Иудаизм очень старый, но он был не изначально монотеистическим ( см. Ниже ).

Более ранний случай монотеистического или монотеистического богослужения происходил в форме Atenism , поклонение обожествленного солнечного диска Aten в Древний Египет . Фараон Аменхотеп IV (позже Эхнатон) , царящий вокруг 1353/1351-1336/1334 до н.э., способствовал его как возможно монотеистическому государственной религии для Египта.

Единственный бог , вроде кого нет другого!       Ты сотворил мир по своему желанию,       Пока ты остался один: все люди, скот и дикие звери (…)       Властелин всех из них, утомляя их,       Властелин каждой земли, поднимающийся за ними,

     

— Великий гимн для Атона </р>


Поклонение Атену предшествовало Эхнатону, но под его правлением атенизм превратился из более традиционного генотеизма во что-то, что можно было бы признать монотеизмом. Он сначала возвысил Атен в верховный бог , а позже объявил, что Атен является единственным богам . Он, казалось, также запретил поклонение другим богам и идолам. Однако вскоре после смерти Эхнатона был восстановлен предыдущий культ Ра , и атенизм подошел к концу.

Атенизм при Эхнатоне обычно называют первым истинным монотеизмом, но он мог быть вдохновлен более ранними египетскими мыслями. Лорд Карнарвон (1866-1923) написал:

Некоторые утверждали, что Аменхетеп IV был первым монотеистом в Египте, но принятие этого утверждения зависит от того, какое значение имеет слово монотеизм, т. е. учение о том, что существует только один бог. Отрывки из Морального папируса, приведенные выше, показывают, что <�сильные> египетские священники и ученые люди были монотеистическими , хотя они не провозглашают единство бога, к которому они относятся.

     

— Герберт, Джордж Эдвард Стэнхоуп Молинье и граф Карнарвон. « Amenism, Atenism и египетский монотеизм. «

Во всяком случае, рост и упадничество Атенизма предшествует появлению иудаизма как монотеистической религии на несколько сотен лет.


Ну, я не думал, что это противоречиво; учитывая @ TylerDurden’s реакция, по-видимому, я ошибаюсь, так что вот еще несколько уточнений:

The Jewish faith did not fully commit to monotheism until around the time of the

Babylonian Captivity. Prior to that, the Jewish people were largely henotheistic, if not polytheistic. This is not at all a new concept.


Обзор развития иудаизма от многобожия, генотеизма и монотеизма к универсальности Бога в порядке. (…) Евреи [периода Первого Храма] были гнотеистами; они поклонялись своему Богу, Богу земли, которая сражалась со своими врагами и была выше других богов. Время от времени они поклонялись богам разных стран.

     <�Р> (…)      

Бедствия, которые постигли иудейцев в сожжении Первого Храма и в их изгнании к берегам рек Тигр и Евфрат, оказали на них карательное воздействие, и это может быть одной из причин, которые привели к их взаимосвязи с их Бог. Перед изгнанием евреи рассматривали своего Бога как Бога земли и превосходили других богов, но они также поклонялись другим божествам.

     <�Р> (…)      

С возвращением евреев из Вавилонии в Иудею, сначала под руководством Зоровавеля и Иисуса Навина, а затем под Эзрой и Неемией, исчезнувший генотеизм и монотеизм заняли его место.

     

— Зейтлин, Соломон. «Иудаизм как религия: историческое исследование. XI. Религия и гражданство (продолжение)». Еврейский Квартальный Обзор (1944): 179-225.


То, что переход к монотеизму произошел примерно в то же самое время, когда евреи были депортированы в Вавилон, является мейнстримом.

В то время как некоторые ученые продолжают пристально следить за библейской историей, в которой предки Израиля вводили чистый монотеизм в начале истории страны, доминирующая тенденция в наши дни состоит в том, чтобы предполагать длительное развитие в религии Израиля из первоначально многобожий или ненаучный к монотеистической системе к моменту Вавилонского изгнания.

     <�Р> (…)      

Хотя Шема в своем первоначальном контексте BCE 7-го века может означать, что среди всех богов Иудеи должны поклоняться YHWH (henotheism), иудаизм пришел к пониманию Шемы как своего центрального заявления веры в единого неделимого бога ( монотеизм). </р>      

— Эрлих, Карл С. Иудаизм . Издательская группа Rosen, 2010.

Даже те, кто может не согласиться, признают, что это консенсус.

