В нашей стране действует много религиозных течений. Свобода совести и вероисповедания, а также право на индивидуальное или коллективное исповедование любой не агрессивной религии на публичное распространение её убеждений и действия гарантированы Конституцией Российской Федерации. Религия в России представлена основными мировыми конфессиями и их идеологическими ответвлениями. Главной из них является христианство, его исповедует самая большая часть верующих. Многие граждане, особенно восточных и южных регионов страны, предпочитают ислам. В Хакассии, Бурятии и некоторых районах Алтая население склоняется к буддизму. В еврейских диаспорах по всей территории страны преобладает иудаизм.

Господствующим направлением в русском христианстве ещё со времён крещения Руси Великим князем Владимиром Красным Солнышком стало православие, заимствованное у Древней Византии. И только в западных областях РФ, примыкающих к Белоруссии и Прибалтике, исповедуется католическое христианство и протестантизм.

фото 30Так сколько же религий в нашем государстве, и каково число их приверженцев? По данным РАН от 2013 года:


  • православное христианство в России исповедует 79 процентов жителей страны;
  • духовное христианство, не имеющее отношения к религии, представлено 9 процентами;
  • мусульмане составляют 4 процента;
  • к иным верам принадлежат около 1 процента;
  • атеистами считают себя примерно 7 процентов российских людей.

Так образом, общее число верующих в нашей стране, если не считать атеистов, приближается к 93%. Рассмотрим особенности каждого вероисповедания в России по отдельности. Все они имеют определённые исторические и национальные предпосылки и являются духовной основой объединения народов страны в одно государство.

Православие

Главным символом православия как одной из ветвей христианства является вера в Иисуса Христа – наместника на земле истинного Бога и Спасителя человечества. По нескольким версиям, изложенным в канонических и апокрифических Евангелиях, Бог Отец послал своего сына в наш грешный мир, чтобы исправить пороки людей, сделать их достойными внимания Божия. Иисус показал людям пример благочестия и подвижничества, и это стоило ему жизни. Он был распят на кресте рядом с обычными разбойниками, но на третий день после смерти произошло воскрешение, и он показал людям, что действительно умеет творить чудеса.

Главная концепция христианства заключается в том, что Бог един, но существовать он может сразу в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда и само происхождение слова «Троица», учение о которой ввёл в христианство Феофил Антилохский ещё в момент зарождения этой религии во II веке новой эры.


фото 31Будучи урождённым от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа, Иисус появился на Земле ради избавления человечества от Сатаны, наложившем на людей проклятие, греховность и смерть. Искупив эти напасти самим фактом своей смерти, Сын человеческий воскрес и тем самым показал другим возможность искупления грехов перед вратами Рая, дал веру в воскресение каждого и вечную жизнь для всех праведников.

Христианство олицетворяется именем основателя – Христос, потому что он имеет прямое отношение к образованию этой религии. Этот человек намеренно принёс себя в жертву ради других своих современников и предшественников, страдающих в результате отлучения ещё Адама и Евы от Бога. Христос опять обратил к ним лицо божье и через себя искупил часть их греха.

Вера во Христа

Почему верование во Христа стало одной из крупнейших мировых религий? Причина – в цельном мировоззрении, включающем в себя три принципа, без которых невозможна ни одна традиционная религия:

  1. Вера в существование Бога.
  2. Признание идеологии данной религии.
  3. Следование её канонам.

В противном случае речь может идти только о каком-либо шаманстве, фетишизме, магии или о чём-то подобном, являющимся нетрадиционным религиозным течением, или псевдорелигией.

Важной особенностью православия становится опора Бога на человека. Только человек, по утверждению Христа, есть мерило всего на свете. Эта мудрость пришла ещё от философов Древней Греции. Христианство принесло в неё лишь тесную связь человека и Бога. Всевышний корректирует поведение человека и приводит его мысли в порядок.

Декларацию учения Христа демонстрирует его «Нагорная проповедь», в которой он показывает своим ученикам и последователям истинный путь в Небесное Царство. Это своеобразный моральный кодекс христианства.

Современный мир многогранен. Это касается и религиозных течений, а также их проповедников. Они навязывают верующим определённые идеалы, иногда расходящиеся с их собственными нормами жизни. Православие в этом смысле никому ничего не навязывает, а просто призывает верить в Бога как в высшее олицетворение мировой справедливости, не входящей в противоречие с национальными интересами и являющейся официальной религией в России, такой же, как ислам, иудаизм и буддизм.

В православии Бог олицетворяет все лучшие качества человека – истину, мудрость, любовь, блаженство, добро, красоту, могущество, вечную жизнь. Все они находятся в гармоничном соотношении друг с другом.

Католицизм


Термин «католичество», что в переводе с греческого означает «всеобщий», впервые ввёл святой Игнатий Антиохский, последователь Иоанна Богослова, в 110 году новой эры. Позднее его официально закрепил Никейский собор. Этот термин свидетельствовал о начале раскола между Византийской и Римской христианскими церквями, касавшегося в основном некоторых базовых церковных ритуалов.

Данное вероучение, так же, как и православие, ориентировано на Священное писание, Библию и на Катехизис, в котором изложены таинства Католической церкви. Их семь:

  • крещение, процедура которого описана в канонических евангелиях;
  • таинство брака;
  • конфирмация, или миропомазание;
  • евхаристия;
  • таинство исповеди;
  • освящение елеем;
  • таинство священства.

фото 32

Кроме того, в католической вере учитываются доктринальные положения, отличающие её от других конфессий, образующих христианство:

  • Святой Дух у католиков происходит в равной степени от Отца и Сына, а не кого-то одного из них (это выражается термином «филиокве»);
  • Дева Мария зачала непорочно, только затем её беременность Христом обратилась в телесную форму;

  • Грешники, отступающие от учения Католической церкви, попадают в Чистилище;
  • Раскаявшиеся грешники получают индульгенцию, прощающую грехи;
  • Культ Пресвятой Девы Марии;
  • Возвышение святых, мучеников, блаженных с оказанием им почестей, равных Богу;
  • Утверждение владычества Римской церкви над всеми католическими церквями мира в качестве прямого преемника святого апостола Петра;
  • Строгая субординация всех отделений католической церкви (сравните: православная церковь автокефальна, то есть независима ни от какой другой церкви);
  • Непогрешимость Папы Римского во всех вопросах, касающихся веры в Бога и нравственности.
  • Святость брака. Он не может быть расторгнуть лишь по желаниям сторон, только с разрешения церкви.

Разница православной и католической церкви

Разница между православной и католической церковью касается и обрядов. Латинские обряды имеют свои и особенности:

  • к символу веры Бога в филиокве всегда добавляется также имя Сына;
  • в любом церковном приходе обязательно наличие священника;
  • крещение у католиков осуществляется не путём погружения в воду, как в православии, а окроплением головы водой;
  • миропомазание может проводить лишь епископ, простой священник имеет на это право только в случае приближения смерти исповедуемого;
  • при Евхаристии употребляется не квасной хлеб, как у православных, а пресный;
  • миряне причащаются при помощи Тела или Крови Христа, священников причащают только Телом и Кровью, то есть полноценным причастием;
  • крестное знамение у католиков производится слева направо и всеми пальцами руки, так как они символизируют именно пять Христовых ран при распятии на кресте.

