Научная литература

  • Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.
  • Гарнак Адольф фон. История догматов // Оп.: История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т. 6
  • Густерин П. На родине христианства // Азия и Африка сегодня. — 2006. — № 5.
  • Донини Амброджо. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И. С. Свенцицкой. — М., 1979. — 341 с.
  • Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994.
  • Косидовский З. Библейские сказания. Пер. с польск. Изд. 4-е. — М., 1978. — 455 с. с ил.
  • Косидовский З. Сказания евангелистов: Пер. с польск. / Послесл. и примеч. И. С. Свенцицкой. — 2-е изд. — М., 1978. — 262 с.
  • Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения Церквей — 1054 г.)
  • Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1987; М., 1988; М., 1989
  • Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя. — М., 2003.
  • Свенцицкая И. С. Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М.: Вече, 2006.
  • Фрэзер Джеймс Джордж. Фольклор в ветхом завете
  • Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489—526 обширная библиография).

Христианская литература

  • Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. — М., 1993.
  • Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. — Рига, 1994.
  • Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета
  • О. Сергий (Лепин). Христианство // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
  • Келлог, С. Г. Буддизм и христианство. Сравнение легендарной истории и учения Будды с евангельской историей и учением нашего господа И. Христа. Пер. с англ. под ред. Орнатского Ф. — Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1894. — XI, 292 с. ; 23 см — Б. ц.
  • Керн, архим. Киприан. Евхаристия. — Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992.
  • Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 3-е изд. — Париж; Москва, 1996.
  • Валентин Асмус. Прот. Лекции по истории церкви
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Догматическое богословие. — М., 1991.

  • Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2
  • Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие Нью-Йорк, 1985 (2-е издание — Вильнюс; М., 1992, ISBN 5-900785-14-9; 3-е издание — Клин, 2001, ISBN 5-93313-018-4; 4-е издание — Минск, 2001). Пер. с англ. Ларисы Волохонской.
  • Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)
  • Мень А. В. Первые апостолы (не завершена)
  • Мень А. В. История религии (учебник в 2 томах) (Москва, 1997)
  • Мень А. В. Библиологический словарь (в 3 томах) (Москва, 2002)
  • Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-11. Т. 1-12.
  • Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. — Сергиев Посад, 1914. Т. 1.
  • Флоровский, прот. Г. Пути русского богословия — Вильнюс, 1991.
  • Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 4 в. — Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992.
  • Флоровский, прот. Г. Византийские отцы 5-8 вв. — Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992.
  • H. Denzinger A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976.
  • Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971—78. Bd.1—3.
  • Андре Миллер. «История христианской Церкви»

Источник: dic.academic.ru

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию,иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

Иисус Христос как основатель Христианства

В современной науке уже достаточно оснований считать Иисуса Христа исторической личностью.


Иисусе осталось много письменных свидетельств, больше, чем, например, о Сократе. Основные сведения о жизни Иисуса Христа мы узнаем из Нового Завета. Согласно Евангелию, Он родился сверхъестественным образом от девы Марии в Вифлееме. В Назарете Деву Марию осенил Святой Дух , и она зачала (см. Евангелие от Луки, глава 1). Когда ей пришло время родить, она находилась в Вифлееме, куда приехала для переписи населения, проходившей в то время. Благодаря этим подробностям ученые могут более-менее точно установить точную дату рождения Иисуса, полагая ее примерно пятым годом до н.э. Родился Иисус в хлеву, ибо Марии и ее обручнику Иосифу не нашлось другого ночлега. После рождения Младенца семья бежала в Египет и жила там до тех пор, пока не умер Ирод, хотевший убить Младенца. Почему царь Ирод хотел его убить? Дело в том, что ко времени рождения Иисуса Христа на небе появилась яркая звезда, известная как «Вифлеемская звезда». Увидев эту звезду, египетские мудрецы шли за ней, предполагая рождение великого человека, царя. Так, следуя за звездой, они пришли к Ироду, рассказав о рождении нового царя. Это послужило толчком для убиения всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Но к этому времени по Откровению от Бога святое Семейство бежало в Египет.

О ранних годах жизни Иисуса известно очень мало: лишь то, что Он в 12 лет учил в Иерусалимском храме мудрецов, а они удивлялись Его словам. Он был плотником и был в послушании у родителей.


