фото 138Мы знаем, что история и религия тесно взаимосвязаны. Изучая развитие цивилизаций, невозможно разглядеть полную картину эпохальных событий, исключив непосредственное влияние религии. Сейчас вера не является чем-то обязательным, но были времена, когда она проникала во все сферы жизни человека: семейную, профессиональную, социальную, а духовенство имело авторитет, подобный правительственному. Есть мнение, что и в наши дни любой грамотный человек должен быть знаком с основными принципами и идеями главных мировых религий. В обязательную школьную программу входит изучение ислама или христианства. Одной из самых противоречивых и неоднозначно воспринимаемых нашим обществом учений становится ислам.Религия ислам (в переводе ― «верность одному Богу», «покорение») ― поздняя, наряду с христианством и буддизмом. Подразумевает почитание единственного бога Аллаха и соблюдение установленных правил (столпов) на протяжении жизни. По численности верующих ― на втором месте после христианства, это более 20% от числа людей, живущих на Земле. Последователей ислама называют мусульманами (араб. «муслимы»). Мусульманство признается национальной религией почти в 30 странах:

  • в Египте;
  • Марокко;
  • Саудовской Аравии;
  • Пакистане;
  • Иране;
  • Ираке и др.

В некоторых исламских государствах пренебрежение вероисповеданием карается законом. Территории, где исламисты занимают большую часть жителей планеты, ― Юго-Восточная Азия, Южная и Западная, а также Северная Африка.

В нашей стране доля исповедующих мусульманство незначительна: зарегистрированных около 9–10%, остальные жители ― православные.

Содержание религии, ее сущность

Профессиональный религиовед скажет, что у вероисповеданий ― христианства и ислама ―  один источник. У них много общего: единобожие, имена пророков, идея возникновения человечества, священная книга и т. д. Эти два учения ― части одного целого, только способы проявлять веру и любовь к Богу различаются.

В мусульманской религии верят в Бога, пророков, самым почитаемым из которых является Мухаммед (Магомед), а также в ангелов (божественных слуг) и демонов (отрекшихся от Аллаха). Священная книга, в которой изложено содержание 5 столпов, рассказано о возникновении Вселенной, приведены другие древние тексты на арабском языке, ― своеобразный «домострой» типичного мусульманина.

Столпы (предписания), которые формируют учение в целом:


  • непосредственно вера, ее исповедание, чтение богослужебных книг;
  • молитва (священный намаз), которая читается каждый день в конкретные часы;
  • соблюдение поста (уразы) в месяц Рамазан (по важности сопоставим с Великим постом в православии);
  • паломничество (хадж) по святым местам (в Мекку ― место зарождения ислама);
  • подаяние (закят), благотворительность, посильная помощь обездоленным.

Столпы веры в Коране многие века воспринимались мусульманами, как в наши дни  ―  статьи Гражданского кодекса. Так появились права и обязанности исламских граждан, основанные на новом шариате. Шариат ― свод законов, который являлся фундаментом мусульманского законодательства. Нарушение любого из предписаний расценивалось как преступление и давало волю властям наказывать отступников, сажать в тюрьму или казнить.

В некоторых регионах до сих пор существуют строжайшие запреты на приобретение алкоголя. Там помнят о таком грехе, как пьянство: за него можно было получить 40 ударов плетьми, а за организацию бунта или богохульство ― 40 или даже 100 ударов. Такие жестокие меры применялись и за пристрастие к азартным играм, занятие проституцией, прелюбодеяние.

Мусульманская религия очень противоречива. Один и тот же текст, изложенный в Коране, часто воспринимается по-разному ― такой феномен. Поэтому в исламе давно наблюдаются серьезные расхождения. Например, радикальные исламисты считают своим долгом бороться с неверными, уничтожать их. Так зародилось настоящее зло и одна из главных проблем современного человечества ― терроризм.

Течения

Разногласия верующих привели к настоящим междоусобным войнам, а в самой религии произошли серьезные изменения. Ислам подразделяется на несколько основных течений:


  1. суннизм;
  2. шиизм;
  3. суфизм;
  4. хариджизм.

Суннизм насчитывает самое большее количество последователей ― более 85% всех мусульман. В период, когда шла борьба за власть в Арабском халифате, члены этой религиозной группы поддержали первых четырех халифов.

Шиизм во многом схож с предыдущим течением, но своим главой шиитская община избрала имама Али ― одного из четырех халифов. Надо сказать, что верования этой группы мусульман более современны и упрощены. Совершение намаза допускается 1–2 раза в день, навязывать свою веру здесь ― дурной тон. Шииты полагаются на писания Корана, но имеют и свои религиозные тексты.

Хариджизм ― движение «против всех», одно из наиболее оппозиционных движений.

