Религия играет определенную роль в обществе, выполняя ряд функций. Эта проблема исследуется во многих религиоведческих трудах, но решается неоднозначно. В западноевропейской науке известна, в частности, позиция О’Диа. В работе «Социология религии» (1966) он выделял функции «утешения» (поддержка людей, испытывающих невзгоды и трудности), «священника» (установление связи между людьми и сверхъестественным), «социального контроля» (освящение норм и ценностей определенной социальной системы), «пророка» (критика социальных порядков с точки зрения религиозного идеала), «идентификации» (осознание верующими своей принадлежности к определенный религиозной общности), «созревания» (воздействие на развитие отдельного индивида в процессе его роста). Английский социолог Б.Уилсон в работе «Религия в социологической перспективе» (1982) различал «явную» («спасения») и «скрытые» (социальной интеграции, коммуникативную, мировоззренческо-этическую и др.) функции.


В отечественном религиоведении выделяют следующие основные функции религии: компенсационную, мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, интеграционную, культуротворческую.

Компенсационная (иллюзорно-компенсаторная, восполнительная) функция религии проявляется в том, что вера в сверхъестественное компенсирует ограниченность, зависимость, слабость, бессилие людей, перенося воздаяние за горести, несчастья, болезни и одиночество, страх перед уходом из земной жизни в потусторонний мир. Реальное угнетение восполняется «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, страдании, покорности; разобщенность и изоляция заменяется братством в общине; безличные, вещные отношения возмещаются личностным «общением» с трансцендентным. Важное значение имеет психологический аспект религиозной компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис.

Мировоззренческая функция состоит в том, что религия предоставляет верующему обобщенную систему взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. В религии вырабатываются специфические ответы на коренные вопросы всякого мировоззрения: о происхождении мира и человека, общественного устройства, о тайне рождения и смерти. В содержании различных религий имеется ряд общих фундаментальных идей: творение мира богом «из ничего» (креационизм), предопределение происходящих в мире событий богом (провиденциализм), целесообразность устроенного богом мирового порядка (телеология), бессмертие души как особой сущности в человеке, связь человека и бога, воскрешение после телесной смерти, посмертное существование и др.


Специфика религиозного мировоззрения основывается на противопоставлении земного и потустороннего, телесного и духовного. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.

Религия также обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях. Оно включает два аспекта: верующих друг с другом и верующих с мыслимыми богами, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации и т.д.

Регулятивная функция заключается в том, что с помощью определенных религиозных идей, ценностей, установок, традиций и обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивида и общин. В религиях вырабатываются системы норм (религиозного права, морали), образцов (примеров для подражания), контроля (отслеживания реализации предписаний), поощрений и наказаний (воздаяний действительных и обещаемых в посмертном существовании). Наиболее значимым аспектом регулятивной функции является реализация разрабатываемой концепции морали.


Теологи и религиозные философы не допускают существования нравственности вне религии, отождествляют религиозность и «совестливость». «Внутри нас, – писал уже в I веке Луций Анней Сенека, – находится дух святой, который следит за нами и направляет нас среди добра и зла… без бога нельзя стать честным человеком». Немецкий мыслитель И.Кант (1724–1804) рассматривал бога средством воспитания добра. Истинная религия, по его мнению, есть моральная религия, направленная на познание обязанностей человека в качестве божественных заповедей. Идея бога служит «побудителем» нашего морального стремления, которое понуждает нас к поведению согласно нравственного закона.

В религии содержатся размышления над вечными этическими проблемами, формулируются простейшие и важнейшие правила нравственности, выработанные поколениями людей ценности и принципы социального общежития («не убивай», «не кради», «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «не прелюбодействуй», «итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» и т.д.). В религиозных формах человечество накапливало и развивало понятия о милосердии, сострадании, долге, другие существеннейшие нравственные постулаты. Они имеют в религии специфическую интерпретацию, приобретают значение благодатных, отличаются внешней простотой. Для верующих особенно значима заявляемая в религии нравственная ответственность человека за совершенные деяния перед «всевидящим» богом.


