Литература

Ахмедов А Социальная доктрина ислама. М., 1982.

Аширов Н. Ислам и нации М., 1975.

Беленький М Иудаизм. М., 1974.

Кочетов А. Буддизм. М., 1983.

Кочетов А. Ламаизм. М., 1970.

1. История возникновения ислама
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют более млрд. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В Росии последователи ислама составляют вторую по численности этно-конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в г. Москве, Санкт—Петербурге и других регионах Российской Федерации.

Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привело к появлению там таких крупных городов как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями.


Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии — курейшитов, религиозный и административный центр которого находился в г. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. аль-Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию соседние племена и население близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.
Однако этот процесс формирования монотеистической религии не проходил автоматически. Решающий импульс ему придал реальное историческое лицо — пророк Мухаммед (570 год — 8 июня 632 года). Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в г.Мекка. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу»).


следователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности.

Первоначально идеи Мухаммеда не нашли широкой поддержки у горожан Мекки. Мухаммед провел переговоры с племенем аус и хазрадж в г.Ясриб и с их согласия в 622 году вместе со своими приверженцами — Мухаджирами переселился в этот город, который позднее был переименован в Медину (город пророка). С этого события (арабское «Хиджра» — переселение) и начинается мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед основал мусульманскую общину (умму), в состав которой вошло помимо Мухаджиров значительная часть жителей Мекки. Члены общины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и светским руководителем.

Между Мединой и Меккой в течение восьми лет шла ожесточенная война. В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, и после этого Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, которое получило название Арабский Халифат. Мухаммед был религиозным и политическим руководителем этого государства.


В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Медине. После смерти Мухаммеда на пост Халифа — приемника, заместителя пророка был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал ряд крупных завоевательных походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал главой обширного Арабского Халифата. Таким путем ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.

Завоевательные войны арабских халифов не ограничивались территорией Аравии. Уже в VII—VIII вв., пользуясь слабостью Византии и Персии, арабы подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени эти народы были уже подготовлены к единобожию на основе проповеди иудаизма и христианства. Арабские халифы экономически поощряли переход иноверцев в ислам. Покоренные народы, принявшие ислам, платили в казну халифата только десятину дохода — умр. А не принявшие ислам — обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению этой разновидности исповедания в мировую религию.
2.


обенности вероучения и культа ислама

Основные положения вероучения ислама изложены в главной «Священной книге» —
Коран (араб. куран — чтение). Как и другие мировые религии, ислам является
религией откровения.По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим. Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные Общественные отношения.

В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.
Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания.Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся носители доброго начала: Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил, ангелы смерти — Накир и Мункаф, страж рая — Ридвана, страж ада — Малика и воплощение зла—Иблис, которого проклял Аллах.


Для ислама характерна также вера в
пророков: В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Нух (Ной), Иса (Иисус). Однако главное значение придается «печати пророков»,«посланнику Аллаха» — Мухаммеду.Основное положение мусульманского символа веры гласит «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха».

Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. С этой верой тесно связана вера в существование двух форм загробного мира: рая и ада. Мусульмане представляют рай в виде чудесного места, где в изобилии имеется все, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения. Ад — это место мук и страданий. В рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (не мусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад.


Какова судьба каждого человека, что ему уготовано — рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам Аллах на Страшном суде. Он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай.

В исламе очень сильно выражена
вера в божественное предопределение. Все подчинено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. В 6-ой суре аят 125 говорится: «Кого пожелает вести Аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». Иначе говоря, Аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека все получится как надо, тот, от кого Аллах отвернулся, все равно ничего не выйдет. Тем не менее, удел всех — безусловная покорность божественной воле.

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина.
Первое культовое предписание — произнесение вслух Шахады — основного положения символа веры — «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его». Произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности — первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином.


Второе культовое предписание— ежедневный пятикратный ритуал —
намаз (молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить намаз — молитву. Первая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая — полуденная, третья — во второй половине дня до заката Солнца, четвертая — при закате Солнца, пятая — в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола или земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.

Третье культовое предписание Закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование — садака —1/40 часть годового дохода.
Четвертое культовое предписание Саум — соблюдение поста (перс. ураза) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и т. д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста.


Пятым культовым предписанием является
Хаджпаломничество в Мекку. Хадж состоит в посещении в Мекке главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского календаря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состояния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.

Помимо выполнения этих обязательных предписаний в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и культ мазаров. Кааба — это священный храм в Мекке — четырехугольное каменное здание (кааба в переводе с арабского означает куб) высотой примерно 10 метров, шириной — 8, с плоской крышей, без окон. В наружной стене этого здания находится ниша с «черным камнем», по всей видимости, метеоритного происхождения. «Черный камень» ассоциировался с присутствием Аллаха, это его символ. Храм Кааба построен задолго до появления ислама и являлся святилищем племени курейшитов.


Каабе кроме «черного камня» были размещены более трехсот идолов племенных богов. Поэтому это святилище было объектом поклонения и других племен, проживающих вокруг Мекки. В качестве главного регионального святилища Кааба служила местом, где собирались представители племен для торговых сделок, переговоров и заключения договоров о мире, союзе или совместных действиях. Это место считалось запретным, священным. В нем не допускались столкновения племен, враждебные по отношению друг к другу акции, поэтому сюда мог являться каждый для поклонения Богу. После победы ислама и утверждения веры в единого Бога Аллаха идолы были разбиты и выдворены из храма. Отныне Кааба с его «черным камнем», стал главным культовым зданием ислама. Прийти к Каабе и прижаться губами к «черному камню», означает для мусульманина исполнить завещание пророка Мухаммеда. Кааба как святилище, в котором пребывает Аллах, играет огромную роль во всей религиозно-культовой деятельности ислама. Во время молитвы благочестивый мусульманин должен обратиться в сторону Каабы. Считается, что только в этом случае молитва будет действенной, услышанной Аллахом.

