На сегодняшний день в мире существует множество различных религий и верований, каждое из которых имеет свои отличительные черты. Из всего многообразия вероисповеданий лишь несколько из них именуются мировыми религиями.

На практике мировыми религиями принято называть те, которые распространились среди народов различных государств. Современные религиоведы выделяют три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Однако некоторые исследователи также в их перечень включают конфуцианство, исповедуемое жителями Китая, Японии и Кореи, индуизм, приверженцами которого является население Индии, иудаизм, исповедуемый гражданами Израиля. Все эти конфессии имеют общины по всему миру, что дает повод некоторым ученым причислять данные религии так же к мировым. И всё же большинство религиоведов относят последние к числу национальных религий, и при подготовке этой статьи мы отталкивались именно от этой точки зрения.

 

1. Буддизм


Исторически первой мировой религией можно считать буддизм, появившийся в VI столетии до нашей эры (по григорианскому летоисчислению) на территории Древней Индии. Основал его Сиддхартха Гаутама, который впоследствии был назван Буддой (переводится как «пробужденный»).

В среде религиоведов взгляд на буддизм разнится: его именуют либо религией, либо философией, либо просто культурной традицией. Сам Будда утверждал, что учение его не было ниспослано свыше, а разработано им, благодаря созерцанию духа. Он даже настаивал, что не следует слепо принимать его учение, а прежде требуется его проверить при помощи личного опыта.

Последователем данного учения можно стать путём принятия так называемого «прибежища», включающего 3 основные составляющие:

  • Будда (в данном случае подразумевается как Сиддхартха Гаутама)
  • Дхарма (учение Будды)
  • Сангха (буддийская община)

После принятия данного «прибежища» буддист, согласно учению, должен придерживаться пяти заповедей буддизма:

  • воздержание от совершения убийства
  • воздержание от воровства

  • воздержание от распутства
  • воздержание от лжи и сплетен
  • воздержание от пьянства

В настоящий момент выделяют два наиболее влиятельных течения в буддизме: Хинаяна, которое рассматривает Будду как простого человека, наделенного добродетелью, и Махаяна, которое рассматривает Будду как реальность, явленную людям в виде человека.

Сейчас буддизм исповедует порядка 500 миллионов человек, основная масса которых населяет юго-восточные азиатские государства, такие как Китай, Японию, Южную Корею, Камбоджу, Мьянму, Таиланд и другие.

Наиболее крупная по количеству приверженцев мировая религия – христианство, появилось в начале нашей эры на землях Палестины. С современном мире его исповедуют около 2,5 миллиардов жителей планеты.

Как и иудаизм с исламом, христианство причисляют к авраамическим религиям, так как все они восходят к Пророку Ибрахиму (мир ему), в библейской традиции известному как Авраам.

3. Ислам

По числу приверженцев ислам является второй религией в мире. На сегодняшний день около 1,5 миллиарда жителей планеты являются мусульманами. Но при этом ислам является самой быстрорастущей религией на Земле, и уже к началу следующего столетия, по подсчетам экспертов, может опередить христианство.


Ислам, будучи авраамической религией, признает факт существования Священных Писаний, ниспосланных иудеям и христианам: Таурат (Тора), Забур (Псалтырь) и Инджиль (Евангелие). Но согласно исламскому вероучению, они были искажены, так как в них имелось указание следовать за последующими Пророками Аллаха, заключительным из которых является Пророк Мухаммад (с.г.в.).

Ислам признает существование почитаемых иудеями и христианами пророков, таких как Ибрахим (а.с.), Муса (а.с.) и Иса (а.с.). Однако, в отличие от христианства, ислам отвергает божественную сущность Иисуса (а.с.), утверждая, что он, как и Моисей (а.с.) и Мухаммад (с.г.в.), является человеком и Пророком Всевышнего, но никак не сыном Божьим.

Ислам как религия придерживается строгого монотеизма, признавая Аллаха единственным Создателем и Властелином всего сущего, а поклонение кому-либо наряду с ним, согласно исламскому вероучению, является наиболее тяжким грехом.

Основным источником вероучения в исламе служит Священный Коран, который включает в себя в том числе и повествования, содержащиеся в иудейских и христианских трактатах, однако между ними имеются некоторые разногласия. Например, если мы возьмем историю с жертвоприношением Авраама (Ибрахима, а.с.), то согласно исламской традиции, он должен был принести в жертву своего старшего сына – Исмаила (Измаила, а.с.), а согласно христианской – Исхака (Исаака, а.с.). Но в целом единая авраамическая линия между тремя религиями сохраняется.


Мусульмане в основной своей массе проживают на сегодняшний день на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии. Разные по численности мусульманские общины существуют практически во всех государствах мира.

Источник: Islam.global

Ислам — одна из трёх мировых религий. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2[34] до 1,5[35] миллиарда человек.


1042; 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах.

