1. В статье: “Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь”.
Немного подкорректирую текст статьи, и да простит меня автор…

Поскольку Сиддхартха, исходя из текстов Палийского канона и других текстов, практиковал самый суровый аскетизм -“умерщвление плоти”, то вряд ли будет правильным назвать это “йогой”. Термин “йога” вовсе не означает суровую аскезу.

2. Далее по тексту: “Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни”.

Более верным было бы сказать: “Срединный путь” – это путь отказа, как от жизни в роскоши и мирских удовольствиях, так и от суровой аскезы, которую практиковали отшельники того времени. На самом деле жизнь в лесу, которую вёл Будда и его ученики, и есть “отказ от всяческих благ человечества” – простая и скромная жизнь, означающая полное отречение от мирских благ.


3.”Восьмеричный путь спасения предполагает:” …
(седьмая часть пути) “правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий”

Отмечу, что на самом деле, седьмая часть восьмеричного благородного пути – это “правильное памятование” -“самьяг смрити” (санскр.). Это специальный термин, который необходимо раскрыть. Правильное памятование развивается с помощью практики, называемой “четыре основы памятования” (cattaro satipaṭṭhāna). Это памятующее созерцание четырёх объективных сфер: тела, чувств, ума и явлений (подробно эта практика описана в “Сатипаттхана Сутте”).
Будда объясняет: “А что такое, монахи, правильное памятование? Здесь монах сосредотачивает внимание на теле, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть алчность и отвращение по-отношению к миру…” (далее сокращённо): “Он сосредотачивает внимание на ощущениях…на уме… на состояниях ума (примеч. – таких, как гнев и т.п.) осознанно и с памятованием, сумев преодолеть алчность и отвращение по-отношению к миру.”

4. “правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения”.


Восьмая составляющая восьмеричного благородного пути “правильная сосредоточенность” – это не всякая сосредоточенность, а именно концентрация на определённом предмете с тем, чтобы возникло состояние погружения – “самадхи”. Именно оно и будет “правильной состредоточенностью”.

5. “Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая”.

Это не совсем верно сказано, поскольку в суттах Палийского канона говорится о существовании многочисленных адов разных уровней, а также и многочисленных “раев” разных уровней, где обитают божества, некоторые из которых, кстати, достигли святости и помогают достойным людям. Пантеона святых в те времена действительно не было, поскольку собственную “святость” никто не афишировал.

Источник: indiada.ru

Профессиональная, социальная позиция: Будда был индийским духовным учителем и историческим основателем буддизма.
Основной вклад (чем известен): Будда является ключевой фигурой и основателем буддизма.
Вклады: Будда — индийский духовный учитель,  основатель и ключевая фигура буддизма.


торически он рассматривается как реально существующий  философ и как  всезнающее активное божество.
Так в Буддизме  Тхеравады (Хинаяне) Будда выступает как простой человек, который подвергся глубокой духовной трансформации. Напротив, в Махаяне Будда рассматривается  как космическое существо, которое время от времени проявляет себя в человеческой форме. Имя Будда значит (просветленный или пробужденный) происходит от санскритского корня ‘budh», что означает пробудиться. Слово Будда является эпитетом тех, кто достиг просветления (бодхи) — основной цели буддийской религиозной жизни. После того как Будда пережил просветление (бодхи), он заявил, что достиг полного Пробуждения, осознал причину страдания и открыл путь его устранения. Его первая проповедь — «Первый Поворот Колеса Дхармы», содержала основные доктрины буддизма: Четыре Благородные  истины и Восьмеричный Путь.
Четыре Благородные Истины:
1. Страдание является неотъемлемой частью существования.
2. Причиной страданий является страстное желание чувственных удовольствий.
3. Привязанности и страсти могут быть преодолены через «успокоение,   прекращение, отказ, отъединение, освобождение с отдалением от самого страстного желания».
4. Следование Благородному Восьмеричному Пути приведет к преодолению привязанностей и страстей и, следовательно страданий.
Благородный Восьмеричный Путь включает:
Правильное понимание, правильную мысль, правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное сосредоточение.
Будда говорил, что Нирвана или спасение не могут быть достигнуты с помощью самоистязания.

открыл Срединный Путь — путь умеренности, отказывающийся как от крайностей удовлетворения чувственных желаний, так  и от умерщвления плоти.
Существуют две основные школы буддизма: Тхеравада и Махаяна.
Тхеравада «учение старейшин» является более консервативным и интеллектуальным учением. Эта доктрина утверждает, что понимание должно достигаться посредством личных переживаний  и рассуждений, а не в следствии слепой веры. Достижение полного пробуждения основывалась не на божественных откровениях, а на  понимании истинной природы ума.
Основные понятия  учения Тхеравады являются:
Аничча — Все вещи являются непостоянными.
Дуккха: Все существа страдают во всех ситуациях, в связи с неясностью ума.
Анатта: Ощущение постоянного «я», является иллюзией.
Камма
(карма) (намеренное действие): закон причинно-следственных связей, в соответствии с которым добродетельные действия создают в будущем радость, а  безнравственные  действия страдания.
Нирвана: Это состояние высшего освобождения, совершенного состояния ума, свободного от страстей, гнева и других страдательных состояний.

