И сообществ и сегодня религия является мировоззрением . Это значит, что она определяет цели и смысл нашего существования на земле и во Все-ленной. Это значит, что есть оправдание каждому явлению, каждой существующей вещи, даже если общий замысел творца нам непо-нятен. Безусловно, в подобном ракурсе собственная жизнь кажется более масштабной и значимой. Вечный вопрос о поиске смысла для верующего человека не остается неразрешимым: служение Богу — основное предназначение человека.

Фрейд отмечает психологическое значение религиозной веры как для индивида , так и для общества в целом. В религии получают свое разрешение не преодоленные конфликты детского возрас-та, но также порождаются общие смыслы, укрепляющие осно-вы общежития, способствующие самосохранению человечества в борьбе против подавляющей мощи природы. Религия, уста-навливая ограничения и запреты, постулирует нравственные нормы; смягчает страх перед жизненными опасностями, уте-шает в несчастье и вселяет уверенность. Кроме того, религия способна соперничать с наукой, так как она «дает ответы на загадочные для человеческой любознательности вопросы, на-пример, о возникновении мира и об отношении между телом и душой». Фрейд убежден, что в будущем наука позволит преодолеть религию и ее вредное воздействие на умы, заставляющее восприни-мать окружающую действительность в искажающем свете иллюзии. Материал с сайта


К. Г. Юнг

В аналитической психологии К. Г. Юнга религия не ставится в прямую зависимость от невротических состоянии. Религиозные идеи и смыслы, по Юнгу, возникают не как компенсация вытесненных сексуально-агрессивных влечений. Они появляются в результате проникновения в сознание предсуществующих, универсальных, про-являющихся спонтанно всюду и везде, регулярно повторяющихся архетипических образов, происходящих из самых глубинных слоев психики — коллективного бессознательного . К. Г. Юнг согласен с трактовкой З. Фрейдом религиозных символов бога и богини, яв-ляющихся проекцией образов реальных родителей, с поклонения которым начинается любая архаическая культура. Однако Юнг ка-тегорически не признает «эдиповых» корней переноса. Бог — не осуществленная в фантазии мечта о всевластии и всемогуществе. Данный персонаж символизирует защиту и опеку, но также нака-зание за прегрешения. Поскольку взрослый человек нуждается в помощи так же, как и ребенок, но не может при этом апеллировать к физическим родителям (что равносильно инфантилизму), то он создает в воображении вымышленный образ, прототипом которого является реальный человек. Соответственно, богиня-мать воплощает гиперболизированные качества реальной матери: она — подательни-ца жизни, блага, тепла, обеспечивает младенца всем необходимым, но она же может предстать в виде грозной, гневной богини, наказывающей за провинности.


Словом, по Юнгу, первоначальное осознание норм и правил поведения в социуме (семье и группе) контролируется религиозно-ритуальным поведением. Кроме того, идея бога — защитника дает надежду на будущее и психологическое успокоение в травмирую-щей ситуации. Эти же функции религии отмечал З. Фрейд. В от-личие от предшественника К. Г. Юнг не уподобляет возникновение религиозных представлений образованию комплексов, не считает их обусловленными невротической деятельностью. Он видит в рели-гиозных феноменах инстинктивные основания. «Религия — является свойственной только человеку инстинктивной позицией, проявления которой можно наблюдать на всем протяжении истории человечества. Ее очевидной целью является сохранение психического равновесия, поскольку естественный человек обладает не менее естественным «знанием» того факта, что функции его сознания могут в любое вре-мя спасовать перед неконтролируемыми событиями, происходящими как внутри, так и снаружи его. По этой причине он всегда заботит-ся о том, чтобы соответствующими мерами религиозного характера обезопасить любое трудное решение, которое, скорее всего, будет иметь определенные последствия для него самого и других людей». Между прочим, исследователь был убежден, что до появления науки психологии вопросами души


Религия играет определенную роль в обществе, выполняя ряд функций. Эта проблема исследуется во многих религиоведческих трудах, но решается неоднозначно. В западноевропейской науке известна, в частности, позиция О’Диа . В работе «Социология религии» (1966) он выделял функции «утешения» (поддержка людей, испытывающих невзгоды и трудности), «священника» (установление связи между людьми и сверхъестественным), «социального контроля» (освящение норм и ценностей определенной социальной системы), «пророка» (критика социальных порядков с точки зрения религиозного идеала), «идентификации» (осознание верующими своей принадлежности к определенный религиозной общности), «созревания» (воздействие на развитие отдельного индивида в процессе его роста). Английский социолог Б.Уилсон в работе «Религия в социологической перспективе» (1982) различал «явную» («спасения») и «скрытые» (социальной интеграции, коммуникативную, мировоззренческо-этическую и др.) функции .

