Транскрипт

1 Священник д-р Петр Планк (г. Вюрцбург, Германия) Является ли христианство монотеистической религией? Очерк по богословию Троицы Мы, христиане, привыкли считать и называть иудаизм, христианство и ислам тремя монотеистическими мировыми религиями. Мы считаем само собой разумеющимся, что весь мир вместе с нами придерживается этой точки зрения. Даже скептиков и «просветителей» мы в этом считаем нашими сторонниками, например, Готтхольда Эфраима Лессинга ( ), который в своей знаменитой драматической поэме «Натан Мудрый» объявил три названные религии в принципе настолько похожими, что в собственно их сущности они столь же малоотличимы друг от друга, как три изготовленных одинаковым образом и способом кольца. 1. Молчание иудеев, протест мусульман Может быть, что как раз кое-кто из участвовавших во второй половине XX века в иудейско-христианском диалоге христиан непоколебимо остался при таком принципиальном воззрении.


этом диалоге иудей Иисус воспринимается прямо-таки интегрирующей фигурой и его отношение к Богу рассматривается как идеальная реализация общего монотеизма. Не будем здесь уточнять, в какой мере такое представление разделялось и партнерами по диалогу иудеями. На такой основе никак не хотел сдвинуться с места христианско-исламский диалог, хотя, как известно, Иисус и у мусульман вызывает глубокое почитание. Причину этой неудачи, видимо, следует искать в том, что основные мусульманские свидетельства веры, прежде всего Коран, уже содержат ясные и считающиеся нормативными реакции на христианскую веру, которая на полтысячелетия старше и терминологически разъяснялась в ходе иногда болезненной борьбы, и эти свидетельства однозначно ее отвергают: «Они (т. е. христиане) говорят: Всемилостивый родил сына. Но тем самым они выражают безбожие, и малого недостало, чтобы разверзлись небеса и раскололась земля и низверглись горы, ибо они приписывают сына Милосердному, которому ведь не подобает рождать детей» (сура 19, 89 93). Так как для верующих мусульман, даже простых людей, разговор о религии не является табу, то всякий интересующийся этим вопросом может без труда убедиться в том, что у них по сей день в принципе ничего не изменилось в оценке христианства. В нем им недостает однозначного и исключительного исповедания единого и единственного Бога. Речи об Отце, Сыне и Святом Духе (Мф. 28, 19; 2 Кор. 13, 13) доказывают им, что и христианская вера является не монотеизмом, а лишь с трудом скрываемым или вообще неприкрытым многобожием. Утверждение о том, что у Бога есть Сын и Он даже «родил» Его, звучит для них


2 262 Священник Петр Планк невыносимым богохульством; заверение в том, что это не противоречит исповеданию единства Божия, они воспринимают как смешную противоречивость. 2. Христиане и «иисусиане» Что можно возразить на скорее сдержанное молчание иудаизма и громкие возражения ислама в отношении христианской веры в Троицу? Боюсь, что немалая часть тех, кто называют себя христианами, вполне могут отмахнуться от положений веры в Троицу как от относительных, привязанных к определенному времени формул, смысл которых, в чем бы он ни заключался, следовало бы в наши дни передавать иными словами и образами или даже вообще решить вопрос радикально и объявить их устаревшими. Подобного рода попытки «решения» троичной проблемы не новы и даже сопровождали христианство во всех мыслимых вариациях на протяжении всей его истории. В каждом солидном богословском справочнике можно прочитать о том, что об этом думали, например, савеллиане, модалисты, Павел Самосатский, ариане, евномиане, пневматомахи, унитарии. Что касается нашего времени, то к нему применимо скорее всего то, что сказал об этом в одной журнальной статье Сергий Булгаков ( ), поначалу русский экономист-марксист, а позже священник и богослов Православной Церкви в парижской эмиграции: «Точнее, следует сказать, что сейчас под названием христианство существуют две различные религии: почитание Иисуса как пророка из Назарета и религия Иисуса Христа, Сына Божия, который по своему человечеству есть сын Марии…» 1.


лгаков называл названных вначале почитателей пророка «иисусианами» 2, потому что для него они не были христианами в традиционном и собственном смысле этого слова. Если мы вспомним, что содержанием христологии как научной дисциплины, строго говоря, является не что иное, как соотношение божества и человечества во Иисусе Христе, причем ни одно из них в себе неоспоримо, то станет ясно, что она в любом случае (халкидонском или нет) имеет предпосылкой неповрежденное троичное учение. Следовательно, иисусианство в булгаковском смысле оказывается в первую очередь тяжелым повреждением троичного богословия, которое лишь во вторую очередь влечет за собой неизбежное христологическое повреждение, если только кто-нибудь не захочет разделить Сына Божия и человека Иисуса таким образом, который вызвал бы праведный гнев даже самого Нестория. Но многих от этого удерживают слова о «предсуществовании» Христа. Однако тут следует со всей ясностью сказать, что православному это понятие было и остается чуждым как недостаточное. Ибо то, что Слово, о котором Иоанн говорит в прологе своего Евангелия, так или иначе является божественным и «существовало» еще до своего вочеловечения и даже прежде всего остального творения, даже Арий никогда не ставил под сомнение, а он считается образцом всех лжеучителей троичного богословия.

Единство и множество в Боге До тех пор, пока однозначно не исповедуется единосущность Сына с Отцом и Дух Святой не спокланяется и не сславится с Отцом и с Сыном в духе никеоцареградского Символа веры, не может быть речи о троичном право-славии. Естественно, недостаточно просто и неаргументированно настаивать на таких формулировках. Перед лицом нехристианских монотеистов, перед теми, для 1 S. Bulgakoff. Die Gottesmutter und die ökumenische Bewegung // Die Gottesmutter (издатель F. Heiler). München, 1931 (= Hochkirche, Heft 6/7). S См., напр., его труд, написанный прежде всего для неправославных читателей: Die Orthodoxie. Trier, S Он был написан еще до 1930 г., но полностью вышел в русском оригинале лишь в 1965 г.: Православие. Париж, без указания года.

3 Является ли христианство монотеистической религией? 263 кого быть христианином означает нечто иное, и не в последнюю очередь перед нами самими, для которых вера в три-единого была и остается одновременно и сердцевиной, и сугубо специфическим собственным достоянием христианства, наш долг дать ответ согласно 1 Пет. 3, 15. Значит, если мы сознательно откажемся от всякой теоретизирующей и расчленяющей говорильни и от фактического вытеснения унаследованной издревле троичной веры, то нам придется признать в христианской вере в Бога место за множеством так же, как и за единством, и тем самым откровенно признать, что хотя христианство и является монотеизмом, но этим не исчерпывается.