нечной целью буддийской практики является достижение нирваны, выход из Сансары и избавление от страданий. Сансара: Колесо жизни, круг перерождений рассматривается в качестве пространства страдания. Целью буддизма тхеравады является достижение состояния  Архата, человека, который свободен от страданий. Будда  учил избавлению от привязанностей и говорил, что мудрец смотрит на все объективным, независимым взглядом. По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Будда говорил: «Никто не спасает нас кроме нас самих. Никто не сможет и никто не будет. Мы сами должны пройти этот путь».
В основе Махаяны (»Большая колесница») лежит сострадание к близким и стремление к самоусовершенствованию.  Махаяна носит более этический, социальный и мистический характер. Здесь Будда — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ. Моральным образцом в Махаяне является жизнь Будды, который после просветления отправился в мир для совершения добрых дел. Человек, решил найти  путь освобождения от страданий и показать этот путь другим, называется бодхисаттвой.
Человек, который нашел этот путь, прошел его до конца, и поделился опытом со всем миром, являются  Буддой.
Этические принципы Махаяны включают понятия:
 — сострадания (Каруна),
 — любви (Майтри),
 — ненанесения вреда (Ахимса) для живых существ,
а также подчеркивают принятие обязательства содействовать развитию дружбы и согласия.
Учение Будды гуманистично и наполнено оптимизмом.

считает, что каждый человек, независимо от его социального положения и прошлой жизни способен своими силами получить власть над собой, своими идеями, страстями и своей судьбой. Блаженство пробужденного состояния — нирвана,  согласно буддизму, доступно всем существам. С точки зрения буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы, через правильные мысли, слова и поступки.
Основные труды: На протяжении жизни, сам Будда, ничего не записывал. Его мысли и высказывания были собраны его учениками в книгах под названием сутры. Они содержатся в собрании Трипитака и в таких влиятельных текстах Махаяны, как сутра Праджняпарамита, Аватамсака Сутра, Сутра сердца, Алмазная Сутра, Сутра Лотоса.

Источник: geniusrevive.com

Сиддхартха Гаутама

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама родился в Лумбини (Непал) в маленьком царстве. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный “Просветленный” было дано при рождении.

Тогда же ему было предсказано будущее величие. Веря в это и желая видеть в сыне своего преемника, отец пытался оградить его от всех существующих жизненных сложностей. Для этого он построил отдельный дворец, где будущий пророк жил в тишине, спокойствии и роскоши. В 16 лет юноша женился, позднее у него родился сын.


Почти в 30 лет он впервые вышел за пределы своего жилища, дабы взглянуть на реальную жизнь. Он увидел “четыре знамения”: старика, безнадёжно больного человека, труп и нищего монаха. Три первые показали ему всю суть неизбежности страданий, страшных болезней и самой смерти, а в монахе он увидел свою настоящую судьбу. И тогда Великий осознал, что жизнь любого человека – это страдание и ничего более.

Последователями философа в его учениях стали жена и сын. В 80 лет старый мудрец объявил, что совсем скоро достигнет высшего уровня нирваны –состояния бессмертия вне земного тела. И когда эта миссия была выполнена, Будда умер после непродолжительной болезни, избежав таким образом нового цикла перерождения. В своих последних словах он выразил мысль о том, что всё, из чего состоит жизнь, рано или поздно исчезнет, и только старания помогут пройти этот путь достойно и правильно.

Широко известен и тот факт, что после своего духовного пробуждения и осознания собственного “Я” Учитель привлёк группу последователей и создал орден монахов, который существует по сегодняшний день и несёт учения Великого людям.

Будда посвятил всю свою жизнь развитию и утверждению своего учения. Последние годы жизни он много путешествовал, проповедуя свою философию людям различных религий, рас и классов, которая заключалась в следующем: мир рождается внутри каждого человека, и искать его вне себя не имеет смысла.

Основатель религии буддизм и основные идеи

Великий индийский духовный Учитель Будда – основатель буддизма – в мировой истории рассматривается с двух позиций:

  • реально существующий человек, философ;
  • всезнающее и почитаемое божество.