На проповедь Иисус Христос вышел в 30 лет. У иудеев можно было начинать учить только с 30 лет. Общественное служение Иисуса продолжалось 3 года, во время которого Он проповедовал волю Божию, свидетельствовал о Боге, исцелял, воскрешал умерших, объяснял ветхозаветное Писание, пророчествовал. Он избрал Себе 12 учеников – апостолов, всегда былис Ним рядом в странствии. Лишь некоторые Его ученики были свидетелями Его Преображения (см. напр., Евангелие от Матфея, глава 17, стих 2).

Много людей следовало за Иисусом, но далеко не все принимал Его. Так только несколько человек из начальников иудейских поверили Иисусу Христу, поверили, что именно Он – Мессия, которого они ждали. Однако, начальники иудейские добились распятия Иисуса. На третий день после распятия Иисус Христос воскресв обновленном теле. На протяжении 40 дней Он являлся Своим ученикам, наставлял их в правильном понимании Писания. А на 40-й день вознесся, обещая, что вернется в конце времен.

После события Сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после воскресения Христа, апостолы начали проповедовать Христа, Его воскресение и все, чему Он их учил.

 

Гонения на христиан

Христианство как государственную религию было введеноПроповедь Апостолов была очень успешной, но христиан стали гнать. И первые три века распространения Христианства – это время гонений, мученичества за Христа.  Если иудеям можно было исповедовать свою религию, то христианам это было запрещено. Апостолы, когда приходили в какой-нибудь город, шли проповедовать первым делом в местную синагогу. Христиан считали за иудейскую секту, их гнали и из синагог.


Историки выделяют как минимум четыре причины гонений на христиан:

1. Христиане не почитали царя за бога, не принимали участия в царских культах, что ставило их в оппозицию существующей власти. Отказ от жертвоприношенийцарю считалось нарушением законов Римской империи. Иудеям было разрешено не участвовать в этих культах, так как их религия была древней и ее исповедовал целый народ. У христиан этого не было.

2. Христиан обвиняли в преступлениях: разврате, человеконенавистничестве, эдиповских смешениях, в закалании младенцев и т.д.

3. С точки зрения государства, Христианство считалось недозволенной религией.

4. Христиан обвиняли в безбожии, так как они не принимали участия в общепринятых языческих культах.

История Христианства, начиная с 4 века

Христианство как государственную религию было введено

Четвертый век явился переломным в истории Христианства. При императоре Константине Великом Христианство стало дозволенной религией благодаря Миланскому эдикту 313 г. При Константине состоялся Первый Вселенский собор в Никее, на котором был сформулирован Символ веры (краткое изложение догматов), ибо к тому времени существовало уже много направлений в Христианстве. В 4 веке Христианская Церковь боролась с арианством. В этом же веке происходит формирование монашества.


При правлении Юлиана (361-363) было вновь воздвигнуто гонение на христиан. За это он получил прозвище «Отступник». Христианство очень быстро распространялось по Римской империи и вскоре стало доминирующей религией.

 

В 5 веке произошел в Церкви крупный раскол; четвертый Вселенский собор в Халкидоне не был принят некоторыми Церквами. Эти Церкви получили название Дохалкидонские (см. подробнее раздел Дохалкидонские Церкви).

На протяжении первого тысячелетия в Церкви походил ряд Вселенских соборов (подробнее см. в разделе Православие), на которых более четко формировалось догматическое и каноническое учение Христианской Церкви.

 

Разделение Церквей

К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной – «Латинская», «Католическая». Не раз после разделения Церквей были попытки заключить унию, подчинив Восточную Церковь Римскому папе. Например, Лионская уния, Брестская уния и др.


 

Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол . В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные – лютеране,кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники.

Таким образом, самыми распространенными сейчас в Христианстве конфессиямиявляются: Католичество, Протестантизм, Православие, Дохалкидониты.

Ереси в Христианстве

На протяжении всей истории Христианства внутри него появлялось много христианских ересей. Были попытки связать язычество с Христианством, что вылилось в появление гностицизма. История Вселенских соборов – это история борьбы с разными учениями внутри Христианства: арианами, несторианами, монофизитами, монофелитами и др. Из-за появления множества различных учений Христианской Церкви приходилось более четко формулировать свое вероучение, акцентировать некоторые моменты, отделять, где истинное учение Христа, а гдезаблуждение.

 

Христианство как государственную религию было введено


Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами.