Вместе с тем следует иметь в виду то обстоятельство, что религия проповедует мировоззренческий догматизм, социальную пассивность, допускает нетерпимость и даже фанатизм, игнорирует нецерковное основание морали. Не вполне надежны и гарантии нравственности верующего. Человек ответственен вроде бы перед богом, но на практике от имени бога говорят священнослужители, «пророки», харизматические лидеры, которые могут высказывать взаимоисключающие положения и требования.

Главной особенностью религиозной морали является «удвоение» нравственных обязанностей, ориентация верующего как на земные, человеческие, так и на небесные, сверхчеловеческие ценности. Причем нравственные обязанности людей друг перед другом и обществом оказываются подчиненными задачам служения «создателю». Поклонение сверхъестественному занимает главное место в системе религиозных предписаний, рассматривается как высшая добродетель. Классическим примером такой иерархии могут служить этические кодексы христианства (Декалог и Девять заповедей блаженства).


Философский анализ сущности религиозной морали нередко служил основой концепций безрелигиозности, атеизма. «Человек может прославлять бога, только понося себя, – писал в сочинении «Международное тайное общество освобождения человечества» М.А.Бакунин (1814–1876), – и, чтобы обрести в боге собственную честь, он должен презреть себя. Но презрение, столь постоянное и глубокое, не должно ли оно в конце концов породить в человеке низость?». «Если бог существует, – заключает автор, – то у человека нет свободы, он – раб; но если человек может и должен быть свободен, то значит, бога нет».

Интеграционная функция основывается на способности религии оказывать консолидирующее воздействие на социальные группы и институты. Интеграционные возможности проявляются в объединении индивидов по вероисповедному признаку, что делает их единомышленниками не только в религиозных вопросах, но и в вопросах общественного, бытового и личного характера.

Религия также способствует сохранению существующей социальной системы. Она может выступать фактором стабильности и устойчивости общества в целом, но при условии его вероисповедной однородности. Вместе с тем религия содержит и потенциал дезинтеграции. Он может быть реализован в форме противостояния различных религиозных групп и конфессий. История человечества знает многочисленные примеры межрелигиозной розни, неприязни и ненависти. В религиозные формы нередко облекаются межнациональные конфликты. Известны феномены религиозного фанатизма и религиозных войн, которые велись под предлогом защиты или распространения веры.


Сохранение гражданского мира и согласия в поликонфессиональных обществах возможно только на основе религиозной терпимости, толерантности, равенства конфессий перед законом, способности политических элит решать проблемы духовной жизни мирным, ненасильственным путем.

Религия является частью культуры, выполняет культуротворческую функцию. Она обеспечивает сохранение и развитие вероисповедных ценностей, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению. Исходя их религиозных потребностей появились и получили развитие определенные жанры литературы (агиографии, проповеди, молитвы, каноны и др.) и искусства (иконопись, культовая скульптура и архитектура, церковное песнопение и др.). Религиозная культура взаимодействует с культурой светской. В истории разных стран и народов с религиозными институтами было связано становление письменности, книги, грамоты, национальных форм духовности. Вместе с тем нельзя не учитывать и разрушительные для культуры последствия религиозных трансформаций общества. Многие культурные ценности утрачивались в периоды межконфессионального противостояния. Известны конфликты религии и науки, преследования и даже расправы над инакомыслящими, уничтожение неугодных церкви книг и т.п.


Источник: studfile.net

По­яс­не­ние.

Функ­ции ре­ли­гии.

Ми­ро­воз­зрен­че­ская — ре­ли­гия, по утвер­жде­ни­ям ве­ру­ю­щих, на­пол­ня­ет их жизни неким осо­бым зна­че­ни­ем и смыс­лом.

Ком­пен­са­тор­ная, или уте­ши­тель­ная, пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская, также свя­за­на с её ми­ро­воз­зрен­че­ской функ­ци­ей и об­ря­до­вой ча­стью: суть её со­сто­ит в воз­мож­но­сти ре­ли­гии воз­ме­щать, ком­пен­си­ро­вать че­ло­ве­ку его за­ви­си­мость от при­род­ных и со­ци­аль­ных ка­та­клиз­мов, уда­лять ощу­ще­ния соб­ствен­но­го бес­си­лия, тяжёлые пе­ре­жи­ва­ния лич­ных не­удач, обид и тя­же­сти бытия, страх перед смер­тью.

