Точное количество религий, которые существуют сейчас в мире, неизвестно. Их число насчитывается от 400 до 5 000, в зависимости от подхода автора к определению религии.

Как сообщают «Аргументы и факты», религии разделяют по количеству богов, которым поклоняются последователи: вера во множество богов — политеизм, а в одного бога — монотеизм.

Одна из самых популярных классификаций религий — их разделение на мировые, региональные и местные. Мировые верования объединяют людей вне зависимости от их национальности, языка, гражданства. Такие религии получили распространение на всех континентах и в большинстве стран мира, объединяя крупные общности последователей. Согласно российской религиоведческой традиции, к мировым религиям относят христианство, ислам и буддизм.

Национальные религии, напротив, распространены преимущественно в пределах одного государства и имеют последователей среди представителей одной нации. Возникновение таких религий неразрывно связано с самой историей государства или нации и процессом их становления. Самой крупной по числу последователей национальной религией является индуизм, его исповедуют более 90% индусов. В Китае распространены конфуцианство и даосизм. Одними из древнейших региональных верований считаются синтоизм, распространённый в Японии, и иудаизм, большая часть последователей которого живет в Израиле, США и Канаде.


Местные религии исповедуют жители определённых географических регионов или представители отдельных этнических групп. Среди них, например, верования индийских племён и народов — групп коренного населения Латинской Америки, африканские традиционные религии различных племён, религия австралийских аборигенов.

АиФ.ru проконсультировался с религиоведом, руководителем центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романом Лукиным и представляет древо религий. В неё вошли мировые, региональные и местные религии с разъяснением того, кто стоял у их истоков, где они зародились, кому поклоняются приверженцы этих религий, как они это выражают и т.д. Также в инфографике представлена актуальная статистика религиозного состава населения планеты Земля.

«Аргументы и факты».

Источник: religions.unian.net

Дерево мировых религий

 СЛАВЯНСТВО [более 30.508 года до н.э., Арктида] | [Основатель - русский народ, отождествляемый сегодня с индоарийской расой] | [Славянство - от русск.  

aquo;Славить» Бога] | [Единый Бог - Род (нечеловеческой сущности), прародитель богов и людей] | [последователей - более 40 процентов белых людей] | +- НАПРАВЛЕНИЯ НАВИ [религии Тьмы; лунные] | | | +- Иудаизм [1.300 до н.э., Восточное Средиземноморье, гора Синай] | | | [Основатель - славянский бог Велес-Господь] | | | [Господь - дословно «Пастух коров»: пастырь, стадо, спа-ситель (от «пасти»)] | | | [Велес дал Моисею скрижали с 10-ю заповедями - законами Сварога - в ковчеге завета] | | | [иврит - yahadut, в русском из греч. - Io'uda] | | | [последователей - менее 1 процента полубелых людей] | | | | | +- Магометанство (Ислам, Мусульманство) [нач. 7 в., Западная Аравия] | | | [Основатель - Мухаммед (570-632), житель Мекки] | | | [последователей - около 10 процентов полубелых людей и 50 процентов черных] | | | | | +- Хасидизм [сер. 18 в., Западная Украина] | | | [(иврит, «путь праведности»), основатель - Исраэль бен Элиэзер (1700-60)] | | | | | +- Астинианство {Христианство} [рубеж до н.э. и н.э. - Москва. Позже ок. 33, Палестина] | | [Основатель - славянский пророк Астинья (Иуштинья-Иешуа-Исус), житель Москвы] | | [Вселенскими соборами имя трансформировано в Иисус (Христос-Крестный)] | | [последователей - около 12 процентов полубелых людей и 50 процентов черных] | | | +- Томаноус [1980, Северная Америка, индейцы] | +- НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВИ [религии Судьбы; мировоозренческие] | | | +- Буддизм [544 до н.э.] | | [Основатель - Будда] | | | +- Даосизм [2-я половина I-го тысячелетия до н.э., Китай] | | [Основатель - Лао-цзы] | | | +- Джайнизм [VI в.

