Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

Мировоззренческая функция.Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного замысла.

Компенсаторная функция.Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах.

Функция социальной самоидентификации.Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”). Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра. То же относится и к прочим религиозным обрядам, например крещению младенца или отпеванию покойника.


Социально-регламентирующая функция.Религиозные учения не вполне абстракция. Они также применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

Функция социального контроля.Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона. Законы, запрещающие продажу спиртных напитков до 12 часов дня по воскресеньям – или даже продажу в воскресные дни “товаров, не являющихся предметом первой необходимости”, представляют собой еще одну иллюстрацию этого пункта.


Адаптационная функция.Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.

Например, горстка иммигрантов из Германии, переселившаяся в самом начале XIX в. в графство Перри (штат Миссури), даже привезла с собой своего лютеранского священника. Их проповеди и гимны продолжали звучать на немецком языке, а дети иммигрантов посещали общинную школу, в которой священник вел обучение тоже на немецком языке.

Из этой маленькой группы впоследствии выросла Лютеранская Церковь – Синод в Миссури, которая, несмотря на ее наименование, представляет собой международную организацию, насчитывающую почти 3 млн. человек. Мало-помалу потомки первых иммигрантов-лютеран и новообращенные члены влились в основной поток национальной культуры Америки. В настоящее время помимо базового вероучения Лютера и некоторых церковных ритуалов почти ничто уже не напоминает о прошлом, поскольку религия не только помогла иммигрантам приспособиться к новому, непривычному для них окружению, но и сама претерпела изменения.

Охранительная функция.Большинство религий оказывает поддержку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.


В некоторых случаях правительство поддерживает какую-то одну религию, запрещает все иные вероучения, оказывает финансовую помощь в строительстве церквей и семинарий и даже может платить священнослужителям заработную плату. Такие религии, находящиеся под особым покровительством государства, известны как государственные религии. В XVI и XVII вв. в Швеции покровительством государства пользовалось лютеранство, в Швейцарии – кальвинизм, в Италии – Римско-католическая церковь.

В других случаях государство не оказывает покровительства какой-то конкретной религии, однако религиозные учения настолько глубоко укореняются в жизни страны, что ее история и социальные институты считаются освященными благодаря своей связи с Богом. Например, во многих странах чиновники могут не быть приверженцами какого-то определенного религиозного вероучения, но при вступлении в должность они обязательно клянутся именем Бога достойно исполнять свой долг перед обществом. Точно так же, заседания Конгресса США всегда начинаются с молитвы, возглавляемой собственным капелланом Конгресса, школьники каждый день приносят клятву верности (в которой есть фраза “твоя нация под покровительством Бога”), а на монетах присутствует надпись “В Бога мы веруем”. Социолог Роберт Белла определил это явление как гражданскую религию.


Социально-критическая функция.Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе. В 1960-е гг. в США движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации в общественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США, возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских церквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Речь, произнесенная Кингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое впечатление благодаря часто повторяющимся словам оратора “у меня есть мечта”. Кинг подразумевал под своей мечтой конец расовой дискриминации, когда “все божьи дети” будут жить в гармонии и мире. Несмотря на то что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжает жить во многих сердцах. Церкви также выполняли роль центров, осуществлявших подготовку демонстрантов и организацию митингов.

Функциональные эквиваленты религии.Описанные выше функции церкви могут также выполняться другими компонентами общества. Если какой-то другой социальный компонент способен дать ответы на вопросы о смысле существования, обеспечить эмоциональный комфорт и ориентировать индивида в его повседневной жизни, социологи определяют такой компонент как функциональный эквивалент религии.


пример, некоторым людям религию заменяет Общество анонимных алкоголиков. Для других людей функции религии выполняют психотерапия, идеи гуманизма, трансцендентальная медитация или даже политическая партия. Некоторые функциональные эквиваленты с трудом можно отличить от собственно религии. К примеру, у коммунизма есть свои пророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но прежде всего “Манифест Коммунистической Партии”), свои верховные священнослужители (главы Коммунистической партии), священные здания (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы (ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо). В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезания новыми социальными ритуалами посвящения младенца государству. Коммунистическая партия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон.

