Монотеистические религии

Монотеи́зм (букв. «единобожие» — от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») — религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму)[1]. Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму.[2] В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство (при условии, что тройственость Бога не ставит под вопрос его Единство).[3]. Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм. Монотеизм можно классифицировать на теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.[4]

  • 1 История
    • 1.1 Монотеизм в Древнем Египте

  • 2 Монотеистические религии
    • 2.1 Авраамические религии
      • 2.1.1 Иудаизм
      • 2.1.2 Христианство
        • 2.1.2.1 Критика христианства
      • 2.1.3 Ислам
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

Монотеизм в Древнем Египте

Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:

  • традиция монотеизма существовала в течение всей истории Древнего Египта и была главенствующей (Вире, Дриотоп, Моренц, Вергот, Бадж);
  • первоначальная монотеисическая традиция в течение времени исказилась в политеистическую (Пьерре);
  • монотеизм в Древнем Египте был открыт только для жречества, а политеизм был уделом простолюдинов (Море).

Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал Вергот. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором Птах провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысяелетия до н. э.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.

Монотеистические религии


Авраамические религии

Иудаизм

Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более других богов. Согласно распространённому в науке мнению,[5] религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители,[6] монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см.


нолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.[6]

Христианство

Христианство возникло как учение последователей одного из иудейских раввинов Иешуа из Нацерета, жившего в Палестине около двух тысяч лет назад. Не сохранилось (или не было) ни одного письменного источника, принадлежавшего руке самого Иешуа (Иисуса). Собрание посланий учеников и последователей Иисуса называется Новым Заветом. Косвенным свидетельством истинности сочинений Нового Завета может служить упоминание об Иисусе древним летописцем Тацитом, а также множество упоминаний в литературе второго и третьего веков нашей эры и даже Коране. Скрупулёзный анализ учёными самого Нового Завета также не вызывает сомнений в его подлинности.

Христианство как религия зародилась на почве тщательно подготовленной иудейскими учителями и была легко воспринята множеством простых иудеев. Такое же быстрое распространение Христианство получило и в Элладе и в Египте, как гармоничное продолжение вековой истории.

Основной идеей Христианства является утверждение:


Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Иоанн.3:16

Однако христианство не является политеистической религией, так в Новом Завете имеется следующее утверждение Иисуса Христа:

Я и Отец — одно. Иоанн. 10:30

Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.

Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ивр.). Ученики Иисуса называют его Христом (Христос греч. — мессия). Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм.

Критика христианства

Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.

В связи с неприятием христианского догмата о Троице, монотеистичность христианства оспаривается:

  • иудаизмом:
За то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: „я бог, восседаю на седалище божьем, в сердце морей“ и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божьим, … ты умрёшь… смертью необрезанных

Я и Отец — одно (сказал Иисус). Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его…хотим побить Тебя камнями за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом

  • исламом

— Коран 9.30-32

  • толстовством:
См. Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса.
  • антитринитариями и т. д.

Ислам

Ислам зародился в VII веке н. э. в Аравии в результате проповеднической деятельности Мухаммада. Ислам основывается на 5 фундаментальных положениях (Пять столпов ислама). Первое и главное из них — это Шахада, или свидетельство веры: «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его последний Пророк». В этой формуле заключёна фундаментальная идея ислама — Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога -Аллаха.


Ширк — многобожие, заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.

Согласно учению ислама, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от Адама до Мухаммада. Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада, возрождает Таухид Ибрахима (библейского Авраама), который называется Ханиф. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.

Примечания

  1. А. М. Лопухов — Словарь терминов и понятий по обществознанию
  2. Статья «Монотеизм» в Электронной еврейской энциклопедии
  3. «Монотеизм» в Энциклопедии современной эзотерики
  4. «Монотеизм» в энциклопедии Кругосвет
  5. Бертран Рассел, «История западной философии» Книга Вторая, Часть Первая, Глава I на сайте PSYLIB
  6. 1 2 р. Адин Штейнзальц, статья Авраам

Источник: dic.academic.ru

Зороастризм — возможно, самая старая монотеистическая религия в мире. Он сосредоточен на словах пророка Заратуштры, называемого древними греками Зороастром, и посвящен поклонению Ахура Мазде, Владыке Мудрости. В нем также признаются два конкурирующих принципа, представляющих добро и зло: Спента Майнью («Щедрый дух») и Ангра Майнью («Разрушительный дух»). Люди тесно вовлечены в эту борьбу, удерживая хаос и разрушение активной добротой.