1048;слам является второй по численности религией в мире (после христианства).Ислам распространился на таких обширных территориях благодаря арабским завоеваниям, хотя позже многие народы убедила именно проповедь (например, монголы ещё не знали поражений, когда приняли ислам)


Источник: otvet-master.ru

Почему исламский фундаментализм в последние годы так усиливает свои позиции? Ислам начал свой поход на Запад и постепенно завоевывает Европу, Америку. Сегодня в Европейских странах насчитывается около 54 миллионов мусульман, только в одной Франции их проживает 7 миллионов.

Тенденция перехода в ислам набирает большую скорость и хуже всего, что усиливаются именно его радикальные, экстремистские течения. В сегодняшней Европе существуют целые “мусульманские гетто”, куда обычные жители опасаются заходить, включая даже полицию. Там идет своя закрытая жизнь, со своими мечетями, своим правосудием по законам ислама.

Это явление разрастается в ужасающих размерах, постепенно выходя из-под контроля правительства. Разгорелась война культур в центре Европы, бывшей образцом свободы и демократии, равенства прав, плюрализма.

Внезапно в ней начинает развиваться инородное тело, противоречащее всем ее основным принципам – радикальный ислам, возвращающий нас в далекое прошлое с точки зрения равноправия женщины и других прогрессивных завоеваний человечества.


Член парламента Нидерландов, Герт Вилдерс, основатель партии Свободы, выступил с обращением, предостерегая об огромной опасности, нависшей над Европой. По его мнению, мы находимся на последнем этапе исламизации Европы, что ставит под угрозу существование не только ее самой, но и Соединенных Штатов и всей западной цивилизации, поскольку выливается в экстремизм, насилие, интифаду.

Почему так растет популярность радикального ислама и особенно среди молодежи?

Дело в том, что мы подошли к последнему этапу тысячелетнего развития человечества. Человеческая цивилизация вышла из Древнего Вавилона и пошла в двух направлениях: одна часть пошла за Авраамом, а другая разошлась по всему миру. Впоследствии, учение Авраама оказалось в основе трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама.

В такой последовательности эти религии развивались, одна за другой. Иудаизм развивался непосредственно от Авраама. Христианство возникло через две тысячи лет, когда появились первые христианские общины. А ислам появился только в 7-м веке.

Соответственно этим этапам и происходит расцвет каждой религии и ее относительное угасание. Иудаизм находился в периоде расцвета в своем истинном виде до разрушения Храма. После него еврейский народ оставил принцип “любви к ближнему как к самому себе”, лежащий в основе учения Авраама, и потому ушел в изгнание. Это было духовным изгнанием из состояния любви к ближнему, падением из братской любви в ненависть.


Христианство переживало расцвет до времен средневековья, а затем начало опускаться, реформироваться, раскололось с возникновением протестантского движения.

Ислам же долго дремал и не проявлял себя в мире во всю свою силу. И только в последнее время, когда христианство и иудаизм настолько ослабили свои позиции, что перестали определять форму общества, начал подниматься ислам. И действительно, в Торе написано, что в конце дней, на заключительном этапе развития человечества, ислам наберет такую силу, как сказано об Ишмаэле: “Рука его на всех, и руки всех на нем”. То есть эта религия поднимается над всеми.

Иудаизм находился в расцвете первые две тысячи лет после выхода Авраама из Древнего Вавилона, то есть примерно до начала нашей эры. Это время, когда иудаизм существовал в своем истинном духовном виде, на полную мощность. А затем еврейский народ упал с духовного уровня и начал погружаться в материальные желания, из-за чего вышел в изгнание. Каждое последующее поколение падало все ниже.

После всплеска иудаизма начался всплеск христианства. Христианство начало бурно развиваться, пока не исчерпало себя. В наше время мы находимся на закате христианства, которое уже потеряло свою былую мощь. Ведь сегодня для того, чтобы быть христианином в Европе, почти ничего не требуется, кроме крестика на шее.


Кое-где еще остались фанатичные христиане, но это как раз не те, кто принадлежал ему изначально, а народы, принявшие христианство в более поздние века, как, например, латиноамериканцы. Для них христианство еще относительно новая религия. Если само христианство существует уже две тысячи лет, то в Америку оно пришло только с миссионерами после открытия ее Колумбом пятьсот лет назад. И потому там еще сохранились глубоко религиозные люди.

Но ислам начинает по-настоящему пробуждаться только в наши дни. До этого он находился в латентном периоде. Прошло две тысячи лет расцвета иудаизма, потом две тысячи лет расцвета христианства, и наступила очередь ислама.

Иудаизм, существовавший когда-то на принципе любви к ближнему как к самому себе, не требовал никакого внешнего давления на человека. Тот, кто хотел, присоединялся к нему, а кто не хотел – не присоединялся.

По историческим документам видно, что во времена пророков, в 8-7 веке до нашей эры, до самого разрушения Храма, очень многие выходцы их народов мира приходили учиться к евреям и этим усилили иудаизм. Некоторые из них превратились в великих мудрецов еврейского народа, и таких было немало, включая знаменитого мудреца и каббалиста Рабби Акива.

Но иудаизм не мог широко распространиться по миру, ведь такое распространение возможно только силой. Все человечество, в сущности, представляет собой эгоистов, которых можно либо подкупить деньгами, либо завоевать силой, угрозами. Одно из двух: либо привлечь конфетой, либо из-под палки.