н.э., Индия] | | [Основатель - Вардхамана] | | | +- Новые религии | | | | | +- Тэджонгё [нач. 20 в., в период борьбы корейского народа против японской агрессии, Корея] | | | [(досл. «Учение о великом предке»)] | | | | | +- Церковь саентологии [1954, США, Лос-Анджелес] | | | [Основатель - Лафайет Рональд (Рон) Хаббард (1911-86)] | | | | | +- Чхондогё [ок. 1870, Корея] | | [(«Религия небесного пути», основоположник - Чхве Джеу (псевдоним - Чхве Суун) (1824-64)] | | | +- Шаманизм | | | | | +- Корейский шаманизм [палеолит (2.000.000-10.000 до н.э.), Корея] | +- НАПРАВЛЕНИЯ ЯВИ [религии Света; солнечные] | | | +- Ведизм [4.500 до н.э.] | | | | | +- Брахманизм [1.000 до н.э., Индия] | | | [со слав. - Б|Ра|х|Ман - Бога Ра Человек] | | | | | +- Индуизм [Индия] | | [со слав. - индумата, индусамая; учение о триедином Боге - Тримурти: Брахма, Вишну, Шива] | | | +- Зороастризм [2.000 до н.э., Иран] | | [Основатель - славянский волхв Заратуштра (Зороастр)] | | | +- Синтоизм [607 в., Япония] | [«синто» - «путь богов»; исконная японская религия] | +- НЕОЯЗЫЧЕСТВО [после 1945] | +- Шейкеризм [национальная религия индейцев юта, паютов и шошонов]

на начало

Источник: dazzle.ru


Точное количество религий, которые существуют сейчас в мире, неизвестно. Их число насчитывается от 400 до 5 000, в зависимости от подхода автора к определению религии. Религии разделяют по количеству богов, которым поклоняются последователи: вера во множество богов — политеизм, а в одного бога — монотеизм.

Одна из самых популярных классификаций религий — их разделение на мировые, региональные и местные.

Мировые верования объединяют людей вне зависимости от их национальности, языка, гражданства. Такие религии получили распространение на всех континентах и в большинстве стран мира, объединяя крупные общности последователей. Согласно российской религиоведческой традиции, к мировым религиям относят христианство, ислам и буддизм.

Национальные религии, напротив, распространены преимущественно в пределах одного государства и имеют последователей среди представителей одной нации. Возникновение таких религий неразрывно связано с самой историей государства или нации и процессом их становления. Самой крупной по числу последователей национальной религией является индуизм, его исповедуют более 90% индусов. В Китае распространены конфуцианство и даосизм. Одними из древнейших региональных верований считаются синтоизм, распространённый в Японии, и иудаизм, большая часть последователей которого живет в Израиле, США и Канаде.

Местные религии исповедуют жители определённых географических регионов или представители отдельных этнических групп. Среди них, например, верования индийских племён и народов — групп коренного населения Латинской Америки, африканские традиционные религии различных племён, религия австралийских аборигенов


Религиовед, руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лукин представляет древо религий. В неё вошли мировые, региональные и местные религии с разъяснением того, кто стоял у их истоков, где они зародились, кому поклоняются приверженцы этих религий, как они это выражают и т.д. Также в инфографике представлена актуальная статистика религиозного состава населения планеты Земля.

Древо религий

http://www.aif.ru/dontknows/infographics/derevo_re…_medium=free&utm_campaign=main

Источник: www.liveinternet.ru

От язычников до психологов

Дерево – один из самых универсальных символов в культуре человека. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия, в христианских – отождествилось с Крестом Искупления. Крест в иконографии часто изображается как древо жизни. С деревом, а именно с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста. Отрицая языческие обряды, христианская религия все-таки сохранила за рождественским деревом символику возрождения.


Широко использовалось дерево как символ и в поздний культурный период в искусстве и литературе, в геральдике и науке: у Пушкина анчар в одноименном стихотворении предстает как символ смерти, у Льва Толстого в романе «Война и мир» старый дуб – символ всепобеждающей жизни. Карл Юнг на примере дерева описывал психические процессы человека: корни олицетворяют бессознательное, ствол – сознательное, а крона – транссознательное.

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе – вода, а дереву – свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно – путь, соединяющий нас с небом.

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель

Космос, жизнь, познание

В культуре различных древних цивилизаций, таких как Вавилон, Египет, Индия, Скандинавия, встречается символ древа жизни (мировое, или космическое, дерево) и древа познания добра и зла.

В общем смысле образ дерева обозначает жизнь космоса: его гармоничность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения, неистощимую жизнь, бессмертие. Дерево с корнями, находящимися под землей, и ветвями, вздымающимися к небу, символизирует устремление ввысь и отождествляется с такими символами, как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между тремя мирами. Нижний мир – ад, срединный мир – земля, верхний мир – небо. Обладая вытянутой по вертикали формой, дерево ассоциируется с осью мира, соединяющей небо и землю, человека и его путь к духовным высотам.


Часто древо жизни изображается перевернутым: его корни находятся на небе, а ветви опускаются вниз – это символ макрокосма, его законов, миров и процессов эволюции.