рмулируя иначе, немного провокационнее, можно сказать: христианин в традиционном смысле этого слова (конечно, не «иисусианин») должен будет (поначалу, может быть, колеблясь) увидеть и признать, что что-то истинное кроется и в политеизме. Бог, в которого верует и которому поклоняется христианин, является одновременно и единством, и множеством. Он является множеством, а Они являются единством. Возможно, и религиозно-философские или естественнобогословские размышления могли бы также привести к такому понятию Бога, в котором единство и множество не обязательно исключают друг друга. Но такие мыслительные конструкции по меньшей мере, если возводить их без предпосылок и если они не проистекают из уже существующей веры, которая вопрошает к разуму (fides quaerens intellectum), вряд ли могут привести к тому, что множество в Боге окажется конкретно и определенно приведено именно к некоей тройственности (trias). Истинная вера в trias Божию в его monas может проистекать только из источника исторического самооткровения Божия и опыта человека с Богом как его коррелятом. Троичное восприятие Бога коренится в лице Иисуса Христа, как о Нем свидетельствует Новый Завет, и в сошествии Св. Духа, Которого Иисус Христос обетует и после Своего возвращения к Отцу посылает людям Своим от Отца. 4. Бого-человек С одной стороны, Иисус Христос идет к людям как один из них, одинаковый с ними во всем, кроме греха (ср. Евр. 4, 15), одинаковый с ними и в том, что Он молится Единому Богу, как тварь Творцу.

другой стороны, Он открывается тем, кому доступно понимание Его слов и знамений, как Сам Бог, и не менее того. Когда, например, перед книжниками и фарисеями, которые привели взятую в прелюбодеянии женщину, чтобы побить ее камнями, Он безмолвно начинает писать на земле и тем самым внушает этим сведущим в Писании людям такой ужас, что они убегают и при этом даже забывают взять эту женщину с собой (Ин. 8, 2 11), то это вряд ли можно объяснить иначе, как тем, что в пишущем персте Господа они узнают ту самую руку, которая начертала скрижали каменные (Исх. 31, 18; ср. 32, 16), а также «мене, текел» в царском дворце Валтасара (Дан. 5, 5, 25), а теперь пишущую на земле, по слову пророка 3, их собственный приговор. Или, когда тот же Господь посылает десять вопиющих к Нему прокаженных из пограничной между Самариею и Галилеею области в Иерусалим (Лк. 17, 11 19), чтобы священники подвергли их длительному и сложному ритуальному процессу очищения (Лев. 14), и когда Он порицает тех девятерых, которые последовали Его указанию, но хвалит того единственного, который в пути 3 Место в Писании, которое имеется в виду (Иер. 17, 13), в искомой форме можно найти только в Септуагинте и Вульгате: «Ты, Господи, надежда Израилева; все оставляющие Тебя посрамятся. Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой».

4 264 Священник Петр Планк повернул обратно, чтобы преклониться перед Ним Самим, перед .


исус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 38 39). 5. Божие «Мы» Но этой вести нужны уши, которые слышат, глаза, которые видят, и ей нужны сердце и разум, которые могут выдержать тот кажущийся неразрешимым конфликт, который она в себе скрывает: Человек Иисус Христос есть явно Сам Бог, тождественный Единому Богу, и в то же время тоже как Бог Он есть Его «визави». Если монотеист неважно, иудейского или иного толка привык воспринимать своего Бога как Единого, как монаду, и в том или ином случае видеть в нем обращающееся к нему и призывающее «Я», то христианин исполняется высшим счастьем и глубоким трепетом от того, что его Бог обращается к нему и посещает его и как множество, как некое «Мы»: верующий призывается быть единым с себе подобными, как Мы едино (Ин. 17, 22). В качестве Мы Бог желает наполнить и его внутреннее: и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.

, 23). Тот, кто, пребывая в трезвости духа, воспринял в себя Божие Мы, как оно однозначно слышится и ощущается в откровении Иисуса Христа, обнаружит его очертания уже в книгах Ветхого Завета. Так, Творец уже при сотворении человека называет себя неким Мы: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). В глазах покоренного божественным Я-Мы верующего пророчески-смутный, но тем не менее в себе самой конечно-собственный смысл обретает весьма своеобразная смена между единственным и множественным числом в описании трех таинственных мужей, которые посещают Авраама у дубравы Мамре (Быт. 18, 1 15): Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими… и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом (стих 3 4). И сказали ему: где Сарра, жена твоя?.. Я опять буду у тебя в это же время (стих 9 10). 6. Общность в себе Самооткровение Божие, ранее обозначенное и, наконец, отчетливо возвещенное, не ограничивается тем, что Он является «Мы» в Себе. Говорить «Мы» означает быть общностью. Поэтому Бог являет Себя как общность в Себе Самом. Но общность, с одной стороны, предполагает основополагающее общее, а с другой специфические соотношения между теми, кто ею обладает. Фундаментальное общее тех, кто является божественным «Мы», есть само их Богобытие, называемое на языке философии Божественной «природой», или «сущностью». Но констатации одной и той же Божественной природы различных Божественных «ипостасей», или «лиц» (которые, само собой разумеется, 4 В этом месте дословно сказано: Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его (Лк.

, 15 16). А в так называемом Едином (немецком) переводе это место звучит так: «Он восславил Бога громким голосом. Он пал ниц к ногам Иисуса, благодаря Его». С моей точки зрения, этим уничтожено существенное повествовательное намерение библейского текста.

5 Является ли христианство монотеистической религией? 265 также являются не библейскими, а философскими понятиями), никак не достаточно для того, чтобы объяснить, как божественное множество может быть «Мы» в смысле общности, не говоря уже о том, чтобы одновременно быть единством, быть «Я». Ведь и люди в этом смысле имеют одну и ту же «природу», или «сущность», но по одной только этой причине человеческие индивидуумы не могут составить собственно общность, то есть подлинное «Мы», не говоря уже о подлинном единстве в смысле «Я». Поэтому если мы хотим приблизиться к тайне Божественного Мы-Я, то должны обратить свое внимание на специфические соотношения внутри Божественной общности. К нашему счастью и спасению, мы и здесь не зависим только от человеческих спекуляций. Если бы это было так, то мы должны были бы просто-напросто отступить и хранить благочестивое молчание.


на основе Божественного самооткровения мы не только вправе, но и обязаны говорить именно об этом. 7. Единородный Отца Человек, являющий Себя Самим Богом, открывает Себя как Божественный Сын Божественного Отца, как Его Единородный (Ин. 1, 14, 18 и др.), с Которым Он полностью един, но в том-то и дело не тождествен. Сын целиком и полностью Бог, но все, что в Нем есть, не от Него (ср. Ин. 5, 26, 30), а от Отца (Ин. 17, 10, 24). Когда позже первый Никейский Собор (325) придаст обороту речи о единосущии Отца и Сына неизменную нормативность, то сделает он это ни для чего иного, как для того, чтобы оградить библейскую весть о соотношении Отец-Сын в Боге от угрозы растворения и искажения. Ибо какой еще понятный и представимый для человеческого опыта образ может быть более подходящим для того, чтобы воплотить в словах имеющееся в виду внутрибожественное соотношение, как не образ отцовства и сыновства, родителя и рожденного. Все, чего человек достигает, он творит. И только своего сына он не «творит», а рождает, и потому лишь его дитя, в противоположность всему остальному, что восходит к нему, имеет ту же сущность, что и он сам. Но сколь бы незаменимой ни была избранная аналогия для объяснения Божественного Мы, она внезапно наталкивается на границу. Ибо всякое порождение в области тварного является событием или процессом в пространстве и времени, которые предполагают наличие неких предшествующих, последующих и инорасположенных событий или процессов. Все рожденное обосабливается, рано или поздно пуповина отпадает, и оно начинает свое собственное и независимое бытие. В этом заключается фундаментальное различие между человеческим, или тварным, и Божественным рождением, потому что Божественное «рождение» не является событием точечным или вообще ограниченным в пространстве-времени процессом, а постоянным, вечным состоянием. Сын Божий до Авраама (Ин. 8, 58) и даже до основания мира (ср. Ин. 17, 5, 24) («до», которое означает «вне»), и будет всегда, но в полной зависимости и неизменной обратной связи с Отцом. С тех пор и навсегда несет Он в Себе всю полноту Божества, но оно было, есть и останется Божеством Отца, никогда от Него не отделяясь. 8. Другой Утешитель Вочеловечившимся являет Сын Самого Себя и то, как Он, «Единородный», связан с Отцом в Божественное Мы. Но этим Его откровение Божественной общности еще не завершено. Помимо этого, Он обетует еще одного «Утешителя» (помощника), Которого Он обещает послать от Отца, Духа Святого. Слово о другом Утешителе (Ин. 14, 16), однако, предполагает, что Сын Сам Себя

