. По степени сложности структуры и опосредованности личностных отношений: Первичные-класс, группы, отряд. Вторичные-школа 4. По юридически социальному фиксированному статусу: официальные или формальные и неформальные 5.По длительности функционирования: постоянные,временные.

В своем развитии коллектив проходит ряд этапов:

По Макаренко: 1 Педагог – воспитанник (актив) 2 П– А – В(создание самоуправления) 3 В-В

Источник: studopedia.ru


Categories: Развитие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.