В отечественном религиоведении выделяют следующие основные функции религии: компенсационную, мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, интеграционную, культуротворческую .

Компенсационная (иллюзорно-компенсаторная, восполнительная) функция религии проявляется в том, что вера в сверхъестественное компенсирует ограниченность, зависимость, слабость, бессилие людей, перенося воздаяние за горести, несчастья, болезни и одиночество, страх перед уходом из земной жизни в потусторонний мир.


альное угнетение восполняется «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, страдании, покорности; разобщенность и изоляция заменяется братством в общине; безличные, вещные отношения возмещаются личностным «общением» с трансцендентным. Важное значение имеет психологический аспект религиозной компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис.

Мировоззренческая функция состоит в том, что религия предоставляет верующему обобщенную систему взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. В религии вырабатываются специфические ответы на коренные вопросы всякого мировоззрения: о происхождении мира и человека, общественного устройства, о тайне рождения и смерти. В содержании различных религий имеется ряд общих фундаментальных идей: творение мира богом «из ничего» (креационизм ), предопределение происходящих в мире событий богом (провиденциализм ), целесообразность устроенного богом мирового порядка (телеология ), бессмертие души как особой сущности в человеке, связь человека и бога, воскрешение после телесной смерти, посмертное существование и др.

Специфика религиозного мировоззрения основывается на противопоставлении земного и потустороннего, телесного и духовного. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.


Религия также обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях. Оно включает два аспекта: верующих друг с другом и верующих с мыслимыми богами, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации и т.д.

Регулятивная функция заключается в том, что с помощью определенных религиозных идей, ценностей, установок, традиций и обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивида и общин. В религиях вырабатываются системы норм (религиозного права, морали), образцов (примеров для подражания), контроля (отслеживания реализации предписаний), поощрений и наказаний (воздаяний действительных и обещаемых в посмертном существовании). Наиболее значимым аспектом регулятивной функции является реализация разрабатываемой концепции морали.

Теологи и религиозные философы не допускают существования нравственности вне религии, отождествляют религиозность и «совестливость».


нутри нас, – писал уже в I веке Луций Анней Сенека , – находится дух святой, который следит за нами и направляет нас среди добра и зла… без бога нельзя стать честным человеком». Немецкий мыслитель И.Кант (1724–1804) рассматривал бога средством воспитания добра. Истинная религия, по его мнению, есть моральная религия, направленная на познание обязанностей человека в качестве божественных заповедей. Идея бога служит «побудителем» нашего морального стремления, которое понуждает нас к поведению согласно нравственного закона.

В религии содержатся размышления над вечными этическими проблемами, формулируются простейшие и важнейшие правила нравственности, выработанные поколениями людей ценности и принципы социального общежития («не убивай», «не кради», «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «не прелюбодействуй», «итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» и т.д.). В религиозных формах человечество накапливало и развивало понятия о милосердии, сострадании, долге, другие существеннейшие нравственные постулаты. Они имеют в религии специфическую интерпретацию, приобретают значение благодатных, отличаются внешней простотой. Для верующих особенно значима заявляемая в религии нравственная ответственность человека за совершенные деяния перед «всевидящим» богом.

Вместе с тем следует иметь в виду то обстоятельство, что религия проповедует мировоззренческий догматизм, социальную пассивность, допускает нетерпимость и даже фанатизм, игнорирует нецерковное основание морали. Не вполне надежны и гарантии нравственности верующего. Человек ответственен вроде бы перед богом, но на практике от имени бога говорят священнослужители, «пророки», харизматические лидеры, которые могут высказывать взаимоисключающие положения и требования.


Главной особенностью религиозной морали является «удвоение» нравственных обязанностей, ориентация верующего как на земные, человеческие, так и на небесные, сверхчеловеческие ценности. Причем нравственные обязанности людей друг перед другом и обществом оказываются подчиненными задачам служения «создателю». Поклонение сверхъестественному занимает главное место в системе религиозных предписаний, рассматривается как высшая добродетель. Классическим примером такой иерархии могут служить этические кодексы христианства (Декалог и Девять заповедей блаженства).