В иудаизме же не было ни конфеты, ни палки – это пассивное учение. К нему приходил тот, кто чувствовал в себе тягу к этой идее, стремился к объединению, любви к ближнему.

Речь идет об иудаизме тех времен, построенном на главном законе Торы – любви к ближнему как к самому себе. И потому иудаизм не получил широкого распространения в мире. К нему присоединились лишь те, которые пожелали.

Христианство уже вело себя по-другому, считая, что весь мир должен стать христианским. В большинстве случаев, при открытии новых земель, завоеваний государств, установлении связей, кроме торговых интересов и обогащения, преследовалась также цель распространить свою религию. Поэтому церковь в Испании, Португалии, Франции, Англии очень поддерживала колониальные походы.

Иудаизм действовал иначе, вообще не выходя из своих границ и только принимая всех, кто хотел к нему присоединиться, без всякого насилия и подкупа. Причем, такой подход сохранился в иудаизме и по сей день. По традиции, желающего принять иудаизм, сначала всячески отговаривают.

Но христианство распространялось очень “прогрессивными” методами, по сравнению с иудаизмом: на мечах крестоносцев и с уговорами миссионеров, убеждающих, какая это замечательная и великая вера. Человека покоряло богатство христианских храмов, с золотыми украшениями и иконами, и рассказы о чудесах.

В центре любого европейского города стояла церковь – самое высокое и красивое здание во всей округе. Даже сегодня церковь выделяется из всех построек, а в давние времена, она вообще стояла среди лачуг, и потому христианство было очень привлекательным для народа и широко распространилось.

Но по мере своего распространения, оно также стало ослабляться из-за возникшего в нем раскола. Начались споры одного течения с другим, и с этого момента его сила стала угасать. С приходом Ренессанса, а затем эпохи Просвещения, христианство начало сдавать свои позиции.

Если до того, за неверие объявляли еретиком и сажали в тюрьму или сжигали на костре, то 300-400 лет назад перестали так делать. Сегодня ни о чем таком вообще не может быть речи, и хотя Европа и Америка все еще хранят христианские традиции, но это уже скорее часть культуры, а не веры.

Мы видим, что в наше время, вместо иудаизма и христианства, все большую популярность приобретает ислам. Это относительно молодая религия и самая агрессивная из всех, ставящая своей целью распространить власть шариата на весь мир. И ее адептам не важно, удастся ли это сегодня или еще через тысячу лет. Главное, что они над этим работают, считая эту работу священной и проповедуя веру в Аллаха, единственного Бога.

И в действительности, с точки зрения иудаизма, ислам не считается идолопоклонством, потому что предполагает веру в единую высшую силу. Только рассказывает о ней не пророк Моше, а пророк Мухаммед – другой посланник Творца.

Ислам основан на вере в одну высшую силу, кроме которой ничего нет, и которая управляет всем человечеством, возвышая человека. Хотя с течением веков ислам прошел большие трансформации.

В наше время ислам усиливает свои позиции, переживая такой активный период, который иудаизм и христианство прошли в первые две тысячи лет своего существования. И разумеется, что с современными ресурсами, средствами связи, оружием, которыми ислам располагает сегодня, он может позволить себе гораздо большую экспансию, чем христианство две тысячи лет назад или иудаизм, вообще бывший совершенно пассивным.

Поэтому мы видим, как ислам распространяется все шире в очень интенсивной и угрожающей форме. Мне приходилось обсуждать эту тему в академических и правительственных кругах в Европе, и они признали свое полное бессилие в этом вопросе. Я разговаривал с мэрами нескольких городов в странах Европы и профессорами университетов, которые сетовали, что у них связаны руки.

Европейцы сами связали себя своими демократическими законами и теперь вынуждены совершенно лояльно относиться к исламскому фундаментализму. В то время как мусульмане относятся к европейцам согласно законам ислама, причем не первозданного, который был мягким и призывал к любви, соединению, человеческим ценностям – а современного, радикального.

В данное же время получается так, что демократические принципы мешают европейским властям пресечь распространение радикального ислама, как опасного движения, угрожающего подорвать стабильность в Европе. А исламу ничто не мешает распространяться. И его приверженцы не приезжают в Европу с целью убивать людей – они лишь хотят сделать из всех мусульман.

Если бы евреи в Израиле согласились принять мусульманство, приняли на себя этот закон, в тот же миг они стали бы для арабов своими и таким образом “разрешили” арабо-израильский конфликт…

Таким образом, демократические законы делают Европу полностью открытой для мусульман, позволяя им вести себя так, как им хочется. Никто не имеет права посягнуть на их свободу и права. В то время как христианин, а тем более еврей, опасается заходить в специальные районы, где сконцентрировано мусульманское население.

В чем проявляется особый характер каждой из трех мировых религий?

Иудаизм – это довольно пассивное учение, которое с трудом принимает в себя и лишь тех, кто согласен с полным выполнением его предписаний. Христиане более активны, привлекая людей в свою веру.