Протестантизм

Протестантизм – одно из направлений христианства, такое же главное, как католичество и православие. Оно представляет собой религиозное объединение протестантских церквей, идеологически берущих начало с эпохи Реформации и выступающих против классического католицизма в Европе, делая его то более либеральным, то более консервативным.

Протестантское богословие было сформировано XVI-XVII в.в. Основными идеологами протестантского учения в эпоху Реформации были Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли. Позднее его развивали Гарнак А., Шлейермахер Ф., Трельч Э. и другие. Новое течение в протестантской теологии знаменует богословие Дитриха Бонхеффера.

Основа протестантизма – те же самые верования в Бога, в его триединство, рай и ад, бессмертие человеческой души, что и у христиан. Но в отличие от католиков протестанты отвергают образ Чистилища, полагая, что только вера в Христа– смерть его на кресте и последующее воскресение из мёртвых – может дать окончательное прощение грешникам.

фото 33Протестанты считают, что единственный источник учения христиан – Библия.


учение её канонов и применение их на собственной практике и есть самая важная задача истинно верующих. При этом миссионеры протестантизма стараются сделать Библию доступной всем верующим, переводя её на все их национальные языки. Эта книга, являющаяся по сути историей мытарств еврейского народа, для протестантов стала непререкаем авторитетом. С её помощью оцениваются все другие религиозные учения, поступки и мнения. Всё то, что не находит подтверждения в Библии, не подлежит исполнению верующих.

Таким образом, для протестантов авторитетными являются три принципа:

  • Непререкаемость Священного писания.
  • Священство для всех без исключения верующих.
  • Спасение с помощью личной веры.

К вере, учению о спасении, церкви и таинствам протестантское богословие в его классическом виде относится очень строго. Менее существенной для протестантов становится внешняя, обрядовая, сторона церковного быта. Отсюда широкое разнообразие формальностей при одновременном соблюдении основных постулатов учения.

Учения в протестантстве

Время сформировало в протестантстве множество собственных учений. Некоторые из них стали выходить за рамки классических доктрин. Например, убеждение адептов некоторых учений в обладании ими пророческого дара. Так была сформирована секта Адвентистов седьмого дня и некоторые другие течения, основанные на откровениях и видениях их основателей.


Из всех таинств, которых придерживаются протестанты, всеми учениями поддерживаются только два – причащение и таинство крещения. Все прочие считаются условными. При этом крещение может производиться в любом возрасте в то время, как для совершения причастия кандидат должен пройти конфирмацию – специальный подготовительный ритуал.

Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство.

В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей. Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы.

Духовное христианство

В духовное христианство входит несколько течений, появившихся в России на рубеже XVII и XVIII веков. Самые известные из них:

  • духоборцы;
  • молокане;
  • скопцы;
  • хлысты, или христововеры.

У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность. Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды.


Хлысты

Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче. Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен.

Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа – хлестом, пророком или богородицей.

фото 34Религиозная традиция христововеров была очень аскетична. В основном она представляла собой так называемые радения – молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями». После отмены Крепостного права эти корабли приобрели свои собственные символические названия, такие, например, как Старый или Новый Израиль и Постники.


Советская власть, не склонная к признанию религии вообще, преследовала и хлыстов. Число их общин значительно уменьшилось и примерно к середине 70-х годов минувшего века сведений о деятельности хлыстов в России уже не наблюдалось.

Скопцы

Являются радикальным крылом оппозиционного православного христианства. Этимологически оно восходит к хлыстам. Кондратий Селиванов, его основатель, объявил себя Божьим сыном и стал проповедовать физическое ослепление своей паствы (скопчество) в качестве единственного средства от мирского соблазна, ведущее к спасению души.

В отличие от христоверничества, затрагивавшего в основном крестьянскую среду, скопчество приобрело популярность у купечества, даже у дворян. Последнее обстоятельство давало их общинам значительные богатства. В период коллективизации это сыграло с ними злую шутку. Общины скопцов была разгромлены как кулаческие.

Молокане

Это одни из поздних ответвлений русского духовного христианства, по сути – классический протестантизм. Библия здесь выступает как основной закон поведения верующих. На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой. Они крестятся Святым Духом, то есть постоянной верой в Бога. Благочестие для них превыше всего точно так же, как для протестантов.

К концу XIX века молокане разделились на постоянных и «прыгунов». Последнее название отражает особенность молитвенного ритуала: они вздевают руки и прыгают во время экстаза. Из-за своей эксцентричности многие молокане было сосланы на Кавказ или эмигрировали в Америку.

В настоящее время молоканские центры действуют во всех крупных городах страны. В основном они представляют постоянных молокан, близких к протестантам, но русским.

Духобрцы

Русские духоборцы тоже близки к протестантизму. Они отвергают все атрибуты внешней религиозности, в молельных домах нет икон, отсутствует священство и почтение к таинствам. Они видят Бога во всех явлениях и предметах природы, превозносят личное общение с Богом. В Библии они не видят святую книгу и предпочитают духоборческие псалмы в оригинальном изложении. Большое количество духоборцев сейчас живет на Кавказе и в Канаде.

Ислам

фото 35По уверениям мусульманских богословов, ислам возник примерно в 662 г. Новой эры. Он вобрал в себя многое из догматики иудаизм и христианства, в том числе их мифологию. Это позволило исламу в довольно короткое время стать полноценной религией со своей Библией, которая здесь называется Кораном, а изречения Бога (Аллаха) – суннами.

Основные каноны ислама изложены в «Столпах Веры»:

  • Аллах – единственный творец всего существующего на свете, вера в него непреложна;
  • Многобожие – грех, страшнее которого нет;
  • Ангелы – ближайшие помощники Аллаха, вера в них должна быть так же крепка, как в самого Бога;
  • Все писания, которые ниспосланы на землю Аллахом, священны и принимаются слепо, на веру;
  • Пророки считаются посланниками Аллаха, их следует принимать с высшими почестями;
  • Судный день неизбежен, миру грозит вселенская катастрофа. Но он погибнет и снова воскреснет;
  • Ад и рай существуют;
  • Судьба человека предопределена. Всё происходит только по воле Аллаха.

К вероисповедальным столпам ислама, практикующимся в мусульманской традиции, относятся:

  • шахад – ритуалы для исповедания веры;
  • намаз – общение с Богом через молитву;
  • закят – вид налога с паствы для нужд бедных мусульман;
  • саум – соблюдение религиозного поста в девятый месяц исламского календаря (Рамадан);
  • джихад – борьба за чистоту веры.

Иудаизм

В иудаизме отсутствует какой-либо определённый символ веры в виде коротко сформулированного учения. Еврейские богословы ориентируются в основном на заповеди Моисея, завещанные им народу по пути следования из египетского рабства. Всего их 613, более известны только 10. Но, по мнению богословов и философов, это просто субъективная точка зрения некоторых теологов.