 

Христиане признают Священным Писанием Библию — Ветхий и Новый Заветы, считая их единым целым. Слово «Библия» происходит от греческого «τα βιβλια», что означает «книги».  Термин «Завет» означает – союз, договор, т.е. это союз Бога со Своим народом. Сущность этого договора в том, что Бог ведет человека ко спасению, а человек исполняет заповедиБожии. Священное Писание Ветхого Завета не имеет для христиан абсолютногозначения. Важность его в том, что это также Божественное Откровение. Определяя значение Ветхого Завета апостол Павел назвал его детоводителем ко Христу.

Между различными конфессиями существуют небольшие различия в признании каноничности некоторых книг Ветхого Завета.

 

Христиане признают 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). С течением времени, после смерти апостолов стали появляться подложные Евангелия, надписанные именами апостолов. Но эти писания никогда Церковью не признавались и получили название «апокрифы».

Христианское вероучение основано на Священном Писании. Хотя некоторых догматических терминов и нет в Священном Писании (Троица, единосущный), по сути оно там присутствует. Например, Иисус Христос учил об Отце, Сыне и Святом Духе, Который есть единый Бог. Фиофилом Александрийским был придуман термин «Троица» для обозначения Отца, Сына и Святого Духа. Термин «единосущный» было взято из философии для обозначения таких слов Христа – «Я и Отец — одно».


Главные догматы Христианства

1. Бог один по существу.

2. Бог троичен в Лицах.

3. Бог воплотился в Деве Марии по наитию от Святого Духа, став Иисусом Христом.

4. Иисус Христос был распят, умер и на третий день воскрес.

5. Христос придет в конце времен судить мир.

6. В конце времен мертвые воскреснут.

7. В Иисусе Христе Божественная и человеческая природы соединены неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно.

8. Во Христе одна Личность – Божественная.

Христианство – религия спасения, и спасение происходит через Иисуса Христа. Смысл христианской жизни заключается в обожении, т.е. богоуподоблении.

Главные заповеди: возлюбить Бога всем сердцем, разумом и волей, а также возлюбить ближнего как самого себя. Причем, если человек не любит своего ближнего, то тем более он не может любить Бога.

Сущность Христианства

Сущность Христианства полагается в Самом Иисусе Христе, воплощенном Боге. Он пришел на землю, дабы спасти людей от власти греха над человеком, исцелить человеческую природу, зараженную грехом. Бог воспринял человеческую природу, но Сам не имел личных грехов, а исцелил Он ее Своим воскресением в котором произошло преображение человеческой природы. По этой причине, учение о Воскресении Иисуса Христа является центральным догматом Христианства, и без этого догмата Христианство теряет свой смысл.

 Церковь

Понятие «Церковь» имеет два значения, одно – широкое, другое – узкое. В широком смысле, Христос основал на земле Свою Церковь, обещав, что она прибудет в мире до конца времен, и врата ада ее не одолеют. Церковь предстает в Писании в виде образа человеческого организма, главой которого является Сам Иисус Христос, а Его последователи – членами / частями организма. «Церковь» по-гречески – «ekklesia», что означает – «собрание». Днем рождения Новозаветной Церкви принято считать день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятница). С этого дня началась всемирная проповедь Христианства. Было тысячи уверовавших. Первоначально проповедь происходила с чрезвычайными дарами от Бога: проповедью на разных языках, исцелениями, пророчествами и т.д. В узком смысле, церковь – основанные общины христиан в разных городах.

 

Иерархия

Апостолы Христа, основывая церкви в разных городах, рукополагали священнослужителей.  Скорее всего, изначально было только две степенииерархии – диаконы и епископы/священники. На данный момент это сложно сказать, потому что в книгах Нового Завета есть путаница в терминологии. Как бы там ни было очень быстро оформилось три степени иерархии: епископы, священники и диаконы.

 

Богослужение

Богослужение Церкви формировалось под воздействием синагогального богослужения. Однако, с течением времени оно видоизменялось. Были периоды расцвета в Христианстве гимнографии. Центром христианского Богослужения являлась Евхаристия / Литургия / Приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Евхаристия (с греч. «Благодарение») остается центром богослужений почти во всех христианских направлениях, за исключением протестантизма.  Вкушение Плоти и Крови Христа никогда не понималось Церковью как каннибализм, хотя язычники в этом обвиняли христиан. Само Таинство Евхаристии было установлено Христом перед Распятием. В этом Таинстве происходит соединение воскресшего Христа с хлебом и вином, христиане соединяются с Богом.