Философский анализ сущности религиозной морали нередко служил основой концепций безрелигиозности, атеизма. «Человек может прославлять бога, только понося себя, – писал в сочинении «Международное тайное общество освобождения человечества» М.А.Бакунин (1814–1876), – и, чтобы обрести в боге собственную честь, он должен презреть себя. Но презрение, столь постоянное и глубокое, не должно ли оно в конце концов породить в человеке низость?». «Если бог существует, – заключает автор, – то у человека нет свободы, он – раб; но если человек может и должен быть свободен, то значит, бога нет».


Интеграционная функция основывается на способности религии оказывать консолидирующее воздействие на социальные группы и институты. Интеграционные возможности проявляются в объединении индивидов по вероисповедному признаку, что делает их единомышленниками не только в религиозных вопросах, но и в вопросах общественного, бытового и личного характера.

Религия также способствует сохранению существующей социальной системы. Она может выступать фактором стабильности и устойчивости общества в целом, но при условии его вероисповедной однородности. Вместе с тем религия содержит и потенциал дезинтеграции. Он может быть реализован в форме противостояния различных религиозных групп и конфессий. История человечества знает многочисленные примеры межрелигиозной розни, неприязни и ненависти. В религиозные формы нередко облекаются межнациональные конфликты. Известны феномены религиозного фанатизма и религиозных войн, которые велись под предлогом защиты или распространения веры.

Сохранение гражданского мира и согласия в поликонфессиональных обществах возможно только на основе религиозной терпимости, толерантности, равенства конфессий перед законом, способности политических элит решать проблемы духовной жизни мирным, ненасильственным путем.

Религия является частью культуры, выполняет культуротворческую функцию . Она обеспечивает сохранение и развитие вероисповедных ценностей, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.


ходя их религиозных потребностей появились и получили развитие определенные жанры литературы (агиографии, проповеди, молитвы, каноны и др.) и искусства (иконопись, культовая скульптура и архитектура, церковное песнопение и др.). Религиозная культура взаимодействует с культурой светской. В истории разных стран и народов с религиозными институтами было связано становление письменности, книги, грамоты, национальных форм духовности. Вместе с тем нельзя не учитывать и разрушительные для культуры последствия религиозных трансформаций общества. Многие культурные ценности утрачивались в периоды межконфессионального противостояния. Известны конфликты религии и науки, преследования и даже расправы над инакомыслящими, уничтожение неугодных церкви книг и т.п.

Социальные функции религии

1. Иллюзорно-компенсаторная функция религии.

2. Интегративная функция религии.

3. Мировоззренческая функция религии.

4. Функция общественной стабильности.

5. Коммуникативная функция религии.

6. Регулятивная функция религии.

7. Идеологическая функция религии.

8. Культуротранслирующая функция религии.

Многие из элементов религиозного комплекса выполняют в обществе вполне определённые функции. Более того, можно показать, что и религия в целом играет в обществе важную роль. Эмиль Дюркгейм (1858-1917), критикуя «теорию обмана», писал, что «созданный человеком институт не может базироваться на заблуждении и обмане. Иначе он не сможет существовать достаточно долго. Если бы он не основывался на природе вещей, он встретил бы сопротивление, которое не смог бы преодолеть ». Сходные мысли высказывали задолго до него и другие мыслители. Какими же функциями обладает религия?


В числе наиболее общих и характерных функций религии обычно называются: иллюзорно-компенсаторная, коммуникативная, интегративная, легитимизирующая, мировоззренческая, регулятивная и культуротранслирующая функции.

Дальнейшее развитие религиоведения приводит и к выделению все новых и новых функций религии. Выделяют правовые, политические, образовательные, охранительно-консервативную и другие функции. Но они выделяются либо на стыках уже названных функций, либо представляют собой их частные случаи. Например, можно выделить мотивационно-побудительную функцию религии. Есть немало людей, которые делают что-либо «для Бога» и именно это подвигает их на какие-нибудь дела. Но эту функцию можно свести к регулятивной.

Совокупность всех этих функций определяетсоциальную роль религии . Ее единой оценки для всех времен, мест и народов быть не может. Оценка должна быть конкретно-исторической.