В качестве сохранившегося пережитка древних культов в исламе, является и
поклонение святым местам — мазарам. Мазарами считаются различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Один из признаков значимости мазара — его древнее происхождение. Примером таких мазаров является Гур-Эмир в Самарканде, место захоронения Тамерлана. Мазаром считается и мавзолей Шахи-Зинда. Верующие ходят поклоняться этим местам, совершают молитвы с просьбой решить какую-то проблему.


Как и в других религиях, значительная роль в культовой системе ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.

Адаты – сложившиеся веками задолго до Ислама обычаи народов, частично согласующиеся с Исламом и в таком случае составляющие с ним определённую этно-конфессиональную гармонию, а частично — противоречащие Исламу и вступающие с ним или во временные компромиссы, или в непримиримую борьбу.

К примеру, формы и цвета национальной одежды, особенности местной кулинарии, всех видов искусств, архитектуры, если в них нет противоречий понятию «халяль – дозволенное, доброе, полезное и одобряемое Исламом» — принимаются как часть исламской культуры данного края и данного народа. Но если древние традиции подпадают под определение «харам – вредное, злое, запрещённое Исламом» — то эти адаты противоречат исламской культуре. К примеру, это – выкрадывания невесты, чрезмерно пышные свадьбы с употреблением спиртных напитков, запрещенных танцев, ритуальные плачи женщин над покойными, языческие заговоры и языческие амулеты и т.п.

Ураза-байрам — это праздник окончания поста. Он приходится на начало следующего за рамазаном месяца, т. е. на первое шавваля — десятого месяца мусульманского лунного календаря и называется праздник фитр. Из названия этого праздника следует, что правоверный мусульманин после окончания поста обязан внести представителю духовенства фитр — то есть подношение в натуральном или денежном виде. Часть этого подношения позднее распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождением в гости, угощениями.

Курбан-байрам — день жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связывается с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Бог в последнюю минуту сжалился над несчастным и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), то есть зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову, верблюда, коня. Основанием для этого жертвоприношения служит аят Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвования из того, что любите» (3.86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират «тонкий как волос, острый как лезвие меча, горячий как пламя» — перекинутый над адом, правоверный может проследовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад.

Приготовления к этому празднику, как и сам праздник, обставляются весьма торжественно. В мечети совершается особое богослужение, читаются проповеди, в домах готовятся угощения. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника правоверные посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.

Мирадж— посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесении на небо к престолу Аллаха, который соблаговолил принять его, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. Однако, по преданию, все это произошло так мгновенно, что возвратясь к своему ложу, пророк Мухаммед застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Этот праздник празднуется 27 числа месяца Раджаб.

Мавлюд — день рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа раби-аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству.

Пятница — день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения, люди надевают праздничные одежды и т. д.

Кроме этих основных праздников у каждого народа в каждом регионе традиционного распространения ислама существуют свои специфические обряды и ритуалы, переходящие из поколения в поколение.
Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий в исламе является мечеть. В мечети проводятся богослужения, читаются проповеди, совершаются различные обряды. Но в исламе мечеть — это не только религиозный, но и социокультурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований. Важная функция мечети — организация обучения детей. При мечетях создаются школы —
мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство. При наиболее крупных мечетях существовали и существуют духовные школы — медресе, где готовят будущих священнослужителей, специалистов по исламу, богословов и законоведов. Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама формируется единая общность—умма. Первичной же организационной единицей в исламе выступает религиозная община.

Возглавляет религиозную общину
имам (впереди стоящий) и мулла. В главных региональных культовых зданиях — соборных мечетях имеется разветвленный штат служителей культа во главе с муфтием. Муллы избираются мусульманами из своей среды. Это может быть специально подготовленный человек, окончивший духовное училище, а может быть просто обученный человек, приобретший навыки совершения богослужения и других обрядов. Муфтий как высшее должностное лицо, избирается на съездах представителей духовенства и верующих. В странах, где ислам является государственной религией, муфтий назначается правительством.

Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат.

Шариат (араб. шариа — надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама. Сунна — сборник хадисов, то есть изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное. К моменту окончания формирования шариата действия были разделены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.

3. Основные направления в исламе:

Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты.
Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.

Хариджиты (от арабского хараджи — вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины халифом может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в.

Сунниты, опираясь на Коран и Сунну (Священное Предание), разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть — будущим халифом Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т. е. иметь репутацию и звание богослова-законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды.

Последователишиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам — ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. В VII в.н.э. таким прямым наследником являлся Али — двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда… Али был убит в мечети г. Куф в Карбалла — ИРАК. Халифом стал Муавия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства — Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели — Шахсей -вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя самобичеванию. Таким образом, шииты считают единственно законным наследником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наследников — имамов. Так возникло шиитское учение об имамате — форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.
Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам — Мухаммед бек аль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунта-заром (ожидаемым) и с считают его мессией (махди). Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповеданиях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что «скрытый имам» уже пришел, что он воплотился в конкретного человека. Распространение таких слухов в 60—80-х годах ХХ в. способствовало успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил аятолла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.

Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шииты имеют собственное «Священное писание» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.