В фундамент иудаизма заложены следующие принципы:

  • вера в Яхве, единого и неоспоримого Бога;
  • вера в то, что еврейский народ – богоизбранный;
  • вера в явление на землю Мессии;
  • вера в бессмертную душу;
  • вера в загробное царство и вечную жизнь.

Иудаизм – монотеическая религия. Её Бог является вечным, нематериальным, вездесущим и бестелесным. Поклонение кому-либо, кроме Яхве – великий грех: ни звёздам, ни ангелам, ни святым.

Мир создан Богом просто взглядом всего за семь дней. Человек – вершина этого миротворения. Человек и материален, и духовен. По факту своего создания Богом он не может быть исконно грешным в принципе. Все человеческие грехи являются следствием недостаточной веры во Всевышнего.

Только Яхве – единственно истинный Бог, а значит, поклоняться нужно только Яхве, или Иегове. Измена своему Богу – самый тяжкий грех. Иегова специально дал свободу евреям, возвысил их, чтобы они могли достойно общаться с Богом. Только поэтому евреи становятся истинно свободным народом. Если человек из другой религии переходит в иудаизм, за ним признаётся право такого выбора. Отказ же от иудаизма запрещён.

Евреи произошли от Авраама по воле Бога. С ним и его потомками Господь заключил вечный союз. Символом этого союза стал обряд обрезания. Последователи иудаизма склонны к мессианизму. Но стремятся обратить в свою веру других и карают врагов.

Богооткровение – основная концепция иудаизма. Люди в ней стоят на втором месте после Бога и становятся самым совершенным творением на Земле. Некогда человек по глупости отвернулся от Бога, скрылся от него, прошёл путь многочисленных ошибок, связанных со страданиями и преступлениями. Только верность Богу, любовь к нему может вернуть людей к счастливой жизни.

Буддизм

Буддизм относится к древнейшей мировой религии, возник в Древней Индии и до сих пор является там ведущей конфессией. На карте русского государства ее исповедуют в Бурятии и некоторых районах Алтая. Основное отличие буддизма от других вероисповеданий – стремление верующих не к Богу, а к нирване.

К ней приходят путём самоотречения от соблазнов внешней жизни, сосредоточении на главном, то есть в вечном благе. Нирвана достигается с помощью медитации. Кто пройдет этот путь до конца и с успехом, может рассчитывать на лавры Будды. Иначе говоря, Богом станет каждый, если будет стремиться к этому.

Многообразие религиозной картины, существующей в России, позволяет не только осознать всё величие и многогранность культуры, но и воспользоваться её плодами для достижения всеобщего блага народов страны. Каждая из наших религий создаёт особый фрагмент в картине окружающего мира, дает осмыслить себя в нём, внести свой вклад в объединение общества.

Источник: mystroimmir.ru

Ты конечно слышал слова – церковь, мечеть, Иудаизм, Будда, мусульманин, Православие? Все эти слова тесно связаны с верой в Бога. В нашей многообразной и многонациональной стране, есть четыре основные религии. Они разные, но все говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину.

1. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

всё, что должен знать

• Это самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру.

• Основа  Православия — вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа.

• В 1988 г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства — Киевской Руси, произошедшего, согласно летописям, при святом князе Владимире Святославовиче.

• Первым христианским храмом, воздвигнутым в столице Киевской Руси, стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

• Каждый православный должен выполнять 10 заповедей, которые Бог дал Моисею и израильскому народу. Они были записаны на каменных досках (скрижалях). Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям.

• Библия, как священная книга христианства — это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАН

1-я заповедь.  

Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.- этой заповедью Бог говорит, что нужно познавать и почитать Его одного, повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его.

2-я заповедь. 

Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. – Бог запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества, Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед ними, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.

3-я заповедь.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: ругать Бога, клясться Богом если говорите неправду. Имя Бога можно произносить, когда молимся, ведем благочестивые разговоры.

4-я заповедь. 

Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Он повелевает нам шесть дней недели работать, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

5-я заповедь.

Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. — этой заповедью Бог повелевает почитать родителей, слушаться их, помогать им в трудах и нуждах.

6-я заповедь.

Не убивай. Бог запрещает убивать, то есть лишать жизни человека. 

7-я заповедь.

Не прелюбодействуй. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние,  неумеренность в пище, пьянство.

8-я заповедь.

Не укради.  Нельзя  брать себе чужого каким бы то ни было незаконным путем.

9-я заповедь.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Бог запрещает обманывать лгать, ябедничать.

10-я заповедь.

Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего. Этой заповедью запрещается не только делать что-то плохое ближнему, но и желать ему худого.

Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений  православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение.

2. ИСЛАМ В РОССИИ

всё, что должен знать

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ В РОССИИ - ХОЧУ ЗНАТЬ
«Сердце Чечни», Фото: Тимур Агиров

• Ислам — это самая молодая из мировых религий.

• Термин «ислам» означает «подчинение» воле Бога, а того, кто подчиняется, называют «муслим» (поэтому «мусульманин»). Число мусульман — граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 миллионов человек.

• Аллах — имя Бога мусульман. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди.

• Ислам — не только религия, но и образ жизни. К каждому человеку приставлены два ангела: один записывает его добрые дела, другой — плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульмане верят, что род джиннов был создан из огня, они обычно злые.

• Бог  провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого человека будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят плохие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут приговорены к аду. Но то, каких дел в нашей жизни больше, хороших или плохих  известно только Богу. Поэтому ни один мусульманин не знает наверняка, примет ли его Бог в рай.

• Ислам учит любить людей. Помогать нуждающимся. Уважать старших. Почитать своих родителей.

Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произносить семнадцать молитв — ракатов. Молитвы совершаются пять раз в сутки — на восходе солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через 2 часа после заката.

Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть своих доходов бедным и нуждающимся;

Совершить паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если только ему позволяют здоровье и средства.

• Мусульманские храмы называются Мечетями, крышу мечети венчает минарет. Минарет – это высокая около 30 метров башенка, с которой муэдззин призывает верующих на молитву.

• Муэдззин, муэззин, азанчи — в исламе, служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

Главная книга мусульман: Коран — по-арабски это означает «то, что читают, произносят».

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ В РОССИИ - ХОЧУ ЗНАТЬ

• Дошедшие до нас старейшие списки Корана датируются VII – VIII веками. Один из них хранится в Мекке, в Каабе, рядом с чёрным камнем. Ещё один находится в Медине в специальном помещении, расположенном во дворе мечети Пророка. Есть древний список Корана в Национальной библиотеке Египта в Каире. Один из списков, получивший название «Коран Османа», хранится в Узбекистане. Своё название этот текст получил из-за того, что, согласно традиции, он был залит кровью халифа Османа, убитого в 656 г. На страницах этого списка действительно есть следы крови.

• Коран состоит из 114 глав. Их называют «сурами». Каждая сура состоит из стихов («айятов» — от арабского слова, означающего «чудо, знамение»).

