1. Религия, её роль в жизни современного общества.


Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) — внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы — Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Признаки религии:

  1. Вера в сверхъестесвенное
  2. Организованное поклонение высшим силам — культ 
  3. Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов)

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Религия имеет свою историю. Учение считают, что исторически первыми примитивными, первобытными формами религии были:


  1. Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир
  2. Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.
  3. Тотемизм — поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику 
  4. Анимизм— вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Ранние формы религии сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с соврменной цивилизацией. Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований. В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

  1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день
  2. Нацонально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций 
  3. Мировые религии: Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей 
  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Достаточно развитые религии имеют свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Роль религии в жизни современного общества:

  1. Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем
  2. Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей
  3. Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
  4. Способствует развитию культуры общества — письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
  5. Объединяет общество или какие-то большие социальные группы 
  6. Узаконивает некоторые общественные порядки

Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.

2. В России в процессе перехода к рыночной экономике  разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. Получил около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?


Причины огромного разрыва между теми, кто разбогател и теми, кто обеднел:


  1. Интенсивные, несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х гг. ХХ в., приведшие к дезориентации значительной части населения.
  2. Отсутствие эффективной социальной политики государства в начале-середине 90-х гг. ХХ в.
  3. Приватизация А.Б. Чубайса. Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную.
  4. Либерализация цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
  5. Невыплаты заработной платы в России в 1990-е годы во время проведения экономических реформ приняли систематический и массовый характер, охватив большинство занятого населения во всех регионах и в большинстве отраслей экономики.
  6. Указ о «Свободе торговли» 1992 года. Этот указ фактически легализовал предпринимательство в форме торговли, и привел к тому, что множество людей занялось торговлей. Большая часть населения не была готова к такому повороту событий. 
  7. «Раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти».

Экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами:

  1. Доступное здравоохранение
  2. Льготы по оплате коммунальных услуг
  3. Льготы многодетным семьям, матерям-одиночкам
  4. Различные налоговые льготы
  5. Национальные проекты «Образование»; «Здоровье»
  6. Программа строительства жилья молодым семьям («Молодой семье — доступное жилье»), оно же — ипотека
  7. Обязательное социальное страхование 
  8. Пенсии: за выслугу лет; по старости; по инвалидности; социальная пенсия

3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает учебе?». Кого бы из своих одноклассников вы попросили принять участие в этой работе? Какие бы  качества  личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Источник: humanitar.ru

Термин «религия» происходит от латинского «religio» — благочестие, набожность. Религия — это тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни.


Во всех религиях во все времена есть одно общее – это обращение сознания человека на инобытие. Через религию сознание человека не просто отражает реальность, а как бы преображает её. Религия достраивает картину мира образами сверхбытия через представления (вероучения, священные тексты) и эмоции (благоговение и любовь, страх и трепет). Вместе они в устойчивой форме составляют религиозный культ [1].

«Верить в Бога невозможно, не верить в Него — аб­сурдно» — Вольтер.

Функции религии – это характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы. Выделяют следующие функции религии:

— Мировоззренческая функция — это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

— Легитимирующая (узаконивающая) функция — обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка.

— Компенсаторная функция — восполнение бессилия человека, облегчение его страданий. Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.

— Коммуникативная функция проявляется, прежде всего, по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер.


— Регулятивная функция — поддержка принятых в обществе социальных норм поведения [3].

Религия может вносить в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты.

Положительные аспекты религии:

— религия раскрывает человеку систему строения мироздания, определяет значение, цель и место в этом мире для каждого индивида, раскрывает смысл жизни.

— это утешение, надежда, духовное совершенствование, опора, милосердие. Недаром, человек всегда обращается к Богу, когда ему тяжело.

— если у человека есть достойный пример, например определенный религиозный идеал, то он старается изменить себя в лучшую сторону, пытается идеологически соответствовать канонам и заповедям своей веры. Тем самым идет настрой на добро, справедливость, помощь ближнему.

— может служить объединяющим фактором для людей.

— это источник вдохновения. Религия, является созидательно культурной функцией, благодаря которой человечество защищено от гибели, деградации, то есть от всех угроз, которые сопутствуют цивилизации.

— становление и укрепление порядков, традиций и законов жизни. Религия консервативна и направлена на сохранение традиций, стабильности и покоя [2] .


Отрицательные аспекты религии характеризуется:

фанатичным отношением к религии. В случае увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.

— возможной опасностью со стороны влияния сект.

не толерантное отношение к представителям других религий, что может привести к разжиганию религиозной вражды. Наиболее опасен сейчас религиозный экстремизм, где приемлемы такие методы, как терроризм, и это явление остается крайне опасным для всех людей.

игнорирование светской жизни, когда религиозные нормы и правила находятся в приоритете [3].