У мусульман существует убеждение, что ислам должен стать единственной религией всего мира. Они заявляют, что не может быть другой высшей силы, кроме той, которую они себе представляют, то есть Аллаха, и Мухаммеда – его посланника. И это мнение они стремятся установить во всем мире.

Разные мусульманские течения объединяются на этом глобальном принципе и в то же время, раскалываются, потому что у каждого есть свое мнение каким способом привести весь мир под знамя ислама. Одно течение добивается этой цели более мягкими методами, другое – более жесткими, одно менее ортодоксальное, другое – более. Но, в конце концов, все они стремятся распространить ислам вокруг всего Земного шара.

В этом заключается их работа, и таким методом они распространились в Океании, на Филиппинах, в Индонезии, по огромным территориям в Африке за последние сто-двести лет. А в наши дни началось нашествие ислама на Европу. По статистике, каждый день сотни человек в Европе переходят в ислам.

Европа так привлекательна для мусульман, потому что они считают ее культурным центром мира и примером для всех остальных. И если они сделают этот мировой центр – центром ислама, то таким образом, завоюют весь мир.

Америка – это источник силы, а Европа – это центр идеологии, культуры. Придет время, мусульмане доберутся и до Америки, они уже начинают там усиливаться.

Европа – слабая, состарившаяся, не имеющая силы бороться с нашествием ислама. Потому это лишь вопрос времени – скоро вся Европа будет только зеленого цвета.

Как молодых европейцев может привлекать такое жестокое, экстремистское движение, как радикальный ислам?

Люди тянутся к силе. Если я не люблю сильного, то, по крайней мере, боюсь его. Страх заставляет меня присоединиться к нему, и я непроизвольно начинаю его оправдывать. Я начинаю его глазами смотреть на весь мир и хочу, чтобы мир принял меня так, будто я отношусь к этой мощной силе.

Выходит, что убивая людей со страшной жестокостью, как сейчас происходит в Ираке, радикальный ислам этим зачищает себе территорию по всему миру, на которой сможет распространяться. Чем больше его жестокость и беспощадность, тем больше люди боятся его и хотят к нему приблизиться.

Страх имеет огромную притягательную силу. Лучше присоединиться к устрашающему врагу, ведь иначе я оказываюсь против него – а мне это совсем не нужно.

Поэтому множество молодых европейцев готовы стать мусульманами, на что требуется всего три минуты. И хотя таким образом, человек обязуется радикально изменить всю свою жизнь, он ощущает в этом свет, ведь теперь у него есть цель жизни, которой Европа не смогла ему дать. Вместо умирающей культуры, потерявшей всякую силу, он получает жесткие инструкции и четкие жизненные установки.

Он понимает для чего жить, ощущает силу, плечо соратника, а потому чувствует в этом вкус и согласен на это пойти. Ислам черпает свою силу из объединения людей. Согласно науке кабала, это называется клипой (нечистой силой) правой линии.

Правая линия – это отдача, то есть мусульмане представляют себя как людей, призывающих к добрым отношениям, духу единства, объединению и взаимопомощи. Они дают человеку ощущение тепла. В их поведении есть внутренняя теплота, и хотя она обманчивая, но люди ее чувствуют.

И она очень привлекательна для молодых европейцев, ощущающих холод в одряхлевшей Европе и полное безразличие к себе. Каждый из них чувствует себя изолированным, одиноким, не имеющим ни силы, ни цели в жизни, никакой основы, полностью потерянным. И потому он соглашается войти в рамки ислама, которые, несмотря на свою жесткость, дают чувство причастности к теплому течению, имеющему четкую цель. А это очень привлекательно.

Или же это увлечет европейцев в противоположную сторону – к нацистскому режиму: одно из двух. Фашизм основан на том же принципе общего объединения и четкой цели. Не важно, за счет чего достигается единство и какова цель, но это привлекает людей.

Человек любит находиться в организованной толпе, с ясными и понятными целями. Он чувствует вокруг поддержку таких же, как он, идущих вместе в одном направлении. Это вселяет уверенность, определяет цель, жизненные рамки. А без этого он живет как в пустом пространстве, без четкой направленности, и волен двигаться в любом направлении, куда пожелает.

А другие религии не могут обеспечить человеку то же самое?

Иудаизм не может обеспечить широкой поддержки, так как передается индивидуально и не заинтересован в расширении. Пока еще евреи не переходят в ислам, но в будущем это может стать реальностью. Тогда как христиан в Европе почти ничего не останавливает от этого, ведь современное христианство не обладает силой.

Источник: www.michaellaitman.com

Литература

Ахмедов А Социальная доктрина ислама. М., 1982.

Аширов Н. Ислам и нации М., 1975.

Беленький М Иудаизм. М., 1974.

Кочетов А. Буддизм. М., 1983.

Кочетов А. Ламаизм. М., 1970.

1. История возникновения ислама
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют более млрд. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В Росии последователи ислама составляют вторую по численности этно-конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в г. Москве, Санкт—Петербурге и других регионах Российской Федерации.

Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привело к появлению там таких крупных городов как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями.

Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии — курейшитов, религиозный и административный центр которого находился в г. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. аль-Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию соседние племена и население близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.
Однако этот процесс формирования монотеистической религии не проходил автоматически. Решающий импульс ему придал реальное историческое лицо — пророк Мухаммед (570 год — 8 июня 632 года). Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в г.Мекка. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности.

Первоначально идеи Мухаммеда не нашли широкой поддержки у горожан Мекки. Мухаммед провел переговоры с племенем аус и хазрадж в г.Ясриб и с их согласия в 622 году вместе со своими приверженцами — Мухаджирами переселился в этот город, который позднее был переименован в Медину (город пророка). С этого события (арабское «Хиджра» — переселение) и начинается мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед основал мусульманскую общину (умму), в состав которой вошло помимо Мухаджиров значительная часть жителей Мекки. Члены общины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и светским руководителем.

Между Мединой и Меккой в течение восьми лет шла ожесточенная война. В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, и после этого Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, которое получило название Арабский Халифат. Мухаммед был религиозным и политическим руководителем этого государства.

В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Медине. После смерти Мухаммеда на пост Халифа — приемника, заместителя пророка был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал ряд крупных завоевательных походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал главой обширного Арабского Халифата. Таким путем ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.

Завоевательные войны арабских халифов не ограничивались территорией Аравии. Уже в VII—VIII вв., пользуясь слабостью Византии и Персии, арабы подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени эти народы были уже подготовлены к единобожию на основе проповеди иудаизма и христианства. Арабские халифы экономически поощряли переход иноверцев в ислам. Покоренные народы, принявшие ислам, платили в казну халифата только десятину дохода — умр. А не принявшие ислам — обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению этой разновидности исповедания в мировую религию.
2. Особенности вероучения и культа ислама
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «Священной книге» —
Коран (араб. куран — чтение). Как и другие мировые религии, ислам является
религией откровения.По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим. Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные Общественные отношения.

В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.
Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания.Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся носители доброго начала: Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил, ангелы смерти — Накир и Мункаф, страж рая — Ридвана, страж ада — Малика и воплощение зла—Иблис, которого проклял Аллах.

Для ислама характерна также вера в
пророков: В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Нух (Ной), Иса (Иисус). Однако главное значение придается «печати пророков»,«посланнику Аллаха» — Мухаммеду.Основное положение мусульманского символа веры гласит «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха».

Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. С этой верой тесно связана вера в существование двух форм загробного мира: рая и ада. Мусульмане представляют рай в виде чудесного места, где в изобилии имеется все, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения. Ад — это место мук и страданий. В рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (не мусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад.

Какова судьба каждого человека, что ему уготовано — рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам Аллах на Страшном суде. Он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай.

В исламе очень сильно выражена
вера в божественное предопределение. Все подчинено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. В 6-ой суре аят 125 говорится: «Кого пожелает вести Аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». Иначе говоря, Аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека все получится как надо, тот, от кого Аллах отвернулся, все равно ничего не выйдет. Тем не менее, удел всех — безусловная покорность божественной воле.

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина.
Первое культовое предписание — произнесение вслух Шахады — основного положения символа веры — «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его». Произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности — первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином.

Второе культовое предписание— ежедневный пятикратный ритуал —
намаз (молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить намаз — молитву. Первая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая — полуденная, третья — во второй половине дня до заката Солнца, четвертая — при закате Солнца, пятая — в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола или земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.

Третье культовое предписание Закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование — садака —1/40 часть годового дохода.
Четвертое культовое предписание Саум — соблюдение поста (перс. ураза) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и т. д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста.

Пятым культовым предписанием является
Хаджпаломничество в Мекку. Хадж состоит в посещении в Мекке главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского календаря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состояния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.

Помимо выполнения этих обязательных предписаний в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и культ мазаров. Кааба — это священный храм в Мекке — четырехугольное каменное здание (кааба в переводе с арабского означает куб) высотой примерно 10 метров, шириной — 8, с плоской крышей, без окон. В наружной стене этого здания находится ниша с «черным камнем», по всей видимости, метеоритного происхождения. «Черный камень» ассоциировался с присутствием Аллаха, это его символ. Храм Кааба построен задолго до появления ислама и являлся святилищем племени курейшитов. В Каабе кроме «черного камня» были размещены более трехсот идолов племенных богов. Поэтому это святилище было объектом поклонения и других племен, проживающих вокруг Мекки. В качестве главного регионального святилища Кааба служила местом, где собирались представители племен для торговых сделок, переговоров и заключения договоров о мире, союзе или совместных действиях. Это место считалось запретным, священным. В нем не допускались столкновения племен, враждебные по отношению друг к другу акции, поэтому сюда мог являться каждый для поклонения Богу. После победы ислама и утверждения веры в единого Бога Аллаха идолы были разбиты и выдворены из храма. Отныне Кааба с его «черным камнем», стал главным культовым зданием ислама. Прийти к Каабе и прижаться губами к «черному камню», означает для мусульманина исполнить завещание пророка Мухаммеда. Кааба как святилище, в котором пребывает Аллах, играет огромную роль во всей религиозно-культовой деятельности ислама. Во время молитвы благочестивый мусульманин должен обратиться в сторону Каабы. Считается, что только в этом случае молитва будет действенной, услышанной Аллахом.