Слово “Будда” является символом и характеристикой всех тех, кто достиг главной цели религии – просветления. Его проповеди основывались на идеях Четырёх Благородных Истин и Восьмеричного (Срединного) Пути.

Первая доктрина представляет собой такую систему:

  • страдания – неотделимая часть бытия;
  • их причина – сильное желание удовольствий;
  • любые страсти можно преодолеть через отдаление;
  • следование Пути есть самостоятельное избавление от страданий.

Вторая доктрина имеет “правильную” структуру, в состав которой входят следующие элементы:

  • понимание всего осязаемого;
  • формирование мысли;
  • речь як способ передачи информации;
  • действие, порождающее движение;
  • правильный образ жизни;
  • внутренние усилия;
  • внимательность к деталям;
  • сосредоточение для большего понимания.

Будда настаивал на том, что состояние полной нирваны или достижение спасения не должны быть достигнуты с помощью самонавязывания.

Для этого необходимо пройти сложный путь смирения. Только такое состояние человеческого разума считается идеальным.

Две школы

Также важно знать, что в буддизме есть две основных школы: Тхеравада и Махаяна. Основными понятиями учения первой есть:

  • непостоянность всех вещей;
  • взаимосвязь страданий с неясностью разума;
  • иллюзия ощущения “Я” как величины постоянной.

В основу идей школы входят понятия:

  • Карма – закон причин и следствий для будущей жизни;
  • Нирвана – состояние наивысшего блага и совершенство ума;
  • Сансара – Колесо жизни, своеобразный круг перерождений.

Цель всей буддийской практики – достижение Нирваны, выход из Сансары и полное избавление от страданий. Человек, избравший свой путь, обязан пройти его сам, без чьей-либо помощи, ибо никто не сможет спасти его, кроме него самого.

Принципы Махаяны включают такие постулаты:

  • сострадание;
  • любовь;
  • исключение нанесения любого вреда живым существам;
  • содействие развитию согласия во всём.

Философия жизни Будды отличаются высоким гуманизмом и оптимизмом. Следуя ей, человек должен осознать, что он способен получить власть над самим собой независимо от прошлой жизни, социального положения и других аспектов. А это “создаёт” судьбу.

Гаутама – основатель буддизма. В его учениях – истинное величие духовности каждого человека, которая определяет уровень его самопознания как путь к наивысшей цели существования на Земле – совершенству.

Смотрите еще видео рассказ об основателе религии:


Источник: tolkovanie.info

Возникновение религии буддизм

Считается, что Будда первый человек которому удалось погрузиться в нирвану. После этого придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками, и прочел им свою первую проповедь. В ней были уже вкратце, в виде четырех тезисов, изложены основы его учения. Этот буддийский «символ веры» получил название «арья сатьи» — благородные истины. Слух о новом пророке стал быстро распространяться по Индии.

Его идеи оказались очень привлекательны. Как красочно повествует легенда, путь Будды был триумфальным шествием, особенно после того, как он сумел обратить в свою веру знаменитого мудреца и отшельника Кашьяпу и 600 его учеников. Даже многие известные брахманы отказывались от своего учения и становились проповедниками буддизма. Но наибольшее число последователей Будда имел в варнах, кшатриев и вайшьев.

 

Идеи буддизма

В чем же заключалась суть нового вероучения? Первая благородная истина гласила:

Будда не жалел сил для того, чтобы рассеять многовековую иллюзию, которая туманит ум человека: иллюзию самодовлеющей ценности этого мира и его благ. Никто до него не находил таких сильных выражений, таких беспощадных оценок для временной жизни.

Он безжалостно отбрасывал все земные утешения, призывая смотреть правде в глаза. Развивая старые мотивы Упанишад, он изощрялся в поношении телесных удовольствий и самого тела и сурово осуждал людей, которые способны веселиться, забывая о всеобщей скорби.

Анализируя все существующее, Будда приходит к мысли о призрачности мира:

Когда же и почему возникло это всемирное кружение, составляющее сущность бытия? Будда не давал ответа на этот вопрос. Его последователи утверждали лишь, что с безначального времени шесть типов существ:

  • Добрые духи
  • Демоны
  • Люди
  • Животные
  • Адские жители
  • Суетно томящиеся души, которые заблудились, «как спящие во сне».

От этой затерянности в бытии не возникает ничего, кроме иллюзий и мук. Но что же породило все страждущие существа и где корни самого их бытия? Бытие, отвечал Будда, есть лишь извечное волнение дхарм. Что это такое? Определение этого понятия затруднено и может быть только отрицательным.

Дхармы
Это не частицы и не духи, но из них слагается все — и материальный мир и духовно-душевный.

