25 декабря отмечается Рождество по католическому стилю, 7 января отмечают этот праздник в Православной традиции. Однако независимо от того к какой религии или Вере принадлежит человек, и причисляет ли он вообще себя к верующим людям, все чувствуют особую неповторимую атмосферу в это время. И дело тут не только в смене года.

Вот уже более 2000 лет отделяют нас от времени Рождения Великого Учителя – Иисуса Христа. Христианство является самой распространённой религией на Земле. Практически каждый человек на нашей планете теперь знает Его имя. Но тогда, 2000 лет назад в пустынной Иудее, мало кто догадывался какой трудный путь и какая великая слава выпадут на долю младенца, родившегося близ города Вифлеем в пещере, куда пастухи загоняли на ночь скот.

 

Великий Учитель. Основатель христианства

Место и время рождения. Семья. Ранние годы

Родители Иисуса, Мария и Иосиф-плотник, жили в Галилее, в маленьком горном селении Назарет. Оба они были из рода Давидова и, поскольку в то время проводилась перепись населения, обязаны были прибыть в Иудею по месту рода своего. Здесь, в Иудее, в Вифлееме, что южнее Иерусалима, родился Иисус1 .


Дата рождения, казалось бы, очевидна: ведь с рождения Христа началась новая эра. Однако эта дата была предложена монахом Дионисием 600 лет спустя. Она была принята, несмотря на очевидное несоответствие: ведь во время рождения Иисуса был жив ещё царь Ирод.

В Евангелиях нет дат рождения Иисуса. Евангелие от Матфея сообщает о необычных событиях, сопутствующих рождению Великого Духа. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы2 с востока, и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2:1-7). Мудрецы принесли младенцу Иисусу ценные дары – золото, ладан и мирру, которые в древности обычно подносились царям и другим важным лицам в знак особенного благоговения.

Магами издавна было предсказано, что при особом сочетании планет Сатурна и Юпитера должно совершиться рождение Божественного Воплощения. Это сочетание планет и было Звездой, которая вела магов. Оно появилось в созвездии Рыб, которое, как известно астрологам, управляет Иудеей. Потому маги направились в Иудею, и были в пути около года.

Первым вычислил дату сочетания этих планет – 7-й год до н. э. – выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер в 1604 году. В 1925 году были прочитаны древневавилонские астрологические таблицы о соединении планет Сатурна и Юпитера в созвездии Рыб, за которым вавилонские астрономы тщательно наблюдали в течение полугода. Когда учёные определили дату наблюдений, ею оказался 7-й год до н. э. И Библейская энциклопедия (в статье «Иродъ») утверждает, что Иисус родился в «тридцать третий год царствования Ирода», то есть в 7-м году до Р.Х.

 


Иисус Христос. Основатель Христианства. Ранние годы

О родителях. Ранние годы. Своего отца Иисус называл лучшим из отцов. Это была великая душа, хранитель Иисуса и Марии. Первым учителем Иисуса была его мать, та, чьи чистое сердце и преданность Высшему дали возможность воплотиться Высокому Духу. От матери Он узнал, что «Слово Божие сохраняется у Его пророков». В праздник Скинии в доме родителей зажигали подсвечник с семью свечами и читали священные истории. Согласно преданиям, Иисус с пяти лет проявил интерес к изучению иудейских священных писаний. В дальнейшем он во многом превзошёл своих товарищей по учебе. Своим стремлением познать смысл и дух писаний, неоднократно вызывал недовольство учителей, слепо следовавших букве текста.

Назарет, где жила семья Иисуса, лежал на пути многих караванов. Ребёнка привлекали путешественники, побывавшие в разных странах, особенно те, которые владели знанием. Он беседовал со странниками, проникался их учениями и часто удивлял их своим глубоким восприятием тайных познаний. Некоторые оставались в Назарете дольше, чтобы пополнить знания этого необычного ребёнка.


В 13 лет во время праздника Пасхи юный Иисус оказался «в центре знаменитейших учёных и учителей Закона Израиля… Считалось неслыханным делом, чтобы отрок свободно высказывался в присутствии старых учителей, а то, что он осмелился возражать, рассуждать, и поучать в такой среде, казалось чудом!» «Предания сообщают, что после выступления Иисуса в храме и после того как родители вновь нашли его, члены тайной организации, к которой принадлежали маги, обратились к родителям… родители, в конце концов, дали согласие, и мудрецы увели отрока в свою обитель, чтобы дать ему образование, достойное стремления Его души и ума» (Рамачарака. Жизнь Иисуса Христа).