В качестве сохранившегося пережитка древних культов в исламе, является и
поклонение святым местам — мазарам. Мазарами считаются различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Один из признаков значимости мазара — его древнее происхождение. Примером таких мазаров является Гур-Эмир в Самарканде, место захоронения Тамерлана. Мазаром считается и мавзолей Шахи-Зинда. Верующие ходят поклоняться этим местам, совершают молитвы с просьбой решить какую-то проблему.

Как и в других религиях, значительная роль в культовой системе ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.

Адаты – сложившиеся веками задолго до Ислама обычаи народов, частично согласующиеся с Исламом и в таком случае составляющие с ним определённую этно-конфессиональную гармонию, а частично — противоречащие Исламу и вступающие с ним или во временные компромиссы, или в непримиримую борьбу.

К примеру, формы и цвета национальной одежды, особенности местной кулинарии, всех видов искусств, архитектуры, если в них нет противоречий понятию «халяль – дозволенное, доброе, полезное и одобряемое Исламом» — принимаются как часть исламской культуры данного края и данного народа. Но если древние традиции подпадают под определение «харам – вредное, злое, запрещённое Исламом» — то эти адаты противоречат исламской культуре. К примеру, это – выкрадывания невесты, чрезмерно пышные свадьбы с употреблением спиртных напитков, запрещенных танцев, ритуальные плачи женщин над покойными, языческие заговоры и языческие амулеты и т.п.

Ураза-байрам — это праздник окончания поста. Он приходится на начало следующего за рамазаном месяца, т. е. на первое шавваля — десятого месяца мусульманского лунного календаря и называется праздник фитр. Из названия этого праздника следует, что правоверный мусульманин после окончания поста обязан внести представителю духовенства фитр — то есть подношение в натуральном или денежном виде. Часть этого подношения позднее распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождением в гости, угощениями.

Курбан-байрам — день жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связывается с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Бог в последнюю минуту сжалился над несчастным и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), то есть зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову, верблюда, коня. Основанием для этого жертвоприношения служит аят Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвования из того, что любите» (3.86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират «тонкий как волос, острый как лезвие меча, горячий как пламя» — перекинутый над адом, правоверный может проследовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад.

Приготовления к этому празднику, как и сам праздник, обставляются весьма торжественно. В мечети совершается особое богослужение, читаются проповеди, в домах готовятся угощения. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника правоверные посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.

Мирадж— посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесении на небо к престолу Аллаха, который соблаговолил принять его, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. Однако, по преданию, все это произошло так мгновенно, что возвратясь к своему ложу, пророк Мухаммед застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Этот праздник празднуется 27 числа месяца Раджаб.

Мавлюд — день рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа раби-аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству.

Пятница — день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения, люди надевают праздничные одежды и т. д.

Кроме этих основных праздников у каждого народа в каждом регионе традиционного распространения ислама существуют свои специфические обряды и ритуалы, переходящие из поколения в поколение.
Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий в исламе является мечеть. В мечети проводятся богослужения, читаются проповеди, совершаются различные обряды. Но в исламе мечеть — это не только религиозный, но и социокультурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований. Важная функция мечети — организация обучения детей. При мечетях создаются школы —
мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство. При наиболее крупных мечетях существовали и существуют духовные школы — медресе, где готовят будущих священнослужителей, специалистов по исламу, богословов и законоведов. Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама формируется единая общность—умма. Первичной же организационной единицей в исламе выступает религиозная община.

Возглавляет религиозную общину
имам (впереди стоящий) и мулла. В главных региональных культовых зданиях — соборных мечетях имеется разветвленный штат служителей культа во главе с муфтием. Муллы избираются мусульманами из своей среды. Это может быть специально подготовленный человек, окончивший духовное училище, а может быть просто обученный человек, приобретший навыки совершения богослужения и других обрядов. Муфтий как высшее должностное лицо, избирается на съездах представителей духовенства и верующих. В странах, где ислам является государственной религией, муфтий назначается правительством.

Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат.

Шариат (араб. шариа — надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама. Сунна — сборник хадисов, то есть изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное. К моменту окончания формирования шариата действия были разделены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.

3. Основные направления в исламе:

Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты.
Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.

Хариджиты (от арабского хараджи — вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины халифом может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в.

Сунниты, опираясь на Коран и Сунну (Священное Предание), разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть — будущим халифом Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т. е. иметь репутацию и звание богослова-законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды.

Последователишиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам — ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. В VII в.н.э. таким прямым наследником являлся Али — двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда… Али был убит в мечети г. Куф в Карбалла — ИРАК. Халифом стал Муавия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства — Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели — Шахсей -вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя самобичеванию. Таким образом, шииты считают единственно законным наследником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наследников — имамов. Так возникло шиитское учение об имамате — форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.
Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам — Мухаммед бек аль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунта-заром (ожидаемым) и с считают его мессией (махди). Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповеданиях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что «скрытый имам» уже пришел, что он воплотился в конкретного человека. Распространение таких слухов в 60—80-х годах ХХ в. способствовало успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил аятолла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.

Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шииты имеют собственное «Священное писание» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.

Принципиальных различий в культовой практике между суннитами и шиитами не существует. Эти различия лишь связаны с особенностями исторического пути развития шиизма и мест его преимущественного распространения. Основными шиитскими центрами являются Иран и Ирак, поэтому помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке.

Руководят религиозной жизнью общин, как в суннизме, так и шиизме — муллы. Самых авторитетных и почитаемых духовных лиц, ученых-теологов в шиизме называют «аятолла» (божественное знамение), а высшее звание в шиитской ветви ислама — «великий аятолла» (отражение Аллаха). Суннизм и шиизм в свою очередь не представляют собой целостной сплоченной организации и единого вероисповедания. В их рамках существуют различные направления и толки. Особенно большое количество направлений существует в шиизме.

В России большинство мусульман принадлежит к суннизму. Шиизм имеет своих приверженцев в основном в республиках Северного Кавказа.
Ислам за довольно короткий исторический период сумел превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый «мусульманский мир», с мощной политической структурой и высоко развитой цивилизацией. В средние века одним из важных инструментов создания такой культуры явиласьарабизация. Можно даже сказать, что арабизация — неотъемлемая составная часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по-арабски, и переводить его запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике. В средние века знание арабского языка давало человеку многочисленные преимущества. Поскольку арабский язык на территории халифата являлся основным средством общения, то его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т. д. Историки свидетельствуют, что в средние века быстро развивающаяся арабо-мусульманская культура на какое-то время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и культурные центры христианской Европы. Широко известны заслуги перед мировой культурой таких мусульманских мыслителей, как Аль-Фараби (870—950), Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.), Ибн-Рушт (1126—1198) и др. Значителен вклад в мировую литературу Абулькасима Фирдоуси (934—1030), Омара Хайяма (1040—1123), Джами (1414—1492) и др.

В связи с упадком арабской государственности влияние исламской культуры на мировую цивилизацию ослабло. Эпоха колониализма сопровождалась борьбой христианства с исламом. В какой-то степени эта борьба привела к ослаблению позиций ислама. В некоторых странах ислам был вытеснен с позиций государственной религии. Так, например, Турция, Египет были объявлены светскими государствами. Однако ислам в большинстве стран своего традиционного распространения продолжает играть огромную роль в качестве религиозного вероучения, формы социальной организации и культурной традиции.

В настоящее время в религиоведении и политологии широко распространяется концепция «мусульманского возрождения». Авторы этой концепции отмечают резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни народов, которые входили в орбиту традиционного распространения ислама. Это возрождение объясняется рядом причин. В качестве таких причин выдвигается и относительная молодость ислама. Утверждается, что ислам — самая молодая мировая религия, он еще не исчерпал своих потенций, сохранил жизненную силу и способен к экспансии. Идеологической основой такой экспансии служит идея «завершения пророчества». В трактовке мусульманских теологов эта идея звучит таким образом: пророк Мухаммед был последним посланником Бога на Земле, он принес окончательную истину, и это свидетельствует об исключительности мусульман, как избранном Богом народе, и об особом положении ислама сравнительно с другими религиями. Важное значение в аргументации придается таким особенностям исламского вероисповедания, в которых проявляется охват религиозными предписаниями всех сфер жизнедеятельности верующих. Ислам регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что
ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей.

Идеи «панисламизма» получили практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций. Первая организация такого типа — Всемирный Исламский Конгресс (1926 г.). В настоящее время значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. «Лига Мусульманского мира» и наиболее представительное международное объединение на правительственном уровне «Организация исламской конференции» (основана в 1969 г.)
3. Ислам в России

Среди ряда многих цивилизаций ныне существующих на планете исламская цивилизация занимает одно из видных мест. Ее вклад в развитие человечества общеизвестен… За последние полтора тысячелетия некоторые цивилизации «сошли с дистанции». Исламская же цивилизация не просто продолжает существовать, но и бурно развивается. И происходит это потому, что у нее мощное духовное основание — наша священная мусульманская религия.
Мусульмане нашей страны — а их около 20 миллионов человек — являются составной частью этой великой исламской цивилизации.
Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромных просторах страны — от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воедино духовно-нравственными ценностями ислама.
Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов — будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многие другие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помог сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим корням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл и играет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима, направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов России не увенчались успехом.
Многие поколения российских мусульман способствовали формированию исламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению ее достижений среди соседних народов — казахов, киргизов и других. Во многом благодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себе цивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами к ним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священном Коране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике. У них возникла достаточно развитая для своего времени система образования…