фото 139

Суфиты (суфии) занимают важные посты и имеют большое влияние на политическую жизнь государства. Со времен гражданской войны суфизм претерпел ряд изменений, став самым таинственным, орфическим учением. Члены общества выступали против разделения религии на вышеперечисленные группы.


В исламе есть и другие ответвления и сектантские учения (как и в любой другой мировой религии). В чем-то они кардинально различаются, но все их объединяет преданность одному Богу, общие традиции и уклад жизни. Как и христиане, мусульмане верят в жизнь после смерти и Страшный суд. Рай для них ― это райские сады, ад ― огненный котел, куда неминуемо попадут грешники.

Что есть Коран

Кто такой истинный мусульманин? Как он живет, работает, строит семью? Все ответы даны в Коране. Каждый достойный гражданин стремится к Абсолюту, то есть проявляет терпимость к окружающим, соблюдает все предписания и обычаи, он достойный муж и отец. Праведен тот, кто:

  • всегда говорит правду;
  • верен супруге;
  • открыт и тактичен;
  • не держит долго обид;
  • в меру скромен;
  • не жаден;
  • чист сердцем и душой.

Что же касается семейных отношений, здесь тоже все противоречиво. Говоря о классическом, фундаментальном исламе, семья ― это основа всего. Практически недопустимы разводы, хотя в современном мире они не редкость. Обеспеченные люди могут иметь одновременно несколько законных жен (до четырех), но сегодня все чаще встречаются моногамные браки (в арабских странах содержание всех жен ― непозволительная роскошь). Жестокое обращение с женщинами, ставшее стереотипом, приветствуется сегодня далеко не везде.


многих мусульманских странах женщины вольны развиваться в профессии, наносить макияж, заниматься искусством, не носить хиджаб (платок для покрытия головы). И хотя статус мужчины и женщины в исламском государстве очень отличается (мужчины имеют гораздо больше прав, но в то же время и обязанностей), львиная доля женщин чувствует себя не притесненными и угнетенными, а под постоянной защитой своей семьи и в достатке. Это отношение у них формируется с рождения, и другой жизни они не знают.

История становления ислама как религии

Родиной ислама является Саудовская Аравия. До того как ислам распространился на аравийские народности (большую часть которых составляли пустынные кочевники), люди поклонялись многим богам, создавали себе культы из тотемов, благоговели перед стихиями. История не отрицает существование уже в те далекие годы эпицентров, куда купцы и мелкие ремесленники съезжались, чтобы продать товар и поклониться главным божествам.

В самостоятельную религию ислам был преобразован в VII–VIII веках благодаря стараниям пророка Мухаммеда. Культурные центры Мекка и Медина, где Мухаммед активно вел проповеди, стали святыми местами. Туда ежегодно стекаются тысячи верующих, чтобы совершить намаз, выказать свое почтение Богу, прикоснуться к святыням. Упоминание о передаче народу Священной книги ― Корана относится к середине VII века. Он был составлен со слов людей, бывших в окружении святого Мухаммеда, и неоднократно дополнялся. Рассказы, что сегодня изложены в Коране, снизошли на пророка буквально с небес, когда тот пребывал в уединении среди холмов пустыни.


Реальный Мухаммед, некогда живший на полуострове, собирая вокруг себя последователей, поверивших ему, в отличие от Иисуса, практически силой отучал людей от идолопоклонничества. Он не был судим или казнен, будто люди морально были давно к этому готовы. Через год-два после того, как ислам одержал победу над язычеством, Мухаммед умер вследствие серьезной болезни.

Сегодня мусульманство воспринимается нами, как настоящая угроза обществу, неприятие современного уклада жизни. Но изначально суть религии вовсе не заключалась в истреблении всех не верующих в Аллаха. И хотя существует много разных сект и религиозных течений, все-таки мусульмане очень ответственно относятся к своей вере, в то время как в православном мире вера для многих ― формальность.

В России немало мусульман проживает на территории Сибири, Кавказа, Поволжья и в других районах. В основном это татары, которые давно являются нашими соотечественниками. В Россию ислам пришел в ХХ веке. Из истории известно, что при Екатерине II отношение к религии мусульман было одинаковым: многие чиновники-нехристиане занимали руководящие посты на военной и государственной службе, радушно принимались при дворе. Им создавались все условия для длительного пребывания в стране: строились мечети, устанавливались права и привилегии.

Культура и искусство


Геолокация ислама в VII веке стремительно расширялась. С 632 года благодаря завоеваниям будущей Великой империи мусульманство появилось в Северной Африке, Средней Азии, на Кавказе. Прочно осев в Турции, ислам достиг Балканского полуострова. Менялось мировоззрение, привычный уклад жизни населения этих стран, культура.