Откуда взялся зороастризм?

Пророк Заратуштра, позже названный греками Зороастром, основал зороастризм около 3500 лет назад. Согласно текстам того периода, Зороастр, возможно, родился в 628 г. до н.э. в Рагесе, Иран, и, возможно, умер примерно в 551 г. до н. э. Эти даты, однако, очень приблизительны; некоторые исследователи полагают, что он мог прожить на несколько тысячелетий раньше или позже.


Индоиранская религия во времена Заратуштры была политеистической, то есть люди поклонялись нескольким богам. Хотя деталей мало, Зороастр, вероятно, возвысил уже существующее божество в роль верховного создателя, создав тем самым первую в мире монотеистическую религию (религию, поклоняющуюся одному создателю). Зороастризм поэтому имеет некоторое сходство с древними ведическими верованиями; например, аура и даэва (агенты порядка и хаоса) в зороастризме сравниваются с асурами и дэвами, которые борются за власть в ведической религии.

Зороастризм расширился, чтобы стать одной из самых важных религий в древнем мире. С 600 г. до н.э. до 650 г. н.э. это была официальная религия Персии (Древний Иран). В настоящее время в мире всего около 190 000 человек, приверженцев зороастризма.

Основные обычаи

Наравне с существующими зороастрийскими храмами, в которых верующие поклоняются все вместе, некоторые богослужения происходили дома. Поклонение сосредоточено на основных этических ценностях: Добрых слов, Добрых мысли и Добрых Дел.

Многие зороастрийцы молились несколько раз в день, всегда обращаясь к источнику огня или света. До сих пор, некоторые носят завязанный шнур, называемый кусти. Кусти завязывается три раза, чтобы символизировать три зороастрийских значения.


Зороастрийские храмы постоянно поддерживали огонь, символизирующий вечную силу Ахуры Мазды. Огонь также признан мощным очистителем и уважается по этой причине. Освящение самых святых храмовых костров занимает год, и многие из них горят годами или даже веками. Посетители в храмах огня приносят подношения из дерева, которые помещает в огонь священник в маске. Маска не дает огню оскверниться его дыханием. Затем посетитель помазывается пеплом от огня.

Зороастрийская церемония совершеннолетия называлась «Навжот», или «Седрех-Пуши». Дети в возрасте от 7 до 12 лет участвовали в ритуальных омовениях и впервые проводили ритуалы самостоятельно.

Зороастрийские свадьбы предусматривали брачный контракт и торжества, которые могут длиться до семи дней. Женатые родственницы носят белый шарф над головами пары, в то время как кусочки сахара натирают вместе, чтобы подсластить брак. Концы шарфа позже сшиваются вместе, чтобы символизировать единство супружеской пары.

Вера зороастрийцев

Ахура Мазда, Верховный Создатель Зороастрии, является единственным богом, которому поклоняются, хотя существование меньших духовных существ также признается.


Главным этическим принципом зороастризма является Хумата, Хухта, Хувешта: «думать хорошо, говорить хорошо, вести себя хорошо». Это божественное ожидание людей, и только благодаря добру хаос будет сдерживаться. Доброта человека определяет его окончательную судьбу после смерти.

Зороастрийцы считают, что когда человек умирает, душа попадает на суд Божий. Добрые души переходят к «лучшему из существования», а нечестивые наказываются в муках. По мере приближения конца света мертвые будут воскрешены в новые тела. Мир сгорит, но только грешники будут страдать от любой боли. Огонь очистит творение и очистит зло. Ангра-Майнью будет либо уничтожена, либо станет бессильной, и все будут жить в раю, за исключением, возможно, крайне злых, которые, как полагают некоторые источники, будут страдать бесконечно.

Важно отметить, что, поскольку зороастризм настолько древний, верования и ритуалы со временем изменились. Хотя зороастризм считается монотеистической религией, в истории были времена, когда вера могла быть охарактеризована как дуотеистическая или политеистическая.