По другим преданиям, вскоре после этой беседы с мудрецами в храме родители отправили сына в пустынную область Южной Иудеи (у берегов Мёртвого Моря) для обучения в общине ессеев. В 19 лет Иисус поступил в монастырь ессеев, который был средоточием мистической науки, имел великолепную библиотеку оккультных книг, принимал путников из Ирана и Индии, направлявшихся в Египет. Изучив тайную доктрину ессеев, Иисус отправился в Египет. «Ибо Египет был одним из мировых центров, где хранились истинные Мистерии… и там получил юный Иисус высшее Посвящение, подготовившее Его к Царственному священству» (А. Безант. Эзотерическое христианство).


В преданиях Ирана, Индии, Тибета встречаются рассказы о молодом учителе Иссе, однажды посетившем их, изучавшем их учения и тайные знания. У браминов и буддистов есть сообщения о том, что проповеди молодого учителя, направленные против кастовых ограничений, восстанавливали против него священников. Для них Он был опасным мятежником. Иисус-Исса постоянно возражал против интриг и лицемерия духовенства и стремился вернуть народ к истинному духу.

Л. Дмитриева, ссылаясь на книгу Р. Рудзитиса «Братство Грааля», сообщает, что «Христос (Великий Путник) был в Гималаях, в Шамбале, в Великом Белом Братстве и пробыл там три года» (Л. Дмитриева. «Тайная Доктрина» Е. Блаватской. Ч. 3). Там же читаем, что «в тибетском Евангелии… повествуется, как жил святой «Исса – лучший из сынов человеческих». Этот манускрипт [тибетское евангелие] был найден в одном из тибетских монастырей русским учёным Н. Нотовичем».

Есть указание и на то, что Христос вернулся в Иудею и приступил к Великому Служению после 30 лет странствий, уже в зрелом возрасте.

Великое Служение

Своё Великое Служение – несение истины народу израильскому – Иисус начал с крещения у Иоанна. Почему? Может быть, ответом послужит предание о том, что, вернувшись на родину, Он около года жил у ессеев. Ессеи жили замкнутой общиной неподалеку от Мёртвого Моря.


м Он узнал о священнослужении Иоанна и выразил намерение отправиться к месту его служения, которое было неподалеку от Мёртвого Моря, на берегу реки Иордан. Мудрецы ессеев сообщили Иоанну, что к нему явится великий Учитель, к пришествию которого следует подготовить народ. На вопросы многих, не он ли Христос, Иоанн отвечал, что он лишь готовит путь Господу. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас духом Святым и огнём» (Мф. 3:11). Так ясно была обозначена задача Христа: открыть народу глаза на духовный, божественный план, нести огонь любви и мудрости людям.

Иисус Христос. Великий Учитель, основатель христианства.

В течение трёх лет Учитель вместе с учениками постоянно находился в пути, неоднократно проходя Палестину с юга на север и обратно. От места крещения в реке Иордан направился Он на север, в Галилею, а оттуда снова, через всю страну, на юг, в Иерусалим, на праздник первой после возвращения из странствий святой Пасхи. Вместе с учениками пришёл Иисус в храм. Он увидел, как безжалостно убивают ягнят для жертвы прямо в храме, являя всё лицемерие бездушного обряда. Он увидел прямо в храме стада скота и овец, торговцев и менял. При виде этого богохульства «сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех… и сказал… дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2: 15, 16). Священники не могли простить Иисусу его самоуправства.


Следующие месяцы снова прошли в странствиях по Иудее, Самарии, Галилее. Везде основывал Он кружки учеников, в основном, из числа бедных и униженных. Узнав о смерти Иоанна Крестителя, Иисус удалился в пустыню обдумать предстоящий Ему труд: предстояла Ему и работа Иоанна. Если раньше Он был тихим учителем немногих, то теперь Он выступал перед массами народа «как пылкий проповедник и страстный оратор… и многие образованные люди приходили послушать… Его призывы к правдивости, праведному житию и размышлению» (Рамачарака. Жизнь Иисуса Христа).