 

Молитва

Молитва – неотъемлемый элемент христианской жизни. В идеале христианин должен молиться постоянно, во время любого дела. Иисус Христос учил людей как молиться, Сам часто уединялся для молитвы, обличал молитву напоказ, молитву с самооправданием и самовосхвалением. Иисус предложил верующим молитву «Отче наш», которая была записана Его учениками в Евангелии.

 

Библия: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. 

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. 

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Догматическое богословие. 

Льюис Клайв Стейплз. Просто христианство

Мейендорф, прот. И. Введение в святоотеческое богословие. 

Осипов А.И. В чем сущность Христианства.

Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). 

Сове Б.. Евхаристия в древней Церкви и современная практика.

Шмеман А., прот. Водою и духом.

Источник: www.digtime.ru

Смена эпох

IV век нашей эры стал переломным в истории христианства. На смену гонениям пришло его официальное признание со стороны ведущей державы того времени — Римской империи. В 313 году императоры-соправители Константин и Лициний подписали Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи. Эдикт не только уравнивал ранее гонимых христиан в правах с язычниками, но и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Константин Великий приносит Город в дар Богородице. Мозаика над входом в Святую Софию. Фото: Commons.wikimedia.org

Один из подписантов Миланского эдикта Константин, впоследствии вошедший в историю как Константин I Великий, пошёл ещё дальше. Император, одолевший соправителя и к 323 году установивший режим личной власти, начал процесс превращения христианства в государственную религию империи. Церковь была освобождена от податей и налогов, получила право приобретать недвижимое имущество и владеть им. По всей территории империи строились христианские храмы, нередко на местах разрушенных языческих святилищ.

Усиление позиций христианства и его превращение в государственную религию Константин рассматривал как способ укрепления государства за счёт создания в нём единой церкви.

Именно поэтому, всячески помогая христианам, Константин активно вмешивался в дела церкви, добиваясь прекращения внутренних распрей.

Спор о природе Христа

А распрей среди христиан хватало даже во времена, когда они подвергались гонениям. Ожесточённые споры об основополагающих вопросах веры легко превращали вчерашних единомышленников в злейших врагов.

В конце первой четверти IV века наиболее острая дискуссия развернулась между епископом Александрийским Александром и пресвитером одной из церквей Александрии Арием.

В основе спора лежал вопрос о природе Христа. Александр и его сторонники, отстаивая догмат Святой Троицы, настаивали на триипостасности единого по существу Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Арий утверждал, что Христос сотворён Богом и, следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему.

Император Константин, недовольный распрей, постановил созвать съезд самых авторитетных священнослужителей Римской империи, дабы общими усилиями определить, на чьей стороне правота.

Церковный собор был созван в июне 325 года в городе Никея и впоследствии был назван Первым Никейским, или Первым Вселенским.

Приветственная речь императора

Впервые иерархи христианской церкви собирались на съезд не просто открыто, а при государственной поддержке. Всего в Никею съехалось более 300 епископов. Среди них были и те, кто ещё совсем недавно томился в тюрьмах, страдал на каторге, переносил пытки за веру.

Среди участников собора были епископы не только из пределов Римской империи. Прибыли делегаты из Армении, Персии, Питиунта на Кавказе, Скифии. Из крупнейших представителей христианства той эпохи не было лишь епископа Римского Сильвестра, приславшего вместо себя двух пресвитеров.

После торжественного открытия, проходившего с размахом и пышностью, начались заседания собора, на которых председательствовал лично император Константин.

Во вступительной речи Константин сказал: «Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю».

Несмотря на это, добиться взаимопонимания не удавалось. Арий с единомышленниками упорно стоял на своём, противники обвиняли его в раскольничестве и вероотступничестве. Заседания собора превратились в бесконечную перебранку, иногда балансирующую на грани рукоприкладства.

Фреска, изображающая Первый Никейский собор. Фото: Commons.wikimedia.org

Символ веры с поправкой Константина

В конечно счёте, сторонам удалось договориться лишь об утверждении текста крещального Символа веры, который не оспаривался: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворождённого всей твари, прежде всех веков от Отца Рождённого, через Которого и произошло всё… Воплотившегося… Веруем во Единого Духа Святого».

Но в этот момент своё веское слово сказал император. Константин, одобрив текст в целом, предложил добавить в него термин «единосущный» в качестве характеристики Бога Сына по отношению к Богу Отцу.