Большинство ученых, чья работа сосредоточена на религии Израиля, признают, что в еврейской Библии содержится ряд ссылок, предполагающих и даже подтверждающих существование других богов. В качестве следствия этого наблюдения ученые также часто утверждают, что явное отрицание существования других богов не происходит до времени Дейтеро-Исаии, а затем в предполагаемой кампании ревностных книжников, чтобы исключить такие ссылки из священного текста. Даже Шема и первая заповедь не придают другим богам фантазии, так как требование о том, чтобы другим богам не поклонялись. Эти данные, по-видимому, говорят нам о том, что религия израильтян превратилась из многобожия в монополизм монополии на монотеизм.


     

— Хейзер, Майкл. «Монотеизм, многобожие, монолатизм или генотеизм? К оценке божественной множественности в еврейской Библии». Публикации и презентации факультета (2008): 277.

Конечно, можно обойти все это, определяя иудаизм, только начиная, когда евреи окончательно отвергли существование любого другого бога. Хотя это было бы скорее из семантики. Как говорится о «единоличных культах» и «переложениях (sic)».

Источник: switch-case.ru

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тысячелетия до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т.


верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств – покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.

Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых, как стало считаться позже, иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: Богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого поступали, стал считаться один и тот же – Яхве. Почему же Яхве удалось стать единственным Богом древних иудеев?

Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой.


рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т. е. в Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т. п.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Многие серьезные исследователи отмечают, что в исторических документах, в частности древнеегипетских, нет прямых данных, подтверждающих эту легендарную традицию, и что вся версия о египетском плене и исходе евреев из Египта в Палестину сомнительна. Сомнения эти небезосновательны. Но следует учесть скудость древних источников и принять во внимание, что масштабы и значение всей этой тщательно описанной в библейских сказаниях истории могли быть значительно преувеличены. Не исключено, что небольшое семитское племя действительно оказалось в Египте либо близко от него, прожило там ряд веков, затем покинуло эту страну (может быть, даже вследствие конфликта), унеся с собой немало из культурного наследия долины Нила. К числу элементов такого культурного наследия в первую очередь следовало бы отнести тенденцию к формированию монотеизма.


Не имея прямых доказательств, специалисты обращают внимание на косвенные свидетельства того большого влияния, которое оказала египетская культура на идейнодоктринальные принципы иудеев, зафиксированные в Библии. Так, например, библейская космогония (первоначальная водная бездна и хаос; витающий в небе дух; сотворение духом из бездны и хаоса света и тверди) едва ли не буквально повторяет основные позиции египетской космогонии из Гермополя (в Древнем Египте было несколько вариантов космогонии). Еще более наглядные и убедительные параллели ученые зафиксировали между

Источник: studfile.net

См. радел: ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

  • Два «монотеизма» В.Н. Лосский
  • Библейский монотеизм протопр. Борис Бобринский
  • Политеизм, пантеизм и монотеизм диакон Андрей
  • Политеизм и два монотеизма архим. Алипий (Кастальский-Бороздин)
  • Один и тот же Бог у христиан, иудеев и мусульман?
  • Ислам в сравнении с христианским монотеизмом C.А. Сергеев

 

Монотеи́зм – 1) вера в единого Бога; 2) учение о едином Боге.

К монотеистическим религиям относят религии, разделяющие представления о сверхтварном Творце и Создателе мира (христианство, иудаизм, ислам).

Вместе с тем монотеистические религии совсем неоднородны. Представления о едином Боге развиваются ими совершенно неодинаково. Если христианство глубоко и всесторонне раскрывает жизнь единого Бога, содержит целостные представления о Его сверхтварном бытии и Его отношении к созданному Им миру и человеку, то прочие формы монотеизма довольствуются отвлеченной констатацией единобожия.
Поэтому среди монотеистических религий целесообразно выделить конкретный (христианский) и абстрактный (прочий) монотеизм, признав истинность и последовательность только за первой формой монотеизма, всесторонне конкретизирующей жизнь Бога и Его отношения к тварному миру.

Последовательным монотеизмом может быть названа только религия глубоко и всесторонне раскрывающая жизнь единого Божества.

Так, очевидно, недостаточно сказать, что Бог един («Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» Иак. 2:19). К этому положению необходимо добавить, что Он есть единая Личность. Но и этот тезис нуждается в дальнейшем раскрытии, поскольку единая Личность нетварного Бога отличается от тварной человеческой личности, должна существовать непостижимым, превышающим ее тварный разум образом.

Христианство учит о том, что Бог един, утверждает Его единосущие (Бог един по существу). К этому положению оно добавляет положение о личной природе Божества, учит, что Бог есть Существо личное. Но оно избегает антропоморфизма, когда учит о Боге едином по существу и троичном в Лицах – Святой Троице нераздельной и неслиянной, образ бытия Которой превышает человеческий разум.