• Позднее Корана появились хадисы – рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников. Их объединили в сборники под названием «сунна». На основе Корана и хадис мусульманские богословы разработали «шариат» — «правильный путь» — комплекс принципов и правил поведения, обязательный для каждого мусульманина.

3. БУДДИЗМ В РОССИИ

всё, что должен знать

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ В РОССИИ - ХОЧУ ЗНАТЬ

• Буддизм – это сложное религиозно-философское течение, состоящее из множества ответвлений. Споры относительно канона священных текстов ведутся между различными конфессиями уже много сотен лет. Поэтому дать однозначный ответ на вопрос, какие же именно тексты составляют священную книгу буддизма, сегодня практически невозможно. Такой определенности, как со священным писанием у христиан, здесь нет и в помине.

• Следует понимать, что буддизм не является религией, а значит, не подразумевает безрассудного преклонения перед неким божественным существом. Будда – не бог, а человек, достигший абсолютного просветления. Стать Буддой может практически любой человек, долженствующим образом изменивший свое сознание. Следовательно, священным может почитаться почти любое руководство к действию от того, кто достиг некоторых успехов на пути просветления, а не какая-то определенная книга.

• По тибетски слово «БУДДА» означает – «тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества».

• В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад.

• Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета.

• В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признает буддийскую религию.

В своей жизни буддисты руководствуются проповедями Будды о «четырех благородных истинах» и «восьмеричном пути»:

Первая истина говорит о том, что существование есть страдание, которое испытывает каждое живое существо.

Вторая истина утверждает, что причиной страдания являются «беспокоящие эмоции» – наши желания, ненависть, зависть и другие пороки человека. Действия образуют карму человека и он  в следующей жизни  получает  то, что заслужил в предыдущей. Например, если  человек в настоящей жизни совершал плохие поступки, в следующей жизни он может родиться червяком.  Закону кармы подвержены даже боги.

Третья «благородная истина» говорит, что пресечение беспокоящих эмоций ведет к прекращению страданий, то есть если человек внутри себя погасит ненависть, злость, зависть и другие эмоции, то страдания его могут прекратиться.

Четвертая истина указывает на срединный путь, согласно которой смысл жизни состоит в получении удовольствий. Этот «срединный путь» именуется «восьмеричным», поскольку состоит из восьми ступеней или шагов: понимания, мысли, речи, действия, образа жизни, намерения, усилия и сосредоточения. Следование этим путем ведет к достижению внутреннего спокойствия, так как человек умиротворил свои мысли и чувства, развивает в себе дружелюбие, сострадание к людям.

• Буддизм, как и христианство, имеет свои заповеди, основы учения, на которых базируется вся структура верования. 10 заповедей буддизма очень похожи на христианские. При всем внешнем сходстве заповедей в буддизме и христианстве глубинная суть у них различна. Кроме того, что буддизм фактически верой и не является, он никак не призывает к вере в бога или божество любого толка, его цель — духовное очищение и самосовершенствование. В этом плане заповеди — всего лишь руководство к действию, следуя которым можно стать лучше и чище, значит, приблизиться хоть на шаг к состоянию нирваны, абсолютного просветления, моральной и духовной чистоты.

Источник: moiarussia.ru

Религия в современной России Представляем вашему вниманию первую часть главы «Разрушение религиозных скреп российской государственности» из 3-го тома «Национальной идеи России».

Существуют следующие факторы-потенциалы жизнеспособности страны в сегменте религии:

  • присутствие религии в обществе;
  • роль и статус РПЦ;
  • принцип многоконфессиональности;
  • воспитательная функция религиозных организаций;
  • регламентированность и легитимность отношений государства и религиозных организаций.

В настоящем разделе оценивается реальное состояние этих факторов с целью дальнейшего определения управленческих проблем, требующих решения, и выработки проектов самих государственно-управленческих решений.

Присутствие религии в обществе

В современной общественной жизни и сознании россиян религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения.

И, наконец, это авторитет и легитимность религиозных организаций, государственно-церковные отношения, на специфику которых воздействуют и представления о религии в обществе. Итак, число россиян, называющих себя верующими, неуклонно растет с середины 1990-х гг. (рис. 6.6.1).

Какие бывают религии в россии

Однако при определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. По данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г., около половины опрошенных (47%) в целом не религиозны, порядка пятой части респондентов колеблются при определении меры своей религиозности и лишь 3,3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны. Абсолютное большинство назвавших себя верующими (не меньше 65%) считают себя православными (рис. 6.6.2).

Какие бывают религии в россии

При этом для большей части опрошенных православие – это не соблюдение религиозных обрядов и участие в церковной жизни, что предполагает воцерковленность, а только национальная традиция (рис. 6.6.3).

Какие бывают религии в россии

При рассмотрении структуры религиозности россиян бросается в глаза ее парадоксальность и противоречивость. С одной стороны, можно зафиксировать ее рост за последние 10 лет – 58% респондентов заявляют о своей вере в Бога. С другой стороны, принадлежность к определенной конфессии не влечет за собой для россиян в их повседневной жизни строгого следования постулатам и требованиям вероучения. Так, 20% православных верят в приметы, 11% — в некую сверхъестественную силу, 6% — в колдовство, магию, 2% — в переселение душ, треть православных верит в судьбу. Среди последователей ислама эти показатели еще выше.

Такая мозаичность религиозного сознания, вероятно, является наследием «религиозного бума» начала 1990-х гг. и демонстрирует наличие в мировоззренческих ориентациях россиян мистических, архаичных, языческих элементов, обладающих колоссальной устойчивостью.

Особенностью современной ситуации является феномен «веры без религии»: достаточно большая группа россиян (11%) заявляет о своей вере в некую высшую силу, но при этом они не являются сторонниками определенного течения. В данной группе наибольший процент молодежи, а также людей с высшим образованием. Вероятно, именно им наиболее свойственны как неудовлетворенность традиционными институционализированными конфессиями, так и нацеленность на духовный поиск. Этой группе респондентов также наиболее свойственны рациональные модели поведения.

Что касается численности практикующих верующих, то государственной статистики в этой сфере не существует, есть только данные экспертной оценки. По данным социологов религии С. Филатова и Р. Лункина, практикующих верующих – от православных до представителей новых религиозных движений – 12-24 млн человек. Как и везде, лидирует РПЦ – в пределах 3-15 млн человек, затем следуют мусульмане (около 3 млн), протестанты (около 1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты и язычники – меньше  1 млн человек (рис. 6.6.4).

Какие бывают религии в россии

Основная часть верующих объединена с правовой точки зрения в религиозные организации, с помощью которых и осуществляется их взаимодействие с государством. По данным Минюста на 1 января 2009 г., среди религиозных организаций преобладает с большим отрывом РПЦ (71%), затем следуют мусульманские (11,7%) и протестантские религиозные организации (2-7%). 3% составляют разноплановые новые религиозные движения. Старообрядческие, католические, иудаистские и буддийские организации cоответственно занимают около 1%.