Дело в том, что функции религии носят исторический характер: их проявление и особенности определены эпохой, ее противоречиями, условиями и потребностями. Одна и та же функция в разные времена может проявляться с большей или меньшей силой. Кроме того, на проявление социальных функций религии влияют и местные особенности тех или иных стран. В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия меняются.

Иллюзорно-компенсаторная функция религии

Приступая к рассмотрению конкретных функций религии, мы отметим, что на первое место разные исследователи ставят различные функции. Марксисты, например, считают, что социальная сущность религии, ее специфическое место в обществе, определяются тем, что «религия это иллюзорный способ разрешения реальных земных противоречий, иллюзорная компенсация наличных общественных отношений, своеобразное их достраивание для… преодоления убожества и одновременно неверные способы и приемы воздействия на это убожество». Поэтому первой среди функций религии ими называется иллюзорно-компенсаторная .

На первое место компенсаторную функцию выводили также Эпикур, Л. Фейербах и З. Фрейд. Образно говоря, «религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Но говоря об этой функции словами Карла Маркса, некоторые люди забывают о том, что опиум в его время считался последним лекарственным средством, которое способно облегчить страдания больного. Иллюзорно-компенсаторная функция является всеобщей универсальной и специфической функцией религии, характерной из всех форм общественного сознания только для нее. Ее назначение — компенсировать слабость человека. Она по-разному выступает в различных структурных элементах религии. На уровне религиозного сознания она проявляется «как иллюзорное разрешение объективных практических противоречий, как освобождение в сознании… и не устраняет реальных противоречий и трудностей жизни».

Сложность структуры религии предопределяет как наличие разных функций у различных ее элементов, так и возможность выполнения каким-либо одним её элементом сразу многих функций. Кроме того, на разных уровнях одна и та же функция может проявляться по-разному. Например, на уровне религиозных организаций компенсаторная функция несет уже не только иллюзорные, но и практические черты восполнения действительности, помогая укреплять благосостояние, обеспечивая удовлетворение ряда социальных потребностей.

А. И. Клибанов , отмечая такую особенность у баптистской общины, показывает, что она есть специфическая форма коллективного страхования верующих на случай одиночества, болезней, потери трудоспособности и т. д. Верующий получает в общине не только духовное утешение, моральную поддержку, но и возможную материальную помощь. Описывая эту же функцию М. Вебер приходит к выводу, что баптистская община выступает по отношению к своим членам как касса взаимопомощи. «Характеризуя значимость благотворительной… деятельности общин, необходимо отметить, что… практическая поддержка… является одним из весьма привлекательных моментов, стимулирующих религиозные воззрения членов общины, во-вторых благотворительная деятельность.., включающая в себя и медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение и создание школ и колледжей начинает приобретать значение не только в пределах баптистского сообщества. Религиозные организации берут на себя часть общественных расходов на социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и т. д.».

Религия как особая форма общественного сознания истори­чески предшествовала сознанию политическому. Но с возникно­вением политического сознания религиозное сознание стало ак­тивно проникать в него, придавая ему религиозную окраску. Так, с возникновением государства получило широкое распростране­ние религиозное освещение государственной власти и ее верхов­ного носителя. На Древнем Востоке это освещение часто доходи­ло до прямого обожествления верховного правителя государства.

Тезис о том, что государственная власть исходит от Бога, стал важнейшим положением христианской религии и играл большую роль в политической жизни европейских стран периода средневе­ковья. В то время религия нередко прямо влияла на политику различных государств, о чем свидетельствуют многочисленные религиозные войны. На базе религиозного мировоззрения созда­вались и ныне создаются различные организации, активно уча­ствующие в политической жизни. В средние века — это военно-религиозные ордена (например, тевтонский орден, орден иезуитов, орден рыцарей Храма), в настоящее время — конфессиональные профсоюзы, клерикальные политические партии и др.

Религия — это не только мировоззрение (религиозная фи­лософия), но и связанные с ней обряды, первоначальное назначе­ние которых заключалось в том, чтобы каким-то образом воздей­ствовать на поведение сверхъестественных существ и сил. Ни одна религия не обходится без обрядов, которые самым непосред­ственным образом воздействуют на сознание и поведение людей, да и сама вера в существование сверхъестественных сил практи­чески выглядит как вера в чудодейственные последствия обря­дов.