Ком­му­ни­ка­тив­ная — об­ще­ние ве­ру­ю­щих между собой, об­ще­ние с бо­га­ми, ан­ге­ла­ми (ду­ха­ми), ду­ша­ми умер­ших, свя­ты­ми, ко­то­рые вы­сту­па­ют как иде­аль­ные по­сред­ни­ки в обы­ден­ной бы­то­вой жизни и в об­ще­нии между лю­дь­ми. Об­ще­ние осу­ществ­ля­ет­ся, в том числе, и в об­ря­до­вой де­я­тель­но­сти.


Ре­гу­ля­тив­ная — осо­зна­ние ин­ди­ви­дом со­дер­жа­ния опре­делённых цен­ност­ных уста­но­вок и нрав­ствен­ных норм, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в каж­дой ре­ли­ги­оз­ной тра­ди­ции и вы­сту­па­ют свое­об­раз­ной про­грам­мой по­ве­де­ния людей.

Ин­те­гра­тив­ная — поз­во­ля­ет людям осо­зна­вать себя как еди­ную ре­ли­ги­оз­ную общ­ность, скреплённую об­щи­ми цен­но­стя­ми и це­ля­ми, даёт че­ло­ве­ку воз­мож­ность са­мо­опре­де­лить­ся в об­ще­ствен­ной си­сте­ме, в ко­то­рой име­ют­ся такие же взгля­ды, цен­но­сти и ве­ро­ва­ния.

По­ли­ти­че­ская — ли­де­ры раз­лич­ных общ­но­стей и го­су­дарств ис­поль­зу­ют ре­ли­гию для объ­яс­не­ния своих дей­ствий, спло­че­ния либо раз­де­ле­ния людей по ре­ли­ги­оз­ной при­над­леж­но­сти в по­ли­ти­че­ских целях.


Куль­тур­ная — ре­ли­гия воз­дей­ству­ет на рас­про­стра­не­ние куль­ту­ры груп­пы-но­си­те­ля (пись­мен­ность, ико­но­пись, му­зы­ка, эти­кет, мо­раль, фи­ло­со­фия и т. п.)

Дез­ин­те­гри­ру­ю­щая — ре­ли­гия может быть ис­поль­зо­ва­на для разъ­еди­не­ния людей, для раз­жи­га­ния враж­ды и даже войн между раз­ны­ми ре­ли­ги­я­ми и ве­ро­ис­по­ве­да­ни­я­ми, а также внут­ри самой ре­ли­ги­оз­ной груп­пы.

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская — да, верно.

2) ком­пен­са­тор­ная — да, верно.

3) ком­му­ни­ка­тив­ная — да, верно.

4) эс­те­ти­че­ская — нет, не­вер­но.

5) хо­зяй­ствен­ная — нет, не­вер­но.

 

Ответ: 123.

Источник: soc-ege.sdamgia.ru

Экзистенциальная функция религии

Первой и важнейшей функцией религиозного осмысления мира человеком разумным была и навсегда осталась та, что тесно связана с его духовной культурой и становлением определенной системы ценностного восприятия мира. С некоторой долей условности ее следовало бы назвать экзистенциальной, ибо именно она — а не умение производить орудия для добывания пищи — сделала человека человеком. Важность этой функции в том, что осмысление условий бытия людьми, обретшими мышление и речь, сводилось к созданию определенных представлений об окружавшем их мире и о том, какое место в этом мире они занимают.


Экзистенциальная функция, связанная с формированием самых первых и основных представлений обо всем, что окружает людей на еще мало знакомой им планете, со временем превратилась в базовую основу их духовной культуры. Общий облик этой культуры, различавшийся в деталях в зависимости от конкретных условий существования той или иной популяции, подчинялся генеральным закономерностям, характерным для всей системы ранних религиозных представлений, о которых пойдет речь далее. То общее, что было свойственно несколько десятков тысячелетий назад вышедшим из Африки группам сапиентных людей, стало для всех различных этнических общностей фундаментом почти одинакового, хотя иногда существенно различавшегося в деталях, комплекса раннерелигиозных представлении и соответствовавших им норм поведения.