Принципиальных различий в культовой практике между суннитами и шиитами не существует. Эти различия лишь связаны с особенностями исторического пути развития шиизма и мест его преимущественного распространения. Основными шиитскими центрами являются Иран и Ирак, поэтому помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке.

Руководят религиозной жизнью общин, как в суннизме, так и шиизме — муллы. Самых авторитетных и почитаемых духовных лиц, ученых-теологов в шиизме называют «аятолла» (божественное знамение), а высшее звание в шиитской ветви ислама — «великий аятолла» (отражение Аллаха). Суннизм и шиизм в свою очередь не представляют собой целостной сплоченной организации и единого вероисповедания. В их рамках существуют различные направления и толки. Особенно большое количество направлений существует в шиизме.

В России большинство мусульман принадлежит к суннизму. Шиизм имеет своих приверженцев в основном в республиках Северного Кавказа.
Ислам за довольно короткий исторический период сумел превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый «мусульманский мир», с мощной политической структурой и высоко развитой цивилизацией. В средние века одним из важных инструментов создания такой культуры явиласьарабизация. Можно даже сказать, что арабизация — неотъемлемая составная часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по-арабски, и переводить его запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике. В средние века знание арабского языка давало человеку многочисленные преимущества. Поскольку арабский язык на территории халифата являлся основным средством общения, то его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т. д. Историки свидетельствуют, что в средние века быстро развивающаяся арабо-мусульманская культура на какое-то время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и культурные центры христианской Европы. Широко известны заслуги перед мировой культурой таких мусульманских мыслителей, как Аль-Фараби (870—950), Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.), Ибн-Рушт (1126—1198) и др. Значителен вклад в мировую литературу Абулькасима Фирдоуси (934—1030), Омара Хайяма (1040—1123), Джами (1414—1492) и др.

В связи с упадком арабской государственности влияние исламской культуры на мировую цивилизацию ослабло. Эпоха колониализма сопровождалась борьбой христианства с исламом. В какой-то степени эта борьба привела к ослаблению позиций ислама. В некоторых странах ислам был вытеснен с позиций государственной религии. Так, например, Турция, Египет были объявлены светскими государствами. Однако ислам в большинстве стран своего традиционного распространения продолжает играть огромную роль в качестве религиозного вероучения, формы социальной организации и культурной традиции.

В настоящее время в религиоведении и политологии широко распространяется концепция «мусульманского возрождения». Авторы этой концепции отмечают резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни народов, которые входили в орбиту традиционного распространения ислама. Это возрождение объясняется рядом причин. В качестве таких причин выдвигается и относительная молодость ислама. Утверждается, что ислам — самая молодая мировая религия, он еще не исчерпал своих потенций, сохранил жизненную силу и способен к экспансии. Идеологической основой такой экспансии служит идея «завершения пророчества». В трактовке мусульманских теологов эта идея звучит таким образом: пророк Мухаммед был последним посланником Бога на Земле, он принес окончательную истину, и это свидетельствует об исключительности мусульман, как избранном Богом народе, и об особом положении ислама сравнительно с другими религиями. Важное значение в аргументации придается таким особенностям исламского вероисповедания, в которых проявляется охват религиозными предписаниями всех сфер жизнедеятельности верующих. Ислам регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что
ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей.

Идеи «панисламизма» получили практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций. Первая организация такого типа — Всемирный Исламский Конгресс (1926 г.). В настоящее время значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. «Лига Мусульманского мира» и наиболее представительное международное объединение на правительственном уровне «Организация исламской конференции» (основана в 1969 г.)
3. Ислам в России

Среди ряда многих цивилизаций ныне существующих на планете исламская цивилизация занимает одно из видных мест. Ее вклад в развитие человечества общеизвестен… За последние полтора тысячелетия некоторые цивилизации «сошли с дистанции». Исламская же цивилизация не просто продолжает существовать, но и бурно развивается. И происходит это потому, что у нее мощное духовное основание — наша священная мусульманская религия.
Мусульмане нашей страны — а их около 20 миллионов человек — являются составной частью этой великой исламской цивилизации.
Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромных просторах страны — от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воедино духовно-нравственными ценностями ислама.
Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов — будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многие другие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помог сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим корням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл и играет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима, направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов России не увенчались успехом.
Многие поколения российских мусульман способствовали формированию исламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению ее достижений среди соседних народов — казахов, киргизов и других. Во многом благодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себе цивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами к ним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священном Коране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике. У них возникла достаточно развитая для своего времени система образования…

Аргументируя вывод о мусульманах России как составной части исламской цивилизации мы были бы не правы, если бы на этом поставили точку. Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование ее социокультурного своеобразия.
Для разностороннего взаимодействия с людьми разных национальностей и мировоззренческих ориентаций мусульмане черпали и черпают духовные ориентиры в священном Коране. Аят 200 суры 3 «Семейство Имран» призывает мусульман терпеть и быть терпимыми. Аят 13 суры 49 «Комнаты» призывает последователей мусульманской религии к позитивному сотрудничеству с другими народами и последователями других вероисповеданий. В нем говорится, что Аллах создал людей «народами и племенами», чтобы они взаимодействовали. Коран зовет мусульман верить во «все книги Божии», то есть и Тору, и в Новый завет, почитать всех «посланников Божиих», то есть Авраама, и Моисея, и Христа, дает ориентацию на взаимопонимание между мусульманами и людьми нерелигиозными, ибо в нем сказано: «Кто хочет пусть верует, кто хочет, пусть не верует» (Аят 28 суры 18 «Пещеры»). Иудеи и христиане названы в Коране «людьми Писания» (Аят 115 суры 2 «Корова»).
Таким образом, в Коране содержится мощный идейный потенциал, который создает духовную основу для организации доброго сотрудничества между народами во имя их общего благополучия. И мусульмане России четко руководствовались и руководствуются этими священными указаниями Аллаха. В результате, они не только дружно сотрудничали и сотрудничают с русским и другими народами нашей страны. Они стали фактически связующим звеном между миром ислама и миром православия. Более того. Я бы сказал, что они способствовали формированию России как особой цивилизации. Об этом хорошо и обстоятельно писали русские философы и историки конца XIX — начала XX веков, особенно те из них, которых стали называть евразийцами. Разработанные ими концепции, высказанные ими идеи сегодня вновь актуализировались.

