• Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений

 

Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570-632 гг.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.

В настоящее время почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии (см. карту). Подавляющее большинство мусульман в России составляют татары и башкиры.

Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению (см. Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?). Также как, например, некорректно считать настоящей звездой, сделанную человеческими руками, звёздочку на рождественской ёлке, хотя её и называют звездой.


Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»).

Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман. Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они считают Библию частично искаженной (но в чём точно, они не знают), но не могут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.

Коран состоит из 114 глав (сур). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.

Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («обычай», «пример», «направление»).


иты представляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов.
Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.

В исламе можно выделить следующие главные предметы веры:

  1. вера в Аллаха (таухид)
  2. вера в ангелов Аллаха (маляикат)
  3. вера в Писания Аллаха (китаб)
  4. вера в Пророков и Посланников Аллаха (анбийа)
  5. вера в предопределение Аллаха (къадр)
  6. вера в будущую жизнь (ахъират)

Обязательны для мусульманина следующие пять «столпов ислама» (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — основные предписания, обязательные для всех мусульман:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины (“закят”).

В отличие от христианского Откровения, ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу.  Аллах не любит грешников – это 24 раза повторяется в Коране (2,190), Аллах любит только боящихся его (3,76). Мусульмане никогда точно не знают, определил ли Аллах для них рай или же они пойдут в ад.

Богочеловек Иисус Христос принимается как один из пророков для своего народа и своего времени, но Его Божественность и реальность Боговоплощения отрицается. Мусульмане считают, что перед крестными страданиями Христос чудесным образом заменил Себя другим человеком, а Сам был взят на Небо живым.

Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. И если в православном храме совершаются особые таинства, которые мирянин самостоятельно воспроизвести у себя дома не может, то в мечети мусульмане совершают точно такой же ритуал намаза, как и дома. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в исламе совершаются вне мечети, что предусмотрено и шариатом.


Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными лидерами (в исламе нет священства как такового). Это – муфтий у суннитов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи – кази. В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями.

 

Оценка мусульманской веры.

В вере мусульманской, изложенной в Коране, надобно различать две стороны: во-первых истины, заимствованные из священных книг Ветхого и Нового Завета, каковы многие здравые понятия о Боге и Его свойствах, об ангелах, многие нравственные предписания и заповеди, многие исторические сказания, – что подтверждается частыми ссылками на эти книги самого Магомета; и во-вторых – все то, что заимствовано из других источников: частью из древней аравийской веры, частью из иудейского Талмуда, а частью передано самим Магометом и его последователями.

Первого рода истины имеют полное свое достоинство, но они принадлежат Божественному Откровению, а не Магомету или Корану. Корану же принадлежит только то, что здесь эти светлые истины смешаны нередко с такими заблуждениями и баснями, которые почти совершенно затемняют их и подавляют. Так, например, в Коране говорится, будто Авраам и Измаил построили храм в Мекке (сур. 2:121), будто в жертву принесен был Измаил (сур. 38:188), будто Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса, была сестра Аарона, будто Иисус еще в колыбели изрек о себе: «Я раб Бога, Он дал мне книгу и поставил меня Пророком» (сур. 19:28) и т.п.


Что же касается прочих частей мусульманского учения, которые заимствованы в Коране из человеческих источников, то здесь мы часто встречаем утверждения, явно противоречащие Божественному Откровению.

Так в теоретической части утверждается:

а) что все, происходящее в мире, подчинено безусловному предопределению Аллахом, а иначе происходить не может (17:13; 9:53);

б) что, в частности, и каждый человек имеет свою неизбежную, неотвратимую судьбу (17:13), каждому предназначается известный образ жизни и деятельности, доброй или злой, – чем явно подрывается всякая свобода и нравственность, и Бог становится виновником зла;

в) что Бог сотворил многих людей для геенны, и потому в собственном смысле есть деспот (7:180; 37:163; 3:189);

г) что вечное блаженство праведников в раю будет состоять в самых грубых чувственных удовольствиях (2:25; 37:41; 55:45) и проч.

Неизбежным плодом такого учения выходит то, что вся мусульманская нравственность ограничивается строгим исполнением внешних постановлений, в то время как на исправление сердца не обращается почти никакого внимания (более того, грех понимается, лишь как незнание закона).


Главная слабость исламского вероучения состоит в том, что оно является лишь религиозным законом, сводом правил и предписаний и не даёт прямой связи с Богом (см. сравнительную таблицу). Мусульмане взяли на веру изречения Мухаммеда, который никогда не общался с Творцом напрямую и придали божественные свойства книге с записью этих изречений – Корану. При этом они упорно не желают принимать веру в Живого Бога, Который воплотился, снизошел к падшему человечеству для его спасения, открыл Себя для общения со всеми людьми. Живой Бог отвергает формализм в отношении Себя и говорит: «Сыне, дай Мне твоё сердце!». Ему нужно именно человеческое сердце, а не правильно исполненные законы и обряды. Творец и Спаситель мира открыт для любого человека, который обращается к Нему с искренней молитвой и покаянием. Живой Бог просит любви к Себе, а не мертвых ритуалов, что хорошо видно из Его отношения к фарисейскому благочестию в Евангелиях.

Редакция.

Источник: azbyka.ru

Появление ислама стало событием мировой истории. Из трех мировых религий эта религия является самой «молодой».

Если буддизм и христианство возникли в эпоху, которую относят к древности, то ислам появился в раннем средневековье. Основным источником для исследования и описания первоначального ислама является Коран.


Возник ислам в среде арабов, коренных жителей Аравии. Что представлял собой аравийский полуостров в те времена?

Вокруг Аравийского полуострова находятся Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Мертвое море, а также реки Ефрат и Иордан.

Вдоль всего западного, южного и восточного побережья Аравии высятся горные хребты, которые замыкают полуостров со стороны моря и отделяют цветущие прибрежные страны от внутренней Аравии.

Середину внутренней Аравии занимает обширное плоскогорье. На север и юг от плоскогорья расстилаются бесплодные песчаные пустыни, которые занимают треть обширного полуострова.

На этом песчаном море местами разбросаны зеленые, цветущие острова – оазисы.

Иногда благодатным дождем проливаются на землю дождевые облака, задержанные аравийскими горами, но этих дождей очень мало.

Жители Аравии ждут их иногда месяцами. Радостное событие – дождь приветствуют песнями и криками. Вода наполняет овраги и русла высохших рек и бурными потоками стремится по склонам гор к морю и внутрь Аравии в пустыню, но не достигает ни моря, ни пустыни.

Аравийский зной беспощаден. В летнее время в некоторых местах он доходит до 50 градусов, потоки и реки испаряются, или уходят в землю и текут по подземным руслам.


В пустыне эти подземные реки, выбиваясь наружу журчащими ручейками, орошают безжизненные пески, появляется растительность – так образуются оазисы. Плохо орошаемая Аравия бедна растительностью, не богата и животными.

Впоследствии наукой были усвоены географические названия, употреблявшиеся жителями северо-западной части полуострова, где возник ислам.