Как указывал социолог Ян Робертсон, между религией и ее функциональным эквивалентом все-таки существует фундаментальное различие. Хотя суррогат религии способен выполнять сходные функции, но в нем отсутствует устремление к Богу или сверхъестественному.

Источник: studfile.net

Религиозные учения в обществе имеют долгую исто­рию. Вероятно, явле­ние исчезло бы само собой, если бы не та грандиозная роль, какую играет религия в обществе и в жизни индивида.


ли посмотрим на феномен в исторической перспективе, то увидим, как значение ре­лигии постепенно падало, но все же для многих людей и сообществ и сегодня религия является мировоззрением. Это значит, что она определяет цели и смысл нашего существования на земле и во Все­ленной. Это значит, что есть оправдание каждому явлению, каждой существующей вещи, даже если общий замысел творца нам непо­нятен. Безусловно, в подобном ракурсе собственная жизнь кажется более масштабной и значимой. Вечный вопрос о поиске смысла для верующего человека не остается неразрешимым: служение Богу — основное предназначение человека.

Как и в Средние века, в современном мире религиозное миро­воззрение является очень эффективным способом идентифика­ции. Человек получает ответ на вопрос «Кто я?», присоединяясь к религиозной группе. Эта идентификация удобна, так как дает все признаки большой, полной культуры со своим языком, традицион­ным укладом, одеждой, обычаями приготовления пищи, и конечно, основной идеей, способствующей сплочению коллектива. З. Фрейд отмечал, что именно под знаменем религиозной идеи легче все­го объединить народ и подтолкнуть его к каким-либо совместным действиям, что используется политиками с самыми гнусными целя­ми. По религиозным признакам чужака вычислить довольно легко, даже если он говорит на одном языке с остальными представите­лями общины. Пищевые предпочтения или манера одеваться, отно­шение к развлечениям, к чтению выдают принадлежность человека к определенной конфессии. Эта инаковость, как правило, вызывает озлобленность, а идея дает право презирать инакомыслящего.


Большинство конфликтов в современном мире находят оправдание в религиозной идеологии, даже если за ними скрываются экономиче­ские интересы. В этом смысле можно говорить о легитимирующей функции религии.

Легитимирующая функция заключается в том, что, апеллируя к авторитету церкви, государство или другие социальные институты придают законный порядок тому или иному явлению, новшеству, правилу. Легитимизация происходит путем освящения, благослове­ния или просто участия клира в мероприятиях, общественных орга­низациях. Можно наблюдать, как в современном мире иногда дело доходит до абсурда, когда призывают священников, чтобы освятить тюрьму, благословить политическую акцию или партийный съезд. Тогда религиозное мировоззрение превращается уже в идеологию, то есть социальное институциональное образование, имеющее по­литическую программу, стратегию выполнения и наблюдающее за исполнением требований.

Посредством регулятивной функции религии устанавливаются нормы и регу­лируется их соблюдение. Очень выразительно высказался об этом Ф. М. Достоевский в своей обобщающей формуле устами Алеши Карамазова «Если Бога нет, то все позволено». Действительно, для верующего человека правила Бога имеют силу закона, наказание за нарушение которого неотвратимо. Эго хороший способ заставить человека выполнять требования культуры. Но также это хорошее утешение для обиженных и униженных, ведь они убеждены, что Божья кара настигнет обидчика, даже если человеческого наказания ему удалось избежать. Таким образом, веруя в Бога, люди веруют и в торжество справедливости, в чем реальная жизнь заставляет усо­мниться.