К примеру, наделение правителя верховной государственной властью во многих странах Древнего Востока сопровождалось специальным религиозным обрядом, чтобы подчеркнуть божествен­ное происхождение самой власти. Христианская религия заим­ствовала из иудаизма обряд помазания правителя елеем, разрабо­тав свои детали этого действия, которое прошло через средние века и сохранилось до наших дней, как и представление о прави­теле в качестве «помазанника Божия». До наших дней торже­ственное вступление монарха на престол, означающее официаль­ное начало его царствования, связывается с религиозным обрядом коронации, который поэтому обязательно проводится в религиоз­ном храме. В ряде стран члены парламента, прежде чем присту­пить к своим обязанностям, должны принести клятву верности конституции на Священном писании (на Библии в христианских странах, на Коране — в мусульманских).

Религиозная форма общественного сознания проявляется не только в обрядах, совершаемых в отдельных случаях, но и в по­вседневной жизни. Поэтому каждая религия создает свои прави­ла (нормы) поведения для верующих. Считается, что религиоз­ные нормы установлены Богом и доводятся до сведения верующих человеком, избранным Богом для этой исключительной миссии. Законы Моисея, с этой точки зрения, не его собственное творение — они лишь поведаны через него Богом тем, кто обязан со­блюдать их; предписания ислама, первым пророком которых был Мухаммед (Магомед), тоже считаются верующими мусульманами исходящими от Аллаха.

Религиозные нормы регулируют и взаимоотношения между людьми, но прежде всего взаимоотношения, между людьми и Бо­гом. Есть среди них и такие, которые возлагают на людей взаим­ные обязанности. Эти религиозные нормы одновременно являют­ся нравственными или правовыми. Нарушение религиозных норм признается «грехом», за который виновного карает сам Бог. На деле служители культа, не дожидаясь «кар небесных», сами при­меняют к нарушителям земные санкции.

Православная церковь сыграла важную роль в становлении и укреплении сильного централизованного Российского государ­ства. Она давала русским людям духовную опору в их противо­стоянии мусульманскому Востоку и католическому Западу, кото­рые на разных исторических этапах представляли угрозу для го­сударственного и религиозного существования России.

Церковные идеологи пропагандировали грандиозную концеп­цию, рассматривающую Москву как новый Вечный город, как на­следницу Рима и Константинополя. Они постоянно предупрежда­ли царей об их священном долге превратить Московию в «новую христианскую империю». Следовательно, в формировании докт­рины о величии России, представлений о ее масштабности, патрио­тической государственности, особом пути России и т. д., составля­ющих компоненты политического сознания россиян, православная вера сыграла ведущую роль.

До 1917 г. русская православная церковь была по сути дела частью государственного аппарата, т. е. непосредственно религи­озно-политическим институтом, во многом определявшим полити­ческое сознание россиян.

Термину «православие» можно дать такое толкование: про­славление права (славить право) как Богом данного искусства добра и справедливости. Православная вера традиционно прида­вала российской государственности божественный ореол, прису­щими ей средствами и способами поднимала ее престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания, мира и разумного порядка. В наше смутное время у православия также имеются немалые возможности для оздоров­ления духовной жизни в стране и укрепления Российского госу­дарства и правопорядка.

Э. Бернштейн утверждал, что конечная цель — ничто, дви­жение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель не­достижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане.

Великие политические идеи и идеологии — это сплав корен­ных интересов, великих политических ценностей и целей.

Несомненно, что самыми великими идеологическими течени­ями были и являются мировые религии — христианство, ислам и буддизм. Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. В чем великая сила рели­гии? Вряд ли можно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пожалуй, глубинная, корневая суть религии ви­дится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры (христианская духовность), нравственности общества, человечности. Под таким углом зрения можно выделить функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность.

Иллюзорно компенсаторная функция позволяет отделить религию от других форм общественного сознания. Ее суть заклю­чается в «восполнении» пробелов в достоверном знании предме­тов и явлений объективной действительности легендами, мифами, иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистичес­кие, сверхъестественные существа и силы. Правда, в религиозных идеологиях (особенно современных) могут содержаться достовер­ные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божествен­ного откровения.

Рассматриваемая функция выражается также в том, что ре­лигия позволяет «снимать» социальную напряженность, «разре­шать» противоречия в обществе. Она служит утешением для мно­гих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, оби­женных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на райскую загробную жизнь, на лучшее в этом мире, чем в тот или иной момент, если так будет угодно Богу.