Для них Сирия была левой стороной (Шам), Йемен – правой (таково значение этих слов); на свою собственную страну они смотрели как на барьер (Хиджаз)) между знойной, низменной прибрежной полосой (Тихамой) и высоким плоскогорьем (Недждом), где сравнительно благоприятные условия орошения позволяли заниматься скотоводством и даже земледелием. В Йемене, Хиджасе, Омане, Неджде – растительность богатая.

Здесь растут кукуруза, ячмень, просо, виноград, финиковые пальмы, в Йемене – сахарный тростник и вечно цветущее кофейное дерево.

Всегда в цветах, плодах, кофейные деревья ласкают взор разнообразием красок. Прохладный морской ветерок колеблет их темно-зеленые листья, среди которых ярко блестят белые, как снег, цветы и алые, как коралл, ягоды. Воздух напоен ароматом, спеют прекрасные плоды на гранатовых и смоковичных деревьях.


Недаром эту страну издавна называют «счастливой Аравией».

Прекрасным климатом отличается и Неджд или Высокая страна. Здесь жара не так сильна, высокие гранитные и песчаниковые хребты открыты всем ветрам, воздух всегда чистый, без особой влажности.

Возвышенности Неджда покрыты прекрасными пастбищами, здесь часто встречаются целые группы деревьев – сидр с его широко раскидывающимися, подобно дубовым, ветвями и колючий тальх.

Все плоскогорье изборождено множеством долин – широких, узких, длинных, извилистых. Долины всегда окаймляют крутые, обрывистые края.

От этих плодородных стран резко отличаются аравийские пустыни. К северу от Неджда тянется огромное пространство, покрытое красноватым песком, который после дождя и грозы принимает малиновый цвет.

От этого бесконечного красного цвета режет глаза, и кажется, что вокруг простирается огромное море, красные волны которого плещут, вздымаются и наполняют пространство своим ярким блеском. Синим шатром над этим красным морем опрокинулось безоблачное небо – ни звука, ни движенья, все пусто и мертво кругом.

Удушливый зной наполняет воздух, печет солнце, жжет раскалившийся песок… Но если показалось черное облако, которое быстро закрывает синеву неба, расползается, растет и движется по пустыне, то горе и одинокому путнику и целому каравану. Это надвигается бич пустыни, удушливый ветер – самум, который повергает в прах на своем пути все живое.


Для мореплавателей страшны морские водовороты, попадая в которые в щепы разлетаются корабли; не менее страшны для людей, находящихся в песчаном море северной Аравийской пустыни воронкообразные пропасти большой глубины, никто не может пока объяснить когда и как они возникают.

Однако еще больше опасностей представляет Красная пустыня, которая расстилается на юг от Неджда. Здесь желтоватый песок прерывается белыми пространствами, которые блестят на солнце. Если ступит сюда нога человека – он погиб. Белые пятна, резко выделяющиеся на желтом фоне пустыни – это зыбучие пески.

Они затягивают человека в свои пучины и обрекают его на неизбежную смерть. Среди этих гибельных топей особенно печальной и грозной известностью пользуется в южной пустыне «море Сафи» (Бахр аль Сафи). Арабы рассказывают, что когда-то царь Сафи, грозивший своим завоеванием арабским племенам, со всем своим войском погиб в этом песчаном море с каменистыми берегами.

До наших дней на дне его лежат груды несметных сокровищ, которых охраняют духи. Но никого не прельщают эти сокровища, суеверный ужас сильнее жажды богатства.

Переход через «Красную пустыню» очень сложен и труден, и нет здесь ни малейшей тропинки, только волну за волной можно увидеть на необъятном море песков.

Ежедневно ветер собирает эти пески в высокие холмы, которые постоянно меняют свою форму. Невыносимый зной, яркий свет, отсутствие воды и растительности лишают сил человека в этих местах. Вокруг него поднимаются высокие хребты, охватывая его со всех сторон своими белыми, прозрачными очертаниями, под ногами его раскаленный песок, кругом ни звука, нет ни птиц, ни зверей в этой безжизненной равнине.

Целые караваны исчезали без следа в Красной пустыне. Но порой перед утомленным взором путников во всей красе появляется оазис. Высоко поднимают свои верхушки финиковые пальмы и манят под свою тень, изумрудно зеленым ковром покрыт соседний с ними холм, сверкает и искриться на солнце ручеек.

Еще нестерпимее становится зной пустыни, еще мучительнее томит жажда, но опытные сыны пустыни не подгоняют своих верблюдов, они знают, что не достигнуть им зеленого холма, не утолит их жажду кристальный ручеек, оазиса нет, это только обман утомленных ярким солнцем глаз – это мираж – довольно обыкновенное явление для пустыни.

Нередко перед глазами путников появляются целые озера. Бесшумно плещут волны по их поверхности, видна легкая рябь у берегов, но… и это мираж, воды нет. Подойдя ближе, путники находят лишь дно давно высохшего озера. Как будто желая увековечить память о себе, озеро, испарившись, оставило свой образ. Так страшно шутит над человеком могучая песчаная аравийская пустыня.

В таких краях очень трудно создать единое могущественное государство. Всюду природа создала естественные границы, положила начало разобщению и разрозненной жизни Аравийского полуострова.

Побережья отделены от внутренней части страны грядою гор, Неджд окружен необозримым песчаным морем, горы и пустыни отделяют его от богатых прибрежных стран. Отдельные части побережья отделены в свою очередь друг от друга огромными скалами. Согласно с природным разделением страны, население Аравии жило в разных условиях и различными способами отыскивало себе средства к жизни.

Древними обитателями Аравийской земли были кочевники, земледельцы, скотоводы. Издавна существовало строгое различие между жителями побережья и жителями пустыни. Арабы, заселявшие прибрежные плодоносные долины, разбросанные между горами, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и торговлей.

С незапамятных времен многие арабские племена кочевали по аравийским пустыням. Для оседлых арабов местом жительства служили город и дом, для кочевых – пустыня и оазис.

Аравия граничила с Египтом, Вавилоном, Палестиной, рядом находились Персия и древнегреческие государства. Известные с глубокой древности Хиджас и Йемен, вели обширную караванную торговлю с Египтом, Сирией и другими соседними и отдаленными странами. Богатая Индия, например, присылала на кораблях свои сокровища: золото, пряности, редких животных, обезьян в Оманскую страну.

Здесь товары перегружались на верблюдов и сухим путем перевозились в южную часть Аравии, откуда, получив местные товары, а также очень чтимый древним миром ладан, караваны направлялись к Йемену, затем шли вдоль западного побережья через города Мекку, Медину и некоторые другие, направляясь в Сирию и к берегам Средиземного моря, а далее в Западную Азию и Юго-Восточную Европу.

Города Мекка и Медина, где первоначально возник ислам, являлись важными промежуточными пунктами караванного пути, который имел для них важное значение: их население обслуживало караваны и участвовало в транзитной торговле.