Список используемой литературы:
1. Васильев Л.С. История религий востока. Учебное пособие для Вузов четвертое издание. 1999г.

2. Ельянов Е.В. Ислам: основные направления, течения и секты. 2001г.

3. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

5. Сайт http://azbyka.ru/religii/islam

Источник: studopedia.ru

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Ислам

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Читайте также — Православие и ислам: диалог в колонии

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Столпы Ислама:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Мировая религия Ислам

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

  1. Сунниты
  2. Шииты

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых счттают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Читайте также — Православие и Ислам: возможности диалога

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

Ислам и православие

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

Источник: www.pravmir.ru

Ислам — одна из трёх мировых религий. Уникальна она не только тем, что она — самая молодая из трёх мировых религий, но ещё и этимологией названия. Если христианство и буддизм получили свои названия от основателей, то в переводе с арабского ислам означает «покорность». Каждый человек, который подчинится Богу (Аллаху — единому и всемогущему Богу мусульман) будет называться «муслимом». И именно поэтому последователи ислама называются мусульманами. В России последователей ислама называли магометанами из-за русификации варианта имени пророка Мухаммеда на Магомета.

Священная книга мусульман — это Коран, а второй источник права и вероучения — это Сунна, где описывается жизнь пророка Мухаммеда. Этот человек стал основателем религии ислама. Возник ислам в VII веке на Аравийском полуострове, постепенно заменив языческие вероисповедания древних арабов. Следует отметить то обстоятельство, что знаменитая мусульманская святыня Кааба в Мекке до своей нынешней принадлежности была частью религиозного культа язычников. Переходной формой для распространения ислама в Аравии становится монотеистическая религия ханифия. Для ислама характерно обозначение библейских историй в Коране в несколько интерпретированном виде.

С 655 года начинается распространение ислама, к XI веку зона влияния молодой религии достигла Южной Европы (Испании), Северной Африки, всего Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. На сегодня ислам распространён во всей Африке, кроме Южной, на всём Ближнем Востоке и Южной Азии, в Малайзии, Индонезии, Центральной Азии. Отдельным очагом расположения ислама стал Балканский полуостров, куда мусульманская религия попала через Турцию. Крупная община мусульман находится и в России, а основные регионы её проживания — это Северный Кавказ, Крым и часть Поволжья.

В последние 50 лет мусульманские сообщества имеют тенденцию устойчивого роста в западных странах. Мусульман в мире 1,8 миллиарда человек, из которых основная часть — это сунниты. Остальные направления ислама — это шииты и многочисленные секты. В последнее время набирает популярность салафизм, развитие которого не случайно получило название «аравийского протестантизма» — происходит параллель между Реформацией в Германии 500 лет назад и реформацией ислама на Ближнем Востоке. В среде молодёжи, особенно из наиболее маргинализированных слоёв, это течение набирает популярность. Радикализация исламских сообществ — один из самых острых вопросов в исламском мире.

Пожалуй, одним из немногих исключений будет обозначена Босния и Герцеговина, где во время войн и кризисов в 1990-е в среде бошняков-мусульман серьёзной радикализации не произошло, а после стабилизации ситуации в стране радикализация пошла на спад. Такая же тенденция отмечена и в Албании. В этих странах существуют целые светские поколения как результат секулярной политики коммунистических режимов в области религии. Отсутствие радикализации молодёжи в Индонезии и Малайзии можно объяснить высоким уровнем жизни населения данных стран.

В исламе существует пять столпов:
1. Шахада — вероисповедание ислама. Признание Аллаха единым всемогущим Богом, а Мухаммеда — Его Пророком.
2. Намаз — пятикратная молитва: утром, днём, в предвечернее время, вечером и ночью. Пятничная молитва для верующего мусульманина обязательна именно в мечети. Молитвы мусульман в пятницу получили всеобщую известность из-за заполненности мечетей. В первые века существования ислама мечеть выполняла роль не только религиозного, но ещё и правового и культурного центров. Со временем мечеть лишалась юридических и политических функций, которые перешли к светским властям.
3. Пост — в священный месяц Рамадан мусульманин должен воздержаться от еды, питья, курения и чувственных наслаждений. Освобождённые от соблюдения поста категории населения — больные, старики, беременные женщины и кормящие и путники. Есть мусульманам можно в предрассветное время и после захода солнца.
4. Закят — милостыня нуждающимся в размере 2,5% дохода мусульманина.
5. Хадж не является таким обязательным столпом ислама в связи с тем, что возможность посетить Мекку присутствует далеко не у всех мусульман в силу материальных и прочих факторов. Как уже упоминалось в статье, одним из ключевых исламских культовых предметов явдяется священный куб Кааба, который мусульмане обходят во время паломничества. Кто посетил Мекку с целью паломничества, тот получает почётное звание хаджи.