Регулятивная функция — одно из важных направлений воз­действия религии на личность и общество. Осуществляя данную функцию, религия организует, направляет и упорядочивает пове­дение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В про­цессе многовекового развития сложился достаточно сложный ме­ханизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами (частями) являются религиозные ус­тановки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые).

Коммуникативная функция — это способность религии слу­жить формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве; умма (мечеть) — в исламе. Важную роль в реа­лизации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т. п. Христианская мораль, к примеру, гласит: церковь не имеет границ, она не разделяет, а собирает.

Гуманистическая функция. Религия всем своим идейно-ду­ховным потенциалом стремится воспитывать в человеке нравствен­ные черты, развивает его гуманистические начала. Она формиру­ет в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей при­роде, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях. Словом, религию можно рассматривать как одну из важнейших общечело­веческих ценностей.

Релимгия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Существуют и другие определения религии:

Учение о воссоединении человека с Богом. Также, религию определяют как одной из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа, собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии).

Важно в данном вопросе показать социальные, гносеологические и психологические корни религии.

Религия зародилась в самом начале зарождения первобытного общества, что ведет за собой гносеологические предпосылки появления религии.

Гносеологические корни религии—это условия, предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Без этих предпосылок, условий религия бы не возникла. Это стало возможным лишь на определенном этапе развития первобытного общества, когда человек пытался осмыслить свое отношение к природе и к другим людям.

Социальные корни религии— это те объективные факторы общественной жизни, которые необходимо рождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношениями людей к природе, другие — с отношениями между людьми.

Психологические корни религии. Очевидно, что, со светской точки зрения, религия — это одна из форм мифологического, первобытного сознания. Она является отражением определенного этапа развития этого сознания, связанного с праисторией развития человечества. В определенном смысле история религии совпадает с историей развития психологии масс.

При рассмотрении психологических корней религии выделяют четырех группы факторов. Во-первых, это способность человеческого сознания к формированию достаточно абстрактных понятий. Во-вторых, это неосознанные компоненты мышления и деятельности. В-третьих, это человеческие эмоции. Наконец, в-четвертых, это психологическая дихотомия «мы»—«они», лежащая в основе формирования всех человеческих общностей.

Функции религии.

Одна из важнейших функций религии, которая присуща только ей- удовлетворение мистических потребностей. Что означает успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.

Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.

Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.

Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент. Религия является одной из областей культуры, изучением которой занимается история религии.

религиозный ценность атеизм утешительный

Источник: www.felbi.ru

Религиозные учения в обществе имеют долгую исто­рию. Вероятно, явле­ние исчезло бы само собой, если бы не та грандиозная роль, какую играет религия в обществе и в жизни индивида. Если посмотрим на феномен в исторической перспективе, то увидим, как значение ре­лигии постепенно падало, но все же для многих людей и сообществ и сегодня религия является мировоззрением. Это значит, что она определяет цели и смысл нашего существования на земле и во Все­ленной. Это значит, что есть оправдание каждому явлению, каждой существующей вещи, даже если общий замысел творца нам непо­нятен. Безусловно, в подобном ракурсе собственная жизнь кажется более масштабной и значимой. Вечный вопрос о поиске смысла для верующего человека не остается неразрешимым: служение Богу — основное предназначение человека.

Как и в Средние века, в современном мире религиозное миро­воззрение является очень эффективным способом идентифика­ции. Человек получает ответ на вопрос «Кто я?», присоединяясь к религиозной группе. Эта идентификация удобна, так как дает все признаки большой, полной культуры со своим языком, традицион­ным укладом, одеждой, обычаями приготовления пищи, и конечно, основной идеей, способствующей сплочению коллектива. З. Фрейд отмечал, что именно под знаменем религиозной идеи легче все­го объединить народ и подтолкнуть его к каким-либо совместным действиям, что используется политиками с самыми гнусными целя­ми. По религиозным признакам чужака вычислить довольно легко, даже если он говорит на одном языке с остальными представите­лями общины. Пищевые предпочтения или манера одеваться, отно­шение к развлечениям, к чтению выдают принадлежность человека к определенной конфессии. Эта инаковость, как правило, вызывает озлобленность, а идея дает право презирать инакомыслящего.

Большинство конфликтов в современном мире находят оправдание в религиозной идеологии, даже если за ними скрываются экономиче­ские интересы. В этом смысле можно говорить о легитимирующей функции религии.