А многие, хотя и очень важные, но вначале казавшиеся второстепенными элементы со временем стали основой для ряда существенных различии в культуре и системе высших духовных ценностей разных этнических общностей. Все различавшиеся между собой в деталях общности отпочковывались от когда-то единой популяции сапиентных людей, постепенно расчленявшейся по законам цепной реакции и заселявшей планету.

Компенсирующая функция религии

Если первой по времени и важности функцией религии, которая, в общем-то, и начала делать человека человеком — в отличие от его человекообразных предшественников, — была экзистенциальная, утверждавшая статус и место сапиентного человека в осваивавшемся им мире, то второй по этим же признакам следует считать компенсирующую. Смысл ее в том, чтобы заменить в сознании людей все то, что еще недоступно их уму, что не может быть осмыслено ими с логических и рационалистических позиций. Речь идет — стоит подчеркнуть — именно о сознании, ибо лишенные его животные не нуждаются в религии потому, что лишены сознания и вследствие этого не задают вопросов, не мучаются сомнениями, не стараются понять взаимосвязь между различными явлениями и т. п. И как только в мозгу сапиентного человека появились возможности осознанно воспринимать сигналы из внешнего мира, он стал ощущать необходимость не столько установить связи с ним (хотя и это его очень интересовало), сколько понять и объяснить суть упомянутых сигналов, значимость их для него, только что возникшего разумного человека.

Не имея возможности добиться позитивного результата, тем более достаточно быстро, первобытные люди, естественно, ощущали определенный дискомфорт, нечто вроде стресса. Снять стресс и обрести духовный комфорт они смогли бы только после получения ответов на интересовавшие их подчас жизненно важные вопросы. Но где взять ответы? И вот здесь-то и пришла на помощь первобытному человеку религия, пока еще в самой примитивной форме.

Выступая в роли все объясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозное сознание уже в самой ранней модификации было при звано предохранить людей от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, как задобрить злые силы. В специфической иллюзорно-мистической форме она компенсировала бессилие человека, ограниченность его знании, несовершенство едва возникавшей социальной структуры и многое-многое другое. Веря во всемогущество непознаваемых сверхъестественных сил, принося им жертвы, люди добровольно отдавали себя под их покровительство, надеясь при этом на их защиту.

С усложнением и развитием общества менялись формы религиозной веры. Одухотворение природных стихий и иных проявлений и даже предметов окружавшей среды, не говоря уж об умерших, а также появление многих обрядов и культов изменяли характер компенсации: обращаясь к религии и твердо веря в созданные им же догмы, человек стремился найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от неуверенности и опасении, социальных несправедливостей и личных обид. Функция религии при этом постоянно усложнялась. Религиозно активные слои населения (жрецы, монахи, отшельники, аскеты, колдуны, шаманы и т. п.) обращались к религии и связанным с ней обрядам и культам все чаще и во все более разнообразных формах.

Многие из них искали вечной жизни или спасения на небе, в раю либо еще где-то от несовершенства земного существования, стремились к слиянию с Высшим Абсолютом, с божеством, которому они служили, и т. п. Простые люди все чаще прибегали к мольбам о лучшей жизни, о спасении от опасностей или о благосклонности к их близким. И все эти надежды и просьбы были рассчитаны на то, что сверхъестественные силы способны в какой-то степени компенсировать неустройства земной жизни.