Как рассказывает предание, при посещении Иисусом Назарета Он отправился в местную синагогу. По своему рождению и образованию Он мог руководить еврейской службой и читать проповедь как раввин, т. е. священнослужитель. Проповедь свою начал с текста пророка Исайи: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим; послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис. 61:1). «Сегодня перед вами исполняется Святое Писание», – заявил Иисус изумлённым назарянам и стал говорить, что пришёл нести Истину, звал к достижениям духа, обличал формализм священников и порицал мелочные обряды. Разъярённая толпа потащила пророка по улицам города. Он не сопротивлялся. Только когда подвели к обрыву, спокойно прошёл сквозь толпу, ибо время Его ещё не наступило. Тогда сказал Иисус свою знаменитую фразу: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и у сродников, и в доме своём» (Мк. 6:4). Свою родину, Назарет, Иисус вынужден был покинуть вместе с матерью и учениками и обосноваться в Капернауме.


В Капернауме Иисус начал превращать группу своих учеников в трудовую организацию и учить их постепенно тем знаниям, которыми владел сам. «Не мало было удивления среди учеников, когда Он хотел трудиться вместе с ними, чтобы пропитание давалось трудом… Несколько самых ревностных учеников отпали именно по причине такого постоянного труда» (Надземное. Ч. 2, п. 155).

Иисус Христос. Великий Учитель. Воскрешение Лазаря.

Начался поток Его поразительных чудес и исцелений. Он исцеляет сына царедворца на расстоянии, исцеляет прикосновением или властным словом «очистись» или «встань и иди». Исцеляет слепых и увечных, поражённых параличом и проказой, бесноватых и сумасшедших. Он оживляет умерших, наполняет сети рыбаков рыбой, сотворяет рыбу и хлеб, чтобы накормить тысячи голодных, пришедших послушать Его; ходит по воде и усмиряет бурю. Все свои оккультные знания о тайнах природы и человеческого духа Он использует для людей и ничего – для себя, щедро отдаёт, невзирая на недоверие толп, нетерпимость фарисеев, сопротивление врачей и священства. Так шёл Великий Путник по стране. «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царства и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35).


«…каждый Великий Учитель близок врачеванию и искусству. Также Великий Путник особенно выделялся этими качествами… Множество врачебных целений совершалось. Они распадались на два вида – люди приходили за исцелением, или Великий Сам прикасался там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого Духа, который подобно неутомимому сеятелю раздавал зёрна добра.

Также нечасто можно найти в апокрифах слова о красоте, но всё-таки они произносились. Учитель обращал внимание на прекрасные цветы и на сияние солнца. Также Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно – сильнейшее средство для вибрации гармонии. Но Учитель не настаивал на этой прилагательной стороне музыки и пения. Он лишь звал к радости и вдохновению.

Среди учеников было много горя и житейских бедствий. Учитель Помогал, прежде всего, поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение. При этом он никогда не осуждал прошлое, но устремлял к будущему. Учитель ясно видел будущее, но выдавал лишь по сознанию. Учитель находил суровые слова там, где сознание было мертво – так врач и Творец совершал свой Путь…

Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением.


улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял много внимания незначительному человеку. Между тем, прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но учение было охранено именно женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришёл к людям, а не для одной секты. Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали облик Великого Путника ещё человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его потерял бы своё значение. Никто не думал, какие страдания причиняли Ему соприкосновения с разными беспорядочными излучениями.

Мысль о подвиге не покидала Великого Путника. Осуждение, слышанное Им, тоже привходило в несение подвига. Так проходил свой стремительный Путь Великий Учитель» (Надземное. Ч. 2, п. 151, 152).

В дни третьей Пасхи Иисус вместе с учениками торжественно въезжал в Иерусалим, приветствуемый народом, а синедрион4 уже готовил Ему расправу. Иисуса по доносу Иуды арестовали и привели на суд синедриона. Судилище, созванное ночью, в неполном составе и в нарушение принятых им правил суда, признало Иисуса опасным бунтовщиком. Священники, требуя смертной казни пророка, повели Иисуса к Пилату5 затем к Ироду Антипе6 и снова к Пилату. Пилат, не видя вины Иисуса, пытался заменить смертную казнь освобождением узника ради праздника, подвергнув его безжалостному бичеванию, но священники и подстрекаемый ими народ требовали распятия. Иисус был распят рядом с двумя разбойниками.