Легитимирующая функция заключается в том, что, апеллируя к авторитету церкви, государство или другие социальные институты придают законный порядок тому или иному явлению, новшеству, правилу. Легитимизация происходит путем освящения, благослове­ния или просто участия клира в мероприятиях, общественных орга­низациях. Можно наблюдать, как в современном мире иногда дело доходит до абсурда, когда призывают священников, чтобы освятить тюрьму, благословить политическую акцию или партийный съезд. Тогда религиозное мировоззрение превращается уже в идеологию, то есть социальное институциональное образование, имеющее по­литическую программу, стратегию выполнения и наблюдающее за исполнением требований.

Посредством регулятивной функции религии устанавливаются нормы и регу­лируется их соблюдение. Очень выразительно высказался об этом Ф. М. Достоевский в своей обобщающей формуле устами Алеши Карамазова «Если Бога нет, то все позволено». Действительно, для верующего человека правила Бога имеют силу закона, наказание за нарушение которого неотвратимо. Эго хороший способ заставить человека выполнять требования культуры. Но также это хорошее утешение для обиженных и униженных, ведь они убеждены, что Божья кара настигнет обидчика, даже если человеческого наказания ему удалось избежать. Таким образом, веруя в Бога, люди веруют и в торжество справедливости, в чем реальная жизнь заставляет усо­мниться.

Так же точно верующий, обделенный судьбой и удачей, надеется на воздаяние и на то, что Бог еще воздаст ему по заслугам. Компенсаторная функция религии наиболее явно проявляется в различных сотериологических учениях (учениях о спасении), суще­ствующих во всех религиях. Правда, такое спасение переносится чаще всего даже не на отдаленное будущее, а вообще в посмертное существование.

К сожалению, в среде верующих духовность и нравственность однозначно связываются с религиозностью. Эту тенденцию отчетливо можно наблюдать в современном обществе: в поисках нравственного совершенства люди обращаются к ортодоксальной церкви, вступают в новые секты, считают себя приобщившимися к вере и в этом видят повод считать себя выше других.

Нарциссизм и фанатизм

Нарциссизм и фанатизм вообще свойственны новообращенным во все времена. Человек, принявший крещение, вступивший в ряды верующих, чувствует себя принятым в клан избранных, посвященных. В отличие от остальных, «обычных» людей неофит чувствует свою приобщённость к тайному знанию, к духовной элите, владеющей этими тайнами. Конечно, в традицион­ных обществах, где религиозность пронизывает повседневный быт, является неотъемлемой чертой жизни, где все поддерживают одни и те же ценности, поводов для нарциссизма на религиозной почве не возникает. Чувство превосходства свойственно именно неофи­там. Подобные тенденции проявляются и на коллективном уровне в обществах, когда возникают новые конфессиональные направления, конгрегации. Мессианский дух новых религиозных обществ, страсть к пророчеству демонстрируют убежденность в том, что только они одни владеют истиной, остальные же заблуждаются. Всегда сопут­ствующий новопосвященным фанатизм обусловлен желанием убе­дить себя и других в своей приверженности вере и идее. История показывает, что с помощью распространения рациональных знаний преодолеть фанатизм не удается, необходимо искать какие-то допол­нительные, психологические способы воздействия.

Зигмунд Фрейд

см. Фрейд о религии

Фрейд отмечает психологическое значение религиозной веры как для индивида, так и для общества в целом. В религии получают свое разрешение не преодоленные конфликты детского возрас­та, но также порождаются общие смыслы, укрепляющие осно­вы общежития, способствующие самосохранению человечества в борьбе против подавляющей мощи природы. Религия, уста­навливая ограничения и запреты, постулирует нравственные нормы; смягчает страх перед жизненными опасностями, уте­шает в несчастье и вселяет уверенность. Кроме того, религия способна соперничать с наукой, так как она «дает ответы на загадочные для человеческой любознательности вопросы, на­пример, о возникновении мира и об отношении между телом и душой». Фрейд убежден, что в будущем наука позволит преодолеть религию и ее вредное воздействие на умы, заставляющее восприни­мать окружающую действительность в искажающем свете иллюзии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Источник: WikiWhat.ru

Пояснение.

Функции религии.

Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

1) мировоззренческая — да, верно.

2) компенсаторная — да, верно.

3) коммуникативная — да, верно.

4) эстетическая — нет, неверно.

5) хозяйственная — нет, неверно.

 

Ответ: 123.

Источник: soc-ege.sdamgia.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.