Роль религии в современном обществе следует из ее объективной сущности как связи человека с Богом. Благодаря этой связи человек выступает не столько как личность, сколько как представитель рода человеческого. Чувствуя связь с Богом, одновременно он чувствует свою причастность к человечеству, к отдельной человеческой общности. Интимное общение человека с Богом не ограничивается его индивидуальностью, а выводит эту индивидуальность в пространство совместного существования.

С этой точки зрения религия более социальная, чем другие — политические, правовые, экономические и другие отношения между людьми, то есть она является первичной, глубинной основой человеческого общества.

Религиозное сознание является древнейшим среди других видов человеческого сознания, и человеческое общество — как осознание людьми их определенной общности — возникло именно на почве общей религии, тогда как все другие формы общественности (государство, хозяйство, культура) имеют уже производный, вторичный характер. Поэтому религия является основой любой социальности, хотя, как глубокая основа, она реже других осознается в этой роли.


Наоборот, религия часто рассматривается исключительно как личное дело человека или даже подвергается разрушению как нечто лишнее или вредное, что, разумеется, только лишает общество его подлинной основы.

Религия выступает как основа социальности благодаря тому, что именно она создает такие первичные основы общественности, как солидарность, свобода, служение.

1. Солидарность, то есть чувство общей принадлежности людей к определенному целому, единому «мы», порождается единой связью между всеми людьми и Богом, в котором они впервые чувствуют себя семьей, общиной, народом. Но в этой сопричастности не исчезает человеческая личность. Наоборот, именно связь человека с Богом, его богочеловечность, то есть часть Творца (образ и подобие Божии), то, что непременно освещается в каждом человеке, порождает человеческую свободу.

2. Эта свобода, то есть способность к творчеству, является единственным двигателем общественной жизни, началом человеческого общения.

3. Наконец, третьим началом общественности, которое превосходит и поглощает противоречия между обществом и личностью, помогает обществу избежать деспотизма или анархии, является начало служения. Это начало имеет свой истинный смысл, если это служение именно Абсолюту, а не каким-то относительным ценностям, точнее, если служение относительным ценностям — государству, народу, идеям и т. д. — основывается на служении Божьей воле.


Именно последним определяется вся структура относительных по своей сути прав и обязанностей человека, создающих общественный порядок. По мнению С. Франко, единственным действительным и неотъемлемым правом человека является «право требовать, чтобы ему была предоставлена возможность выполнить его долг», то есть «долг перед Богом, долг служения правде». Вне служения Богу нет ничего такого, что могло бы заставить человека служить правде и правдой. Поэтому эпохи безверия (как и безверие в любые эпохи) разрушают этот главный стержень общественности — бескорыстное служение, понятие чести и долга, — заменяя его карьеризмом и корыстолюбием, коррупцией и бюрократизмом.

Религия является не только первичной и аморфной в своей первичности основой общества — она определяет характер этого общества, его лицо и направленность, его культурные и моральные ценности (мифологический мир античности, протестантская этика капитализма и т.п.). Не случайно некоторые ученые связывают происхождение слова «культура» со словом «культ» — именно культ, религиозное действие создало потребность в искусстве, духовном творчестве.

В течение многих веков культура была наполнена религиозным содержанием, которое вдохновляло и возвеличивало его. Более того, именно религия, религиозные — то есть абсолютные — ценности являются тем главным, что подталкивает человека к великим деяниям. Именно религия определяет эти настоящие, а не выдуманные абсолютные ценности, поэтому под влиянием религиозных идей свершались величайшие и выдающиеся события.


Поэтому в конечном счете, по мнению С. Франко, «мир движется не интересами и не инстинктами, а энтузиазмом религиозной любви», как основы любого творчества и культуры. В подтверждение этого тезиса он добавляет слова Гете: «Все эпохи, в которых царит вера, в любом виде, являются блестящими, возвышенными и плодотворными для современников и потомков. Наоборот, все эпохи, в которых неверие, в любой форме, принимает жалкую победу, <…> исчезают для потомства ».

Источник: www.mudriyfilosof.ru

Место и значение религии в обществе определяются ис­полняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре­гулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компен­саторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-

Роль религии в жизни современного общества лятивная функция религии основывается на аккумулиро­ванном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, мораль­ных канонах различных религий. Религия не только уста­навливает определенные рамки свободы человека, но и по­буждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.


Мировоззренческую функцию религия реализует благода­ря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что рели­гия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения рели­гиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реали­зуется в молитве и покаянии, при совершении которых че­ловек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причи­ны душевного и социального дискомфорта человека не уст­раняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разво­рачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующи­ми. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам изве­стно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, — достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например пре­подобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе­мель, борьбе с захватчиками.


правляя и объединяя уси­лия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению но­вого — вспомним, например, роль протестантизма в станов­лении буржуазного общества. Однако религиозная инте­грация имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой — разъединяет, примером че­му являются многочисленные религиозные войны и кон­фликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохра­няет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.

Роль религии в жизни современного общества Роль религии в жизни современного общества МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии охватывают огромное количество веру­ющих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают предста­вители всех мировых религий.

Буддизм — старейшая мировая религия, наиболее рас­пространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.


В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание — рож­дение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у чело­века желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы до­стичь этой цели, необходимо придерживаться восьмерично­го пути спасения, включающего усвоение четырех благород­ных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных дейст­вий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ве­дет человека к нирване — состоянию отсутствия, преодоле­нию страданий.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с по­мощью которой можно достичь нирваны, привели к выделе­нию двух путей спасения — хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесни­ца»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синто­измом в Японии.

Христианство является второй по времени возникнове­ния мировой религией. Из курса истории вы знаете, что вы­деляются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия — основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврей­ского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion — благо-вестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).


Роль религии в жизни современного общества Христианство — это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочелове-чился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спа­сителя — центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Политическое развитие Римской империи в III— IV вв. н. э., ее разделение на Западную и Восточную приве­ло к постепенному обособлению Западной и Восточной хри стианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Свято­го Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о воз­несении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в ка­толицизме.


авославная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возмож­ность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «рас­поряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV—XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католи­ческой церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранст­во (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным ис­точником веры и полагают, что каждому человеку воздаст­ся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего вы­ражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число като­ликов проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единст­венной религией.


Роль религии в жизни современного общества Роль религии в жизни современного общества Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире на­бирает силу экуменическое движение, стремящееся к диало­гу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране — православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества, а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число по­следователей. Протестантизм среди граждан России пред­ставлен как официальными церквями, например лютеранст­вом, так и сектантскими организациями.

Ислам — самая поздняя по времени возникновения ми­ровая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Юж­ной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации про­живает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верхов­ного Бога—Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).


Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог — Ал­лах — передал людям устами пророка Мухаммеда при по­средничестве ангела Джебраила священную книгу — Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер­шение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран со­держит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских госу­дарств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе — шариате.

Становление ислама происходило под заметным влияни­ем более древних религий ближневосточного происхожде­ния — иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встре­чается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга — Тора, а также Евангелие.

Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, ту­рок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Тур-

Роль религии в жизни современного общества ции, Египте и ряде других государств были проведены ре­формы по ограничению сферы действия религиозных зако­нов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (напри­мер, Иране, Афганистане) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

В современной России ислам распространен среди жи­телей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии — Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман — представители многочис­ленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусуль­мане России возглавляются Центральным духовным уп­равлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

Источник: helpiks.org

Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.