В отличие от христианства, в исламе отсутствует институт церкви и отсутствует подобная христианской догматика. Авторитеты религиозного учения — это Коран и Сунна. Исламская картина мира и теоцентрична, и антропоцентрична. В отличие от христианства, идея о первородном грехе в мусульманстве отсутствует.

Шариант — одна из самых знаменитых правовых доктрин мира. Источники формирования исламского права находятся в Коране и Сунне. В зависимости от страны шариат либо имеет серьёзное влияние, либо регулирует часть отраслей жизни, либо вытесняется светским законодательством. Наиболее авторитетное положение у шариата находится на Ближнем Востоке, во многих странах которого он регулирует все сферы общественной жизни. Особым случаем здесь становится Саудовская Аравия. От Марокко до Сирии (исключение — Тунис со светскими законами) шариат регулирует лишь сферу семейной жизни, а в Турции работает светское законодательство. В мусульманских сообществах Восточной Африки применение шариата ограничивается семейными вопросами, а в Мозамбике функционирует светское законодательство. Западная Африка живёт по светским нормам. Единственным исключением является Мавритания с шариатом как основой законодательства. Шариат в Нигерии распространён в северных штатах, где преобладает мусульманское население.

Распространение шариата в зависимости от региона существует и в Индонезии, где шариатской областью является Ачех. В Малайзии распространение шариатского права ограничено семейной сферой. На постсоветском пространстве (Средняя Азия, Казахстан и Азербайджан) функционирует светское законодательство.

Основные запреты в исламе — не есть свинину, не употреблять алкогольные напитки, наркотики и прочие одурманивающие средства. Запрещены расточительство, ростовщическая деятельность и азартные игры. Шариат запретил распространённый в языческой Аравии обычай хоронения заживо оворождённых девочек, а также кровную месть.

Как и христианство, в отношении к материальному ислам занимает те же позиции в отношении праздности и аскетизма. Ислам критикует и сибаритский образ жизни, и аскетизм. Классический ислам считает, что каждый человек должен работать на собственное благо, однако поддерживают важность божественного предопределения.

Классическое мусульманское учение о государстве — это единство религии и государства. Однако в полной мере сторонниками теократии являются только шииты, а Иран после Исламской Революции 1979 года стал хотя бы частичным воплощением теократического проекта в реальности. В этой стране очень влиятельна власть аятолл — это самые авторитетные священники у шиитов.

Тем не менее, большинство мусульман по численности является суннитами. Сунниты распространены во всех местах компактного проживания мусульман, кроме Ирана и Азербайджана с шиитским большинством. Суннизм ориентируется на нормирующую доктрину, которая служит защитой от крайностей. Суннизм направлен на узаконение существуюих норм и институтов. Самый распространённый мазхаб — ханбалитский, который стремится к строгому соблюдению обрядов ислама. Наиболее радикальные его адепты, в том числе ваххабиты, не принимают инакомыслие в исламе и считают собственную трактовку веры единственно правильной. Это направление появилось в XVI веке в Османской империи и сегодня преобладает в среде многих мусульман бывшего СССР, кроме азербайджанцев. Помимо ханафитов, в суннизме представлены школы шафиитов, маликитов и ханафитов.

Шииты считают священным писанием только Коран. Сунну каноническом понимании они не признают, считая, чтоу них есть свои сборники хадисов. Главным героем шиитских хадисов является пророк Али — двоюродный брат, зять и соратник пророка Мухаммеда. Духовные лица у шиитов называются муджтахидами, среди которых самые авторитетные становятся аятоллами. Шииты распространены в Иране, Азербайджане (большинство), части Ирака и Афганистана.

Третьей влиятельной ветвью ислама можно обозначить ибадизм. Он отличается и от суннизма, и от шиизма. Направление ибадитов находится ближе к суннизму, имея с ним ряд различий.

Сунниты считают, что Коран не столько записанный свод текстов, сколько речь Бога — ибадиты же, напротив, считают Коран сотворённой книгой. Однако для ибадитов этот вопрос не так принципиален, как следующие.

Бога, по мнению ибадитов, нельзя увидеть — он существует вне времени и пространства. Попавшие в рай не увидят Бога именно по этой причине. Кто попадает в Ад, тому там положено вечное место (сунниты считают, что у верующего есть время на исправление своих грехов, и после очищение он попадёт в Рай).
Ибадиты имеют собственный сборник хадисов, но их число меньше, чем у суннитов. Тем не менее, у ибадитов есть собственные хадисы, где нет схожего с суннитскими сюжета.

В настоящее время ибадитское направление распространено лишь в Омане.

Сообщение на тему: Ислам (вариант 2)