Однако в дальнейшем направление торгового пути изменилось и корабли поплыли из Индии прямо мимо южных и западных берегов Аравии к египетской гавани. С этих пор торговое торговое процветание стало приходить в упадок.

Правда, живой обмен местных товаров с продуктами Сирии все еще продолжался по старинному караванному пути через Мекку, но караванов стало меньше, и торговля уже не была столь обширна, как в прежние времена, когда богатая Индия снабжала Аравию своими сокровищами. Во многих странах побывали арабы в качестве купцов или воинов-наемников.

В давние времена, когда Северная Аравия жила своей первобытной кочевой жизнью, в южной части Аравийского полуострова находились богатые царства с цветущей культурой – Минейское, с городом Магином, затем Сабейское с городом Саба (Магриб). Сабейское царство было феодальным, и одним из сильных княжеств было Химьярское.

Сабейскому царю в сложной междоусобной борьбе удалось сломить Химьярское княжество и включить его в свою область. С этих пор Сабейское царство стало называться Химьярским.

К началу III века в правой области нижнего Евфрата было выдвинуто особое, полуоседлое, арабское государство Хирское с династией Лахмидов, а для противовеса ему, в конце III века со стороны Римской империи было создано такое же полуоседлое царство Гассанское со столицей Дамаском.

Около середины V века началось образование в центре Аравии – Неджде, третьего, наиболее мощного северно-арабского царства – Киндийского, которое сильно потеснило хирских Лахмидов, но в начале VI века Лахмидам удалось его сломить и оно распалось.

Центральная часть полуострова, где и возник ислам, в своем развитии отставала от северного и южных регионов. В основном здесь занимались кочевым скотоводством, виноградарством и садоводством.

Однако лишь незначительная часть арабов занималась земледелием и торговлей, большинство арабских племен кочевали по пустыне, которая сделала кочевника-бедуина неприхотливым и воздержанным.

Жилищем для него являлся простой шатер, раскинутый во время стоянки, одеждой – плащ и шерстяная рубашка, все имущество его привязано к спине верблюда. С детства он привык спать на жесткой постели, переносить нестерпимый полуденный зной, довольствоваться незначительным количеством пищи.

Финиковая пальма – единственная кормилица бедуина, которая, словно нарочно, создана для жизни в бесплодной знойной пустыне. Она не любит дождя, ей необходимо знойное, безоблачное небо, но зато ее корни нуждаются в обильной влаге.

Пальма дает бедуину все необходимое – доски, бревна, веревки, а главное – плоды, которые по несколько порой месяцев являются единственной пищей. Главным богатством для бедуина являются лошадь и верблюд.

Только верблюд делает возможным переход через зыбучие пески. Это неприхотливое животное, которое называют «кораблем пустыни», терпеливо переносит голод и жажду и в продолжение нескольких дней может обходиться без воды.

Молоко и мясо верблюда идут в пищу, из шерсти делают одежду и шатры, а навозом топят. Не будь верблюда, погиб бы бедуин в каменистых и песчаных пространствах Аравии, поэтому сын пустыни платит ему глубокой признательностью.

В своих песнях он прославляет его добродетели, новорожденного верблюжонка араб носит на руках, за ним ухаживает так же заботливо, как за родным сыном. Никогда араб не ударит своего верблюда, на ходу он подбодряет его только пением, разговаривает с ним, как с товарищем, рассказывает ему длинные истории и сказки.

Как на личную обиду он смотрит на любое неласковое слово, сказанное его любимому животному.

Лошадь араба, как и верблюд, никогда не видит от него ничего, кроме ласки. Бедуин любит ее больше всего на свете. Для него легче потерять жену и детей, нежели коня. Козы, овцы, бараны составляют стада бедуинов.

Арабу-кочевнику хорошо известны дороги и направление оазисов в пустыне. Если по пустыне продвигается целое племя, то на далекое пространство тянутся стада его овец и верблюдов. Подойдя к оазису, кочевники раскидывают шатры. Если их немного, они располагаются в виде круга, если очень много, то в виде длинного ряда, который тянется обыкновенно по берегу ручья.

Летом кочевые арабы редко остаются на одном месте дольше трех, четырех дней. Как только скот съел траву вокруг ручья, они передвигаются дальне по пустыне, а вновь отрастающая трава кормит скот следующего племени. Так с незапамятных времен переходили с места на место бедуины, разделенные на множество мелких племен.

Внутри арабских племен выделялась племенная знать, обогащались наиболее удачливые участники караванной торговли, приобретавшие, владельцы крупных стад и участков обработанных плодородных земель.

Для арабов близкие родственники были всегда уважаемыми прочными союзниками, а степень родства определяла наследование имущества. Важным считалось происхождение, к которому арабы относились почтительно, уважительно и серьезно. Они хорошо знали историю многих поколений своих родственников.

В доисламский период арабы веровали во множество богов и каждое племя поклонялось своему богу.

Почитали камни, особенное метеоритного происхождения, поклонялись идолам, изображавших тех или иных богов или демонов. К святилищу, где находилось изображение идола, его почитатели совершали регулярные паломничества, а кроме них, к нему собирались и люди других племен, которые стремились использовать скопление паломников для торговли.

Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога своего племени, лично пообщаться с ним и таким образом впитать в себе часть его силы. Идолам приносили жертвы, обычно скотом.

Если племя имело своего идола, то в его составе должен был находиться жрец (кахин), в обязанности которого входило обслуживание идола и руководство ритуалом жертвоприношения. Так как молитвенный ритуал еще не был разработан арабами, роль молитв могли играть стихи разных местных поэтов, которые обычно жили при вожде племени.

Дар стихотворчества рассматривался как результат благожелательного отношения к его обладателю со стороны джиннов – особых существ, по представлению арабов, состоявших из воздуха и огня.

Считалось, что у поэта (шаира) имеются личные связи в мире сверхъестественных существ, и его произведения могут оказывать влияние на отношение джиннов к людям.

Шаиры воспевали силу, гордость, мужественность, храбрость арабов, битвы и войны, женскую красоту и любовные отношения, философские проблемы жизни, пейзажи и красоты природы. Порой святилища, где поклонялись божествам – покровителям отдельных племен и родов, приобретали важное значение как торговые пункты, где велась торговля между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, которая в силу географического, экономического и религиозного положения пользовалась особым статусом торгового и религиозного центра.

Считается, на первоначальный характер новой религии – ислама, созданной Пророком Мухаммадом, оказали существенное влияние доисламские древние верования и культы, а также иудаизм, маздеизм и христианство.

Пророк Мухаммад родился летом 570 года в Мекке в доме, который располагался близи храма Каабы. Его матерью была Амина, которая горячо заботилась о нем, оберегая его от бед и несчастий.

Отцу Мухаммада Абдаллаху не довелось увидеть своего своего сына, он умер на пути из Сирии в Мекку вскоре после рождения сына, которому предсказывали великое будущее.

Когда Мухаммаду исполнилось шесть месяцев, на воспитание его взяла Халима из племени кочевников Бану Саад. У нее он рос четыре года.