Религиоведы считают, что христианство ― старейшая религия ― в большой степени способствовало появлению ислама. Так ли это? Да, но кое с чем поспорить трудно: в результате противостояния двух религий мусульманство превратилось в настоящее учение. Появилась спекулятивная дисциплина (рационалистическая теология), призывающая обращаться к разуму как к Наивысшей силе. Со временем появляются различные школы:

  • группа справедливости и единобожия;
  • ашаризм (основное направление калама);
  • суннитские школы.

фото 140

Также в качестве сопутствующих предметов начинают преподаваться астрономия и математика. Многое ислам заимствовал у других сверхдержав: Византии, Сирии, Персии, Индии. Наука в целом очень поощряется Кораном. В нем сказано, что истинный мусульманин должен стремиться впитать в себя как можно больше знаний. Некоторые научные деятели убеждены, что именно в исламском мире впервые зародилась наука, которую мы сегодня знаем. Хоть наука и религия мало соприкасаются друг с другом, мусульмане нашли иной подход. Миру известны великие умы: А. Салам (отметился в области ядерной физики, был лауреатом Нобелевской премии), Альхазен (внес вклад в разработку современных научных подходов) и другие ученые-мусульмане, которые приложили немало усилий для развития дисциплин:

  • геометрии;
  • медицины;
  • логики;
  • биологии;
  • физики и т. д.

В жизни мусульманина много религиозных праздников, которые становятся официальными в ряде стран:

  1. курбан-байрам (праздник жертвоприношений), во время которого постятся и совершают паломничество в Мекку;
  2. праздник вознесения ― Мирадж;
  3. день рождения святого Мухаммеда;
  4. обрезание;
  5. траурные церемонии (ашура).

Особое внимание уделяется главному событию года – курбан-байраму. Это мероприятие длится неделю (в некоторых странах до 10 дней). Курбан-байрам ― один из самых кровавых праздников: это дни ограничений и подношений жертв (баранов). В основе этого праздника лежит легенда об отце, который по указанию Бога должен был принести в жертву своего любимого сына.

В Библии есть похожий сюжет, что еще раз доказывает общность мировых религий. Сына Ибрахим (которому было поставлено условие зарезать дитя) не убил, так как Аллах решил, что Ибрахим по-настоящему верен и предан ему: можно считать, что жестокое испытание пройдено. Жертва была заменена на барашка. Сейчас чаще в жертву приносят баранов, но подходит и другой скот: верблюды, козлы, коровы. Сам обряд жертвоприношения требует соблюдения правил и проводится в определенной последовательности: чтение молитвы во время убийства животного, совершение омовения, трапеза из мяса жертвы, подаяние беднякам.


Ислам ― великая конфессия, которая помогла сплотить арабский народ. Сегодня она вызывает много споров и конфликтов, постоянно обращает на себя внимание, и число новообращенных в эту веру растет с каждым днем.

Источник: mystroimmir.ru

Ислам является одной из трех так называемых «мировых» религий. Он распространен в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Африки и оказывает там существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь. В некоторых странах, таких, как Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, АРЕ, Ливия, Тунис, Алжир, Морокко, Судан и др., ислам является государственной религией. На территории СССР пережитки ислама сохраняются среди некоторой части населения Средней Азии и Казахстана, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Татарии и Башкирии.

Ислам оформился в VII в. н. э. Он возник в силу ряда объективных исторических причин, обусловивших социально-экономические и культурные изменения в жизни населения Аравии. Разложение родо-племенного строя арабов, затруднения и кризисные явления в торговле и наметившийся упадок в экономической жизни городов в силу неблагоприятной международной обстановки усилили вызревавшие внутри арабского общества тенденции к объединению и созданию политически устойчивого государства.


Интересы всего населения требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения, отпора чужеземным агрессиям, поисков новых торговых путей. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым шла бы консолидация сил народа. Таким знаменем стал ислам.

В ту пору у арабов не было единой религии. Среди арабских племен были распространены различные верования, существовало многобожие. Но наметившаяся политическая централизация арабских племен вызвала стремление к созданию единых родовых и племенных культов. Верования политически наиболее мощных племен становились обязательными для менее могущественных родов и племен. На процесс оформления единой религии арабов безусловно оказывали большое влияние уже сложившиеся в тот период монотеистические религии: иудаизм, христианство, зороастризм.

К началу VII в. н. э. в Аравии наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Оно подчинило своему влиянию другие племена и население близлежащих городов и оазисов. Соответственно с возвышением ку-рейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно бог курейшитского племени, которого называли «илах» или «аль-илах», стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. Впоследствии как «аллах» он вошел в ислам в качестве единодержавного бога, единственного и самого истинного господа, создателя всего сущего.