Они различаются между собой по типу своего проявления. Поэтому позже буддийские философы разделили их на категории и пытались даже определить число этих категорий. С неуловимой для обычного восприятия быстротой вибрации дхарм летят друг за другом, порождая образ преходящего существования. Поэтому нет ничего неизменного в мире. Нет постоянного тела, не существует души, как нет и постоянного «я». Таким образом, в своей философии отрицания Будда шел гораздо дальше брахманов, которые тоже признавали мир суетным и иллюзорным, но все же считали человеческое «я» причастным к Вечному и Непреходящему.

Вторая благородная истина Будды провозглашала, что:

Он объявил, что страдание происходит от жажды:

  • Бытия
  • Наслаждений
  • Созидания
  • Власти

И тому подобных пустых земных привязанностей и стремлений, символом которых служило Бхава Чакка, или Колесо Бытия. Будда учил, что еще в утробе матери, с самого момента зачатия, у будущего человека вспыхивает первоначальное, недифференцированное, смутное сознание.

Это сознание образует вокруг себя намарупу (психофизическую сферу в ее целостности). Намарупа разделяется на «шесть областей» — пять органов чувств и мышление. Их наличие обусловливает ощущения и чувства. В результате в человеке развивается Тришна:

  • Жажда наслаждений
  • Жажда жизни
  • Жажда вожделения и связанная с ней привязанность к чувственному

Из этих суетных стремлений выковывается непобедимая воля к жизни. Именно она — это детище Тришны — ввергает человека в следующее воплощение и приводит к рождению, которое завершается старостью и смертью.

На этом буддийская формула судьбы заканчивалась, но по существу у нее нет конца. Ведь за смертью человека, не победившего в себе желания, следуют дальнейшие жизни, за ними еще и еще, и так до бесконечности. Причем возрождения могут совершаться не только в человеческом образе.

 

Философия буддизма

Безжалостная карма влечет греховное существо через бездны неописуемых пыток, заставляя его возрождаться в аду или в образе животного. Однако возникает вопрос: если «я» не существует, то кто же перевоплощается, кто возрождается в светлом мире богов или в ужасной бездне ада?

Поступки человека создают определенные кармические силы, которые после его смерти не исчезают, а под действием закона кармы формируют новое существо. Между умершим и этим существом такая же связь, как у родителей с детьми. Как дети несут на себе печать своих отцов, так и каждая человеческая жизнь имеет таинственную связь с некоей предшествующей.

В этом учении есть двойственность и даже несогласованность, которая порождает много вопросов, но которая остается у самого Будды не разъясненной. Обращаясь к широким массам, он не разрушал сложившегося представления о бесконечных перевоплощениях, имеющих смысл только в том случае, если человеческая душа признается бессмертной. Но когда он обращался к философам и избранным, то говорил, что «я» не существует.

Рассказывают, что однажды какой-то монах напрямик спросил Будду, существует ли атман «я». Но Будда ничего не ответил ему. «Тогда, может быть, «я» нет?» — продолжал спрашивать монах. Будда опять ничего не ответил. Когда монах ушел, ученики выразили удивление по поводу уклончивости наставника. Будда отвечал, что своим молчанием хотел избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и об уничтожении.

Очевидно, он вообще считал такую постановку вопроса неправильной и не хотел, чтобы его последователи отвлекались на решение этих вопросов. (Уже после его смерти, спустя почти тысячу лет, буддийские философы разработали учение о сантане, под которой понималось некое замкнутое индивидуальное единство, в каждом потоке дхарм образующее живое существо. «Я» не сохраняется после смерти, но сохраняется сантана, и именно ее постигают все последующие перевоплощения.)

Суть проповеди Гаутамы заключалась в третьей благородной истине:

Если «проявленное бытие» по самой своей сути есть нечто тягостное, мучительное, сотканное из скорбей, если это бессмысленное, отвратительное существование поддерживается неведением и глупой, обольщающей жаждой жизни, то истребление этой жажды и просветление духа принесет человеку освобождение. Он уйдет из этого призрачного мира и сольется с Тишиной и Покоем.

Ученики не раз спрашивали Будду о том, что есть нирвана, но всякий раз получали двусмысленные неопределенные ответы. Сам Будда, видимо, считал, что осознание нирваны выходит за пределы человеческого понимания. Но определенно можно сказать, что хотя нирвана и лежала за пределами нашего бытия, она не была для Будды «голым ничто». Может быть, он ощущал ее как некое Сверхбытие или Абсолютное Начало, близкое Брахману Упанишад. Бога Личного, Бога Живого он решительно отрицал.