Став взрослым, Мухаммад всегда с теплотой вспоминал свою воспитательницу и ее нежную заботу о нем. Мусульманское предание сообщает о множестве знамений, окружавших Мухаммада с детства и указывавших на его пророческое избранничество.

Так, в любую жару Мухаммада осеняло небесное облако, а ветви деревьев преклонялись перед ним. Несмотря на трудности с кормом скот Халимы всегда давал молоко.

А однажды, когда Мухаммад за шатрами бедуинов пас ягнят, двое в белых одеждах подошли к мальчику извлекли из его сердца черный сгусток крови, затем сердце омыли и очистили внутренности мальчика снегом из золотого таза.

Все это видел молочный брат Мухаммада, который и рассказал об увиденном своим родителям. После рассказа, перепуганные родители выбежали из шатра, опасаясь за жизнь Мухаммада, Однако Мухаммад был жив и невредим.

Об этом событии несколько раз упоминал и сам Мухаммад, считавший, что ангелы по указанию Бога очистили его от пороков, греха и скверны на всю жизнь.

Приблизительно в шесть лет Мухаммад остался полным сиротой. Со своей матерью Аминой он ездил в Медину, вскоре после поездки она умерла. Воспитанием Мухаммада занялся Абд аль-Муталлиб – дед Мухаммада, мудрый и почитаемый человек, вождь одного из кланов.

Однако через два года дед умер. Опекой Мухаммада по завещанию деда занялся его старший сын Абу Талиб, ставший главой клана хашимитов. Он был хорошим купцом, возглавлял купеческие караваны и пользовался высоким авторитетом среди богатых и влиятельных жителей Мекки. Мухаммад был любимым племянником дяди Абу Талиба, которому очень нравился не по годам сообразительный и расторопный мальчик, быстро вникавший в премудрости торговли, умевший прекрасно обращаться с главными животными пустыни – верблюдами.

Мухаммад порой приходил на ярмарки, базары, знакомился с жизнью иноземцев, прибывшими с караванами в Мекку для торговли, слушал различные рассказы о путешествиях и приключениях.

В десять лет Мухаммаду доверяли пасти стада овец и верблюдов, что было очень непростой и почетной обязанностью.

С 12 лет Абу Талиб стал брать своего племенника в торговые путешествия. Во время одной из войн, когда Мухаммаду исполнилось 15 лет, он был был оруженосцем у своих родственников.

Долгие годы Мухаммад постигал искусство вождения караванов, ведения купеческих дел, заключения сделок, и к 20 годам достиг в этих делах совершенства, став примерным специалистом, честным, добросовестным, умным, деловым, справедливым, с прекрасным характером и репутацией. Многие соплеменники называли его Правдивым и Честным.

К 25 годам Мухаммад отличался благородством, благочестием и умением вести торговые дела. Работал он у зажиточных купцов, но к богатству не стремился. Все больше его стали увлекать проблемы религии. Многие ханифы-богоискатели предсказывали Мухаммаду, что скоро явится миру новый пророк, через которого Бог-Аллах пошлет людям истинное знание и веру тем людям, что заблудились и не знают, ради чего живут на земле, какому богу следует поклонятся, что их теперешние языческие боги не смогут им обеспечить счастье на земле и вечную, блаженную жизнь на небесах.

Вскоре Мухаммад поступил на службу к богатой вдове Хадидже и весьма успешно вел ее торговые дела, что способствовало его активному общению с представителями разных народов и религий. Однажды Хадиджа попросили Мухаммада доставить ее товары в Сирию, по возможности выгодно продать, закупить новые товары из Персии, Греции и Сирии и привезти их для продажи.

Это была очень трудная и сложная торговая операция, которая потребовала от Мухаммада проявления незаурядного торгового мастерства. Мухаммад блестяще справился с ней. После ее успешного завершения богатая вдова стала получать Мухаммаду проводить самые крупные торговые дела.

Через некоторое время Мухаммад женился на Хадидже и, несмотря разницу лет (вдова была на 15 лет старше), брак их был счастливым.

Мухаммад был отличным коммерсантом, однако из-за большой конкуренции получать большие доходы на торговле было очень сложно. Любовь Мухаммада и Хадиджы крепла, приносила им много радости, счастья и компенсировала некоторые торговые неудачи. За 20 лет совместной жизни Хадиджа родила нескольких детей: два мальчика и четыре девочки. Мальчики прожили недолго и умерли, а самая младшая из дочерей – Фатима осталась жить вместе с Мухаммадом и Хадиджей. Она была любимой дочерью отца, пережила его и оставила потомство.

После смерти Хадиджи у Пророка были еще жены, но ни одна из них, насколько известно, не оставила ему наследников.

Источник: kartaslov.ru

История возникновения Ислама

 

История возникновения Ислама берет свое начало от Мухаммеда, члена арабского племени курайшитов. Возник Ислам в Центрально-Западной части Аравийского полуострова, в районе современной Мекки. Мухаммед являлся реальным человеком, который жил с 570 по 632 г. нашей эры. Он утверждал, что получил откровение от архангела Гавриила в 610 г. нашей эры, чтобы быть пророком для арабских народов, проповедуя монотеизм и веру в Аллаха. Его движение начиналось медленно, но когда он переехал в Медину, оно стал набирать обороты. Позже, Мухаммед вернулся и завоевал Мекку. После его смерти его войска покорили большую часть Аравийского полуострова. Благодаря физической силе и убеждениям Ислам распространился в Северной Африке и на Ближнем Востоке, достигнув Индии примерно в 11 веке.

Ветхий Завет утверждает, что Измаил, сын Авраама, переехал в область, которую мы сейчас называем «Аравия». Утверждается, что арабские народы являются прямыми потомками Измаила. Мусульмане считают это правдой. Они считают, что обещанный сын Авраама в книге Бытие на самом деле Измаил, а не Исаак. Они утверждают, что Авраам отправился в Мекку с Измаилом и поклонялся там единственному истинному Богу в Каабе, каменному идолу в Мекке. Не существует внешних доказательств для проверки этого утверждения и свидетельств того, что Авраам делал это путешествие. Что мы можем с уверенностью сказать, это то, что Измаил определенно не основал религию ислам, потому что он умер более двух тысяч лет назад, прежде чем религия была основана Мухаммедом. Мухаммед, безусловно, не утверждал, что Измаил основал ислам, но он утверждал, что был пророком в духе Авраама, Измаила, Моисея.

У меня есть целая презентация, посвященная возникновению религии Ислама. Вы можете пройти в раздел, посвященный презентациям на моем сайте (http://evidenceforchristianity.org/) и нажать далее на соответствующую ссылку. Для вас может быть полезно посмотреть материалы, посвященные этой религии. Я полагаю, что Коран вы уже прочли, так что вы можете ответить вашим друзьям-мусульманам почему Иисус и есть Мессия, о котором говорил весь Ветхий Завет.

Я также предлагаю вам прочитать Коран для себя, так что вы сможете быть готовыми ответить вашим друзьям-мусульманам, почему Иисус действительно является предсказанным Ветхим Заветом Мессией.