Так же точно верующий, обделенный судьбой и удачей, надеется на воздаяние и на то, что Бог еще воздаст ему по заслугам. Компенсаторная функция религии наиболее явно проявляется в различных сотериологических учениях (учениях о спасении), суще­ствующих во всех религиях. Правда, такое спасение переносится чаще всего даже не на отдаленное будущее, а вообще в посмертное существование.

К сожалению, в среде верующих духовность и нравственность однозначно связываются с религиозностью. Эту тенденцию отчетливо можно наблюдать в современном обществе: в поисках нравственного совершенства люди обращаются к ортодоксальной церкви, вступают в новые секты, считают себя приобщившимися к вере и в этом видят повод считать себя выше других.

Нарциссизм и фанатизм

Нарциссизм и фанатизм вообще свойственны новообращенным во все времена. Человек, принявший крещение, вступивший в ряды верующих, чувствует себя принятым в клан избранных, посвященных.


отличие от остальных, «обычных» людей неофит чувствует свою приобщённость к тайному знанию, к духовной элите, владеющей этими тайнами. Конечно, в традицион­ных обществах, где религиозность пронизывает повседневный быт, является неотъемлемой чертой жизни, где все поддерживают одни и те же ценности, поводов для нарциссизма на религиозной почве не возникает. Чувство превосходства свойственно именно неофи­там. Подобные тенденции проявляются и на коллективном уровне в обществах, когда возникают новые конфессиональные направления, конгрегации. Мессианский дух новых религиозных обществ, страсть к пророчеству демонстрируют убежденность в том, что только они одни владеют истиной, остальные же заблуждаются. Всегда сопут­ствующий новопосвященным фанатизм обусловлен желанием убе­дить себя и других в своей приверженности вере и идее. История показывает, что с помощью распространения рациональных знаний преодолеть фанатизм не удается, необходимо искать какие-то допол­нительные, психологические способы воздействия.

Зигмунд Фрейд

см. Фрейд о религии

Фрейд отмечает психологическое значение религиозной веры как для индивида, так и для общества в целом. В религии получают свое разрешение не преодоленные конфликты детского возрас­та, но также порождаются общие смыслы, укрепляющие осно­вы общежития, способствующие самосохранению человечества в борьбе против подавляющей мощи природы.


лигия, уста­навливая ограничения и запреты, постулирует нравственные нормы; смягчает страх перед жизненными опасностями, уте­шает в несчастье и вселяет уверенность. Кроме того, религия способна соперничать с наукой, так как она «дает ответы на загадочные для человеческой любознательности вопросы, на­пример, о возникновении мира и об отношении между телом и душой». Фрейд убежден, что в будущем наука позволит преодолеть религию и ее вредное воздействие на умы, заставляющее восприни­мать окружающую действительность в искажающем свете иллюзии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Источник: WikiWhat.ru

Религия — что это такое

Слово «религия» позаимствовано из латинского языка. Латинское religare означает «связывать их, соединять», а religio – «святыня, благочестие».

Таким образом, религия – это совокупность взглядов людей (это не я говорю, а определение, потерпите – без него никак), основанная на общей вере в сверхъестественное. Построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов.

Есть и другие определения религии, но суть сводится к одному:

это коллективное поклонение божественным силам, особое отношение человека к миру, самому себе, определенное видение смысла жизни.

Любая религия состоит из трех частей:

  1. религиозного сознания;
  2. культа (кому, как поклоняться);
  3. организации, то есть четкого разделения на простых верующих и руководителей.

Каковы функции религии

Религиозное сознание тесно связано с верой, часто эти слова употребляются как синонимы.

Вера – это безоговорочное принятие чего-либо за истину, без поиска доказательств и лишних рассуждений.

Да, вот так – вера либо есть, либо нет. Промежуточного состояния попросту не бывает.