 

Молитва Христа

Христос дал своим ученикам всего одну молитву. «В молитву эту он вложил очень древнее учение, существовавшее задолго до Него и полученное Им по традиции… всё познанное Им учение Он пожелал заключить в молитве «Отче наш», надеясь, что люди посадят это зерно в свою душу… будут его взращивать, чтобы обрести прекрасное дерево Посвященческой Науки, которую он нам оставил» (О. Айванхов. Истинное учение Христа).

Иисус Христос. Великий Учитель. Молитва Христа

«Отче Наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:9-13).

 

Сокровенное Учение Христа

«Великий Путник учил о расширении сознания. Он повторял: «Откройте глаза и уши»… Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть верёвку в игольное ушко. Большое сознание не вмещается в малое ухо.

Можно представить, какое количество поучений Его не вошло в уши слушателей» (Надземное. Ч.2, п. 176).

Все древние религии Востока имели два учения: одно тайное, сокровенное – для учеников Мистерий, другое – для «внешних», чьё сознание ещё не готово вместить. О том, что были Мистерии Иисуса, или Мистерии Царства, есть немало свидетельств, в том числе и в канонических Евангелиях. Об этом ясно говорят слова Христа ученикам: «…Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах» (Мк. 4:11). В древних писаниях Совершенными и Мудрыми назывались Посвящённые. Так называемое первое посвящение было от воды и Духа. Христос, отвечая фарисею Никодиму, Говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3:5,). Следующее посвящение было от Святого Духа и Огня. Иоанн Креститель проповедовал: «Я крещу вас в воде, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым и Огнём» (Мф. 3:11).

Иисус Христос. Великий Учитель. Нагорная проповедь

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13, 14). Это высшее оккультное Учение. «Тесные врата» были вратами Посвящения, и через них посвящаемый входил в Царствие Божие. Но лишь немногие могут войти в эти врата, лишь те, усилия которых направлены на постоянное совершенствование, а вся жизнь – на отдачу людям. В этом смысле можно рассматривать обращение Иисуса к ученикам «вы – боги» (Ин. 10:34) и призыв «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Иисус учил учеников жить и действовать так, чтобы люди замечали их духовный свет и воспринимали его: «вы – свет мира… да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16). «Вы – соль земли» (Мф. 5:13). Обязанность соли – давать вкус пище, обязанность Посвящённых – наделять человечество вкусом духовности.

Получение учениками сокровенных знаний непосредственно от Великого Учителя быстро пробуждало в них скрытые природные силы. Уже на второй год обучения Он мог послать своих избранных на проповедь и помощь нуждающимся в здоровье, дав наставление: «даром получили, даром давайте», «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:8, 16).

Учитель знал о близости предстоящей Ему смерти и готовил учеников к Служению, посылая их в разные города страны. «Он поручал ученикам относить… магниты [предметы, бывшие около Великого Путника] в дальние страны. Нужно вспомнить, как далеко проникали Его вестники. Люди не знали их, но всё-таки чуяли значение таких посланников и ненавидели их, как злобствуют на всё непонятное» (Надземное. Ч.2, п. 155).

«…Великий Путник одним взглядом обращал окружающих к Наивысшему. Учитель говорил: «Братья, решительно для всего вы находите значительное время, но Наивысшему вы оставляете лишь краткие мгновения. Если бы вы отдавали Наивысшему лишь время, потраченное на трапезы, то вы уже сделались бы учителями». Так Он учил жизненно пользе обращения к Наивысшему» (Надземное. Ч. 2, п. 156).

О том, что Христос утверждал непреложный космический Закон перевоплощения, говорят слова Его: «…во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов и матерей, и детей и земель, а в веке грядущем – жизни вечной. Многие же будут первые последними и последние первыми» (Мк. 10:30, 31). О законе перевоплощения свидетельствуют и другие слова из Евангелия четвёртого: «…сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно Говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:57, 58).

Зная Закон Кармы, Христос учил ответственности за свои поступки. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). «…пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником своим скорее, пока ты ещё на пути с ним» (Мф. 5:24, 25). «…и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Будучи Посвящённым, Учитель знал, что космический Закон Кармы, или Закон Воздаяния, воздаёт людям не только по поступкам, но по желаниям и мыслям, потому и взгляд на женщину с вожделением уже подлежит наказанию. Уйти от наказания нельзя. Если нет видимых свидетелей, есть свидетель невидимый – Закон Кармы. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12:2). Зная о силе мысли, Христос предупреждал современников поступать и мыслить справедливо. «Иисус же, видя помышление их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4). «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

«Ещё говорил Учитель: «Уберегитесь от дурных мыслей, они обратятся на вас и осядут на плечи ваши как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертельный»…

«Вы привыкли бояться смерти, ибо вам не говорили о переходе в мир лучший»…

«Нужно понять, что добрые друзья и там будут трудиться вместе».