Компенсирующая функция религии, пожалуй, может считаться едва ли не наиболее значительной и уж во всяком случае самой широко востребованной верующими. Ведь многие люди не задаются вопросами о космогенезе или устройстве загробной жизни. Им не до этого. Зато все, практически все озабочены сотнями сиюминутных проблем, решение которых, как принято считать теми, кто надеется на помощь сверхъестественных сил, зависит от этих сил. Они и существуют в умах людей именно для того, чтобы помочь, избавить от напастей, компенсировать невзгоды, снять беспокойство…

Коммуникативно-интегрирующая функция религии

Третья по значимости среди основных функций религии — коммуникативно-интегрирующая. Главная ее роль — в сплочении любого социума, в соединении групп, связанных друг с другом людей в нечто единое и цельное. Объединяя ту либо иную общность людей в рамках уже сложившегося у них и санкционированного имиситуация восприятия мира, эта функция той либо иной религии, будь то ранний религиозный комплекс или более развитая религиозная система, закрепляет в данной общности свойственные именно ей социально- психологические, этические и духовные ценности и связанные с ними нормы поведения и привычные порядки. Именно это содействует облегчению связей между любыми представителями общности и способствует ее социальной, идейной и в конечном счете политической интеграции.

На ранних этапах развития общества это наиболее наглядно проявляло себя прежде всего в феномене этноцентризма, суть которого сводилась к тому, что едва ли не каждая этническая общность, объединенная комплексом единых верований, ритуалов, культов, обрядов и мифов, резонно считала именно этот комплекс с его укоренившейся системой норм поведения тем незыблемым эталоном, отклонение от которого недопустимо. Свои и чужие (т. е. все не свои) — не просто основной принцип восприятия мира людей, всех многочисленных живущих где-то, в том числе по соседству с данной общностью, коллективов, но и своего рода основной закон жизни.

Нормы коммуникации, выработанные в рамках общности Обязательны для ее членов, но не только необязательны, но даже недопустимы при контактах с чужими. Иными словами, свои среди своих чувствуют себя в полной безопасности и всегда могут рассчитывать на помощь в случае опасности. И напротив, любой чужак и тем более совокупность чужих — это потенциальные враги, которые заведомо лишены прав и не могут претендовать на защиту, даже просто на благожелательное к себе отношение. Конечно, все зависит от обстоятельств. Иногда коллектив принимает чужого и даже помогает ему адаптироваться. Но из истории хорошо известно, что уже в глубокой древности пленники из числа чужаков чаще всего именовались тем же словом, что и возникшие чуть позже рабы.

Иными словами, чужой и раб — почти синонимы, часто одно и то же. И только в том случае, если чужой или раб включается в какую-либо семейно-клановую группу в качестве младшего ее члена, женится (выходит замуж, становится наложницей) и постепенно адаптируется, оказывается частью данной общности, отношение к нему (или к его потомкам) меняется. В этом случае интегрирующим процесс в рамках коммуникативно-интегрирующей функции данной религии делает свое дело. Чужой становится своим.

Значимость коммуникативно-интегрирующей (и одновременно дифференцирующей) функции не уменьшается и по мере эволюции общества. Конечно, меняются конкретные ее проявления. Но суть остается неизменной: преданность той либо иной системе религиозных норм лежит в основе любой народности. Собственно, каждая народность, любой этнос, даже оказываясь в рамках большого многонационального государства, стремится сохранить свою идентичность, на страже которой стоят язык и религия.

Нравственно-нормативная функция религии

Четвертой важной функцией религии, тесно связанной с только что упоминавшейся третьей, но относящейся, как правило, уже к более развитым религиозным системам, следует считать нравственно-нормативную. Это одна из важнейших функций религии, без успешной реализации которой она становится слабой, а общность, обслуживаемая ею, обречена на постепенную потерю того морального стержня, который необходим для ее устойчивого существования и прочного нормативного принципа жизни. Речь идет о тех самых заповедях Моисея, реформах Зороастра, откровении Будды или поучениях Конфуция, которые сыграли большую роль в истории уже

Здесь надлежит сделать два существенных дополнения к изложению проблемы коммуникации и интеграции. Дело в том, что параллельно с религиозно-обрядовыми нормами, складывающимися в рамках данной ранней, даже очень ранней общности, которая благодаря этим нормам ощущает себя отличным от всех других этносом, ту же функцию выполняет и язык. В первобытном обществе разных языков было очень много, причем это легко доказывается на примере современной Африки, где языков и ныне насчитывается несколько тысяч. Обилие различных языков — тоже признак процесса становления тесной коммуникации и полной интеграции в рамках формирующейся этнической общности, сколь бы мала она на первых порах ни была. Второе, о чем надлежит сказать в этой же связи, это то, что интеграция в рамках данной этнической общности предполагает и обеспечивает ее идентичность и тем самым содействует становлению и укреплению того принципа деления мира на немногочисленных своих и всех прочих чужих, о котором только что упоминалось. Практически это значит, что та же коммуникативно-интегрирующая функция, которая сплачивает своих, одновременно играет роль дифференцирующего фактора, отделяющего своих ото всех остальных.