Признаки религии это:

  1. Иррациональность (вера в абсолютную истинность)
  2. Догматизм (не требуется никаких доказательств)
  3. Ритуальность (молитвы и другие священнодействия)
  4. Вера в сверхестественное
  5. Необоснованность

Каковы функции религии

Функции религии

Каждый человек (ну, почти) подсознательно хочет быть защищенным. Чтобы кто-то добрый, мудрый, справедливый пришел на помощь в трудную минуту, уберегал от бед и несчастий.

Ведь часто бывает так, что люди приходят к вере после того, как в жизни случилось что-то страшное, непоправимое – потеря близкого человека или неизлечимая болезнь, например.

Отсюда вытекают основные функции религии, то есть, как она воздействует на общество:

  1. Мировоззренческая функция — формирование определенной картины мира у своих последователей.
  2. Ценностно-смысловая — ответ на вопросы о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров.
  3. Психологическая (компенсаторная функция) — утешение в трудную минуту (облегчает страдания) через молитву, медитацию или обращение к богу.
  4. Коммуникативная функция — объединяет людей, дает возможность общаться и не чувствовать себя одиноким.
  5. Культурно-транслирующая — передача культурного наследия из поколения в поколение.
  6. Воспитательная функция — прививает правила, навыки поведения.
  7. Регулятивная — упорядочивает стремления и деятельность человека.
  8. Интегрирующая — объединяющая группу верующих и противопоставление ее другим религиям.

Каковы функции религии

Наука говорит, что зачатки религиозных верований возникли целых 40000 лет назад. Факт подтверждают найденные захоронения первобытных людей, рисунки в пещерах. Представьте себе, потребность в защите у человека нисколько не уменьшилась со временем, мы также порой бываем беззащитны перед непреодолимыми обстоятельствами.

Виды мировых религий

Не думайте, что в древнем мире веровали все одинаково. Уже тогда существовали разные виды религий, которые отличались между собой объектами или субъектами поклонения (то есть это были неодушевленные предметы или живые люди).

Посмотрите, какие верования были распространены. Термины, конечно, придумали гораздо позже, так что наши древнейшие предки сами не знали, что их вера так называется:

  1. Тотемизм – священным считались какие-то предметы, животные или растения, магической защитной силой наделялся тотем (оберег).
  2. Фетишизм – сверхъестественные способности приписывали неживому предмету, например, камню или черепу животного. У него просили помощи и защиты.
  3. Шаманизм – все племя поклонялось шаману, который умел разговаривать с духами, советоваться с ними, а затем передавал их требования людям.
  4. Анимизм – верили, что душа есть не только у человека, но и у всех окружающих предметов и явлений природы, причем после смерти она продолжает существовать.

В современном мире, как ни странно, число религий не уменьшилось, а, напротив, выросло. Возникали они не одновременно, у них разное число последователей. Некоторые древние формы в немного видоизмененном виде по-прежнему продолжают существовать. Всего насчитывается не меньше ста религиозных конфессий (направлений).

Каковы функции религии

Безусловно, больше всего последователей имеют мировые религии (на то они и «мировые», правда?). Это значит, что их исповедуют народы самых разных стран.

К мировым религиям относятся:

  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм

Первые две из них – монотеистические, основываются на почитании одного бога.

Каковы функции религии

Христианство — это самая массовая мировая религия

Насчитывает приблизительно 1,5 млрд верующих. Возникновение связывают с рождением Иисуса Христа – сына Бога и простой девушки Марии. Это произошло в Палестине, на востоке Римской Империи. От рождения Иисуса теперь отсчитывает летоисчисление все человечество, поэтому смело можно говорить, что христианство возникло в I веке новой эры.

Каковы функции религии

У Иисуса Христа было 12 учеников – апостолов, один из которых оказался предателем. В 33 года Иисуса распяли на кресте, после чего он воскрес на третий день и вознесся на небо.

Основа христианской религии – это вера в единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, а также спасение души через посты и молитвы. Главная книга – Библия, состоящая из Ветхого и Нового Завета, символ – крест.