6 266 Священник Петр Планк понимает как первого Утешителя. Если же Дух является исходящим от Отца Утешителем, как Сын, то Он имеет то же происхождение, как Он, единосущен Ему, Сыну, как и Его первоначалу, Отцу, и все же является другим. И то, как Дух проистекает из Отца, тоже другое. Оно описывается не словом «рождение», а словом «исхождение» (ср. Ин. 15, 26). 5 Дух не есть Сын Отца, тем не менее Отец является Его источником, хотя нам и не сообщено, в чем заключается различие между рождением и исхождением. Речь идет (и этого нам должно быть достаточно!) о двух разных образах происхождения Сына и Духа из Отца, а также о присносущной обратной связи с Ним. Если здесь обозначены соотношения, касающиеся того, каково внутрибожественное Мы, то в то же время становится ясно, в чем надлежит искать Я-образное единство Божие, а именно в Отце как едином и единственном источнике Божественной Троицы. 9. Исхождение и ниспослание Но каково соотношение между Сыном и Духом? В этом пункте учения о Троице мысль уже очень многих людей спотыкалась самым гибельным образом, и эта все растущая путаница в значительной мере содействовала разделению Церквей и веры в XI веке, которое продолжается по сей день. Мы не преодолеем его, если не будем по-настоящему и действенно решать лежащие в его основе богословские проблемы, а будем объявлять их несуществующими либо малозначащими. Поэтому вновь зададимся вопросом о том, как соотносятся друг с другом Сын и Дух во внутрибожественном Мы. Отрезвляющий ответ заключается в том, что нам неизвестно ничего, кроме того, что оба Они по-разному имеют в Отце Свое присносущее происхождение. Вместе с тем следует подчеркнуть удивительные единство и различие, которые Они проявляют в Своем спасительном действии о человеке и космосе. Ключевое значение здесь имеет одно место в прощальных речах Господних, а именно Ин. 15, 26. Правильное его понимание помогает развязать этот узел: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. Эти слова, с одной стороны, раскрывают нечто основополагающее о непреходящем внутрибожественном Мы: Дух исходит от Отца, и только от Него. Отец является Его истоком, Его исхождение от Него является не временным процессом, а вечным состоянием. Но ниспослание Духа ради Его спасительного действия в мире, то есть ниспослание во время и в пространство, Господь провозвещает как предстоящее событие. Он Сам сделает это (Ин. 16, 7) или, что очевидно то же самое, это сделает Отец во имя Сына (Ин. 14, 26). Смешение и перемежение вечного исхождения и временного ниспослания Духа, которые вместе свидетельствуются в Ин. 15, 26, осложняют историю христианского богословия с древних времен. Фатальный и имеющий глубокие последствия образец затруднений в понимания этого вопроса дал Августин, который, например, в своем трактате о Троице пишет: «Сын же рожден от Отца, а Дух Святой происходит принципиально (principaliter) от Отца и, поскольку Он дарует это без какого-либо временного расстояния, сообща от обоих» (De Trinit. XV, 26[47]). Выраженное в этих словах логическое приравнивание вечного исхождения и временного ниспослания Духа нашло в филиокве как дополнении к Никео-Цареградскому символу веры (381) 5 В кратком изложении библейской вести Григорий Назианзин, получивший в Православии, как и евангелист Иоанн, титул «Богослов», сформулировал особенности трех Божественных ипостасей следующим образом: Отцу присуща нерожденность, Сыну рожденность, а Духу исхождение. Ср., напр., Oratio 31, 9: Gregor von Nazianz. Orationes Theologicae. Freiburg u. a (Fontes Cristian 22). S. 290.

7 Является ли христианство монотеистической религией? 267 свое охватывающее постепенно весь латинский культурный мир признание и, так сказать, первенство в состоящем из пяти пунктов списке элементов учения, традиционно различающих Восток и Запад Бог в себе и Бог для нас Как и во многих других отношениях, современное «западное» богословие, как бы то ни казалось, не привело ни к какому сближению позиций и по этой проблеме. Оно скорее возвело в принцип упомянутое смешение и перемежение. Дело в том, что еще Шлейермахер считал (а такие авторитеты, как Барт, Юнгель, Альтгауз и К. Ранер помогли этому мнению пробить себе путь), что различие между имманентным и спасительно-икономическим учением о Троице не имеет места 7. Другими словами, в католическо-протестантском мире достигнута значительная степень согласия в том, что внутритроичные вечные соотношения между Божественными ипостасями адекватно выражены в структурах Божественного спасительного промышления о мире и человеке и из них усматриваемы. Применительно к нашему вопросу это означает, что не может быть никакого различия между вечным исхождением и временным ниспосланием Духа. Временное ниспослание Духа прежде всего адекватно указывает на его вечное исхождение и соответствует ему. Таким образом, если Дух ниспосылается в пространство-время от Отца и от Сына, то Он также вечно исходит из Отца и Сына. На этом фоне становится понятным, почему в наше время нет недостатка в богословах, которые ни в коем случае не хотят отказаться от филиокве в Символе веры. Но в результате они оказываются на ложном пути. Библейское откровение позволяет нам показать это своего рода методом от противного. Потому что если, с одной стороны, это Сын (пусть и нематериально) посылает Духа в пространство-время мира сего, то, с другой стороны, Дух Святой вызывает рождение Сына как человека в Деве и из Девы (Мф. 1, 20), дабы Он как Иммануил, как Бог для нас вел к спасению в мире (Мф. 1, 23). Последовательно применяемое отождествление имманентного и спасительно-икономического учения о Троице должно было бы из вочеловечения Сына через Святого Духа привести к выводу о том, что Сын рождается также из вечности и в вечность из Отца и Духа (Spirituque). Абсурдная спекуляция? Думаю, что это, вероятно, необычнее, но не более неверно, чем держаться за филиокве на основании богословских течений XIX и XX веков, которые не могут разделяться православными. 11. Мон-архия Отца Православные не могут их разделять потому, что самооткровение Божие распространяется не на всю и не на самую глубинную сущность Бога, но ограничивается тем, что потребно человеку знать для его спасения, что помогает его спасению. Хотя и остается неоспоримым, что в пространственно-временном 6 В противоположность этому так называемый Влахернский Собор, который состоялся в 1285 г. в Константинополе при патриархе Григории II Кипрском, в своем важном для Православия томосе отчетливо разработал и однозначно засвидетельствовал различие между исхождением Духа из Отца как Его единственной причины (aitia) и Его внешним проявлением (phanerosis) через Сына (Migne, PG 142, col ; ср. в этой связи: A. Papadakis. Crisis in Byzantinum: the Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory of Cyprus ( ). New York, 1986). В послевизантийское время решение проблемы филиокве стало богословским делом жизни епископа Максима Маргуниоса ( ). О Маргуниосе сообщает: G. Podskalsky. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft , München, S Источники см.: D. Wendebourg. Geist oder Energie. München, S. 7.