С религиозными организациями связаны две большие проблемы: деятельность новых религиозных движений (НРД), часть которых, в силу либо молодости и эксцентричности своего религиозного направления, либо в силу изначально заложенного деструктивного потенциала, часто наносят ущерб физическому и психическому здоровью граждан; и деятельность экстремистских организаций, причисляющих себя к сформировавшимся и респектабельным религиям (исламу, христианству и т. д.).

Новые религиозные движения, присутствующие в России, можно условно разделить на три группы.

1. Движения, которые в религиоведении лишь условно относятся к «новым» (поскольку ученые не могут однозначно отнести их к какой-либо сложившейся религии), типа Свидетелей Иеговы и Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), которые появились в XIX в. на базе протестантизма, веры Бахаи, которая появилась тогда же на базе ислама и которую можно уже считать отдельной мировой религией, а также Международное общество сознания Кришны, которое в современном виде появилось в ХХ в., но генетически связано с древней индуистской традицией гаудиа-вайшнавизма.

2. Новые религиозные движения, впервые возникшие в последние 100-150 лет, в основах вероучения не соотносимые методологически ни с одной из известных мировых религий. Зачастую они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектичную доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизматическим лидером, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. К такого рода движениям, впервые привнесенным в Россию в последние десятилетия и подчиняющимся зарубежным религиозным центрам, могут быть отнесены, например, Церковь саентологии, Церковь Объединения Сан Мен Муна и некоторые другие.

3. Новые религиозные движения отечественного происхождения, также впервые возникшие или структурно оформившиеся в нашей стране в последнее десятилетие. Наиболее крупными из них являются последователи П.К. Иванова (ивановцы), Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое Братство – Юсмалос, Бажовское движение и некоторые другие.

С 1990 г. по 2002 г. число конфессиональных разновидностей выросло с 16 до 75. При этом большая часть из названного – новые религиозные движения.

Следует отметить, что интерес к НРД, по сравнению с 1990-ми гг., среди российских граждан падает, последователей этих многочисленных направлений насчитывается не более 300 тыс. Проблема с контролем жестко организованных НРД заключается в том, что, как замечает доцент кафедры религиоведения РАГС В.В. Кравчук, статья 14 Закона о свободе совести указывает недостаточно конкретные основания для ликвидации, которые могут быть применимы к большинству т. н. «традиционных» религий. Например, «принуждение к разрушению семьи» может быть нивелировано существованием института монашества в большинстве мировых религий; «нанесение ущерба собственному здоровью» (например, в результате поста, умерщвления плоти и т. д.) является добровольным выбором верующего, имеющего, согласно нормам других законов, полное и неотъемлемое право самому определять, как распоряжаться своим  телом и душой.

Ущерб психическому здоровью также практически не доказуем, поскольку проявление религиозного чувства в любой религии может быть связано с представлениями, воспринимаемыми со стороны как фантазия, бред и т. п. Наличие трансовых состояний отмечается в шаманизме и в буддийском направлении Ваджраяна, существенно повлиявшем на традиционный для России тибетский буддизм; почитание гуру есть в респектабельной индуистской традиции шиваизма; жесткую организованность можно при желании инкриминировать и римско-католической церкви; мелочная регламентация жизни, в том числе интимной, есть в ультраортодоксальном направлении иудаизма и т. д. Наконец, откровенно сектантские группировки, оппозиционные и обществу, и государству, есть и в Русской православной церкви, и в других «традиционных» организациях, и к ним далеко не всегда применяются какие-то санкции.

Провести же четкую грань между экстремизмом отдельных лиц и экстремизмом, как неотъемлемой частью системы, далеко не всегда возможно.

Даже в тех случаях, когда организация действительно имела и имеет достаточно выраженные экстремистские проявления, собрать адекватную доказательную базу крайне сложно и не всегда возможно. Чаще всего, как отмечает В. Кравчук, потерпевшие, даже покинувшие организацию, предпочитают не иметь дела со следственными и судебными органами.

Наконец, с НРД связана сложнейшая проблема: разрешение противоречий между уважением права каждого человека на свободу совести и недопущением дискриминации по религиозному признаку, с одной стороны, и защитой национально-культурной самобытности страны и преодоление экстремистских, деморализующих, иных антисоциальных тенденций в религиозной сфере в целом и в НРД в частности – с другой стороны.

В связи с НРД отметим деятельность протестантских объединений, насчитывающих, как было указано выше, около 1,5 млн последователей. От НРД протестанты существенно отличаются тем, что принадлежат к привычной для России религии – христианству, поэтому для русских людей не возникает такого резкого ценностного разрыва, как при вступлении в НРД. Христианские нормы остаются в целом теми же, что у православных. Разница обнаруживается в практическом богословии: для протестанта большее, чем для православного, значение имеет активное миссионерство и социальная активность. Большинство протестантских организаций активно занимаются благотворительностью.

Сходная с НРД проблема «американизации» или «кореизации» стоит довольно остро, однако осознается протестантами в гораздо большей мере, чем представителями новых религиозных движений: представители протестантских течений стремятся получить образование (все чаще — гуманитарное), изучать культуру и традицию России, чтобы трансформировать свое практическое богословие под русские особенности, налаживают отношения с Русской православной церковью и другими «традиционными» религиозными объединениями. Проблема иностранного финансирования также остается нерешенной, однако с 2001 г., по данным Федеральной службы безопасности, по инициативе отечественных протестантов прекратились внушительные пожертвования для централизованных организаций.

Вторая серьезнейшая проблема — экстремизм внутри сложившихся религиозных традиций. Для России остро стоит проблема экстремизма среди исламистских группировок. Это ярко проявляется в северокавказском регионе.

Пришедшие на «постперестроечной волне» к власти в Чечне в начале 90-х гг. ХХ в. сепаратистски ориентированные элиты сделали ставку на идеологию «интегристского ислама», не признающего деления мусульман на расы, этносы, тейпы, другие локальные этнические и конфессиональные группы, и ставшего известным в регионе как «ваххабизм» (салафизм).

В нынешних условиях северокавказского региона, когда сепаратисты формально разгромлены, экстремистские религиозно-политические организации, как правило, являются сетевыми структурами, не несущими никаких обязательств даже перед своими рядовыми членами, они не ограничены в выборе целей и средств.

Наиболее характерной формой самоорганизации радикалов на Северном Кавказе стали т. н. «джамааты», которые выстроены в целом по этническому принципу и действуют в основном в рамках «своих» республик. Поскольку в результате естественной убыли боевиков старшего поколения «джамааты» пополняются молодыми людьми, их нередко в научных изданиях и публицистике называют «молодежными джамаатами».

Организационно структуры «молодых» копируются с ближневосточных: жесткое единоначалие, сплоченность рядов, широкая внутренняя благотворительность и взаимопомощь — как, например, у палестинского «Движения исламского сопротивления» ХАМАС. Несмотря на некоторое снижение активности террористов по сравнению с пиковым 2005 г., ситуация в северокавказском регионе продолжает оставаться сложной и в настоящее время.