Так постоянно Великий Путник учил вечности и силе мысли. Но такие заветы были понятны лишь немногим» (Надземное. Ч. 2, п. 160).

Даже в искажённых позднейшими вставками Евангелиях сохранились утверждения Христом Женского Начала. В падшей женщине Марии Магдалине Он видит не грешницу, а сердце, глубоко чувствующее Любовь к Учителю, а впоследствии преданную ученицу. Среди Его ближайшего окружения были женщины, о чём также свидетельствуют Евангелия. И среди Заповедей Его была, как и у других Великих Моралистов, – чти отца и мать своих. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и злословящий отца или мать смертью да умрёт» (Мф. 15:4).

Великий Учитель любил и приближал к Себе детей, ибо видел в них продвижение человечества: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:13, 14).

Иисус Христос. Великий Учитель. Обращение самарянки

Приход Христа 2000 лет назад обозначил не только новую эру (эпоху Рыб), но и грядущий Новый Мир. Далёкое будущее провидел Великий Учитель, предсказывая своё Пришествие и приближение огненных энергий Нового мира: новое Небо и новую Землю, а «старые тогда и не вспомнятся». Подобно Прометею, принёс Христос Божественный Огонь Любви людям: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49).

Предсказав приближение Мира Огненного, Великий Провидец указал, как нужно готовиться к Его Приходу. Как драгоценные жемчужины остались в Евангелиях Его Заповеди Любви и духовного совершенствования.

Наибольшая Заповедь Христа – возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душою. Вторая подобная ей заповедь – возлюбить ближнего, как самого себя.

 

Любите Бога и любите ближнего.

Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Будьте едины.

Возвещайте Волю Божию.

Исполняйте Божественные Законы.

Душу не убейте.

Не собирайте себе сокровищ на Земле, но собирайте на Небе.

Явите делом.

Дитя примите.

Не судите, да не судимы будете.

Прощайте людям согрешения их.

Молитесь тайно.

Любите врагов своих.

Радуйтесь. Не будьте унылы.

«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12).

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди Заповеди… не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 19: 17, 19).

 

Внутренняя суть Учения Христа состояла в том, что земной мир является временным миром, потому следует готовить себя к переходу в Новый Мир, Мир Божественный, который является истинным Домом, откуда человек, сын или дочь Бога, пришёл и куда он вернётся. «Я добрый пастырь, и Я знаю Путь домой».

Дорога к Богу – это внутренний Путь. Открыть этот Путь было Миссией, внутренним Учением Христа. Христос пришёл, чтобы показать Путь и стать примером того, что каждый может следовать по этому Пути. «Верующий в меня, дела, которые творю Я, и он сотворит». Чтобы войти в духовный мир, нужно сбросить смертного ветхого человека и облачиться в духовного человека. Иными словами – нужно достичь уровня сознания Христа, Христосознания, которое является посредником между низким сознанием плотского ума и высшим Сознанием Бога. Это внутреннее Учение Христа было заменено ложным Учением о единственном Сыне Божьем, и был создан культ поклонения Христу.

Единственный Путь к Богу – познать Законы Бога и начать творить Совершенство во имя общего блага и братства на Земле.

 

Одной из задач Христа было доказать бессмертие человеческого духа. Он мощно утвердил это знание воскресением в тонком теле после физической смерти. «Христос, говоря о своём воскрешении, имел в виду не свой сознательный переход в тонкий мир, но, именно, своё появление в тонком теле среди физических условий. Конечно, такое появление физически умершего человека в материализованном тонком теле явилось ярким доказательством воскрешения Его и укрепило в учениках веру в Его учение» (Письма Е. Рерих. Т. 2). Воскресение из мёртвых вдохновляло людей и убеждало в истинности Учения Христа больше, чем все другие аргументы. «Явление Учителя в тонком теле укрепило учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли вспомнить сущность этого Мира, но всё-таки окно приоткрылось» (Надземное. Ч. 2, п. 172).