Для этой цели Будда предложил «восьмеричную дорогу», которая и составляет четвертую благородную истину — о пути к избавлению. Она включала в себя:

  1. Правильные взгляды, то есть основанные на «благородных истинах».
  2. Правильную решимость, то есть готовность к подвигу во имя истины.
  3. Правильную речь, то есть доброжелательную, искреннюю и правдивую.
  4. Правильное поведение, то есть не причинение зла.
  5. Правильный образ жизни, то есть мирный, честный, чистый.
  6. Правильное усилие, то есть самовоспитание и самообладание.
  7. Правильное внимание, то есть активную бдительность сознания.
  8. Правильное сосредоточение, то есть верные методы созерцания и медитации.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. Начав с внутренней решимости победить в себе волнение преходящего, человек подавляет свои темные и злые наклонности. Он должен быть добр ко всем, но не во имя Добра, а во имя освобождения себя от власти зла.

Правила буддиста:

  • Он должен избегать воровства
  • Быть целомудренным
  • Быть правдивым
  • Должен отбросить грубость
  • Должен отбросить жадность
  • Должен отбросить празднословие
  • Должен искать во всем справедливости

Но соблюдение этих моральных заповедей само по себе не представляет ценности. Оно лишь помогает человеку развивать силы, ведущие к нирване, способствует приближению к следующей ступени, на которой будет господствовать полное самообладание и уже ни ненависть, ни любовь не смогут смутить внутреннего покоя.

Это — ступень окончательного овладения своей физической природой.

Здесь буддизм целиком усвоил традицию предшествующих индийских аскетов, приводивших себя в состояние совершенной бесчувственности и сравнивавших свое тело с кожей, которую сбрасывает змея.

Заключительная восьмая ступень:

 

Путь буддизма

Следуя многовековым принципам Йоги, буддисты делили этот этап на ряд особых стадий, высшей из которых было состояние самбодхи, когда все человеческое исчезает в человеке, когда его сознание угасает и над ним не властны никакие законы, ибо он погружается в непостижимое «безветрие» нирваны. Существо, пришедшее к этому пределу, есть истинный Будда. Однако таких Просветленных всего лишь единицы.

Из этих основных положений буддизма следовало несколько весьма важных выводов. Во-первых, каждый может спастись от возрождений собственными стараниями. Правда, путь к нирване долог и труден; необходимо прожить множество жизней, поднимаясь со ступени на ступень к высшей цели, но зато, когда победа достигнута, она достигнута только личными усилиями человека, и он никому ничем не обязан.

Следовательно, для богов, выступавших в традиционной религии хранителями людей, в буддизме не оказывалось места. Будда не отрицал существования богов, но в его учении они выступали просто более совершенными существами, чем люди, дальше продвинувшимися по пути к нирване.

Ритуалы и жертвоприношения Будда считал бесполезными, однако суждения на этот счет высказывал очень осторожно. Открыто он восставал только против кровавых жертвоприношений, связанных с убийством животных. Он отвергал также авторитет всех священных книг, включая Веды, но он не был активным врагом писания.

Вовторых, с точки зрения буддизма, оказались малосущественными родовитость ищущего, его племенное происхождение, принадлежность к той или иной варне. Происхождение само по себе ничего не дает человеку и не может обеспечить достижения нирваны. Хотя спасение и обретение нирваны Будда обещал только аскетам, покинувшим свой дом и освободившимся от всех привязанностей, его учение принимали многие миряне. При этом они должны были выполнять простой этический кодекс Панча Шила (Пять Заповедей):

  1. Воздерживайся от убийства.
  2. Воздерживайся от воровства.
  3. Воздерживайся от блуда.
  4. Воздерживайся от лжи.
  5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Следуя этим правилам, человек делает маленький шаг к нирване. Но рассчитывать на положительное изменение своей кармы могли только монахи.

 

Основатель религии буддизм

Уже в первые годы существования буддизма вокруг Гаутамы складывается монашеская община сангха, то есть объединение людей, отказавшихся от всего, что их раньше связывало с обществом:

  • От семьи
  • От принадлежности к варне
  • От собственности

В основном буддийские монахи жили за счет доброхотных подаяний от мирян; отсюда обычным наименованием их было бхикшу — нищий. Монаху полагалось молча, не поднимая глаз, обходить с чашей в руке дома мирян, ничего не прося и ни о чем не настаивая, не радуясь обильной милостыни и не огорчаясь, когда он не получал ее вовсе.

При жизни Будды появились и первые буддийские монастыри. Обычно они основывались в рощах, подаренных Учителю богатыми раджами. Монахи строили там хижины и дома для общих собраний. Рядом с ними появлялись кладовые, столовые, бани и другие хозяйственные помещения. Была учреждена особая должность эконома, который наблюдал за работами и хлопотал о поставках.

Будда внимательно наблюдал за развитием этих монастырей и собственноручно написал для них уставы. Каждый шаг монаха был в них жестко регламентирован. Впрочем, сам основатель учения вплоть до самой смерти строго соблюдал предписания своих уставов, не допуская для себя никаких послаблений.