Отметим, что в связи с проблемой противодействия экстремизму возникает вопрос с экспертизой литературы, которую следует считать экстремистской.

Проблема заключается в том, что экстремистские высказывания можно найти и в Библии, и в Талмуде, что не дает основания считать эти книги экстремистскими в целом. Кроме того, крайне важное значение имеет толкование священных текстов.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 224 г. был создан Научно-консультативный совет при Министерстве юстиции РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Совет формируется из специалистов в области теологии, религиоведения, социологии, истории, филологии, психологии и носителей иных специальных познаний.

Насколько активны религиозные организации в общественной, прежде всего политической жизни? Случаи баллотирования на политические посты из их среды крайне редки. Всего несколько религиозных лидеров стали главами местного самоуправления. Среди них лидируют мусульмане (рис.6.6.6).

Какие бывают религии в россии

Между тем, в Дании, Ирландии, Нидерландах, Финляндии  законодательно разрешено избрание священников на государственные должности. В 1942–1944 гг. президентом Словакии был католический священник, в 2008 г. президентом Парагвая был избран бывший католический епископ, после провозглашения независимости Кипра его главой стал православный архиепископ Макариос, в 2008 г. президентом Республики Корея избран пресвитер пресвитерианской церкви Ли Мен Бак.

Как видно на рис. 6.6.7, количество призывов выполнять гражданский долг со стороны централизованных религиозных организаций было невысоким.

Какие бывают религии в россии
Наибольшая активность была проявлена ими в период парламентских выборов 2007 г. и после объявления Путиным своим «преемником» Медведева, из чего можно сделать вывод о том, что политические взгляды этих организаций не самостоятельны, а основная их цель – наладить отношения с действующей властью. Более жесткая позиция отмечается у протестантов. Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) декларирует свою полную лояльность власти и борется с той частью своей паствы, которая призывает к кардинальным переменам в политической системе. Резко была осуждена «оранжевая революция» на Украине в 2004 г. Заявления пастора церкви «Торжествующий Сион» А. Дзюбы о том, что в России желательна «оранжевая» революция, а в качестве лидера он видит лидера РОСХВЕ С. Ряховского, были резко пресечены данным союзом, и все церкви «Посольства Божьего» были из него исключены.

Итак, политическая активность религиозным организациям в России в целом не свойственна. Однако это отнюдь не исключает их активности в других сферах общественной жизни. Для этой цели религиозные организации участвуют в создании формально светских общественных организаций, и здесь лидируют православные и протестанты.

Чем же занимаются религиозные организации в России? Прежде всего они отстаивают общественную нравственность.

С середины 2000-х гг. верующие выступают более консолидированно: были совместные протесты против гей-парада в Москве, а также против шоу «Дом–2» и телеканала «2×2». Отметим, что экспертное сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, хотя и считает, что подобные выступления верующих – это прежде всего стимул для общественной дискуссии о нравственности, чем непреложная истина, все же в целом положительно относится к подобной деятельности.

Объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики. Многие из них могут осуществляться религиозными организациями самостоятельно на инициативной основе, однако большая часть приводит к необходимости взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.

Роль и статус РПЦ

Как уже было отмечено, православная самоидентификация россиян вовсе не говорит о высокой степени их воцерковленности. Объяснить основные церковные догматы могут только 8% опрошенных (рис. 6.6.10).

Какие бывают религии в россии

С одной стороны, результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что в российском обществе, отказавшемся от вульгарного атеизма (хотя трудно сказать, в какой степени это произошло сознательно, а в какой – ситуативно, благодаря политическим обстоятельствам, приведшим к падению советской идеологической машины и сделавшим религиозное мышление своеобразной социальной «модой»), налицо серьезный христианский религиозный потенциал.

С другой стороны, опрос показывает, что православие превращается в среде существенной части самоопределившихся православных в этнический феномен.

Самоопределение в качестве «православных» может быть связано не столько с религиозно-догматической самоидентификацией, сколько с национально-территориальным индивидуальным самоопределением, и не накладывает (в подавляющем числе случаев) на самоопределяющихся никаких специфических религиозных обязанностей (регулярная молитва, посещение богослужений; соблюдение религиозно-поведенческих ограничений, включая посты; систематическое участие в таинствах Церкви). При этом государство активно взаимодействует прежде всего с РПЦ, называя ее «церковью большинства»: заключает прежде всего с ней договоры и соглашения, дает преференции на присутствие в школе, армии и тюрьмах и т. д.

Указанное обстоятельство создает объективные условия для взаимодействия РПЦ с государством в идейно-духовной сфере. Однако представителям государственной власти следует учитывать, что подобное взаимодействие следует строить, максимально уважительно относясь к универсалистским установкам Церкви и ее особой духовной миссии, не связанной с национальными проектами, а также к тому, что у РПЦ есть часть паствы, проживающей за границей, для которой «русская идея» не является определяющей в плане религиозной самоидентификации и которую важно не оттолкнуть ни от Церкви, ни от Российского государства прямолинейными политическими лозунгами.

Продолжение >>>

Вернуться на главную

Источник: rusrand.ru

Количество верующих

Какое доказательство Бога вы знаете? Хотим вам сказать, что Господь доказательств своих деяний не предоставляет: деяния либо есть, либо у вас нет веры. В РФ сейчас отсутствует официальная статистика членства в богомольных структурах: закон запрещает выяснять у граждан их религиозную принадлежность. В результате о богобоязненности россиян можно рассуждать, лишь изучив итоги социологических опросов народонаселения.

Интересно, что данные подобных мероприятий двойственны. Так, в блиц-опросе от 2007 года РПЦ заявляла, что её последователями являются около 120 миллионов российских граждан. А руководители ислама в то же время считали, что в стране проживает от 13 до 49 миллионов мусульман. Но в РФ пребывает всего 144 миллиона душ! Следовательно, одна из конфессий значительно преувеличивает свою известность.

В августе 2012 года служба «Среда» провела всероссийское исследование «Атлас национальностей и религий» в 79 из 83 субъектов РФ. Вот что она выяснила:

  • 58,8 миллиона (или 41%) жителей РФ принадлежат к РПЦ (исповедуют православие).
  • 9,4 миллиона человек (или 6,5%) веруют в ислам (включая шиитов, суннитов и тех, кто не считает себя ни шиитом, ни суннитом).
  • 5,9 миллиона (или 4,1%) жителей исповедуют христианство, но не причисляют себя ни к католикам, ни к православным, ни к протестантам.
  • 2,1 миллиона (или 1,5%) жителей исповедуют православие, но не являются старообрядцами и не принадлежат к РПЦ.
  • 1,7 миллиона (или 1,2%) причисляют себя к классической религии своих предков, служат силам природы и разным богам.
  • 0,4% (или 700 000) жителей исповедуют буддизм (обычно тибетский).
  • 0,2% (или 350 000) людей являются старообрядцами.
  • 0,2% (или 350 000) людей именуют себя протестантами (лютеранами, баптистами, англиканцами, евангелистами).
  • 0,1% или (170 000) человек относят себя к восточным религиям и духовным практикам (кришнаиты и индуисты).
  • 0,1% (или 170 000) именуют себя католиками.
  • 170 000 (или 0,1%) являются иудеями.
  • 36 миллионов (или 25%) человек верят в Господа, но не относят себя к конкретной религии.
  • 18 миллионов (или 13%) совершенно не верят в Господа.