8 268 Священник Петр Планк действии Бога как Творца и Спасителя кое-что становится познаваемым или угадываемым и о Нем Самом, все же Он по сущности Своей навсегда остается потусторонним и недоступным. В свете этого знания, правда, встает вопрос о том, почему же тогда Бог вообще раскрыл что-то о Своей внутренней жизни как вечной общности в Себе Самом? Чем обогащает человека знание о вечном рождении Сына и вневременном исхождении Духа из Отца? По меньшей мере, в двух отношениях: человек учится понимать, что Бог не ограничивается и не исчерпывается тем, чтобы быть «Богом для нас». Над этим Он остается Богом по Себе и в Себе, величие Которого неизмеримо и непостижимо, величие, которое также бесконечно превосходит и творение, и спасение. С другой стороны, имманентное троичное богословие, ограничивающееся внимательным восприятием самооткровения Божия и достоверным его истолкованием, учит нас тому, что троичность Бога есть вместе с тем и единство, ибо Сын и Дух имеют единственное основание своего бытия в Отце. Учение о единосущности трех божественных ипостасей оставляет открытым путь к тритеизму (трехбожию) и потому недостаточно для того, чтобы гарантировать христианству качество монотеизма. Оно может сделать это только в сочетании с непоколебимой верой в исключительную мон-архию Отца как единственного начала и вечно изливающегося источника Божества. Пер. с немецкого Б. Б. Вика

Источник: docplayer.ru

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение — начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя — всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг — Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие — это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, — в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества — Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога — Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов — сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога.  Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания — третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

фото 121

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах — всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог — это понимание». Аллах — единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти — способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

Источник: mystroimmir.ru

Мировая монотеистическая авраамическая религия (монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму, все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета).

Христианство — крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд., так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Возникла в первом веке нашей эры в Палестине в среде иудеев. Основана на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»).

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

-Католицизм

-Православие

-Протестантизм.

Католицизм — крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 147 миллионов человек по состоянию на конец 2007 г.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили, неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены.

Католическая церковь имеет централизованное управление – Ватикан, где полной властью управлять всеми католическими церквями обладает Римский Папа или Римский Понтифик, что означает «Верховный Жрец». Римская церковь долгое время подчиняла себе светскую власть королей Западной Европы, основываясь на грамоте «Константинов Дар», которая якобы была вручена императором Константином папе Сильвестру I и провозглашала папскую власть выше светской власти королей. В XV веке философ Лоренцо Валла доказал ее ложность и с тех пор светская власть постепенно стала освобождаться от папского влияния.

В основе католического учения лежат Священное Писание и Священное Предание. Канонический перевод Библии на латинский язык называется Вульгата. Толковать Библию имеют право только представители духовенства.

Священное Предание – это постановления двадцать одного Собора и размышления римских пап по различным религиозным и светским вопросам. Отличием католической церкви от православной является понимание символа веры. Камнем преткновения стало, так называемое, фелиокве, что в переводе с латинского языка означает «и от Сына». В 589 году на Соборе в испанском городе Толедо к официальному символу веры Никейского собора (325 год) было добавлено фелиокве. Теперь католический символ веры об исхождении Святого Духа звучал так, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков.

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч.

Православие — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.

Православие не имеет единого центра, которому подчиняются все церкви. В православии имеются автокефальные (самостоятельные) и автономные церкви, заключившие договор о самостоятельности с одной из автокефальных церквей. Основные и наиболее крупные православные автокефалии это Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Элладская, Кипрская, Болгарская, Сербская, Чехославацкая, Польская, Румынская и др.

Во главе этих церквей стоят патриархи. Константинопольский патриарх признается как вселенский, но это лишь обозначает, что он первый среди равных, то есть он не обладает властными полномочиями, наделяющими его правом вмешательства в дела других церквей.

Православная церковь изначально развивавшаяся в рамках Византийской империи, сразу заняла подчиненное положение по отношению к сильной императорской власти. Император фактически являлся главой церкви и государства.

На Русь, как известно, православие приходит в X веке. Киевская Русь делает православие официальной государственной религией в 988 году. Великий князь Киевский Владимир I принимает решение принять христианство в его православном истолковании после долгих размышлений. Принятие монотеистической религии способствовало упрочнению централизованной великокняжеской власти, сплачивало разрозненные племенные объединения на духовном уровне. Также великокняжескую власть привлекли такие моменты как подчинение церкви светской власти и право вести богослужение на национальном языке. Принятие византийского православия способствовало упрочнению торговых связей Киевской Руси и Византийской империи.

Православие исторически традиционно распространено на Балканах — среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также грузин, гагаузов, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы и некоторых других.

В современном мире к странам с большинством православного населения можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Эстонии, Латвии, Литвы, Киргизии, Албании, Чехии, Польши и Японии.

С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары, а также Юго-Восточная Азия и Южная Корея.

Приблизительные оценки начала XXI века обычно называют цифры в диапазоне 225—300 миллионов человек, что делает православие второй по численности христианской конфессией после католицизма.

Протестантизм — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Учение протестантизма возникает в Эпоху Реформации, которая собственно и свое название получила из-за попытки реформировать католическую церковь. Недовольные политикой католической церкви открыто выступили с протестом и поэтому получили название протестантов.

Большинство протестантов выступали за нравственное и религиозное очищение католической церкви и призывали вернуться к евангельским идеалам.

Начало движение протестантизма связано с такими именами как Джон Виклиф (1320-1384 гг.) в Англии, Ян Гус (1369-1415 гг.) в Чехии, Мартин Лютер в Германии и др.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

Протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20 % населения Бразилии, 15-20 % населения Чили, около 20 % населения Южной Кореи приняли протестантизм.

Ислам

Монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха).

В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.

С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз, с точки зрения верующих мусульман, для возвращения к истинной вере (имеется в виду — исламу) Аллах отправлял к разным народам своих пророков-посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним пророком-посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции верующих мусульман виде.

Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских ученых он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.