​Сообщение на тему: Ислам (вариант 3)​​​

Источник: www.istmira.com

ckers-awe-2ea4423fd055 https://medium.com/@ednawest308/regarder-vf-war-2019-film-complet-streaming-vf-en-francais-mfi-e8c64c089c2a https://medium.com/@ednawest308/vodlocker-hd-watch-the-parts-you-lose-2019-full-online-free-jxz-d3d34839baa8 https://medium.com/@ednawest308/watch-parasite-2019-full-online-movie-free-download-rsy-3244a63ad22e https://medium.com/@ivydonovan962/vederlo-streaming-the-parts-you-lose-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-tdx-ab71598a9579 https://medium.com/@ivydonovan962/watch-wrinkles-the-clown-2019-full-online-movie-free-download-uhe-20b2423c7255 https://medium.com/@ivydonovan962/vederlo-streaming-zombieland-doppio-colpo-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-cmq-4633bdc728dd https://medium.com/@jeromestrong807/2019-films-voir-la-famille-addams-2019-films-streaming-vf-en-geatuit-et-vostfr-grz-e58f28b3f2e1 https://medium.com/@jeromestrong807/vederlo-streaming-parasite-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-zaw-f8d80b4db3e8 https://medium.com/@jeromestrong807/regarder-vf-the-parts-you-lose-2019-film-complet-streaming-vf-en-francais-nfj-811eef7ff215 https://medium.com/@joyceleblanc95/123movies-semper-fi-2019-hd-watch-online-free-iuc-37e5ff6a7245 https://medium.com/@joyceleblanc95/vederlo-streaming-joker-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-wby-e93092ebc951 https://medium.com/@joyceleblanc95/box-movies-watch-retour-%C3%A0-zombieland-2019-free-english-full-online-acf-196bce2117d0 https://medium.com/@karl61610/vederlo-streaming-doom-annihilation-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-buj-3705c8194858 https://medium.com/@karl61610/regarder-vf-mal%C3%A9fique-le-pouvoir-du-mal-2019-film-complet-streaming-vf-en-francais-mge-773fb610c72e https://medium.com/@karl61610/123movies-nighthawks-2019-hd-watch-online-free-muk-a2693507177f https://medium.com/@longladonna36/2019-films-voir-doom-annihilation-2019-films-streaming-vf-en-geatuit-et-vostfr-hiy-2256b1512e00 https://medium.com/@longladonna36/vederlo-streaming-semper-fi-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-gxc-9716e43180ae https://medium.com/@longladonna36/watch-joker-2019-full-online-movie-free-download-lnm-637a4c32684d https://medium.com/@selenabates766/123movies-gemini-man-2019-hd-watch-online-free-nqh-b6dd7ae4854b https://medium.com/@selenabates766/vederlo-streaming-war-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-ngs-ff252bea4e5c https://medium.com/@selenabates766/vederlo-streaming-jojo-rabbit-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-enu-bba9622f754f https://medium.com/@toldirisendiri/2019-films-voir-wrinkles-the-clown-2019-films-streaming-vf-en-geatuit-et-vostfr-ogz-2690a2482509 https://medium.com/@toldirisendiri/vederlo-streaming-la-famille-addams-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-nfb-15529499ec4f https://medium.com/@toldirisendiri/123movies-hd-one-piece-stampede-2019-watch-online-free-or-full-movie-wur-37dd3084b1ea https://medium.com/@toldreine/regarder-vf-one-piece-stampede-2019-film-complet-streaming-vf-en-francais-ezt-3429256389c2 https://medium.com/@toldreine/vederlo-streaming-wrinkles-the-clown-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-kft-16a99e07b38c https://medium.com/@toldreine/2019-films-voir-joker-2019-films-streaming-vf-en-geatuit-et-vostfr-mem-c5f4bc43bb73 https://medium.com/@tolpaketanim/watch-war-2019-full-online-movie-free-download-mdq-2462fc9e8ba9 https://medium.com/@tolpaketanim/regarder-vf-semper-fi-2019-film-complet-streaming-vf-en-francais-dln-ba6a3275e7ef https://medium.com/@tolpaketanim/watch-jojo-rabbit-2019-full-online-movie-free-download-bql-98b755e821ca https://medium.com/@williampace035/watch-mal%C3%A9fique-le-pouvoir-du-mal-2019-full-movie-online-free-putlockers-iqw-83ad5e7c5329 https://medium.com/@williampace035/vederlo-streaming-nighthawks-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-uea-88152c73659d https://medium.com/@williampace035/2019-films-voir-nighthawks-2019-films-streaming-vf-en-geatuit-et-vostfr-rks-b3db342eee39 https://medium.com/@cherioneill0/vederlo-streaming-gemini-man-2019-online-film-completo-italiano-gratuito-jjx-3e92fac83e68 https://medium.com/@cherioneill0/box-movies-watch-la-famille-addams-2019-free-english-full-online-yyf-cfc8265ffce3 https://medium.com/@cherioneill0/2019-films-voir-gemini-man-2019-films-streaming-vf-en-geatuit-et-vostfr-bie-63235f6c3819

Источник: znanija.com

Возникновение и основные идеи ислама

Возникновение этой религии относится к 7 веку н. э. Именно тогда появились основные идеи ислама. Мусульманство возникло на Аравийском полуострове, в юго-западной его части. Это произошло во время распада родоплеменного строя и образования централизованного государства. Мухаммед (годы жизни – 570-632) — один из основателей интересующей нас религии. В 610 году он объявил о том, что является посланником единого Бога.

В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «покорность». Тех, кто исповедует эту религию, именуют «преданными». На арабском языке «преданный» – «мусульманин», поэтому второе название ислама – мусульманство. Эту религию европейцы именуют также магометанством (Магомет – измененное имя Мухаммеда).

Ислам, зародившись в Аравии, распространился на соседние государства Среднего Востока, Северную Африку, Египет, Индонезию, Индию, Малую и Среднюю Азию, Европу, Закавказье. В наши дни эта религия является самой распространенной в мире после христианства. Как и во всех других вероучениях, в исламе есть несколько течений. Самые распространенные из них – шиитские и суннитские. Они отличаются друг от друга определенными обрядами и догматами.

Коран – это священная книга мусульман, в которой представлены основные идеи ислама. В переводе с арабского слово «Коран» означает «чтение». В этой книге изложены основные определения ислама. Она была написана в 7 веке, однако еще долгое время спустя в нее вносились изменения и дополнения. Второй источник веры (после Корана) для суннитов – Сунна (с арабского языка переводится как «пример», «поведение»). В Сунне и в Коране, а также в других религиозных догматах и преданиях об Аллахе представлены основные идеи ислама, различные нравственные поучения, описаны принципы отношения к собственности, к женщине, взаимоотношения с другими народами и т. д. Шариат – это феодальное право мусульман, в котором четко выражена суть ислама. В основе шариата лежат положения Сунны и Корана.