Религиозные писания зороастризма

Священные тексты зорастрианства называются Авестой. Считается, что оригинальная Авеста была в значительной степени разрушена, когда Александр Великий напал на Персию. Остальные тексты были собраны и скомпилированы между 3-м и 7-м веком н.э. Авеста содержит несколько разделов.

Разделы Ясна и Висперад включают гимны, песни и молитвы, используемые во время богослужений.

  • Вендидад описывает злых духов и их различные проявления и объясняет, как с ними бороться.
  • Яшты включают в себя 21 гимн хвалы.
  • Сироза призывает 30 божеств, которые правят в разные дни зороастрийских месяцев.
  • Няешес и Гахс включают в себя молитвы к Солнцу и Митре, Луне, Воды и Огня.
  • Афринаганс — благословение, чтобы читать на различных сезонных праздниках и праздниках в честь мертвых.

Зороастрийские праздники и торжества

Различные зороастрийские общины признают разные календари для праздников. Например, в то время как Новруз является у зороастрийцев Новым годом, иранцы празднуют его в день весеннего равноденствия, а индийские парсы празднуют в августе.

Обе группы празднуют рождение Зороастра в Ходад Сал через шесть дней после Навруза. Иранцы отмечают смерть Зороастра на Заратуст Но Дисо около 26 декабря, в то время как Парсис празднует в мае.

Другие празднования включают праздники Гахамбар, которые проводятся в течение пяти дней шесть раз в год как сезонные праздники.

Каждый месяц приписывается аспекту природы, как и каждый день месяца. Фестивали Ган проводятся, когда день и месяц связаны с одним и тем же аспектом, таким как огонь, вода и т. д. В качестве примеров можно назвать тирган (празднование воды), мэрган (празднование митры или сбора урожая) и адарган (празднование огня).

Ставьте палец вверх, если вам понравилась статья. А также приглашаем вас подписаться на наш канал, чтобы видеть в ленте больше интересного о религии.

Источник: zen.yandex.ru

См. радел: ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

  • Два «монотеизма» В.Н. Лосский
  • Библейский монотеизм протопр. Борис Бобринский
  • Политеизм, пантеизм и монотеизм диакон Андрей
  • Политеизм и два монотеизма архим. Алипий (Кастальский-Бороздин)
  • Один и тот же Бог у христиан, иудеев и мусульман?
  • Ислам в сравнении с христианским монотеизмом C.А. Сергеев

 

Монотеи́зм – 1) вера в единого Бога; 2) учение о едином Боге.

К монотеистическим религиям относят религии, разделяющие представления о сверхтварном Творце и Создателе мира (христианство, иудаизм, ислам).

Вместе с тем монотеистические религии совсем неоднородны. Представления о едином Боге развиваются ими совершенно неодинаково. Если христианство глубоко и всесторонне раскрывает жизнь единого Бога, содержит целостные представления о Его сверхтварном бытии и Его отношении к созданному Им миру и человеку, то прочие формы монотеизма довольствуются отвлеченной констатацией единобожия.
Поэтому среди монотеистических религий целесообразно выделить конкретный (христианский) и абстрактный (прочий) монотеизм, признав истинность и последовательность только за первой формой монотеизма, всесторонне конкретизирующей жизнь Бога и Его отношения к тварному миру.

Последовательным монотеизмом может быть названа только религия глубоко и всесторонне раскрывающая жизнь единого Божества.

Так, очевидно, недостаточно сказать, что Бог един («Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» Иак. 2:19). К этому положению необходимо добавить, что Он есть единая Личность. Но и этот тезис нуждается в дальнейшем раскрытии, поскольку единая Личность нетварного Бога отличается от тварной человеческой личности, должна существовать непостижимым, превышающим ее тварный разум образом.

Христианство учит о том, что Бог един, утверждает Его единосущие (Бог един по существу). К этому положению оно добавляет положение о личной природе Божества, учит, что Бог есть Существо личное. Но оно избегает антропоморфизма, когда учит о Боге едином по существу и троичном в Лицах – Святой Троице нераздельной и неслиянной, образ бытия Которой превышает человеческий разум.