В христианстве три направления:

  1. православие
  2. католицизм
  3. протестантизм

Разделение произошло в 1054 году из-за разногласий между

Папой Римским и константинопольским патриархом. Православие исповедуют Россия, некоторые страны СНГ и Восточной Европы, католицизм – Западная Европа, Литва, Чехия, Польша. Протестантизм распространен в США, Канаде, Австралии, Великобритании.

Ислам — это самая молодая мировая религия

Приблизительно 1,3 млрд верующих. Основателем является пророк Мухаммед. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами, а поклоняются они Аллаху. Это самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Мекке.

В 40 лет Мухаммед стал слышать голоса ангелов и даже самого Аллаха. Они приказывали ему исповедовать новую веру и диктовали содержание Корана – книги, священной для мусульман. Символами ислама стали звезда и полумесяц.

Догматы Корана (это такие правила, которые диктуют нормы поведения) мусульмане выполняют неукоснительно: совершают ежедневные молитвы – намаз, соблюдают посты, не употребляют алкоголь.

Это называется «жить по закону Шариата». Так же, как христианство, ислам учит о бессмертии души и возможности спасти ее после смерти.

Основные, самые крупные направления ислама – суннизм и шиизм, но есть и другие. Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке, шиизм – в Азербайджане, Иране, Ираке.

Буддизм (приблизительно 300 млн последователей)

Зародился еще в VI веке до н.э. Основателем был сын раджи (правителя) Индии Гаутама. С детства мальчика окружала роскошь, он не знал, что в мире существуют страдания. Радже предсказали, что его сын станет царем или Учителем.

Каковы функции религии

Гаутаму всячески оберегали от жестокости и несправедливости. Только в 30 лет он впервые случайно встретил прокаженного старца и похоронную процессию, увидел страдающих людей. Они произвели на Гаутаму большое впечатление, он стал много размышлять, медитировать.

В итоге достиг состояния нирваны (блаженства, полного покоя), стал первым просветленным человеком – Буддой.

Существует мнение, что буддизм нельзя в полной мере относить к религиям, так как его приверженцы никому не поклоняются. Их главная цель – преодолеть страдания, избавиться от земных желаний, достичь нирваны.

Национальные религии

Не все религии мира широко распространены (не путайте, пожалуйста, с мировыми религиями). Есть и такие, которые сложились в рамках одного государства, народа или поселения.

Это – национальные религии, вот их список:

  1. иудаизм (Израиль);
  2. индуизм, джайнизм (Индия);
  3. даосизм, конфуцианство (Китай);
  4. синтоизм (Япония).

Каковы функции религии

Некоторые племена Африки, Азии, Океании до сих пор сохранили верования древних предков – фетишизм, тотемизм, анемизм.

Источник: KtoNaNovenkogo.ru

Религия: структура, функции, основные виды

Раздел ЕГЭ: 1.13. Религия. |  Раздел ОГЭ: 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести



Религия — система мировоззренческих взглядов, выражающих веру в сверхъестественные, непознанные высшие силы. Для религиозных людей она является регулятором поведения и включает в себя совокупность определённых ритуалов.

Атеизм — отрицание существования высших сил. Все явления и события объясняются наукой и законами природы.

Агностицизм — учение, согласно которому на данный момент невозможно подтвердить или опровергнуть существование высших сил.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ

В современном мире существуют сотни религиозных течений. Они разделяются на основе некоторых признаков.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ВЫСШИХ СИЛ:

  • монотеизм — вера в одного Бога (христианство, ислам, иудаизм);
  • политеизм — верование в двух и более богов (религия Древней Греции);
  • пантеизм — все окружающие человека предметы и явления считаются воплощением бога, обожествление природы (язычество, индуизм, синтоизм, верования африканских племён).

ПО РАСПРОСТРАНЁННОСТИ:

  • мировые — весь мир (христианство, ислам, буддизм);
  • региональные — определённый регион (синтоизм в Японии);
  • национальные — представлены одной нацией (иудаизм у евреев).