В 610 году месяца Рамадан, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, он уединился в пещере Хира. В одну из ночей к нему явился ангел Джибриль и велел пророку Мухаммеду: «Читай!», но Мухаммед ответил ему, что не умеет читать. Тогда ангел обхватив сжал его грудь до предела и снова велел читать. Мухаммад вновь ответил, что не умеет читать. Тогда ангел снова сжал его до предела и ещё раз велел читать. Мухаммад опять ответил, что не умеет читать. Тогда ангел сжал его в третий раз и произнёс первые пять аятов Корана. Этот (610 год) год можно считать годом возникновения ислама.

В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вел тайную проповедь среди своих друзей и близких. В этот период Ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.

Вскоре после смерти пророка Мухаммеда (632 год) в исламе возникла группировка шиитов, которые признавали законным преемником Мухаммеда его зятя Али ибн Абу Талиба и отвергали династию Омейядов. Их противники стали называться суннитами.

Аллах — Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, согласно мусульманским воззрениям, никто не обладает этими качествами. Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.

Согласно Корану, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Валерия Порохова в комментариях к каноническому Корану характеризует Аллаха «отправным элементом всего сущего, первоисточником всякой жизни и в Своем безусловном совершенстве не обладает сущностью…». Аллах дал все сущее из ничего и наделил это мерой. Наделил всё алгоритмической составляющей, организовал все процессы и события. Он может управлять всем и изменять в любой момент времени всё, что создал. Аллах — творец всех форм жизни.

Коран (Qur’an)— священная книга ислама. Согласно учению большинства суннитов и шиитов-двунадесятников, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его по частям пророку Мухаммеду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран является Аманатом для всех мусульман.

Мухаммед (ок. 570 год — 8 июня 632 года) — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Мусульмане верят в то, что через Мухаммеда Бог ниспослал народам мира новую религию — ислам — в завершённом виде, а также Коран — последнее Божественное Откровение. Согласно постулатам ислама, Мухаммед — последний посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Мухаммед происходил из мекканского племени курайш. Его родословная восходила к пророку Аврааму и его сыну Исмаилу.

Мечеть (masjid)— сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 20 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии.

Источник: studopedia.org

Что это монотеистические религии?

Учение о едином Боге принято называть монотеизмом. Есть несколько течений, которые разделяют представление о сверхтварном Творце. Разбираясь в том, что значит монотеистическая религия, стоит сказать, что так называют три основных мировых течения: христианство, иудаизм и ислам. По поводу других религиозных направлений ведутся споры. Важно заменить, что монотеистические религии – это отличающие направления, поскольку одни наделяют Господа личностью и разными качествами, а другие просто возносят центральное божество над другими.

В чем отличие монотеизма от политеизма?

В значении такого понятия, как «монотеизм» разобрались, а что касается политеизма, то он является полной противоположностью единобожия и основан на вере в нескольких богов. Среди современных религий к ним можно отнести, например, индуизм. Приверженцы политеизма уверены, что существует много богов, которые имеют свои сферы влияния, черты характера и привычки. Ярким примером являются боги Древней Греции.

Ученые считают, что сначала возникло многобожие, которое со временем перешло к вере в единого Бога. Многих интересуют причины перехода от политеизма к монотеизму, так вот есть несколько объяснений этому, но самой обоснованной является одна. Ученые считают, что подобные религиозные изменения отражают собой определенные этапы развития общества. В те времена происходило укрепление рабовладельческого строя и создание монархии. Монотеизм стал некой базой для формирования нового общества, которые верят в единого монарха и Бога.

Мировые монотеистические религии

Уже было сказано, что главными мировыми религиям, которые основаны на монотеизме, являются христианство, ислам и иудаизм. Некоторые ученые считают их массовой формой идеологической жизни, которые направлены на усиление морального содержания в ней. Правители государств Древнего Востока во время становления единобожия ориентировались не только на свои интересы и укрепление государств, но и на возможность максимально эффективно эксплуатировать людей. Бог монотеистической религии дал им шанс найти путь к душам верующих и укрепиться на своем троне монарха.

Монотеистическая религия – христианство

монотеистическая религия христианство

Если судить по времени возникновения, то христианство является второй мировой религией. Изначально она была сектой иудаизма в Палестине. Подобное родство наблюдается в том, что Ветхий Завет (первая часть Библии) является важной книгой как для христиан, так и для иудеев. Что касается Нового завета, который состоит из четырех Евангелий, то эти книги священны только для христиан.

  1. Есть в теме монотеизм заблуждения в христианстве, поскольку основа этой религии, это вера в Отца, Сына и Святого духа. Для многих это противоречие основ единобожия, но на самом деле это все считается тремя ипостасями Господа.
  2. Христианство подразумевает искупление и спасение, и люди верят в милосердие Бога к грешному человеку.
  3. Сравнивая другие монотеистические религии и христианство, следует сказать, что в этой системе жизнь истекает от Бога к людям. В других же течениях человек должен приложить усилия, чтобы вознестись к Господу.

Монотеистическая религия – иудаизм

монотеистическая религия иудаизм

Самой древней религией, которая возникла примерно с 1000 году до н.э. Пророки для формирования нового течения использовали разные верования того времени, но было единственное важное отличие – наличие единого и всемогущего Бога, который требует от людей строгого соблюдения морального кодекса. Возникновение монотеизма и его культурные последствия являются важной темой, которую продолжают исследовать ученые, и в иудаизме выделяют следующие факты:

  1. Основателем этого течения является пророк Авраам.
  2. Иудейский монотеизм устанавливается, как основная идея для нравственного развития еврейского народа.
  3. Течение основано на признании единого бога Яхве, который судит всех людей, причем не только живых, но и мертвых.
  4. Первое литературное произведение иудаизма – Тора, в котором указываются основные догматы и заповеди.

Монотеистическая религия – ислам

монотеистическая религия ислам

Второй по величине религией является ислам, который появился позже других направлений. Зародилось это течение в Аравии в VII веке н. э. Сущность монотеизма ислама заключается в следующих догмах:

  1. Мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха. Он представлен существом, которое обладает моральными качествами, но только в превосходной степени.
  2. Основателем этого течения был Мухаммед, к которому явился Бог и передал ему ряд откровений, описанные в Коране.
  3. Коран является основной мусульманской священной книгой.
  4. В исламе есть ангелы и злые духи, именуемые джиннами, но все сущности находятся во власти Бога.
  5. Каждый человек живет по божественному предопределению, поскольку Аллах назначает судьбу.

Монотеистическая религия – буддизм

монотеистическая религия буддизм

Одна из старейших религий мира, название которой связано с важным титулом ее основателя, называется буддизмом. Возникло это течение в Индии. Есть ученые, которые перечисляя монотеистические религии, упоминают об этом течении, но по сути его нельзя отнести, ни к единобожию, ни к многобожию. Объясняется это тем, что Будда не отрицает наличия других богов, но при этом он уверяет, что все подчиняются действию кармы. Учитывая это, выясняя, какие религии монотеистические, включать в перечень буддизм некорректно. К его основным положениям относят:

  1. Никто кроме человека не может остановить процесс перерождения «сансару», поскольку в его силах изменить себя и достичь нирваны.
  2. Буддизм может принимать разные формы с учетом того, где он исповедуется.
  3. Это направление обещает верующим избавление от страданий, переживаний и страхов, но при этом, она не подтверждает бессмертие души.