Среди участников собора было большое количество епископов, недостаточно подготовленных для дискуссий подобного уровня. Ориентируясь на мнение императора, они проголосовали за утверждение поправки, предложенной Константином.

В итоге текст, известный как никейский Символ веры, был принят в следующем виде: «Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа».

Время Пасхи определяет Александрия

Никейский Символ веры был утверждён в виде, не оставлявшем места арианству. В итоге после голосования сам Арий и его сторонники были удалены с собора и отправлены в ссылку.

Икона с изображением императора Константина и епископов Первого Никейского собора (325 г.) с текстом Символа веры (381 г.). Фото: Commons.wikimedia.org

Так Арий стал первым «диссидентом» в истории христианства в его новом статусе. Впрочем, время костров инквизиции и кровавых расправ ещё не пришло. Спустя несколько лет арианство возвратит утраченные позиции и ещё несколько десятилетий будет успешно бороться с «генеральной линией» церкви, пока в 381 году на Втором Вселенском соборе оно окончательно не будет признано ересью и предано анафеме.

Вопрос о единосущности Христа был главным, но не единственным, решавшимся на Никейском соборе. Представители христианской церкви в разных регионах по-разному определяли дату наступления Пасхи.

Решением собора было установлено, что правом вычисления даты Пасхи наделается епископ Александрийский. Фактически это означало, что все адепты церкви должны пользоваться методами вычисления праздника, принятыми в Александрии.

Никейский собор также утвердил преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. Впоследствии к этому списку добавится пятая, Константинопольская митрополия.

Христианские епископы занимались решением не только вопросов веры, но и сугубо практических проблем. Среди них одной из самых острых являлась помощь незащищённым слоям населения Римской империи. Никейский собор обязал архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим.

В истории христианства началась новая эпоха, которая многим его приверженцам рисовалась тогда в исключительно светлых тонах. Крестовые походы, инквизиция и Варфоломеевская ночь были ещё впереди.

Источник: aif.ru

Вплоть до Никейского собора, созванного в 325 году, христане в Римской империи подвергались преследованиям: у них отбирали имущество, церкви предавали огню. Гонения особенно усилились при императоре Диоклетиане (около 245-316 гг.). Диоклетиан хотел возродить старые языческие традиции и преобразовать их, в своего рода, государственную религию. Однако его антихристианская политика оказалась несостоятельной. Конец ей положил Константин I (около 285-337 гг.), ставший императором после Диоклетиана.

Римская империя располагала хорошо организованным войском и отлаженным механизмом государственного управления. Общее экономическое пространство обеспечивало достойный уровень благосостояния. Гражданские права, дарованные всем жителям империи, способствовали укреплению сплоченности населения. Единства не было лишь в вопросе вероисповедания .

Никейский собор

Чтобы поставить точку в давнем религиозном споре между епископом Александром и пресвитером Арием, император Константин пригласил христианских священослужителей 19 июня 325 года на Собор в Никею (ныне — Изник, населенный пункт в Турции, в окрестностях Стамбула).

Целью Собора, для участия в котором прибыло 318 епископов, а также множество пресвитеров и диаконов, было вовсе не возведение христианства в ранг государственной религии, а урегулирование религиозных разногласий ради стабилизации Римской империи.

Собор, ставший первым Вселенским собором христианской Церкви, продолжался более двух месяцев. После долгих дебатов император Константин I принял сторону епископа Александра и его единомышленников. Собор провозгласил божественность Духа Святого и его равенство Отцу и Сыну. Арианство было осуждено. С установлением основных доктрин христианства и подписанием формулы христианского вероисповедания (так называемого Никейского символа веры) преследования христиан прекратились.

Манифест о вере

Вскоре у приверженцев христианства появился новый повод для торжества. 27 февраля 380 года восточноримский император Феодосий I Великий (347-395 гг.), в присутствии западноримского императора Валентиниана II (371-392 гг.) и его сводного брата, соправителя Грациана (359-383 гг.), подписал в Салониках эдикт о вере, провозгласивший христианство государственной религией и запретивший отправление языческих обрядов.

Эдикт под названием Cunctos populos не только обеспечил христианству особый статус, но и открыл дорогу гонениям на еретиков и иноверцев. В нем император Феодосий повелел всем народам, находящимся под его властью, исповедовать веру по Никейскому символу, принятому на I Вселенском соборе.