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:

  • существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире;
  • наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха;
  • выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам);
  • признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги);
  • согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами;
  • существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям.

Догматы — не подлежащие сомнению правила, нарушение которых ведёт к отлучению от церкви.
Грех — действие, противоречащее религиозным правилам.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

  • Мировоззренческая. Определение места человека в мире.
  • Регулятивная. Религиозная традиция определяет поведение.
  • Терапевтическая. Религия выступает в качестве духовного утешения для людей.
  • Коммуникативная. С помощью религии люди общаются со своими единомышленниками. Высшей формой выступает общение с богом (богами).
  • Культурно-транслирующая. Появляются новые культурные течения, основанные на определённой религии. Люди создают картины, письменные произведения, музыку.
  • Интегрирующая. С помощью религии происходит объединение людей на основе одинакового поведения, мыслей, стремлений и т. д.
  • Легитимирующая. Принятие государственных законов на основании религии.

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Христианство

Время появления: I в. н. э.
Регион наибольшего распространения: Европа и Америка.
Основные идеи: избавление от греховной составляющей человека путём молитв и покаяния. Идея всеобъемлющей любви и сострадания.
Главный пророк: Иисус Христос, сын Божий.
Священная книга: Библия.
Наиболее крупные направления: католичество, православие, протестантизм.

Ислам (мусульманство, магометанство)

Время появления: VII в. н. э.
Основные идеи: признание главенства законов Аллаха во всех сферах жизни.
Главный пророк: Мухаммед.
Регион наибольшего распространения: Ближний и Средний Восток, Африка.
Священная книга: Коран.
Наиболее крупные направления: сунниты, шииты, ибадиты.

Буддизм

Время появления: VI-V вв. до н. э.
Регион наибольшего распространения: Азия, Дальний Восток.
Основные идеи: вера в перерождение человеческой души, отсутствие веры в Бога — мир никем не управляется. Любовь и милосердие ко всем живым существам.
Главный пророк: Будда.
Священная книга: Трипитака.
Наиболее крупные направления: школы буддизма.

Источник: uchitel.pro

Субъективно-идеалистический.

Основное звено религиозной проблемы переносят в сферу сознания конкретного человека. Религия существует, как индивидуально-психологический феномен.

Натуралистический.

Существование религии объясняется расколом между телом и душой. Потребность в религии возникает в результате стремления человека достичь гармонии между телом и душой.

Атеистический.

Отражение в головах людей господствовавших над ними внешних сил, прежде всего сил природы. Главная причина – неспособность человека сознательно управлять природными или общественными явлениями.

Кроме того существуют антропологический, социологический, политологический и другие подходы.

Происхождение религии

Первые религиозные верования возникли в период в эпоху верхнего палеолита (40 – 20 тысяч лет до н. э.). Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. как и когда возникла религия, является достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом от мировоззренческих установок самих исследователей. На него можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа: религия появилась вместе с человеком; религия – продукт человеческой истории.

Религиозная история человечества начиналась с самых простейших форм религиозных верований, к которым относят тотемизм, магия, аниматизм, анимизм, фетишизм, шаманизм.

Основные функции религии.

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, коммуникативная, интегрирующая.

1) Мировоззренческая. Специфика религиозного мировоззрения оказывает существенное влияние на социальные ориентации, установки, настроения людей.

2) Компенсаторная. восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей. Социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, смягчают бедствия обездоленных.

3) Регулятивная. Создает систему норм и ценностей, регулируя при этом не только моральное поведение, но и другие сферы жизнедеятельности человека. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний.

4) Коммуникативная. Религия обеспечивает общение. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Общение друг с другом, общение с Богом.

5) Интегративная. Сплочение единоверцев в рамках отдельной общности, а в определенных исторических условиях эта функция выполняется по отношению ко всему обществу.

Источник: studopedia.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.