Монотеистическая религия – индуизм

монотеистическая религия индуизм

Древнее ведическое течение, которое включает в себя разные философские школы и традиции, называется индуизмом. Многие, описывая основные монотеистические религии, не считают нужным упоминать об этом направлении, поскольку его приверженцы веруют примерно в 330 млн. богов. На самом деле это нельзя считать точным определением, поскольку индуистская концепция является сложной, и люди могут понимать ее по своему, но все в индуизме вращается вокруг единого Бога.

  1. Практики считают, что нельзя понять одного верховного Бога, поэтому его представляют в трех земных воплощениях: Шива, Вишну и Брахма. У каждого верующего есть право самостоятельно решать, какому воплощению отдавать предпочтение.
  2. У этого религиозного течения нет одного основополагающего текста, так верующие используют веды, упанишады и другие.
  3. Важное положение индуизма указывает, что душа каждого человека должна пройти через огромное количество перевоплощений.
  4. Карма есть у всех живых существ, и все поступки будут учтены.

Монотеистическая религия – зороастризм

монотеистическая религия зороастризм

Одной из самых древнейших религиозных направлений является зороастризм. Многие религиоведы считают, что все монотеистические религии начались с этого течения. Есть историки, которые говорят о том, что она дуалистическая. Появилось оно в древней Персии.

  1. Это одно из первых верований, которое представило людям борьбу добра и зла. Светлые силы в зороастризме представлены богом Ахурамаздой, а темные – Анхра-Манью.
  2. Первая монотеистическая религия указывает, что каждый человек должен поддерживать свою душу в чистоте, распространяя добро на земле.
  3. Основное значение в зороастризме имеет не культ и молитва, а добрые дела, мысли и слова.

Монотеистическая религия – джайнизм

монотеистическая религия джайнизм

Древняя дхармическая религия, которая изначально была реформаторским течением в индуизме, принято называть джайнизмом. Появилась и распространилась она в Индии. Религия монотеизм и джайнизм не имеют ничего общего, поскольку это течение не подразумевает веру в Бога. К основным положениям этого направления относят:

  1. Все живое на земле имеет душу, которая обладает бесконечными знаниями, силой и счастьем.
  2. Человек должен отвечать за свою жизнь в настоящем и будущем, поскольку все отражается на карме.
  3. Цель этого течения заключается в освобождении души от негатива, который вызывают неправильные действия, мысли и речи.
  4. Основная молитва джайнизма – мантра Навокар и во время ее пения человек выказывает уважение освободившимся душам.

Монотеистические религии – конфуцианство

монотеистические религии конфуцианство

Многие ученые уверены, что нельзя считать конфуцианство религией, и называют его философским течением Китая. Идея монотеизма может просматриваться в том, что Конфуций был со временем обожествлен, но при этом это течение практические не уделяет внимание природе и деятельности Бога. Конфуцианство во многом отличается от основных мировых монотеистических религий.

  1. Основывается на строгом выполнении существующих предписаний и обрядов.
  2. Главное для этого культа – почитание предков, так у каждого рода есть свой храм, где совершаются жертвоприношения.
  3. Цель человека – найти свое место в мировой гармонии, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Конфуций предложил свою уникальную программу для гармонии людей с космосом.

Источник: womanadvice.ru

Возникновение мировых религий

Древнейшие религии, ислам, христианство и буддизм, считаются мировыми вероисповеданиями. Это наименование им присвоено в связи с тем, что данные конфессии не имеют этнической или территориальной привязки, т. е. их исповедуют люди разных национальностей и проживающих в разных уголках земли.

Буддизм относится к так называемым индийским религиям, а ислам и христианство – к авраамическим. Эта классификация указывает на источник происхождения вероисповедания. Буддизм возник в первом тысячелетии до н. э. в Индии и стал базой для целого ряда других региональных конфессий. А религии христианство, ислам и иудаизм имеют общее начало – это Священное Писание, авторство которого приписывают Аврааму, патриарху семитских племен. Если смотреть на время возникновения конфессий, то самой древней является буддизм.

Следующим появляется на свет христианство – в первом веке нашей эры. А самая молодая из мировых религий – ислам. Он был создан в VII веке.

сравнение двух религий ислам и христианств

Общая характеристика христианства

Определение наиболее важных отличительных черт религий позволит провести сравнение ислама и христианства. Плюсы и минусы каждого вероисповедания обусловлены набором их специфических характеристик. Христианство – это крупнейшая религия в мире. Она основана на учении Иисуса Христа, жизнеописание которого изложено в Новом Завете.

Эта вера является одним из преемников древнееврейской традиции. Основатель религии, Иисус Христос, был евреем, соблюдал все правила этой веры, ходил в иудейскую церковь. Он развил, дополнил и усовершенствовал постулаты иудаизма. Однако запрещено говорить, что христианство – это модификация древнееврейской веры. В нем появляется очень много нового, отличительного, что и делает его самостоятельной мировой религией. Главные черты христианства:

  • это монотеистическая религия;
  • Бог воспринимается как свершенная личность, соединиться с которым верующий сможет через любовь;
  • человек есть подобие Бога, признается бессмертие души;
  • учение о Богочеловеке, духе, воплотившемся в человеческое тело, чтобы спасти людей от греха, показать им возможный путь спасения;
  • христиан ждет воскрешение и вечное блаженство.

Как и любая крупная религия, христианство не избежало расколов и разветвлений. Основными течениями в этой вере являются:

  • католицизм;
  • православие;
  • протестантизм.

Внутри каждого направления есть еще ряд собственных ветвей.

различия христианства и ислама

Общая характеристика ислама

Возникнув позже основных религий и в непосредственном контакте с ними, ислам не мог избежать влияния христианства и иудаизма. Из них были заимствованы ряд догматов и обрядов. Однако есть у мусульманства и новаторские черты, которые и делают эту веру самостоятельной и независимой. Сравнение ислама, христианства и буддизма невозможно без выявления их специфических черт и определения базовых принципов.

Ислам создан проповедником Мухаммедом, главная книга религии – Коран. Это монотеистическая религия. Мусульмане чтут Аллаха как единого Бога. У данной конфессии нет института церкви и догматов. Каждому мусульманину надлежит выполнять пять основных столпов:

  1. Исповедание веры, шахада. Нет других богов, кроме Аллаха.
  2. Молитва, намаз. Мусульманин должен 5 раз в день выполнять религиозные обряды.
  3. Пост, ураза. Во время священного месяца рамадан мусульмане должны воздерживаться от еды и питья, пока светит солнце.
  4. Милостыня, закят. Часть своих доходов мусульманин должен отдавать нуждающимся и на нужды общины.
  5. Паломничество, хадж. Хотя бы раз в жизни мусульманин должен совершить паломничество в Мекку.

Ислам – это особый образ жизни, который состоит в соблюдении заповедей.

В мусульманстве также есть свои течения. Самыми большими ветвями являются сунниты, которые составляют большинство, и шииты – менее многочисленная ветвь ислама. Также есть и более мелкие ответвления.