Уходя с земного плана, Великий Учитель принял добровольно великие страдания, чтобы жертвой Своей запечатлеть Свои Заветы Любви и Служения для всех народов земли. Сын Человеческий для того и пришёл на землю, чтобы послужить людям. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Этот принесённый Завет Любви Христос запечатлел Своей кровью, именно подвигом Великой Жертвы запечатлел силу духа над физической материей тела и бессмертие духа.

 

По материалам книги В. И. Полян «Великие Моралисты –
Основатели мировых религий».
Подготовила Елена Ильина

Источник: http://sirius-ru.net/liki/iisus.htm

 

Книга "ИИСУС"Возлюбленный Иисус, пожалуй, наиболее любимый Владыка Мудрости для людей западных народов. Многие святые, подвижники, праведники вдохновлялись подвигом Иисуса Христа и следовали Его примеру. И все-таки, хотя прекрасный образ Учителя Иисуса присутствует в каждом христианском храме, те 2000 лет, что прошли со времени Его воплощения на Земле, наложили отпечаток на принесённое Им Слово Истины. Подробнее в книге “ИИСУС”.

 

 

Фильм Франко Дзеффирелли “Иисус из Назарета” (1977г. Италия, Великобритания)

Смотреть

 

Источник: mudrost.info

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» — воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия — скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Источник: www.syl.ru

Возникновение Христианства

Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию,иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию – язычество, которое носило синкретический характер. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства – Иисус Христос.

Иисус Христос как основатель Христианства

В современной науке уже достаточно оснований считать Иисуса Христа исторической личностью. Об Иисусе осталось много письменных свидетельств, больше, чем, например, о Сократе. Основные сведения о жизни Иисуса Христа мы узнаем из Нового Завета. Согласно Евангелию, Он родился сверхъестественным образом от девы Марии в Вифлееме. В Назарете Деву Марию осенил Святой Дух , и она зачала (см. Евангелие от Луки, глава 1). Когда ей пришло время родить, она находилась в Вифлееме, куда приехала для переписи населения, проходившей в то время. Благодаря этим подробностям ученые могут более-менее точно установить точную дату рождения Иисуса, полагая ее примерно пятым годом до н.э. Родился Иисус в хлеву, ибо Марии и ее обручнику Иосифу не нашлось другого ночлега. После рождения Младенца семья бежала в Египет и жила там до тех пор, пока не умер Ирод, хотевший убить Младенца. Почему царь Ирод хотел его убить? Дело в том, что ко времени рождения Иисуса Христа на небе появилась яркая звезда, известная как «Вифлеемская звезда». Увидев эту звезду, египетские мудрецы шли за ней, предполагая рождение великого человека, царя. Так, следуя за звездой, они пришли к Ироду, рассказав о рождении нового царя. Это послужило толчком для убиения всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Но к этому времени по Откровению от Бога святое Семейство бежало в Египет.

О ранних годах жизни Иисуса известно очень мало: лишь то, что Он в 12 лет учил в Иерусалимском храме мудрецов, а они удивлялись Его словам. Он был плотником и был в послушании у родителей.

На проповедь Иисус Христос вышел в 30 лет. У иудеев можно было начинать учить только с 30 лет. Общественное служение Иисуса продолжалось 3 года, во время которого Он проповедовал волю Божию, свидетельствовал о Боге, исцелял, воскрешал умерших, объяснял ветхозаветное Писание, пророчествовал. Он избрал Себе 12 учеников – апостолов, всегда былис Ним рядом в странствии. Лишь некоторые Его ученики были свидетелями Его Преображения (см. напр., Евангелие от Матфея, глава 17, стих 2).

Много людей следовало за Иисусом, но далеко не все принимал Его. Так только несколько человек из начальников иудейских поверили Иисусу Христу, поверили, что именно Он – Мессия, которого они ждали. Однако, начальники иудейские добились распятия Иисуса. На третий день после распятия Иисус Христос воскресв обновленном теле. На протяжении 40 дней Он являлся Своим ученикам, наставлял их в правильном понимании Писания. А на 40-й день вознесся, обещая, что вернется в конце времен.

После события Сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после воскресения Христа, апостолы начали проповедовать Христа, Его воскресение и все, чему Он их учил.

 

Гонения на христиан

Христианство основатель религииПроповедь Апостолов была очень успешной, но христиан стали гнать. И первые три века распространения Христианства – это время гонений, мученичества за Христа.  Если иудеям можно было исповедовать свою религию, то христианам это было запрещено. Апостолы, когда приходили в какой-нибудь город, шли проповедовать первым делом в местную синагогу. Христиан считали за иудейскую секту, их гнали и из синагог.