Смерть Будды не помешала дальнейшему развитию и распространению его вероучения. Сам он, как уже говорилось, заложил только его основы. Многие вопросы и важнейшие положения новой религии буддизм требовали дальнейшего развития и уточнения. Первый шаг к этому был сделан вскоре после кончины Учителя.

 

История религии буддизм

Около 470 г. до Р.Х. немногочисленные тогда еще буддисты собрались в пещере у Раджагрихи на Первый Всебуддийский собор, где под руководством Кашьяпы, самого ученого из последователей Будды, утвердили главные пункты устава общины и приняли меры для сохранения суждений и изречений Учителя.

(Речь, очевидно, могла идти только о собрании кратких устных предписаний и наставлений умершего Будды. Естественно, при этом принимались во внимание, прежде всего, часто повторяющиеся и часто слышанные сентенции общего содержания, сжатые мудрые изречения и т.п. В буддийской традиции они получили название сутр. С течением времени к сутрам были прибавлены различные пояснения и указания о том, где, когда, по какому поводу и для кого было произнесено каждое из этих изречений. В результате некоторые из сутр приобрели значительный объем).

Вскоре после Первого собора в сангхе наметились два направления:

  1. Ортодоксальное
  2. Либеральное

Представители первого течения настаивали на большей строгости в аскетических упражнениях и буквальном соблюдении всех сохранившихся заповедей Будды. Сторонники второго делали упор на нравственное совершенствование, ослабляя, однако, требования устава.

  1. Первые считали, что спасение возможно только для монахов, строго соблюдающих устав общины, установленный Буддой.
  2. Вторые верили, что при определенных условиях достичь нирваны могут все живые существа.

Каждое из этих течений буддизма предлагало свой путь религиозного спасения, или, как тогда говорили, свою «колесницу» — яна, на которой можно было бы переправиться из этого земного существования на другой берег бытия.

Размежевание между двумя школами фактически произошло уже на Втором Всебуд- дийском соборе, который состоялся через сто лет после Первого. В дальнейшем:

  • Ортодоксальная школа получила наименование Хинаяна («Малая колесница», или «Колесница индивидуального освобождения»).
  • А либеральная – Махаяна («Большая колесница», или «Колесница всеобщего спасения»).

Впрочем, внутри каждой школы буддизм тоже не был однородным. В III-II вв. до Р.Х. буддийская церковь дробится на множество сект, оспаривавших друг у друга право считаться истиной Дхаммой. (Цейлонские хроники, ранние индийские и тибетские историки говорят о 18 буддийских школах.)

В 253 г. до Р.Х. Ашока, один из царей династии Маурьев, созвал в Паталипутре Третий Всебуддийский собор. Здесь были утверждены сложившиеся к этому времени основы вероучения буддизма, а также осуждены ереси. Правоверными были признаны только две из 18 школ — Тхеравада и Вибхаджавада, отстаивавшие ортодоксальную точку зрения. Неправоверные монахи должны были после этого покинуть Магадху- главное место пребывания тхеравади-нов — и уйти в Кашмир. Там они обрели силу и стали называться сарвастивадинами.

 

Нагарджуна

Следующим кто значительно расширил понятия буддизма стал Нагарджуна который жил спустя 400 лет после Будды, в историях и преданиях он предстает еще более легендарной фигурой, чем сам основатель буддизма. В 20 лет Нагарджуна был уже широко известен своей ученостью. Наука, впрочем, не была его единственной страстью.

Отправившись в горы к ступе Будды, он принял обет и в течение 90 дней изучил все три Питтаки, постигнув их глубинный смысл. Однако учение их показалось ему неполным, и Нагарджуна отправился странствовать в поисках неизвестных сутр. Возвратившись на родину, Нагарджуна проповедовал буддизм Махаяны в Южной Индии и весьма в этом преуспел. Авторитет его рос с каждым годом.

Сообщают, что он изгнал из монастырей множество нарушивших правила бхикшу, среди которых были люди очень могущественные. После этого все школы Махаяны признали его своим главой. Подводя итог деятельности Нагарджуны, тибетский историк буддизма Даранта пишет, что он поддержал верховную религию буддизм всеми возможными способами:

  • Преподаванием
  • Построением храмов
  • Содержанием миссионеров
  • Составлением опровержений
  • И проповедями

И таким образом способствовал широкому распространению Махаяны. Но у Нагарджуны была еще одна великая заслуга перед потомками — именно благодаря ему буддизм из учения об освобождении и спасении для немногих ревностных подвижников превратился в близкую и понятную для всех людей религию буддизм.