Религия, обычно берущая на себя роль пастыря народа, обязана заботиться о своей пастве и приучать ведомый ею народ к жесткому нормативному стандарту повседневного поведения, к тем немногочисленным, но чрезвычайно важным принципам жизни, без постоянного соблюдения которых человек легко может превратиться в животное. К сожалению, далеко не все религиозные системы справляются с этой очень важной задачей. Иногда религии это мешает делать власть, берущая над ней верх и не уважающая религию и ее служителей в собственной стране, как то, к сожалению, было в России, причем с достаточно ранних времен ее истории. В результате народ, который утрачивает или просто не ощущает влияние нравственно-нормативной функции религии, оказывается лишенным жесткого нравственного стержня со всеми вытекающими из этого негативными для него последствиями.

Регулирующе-контролирующая функция религии

В тех случаях, когда иные функции, включая нравственно-нормативную, нормально реализуются, обретает силу и еще одна важная функция религии — регулирующе-контролирующая. Раз возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивые структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, на всю их духовную культуру создав основы морального стандарта и жесткие принципы повседневной нравственности, религия приспосабливает к своим потребностям либо создает заново соответствующие всем этим нормам систему ценностей, ритуалы, церемониал, праздники, обряды и т. п.

В этой функции религия почти вплотную смыкается как с только что упоминавшейся нравственно-нормативной своей функцией, так и со слагавшейся под воздействием нравственного норматива культурной традицией, осуществляя над всем этим верховный идеологический контроль, постоянно и неустанно регулируя принципы и практику жизни людей. Строгость и общеобязательность этого контроля могут быть различны и по мере развития общества в большинстве случаев — хотя не везде и не всегда — имеют тенденцию к уменьшению.

При всем том, однако, жизнеспособность этой функции вне всяких сомнений. Даже тогда, когда значимость других функций может ослабеть под воздействием времени и, в частности, под давлением современной науки, повышения образовательного ценза населения (это касается уже наших дней), регулирующе-контролирующая функция позволяет данной религиозной доктрине, используя инерцию традиции, цепко держать многие стороны жизни людей, особенно на Востоке. Важно обратить внимание и на то обстоятельство, что именно в рамках этой функции религии, как о том уже шла речь, веками тщательно сохранялись и строго соблюдались основы религиозной морали, нравственного норматива.

Здесь обе имеющиеся в виду функции (нравственно-нормативная и регулирующе-контролирующая) практически сливаются в одну, целью которой является сохранение всего восходящего к общечеловеческим принципам этики, к понятиям о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости и несправедливости. Религия выступала хранительницей этих норм, а кризис религии вел к девальвации нравственных ценностей. Пожалуй, лучше других эту закономерность выразил Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Ежели Бога нет, то все дозволено…».

Политическая функция религии

Наряду с перечисленными функциями религия имеет и ряд других, важных для понимания ее роли в обществе. Например, политическая функция служит делу освящения власти, обожествления правителя и его верховных прерогатив («кесарю — кесарево»). Возникает она достаточно поздно, параллельно с появлением политических структур и возглавляющих их правителей, имевших обычно сакральную ауру и нередко считавшихся сыновьями Солнца или Неба.

Как и предыдущая, эта функция отличается от других прежде всего тем, что возникает и начинает играть существенную роль на уже достаточно развитом этапе становления религии как системы, в обществах, вышедших из недр первобытности.

Источник: www.astromeridian.ru

Религия: структура, функции, основные виды

Раздел ЕГЭ: 1.13. Религия. |  Раздел ОГЭ: 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести



Религия — система мировоззренческих взглядов, выражающих веру в сверхъестественные, непознанные высшие силы. Для религиозных людей она является регулятором поведения и включает в себя совокупность определённых ритуалов.