Кстати, наша организация (Apologetics Research Society) только что проспонсировала дебаты между иудеем (Rabbi Shmuley Boteach), мусульманином (Imam Shabir Ally) и христианином (Даглас Джакоби). Вы можете получить свою копию DVD на сайте: www.ipibooks.com

 

Джон Окс

Перевод: Сергей Дяченко

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».



  • Подписаться на новости
  • Христианские тесты онлайн
  • Задать вопрос

Источник: icocnews.ru

Считается, что история ислама в Аравии и мире в целом олицетворение Мухаммада

Из-за отсутствия на территории какого-либо политического союза и организованного правительства между арабами постоянно происходили конфликты и войны. Племенные распри, набеги и грабежи одного племени другим были обычным явлением Арабской жизни в то время. Суеверие, неограниченная свобода и неограниченное наслаждение господствовали в арабском обществе. Множественность жен и мужей была в порядке вещей. Прелюбодеяние было распространено среди доисламских арабов. Положение женщин в арабском обществе крайне унизительно, к ним относились как к движимому имуществу и с презрением. Рождение ребенка женского пола считалось великим проклятием, и девочки часто были заживо похоронены бессердечным отцом. Женщины доисламских времен не имели никакого статуса в обществе.

В экономическом отношении доисламское арабское общество было примитивным. В стране было мало сельского хозяйства, а люди вообще жили благодаря разведению овец и крупного рогатого скота. Лишь немногие из них вели торговлю с соседними странами, которые становились богатыми и преуспевающими в этом обществе.

Возникновение ислама

Первобытные арабы следовали примитивным формам религиозной веры. Они были идолопоклонниками многих богов.

Именно в этом идолопоклонническом состоянии и социальных потрясениях конфессия Ислам возникла в Аравии.

Возвышение пророка Мухаммеда

Важно отметить, что мы не можем говорить об истории ислама и её сути без предварительного обсуждения жизни пророка (прорицателя) ислама, его рождения и воспитания.

Пророк Мухаммад (Мухаммед) родился в Мекке в 571 году нашей эры. Он потерял отца еще до того, как родился, и до того, как ему исполнилось десять лет потерял почти всех близких родственников. Однако он был воспитан своим дядей Абу Талибом, которого часто сопровождал в караванной торговле в Сирию. Хотя у него не было возможности получить школьное образование, все же он смог развить высокую мораль, мягкий характер, честность и надежность во всех своих социальных отношениях, тем самым завоевав доверие многих вокруг него. Он был одарен мудростью, умом, прямотой и прославился в народе благодаря своим сочувственным характером и лидерским качествам. Эти качества Мухаммеда стали известны богатой деловой женщине Хадидже, которая нуждалась в надежном человеке, чтобы заботиться о ее бизнесе. Мухаммед принял предложение управлять бизнесом Хадиджи, который стал процветать в руках Мухаммеда. Привязанность между ними росла, и по инициативе Хадиджи Мухаммад женился на ней. Ему тогда было 25 лет, а ей – 40. Будущий Пророк вел очень простую жизнь в своей пище, одежде и вещах.

История ислама утверждает, что до её возникновения Мухаммед часто уходил от суеты и общественной жизни к медитативным усилиям в пещере Хира. Именно в один из таких медитативных моментов у него открылся пророческий дар. С этого времени он стал пропагандировать религию Ислам.

Суть и смысл Ислама в  протесте против идолопоклонства, неравенства и злых путей общества и предписывает, что его последователи должны вести чистую, простую и достойную жизнь.

Верующие этой новой веры называются мусульманами.

Мухаммад начал проповедовать истинную веру ислама среди мекканцев. Его жена Хадиджа первой поверила в новую религию, за которой последовали некоторые из тех, кто знал его близко. Новая религия не выросла значительно в первые четыре года, имея только 40 новообращенных в этот период. Он начал распространять ислам среди близких родственников, друзей и людей своего племени, курайшитов, которые начали относиться к новой религии с пренебрежением. Сначала курайшиты пытались отговорить его, но когда они увидели, что это не сработает, они прибегли к внешнему проявлению агрессии против Мухаммеда, новых верующих и их новой веры.

Когда преследование курайшитов стало невыносимым и в 622 г. он переехал в Мадину. Именно в Мадине новая вера расцвела, пустила корни, принесла плоды обращения и распространения в дальние и ближние регионы.

Эта религия считает, что Пророк Мухаммад был величайшим революционером и величайшим человеком, которого когда-либо создавал мир. В течение короткого промежутка всего в двадцать лет он вызвал далеко идущие изменения в религиозной, социальной и политической жизни мира. Считается, что основатель ислама был всемирным прорицателем. История ислама говорит, что именно Мухаммаду было ниспослано священное писание Коран. Вот когда был написан Коран.
Действительно, вера  была уникальной. Его религия произвела революцию не только в религиозной и политической сферах, но и во всех других сферах жизни будь то материальная или духовная.

Пророк Мухаммад успешно проводил свои массажи для человечества. Его пришествие дало мусульманам Новый Свет, возрожденную веру и фактически новую культуру. В его учении, араб не имеет превосходства над неарабом; и тот, кто не араб, не имел превосходства над тем, кто араб.

Его учение всегда было в согласии с предписаниями Корана: “лучший из вас в глазах Бога – это тот, кто больше всего осознает свои обязанности перед человечеством”.

Основы сути исламской мысли

Ислам является всеобъемлющей религией, которая заботится о духовном и материальном благополучии мусульман. Он также заботится о политической и социальной жизни мусульман. Это религия, которая показывает по-своему происхождение человека. Это цивилизация, которая обеспечила жизнь и смерть как два великих явления. Исламская цивилизация пытается ответить на три великих вопроса о человеке, а именно: «кто я», «откуда я пришел», «куда я возвращаюсь».

История Ислама отмечает, что никакая цивилизация не стоит, если она не может ответить на вышеупомянутые вопросы. Эта религия считает, что смерть – это не конец всей жизни, и цивилизация, которая не может сказать человеку, куда он идет после смерти, – это не цивилизация, а заблуждение.

В течение всей жизни смысл Ислама обеспечивать справедливость, равенство, равноправие и хорошие социальные отношения между мужчинами и женщинами. Женщины, которые раньше подвергались избиениям и насилию, как и до появления ислама, теперь занимают главенствующее место в том, что касается социального взаимодействия. В Исламе слабые физически, пожилые, менее привилегированные и больные должным образом охвачены пакетом социального обеспечения.

Эта религия проповедует сплоченность семейной жизни, и социальные преступления, такие как кражи со взломом, изнасилования, самоубийства, грабежи на дорогах, уличное насилие, грабежи и торговля наркотиками, по крайней мере должны пресекаться.