Основные положения своей философии Нагарджуна сформулировал в 450 кариках — кратких стихах, предназначенных для заучивания наизусть и комментирования. Эти карики составили главный трактат Нагарджуны — «Мадхьямикасутру» («Сутру срединного учения») — классическое произведение, которое затем комментировалось многими известными буддистами Индии, Тибета, Китая и Японии.

 

Махаяна

Следующем течением в котором Будда из учителя-человека, указавшего путь к спасению и первым вошедшим в нирвану превращается в божество становится Махаяне. Вместе с тем сторонники этого течения подчеркивали, что при всей значительности его личности Будды для своей эпохи он не представляет из себя ничего из ряда вон выходящего.

Однако в первые века нашей эры буддизм Махаяны быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, а через него — в Японию и Корею. Позже он укрепился также в Непале, Тибете, Монголии и Центральной Азии Но в самой Индии буддизм Махаяны не получил большого распространения.

 

Хуэй-нэн

Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из самых значительных событий в истории этого вероучения. Процесс его укрепления и развития здесь был сложным и длительным. Понадобилось несколько веков, прежде чем буддийская религия распространилась в Срединной империи.

При этом буддизм сильно китаизировался и приобрел специфические черты, позволяющие говорить о нем как об особенном вероучении. Среди многих новых школ, появившихся в середине I тысячелетия, самым оригинальным явлением, развившимся на китайской почве, стало учение Чань-буддизма.

Считается, что Чань зародился в Индии как медитативная школа «дхьяны» буддизма Махаяны. Для ее последователей наиболее важным моментом среди огромного количества легенд о Будде был факт его просветления. Сторонники этой секты призывали своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного.

Целью дхьяны было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин своего «я» и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакьямуни под деревом Бо (Бодхи).

В то время, когда в Китай прибыл основатель школы Чань Бодхидхарма, в Тибете начали свою деятельность первые проповедники буддизма. Тибет был тогда варварской горной страной, находившейся на самой окраине цивилизованного мира.

Однако именно ему суждено было стать с течением времени важнейшим мировым центром буддизма, тем местом, где это вероучение получило самое полное развитие и сделалось подлинным источником умственного и нравственного образования для всего народа.

Нигде более на Востоке буддизм не сумел добиться такой полной победы над другими вероучениями, нигде более не обрел он такого прочного положения среди населения и такой власти над умами. Здесь же сложилась самая мощная в мире иерархическая буддийская церковь, получившая по прозванию духовенства наименование ламаистской. (Ламы — буддийское монашество Тибета; буквально «лама» переводится как «высочайший».)

 

Асанга

После Нагарджуны большое влияние на развитие буддизма имела философская школа йогачаров, соединившая с мифологией и философией Махаяны древнюю практику йоги. Основателем этой системы считается великий ученый, настоятель знаменитого монастыря Наланда, Арья Асанга, живший в V столетии после Р.Х.

Особенность религиозной практики йогачаров заключалась в том, что наряду с традиционными положениями буддистской этики важное место в ней заняли особые приемы йогического созерцания, а также мистика — заклинания, амулеты и сокровенные тантры. Таким образом, было дано начало буддийскому тантризму. (Вообще же тантризм такой же древний, как сама йога, и истоки его скрыты в 1 глубине истории Индии.)

Тантры (буквально — «хитросплетения»)
Называются сокровенные, магические тексты и заклинательные формулы, дающие власть над миром духов и освобождающие скрытые силы человека.

Йогачары считали, то, овладев искусством тантрийских заклинаний и особыми приемами тантрийской медитации, можно гораздо быстрее, чем средствами, указываемыми Махаяной (даже в течение одного перерождения!), достичь состояния просветления, слиться с божеством и выйти из круга перерождений. Однако не следует думать, что заклинания и высшие силы все сделают за человека. Прежде чем прибегнуть к практике тантры, ищущий должен пройти долгий путь самопознания и нравственного усовершенствования.

Огромное значение с тех пор при отправлении культа стали играть магия и всевозможные заклинания. Но в начале IX в. буддизм подвергся суровым гонениям и пришел в упадок. Царь Лан-гдарма велел разрушить многие храмы и уничтожить изображения Будд. Священные книги были сожжены, а ламы насильственно превращены в охотников и мясников. Всякий, кто противился этому, немедленно предавался смерти.

Следующие два столетия были временем язычества. Только в середине XI в. очередной выходец из Индии, Атиша, вновь возродил в Тибете буддизм, проведя ряд реформ, направленных на укрепление здесь традиций классической Маха-яны. Его усилиями было создано несколько крупных монастырей, ставших затем важными буддийскими центрами.