Расскажем теперь более подробно о том, каковы основные идеи ислама.

Вера в бога, священное писание

Прежде всего это вера в Аллаха, единого бога, а также его посланников – Али и Мухаммеда. Аллаха дополняют ангелы, пророки, демоны. Они тоже почитаются мусульманами как боги. Следующая особенность интересующей нас религии – это почитание Корана. В священном писании говорится о том, как был сотворен этот мир, о страшном суде, представлены мифы, заклинания, сказания о пророках, древнеарабский фольклор, указания, регулирующие семейные и общественные отношения. Эта книга создавалась на протяжении ста лет и была окончательно завершена в 8 веке.

Описывая основные идеи ислама кратко, отметим, что другой его особенностью является почитание Сунны — еще одного священного писания, в котором представлен свод рассказов о поступках Мухаммеда, его автобиография, высказывания на различные темы. Сунна – эта основа мусульманского правоведения (фикха), а также свода мусульман (шариата).

Намаз

Для приверженцев ислама очень важен намаз. Это ежедневная молитва, которая совершается 5 раз в день: утром, в обед, в 15 часов, на закате и перед самым наступлением ночи. Сегодня в исламе существуют двух- и одноразовые молитвы. Перед ними осуществляется ритуальное омовение (либо водой, либо песком).

Уразу

Уразу – это особый пост, соблюдение которого важно для каждого мусульманина. В течение месяца рамазан (девятого по лунному календарю) приверженец этой религии не ест и не пьет с рассвета до наступления темноты. Однако он может это делать ночью, до самого рассвета. В наши дни это требование несколько упрощено. Современное духовенство не требует такого ограничения в питании от людей, работающих в сельском хозяйстве, на производстве, от беременных женщин, а также от некоторых иных категорий мусульман.

Хадж

Многим из нас знакомы основные идеи ислама. Кратко расскажем и о такой известной его составляющей, как хадж. Так называется хождение в Мекку для совершения молитв. Хадж осуществляется для того, чтобы приобщиться к святым, покаяться в грехах.

Джихад

Ислам, основные идеи которого часто использовали в своих целях власть имеющие, известен тем, что это воинственная религия. Газават, или джихад – так называется священная война, которую ведут его приверженцы против неверных. Этот элемент веры с давних времен насаждал вражду и ненависть среди сторонников разных религий. В наше время этот догмат умалчивается, не выдвигается, однако духовенство порой обращается к нему, что зависит от политической ситуации.

Рамазан

Большую роль в исламе играет также религиозная обрядность, которая достаточно сложна. Как мы уже говорили, мусульмане совершают молитву 5 раз в день, а также соблюдают посты, религиозные праздники, обычаи, различные обряды, совершают паломничество. 30-дневный пост во время рамазана – это один из обрядовых обычаев, существовавших еще до ислама в древней Аравии. Вероятно, в то время люди постились в жаркий летний месяц. Скорее всего, именно отсюда происходит название месяца «рамазан», который звучит по-арабски как «рамадан». Это слово, в свою очередь, происходит от арабского «рамадхар», означающего в переводе «изнурительное время», «жара».

В Аравии лето, в особенности его конец, — это самый сложный для хозяйства период. В это время заканчивались запасы продуктов, а солнце беспощадно палило, выжигая подножный корм, из-за чего скот голодал. Из-за этого древние арабы вынуждены были ограничивать себя в пище, а также переносить основную часть хозяйственных дел на вечер и ночь, когда было не так жарко. Тогда же люди, верившие в богов и духов, молились о ниспослании дождя. Они не спали первую часть ночи, проводя ее в молитвах духам и богам. Люди верили в то, что это принесет им долгожданный дождь. Кроме того, древние арабы с этой же целью объявляли запрет на питье и еду в течение дня. Таким образом, требование поститься во время рамазана в основных чертах повторяет обычаи, существовавшие еще до ислама, которые определяли главным образом особенности хозяйственной жизни людей.

Окончание поста

Месяц, который следует за рамазаном, называется шавалль. В его первый день празднуется окончание поста. Этот праздник называется ураза-байрам. Он длится 3 дня, в течение которых верующий должен отчитаться за то, как он соблюдал пост. В случае нарушения на мусульманина накладывается наказание. Он должен заплатить так называемый «фитр-садака».

Курбан-байрам

Через 70 дней после ураза-байрама отмечается еще один праздник – жертвоприношения. Он называется курбан-байрам. Основным ритуальным действием этого праздника является кровавое жертвоприношение (обычно верблюда или барана). В это же время совершается хадж в Аравию (Мекку). Лучший свой скот забивали мусульмане для этого праздника. Согласно шариату, за «грехи» одного человека могут быть заколоты коза и овца, за семерых – бык и корова, за десятерых – верблюд. Жертвоприношения нужны для того, чтобы после смерти попасть в рай. Это можно сделать лишь через Сират-мост, который перекинут над адом. Он острее лезвия сабли, тоньше волоса, жарче огня. При входе на этот мост стоят бараны, коровы, верблюды, заколотые верующими во время праздника курбан-байрам. На этих животных можно перебраться через Сират. Человек, который не принес жертвы, не сможет сам удержаться на мосту. Он упадет в ад.