Основные принципы, на которых базируется исламская религия

Важно отметить, что ислам не знает различия между духовной и мирской сферой, между религиозной и светской деятельностью. Оба царства образуют единство под всеохватывающей властью шариата.
Духовное и временное – две взаимодополняющие стороны религиозного закона. Халиф или имам является наместником пророка и защитником веры. Все верующие, как халиф, так и труженик, равны перед Законом Божьим.

Правительство, его органы власти и имущество находятся в доверительном управлении и должны быть вверены богобоязненным, честным и справедливым; и никто не имеет права эксплуатировать их способами, не санкционированными или отвратительными шариату.

Принцип монотеизма

Принцип единобожия – это исламская вера в то, что существует единственное божество. Создатель всего сущего, который создал небеса, землю и все, что на ней находится, является единственным, кому поклоняются все. Это божество является создателем, питателем и опорой Вселенной.

Смысл ислама в том, чтобы положить конец поклонению многим богам, которые были известны арабам. В попытке искоренить политеизм, Ислам на ранней стадии столкнулся с оппозицией со стороны тех, чьи экономические интересы не были уничтожены идолопоклонством из-за денежных выгод, которые они получили там.

Божественный монотеизм – это поклонение одному высшему божественному существу, Аллаху. Это основополагающая истина исламской религии. Ислам предписывает своим последователям вести чистую, простую и достойную жизнь. Нет большего греха в Исламе, чем политеизм.

История ислама утверждает, что величайший возможный грех – поклоняться чему-либо или кому-либо, кроме Бога, даже если поклоняющийся намеревается приблизиться, предлагая преданность другому существу.

Общее братство человечества

Ислам учит, что человечество возникло из общего источника – Адама, опровергая по мнению этой конфессии ложную теорию о том, что человек произошел от обезьяны.

Эта религия утверждает, что человек был создан Богом по его образу, а не по образу какого-либо животного. Если человек эволюционировал от животного, то он не мог выполнить цель на Земле.
Поскольку человек был представителем (наместником) Бога, он послал ему религию ислама через своего избранного пророка. Пророк был воспитан в племенной Аравии, где не было понятия о национальном единстве.

Прорицатель призвал к единству и братству Ислама, братству людей, связанных между собой только сознанием общей веры и общим нравственным мировоззрением.сиысл ислама
Эта религия говорит, что все люди – творения одного Бога, все они равны. Ислам считает, что различия в цвете кожи, расе, классе или территории являются чистыми иллюзиями. Людей следует уважать не потому, что они здоровы или могущественны или принадлежат к определенной расе, касте или территории, а потому, что они являются людьми, которые произошли от общего отца (Адама). Именно по этой причине Пророк Ислама на протяжении всей своей жизни приводил практические примеры братства. Чтобы подтвердить или продемонстрировать человеку, что он имеет общее происхождение и что люди являются братьями, независимо от их расы или цвета кожи Бог обещал всегда посылать пророков. Их ответственность заключается в том, чтобы они направляли человека по правильному пути, который он должен пройти во время своего земного пребывания. Эти пророки должны были вести человека так, чтобы он мог соблюдать и повиноваться предписаниям Аллаха и препятствовать человеку жить неблагородной жизнью.

Цель творения человека

История ислама утверждает, что Аллах создал человека с великим планом и целью. Что жизнь – это дар от Бога, поэтому человек должен наилучшим образом использовать этот дар и работать праведно. Человек должен выполнять свои обязательства перед Творцом, а также перед своими собратьями. Человеку как представителю Бога на земле заповедано повиноваться Богу. Послушание заповедям Аллаха – это то, что окутывает все другие обязанности, потому что без послушания все, что мы делаем, не будет приемлемо для него. Преступник не может сделать ничего хорошего для своей страны, пока не излечится от всех своих преступных наклонностей. Угодить Богу во всем – это долг всей жизни. Бог ненавидит лицемеров, поэтому в намерениях и действиях человека должна быть полная искренность.

Исламский шариат определяет образ жизни, основанный на вере и добрых делах. Жизнь по законам шариата подразумевает, что человек должен делать добро и воздерживаться от всего, что запрещено Аллахом и его пророком. Аллах благой и не принимает ничего, кроме добра.

Как основополагающий принцип Ислама, цель человека на земле – быть достойным представителем Аллаха.
Он должен жить праведной и святой жизнью во всем послушании и подчинении всему шариату. Человек также обязан служить своим ближним, показывая им путь к религии и оказывая им помощь другие физические помогает своим соседям, в том числе жить мирно с ними.

День расплаты/отчетности

День расплаты и день подотчетности является основополагающим принципом истории Ислама. Суть ислама, что для каждого человека, который когда-либо проходил через этот мир, наступает день, когда он будет призван дать отчет о своем управлении на Земле.
В Исламе смерть неизбежна, и она может прийти в любое наименее ожидаемое время независимо от старения организма человека, и это может быть где угодно и любыми средствами. Ангел смерти получает власть над всем человечеством.
Поскольку смерть неизбежный факт, человек должен быть честным, бескорыстным и заслуживающим доверия с неоспоримой моральной честностью.
Он должен всегда сознавать, что если когда-либо Аллах найдет его желающим, он столкнется с тяжелым и страшным наказанием.

Награда и справедливость

Справедливость – это еще один из основополагающих принципов заложенных историей Ислама. Религия учит, что каждый человек будет вознагражден в последний день в соответствии с работой каждого человека. Все те, кто повинуются предписаниям и живут праведной жизнью, будут вознаграждены блаженной жизнью на Земле и блаженной жизнью на небесах после смерти. Но непослушный и гнусный человек, который жил испорченной жизнью, находясь на Земле, будет вознагражден адом и вечным наказанием.

Это справедливо: что все, что человек сеет, он также пожнет.

Поэтому, если человек следует путем праведности и благочестия (который он волен выбирать и следовать), он будет вознагражден в этом мире и в следующем. В этом мире он будет жить мирной и довольной жизнью, а в будущей жизни он получит право на небеса вечного блаженства, аль-Джанна. Если он изберет путь безбожия и зла (который он в равной степени свободен выбирать и следовать), его жизнь будет жизнью разврата и разочарования в этом мире, и в будущей жизни он столкнется с перспективой той обители боли и страдания, которая называется адом.

Миссия человека на Земле

Эта религия проповедует, что одной из миссий человека на земле, помимо того, что он является представителем Бога, является послушание предписаниям или законам, которые посланы человеку.
От человека также требовалось быть справедливым и беспристрастным во всех отношениях с другими людьми.суть ислама
История ислама утверждает, что человеку был дан кодекс жизни. Ислам, отношение полного подчинения Аллаху, Творцу человека и всей Вселенной. Именно эту религию Адам как первый человек передал потомству. Последующие поколения постепенно сошли с этого правильного пути. Либо они потеряли первоначальное учение через небрежность или они намеренно фальсифицировали и искажали его.