Соответственно эдикту, в Римской империи каждый человек должен был исповедовать веру в той ее форме, которую проповедовал святой Петр в Риме и которой следовали мужи апостольской святости — римский епископ Дамас и александрийский епископ Петр. Это означало представление о Боге как о неслиянной и нераздельной Святой Троице — Отце, Сыне и Святом Духе.

«Последователям этого вероучения, — говорилось в эдикте, — мы повелеваем именоваться православными христианами, остальных же мы считаем душевнобольными и безумными, присуждаем их нести бесславие еретического учения, собраниям же их не приписываем имени церквей. Кроме приговора божественного правосудия, они должны будут понести строгие наказания, каким заблагорассудит подвергнуть их наша власть, руководимая небесной мудростью».

Симбиоз культуры и религии

Как в Римской империи некогда преследовались христиане и иудеи, так теперь здесь подверглись суровым гонениям язычники. Культовые обряды иноверцев приравнивались к государственной измене. Языческие храмы и святилища безжалостно уничтожались. Жертвой ревнителей «истинной» веры стал и Дельфийский оракул — легендарное прорицалище при храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфы.

И все-таки 27 февраля 380 года — эпохальная дата в европейской истории. Ведь именно в этот день сформировался симбиоз из иудейско-христианских корней и греческо-римской античной культуры.

Древняя история Греции и Рима и иудейско-христианское религиозное учение оказали решающее влияние на развитие Европы — как в положительном, так и в отрицательном смысле. Ибо в последующие столетия христианский крест символизировал не только помощь неимущим, больным и страждущим. Убийства инакомыслящих и «вероотступников» тоже осуществлялись во имя Христа.

Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Наталия Королева
Редактор: Глеб Гаврик

Источник: www.dw.com

Научная литература

  • Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.
  • Гарнак Адольф фон. История догматов // Оп.: История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т. 6
  • Густерин П. На родине христианства // Азия и Африка сегодня. — 2006. — № 5.
  • Донини Амброджо. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И. С. Свенцицкой. — М., 1979. — 341 с.
  • Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994.
  • Косидовский З. Библейские сказания. Пер. с польск. Изд. 4-е. — М., 1978. — 455 с. с ил.
  • Косидовский З. Сказания евангелистов: Пер. с польск. / Послесл. и примеч. И. С. Свенцицкой. — 2-е изд. — М., 1978. — 262 с.
  • Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения Церквей — 1054 г.)
  • Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1987; М., 1988; М., 1989
  • Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя. — М., 2003.
  • Свенцицкая И. С. Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М.: Вече, 2006.
  • Фрэзер Джеймс Джордж. Фольклор в ветхом завете
  • Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489—526 обширная библиография).

Христианская литература

  • Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. — М., 1993.
  • Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. — Рига, 1994.
  • Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета
  • О. Сергий (Лепин). Христианство // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
  • Келлог, С. Г. Буддизм и христианство. Сравнение легендарной истории и учения Будды с евангельской историей и учением нашего господа И. Христа. Пер. с англ. под ред. Орнатского Ф. — Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1894. — XI, 292 с. ; 23 см — Б. ц.
  • Керн, архим. Киприан. Евхаристия. — Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992.
  • Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 3-е изд. — Париж; Москва, 1996.
  • Валентин Асмус. Прот. Лекции по истории церкви
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Догматическое богословие. — М., 1991.
  • Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2
  • Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие Нью-Йорк, 1985 (2-е издание — Вильнюс; М., 1992, ISBN 5-900785-14-9; 3-е издание — Клин, 2001, ISBN 5-93313-018-4; 4-е издание — Минск, 2001). Пер. с англ. Ларисы Волохонской.
  • Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)
  • Мень А. В. Первые апостолы (не завершена)
  • Мень А. В. История религии (учебник в 2 томах) (Москва, 1997)
  • Мень А. В. Библиологический словарь (в 3 томах) (Москва, 2002)
  • Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-11. Т. 1-12.
  • Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. — Сергиев Посад, 1914. Т. 1.
  • Флоровский, прот. Г. Пути русского богословия — Вильнюс, 1991.
  • Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 4 в. — Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992.
  • Флоровский, прот. Г. Византийские отцы 5-8 вв. — Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992.
  • H. Denzinger A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976.
  • Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971—78. Bd.1—3.
  • Андре Миллер. «История христианской Церкви»

Источник: dic.academic.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.