Историки выделяют как минимум четыре причины гонений на христиан:

1. Христиане не почитали царя за бога, не принимали участия в царских культах, что ставило их в оппозицию существующей власти. Отказ от жертвоприношенийцарю считалось нарушением законов Римской империи. Иудеям было разрешено не участвовать в этих культах, так как их религия была древней и ее исповедовал целый народ. У христиан этого не было.

2. Христиан обвиняли в преступлениях: разврате, человеконенавистничестве, эдиповских смешениях, в закалании младенцев и т.д.

3. С точки зрения государства, Христианство считалось недозволенной религией.

4. Христиан обвиняли в безбожии, так как они не принимали участия в общепринятых языческих культах.

История Христианства, начиная с 4 века

Христианство основатель религии

Четвертый век явился переломным в истории Христианства. При императоре Константине Великом Христианство стало дозволенной религией благодаря Миланскому эдикту 313 г. При Константине состоялся Первый Вселенский собор в Никее, на котором был сформулирован Символ веры (краткое изложение догматов), ибо к тому времени существовало уже много направлений в Христианстве. В 4 веке Христианская Церковь боролась с арианством. В этом же веке происходит формирование монашества.

При правлении Юлиана (361-363) было вновь воздвигнуто гонение на христиан. За это он получил прозвище «Отступник». Христианство очень быстро распространялось по Римской империи и вскоре стало доминирующей религией.

 

В 5 веке произошел в Церкви крупный раскол; четвертый Вселенский собор в Халкидоне не был принят некоторыми Церквами. Эти Церкви получили название Дохалкидонские (см. подробнее раздел Дохалкидонские Церкви).

На протяжении первого тысячелетия в Церкви походил ряд Вселенских соборов (подробнее см. в разделе Православие), на которых более четко формировалось догматическое и каноническое учение Христианской Церкви.

 

Разделение Церквей

К концу первого тысячелетия между Восточной Церковью и Западной происходят противостояния и в 1054 году произошло разделение Церкви на Восточную и Западную. За Восточной Церковью закрепилось название «Греческая», «Православная», а за Западной – «Латинская», «Католическая». Не раз после разделения Церквей были попытки заключить унию, подчинив Восточную Церковь Римскому папе. Например, Лионская уния, Брестская уния и др.

 

Со времени разделения отличия между Церквами усугублялись. В Западной Церкви вводились новые догматы. Во время активной проповеди индульгенций в Западной Церкви начинается раскол . В 16 веке возник Протестантизм, который противопоставлял себя Католичеству. Внутри самого протестантизма формировалось множество течений. Самые распространенные – лютеране,кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники.

Таким образом, самыми распространенными сейчас в Христианстве конфессиямиявляются: Католичество, Протестантизм, Православие, Дохалкидониты.

Ереси в Христианстве

На протяжении всей истории Христианства внутри него появлялось много христианских ересей. Были попытки связать язычество с Христианством, что вылилось в появление гностицизма. История Вселенских соборов – это история борьбы с разными учениями внутри Христианства: арианами, несторианами, монофизитами, монофелитами и др. Из-за появления множества различных учений Христианской Церкви приходилось более четко формулировать свое вероучение, акцентировать некоторые моменты, отделять, где истинное учение Христа, а гдезаблуждение.

 

Христианство основатель религии

Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами.

 

Христиане признают Священным Писанием Библию — Ветхий и Новый Заветы, считая их единым целым. Слово «Библия» происходит от греческого «τα βιβλια», что означает «книги».  Термин «Завет» означает – союз, договор, т.е. это союз Бога со Своим народом. Сущность этого договора в том, что Бог ведет человека ко спасению, а человек исполняет заповедиБожии. Священное Писание Ветхого Завета не имеет для христиан абсолютногозначения. Важность его в том, что это также Божественное Откровение. Определяя значение Ветхого Завета апостол Павел назвал его детоводителем ко Христу.

Между различными конфессиями существуют небольшие различия в признании каноничности некоторых книг Ветхого Завета.

 

Христиане признают 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). С течением времени, после смерти апостолов стали появляться подложные Евангелия, надписанные именами апостолов. Но эти писания никогда Церковью не признавались и получили название «апокрифы».