Очевидно, недостаточно сказать, что Бог есть Творец мира. Необходимо раскрыть Его творческое отношение к тварному миру, ответить на вопрос: «Как Бог творит мир?». Если мы оставим этот вопрос в стороне, то можно допустить, что мир создается из Самого Божественного бытия, то есть он равен нетварному Богу. А этот тезис уже означает язычество.

Христианство учит о том, что Бог творит мир из ничего. Он создает его не из Своей сущности, а вызывает из небытия одной силой Своей мысли и воли. Это учение утверждает иносущие (иноприродность) Бога и мира, решительно разделяет тварное и нетварное бытие, закрывает путь обожествления преходящих явлений тварного мира, и мира как целого.

Если Бог личен, то Он может искать единения с личностью человека и, как Всемогущий, достигать этого единения, раскрывая человеку Самого Себя. Вне единения Бога и человека познание Бога останется неполным. Как глубоко это единение и в каком Человеке оно осуществилось во всей полноте? Если монотеизм не даст ответы на эти вопросы, то он будет утверждать совершенную непознаваемость Бога для человека. А такое утверждение означает отрицание монотеистического знания по существу.

Христианство учит о том, что Бог стал человеком в Богочеловеке Иисусе Христе. Воплощение Бога открывает путь Богопознания. Воплощение Бога являет человеку возможность соединения с Богом, делает его сыном Божьим. Такое соединение осуществляется Божественной благодатью Святого Духа, ведущей христианина к благодатному единению со своим Творцом – обожению.

См. ПАНТЕИЗМ, БОГОСЛОВИЕ, ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО

Источник: azbyka.ru

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение — начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя — всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг — Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие — это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, — в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества — Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога — Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов — сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога.  Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания — третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

фото 121

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах — всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог — это понимание». Аллах — единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти — способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

Источник: mystroimmir.ru

Три монотеистические мировые религии

Аня Глейзер

В «Религиоведении» В. И. Гараджа говорит, что тотемизм (поклонение предметам), фетишизм (религиозное поклонение неодушевлённым предметам), культ предков (в том числе, взывание к ним), анимизм (религиозные представления о духах и душе) – элементы, присущие религиям в элементарной ранней форме. Все данные элементы перешли в современные религии и отразились в каждой по-своему. Многое в наших с предками мифологии похоже или даже совпадает.
Предки познавали эпоху Инь – незнания Абсолютной истины о Боге, они познавали часть истины, составляющую противоположность Ян в той эпохе – часть Истины. В основном же в мире царили полиотеизм (вера в множество богов), мифология, чародейство. Все эти элементы составляют частицу Инь в современном Ян мировых религий. Отдельные современные религии несут частицу Инь – являются неистинными. Но неистина дополняет истину. Инь-ян – неразделимая сила, управляющая мирозданием.