Атеизм — отрицание существования высших сил. Все явления и события объясняются наукой и законами природы.

Агностицизм — учение, согласно которому на данный момент невозможно подтвердить или опровергнуть существование высших сил.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ

В современном мире существуют сотни религиозных течений. Они разделяются на основе некоторых признаков.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ВЫСШИХ СИЛ:

  • монотеизм — вера в одного Бога (христианство, ислам, иудаизм);
  • политеизм — верование в двух и более богов (религия Древней Греции);
  • пантеизм — все окружающие человека предметы и явления считаются воплощением бога, обожествление природы (язычество, индуизм, синтоизм, верования африканских племён).

ПО РАСПРОСТРАНЁННОСТИ:

  • мировые — весь мир (христианство, ислам, буддизм);
  • региональные — определённый регион (синтоизм в Японии);
  • национальные — представлены одной нацией (иудаизм у евреев).

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:

  • существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире;
  • наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха;
  • выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам);
  • признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги);
  • согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами;
  • существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям.

Догматы — не подлежащие сомнению правила, нарушение которых ведёт к отлучению от церкви.
Грех — действие, противоречащее религиозным правилам.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

  • Мировоззренческая. Определение места человека в мире.
  • Регулятивная. Религиозная традиция определяет поведение.
  • Терапевтическая. Религия выступает в качестве духовного утешения для людей.
  • Коммуникативная. С помощью религии люди общаются со своими единомышленниками. Высшей формой выступает общение с богом (богами).
  • Культурно-транслирующая. Появляются новые культурные течения, основанные на определённой религии. Люди создают картины, письменные произведения, музыку.
  • Интегрирующая. С помощью религии происходит объединение людей на основе одинакового поведения, мыслей, стремлений и т. д.
  • Легитимирующая. Принятие государственных законов на основании религии.

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Христианство

Время появления: I в. н. э.
Регион наибольшего распространения: Европа и Америка.
Основные идеи: избавление от греховной составляющей человека путём молитв и покаяния. Идея всеобъемлющей любви и сострадания.
Главный пророк: Иисус Христос, сын Божий.
Священная книга: Библия.
Наиболее крупные направления: католичество, православие, протестантизм.

Ислам (мусульманство, магометанство)

Время появления: VII в. н. э.
Основные идеи: признание главенства законов Аллаха во всех сферах жизни.
Главный пророк: Мухаммед.
Регион наибольшего распространения: Ближний и Средний Восток, Африка.
Священная книга: Коран.
Наиболее крупные направления: сунниты, шииты, ибадиты.

Буддизм

Время появления: VI-V вв. до н. э.
Регион наибольшего распространения: Азия, Дальний Восток.
Основные идеи: вера в перерождение человеческой души, отсутствие веры в Бога — мир никем не управляется. Любовь и милосердие ко всем живым существам.
Главный пророк: Будда.
Священная книга: Трипитака.
Наиболее крупные направления: школы буддизма.

Источник: uchitel.pro

 

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Функции религии. Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение "светлого будущего", на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми — в литургии, молитве, медитации, "тайнозрении" и т. д.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний ("воздаяний" действительных и обещаемых в посмертном существовании).

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом — разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование — максиму (лат. Maxima – высший принцип), в соответствии с которой дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Принципы анализа роли религии. Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.

1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол Святости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляризации (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, "вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.

3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессии. Как мы увидим далее, в их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "человека экономического", "человека политического", "человека морального", "человека художественного". Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных направлениях. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями.

4. Как уже было сказано, религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозной областях. Функционирование названных элементов и связей давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а заблуждения не способствовали преобразованию природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и вдет создание и накопление материальной и духовной культуры — освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались – многие компоненты языческой культуры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс запрещенных книг католицизма, ряд научных открытии, свободомыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.

5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-первых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп.

В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий — три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях — история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко "закреплены" за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей.

 

Источник: studopedia.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.