Христианское вероучение основано на Священном Писании. Хотя некоторых догматических терминов и нет в Священном Писании (Троица, единосущный), по сути оно там присутствует. Например, Иисус Христос учил об Отце, Сыне и Святом Духе, Который есть единый Бог. Фиофилом Александрийским был придуман термин «Троица» для обозначения Отца, Сына и Святого Духа. Термин «единосущный» было взято из философии для обозначения таких слов Христа – «Я и Отец — одно».

Главные догматы Христианства

1. Бог один по существу.

2. Бог троичен в Лицах.

3. Бог воплотился в Деве Марии по наитию от Святого Духа, став Иисусом Христом.

4. Иисус Христос был распят, умер и на третий день воскрес.

5. Христос придет в конце времен судить мир.

6. В конце времен мертвые воскреснут.

7. В Иисусе Христе Божественная и человеческая природы соединены неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно.

8. Во Христе одна Личность – Божественная.

Христианство – религия спасения, и спасение происходит через Иисуса Христа. Смысл христианской жизни заключается в обожении, т.е. богоуподоблении.

Главные заповеди: возлюбить Бога всем сердцем, разумом и волей, а также возлюбить ближнего как самого себя. Причем, если человек не любит своего ближнего, то тем более он не может любить Бога.

Сущность Христианства

Сущность Христианства полагается в Самом Иисусе Христе, воплощенном Боге. Он пришел на землю, дабы спасти людей от власти греха над человеком, исцелить человеческую природу, зараженную грехом. Бог воспринял человеческую природу, но Сам не имел личных грехов, а исцелил Он ее Своим воскресением в котором произошло преображение человеческой природы. По этой причине, учение о Воскресении Иисуса Христа является центральным догматом Христианства, и без этого догмата Христианство теряет свой смысл.

 Церковь

Понятие «Церковь» имеет два значения, одно – широкое, другое – узкое. В широком смысле, Христос основал на земле Свою Церковь, обещав, что она прибудет в мире до конца времен, и врата ада ее не одолеют. Церковь предстает в Писании в виде образа человеческого организма, главой которого является Сам Иисус Христос, а Его последователи – членами / частями организма. «Церковь» по-гречески – «ekklesia», что означает – «собрание». Днем рождения Новозаветной Церкви принято считать день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятница). С этого дня началась всемирная проповедь Христианства. Было тысячи уверовавших. Первоначально проповедь происходила с чрезвычайными дарами от Бога: проповедью на разных языках, исцелениями, пророчествами и т.д. В узком смысле, церковь – основанные общины христиан в разных городах.

 

Иерархия

Апостолы Христа, основывая церкви в разных городах, рукополагали священнослужителей.  Скорее всего, изначально было только две степенииерархии – диаконы и епископы/священники. На данный момент это сложно сказать, потому что в книгах Нового Завета есть путаница в терминологии. Как бы там ни было очень быстро оформилось три степени иерархии: епископы, священники и диаконы.

 

Богослужение

Богослужение Церкви формировалось под воздействием синагогального богослужения. Однако, с течением времени оно видоизменялось. Были периоды расцвета в Христианстве гимнографии. Центром христианского Богослужения являлась Евхаристия / Литургия / Приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Евхаристия (с греч. «Благодарение») остается центром богослужений почти во всех христианских направлениях, за исключением протестантизма.  Вкушение Плоти и Крови Христа никогда не понималось Церковью как каннибализм, хотя язычники в этом обвиняли христиан. Само Таинство Евхаристии было установлено Христом перед Распятием. В этом Таинстве происходит соединение воскресшего Христа с хлебом и вином, христиане соединяются с Богом.

 

Молитва

Молитва – неотъемлемый элемент христианской жизни. В идеале христианин должен молиться постоянно, во время любого дела. Иисус Христос учил людей как молиться, Сам часто уединялся для молитвы, обличал молитву напоказ, молитву с самооправданием и самовосхвалением. Иисус предложил верующим молитву «Отче наш», которая была записана Его учениками в Евангелии.

 

Библия: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. 

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. 

Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Догматическое богословие. 

Льюис Клайв Стейплз. Просто христианство

Мейендорф, прот. И. Введение в святоотеческое богословие. 

Осипов А.И. В чем сущность Христианства.

Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). 

Сове Б.. Евхаристия в древней Церкви и современная практика.

Шмеман А., прот. Водою и духом.

Источник: www.digtime.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.