Если древо жизни охватывает все законы и формы существования космоса, то древо познания добра и зла отражает лишь ту часть космоса, которая доступна пониманию человека. Его плоды могут принести и пользу, и вред в зависимости от того, ради чего ими пользуется сам человек.

Древо познания добра и зла – это испытание для человека на пути к истине и мудрости. Оно совершенствует дух человека, учит отличать фальшивое от подлинного, нести ответственность за свои мысли и поступки.

В разных верованиях эти деревья носят разные названия, но суть остается единой – это центр мироздания, опора для человека и проводник в мир добра и зла:

  • космическое древо Индии Ашваттха (смоковница) в язычестве было местом обитания хранителей природы, а с приходом буддизма оно становится священным деревом Будды;

  • ассирийское древо жизни Ашера – место поклонения душам усопших.
  • у подножия ясеня Иггдрасиля (скандинавская мифология) боги решают судьбу миров. Он же является источником возрождения Вселенной;
  • китайское древо жизни Киен-Му – лестница, по которой поднимаются владыки и мудрецы – посредники между небом и землей;
  • в каббале (эзотерическом течении иудаизма) космическое дерево состоит из 10 качеств: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. Они порождают все космические законы и принципы;
  • символ ислама – крепкое дерево, корнями которого является призвание Аллаха богом; ствол и ветви – послушание Всевышнему; его плоды – счастье, которым Аллах одаривает мусульман.

Священные деревья и духи леса

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что у дерева есть душа и оно обладает мистической силой, мудростью и способно многому научить человека, стать ему другом, братом и отражало его судьбу. Оно рассматривалось как зеркало происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Дерево играло роль посредника между богами и людьми, человеком и его предками.


В древности деревья одушевляли и даже обожествляли, населяя леса сказочными существами, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девами. В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись сверхъестественными свойствами разные деревья.

  • В Германии сушествует легенда о духе Пулче и призраке леса Хильде-Моер (бузина-матушка), которые наказывали тех, кто приносит ущерб деревьям.
  • В Древней Японии деревья считались одушевленными существами, и лесорубы опасались рубить старые деревья, считая, что они могут отомстить.
  • Скандинавские леса населяли эльфы и феи. Обижать этих существ или даже просто интересоваться их жизнью было очень опасно.
  • Хозяином славянского леса считался леший, хорошим людям он помогал, а плохих пугал и путал.
  • В греческой мифологии древесные души назывались дриадами. Они покровительствовали людям, ухаживающим за деревьями, были единственными смертными нимфами и умирали вместе со своим деревом.

Друиды и Юнг


Культ дерева достиг апогея в верованиях кельтских языческих жрецов друидов. Их учение было тайным и передавалось новым членам племени устно. Значимое место в культе занимал ритуал жертвоприношения, причем не только животных, но и людей. После прихода к власти императора Клавдия (начало II тысячелетия) друидическое учение и обряды были запрещены, но еще долгое время существовали тайно. После появления христианства в IV–V веках деятельность друидов свелась к знахарству.

Друиды считали, что бог сотворил человека из дерева, и верили в то, что деревья, как и люди, имеют характер, достоинства и недостатки и даже внешне схожи со «своим» человеком. Большое значение кельтские жрецы придавали весеннему и летнему равноденствию, зимнему и летнему солнцестоянию. Они считали, что судьба человека, его характер, здоровье и способности находятся в прямой зависимости от положения солнца в момент его рождения. Каждое дерево в гороскопе друидов соотносилось с двумя периодами – летне-зимним или весенне-осенним. Периоды, в свою очередь, были связаны с днями рождения людей. Таким образом, дерево, соответствующее дню рождения определенного человека, становилось «его деревом», защитником, покровителем, символом удачи.

Интересно, что взгляды друидов во многом разделял Карл Юнг, признавая за деревьями индивидуальность и личностные качества: «Старый могучий дуб – что-то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного он центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней».