Если рассматривать то, какое влияние оказывает религия на общество, то можно сделать вывод о том, что религия определяет почти все сферы человеческой жизни, начиная с культуры и заканчивая повседневной жизнью человека. В современном обществе это не так заметно, но на самом деле, в большинстве современных традиций, обычаев, праздников, установок поведения лежат религиозные корни.

Литература

1. Аринин Е. И. Религиоведение: введение в основные концепции и термины: учебное пособие для вузов / Е. И. Аринин. — М.: Академический Проект, 2011. — 320 с.

2. Мангейм К.А. Диагноз нашего времени / К.А. Мангейм. — М.: ИНФРА-М, 2011. – 405 с.


3. Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 200 с.

Источник: scienceforum.ru

Роль религии в современном обществе следует из ее объективной сущности как связи человека с Богом. Благодаря этой связи человек выступает не столько как личность, сколько как представитель рода человеческого. Чувствуя связь с Богом, одновременно он чувствует свою причастность к человечеству, к отдельной человеческой общности. Интимное общение человека с Богом не ограничивается его индивидуальностью, а выводит эту индивидуальность в пространство совместного существования.

С этой точки зрения религия более социальная, чем другие — политические, правовые, экономические и другие отношения между людьми, то есть она является первичной, глубинной основой человеческого общества.

Религиозное сознание является древнейшим среди других видов человеческого сознания, и человеческое общество — как осознание людьми их определенной общности — возникло именно на почве общей религии, тогда как все другие формы общественности (государство, хозяйство, культура) имеют уже производный, вторичный характер. Поэтому религия является основой любой социальности, хотя, как глубокая основа, она реже других осознается в этой роли.


Наоборот, религия часто рассматривается исключительно как личное дело человека или даже подвергается разрушению как нечто лишнее или вредное, что, разумеется, только лишает общество его подлинной основы.

Религия выступает как основа социальности благодаря тому, что именно она создает такие первичные основы общественности, как солидарность, свобода, служение.

1. Солидарность, то есть чувство общей принадлежности людей к определенному целому, единому «мы», порождается единой связью между всеми людьми и Богом, в котором они впервые чувствуют себя семьей, общиной, народом. Но в этой сопричастности не исчезает человеческая личность. Наоборот, именно связь человека с Богом, его богочеловечность, то есть часть Творца (образ и подобие Божии), то, что непременно освещается в каждом человеке, порождает человеческую свободу.

2. Эта свобода, то есть способность к творчеству, является единственным двигателем общественной жизни, началом человеческого общения.

3. Наконец, третьим началом общественности, которое превосходит и поглощает противоречия между обществом и личностью, помогает обществу избежать деспотизма или анархии, является начало служения. Это начало имеет свой истинный смысл, если это служение именно Абсолюту, а не каким-то относительным ценностям, точнее, если служение относительным ценностям — государству, народу, идеям и т. д. — основывается на служении Божьей воле.


Именно последним определяется вся структура относительных по своей сути прав и обязанностей человека, создающих общественный порядок. По мнению С. Франко, единственным действительным и неотъемлемым правом человека является «право требовать, чтобы ему была предоставлена возможность выполнить его долг», то есть «долг перед Богом, долг служения правде». Вне служения Богу нет ничего такого, что могло бы заставить человека служить правде и правдой. Поэтому эпохи безверия (как и безверие в любые эпохи) разрушают этот главный стержень общественности — бескорыстное служение, понятие чести и долга, — заменяя его карьеризмом и корыстолюбием, коррупцией и бюрократизмом.

Религия является не только первичной и аморфной в своей первичности основой общества — она определяет характер этого общества, его лицо и направленность, его культурные и моральные ценности (мифологический мир античности, протестантская этика капитализма и т.п.). Не случайно некоторые ученые связывают происхождение слова «культура» со словом «культ» — именно культ, религиозное действие создало потребность в искусстве, духовном творчестве.

В течение многих веков культура была наполнена религиозным содержанием, которое вдохновляло и возвеличивало его. Более того, именно религия, религиозные — то есть абсолютные — ценности являются тем главным, что подталкивает человека к великим деяниям. Именно религия определяет эти настоящие, а не выдуманные абсолютные ценности, поэтому под влиянием религиозных идей свершались величайшие и выдающиеся события.

Поэтому в конечном счете, по мнению С. Франко, «мир движется не интересами и не инстинктами, а энтузиазмом религиозной любви», как основы любого творчества и культуры. В подтверждение этого тезиса он добавляет слова Гете: «Все эпохи, в которых царит вера, в любом виде, являются блестящими, возвышенными и плодотворными для современников и потомков. Наоборот, все эпохи, в которых неверие, в любой форме, принимает жалкую победу, <…> исчезают для потомства ».

Источник: www.mudriyfilosof.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.