христианство буддизм иудаизм ислам

Общие черты ислама и христианства

Сходство двух важнейших религий заключается в том, что обе веры являются монотеистическими. Ислам говорит, что нет другого Бога, кроме Аллаха. И это утверждение мусульманин должен повторять в каждой молитве. Христианство утверждает – Бог един. Молитва начинается со слов «Верую во Единого Бога». Также обе веры отрицают многобожие. Собственно, это и было причиной появления обеих религий. Их цель – преодоление язычества.

В обеих религиях считают, что мир, включая человека, создан Богом, и что существует невидимый мир ангелов. Если проводить сравнение ислама и христианства по тому, как человеку открывается божественная мысль, то вновь обнаруживается сходство. В обеих религиях человеку приходит божественное откровение, правда в разных формах.

В христианстве есть непосредственный контакт Бога и человека, а в исламе между ними есть посредник – ангелы. При этом в обеих религиях Бог требует от человека исповедания веры.

Также оба исповедания основываются на главных книгах – Библии и Коране. Даже их содержание местами перекликается, ведь основой для них послужили древние иудейские тексты.

Обе религии признают, что после смерти душа человека попадает в рай или ад. От правоверного человека и ислам, и христианство требуют соблюдения заповедей, почитания пророка и ежедневного отправления культа. У обоих вероисповеданий есть специальное место для вознесения молитвы. Но самое главное сходство всех религий (христианства, ислама и буддизма) состоит в том, что человек должен преодолевать свои телесные желания во имя торжества духа. Верующий должен проявить волю, преодолеть мирские соблазны, чтобы быть принятым в царствие Божье.

христианство буддизм иудаизм ислам

Основные отличия

Главные различия христианства и ислама заключаются в понимании сущности Бога. Для христиан Бог един в трех ипостасях: Бога, Святого духа и Сына. А для мусульман его сущность скрыта.

По-разному религии представляют и жизнь после смерти. Христиане надеются попасть в Царствие Небесное, где правоверный будет наслаждаться созерцанием Бога, которое воспринимается как наивысшее блаженство. Человек воссоединяется с ним, и в этом цель праведной жизни. Мусульмане же ожидают рая с сугубо материальными благами и удовольствиями. Там правоверные получат все то, от чего отказывались при жизни. Ни о каком слиянии Аллаха и человека речи нет, но есть его растворение в Боге.

Серьезные отличия ислама и христианства связаны с институтом церкви. Христиане верят, что священники – это преемники апостолов, что Христос разговаривает с верующими через служителей церкви. Также они почитают иконы, считая их воплощением Бога и приписывая им чудодейственную силу. Мусульмане категорически не приемлют икон, считая их идолопоклонством. Так же, как обычно и отрицают наличие посредников между Аллахом и правоверными. Священники не нужны, потому что каждый человек сам общается с Богом, выполняя его заповеди. Мусульмане признают возможным существование толкователей Корана, которые помогут людям разобраться с трудными вопросами.

Еще разница между этими двумя религиями заключается в трактовке свободы воли человека. В христианстве мужчины и женщины равны перед Богом. Они наделены свободой воли. В исламе мужчина имеет духовное превосходство над женщиной. При этом свободы воли нет ни у кого из них. Аллах через джиннов сам принимает решения за людей. Кроме этих принципиальных различий двух религий (христианства и ислама), между ними существует огромное количество более мелких разночтений почти по всем основным вопросам вероисповедания.

сравнение ислама и христианства плюсы и минусы

Представления о Боге

Логичнее всего начать сравнение ислама и христианства, сопоставляя их представления о Всевышнем. Несмотря на то что обе религии проповедуют веру в единого Бога, его сущность значительно различается.

В христианстве природа Бога нетварная, он всесовершенный и неограниченный. К этой духовной, нетварной природе человек прикасается через церковные таинства: Крещение, Причащение. У мусульман Аллах имеет тварные качества. Понятие духовности к нему неприменимо.

Согласно христианским воззрениям Бог имеет невещественную природу. Это нетленный Дух, который присутствует во всем. О природе Бога можно судить только духовно. В исламе же он обладает слухом и зрением, т. е. тварными характеристиками. Духовность не является атрибутом Аллаха. Святым духом в Коране назван архангел Джибриль, который сможет являться людям в разных образах.

Говоря о внутренней природе Бога, рассматриваемые религии вновь демонстрируют отличия. Христианство говорит, что он существует в трех ипостасях:

  1. Отец наделен Умом.
  2. Сын владеет Словом.
  3. Дух есть Дух.

Бог при этом трактуется как любовь в глобальном духовном смысле. Он обладает смирением и святостью.

В исламе внутренняя природа Аллаха не сможет быть раскрыта человеку. Ни о каком триединстве не сможет быть и речи. При этом Аллах не воплощает любовь, смирение и святость. Он не сможет быть наделен этими свойствами, так как его сущность не раскрывается человеку.

Аллах, в отличие от христианского Бога, наделен хитростью, гордостью и сможет порождать зло. Он призван быть судьей людям, он воздает и наказывает за их деяния. Аллах любит только тех, кто борется за него. Христианский Бог не сможет порождать зло и желает спасения всех людей. Аллах же оставляет за людьми выбор. Того, кто не хочет с ним встречаться, и Аллах видеть не желает.

Бог в христианстве не желает людям зла и мучений. Он всем желает добра и спасения. А Аллах спасение несет только правоверным, а часть людей созданы специально для ада, для мучений. Аллах намеренно «запечатывает сердца» неверных, чтобы они не слышали истины. Такие люди обречены изначально на муки.

сравнение религий христианство ислам и буддизм

Сотворение мира

Еще один параметр сравнения ислама и христианства – это их трактовка появления мира. Обе религии считают, что он был создан Богом. Ангелы созданы из нематериальных сущностей: света – в исламе, тонкой материальности – в христианстве. Весь земной мир также является творением Бога, в том числе и человек. Христианский Бог с этими задачами справился единолично, а Аллах воспользовался помощью ангелов.

В христианстве есть только два вида творений Бога: ангелы и люди. В исламе есть еще джинны – некие человекоподобные сущности, способные принимать разные образы. Они помогают Аллаху решать разные задачи в человеческом мире. В христианстве Бог сможет перестать творить по своему собственному желанию, в то время как Аллах не сможет остановить этот процесс – он делает это вечно.

В обеих религиях мир был создан за 6 дней. Христианский Бог признается первопричиной его появления. Творец ни в чем не нуждался, но создал мир от избыточной любви, это был его свободный выбор. В исламе также Аллах творил из собственного побуждения. Но мир создавался для существования человека, сам Господь в нем не нуждался.

Представления о человеке

Следующий параметр сравнения двух религий, ислама и христианства – это представления о человеке и его взаимоотношениях с Богом. Оба вероисповедания считают, что Всевышний дает свое откровение человеку. Различается только его форма. В христианстве Бог сможет общаться с ним напрямую, а также через ангелов и пророков. Инициатор взаимодействия между Богом и человеком всегда только последний, а Святой Дух сможет произносить пророчества по своему желанию. В исламе Аллах взаимодействует с людьми только при помощи ангелов, никогда не вступая в прямой контакт. Только для пророка Моисея было сделано исключение – он общался с Аллахом лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел его.