Дерево как символ…

  • Растения, в том числе деревья, символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.
  • Плоды и цветки дерева связаны с Великой матерью, богиней земли, плодородия и растительности.
  • Полное жизненных соков растение – это материнство.
  • Деревья, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют единство человека и растения и рождение жизни из смерти. Так, из крови Диониса выросли гранаты.
  • Вечнозеленые деревья означают бессмертие, бесконечность, юность и бодрость.
  • Деревья, у которых цветки распускаются по очереди, символизируют постепенный переход к совершенству, а у которых листья сворачиваются от легкого прикосновения – человека, не терпящего насилия.
  • Горящее дерево – символ альтруизма: «Сгорая, я даю тепло и свет другим».
  • Дерево с широкой кроной – символ грубого ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости.
  • Дерево, растущее вдоль стены, – символ постепенного обучения молодежи: «Меня ведут, но не принуждают».
  • Старое высохшее дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки, – символ отцовской нежности, которую испытывает пожилой человек, с радостью глядящий на растущих здоровых отпрысков, идущих ему на смену.
  • Дерево, часть которого отрублена, – символ конечности жизни.
  • Буйно разросшееся дерево олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности.

В геральдике и политике

Очень часто деревья используются в гербах. Во всем мире приняты определенные правила геральдики, в которых закреплены следующие древесные символы, они универсальны и понятны представителям разных культур:

  • ветви и листья дуба – символ крепости и силы, они частый атрибут военных гербов;
  • ветви и листья оливы – символ мира;
  • пальма – символ долговечности;
  • сосна – жертвенности;
  • лавр – славы.

Во всем мире около 120 стран определили свое дерево как символ. Как правило, это деревья, которые произрастают на территории данной страны в большом количестве или встречаются в диком виде только здесь.

В России – лиственница. Основная часть ареала этого растения приходится на Сибирь. Это дерево славится качеством своей древесины. С нашей родиной также связывают образ березы, очень часто встречающейся в фольклоре.

В Канаде – клен сахарный. Из него делают знаменитый кленовый сироп и сахар. Приезжавшие в Канаду в XVII–XVIII веках переселенцы из Европы никогда прежде не видели таких ярко-красных листьев на кленах, поэтому именно клен стал для них символом новой жизни на другом континенте.

В Австралии – эвкалипт, который произрастает только на этом материке и на прилегающих к нему островах Тихого океана.

В Китае – гинкго двулопастный, эндемик, реликтовое растение, часто называемое живым ископаемым.

В Греции – лавр. При упоминании о Греции нам прежде всего приходят на ум знаменитые оливковые рощи, однако на гербе Греции изображен лавровый венок, которым награждались победители первых олимпийских игр.

В Шотландии – сосна. Это дерево преобладает в местных лесах.

В Германии – дуб, ставший символом мужественности, героизма и бессмертия из-за своего твердого ствола. Немецкая пословица гласит: «Von den Eichen sollst du weichen, wenn Gewitter droht!» Что в переводе на русский означает: «Избегай дуба в непогоду». Речь идет о способности дерева притягивать молнию. С начала ХIХ века листву дуба вручали победителю как лавры. Во времена Третьего рейха (1933–1945) листья дуба украшали ордена нацистов. В наше время дубовый листок изображен на мелких немецких монетах – евроцентах. Дуб и его листья очень часто встречаются в геральдике разных, прежде всего европейских стран. Также это дерево считается символом США.

В Словении липа. Это наиболее распространенное дерево на территории страны.

В Перу – хинное дерево. В 1638 году при помощи коры хинного дерева была излечена от лихорадки жена вице-короля Перу графиня Чинчон, в честь которой дерево получило свое латинское название (Cinchona pubescens).

В Барбадосе – фикус бородатый. От этого растения происходит название острова. Первооткрыватели испанцы назвали дерево «барбудос» («бородатое») за его спускающиеся до земли воздушные корни. Позже,немного изменившись, название перешло на сам остров.

В Ливане – кедр, символ бессмертия и христианства. Кедр был эмблемой христианской секты маронитов, распространившей свое влияние преимущественно в Сирии и Ливане. Ныне изображение этого дерева украшает герб теперь уже исламской страны.

На Мальдивах – кокосовая пальма. Дерево имеет важнейшее хозяйственное значение в экономике этой страны: самые разные его части используются в различных отраслях – от медицины до судостроения.

В Японии – сакура, самое любимое дерево японцев, считается воплощением японского характера и культуры. Инадзо Нитобэ писал о цветке сакуры в своей знаменитой книге «Путь самурая»: «По красоте и изяществу, на которых и основаны эстетические принципы нашей культуры, с ним не может сравниться никакой другой цветок в мире».

На Мадагаскаре баобаб. Он олицетворяет жизнь, плодородие и считается хранителем земли.

 ________________________________________________________________

Рекомендуем прочитать:

Одно из старейших деревьев на Земле

Древо религийК этому дереву, растущему на острове Тенерифе, даже подходить не разрешают. Высота старожила 22 м, вес кроны – 17,5 т.

 

 

 

 

Источник: givoyles.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.