Эти противоположности содержат частицу друг друга.
Иудаизм, христианство и ислам олицетворяют современный Ян, царящий на земле. Но каждая из этих вер понесла службу Инь – дьяволу под видом службы Богу. Три мировых монотеистических веры как религии Ян, несут спасение, но частично послужили Инь – тьме.
Иудеи построили золотого истукана, принесли ему жертвы, сказали, что теперь он будет их богом и устроили праздник в его честь, когда Моисей, а с ним на горе Синай и Иисус Навин (Слово Иисус) 40 дней говорил с Богом, прежде чем получить десятисловие (10 заповедей). Когда они возвращались, Иисусу послышался шум войны, но Моисей сказал: они празднуют. И, увидев праздник у истукана, Моисей разозлился и разбил Скрижали. Тогда он снова поднялся на гору и получил от Бога новые скрижали. Это было первое предательство Яхве со стороны сынов Авраама, Исаака и Иакова (Израиля). Яхве даже хотел их истребить и произвести новый народ от Моисея, но Моисей напомнил Богу об Авраамае, Исааке и Израиле и отговорил Его. Моисей – единственный пророк, который общался с Яхве подобно другу.
Затем потомки сынов израилевых распяли Слово Яхве.
Современные иудаисты ждут Мессию, за которого запросто смогут принять Антихриста.
Христиане стремились истребить язычество путём крестных ходов, насилием навязывая христианство инаковерцам.
Инквизиция сожгла на кострах миллионы невинных людей и учёных.
Мы поклоняемся идолам, призываем мёртвых, прикладываемся к нечистоте по Ветхому Завету (мёртвым), нигде в Библии не говорится о Троице. Но наша вера спасает нас. Именно это нам обещал Господь – Слово. Из Священного повествования: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.» (Лк. 7:36-50)
«Иди с миром» — мир тебе. САЛЯМ АЛЕЙКУМ так переводится. А еврейское приветствие ШАЛОМ означает «мир».
Получается, что две из трёх монотеистических мировых религий уже понесли свою службу Инь в двух проявлениях, а в одном проявлении несут её сейчас.
Эпоха Ян настала после распятия Слова Яхве. Таким образом прощается нарушение десяти заповедей( Слово Яхве было на Синае во время их снисхождения с небес как Иисус Навин). Прощается вражда между дьяволом и семенем Хаввы, которая была создана из ребра. Когда Иисусу Христу пронзили ребро, оттуда вылилась кровь и вода. Ребром Сына Бога от Святого Духа (Троицы) был первозданный Инь (первая женщина). Первозданныйц Инь( тьма над бездной) появилась одновременно с землёй и водой (над которой носился Дух Божий). Инь – тьма и женское начало с водой омылись кровью того, кто искупил все грехи человечества. Вода полностью очистилась и исполнилась тем Божьим Духом, который носился над ней в первые мгновения сотворения. Мы крестимся водой, освящаем крестики и иконы, пьём святую воду. Вода – стихия Инь. Это первородное начало навсегда взаимосвязано с Ян – светом божиим.
В эпоху Ян возникла третья монотеистическая мировая религия: ислам.
Он несёт свою службу Инь в нашей эре в виде терроризма.
Второе проявление Инь в исламе – в Коране ясно говорится, что Иса (Иисус) не был распят.
Третье проявление Инь ещё предстоит религии ислам.
В Ветхом завете часто пишется Господь-Бог — Яхве-Аллах («Сущий (Господь)» на иврите и «Бог» на арабском). На русском – Господь-Бог, на священных языках Торы и Корана – «Сущий Бог». Тот Бог, который существует. В Коране сказано: «Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям — всем тем, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, кто творил добро, уготовано воздаяние от Аллаха, им нечего страшиться, и не изведают они горя» (Коран, 2: 62).
«Воистину, не должны страшиться и не будут опечалены те, кто уверовал, а также иудеи, сабеи и христиане — те, кто уверовал в Аллаха и Судный день и кто совершал добрые деяния» (Коран, 5: 69).
Все эти три веры поклоняются Господу Богу – «Сущему Богу».

© Copyright: Аня Глейзер, 2018
Свидетельство о публикации №218091900515

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Аня Глейзер

Рецензии

Написать рецензию

Анна — имя Матери Б-цы. Дерзай, дщерь! Вы серьёзно замахнулись на дело? Конечно, базовое образование не помешало бы, но ваше среднее образование — намного выше тех образованных неучей, которые лишь кичатся им, а творить не могут… Этот орешек не каждому по зубам. Давно пора его разгрызть и разжевать до молока тем, кому твёрдая пища не по зубам. Эго, занятость и Инь внутри (внутренний холод) мешают многим, а больше всего равнодушие и лень.
Ещё из моей статьи «О Христе и христианстве» «В виду переживаемого всем миром страшного духовного кри­зиса, ужасающего всерастлевающего безбожия, которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей дог­матики так же, как и падение нравственности среди церковных служителей, мы никогда не говорили, не говорим и не будем гово­рить против какой-либо религии как таковой или же против хра­мов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма. Но против нетерпимости, невежества и безнравственности мы будем протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они дол­жны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади, закованные в цепи невежества мрачного средне­вековья. Дух инквизиции еще очень силен, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то ему не мино­вать было бы, если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же слу­чае, пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста2» Е. Рерих 2.6.34г.
Да у Е. Рерих кладезь таких мыслей в письмах!
Удачи!
Михаил Галакт 29.11.2018 03:26 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спаси Господи.
Аня Глейзер 29.11.2018 09:58 Заявить о нарушении

Кстати, мать Богородицы праведная Анна — моя Святая покровительница.
Аня Глейзер 29.11.2018 10:00 Заявить о нарушении