Мирадж

В месяц реджеб отмечается праздник вознесения мирадж («путешествие пророка на небо»). Реджеб-байрам (второе его название) существует со времен раннего средневековья. После того как в Палестине закрепилась власть халифов, в исламе появился культ Иерусалима и его святых мест. Согласно легенде, в 27-ю ночь реджеба Мухаммед был поднят со своей постели ангелом Джебраилом. Вместе с ним на фантастическом существе Бураке он совершил прогулку в Иерусалим, а затем на 7 небес, а также предстал перед Аллахом. Он якобы говорил с богом, сказав ему 99 тысяч слов. Все эти удивительные события произошли настолько быстро, что Мухаммед, возвратившись на землю, нашел свою кровать еще теплой. Из ковша, который он опрокинул, не успела вытечь вода!

Мусульманские богословы, стремясь «обобщить» эту удивительную легенду, произвольно толковали стих Корана, в котором сказано о поездке Мухаммеда к удаленной мечети, расположенной в Иерусалиме. Некоторое время спустя в стене одного храма якобы было «разыскано» то самое кольцо, к которому пророк привязывал Бурака при совершении этого ночного путешествия. Следует отметить, что легенды о мирадж во многом схожи с преданиями других вероучений, в которых также описаны необычные «путешествия» пророков или вознесения святых и богов.

День рождения пророка

Мусульмане отмечают «день рождения пророка» (маулюд) в месяц, называемый раби-аль-авваль. Маулюд, как и мирадж, установлен произвольно и намного позже событий, которые лежат в его основе. Известно, что легенды о Мухаммеде, представленные в исламе, вобрали в себя многое из переводов легенд других религий. К примеру, ранние богословы подробно описывают события того понедельника, когда родился Мухаммед, а также связанные с этим событием чудеса. Однако они либо умалчивают о том, когда именно был этот понедельник, либо спорят об этом друг с другом. Впоследствии мусульмане стали считать, что это знаменательное событие произошло 12-го числа месяца раби (раби-аль-авваль).

Ритуальное обрезание

В исламе, как известно, существует ритуальное обрезание (по-арабски – «суннет»). Эта традиция была также позаимствована, она встречается в культах древней Аравии. Этот обряд появился еще в первобытном обществе. Он являлся одним из праздничных ритуалов, которым отмечался переход юноши в категорию взрослых мужчин рода. Подобные болезненные обряды (кроме обрезания были выбивания зубов, а также другие телесные повреждения) – своеобразное испытание мужества. Они существовали не только у древних арабов, но и у австралийцев, африканцев и других народов в первобытном обществе. Как и в иудаизме, в исламе обряд обрезания начал трактоваться несколько иначе. Это внутренний признак принадлежности к исламской религии. Обрезание — своего рода обособление мусульман от представителей других верований. Данный обряд призван внушать верующим идею своей исключительности.

Шахсей-вахсей

Итак, мы вкратце описали основные идеи религии ислам. Предлагаем вам познакомиться также с одним из обычаев, которого придерживаются шииты. У этих мусульман существуют траурные религиозные церемонии, называемые шахсей-вахсей (ашура). Они проводятся на 10-й день месяца мухарраму. Этот праздник, согласно исламским преданиям, установлен в честь шиитского имама Хусейна, который был внуком пророка Мухаммеда и мученически погиб в 7 веке. Однако исторические факты говорят о том, что его смерть не была мученической. Она не выкупила право и свободу людей, как учат проповедники мусульманской религии. Хусейн умер в борьбе за власть. От этого не могли победить «свобода и право». Напротив, сразу же после его кончины люди, которых сторонники Хусейна спровоцировали на восстание, были подвергнуты преследованиям.

Но власти не смогли уничтожить всех шиитов – последователей Хусейна. Действуя скрытно, эти люди продолжили добиваться власти. Для этого они стали распространять веру в святость Хусейна, проводили траурные церемонии в годовщину его убийства. Шииты выдвинули лозунг, который гласит: «Месть за Хусейна». Рассказ о его гибели сопровождает возглас «Шах Хусейн, вах Хусейн», что в переводе означает «царь Хусейн, ах Хусейн!»

В 8 веке основная часть приверженцев имама перебралась в Кум. Шииты стали распространять в Иране свое учение. К 16 веку, когда государственной религией в этой стране стал шиизм, культ Хуссейна окончательно сложился, как и основные идеи исламской культуры в этом государстве. День гибели имама объявлен трауром, который сопровождается религиозными обрядами. В наше время шахсей-вахсей – праздник, который верующие отмечают, собираясь в мечетях.

Итак, мы вкратце описали основные религиозные идеи ислама. Предлагаем вам познакомиться и с мусульманской символикой.

Исламская символика

Строго говоря, ее не существует, так как эта религия очень лаконична в употреблении символов. В исламе имеется запрет на изображения одушевленных существ. Однако он не распространяется на природу, предметы, произведения архитектуры и др. Магомет призывал остерегаться изображений (человека или бога) и не рисовать ничего, кроме неодушевленных предметов, цветов, деревьев. Именно они составляют основу мусульманских орнаментов.

Полумесяц, несмотря на свою популярность, не является символом мусульманства в строгом смысле этого слова. Он никак не отражает основные идеи ислама. История, к сожалению, сохранила не так много сведений о значении этого символа. Он начал применяться при строительстве мечетей примерно тысячу лет назад. Свидетельства о том, что он связан с религией, отсутствуют. Одной из возможных причин его появления на минаретах является то, что мусульмане привержены лунному календарю.

Таковы, вкратце, основные идеи и символы ислама. Как вы видите, эта религия вобрала в себя множество древних обычаев. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что и по сей день основные идеи вероучения ислама порой используются вовсе не в мирных целях.

Источник: FB.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.