Очевидно, недостаточно сказать, что Бог есть Творец мира. Необходимо раскрыть Его творческое отношение к тварному миру, ответить на вопрос: «Как Бог творит мир?». Если мы оставим этот вопрос в стороне, то можно допустить, что мир создается из Самого Божественного бытия, то есть он равен нетварному Богу. А этот тезис уже означает язычество.

Христианство учит о том, что Бог творит мир из ничего. Он создает его не из Своей сущности, а вызывает из небытия одной силой Своей мысли и воли. Это учение утверждает иносущие (иноприродность) Бога и мира, решительно разделяет тварное и нетварное бытие, закрывает путь обожествления преходящих явлений тварного мира, и мира как целого.

Если Бог личен, то Он может искать единения с личностью человека и, как Всемогущий, достигать этого единения, раскрывая человеку Самого Себя. Вне единения Бога и человека познание Бога останется неполным. Как глубоко это единение и в каком Человеке оно осуществилось во всей полноте? Если монотеизм не даст ответы на эти вопросы, то он будет утверждать совершенную непознаваемость Бога для человека. А такое утверждение означает отрицание монотеистического знания по существу.


Христианство учит о том, что Бог стал человеком в Богочеловеке Иисусе Христе. Воплощение Бога открывает путь Богопознания. Воплощение Бога являет человеку возможность соединения с Богом, делает его сыном Божьим. Такое соединение осуществляется Божественной благодатью Святого Духа, ведущей христианина к благодатному единению со своим Творцом – обожению.

См. ПАНТЕИЗМ, БОГОСЛОВИЕ, ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО

Источник: azbyka.ru

МОНОТЕИЗМ (от мо­но… и греч. ϑεός-– бог) — ре­лигиозный и фи­лософский тер­мин, обо­зна­чаю­щий ве­ру в су­ще­ст­во­ва­ние и по­чи­та­ние од­но­го Бо­га; от­ли­чен от по­ли­те­из­ма (мно­го­бо­жия) и ге­но­те­из­ма (ис­хо­дя­ще­го из ве­ры в од­но­го выс­ше­го бо­га, ко­то­ро­му под­чи­не­ны мно­го­численные низ­шие бо­ги).

В современной  на­учной  литературе боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей к мо­но­теи­стическим ре­ли­ги­ям от­но­сят иу­да­изм, хри­сти­ан­ст­во и ис­лам. Для этих ре­ли­гий, при их прин­ци­пи­аль­ных от­ли­чи­ях друг от дру­га, ха­рак­тер­но по­ни­ма­ние и по­чи­та­ние без­началь­но­го Бо­га как лич­но­сти, твор­ца все­го су­ще­го, ис­ти­ны и ис­точ­ни­ка всех благ, про­мыс­ли­те­ля че­ло­ве­че­ских су­деб и су­дьи. Главной осо­бен­но­стью хри­сти­ан­ско­го монотеизма яв­ля­ет­ся ис­по­ве­да­ние Бо­га как еди­но­сущ­ной и не­раз­дель­ной Трои­цы. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют близ­ки­ми к монотеизму ре­лигиозным пред­став­ле­ния о бо­ге Шан-ди в Ки­тае, о вер­хов­ном бо­ге Мар­ду­ке у ва­ви­ло­нян, о Брах­ме (Виш­ну, Ши­ве) в Ин­дии, об Амо­не в Егип­те. Вме­сте с тем су­ще­ст­ву­ет зна­чит. чис­ло ис­сле­до­ва­ний, в ко­то­рых ут­вер­жда­ет­ся, что монотеизм иу­да­из­ма раз­вил­ся из по­ли­те­из­ма.

Тер­мин «монотеизм» воз­ник в XVII веке в английской тео­ло­ги­че­ской и фи­лосовской литературе; впер­вые встре­ча­ет­ся у пред­ста­ви­те­ля кем­бридж­ско­го пла­то­низ­ма Г. Мо­ра. В ре­ли­гио­ве­де­нии Но­во­го вре­ме­ни про­бле­ма со­от­но­ше­ния монотеизма  и по­ли­те­из­ма рас­смат­ри­валась ли­бо на ос­но­ве ра­цио­наль­но­го ана­ли­за сущ­но­сти ре­ли­гии, ли­бо с ис­то­рической точ­ки зре­ния, ко­то­рая пред­по­ла­га­ла эм­пи­рическое ис­сле­до­ва­ние ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии древ­них на­ро­дов. Кон­цеп­ции пра­мо­но­те­из­ма при­дер­жи­вал­ся английский де­ист Э. Чер­бе­ри, счи­тав­ший, что ос­но­ву са­мых древ­них ре­лигиозных пред­став­ле­ний че­ло­ве­ка со­став­ля­ло уче­ние о выс­шем су­ще­ст­ве —  Бо­ге.