Само собой!
Михаил Галакт 29.11.2018 10:34 Заявить о нарушении

Анют, привет. Михаил, извините, дополню.
Вы серьёзно замахнулись на дело? Ты не проигнорировал букву «ё», сто лет назад было сказано о конце религии, но Богу повернули спину, так как в смерти тела не видели спасение души, хотя Гоголь заикался и начало этому дала Украина-начало Руси. «Вечера на хуторе близь Диканьки», Екатерина Вторая утверждает букву «ё», получив санки как прокатила лихо. Санкт-Божественность, но Санта Клаус не дед Мороз, некий тормоз.
Чёрт с хвостом и пятачок как у свиньи, рога-образ человеческого безумства смешанный с животным миром. Свинья даёт звук-хрю и Христос с этих букв начинается. Христа поняли с листа не иглы, но рождество делает упор.
АЛфаВИТ утверждён сто лет назад-срок человека, ёлочка даёт зелёный свет-цвет святости. Почему вечная жизни в теле грех? Ёлку рубят на десять дней, животных убивают ради шубы и селёдка на столе как новогоднее блюда.
Христиане верят в вечную жизнь души, то, что она уходит из тела ни о чём не говорит, она живёт. Библия началась с вечной жизни в теле нашем и Адам шёл по пути рая из-за растения-дерева, Ева показала иной путь-животного мира.
Растения-движение по вертикали и животные-движение по горизонтали, знак креста как плюса.

Экономика побеждает экологию как зло добро из-за быстрого хода, так как спасения люди видят только в смерти. Если жизнью доказывать жизнь, не рубить ёлки и верить в хорошее, чтоб добро побеждало зло. Конец религии-Бог для всех един, смысла войны нет. Воюют волки не собаки, непослушание-первый грех и всё вокруг да около. Библия была написана, чтобы победить смерть тела, а люди не хотят даже думать об этом.
Нат Арт Ант 29.11.2018 12:48 Заявить о нарушении

Привет, Наташ. Как ты?
Аня Глейзер 29.11.2018 15:04 Заявить о нарушении

Спасибо, Нат! Я и добрых людей не игнорирую, а букву «ё» — тем паче. Конец религии: от ума- без умие.
Михаил Галакт 29.11.2018 15:35 Заявить о нарушении

Анют, моя интуиция-моё чутьё. Собака верна из-за нюха.
Наша память рождается от трёх до четырёх лет и я вспомнила 1982, когда мне было четыре-снег, собаку и санки. Снег в 1982 был такой же снежный как в 2018 и этот год собаки. Санки как САНТА и Клаус не Мороз, Божественность мне была дана в 4 года. В 1982 умер мой дед и я выпила на похоронах волшебную воду-ФАНТУ ту мою ФАНТАЗИЮ. Дед мой был во время войны писарем и эта суть передалась мне.
ПОЧЕМУ ИГНОРИРУЮТ две точки в «Ё»? Это же не грамотно, в первую очередь, во вторую-какая то загадка. «Ё» получается языческой буквой, язык наш во рту-некая змея, приносящая зло звуком и положена сила рук для букв, чтобы убить это зло.
Вторая мировая открывала двери раю, но никто не понял и повтор.
Израиль дал семя, а Украина раскрывает суть вечности, заложенной в букве «А»-начало библии. Корень у этих стран — РАИ, но не рай.
Нам надо поставить просто черту, но чертит её чёрт с двумя точками, а мы попросим ежа у чертежа. Рифма соединяет Божественность и человека.
В сказках ложь да намёк. Моя сказка может быть фантазия, которая становится реальностью из-за ФА-чЕтвЁртой ноты.
Мысли в нашей голове рождаются не просто так и сила сильней в единстве.
Много очень мусора на земле. Мусор рос уМ Россия как Божья роса.
Мой талант от деда и я раскрыла эту тайну, может быть как и дед Мороз, который из лесу ёлку принёс, которую не надо было приносить и рубить нам людям.
Зло в ёлки срубленной как сломанной нашей игле, дающей вечность телу.
Кощей и кости в земле не просто так. Кость и гость, голос услышан из чистого истока. Прекрасное уже на земле.
Нат Арт Ант 29.11.2018 15:57 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Аня Глейзер

Иудаизм — это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

В международном справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн.

иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 — 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия — по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада — по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.

В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия — ортодоксальный иудаизм. Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.


Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства — отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:

о священных книгах,

о сверхъестественных существах,

о Машиахе (Мессии),

о пророках,

о душе,

о загробной жизни,

о пищевых запретах,

о субботе.

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита — “Закон”).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Тора — самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора — это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе — “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”).


Танах — это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть — Невиим (“Пророки”) — входит семь книг, в третью — Хтувим (“Писания”) — входит двенадцать книг.

Талмуд — это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, — это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:

Мишну,

палестинскую Гемару

вавилонскую Гемару

МОНОТЕИЗМ

(от греч. monos — единый и teos — бог) — система религ. верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма — многобожия. В богословской лит-ре к монотеистич. религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Понятие М. условно и относительно, четкой границы между М. и политеизмом нет, т. к. ни одна из религий не является последовательно монотеистической: для всех характерен дуализм доброго и злого (сатана) бога, а многочисл. ангелы и бесы вместе с душами умерших святых и праведников выполняют фактически в религ. сознании роль низших богов. В ходе ист. развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних гос-в боги отдельных племен соединялись в один «пантеон», в к-ром первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В благоприятных случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (напр., вавилонский Мардук), в др. случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религ. реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий М. возник и получил господство в сер. и 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религ. монополию. Христианство, формально восприняв идею еврейского М., фактически отступило от нее, развив учение о «троичности» бога. Более строгий М. был введен в Аравии в 7 в. н. э. на почве объединит. движения среди араб. племен, составив осн. догмат мусульм.

религии (см. Ислам). Т. о., данные совр. науки опровергают утверждение богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта) о том, что М. — якобы исконная религия человечества (см. Прамонотеизма теория), а др. формы верований — политеизм, анимизм, фетишизм и др. лишь уклонения от первонач. «истинной» религии.

=====

Лит.: Кунов Г., Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.-Л., 1925; Нiкольскi H. М., Политэiзм i монотэiзм у яўрэйскай рэлiгii, Менск, 1931; Ярославский Е., Как родятся, живут и умирают боги и богини, М., 1959; Токарев С. A., Религия в истории народов мира, М., 1964.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me

Мировая монотеистическая авраамическая религия (монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму, все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета).

Христианство — крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд., так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Основана на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»).

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

-Католицизм

-Православие

-Протестантизм.

Католицизм — крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 147 миллионов человек по состоянию на конец 2007 г.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили, неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены.

Католическая церковь имеет централизованное управление – Ватикан, где полной властью управлять всеми католическими церквями обладает Римский Папа или Римский Понтифик, что означает «Верховный Жрец». Римская церковь долгое время подчиняла себе светскую власть королей Западной Европы, основываясь на грамоте «Константинов Дар», которая якобы была вручена императором Константином папе Сильвестру I и провозглашала папскую власть выше светской власти королей. В XV веке философ Лоренцо Валла доказал ее ложность и с тех пор светская власть постепенно стала освобождаться от папского влияния.

В основе католического учения лежат Священное Писание и Священное Предание. Канонический перевод Библии на латинский язык называется Вульгата. Толковать Библию имеют право только представители духовенства.

Священное Предание – это постановления двадцать одного Собора и размышления римских пап по различным религиозным и светским вопросам. Отличием католической церкви от православной является понимание символа веры. Камнем преткновения стало, так называемое, фелиокве, что в переводе с латинского языка означает «и от Сына». В 589 году на Соборе в испанском городе Толедо к официальному символу веры Никейского собора (325 год) было добавлено фелиокве. Теперь католический символ веры об исхождении Святого Духа звучал так, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков.

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч.

Православие — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.

Православие не имеет единого центра, которому подчиняются все церкви. В православии имеются автокефальные (самостоятельные) и автономные церкви, заключившие договор о самостоятельности с одной из автокефальных церквей. Основные и наиболее крупные православные автокефалии это Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Элладская, Кипрская, Болгарская, Сербская, Чехославацкая, Польская, Румынская и др.