Известно, что в июле 2012 года служба «Глас Рунета» провела опрос, благодаря которому выяснилось, что богобоязненными являются 67% посетителей русскоговорящего Интернета.

А исследование Левады-Центра, проведённое в ноябре 2012 года, показало, что процент верующих в РФ распределился таким образом:

  • Православие – 74%.
  • Протестанты – 1%.
  • Католицизм – 1%.
  • Атеисты – 5%.
  • Отказались отвечать – 0%.
  • Ислам – 7%.
  • Иудаизм – 1%.
  • Индуизм — <1%.
  • Буддизм — <1%.
  • Другое — <1%.
  • Затруднились ответить – 2%.
  • Ни к какой религии – 10%.

Информация ФОМ на июнь 2013 года выглядит так:

  • Православие – 64%.
  • Не считают себя боголюбцами 25%.
  • Иные христианские конфессии (униаты, протестанты, католики, баптисты и др.) – 1%.
  • Другие вероучения – 1%.
  • Ислам – 6%.
  • Затрудняются ответить, не могут называть конкретную конфессию – 4%.

Русское христианство

Вероисповедания в России, как видите, получили большое распространение. Христианство представлено тремя базовыми направлениями: православием, протестантизмом и католицизмом. В этой стране также имеются последователи разнообразных новых христианских течений, сект и культов.

Православие

Согласитесь, вероисповедания в России распространены повсеместно. Попытаемся сейчас изучить православие. Известно, что Закон РСФСР 1990 года (от 25 октября) был заменён Федеральным законом 1997 года (от 26 сентября) №125-ФЗ «О религиозных коалициях и свободе совести». Вводная часть его содержит принятие «экстраординарной роли христиан в истории Руси».

Православие в РФ представлено Православной Русской Церковью, старообрядческими объединениями, а также большим количеством альтернативных (неканонических) христианских структур русской традиции.

Вообще Русская Христианская Церковь является крупнейшим религиозным объединением на землях России. РПЦ считает себя исторически первой русской христианской общиной: официально её государственное начало было заложено в 988 году святым князем Владимиром, согласно установившейся историографии.

По мнению лидера «Общественного Русского Движения», политолога Святенкова Павла (январь 2009 года), РПЦ де-факто находится на особом положении в нынешнем русском обществе и политической жизни.

Популяризация православия в России

А как распространены вероисповедания в России? В марте 2010 года ВЦИОМ был проведён всероссийский опрос, по данным которого, 75% жителей относят себя к православным христианам. Примечательно, что лишь 54% из них изучали Библию, около 73% христиан соблюдают религиозные постулаты.

Тарусин Михаил Аскольдович, занимающий пост главы социологического отдела Института коллективного проектирования, считает, что эта информация совершенно ничего не показывает. Он сказал, что эти данные являются лишь показателями русской современной национальной идентичности. Если считать православными людьми тех, кто хотя бы пару раз в год принимает участие в таинствах причащения и исповеди, то их всего насчитывается 18-20%.

Аналитики считают, что социологические опросы показывают: подавляющее количество верующих называет себя православными на основе национального единодушия.

Католицизм

Итак, существует Господь или нет? Кто-нибудь может предъявить какое-либо доказательство? Бога ведь никто не видел. И тем не менее исторически латинское христианство на землях восточных славян присутствовало с зарождения Киевской Руси. Очень часто правители Российского государства меняли своё отношение к католикам: либо отвергали их, либо благожелательно принимали. Сегодня католическая община Руси включает несколько сот тысяч верующих.

Мы знаем, что в 1917 году в России свершилась Октябрьская революция, но католические храмы некоторое время продолжали свободно работать. И всё-таки Советская власть в 20-х годах начала в России искоренять эту веру. В то смутное время было расстреляно и арестовано множество католических священников, разграблены и закрыты почти все храмы. Множество активных прихожан было репрессировано и сослано. В РСФСР после Великой Отечественной войны действовало лишь два католических храма: Богоматери Лурдской (Ленинград) и св. Людовика (Москва).

Образ Христа не оставил Русь, и с начала 1990-х годов католики возобновили свою деятельность в России. Появились два Апостольских католических управления латинского обряда, колледж католической теологии и духовная высшая семинария.

Федеральная регистрационная служба в декабре 2006 года сообщила, что на территории России работает около 230 приходов, четверть из которых не имеет храмовых строений. Приходы состоят в четырёх епархиях, вместе объединённых в митрополию.

В 1996 году в России католиков насчитывалось от 200 до 500 тысяч душ.

Протестантизм

Количество протестантов в России Р. Н. Лункин оценивает в три миллиона человек (2014 год). Он сообщил, что свыше половины из них являются прихожанами большого количества пятидесятнических и неопятидесятнических церквей. К иным крупным протестантским конфессиям относятся десятки тысяч верующих граждан: баптисты, лютеране, евангельские христиане и адвентисты.

По числу официально оформленных Минюстом религиозных организаций протестанты в стране находятся на втором месте, уступая лишь православным. Кстати, протестанты в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах уступают также мусульманам, а в Дальневосточном округе занимают первое место.

Прочие

Образ Христа почитают и свидетели Иеговы. Их численность в России в 2013 году составила в среднем 164 187 активных проповедников. Известно, что около 4988 россиян в 2013 году приняли крещение, превратившись в свидетелей Иеговы. Вечерю Воспоминания в 2013 году посетили 283 221 человек. На Руси также существует духовное христианство, к которому относятся молокане и духоборы.

Ислам

Имена богов древнего мира почти забыты. Сегодня в России около 8 миллионов человек исповедуют ислам. Мусульманское духовное управление европейской части РФ утверждает, что на территории этой страны живёт около двадцати миллионов последователей ислама.

Подавляющее большинство, конечно же, именует себя «этническими» мусульманами. Они не исполняют требований вероучения и относят себя к нему благодаря традициям либо месту проживания (Татарстан, Башкоростан). На Кавказе общины имеют большую силу (христианский регион Северной Осетии является исключением).

Множество мусульман живёт в Волго-Уральском регионе, Санкт-Петербурге, Москве, на Северном Кавказе и в Западной Сибири.

Иудаизм

Согласитесь, религии народов весьма интересно изучать. Давайте выясним, сколько человек в РФ почитает иудаизм. Всего в России насчитывается 1,5 миллиона иудеев. Федерация еврейских российских общин (ФЕОР) сообщает, что в Москве проживает 500 тысяч иудеев, а в Санкт-Петербурге — около 170 тысяч. На Руси работает около 70 синагог.

Одновременно с ФЕОРом функционирует ещё один крупный альянс еврейских религиозных общин – Конгресс духовных еврейских объединений и организаций России.

Перепись населения 2002 года гласит, что официально в России проживает 233 439 евреев.