Религия проповедует, что хотя человек сошел с пути истины, пренебрег или исказил шариат или даже отверг кодекс божественного руководства, Аллах не уничтожил их и не вынудил встать на правильный путь. Принудительная мораль не соответствовала той автономии, которую он дал человеку. Вместо этого Бог назначил некоторых добрых людей из самого человеческого общества, чтобы направлять людей на правильный путь. Эти люди уверовали в Аллаха и жили в послушании ему. Он почитал их своими откровениями, давая им знание реальности. Эти люди известны как Пророки, которым было поручено распространять послание Аллаха среди людей.

Соответственно, миссия человека Земли состоит в том, чтобы служить представителем Бога для наблюдения за флорой и фауной, растениями и человеком, человеком и растениями. Он должен обеспечить непрерывность флоры и фауны, чтобы каждый элемент мог развиваться до своего высшего существования, поэтому Бог не ожидал, что человек будет подвергать опасности природу, прямо или косвенно.

История ислама исключала войны человека против своего ближнего, но на протяжении многих поколений человек, ведя различного рода войны, не только уничтожал своих собратьев, но и уничтожал природу.

Источник: v-nayke.ru

«Ислам» переводится как «покорность Аллаху». Приверженцы религии ислама называют себя «муслим», что на арабском, по сути, означает «преданный Аллаху». На русском это слово преобразовалось в слово «мусульманин».

Возникновение ислама

Время возникновения ислама относят к первой половине VII века, место возникновения — запад Аравийского полуострова. В те времена главными городами региона были Мекка и Ясриб. Позже Ясриб был переименован в Медину. Сегодня эти города находятся на территории Саудовской Аравии. Основателем ислама является Великий Пророк Мухаммед, или, если ближе к арабскому произношению, Мухаммад (не путать с Магометом!).

Мухаммад родился в Мекке в 570 году, а умер в Медине в 632-м. Он был пастухом, но после брака с богатой вдовой стал купцом. В 610 году ему явились «видения» — он обрел способность видеть то, чего не могли увидеть другие люди и «речения» — он слышал голоса ангелов и даже самого Аллаха. Эти голоса диктовали ему содержание Корана — священной книги, и велели ему проповедовать веру в Аллаха, искореняя многобожие. По этой причине Мухаммад и начал свою деятельность проповедника. К концу VII века ислам разделился на шиизм (от «шиа» — «группировка» или «партия») и суннизм (от «сунна» — «пример», «образец», «путь»). В VIII веке от шиитов отделилась еще одна ветвь ислама, ее сторонники назвали себя исмаилитами (в честь Исмаила — исламского духовного лидера VIII века). Таким образом, тремя основными конфессиями ислама являются суннизм, шиизм и исмаилизм, хотя на самом деле их гораздо больше. Однако наиболее распространенной остается суннизм, который исповедуют 80 % мусульман всего мира.

Территории ислама

Ислам исповедует около 1,5 миллиарда жителей Земли, что составляет более 22 % населения всего мира. Исламские уммы (общины) есть в 120 странах мира, в основном это Азия и Африка. В 35 из них ислам проповедует большая часть населения, а в 28 странах ислам признан официальной религией. В большинстве исламских стран большая часть верующих — сунниты и лишь в 4-х шииты (Ирак, Иран, Бахрейн и Азербайджан).
В России ислам является второй по распространённости религией после православия. В трех регионах России преобладают мусульмане — это Северный Кавказ, Татарстан и Башкортостан.

Тексты Ислама

Священные книги ислама делятся на две категории. В первую категорию входит лишь одна книга — это, собственно, сам Коран. «Коран» в переводе с арабского означает «чтение вслух». Во вторую категорию входит собрание священных книг, под общим названием «Сунна» («образец»). Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия). Небесный Коран вечен, он был и будет всегда. Он хранится у Аллаха. Земной Коран существует во множестве экземпляров. Однако точной копией Корана может быть только земной Коран, изложенный именно на арабском. Аллах диктовал Коран ангелу Джабраилу, а тот — пророку Мухаммеду, затем уже Мухаммад в форме проповедей передал Коран ученикам. Коран состоит из 114 сур (глав). Суры, в свою очередь, делятся на аяты (знамения).
Сунна — это собрание изречений Мухаммеда, а так же изложение его жизненного пути. Таким образом, Сунна является собранием хадисов (рассказов) Долгое время они передавались изустно, и лишь позднее, в IX–X веках, были записаны богословами Бухари, Маджа, Нисаи, Сиджистани, Нишапури и Тирмизи. Они признаются авторами и составителями сборников хадисов о жизни Мухаммада.

Джинны и ангелы в исламе

Ислам принимает существование сверхъестественных существ, которые делятся на шесть групп: Аллах (т.е. Бог), ангелы, добрые джинны, злые джинны, гурии, а также Бурак. Слово «Аллах» воспринимается верующими как имя собственное. По мусульманскому вероучению Он существует в единственном лице, троицу ислам не признает. Аллах создал землю, всех живых существ, семь небес (на седьмом небе находится рай), а ниже первого неба — ад. Над седьмым небом помещается трон, на котором восседает Аллах, который управляет Вселенной.
Джинны — это духи, особого типа живые существа, которых Аллах создал из огня, они бывают добрыми и злыми. Изначально они все были злые, но после проповеди Мухаммада, в которой он обратился к джиннам, некоторые из них волшебным образом перевоспитались и стали содействовать Мухаммеду, а позже его последователям, в распространении ислама. Среди злых джиннов выделяются особо опасные, их ещё называют «шайтанами». Джинны в обычном виде уродливы, на ногах у них копта, но они могут менять внешность и принимать человеческий облик.
Еще одно интересное существо в мифологии ислама — это Бурак (в переводе с арабского «Молниеносный») . Это крылатая лошадь с человеческой головой, которая мгновенно достигает объекта, находящегося в ее поле зрения. В Коране она не упоминается, но в сказаниях ислама есть упоминание о том, что однажды ночью к Мухаммеду явился ангел Джабраил вместе с Бураком. В мгновение ока Бурак переместил пророка из Мекки в Иерусалим для того, чтобы по лестнице, спустившейся с неба, Мухаммед мог подняться вверх для беседы с Богом.

Посланники и пророки в исламе

Пророки или «наби» — это люди, которым Бог дал задание вещать истину. Согласно вероучению, их было 124 тысячи человек. Среди них 313 считаются «расулами» или посланниками. Это пророки, получившие от Аллаха письменные откровения.
Среди расулов особо почитаются девять, их еще называют «стойкими пророками». Восемь из них совпадают с христианскими: Ной (Нух), Иаков (Якуб), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иосиф (Юсуф), Давид (Дауд), Иов (Айюб) и Иисус Христос (Иса). По мнению мусульман, Иса — великий пророк, но не Бог, как считают христиане. Из всех стойких пророков наибольшим почтением пользуется девятый — Мухаммед, он считается последним пророком и самым великим из них. Ведь именно ему Аллах передал самое полное письменное откровение, т.е. Коран.
Два крупных мусульманских праздника посвящены жизни Мухаммеда: мавлюд — День рождения посланника Мухаммеда и мирадж — день его вознесения для беседы со Всевышним.