В XVIII веке сло­жи­лось ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ное убе­ж­де­ние, что по­ли­те­изм ис­то­ри­че­ски пред­ше­ст­ву­ет монотеизму, ко­то­рый фор­ми­ру­ет­ся толь­ко на ос­но­ве ра­цио­наль­но­го и на­учного объ­яс­не­ния ми­ра (Д. Юм). В ос­мыс­ле­ние монотеизма внёс свою леп­ту немецкий идеа­лизм. И. Кант от­ме­чал, «что у всех на­ро­дов сквозь са­мое сле­пое мно­го­бо­жие всё же про­би­ва­ют­ся ис­кры мо­но­те­из­ма» («Кри­ти­ка чис­то­го ра­зу­ма»); Ф. Шел­линг рас­смат­ри­вал монотеизм как скры­тую ре­ли­ги­оз­но-ме­та­фи­зическую под­ос­но­ву ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, ко­то­рая на­хо­дит своё вы­ра­же­ние в хри­сти­ан­ском по­ни­ма­нии Бо­га как Трои­цы («Фи­ло­со­фия от­кро­ве­ния»). В XIX веке ре­ли­гио­ве­де­ние ис­пы­та­ло на се­бе влия­ние ате­из­ма (Л. Фей­ер­бах, К. Маркс) и по­зи­ти­виз­ма, про­явив­ше­го се­бя в ис­то­рических ис­сле­до­ва­ни­ях древ­них ре­ли­гий. О. Конт раз­ви­вал уче­ние о по­сле­до­ва­тель­но сме­няю­щих друг дру­га эпо­хах — тео­ло­ги­че­ской, ме­та­фи­зи­че­ской и по­зи­тив­ной; вы­де­лял в раз­ви­тии тео­ло­гической эпо­хи три хро­но­ло­гических  эта­па: фе­ти­шизм, по­ли­те­изм и монотеизм и ви­дел в монотеизме ос­но­ву бу­ду­щей уни­вер­саль­ной «ре­ли­гии че­ло­ве­че­ст­ва» («Курс по­зи­тив­ной фи­ло­со­фии»).

В XX веке обос­но­ва­нию монотеизма как из­на­чаль­ной фор­мы ре­ли­гии был по­свя­щён фун­даментальный труд «Про­ис­хо­ж­де­ние идеи Бо­га» немецкого эт­но­ло­га и лин­гвис­та, ка­то­лического священника В. Шмид­та, опи­рав­ше­го­ся на кри­ти­ку ани­ми­стической тео­рии Э.Б. Тай­ло­ра шотландским ре­ли­гио­ве­дом Э. Лэн­гом. Од­на­ко тео­ре­тические по­ло­же­ния ра­бо­ты Шмид­та не по­лу­чи­ли все­об­ще­го при­зна­ния. З. Фрейд, со­еди­няя ме­тод ис­то­рической кри­ти­ки биб­лей­ских книг с пси­хо­ана­ли­зом, ут­вер­ждал, что иу­да­изм сво­им монотеизмом обя­зан про­ро­ку Мои­сею, ко­то­рый яко­бы был не ев­ре­ем, а вы­со­ко­по­став­лен­ным егип­тя­ни­ном, при­вер­жен­цем вве­дён­ной фа­рао­ном Амен­хо­те­пом IV (Эх­на­то­ном) но­вой ре­ли­гии, ис­по­ве­дую­щей еди­но­го бо­га Ато­на («Че­ло­век по име­ни Мои­сей и мо­но­теи­сти­че­ская ре­ли­гия»).

Во второй половине XX века немецкий ис­сле­до­ва­тель Я. Асс­ман (р. 1938 год) в ра­бо­тах по ре­ли­гии Древ­не­го Егип­та, став­ших пред­ме­том ши­ро­ких дис­кус­сий, рас­смат­ри­вал мо­но­теи­стическую ре­ли­гию бо­га Ато­на как пер­вую в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва «уч­ре­ж­дён­ную ре­ли­гию», ко­то­рая в че­ре­де других ре­ли­гий (мои­се­ев­ский ях­визм, буд­дизм, хри­сти­ан­ст­во, ис­лам) от­ри­ца­ет ес­те­ст­вен­ный по­ли­те­изм и «пе­ре­ори­ен­ти­ру­ет на транс­цен­дент­ное спа­се­ние».

 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

 

Источник: w.histrf.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.