Но реформами Ати-ши оказались недовольны последователи Падмы Самбхавы, которые по-прежнему в своей религиозной практике делали упор на магию, не желали слышать о строгой дисциплине и безбрачии. Объединившись вокруг влиятельного монастыря Сакья, они выступили против нововведений.

С этого времени началась упорная борьба между двумя тибетскими школами:

  • Красношапочниками (одежду красного цвета носили приверженцы Падмы Самбхавы).
  • И желтошапочниками (это был символ классического буддизма сторонников Атиши).

Окончательный успех буддизма и завершение процесса формирования его тибетской разновидности — ламаизма были связаны с реформами Цонкхапы.

 

Цонкхапа

К началу XV в. относят появление главного сочинения Цонкхапы «Великий путь по ступеням мудрости» («Ламрим»). Оно охватило широчайший круг теологических вопросов: от глубоких метафизических проблем до детальной разработки основ монашеской жизни.

Для лам труд Цонкхапы стал основополагающей книгой, где можно было найти ответы на все без исключения вопросы. Вместе с тем «Ламрим» излагал важнейшие положения учения о спасении для низшего разряда людей, то есть для тех, кто погружен в земные интересы и не задумался всерьез о необходимости спасения.

Цонкхапа считал, что учение не может быть постигнуто ищущим непосредственно, без помощи духовенства. Конечно, без учения Будды — сутр — спасение вообще невозможно, но правильно преподать это учение может только лама. Суммируя наиболее авторитетные сочинения, Цонкхапа показывал, что именно лама служит источником познания пути к спасению.

Он — условие завоевания блаженства и уничтожения порока. Без него возможность спасения не может быть реализована. Поэтому ищущий спасения должен отрешиться от своего ума и отдать себя во власть «друга добродетели» — ламы. Почитание ламы должно рассматриваться как почитание самого Будды.

В ламаизме Цонкхапы уже мало было провозгласить свою преданность Будде, дхарме и сангхе. Необходимым условием постижения сокровенной сути великого учения стала восходящая к буддийскому тантризму непосредственная связь между учителем и учеником, причем связь глубоко личная, доверительная, с беспрекословным подчинением ведомого ведущему Так главенство лам в тибетском обществе получило в «Ламриме» свое религиозное освещение.

Однако Цонкхапа не остановился на этом. Он рассмотрел и реформировал буквально все стороны религиозной и церковной жизни тибетского буддизма. Он продумал сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламских монастырей, твердо установил безбрачие лам и, что было особенно важно, разрешил им иметь собственность.

Он разработал многие детали обряда и культа, ввел в практику богослужения элементы театрального представления и музыку, учредил многие праздники. Он сильно ограничил практику магических обрядов, выступив против многого из того, что было принесено Падмой Самбхавой и стало привычным для красношапочников. Прежде всего запрет касался таких крайностей, как испускание огня изо рта, глотание ножей и т.п., граничивших с простым шарлатанством. Но те магические приемы, которые основывались на священных буддийских писаниях, остались в полной силе.

Цонкхапа умер в 1419 г. Его нетленные мощи длительное время сохранялись в монастыре Гандэн.

Незадолго до смерти он объявил своими преемниками двух своих лучших учеников, завещав им постоянно возрождаться в дальнейшем. С этого времени тибетскую церковь всегда возглавляли два верховных ламы: Далай-лама, имевший резиденцию в Лхасе, и Богдо-лама, пребывавший в Ташилумпо, в Нижнем Тибете.

Считалось, что по смерти они (через девять месяцев) воплощаются в младенцах мужского пола, которых надлежало избрать и после строгой проверки провозгласить очередным воплощением умершего ламы. При этом старший из двух, Далай-лама (величайший), стал считаться воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары, а другой, Панчен-лама, — воплощением Самого Амитабхи.

С течением времени Далай-лама сосредоточил в своих руках высшую духовную и политическую власть и стал общепризнанным авторитетом всех приверженцев ламаизма и многих буддистов. Поначалу ламаизм исповедовался только в Тибете, но уже в XVI в. это вероучение широко распространилось среди монголов, а потом также среди бурятов, калмыков и тувинцев.

На протяжении нескольких веков, вплоть до середины XX в., ламы сосредоточивали в своих руках всю полноту духовной и светской власти над Тибетом. Впрочем, это произошло не сразу. Понадобилось несколько веков кропотливой «буддизации» и «ламаизации», прежде чем структура тибетского общества приобрела свой законченный вид и сделалась как бы продолжением ламаистской церкви, возглавляемой великим Далай-ламой.

Честь окончательного обустройства тибетской религиозной общины принадлежит великому средневековому проповеднику Цонкхапе, которого можно рассматривать и как последнего великого теоретика буддизма, завершившего в своих трудах двухтысячелетний процесс формирования этого вероучения.

Источник: www.iksinfo.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.