Душа в исламе

Мусульманское учение о душе во многом совпадает с тем учением о душе античных христиан. Таким образом, мусульмане считают, что душа, в отличие от тела, — это невидимая сверхъестественная сущность человека. Она независима от тела, то есть может существовать и без него. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог, и сотворил их бессмертными.

Жизнь после смерти в исламе

Загробный мир в исламе делится на джанну (рай) и джаханнам (ад). В рай после смерти отправляются праведники, а в ад, соответственно, — грешники. Праведники — это те люди, в жизни которых преобладают добрые дела, тогда как у грешников — плохие. Если у христиан пребывание и в аду или раю считается вечным, то мусульмане считают, что обитатели ада делятся на постоянных и временных. Последними являются мусульмане: какие бы страшные грехи они ни совершали, рано или поздно их переведут в рай.
Пребывание в загробном мире у мусульман делится на два этапа — до Судного дня (души пребывают там без тел) и после Судного дня (души вновь обретут свои тела). В Судный день, как только протрубит ангела Исрафиль, все живые сначала умрут, а затем все когда-либо умершие разом воскреснут. После чего все люди, один за другим, пойдут по мосту Сират, который протянут через пропасть над адом в рай. Он тонок, как волос, и остёр, как лезвие меча, и только праведник может пройти по нему, не свалившись в ад.

Правильный ислам, законы шариата

Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат (в переводе с арабского «правильный путь»). Шариат — это свод правил, одобренных исламскими авторитетами, т.е. это правила взаимодействия между людьми как юридические, так и нравственные. Шариат состоит из указаний что нужно обязательно делать, что можно не делать, и чего ни в коем случае делать нельзя. Шариат опирается на тексты Корана и Сунны. Однако толкования этих писаний могут быть разные. В одно и то же время шариаты разных стран принимали различные правила поведения. Более того, эти нормы могут меняться. К примеру, в Афганистане шариат 80-х годов позволял женщинам не скрывать лица чадрой, и даже мужчинам было позволено не отращивать бороды. В 90-х годах шариат Афганистана запретил женщинам находиться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам брить бороды. Из-за этих различий зачастую происходят споры между мусульманами, и даже целыми исламскими государствами.
Шариат подразумевает также и пищевые запреты. Мусульманам запрещено есть свинину и употреблять алкоголь. Под запретом так же мясо крабов, раков, акул и хищных животных. В ряде стран шариат содержит так же и меры наказания за нарушения предписаний. Это может быть публичная порка, тюрьма, отсечение руки и даже смертная казнь.

Как принять ислам и как молиться

Молитвы в исламе бывают трех видов: шахада (свидетельство о вере), намаз (ежедневная 5-кратная молитва) и дополнительная молитва.
Шахада — это краткая фраза на арабском: «Ля ильляха ильляляху ва Мухамадун расуль льляхи», что в переводе означает «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его». Шахаду можно произносить лишь по-арабски, она повторяется несколько раз на дню, а также обязательно включается остальные виды молитв.
Если немусульманин выразил желание принять ислам, после чего произнес шахаду в присутствии двух мусульман мужского пола, он становится мусульманином.
Намаз — ежедневный молитвенный цикл, совершаемый пять раз в сутки. Намаз включает в себя словесные формулы на арабском языке, определенные позы и определенные движения. Эти слова, позы и движения вместе называются «ракат». Первый намаз происходит на рассвете (2 раката), второй — в полдень (4 раката), третий — между полуднем и закатом (4 раката), четвертый — после заката (3 раката), и пятый — перед сном (4 раката). Перед намазом мусульманин обязан совершить омовение. Женщины молятся отдельно. Намаз может совершаться как в мечети, так и вне ее.
Дополнительные молитвы — это те, которые не являются ни шахадой, ни намазом, они нужны для того, чтоб выразить свои просьбы Аллаху. Текст таких молитв верующий составляет сам. Эти молитвы совершаются как правило на родном языке и могут быть произнесены в любое время дня или ночи.
Все молитвы мусульмане совершают обращаясь в сторону Мекки.

Что такое джихад в исламе

Каждый мусульманин обязан принимать участие в борьбе за веру или в «джихаде» (в переводе означает «усилие» или «старание»). Различают четыре вида джихада.
1. Джихад меча. Это вооруженное участие в борьбе с неверными. Например, в 80-х годах воевали между собой Иран и Ирак, поскольку духовное руководство этих стран назвали соседей «неверными».
2. Джихад руки. Чаще всего джихад руки применяется старшими членами семьи по отношению к младшим. Т.е. это мера воспитания.
3. Джихад языка. Это обязанность верующих одобрять или осуждать окружающих за их благочестивые или неприемлемые поступки.
4. Джихад сердца. Это борьба мусульманина с собственными несовершенствами.

Паломничество в Мекку

Паломничество в Мекку обозначается словом «хадж». Обязательной целью для паломников является только Мекка, однако большая часть паломников посещают еще и Медину (город в 450 км от Мекки, где умер Мухаммед).
Если мусульманин имеет физическую и материальную возможность совершить хадж, он обязан хотя бы один раз в жизни это сделать сам или послать своего заместителя (это допущение появилось в позднем исламе). Мусульманин обязан обеспечить заместителя всем необходимым для паломничества, а тот, в свою очередь, обязан привезти свидетельство о совершённом хадже. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц лунного года (зу-ль-хиджжа). Хадж делится на обязательную часть (дни календаря, когда паломники должны быть в Мекке) и дополнительную часть (в это время паломники посещают Медину и другие святые места). Паломники прибывают в Мекку к 7-му числу месяца зу-ль-хиджжа и обязаны быть в Мекке или ее окрестностях 7 дней, совершая предписанные для каждого из 7 дней обряды. Вот эти обряды:
обход Каабы (священное здание во дворе главной мечети в Мекке),
испитие воды из святого источника,
7-кратная пробежка между двумя холмами (расстояние между ними около 300 метров),
7-часовое молитвенное стояние у горы Арафат в долине, находящейся в 18 км от Мекки,
собирание семи камней в другой долине,
забрасывание этими камнями столба, символизирующего Шайтана, в третьей долине,
приношение скота в жертву.
Мусульмане используют лунный календарь, поэтому время паломничества может оказаться в любом григорианском месяце. Ежегодно хадж совершают более 2 миллионов мусульман. В обязательные семь дней хаджа мусульмане одеваются в ихрам. Это два отреза белой ткани без швов, в них нужно искусно завернуться и ежедневно повторять шахаду не менее 100 раз.

Пост в исламе

В девятый месяц лунного календаря (рамадан или рамазан) мусульмане, согласно шариату, соблюдают пост или «саум». В это время следует полностью воздерживаться от пищи, питья, курения и развлечений в светлое время суток. От этого поста освобождаются те, кто по объективным причинам не может его соблюсти, а именно: участники военных действий, пленники, путники, больные. Освобождение от поста в месяце рамадан таким лицам дается с условием соблюдения этого поста в другое время. Без всяких условий от поста освобождают детей, стариков, беременных и кормящих женщин.

lazarev.ru

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.