Аргументируя вывод о мусульманах России как составной части исламской цивилизации мы были бы не правы, если бы на этом поставили точку. Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование ее социокультурного своеобразия.
Для разностороннего взаимодействия с людьми разных национальностей и мировоззренческих ориентаций мусульмане черпали и черпают духовные ориентиры в священном Коране. Аят 200 суры 3 «Семейство Имран» призывает мусульман терпеть и быть терпимыми. Аят 13 суры 49 «Комнаты» призывает последователей мусульманской религии к позитивному сотрудничеству с другими народами и последователями других вероисповеданий. В нем говорится, что Аллах создал людей «народами и племенами», чтобы они взаимодействовали. Коран зовет мусульман верить во «все книги Божии», то есть и Тору, и в Новый завет, почитать всех «посланников Божиих», то есть Авраама, и Моисея, и Христа, дает ориентацию на взаимопонимание между мусульманами и людьми нерелигиозными, ибо в нем сказано: «Кто хочет пусть верует, кто хочет, пусть не верует» (Аят 28 суры 18 «Пещеры»). Иудеи и христиане названы в Коране «людьми Писания» (Аят 115 суры 2 «Корова»).
Таким образом, в Коране содержится мощный идейный потенциал, который создает духовную основу для организации доброго сотрудничества между народами во имя их общего благополучия. И мусульмане России четко руководствовались и руководствуются этими священными указаниями Аллаха. В результате, они не только дружно сотрудничали и сотрудничают с русским и другими народами нашей страны. Они стали фактически связующим звеном между миром ислама и миром православия. Более того. Я бы сказал, что они способствовали формированию России как особой цивилизации. Об этом хорошо и обстоятельно писали русские философы и историки конца XIX — начала XX веков, особенно те из них, которых стали называть евразийцами. Разработанные ими концепции, высказанные ими идеи сегодня вновь актуализировались.

Список используемой литературы:
1. Васильев Л.С. История религий востока. Учебное пособие для Вузов четвертое издание. 1999г.

2. Ельянов Е.В. Ислам: основные направления, течения и секты. 2001г.

3. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

5. Сайт http://azbyka.ru/religii/islam

Источник: studopedia.ru

Что такое ислам

Ислам является мировой религией. Дословный перевод слова обозначает полное подчинение себя богу, иначе можно сказать — вверение воле господа. Можно отметить характеристики, которые наиболее конкретно описывают данную религию и объясняют, почему ислам стал мировой религией. По численности населения она занимает второе место после христианства. Как иудаизм и христианство, ислам является теистической религией. Это обозначает то, что он исходит из понимания единого бога.

Сходства и различия с иными религиями

Несмотря на то что у данной религии есть некоторые сходства с христианством и иудаизмом, она характеризуется определёнными отличиями от них. Данные различия очень существенны. Возможно, именно они объясняют, почему ислам стал мировой религией. К примеру, здесь существует совершенное иное понимание бога и не приемлется идея о триединстве, догмате троицы. В данной религии это воспринимается как уступка многобожию. Основы ислама заключаются в вере, что бог не просто един, но ещё и единственный. По данной причине в исламской религии отсутствует идея о воплощении. Вероятно, в этом также скрыты истинные причины того, почему ислам стал мировой религией. Согласно его предписаниям, Иисус представляет собой не божественное лицо. В исламе он является избранным пророком и божиим посланником, подобно Аврааму, Моисею и Мухаммеду.

Особенности вероучения

В мусульманстве простая догматика. Религия основывается на вере в Аллаха. Именно он представляет собой единого бога. Согласно содержанию Корана, Аллах осуждает людей, проявляет к ним строгость. Помимо этого, люди считают его одновременно и милостивым. Главной его характеристикой является то, что он всемогущ. Согласно исламу, всё происходящее в жизни подчиняется воле Аллаха.

Религиозные обязанности мусульман

Данная религия предусматривает определённые предписания. Одно из них заключается в том, что необходимо исповедовать веру в Аллаха. Согласно этой религии не существует никакого бога, кроме Аллаха. Его пророком является Мухаммед. Во время ритуального омовения данное предписание должен произнести каждый новообращённый. При этом важное внимание обращается на искренность слов, потому что любое лицемерие является в данной религии непростительным грехом.

Как появилась религия

В Аравии в начале седьмого века возникла мусульманская религия под названием ислам. История возникновения её сводится к тому, что ещё в древние времена, когда произошло разделение людей на богатых и бедных, она начала зарождаться. Согласно переводу ислам обозначает покорность. Её последователем является мусульманин. Религия возникла по причине того, что у эксплуататоров рабов появилась необходимость каким-то образом запугивать бедуинов, чтобы они повиновались им. Таким образом, в каждом племени стали появляться свои боги, которые и держали в страхе бедняков. Помимо этого, арабы обожествляли живую и неживую природу. И только позже появилась сама религия. Суть ислама заключалась в том, что он проповедовал веру в единого бога.

Ислам в настоящее время

Постепенно мусульманские общины стали становиться всё больше и больше по численности последователей. В их число входили бедуины и оседлые жители Аравии. В результате происходящих событий объединились арабские племена, что стало главной причиной образования арабского государства. Очень скоро последователи ислама начали нападать на соседние земли с целью подчинения большего количества населения в данную религию.

Источник: FB.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.