Вершиной божественного откровения в христианстве является вочеловечивание Всевышнего. Он воплотился в своем сыне и стал вещать людям. В исламе, опять же, только посредством контакта с ангелами. Христианская религия считает, что человек должен стремиться к познанию Бога. В этом даже заключается цель человеческой жизни. При этом у него есть возможность соединиться с Богом. Для этого существует дар обожения. Верующий сможет стать храмом Святого Духа. Бог сможет открыться любому человеку в рамках молитвы и церковных служений. В исламе все по-другому. Человек не должен стремиться к познанию Аллаха, так как он непостижим. Задача верующего – искать свой правильный путь, шариат. Аллах не сможет существовать в душе человека, он не раскрывается каждому, а только правоверным. Он не желает общаться с человеком напрямую, только через ангелов. Даже Мухаммед не имел возможности взаимодействовать напрямую с Аллахом.

Для взаимодействия человека с Богом в христианстве есть специальные таинства: миропомазание, брак и т. п. А в исламе оно невозможно никаким образом.

Отличаются и отношения Бога и человека. В христианстве они отцовско-сыновьи. Все люди считаются детьми Господа. В исламе это вассальные отношения. Аллах – это господин, а люди – его безвольные рабы. В обеих религиях бог требует от своих сторонников исполнения заповедей, а также исповедания веры. Но христианский Бог требует, в первую очередь, любви к другим людям и к себе. А Аллах требует подчинения. О любви речи не идет, нужны лишь покорность и повиновение. Для христианского Бога важным является любовь ко всему сущему, к другим людям, даже другого исповедания. А для мусульман любовь предписывается только по отношению к единоверцам.

В обеих религиях приветствуется мученичество за веру. В христианстве мучеником считается тот, кто принял страдания за веру в Христа, вплоть до смерти. А для ислама им называют того, кто погиб на войне с иноверцами.

За праведную земную жизнь обе религии обещают человеку попадание в рай. Но христиан там ждет духовное блаженство без каких-либо земных удовольствий. А для мусульман в раю уготовлены плотские удовольствия: шелковые ложа, вкусные яства, сексуальные гурии.

ислам и христианство

Основные заповеди

Для выявления особенностей религий необходимо провести сравнение заповедей иудаизма, христианства и ислама. Так как последние две происходят из древнееврейской религии, то у них немало пересечений. Для того чтобы достичь просветления и заслужить рая, необходимо соблюдать ряд заповедей. Они были изложены в Торе – главной иудейской книге. Ислам и христианство заимствовали их с небольшими видоизменениями.

В христианстве сохраняются 10 заповедей:

  1. Верить только в единого Бога.
  2. Не сотворить себе кумира.
  3. Не произносить имя Бога понапрасну.
  4. Отдавать седьмой день служению Господу.
  5. Почитать отца и мать.
  6. Не убивать других людей.
  7. Не прелюбодействовать.
  8. Не красть.
  9. Никогда не давать ложные свидетельства.
  10. Не желать того, что принадлежит другому.

Ислам также предлагает соблюдать 10 заповедей, но они имеют более расплывчатую формулировку и больше ориентированы на повседневную жизнь.

  1. Первая заповедь велит всегда вставать на молитву, как только услышишь призыв.
  2. Вторая советует всегда изучать Коран.
  3. Третья заповедь рекомендует изучать арабский язык.
  4. Четвертая запрещает спорить.
  5. Пятая не рекомендует много смеяться.
  6. Шестая и седьмая велят не шуметь и не возвышать голоса.
  7. Восьмая запрещает дурно отзываться о других людях.
  8. Девятая призывает узнавать и любить людей.
  9. Десятая велит помогать другим людям в свое свободное время.

Безусловное сходство религий наблюдается. Однако для христианина эти заповеди – основное руководство в жизни. А для мусульманина главнее всего вышеперечисленного остается пять столпов, исполнение которых и делает его правоверным.

Основатель религии

Продолжая сравнение двух религий, ислама и христианства, стоит обратить внимание на фронтмена каждой конфессии. Иисус был Богочеловеком, его дух воплотился в человеческом теле. Он прожил жизнь смертного, а потом, воскреснув, доказал существование Всевышнего. Мухаммед был пророком, но при этом простым смертным.

Так как Иисус был Богом, т. е. вечным и вездесущим, то у него не могло быть дня рождения. Но его человеческое воплощение имеет его. Собственно, так же как имеет и день смерти. И каждая из этих дат отмечается христианами. Как Богочеловек, Христос не имел семьи и детей.

У Мухаммеда также есть день рождения и день смерти. Как простой человек, он имел жен и наложниц. Каждый основатель оставил после себя плеяду учеников и последователей.

различия христианства и ислама

Основные книги

Еще одна общая характеристика, которая обнаруживается при сравнении ислама и христианства – это почитание священной книги. Для христиан – это Библия,. Для мусульман – Коран. Но Библия – это результат работы пророков и апостолов, действующих в контакте и по вдохновению Святого Духа. А Коран никем не был написан, он существовал всегда и будет существовать вечно. То, что читают люди – это видимая священная книга, которая является воплощением невидимого, вечного текста. В мусульманстве есть догмат о святости и несотворенности Корана.

Структура священных книг в обеих религиях сходна. Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета, заимствованного из иудаизма, и Нового Завета, сложившегося уже при становлении христианской религии. Во вторую входят 4 евангелия, Деяния апостолов и их послания, а также часть об Апокалипсисе. Каждый христианин должен не только прочесть данные книги, но и продолжать изучать их в течение всей жизни, каждый раз находя в них ответы на все свои вопросы.

Коран является сборником текстов, сур, на самые разные темы. По сути, изучение Священного писания мусульманину должно быть достаточно, чтобы узнать все о мире и вере. Однако в дополнение к Корану есть еще несколько священных книг:

  1. Таурат (священная книга иудеев).
  2. Забур (сборник мудрых изречений и стихов).
  3. Инджиль (аналог евангелия).

Разница между религиями заключается в отношении языков. Коран написан на арабском, и поэтому все молитвы должны служиться только на нем. Для христиан язык обращения к Богу не имеет никакого значения.

Сравнение мировых религий

Для выявления специфики главных конфессий можно провести сравнение христианства, ислама и буддизма. В религиях в данном случае между первыми двумя вероисповеданиями будет обнаружено больше сходств, чем различий. В отличие от буддизма, у них есть понятие рая и ада. Путь к спасению в них лежит через определенные поступки. В то время как в буддизме в большей степени призывают к созерцанию и размышлению.

Основная линия сравнения буддизма, христианства и ислама – это многобожие/единобожие. И в этом аспекте разница между религиями становится очевидной. Так как мусульманство и христианство – монотеистические религии, а буддизм – политеистическая. Также сравнение с буддизмом выявляет единый прототип мусульманства и веры Христа – древнееврейское начало. Таким образом, линия сравнения буддизма, христианства и ислама позволяет понять, что между мусульманством и христианством достаточно много общего, и есть все основания для взаимопонимания.

Источник: magic-ezoteric.pro


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.