Во главе этих церквей стоят патриархи. Константинопольский патриарх признается как вселенский, но это лишь обозначает, что он первый среди равных, то есть он не обладает властными полномочиями, наделяющими его правом вмешательства в дела других церквей.

Православная церковь изначально развивавшаяся в рамках Византийской империи, сразу заняла подчиненное положение по отношению к сильной императорской власти. Император фактически являлся главой церкви и государства.

На Русь, как известно, православие приходит в X веке. Киевская Русь делает православие официальной государственной религией в 988 году. Великий князь Киевский Владимир I принимает решение принять христианство в его православном истолковании после долгих размышлений. Принятие монотеистической религии способствовало упрочнению централизованной великокняжеской власти, сплачивало разрозненные племенные объединения на духовном уровне. Также великокняжескую власть привлекли такие моменты как подчинение церкви светской власти и право вести богослужение на национальном языке. Принятие византийского православия способствовало упрочнению торговых связей Киевской Руси и Византийской империи.

Православие исторически традиционно распространено на Балканах — среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также грузин, гагаузов, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы и некоторых других.

В современном мире к странам с большинством православного населения можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Эстонии, Латвии, Литвы, Киргизии, Албании, Чехии, Польши и Японии.

С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары, а также Юго-Восточная Азия и Южная Корея.

Приблизительные оценки начала XXI века обычно называют цифры в диапазоне 225—300 миллионов человек, что делает православие второй по численности христианской конфессией после католицизма.

Протестантизм — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Учение протестантизма возникает в Эпоху Реформации, которая собственно и свое название получила из-за попытки реформировать католическую церковь. Недовольные политикой католической церкви открыто выступили с протестом и поэтому получили название протестантов.

Большинство протестантов выступали за нравственное и религиозное очищение католической церкви и призывали вернуться к евангельским идеалам.

Начало движение протестантизма связано с такими именами как Джон Виклиф (1320-1384 гг.) в Англии, Ян Гус (1369-1415 гг.) в Чехии, Мартин Лютер в Германии и др.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

Протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20 % населения Бразилии, 15-20 % населения Чили, около 20 % населения Южной Кореи приняли протестантизм.

Ислам

Монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха).

В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.

С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз, с точки зрения верующих мусульман, для возвращения к истинной вере (имеется в виду — исламу) Аллах отправлял к разным народам своих пророков-посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним пророком-посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции верующих мусульман виде.

Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских ученых он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.

В 610 году месяца Рамадан, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, он уединился в пещере Хира. В одну из ночей к нему явился ангел Джибриль и велел пророку Мухаммеду: «Читай!», но Мухаммед ответил ему, что не умеет читать. Тогда ангел обхватив сжал его грудь до предела и снова велел читать. Мухаммад вновь ответил, что не умеет читать. Тогда ангел снова сжал его до предела и ещё раз велел читать. Мухаммад опять ответил, что не умеет читать. Тогда ангел сжал его в третий раз и произнёс первые пять аятов Корана. Этот (610 год) год можно считать годом возникновения ислама.

В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вел тайную проповедь среди своих друзей и близких.

В этот период Ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.

Вскоре после смерти пророка Мухаммеда (632 год) в исламе возникла группировка шиитов, которые признавали законным преемником Мухаммеда его зятя Али ибн Абу Талиба и отвергали династию Омейядов. Их противники стали называться суннитами.

Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.

Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Валерия Порохова в комментариях к каноническому Корану характеризует Аллаха «отправным элементом всего сущего, первоисточником всякой жизни и в Своем безусловном совершенстве не обладает сущностью…». Аллах дал все сущее из ничего и наделил это мерой. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах — творец всех форм жизни.

Коран (Qur’an)— священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.

Мухаммед (ок. 570 год — 8 июня 632 года) — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Мусульмане верят в то, что через Мухаммеда Бог ниспослал народам мира новую религию — ислам — в завершённом виде, а также Коран — последнее Божественное Откровение. Согласно постулатам ислама, Мухаммед — последний посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Мухаммед происходил из мекканского племени курайш. Его родословная восходила к пророку Аврааму и его сыну Исмаилу.

Мечеть (masjid)— сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 20 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии.

Источник: nebofilms.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.