Буддизм

Убеждения и вероисповедание можно изучать бесконечно. Для каких регионов РФ традиционен буддизм? Он распространён в Бурятии, Калмыкии и Туве. Буддийская ассоциация России подсчитала, что число людей, поклоняющихся Будде, составляет от 1,5 до 2 миллионов.

Вообще численность «этнических» буддистов на Руси (в соответствии с информацией о переписи жителей 2012 года) составила: калмыки – 174 тысячи человек, буряты – 445 тысяч, тувинцы – 243 тысячи человек. Итого около 900 тысяч душ традиционно относят себя к тибетскому буддизму школы Гелуг.

В 90-х годах ХХ века дзэн и тибетский буддизм завоевали огромную популярность у городской интеллигенции. В те времена появились даже соответствующие общины.

В Санкт-Петербурге расположена самая северная в мире буддийская церковь. Её возвели ещё до революции в Петрограде («Дацан Гунзэчойнэй»). Сегодня это здание — туристический и культовый центр буддистской культуры.

Иные религиозные формы и язычество

Существование Бога наукой не доказано, но коренные жители дальневосточных и сибирских регионов одновременно с официально исповедуемым православием сохраняют нюансы традиционного боголюбия. Некоторые финно-угорские народы (удмурты, марийцы и другие) также чтут древние вероучения.

Их верования зависят от сохранности традиционного элемента и характеризуются как народное православие либо шаманизм. Кстати, термин «православие народное» можно употребить и в отношении большинства россиян, особенно деревенских.

Имена богов творят чудеса. Поэтому многие народы России пытаются возродить традиционные верования. В 2013 году экспериментальная служба «Среда» определила, что язычниками себя именуют 1,5% россиян. Интересно, что все религиозные течения подобного рода обозначают как «неоязычество».

А в городской среде, помимо устоявшихся верований, процветают новейшие религиозные движения восточного (тантризм и т. д.), оккультного и неоязыческого (родноверие и т. д.) толка.

Государство и религия

Свобода вероисповедания является наибольшей ценностью в любой стране. Согласно Конституции, РФ является светской страной, в которой ни одна религия не может быть обязательной либо государственной. В современной РФ доминирующей тенденцией является клерикализация страны – постепенное создание модели с господствующей религией.

На практике в России отсутствует чёткая демаркационная линия между государством и вероучениями, за которыми государственная жизнь завершается и начинается конфессиональная.

Кстати, член Комиссии РАН по борьбе с фальсификацией научных экспериментов и лженаукой В. Кувакин считает, что нынешнее руководство России совершает огромнейшую историческую ошибку, пытаясь в государственную религию превратить православие. Ведь такие действия противоречат Конституции.

Клерикализация

Все мы знаем, что Творец Вселенной велик! Религия проникает во все сферы общественной жизни. Её можно найти и в тех областях, которые, согласно Конституции, отделены от веры: в школах, армии, государственных органах, науке и образовании. Известно, что Государственная дума договорилась с патриархатом Москвы о проведении предварительных консультаций по всем пунктам, зарождающим сомнения. В школах РФ ученики начали изучать основы религиозных культур, в некоторых вузах страны существует специальность «теология».

В штатное расписание Вооружённых Сил ввели новую должность – капеллан (военный священник). Огромное количество ведомств, министерств, государственных учреждений владеет собственными храмами. Очень часто в этих министерствах имеются общественные советы, освещающие религиозную тематику.

Армения

А давайте теперь изучим вероисповедание армян. Что оно собой представляет? Известно, что большая часть жителей Армении – христиане, именующие себя приверженцами Армянской апостольской церкви. В этой стране христианство появилось в I веке н. э. Именно тогда здесь проповедовали Христовы апостолы Варфоломей и Фаддей, которые считаются сторонниками Апостольской армянской церкви.

Известно, что в начале IV века (традиционной датой считается 301 год) царь Трдат III государственной религией объявил христианство. Именно так Армения превратилась в первое христианское государство на Земле.

Вера, православие являются неотъемлемой частью жизни почти каждого армянина. Так, перепись жителей Армении 2011 года гласит, что христианство различных конфессий в государстве исповедует 2 858 741 душа. Эта цифра говорит о том, что в этой стране проживает 98,67% богобоязненного населения.

Вероисповедание армян неодинаково: 29 280 верующих почитают Армянскую евангелистскую церковь, 13 843 – Армянскую католическую церковь, 8695 относят себя к свидетелям Иеговы, 7532 именуют себя православными (халкадонитами), 2872 – молоканами.

Кстати, Апостольская армянская церковь находится в числе Православных ориентальных церквей. К ним относятся: Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Маланкарская и Сирийская.

Езидизм

Известно, что свобода вероисповедания существует и в Армении. В этой стране проживает 25 204 сторонника езидизма (почти 1% набожного населения государства). В основном это курды-езиды. Они живут в деревнях Араратской долины, немного северо-западнее Еревана. В Армавирской области государства 29 сентября 2012 года был торжественно открыт храм «Зиарат».

Он считается первым храмом, возведённым за рубежом Северного Ирака – изначальной родины езидов. Его задача состоит в удовлетворении духовных потребностей езидов Армении.

Иудаизм

Бог – Творец всего живого на Земле. Такого мнения придерживаются все верующие, к какой бы религии они ни относились. Интересно, что в Армении насчитывается до 3 тысяч иудеев, которые в основном проживают в Ереване.

Ислам

Христианское вероисповедание Армении мы разобрали. А кто в этой стране приветствует ислам? Известно, что это вероучение здесь исповедуют курды, азербайджанцы, персы, армяне и иные народы. В Ереване специально для мусульман возведена мечеть.

Сегодня в этом государстве община мусульман-курдов включает несколько сотен душ, большинство которых живёт в Абовянском районе. Некоторые мусульмане-азербайджанцы проживают около северных и восточных границ Армении в сёлах. Вообще в Ереване около одной тысячи мусульман – курды, выходцы из Ближнего Востока, персы и примерно 1500 армянок, принявших ислам.

Неоязычество

Вы не устали ещё изучать бесконечные религии народов? Итак, продолжаем далее разбирать эту интереснейшую тему. Перепись 2011 года свидетельствует, что в Армении живёт 5434 сторонника язычества.

Неоязыческое религиозное движение именуют гетанизмом. Оно воссоздаёт устоявшееся армянское дохристианское вероучение. Гетанизм основал арменолог Слак Какосян на базе сочинений Гарегина Нжде — армянского известнейшего националиста.

Беспрестанно все неоязыческие таинства проводятся в храме Гарни. Главой армянских языческих общин является жрец Петросян Зограб. Конкретное число последователей этой веры никто не знает. Вообще армянское неоязычество популярно, как правило, у поклонников ультраправых и националистических течений.

Известно, что гитанистами себя считали известные политики Армении: Ашот Навасардян (основал правящую Республиканскую армянскую партию) и Маргарян Андраник (бывший премьер-министр страны).

Свобода веры в России

Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

  • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
  • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

Источник: FB.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.