Буржуазные историки, а также сами мусульмане возникновение исламской религии связывают всецело с именем пророка Мухаммеда. Однако, не отвергая активной роли Мухаммеда в проповеди и распространении новой религии, следует сказать, что эта роль сильно преувеличена. Само собой разумеется, что Мухаммед не был чудотворцем, как это утверждают мусульманские богословы. Он стал легендарным лицом благодаря усиленному раздуванию его культа мусульманским духовенством и фанатичными верующими. Этому способствовал, конечно, и ранее возникший культ мифического Христа и его «подвиги». В условиях борьбы за влияние ислам не мог допустить, чтобы его пророк уступал в чем-либо основателям и чудотворцам других религий. Этим объясняется, что биография основателя ислама, написанная спустя много лет после его смерти, очень похожа на жизнеописания других пророков и основателей различных религий.

Как и всякое идеологическое течение, ислам завоевал популярность не сразу. Однако к концу 630 г. большая часть Аравии уже находилась под властью «посланника аллаха». Образовавшееся вскоре централизованное теократическое государство использовало ислам в качестве идеологического оружия для укрепления нового общественного уклада в стране и осуществления широкой завоевательной политики далеко за ее пределами.

Мусульманское вероучение

Мусульманское вероучение обладает всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в бога — творца и управителя вселенной, в страшный суд, в загробное воздаяние. Как и в христианстве, все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам бога, предписаниям духовенства. В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных. Правоверным праведникам, по мусульманскому вероучению, суждено вечное блаженство в раю, а неверным и грешникам среди правоверных — мучения в аду.

Таким образом, ислам, как и другие религии, переносит поиски человеческого счастья на небо, обещая награду тем верующим, кто безропотно следовал религиозным предписаниям, требованиям духовенства.

Не отличается от других религий ислам и тем, что он основывается на антинаучных представлениях о сотворении мира, о движущих силах природы и общества. Для мусульман все заключено в боге. Он начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются все основные принципы ислама.

Мусульмане руководствуются следующими основными положениями, признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, чертей, демонов и ангелов.

Вера в аллаха

Вера в аллаха является первым и основным догматом веры в исламе. Аллах един, всемогущ. Он создатель вселенной, земли и неба, всех форм жизни. У него нет ни сына, ни дочери, потому что, как говорится в Коране, «у него нет подруги». Аллах управляет миром единолично, без его ведома не совершается ничего («Бог творит, как хочет», «он совершитель того, что захочет» -85:16). За непослушание, за неверие бог по своему усмотрению может покарать человека как при жизни, так и после смерти. За действиями и поступками людей следят специально поставленные для этой цели ангелы.

Мусульмане верят, будто бог в состоянии в любое время сотворить любое чудо. Подобно тому как одним повелением, выраженным словом «будь!», он сотворил небеса, землю, горы, реки, растительный и животный мир, бог, по представлению мусульман, может в любую минуту нарушить закономерный ход истории, нарушить законы природы, ибо он всемогущ. Верующий не должен, не имеет права сомневаться во всемогуществе аллаха. Иначе он совершает тяжкий грех, искупить который можно лишь дарами в пользу духовенства или совершением хаджа -паломничества в Мекку и другие «святые» места.

Бессмертие души

Составной частью исламской догматики является антинаучное представление о бессмертии души. Приверженцы ислама верят в существование некой особой субстанции, покидающей тело в момент смерти (иногда говорят о различных ее воплощениях). С этим представлением связано и воскресение из мертвых в день страшного суда. В раннем исламе под воскресением понимали просыпание мертвых, вставание их из могил («кыяма») в том виде, в каком людей заставала смерть. Заслужившие рай могли бесконечно наслаждаться блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными старению, дряхлости и т. д. Вместе с тем в более позднее время возникли и другие представления о рае как местопребывании бестелесной души, наслаждения которой не поддаются пониманию и описанию людей, обремененных грешным телом и привыкших к чисто чувственной форме наслаждений.

Страшный суд

Представление о страшном суде возникло в исламе отчасти под влиянием традиционной веры арабов-язычников в загробную жизнь людей, а отчасти под влиянием христианского вероучения. Точного описания картины страшного суда ни в Коране, ни в преданиях не имеется.

Обычно духовенство в своих проповедях или беседах с верующими приводит вымыслы о страшном суде в соответствии со вкусами и уровнем слушателей, с учетом возможностей непосредственного или косвенного воздействия на их воображение, чувства и психику. Служители ислама проповедуют, будто знамениями конца света и вслед за ним страшного суда являются широко распространяющиеся неверие, забвение традиций и обычаев отцов и дедов, неуважение к храмам, духовенству и т. п. Иными словами, знамением конца света является распространение атеизма. Приближение страшного суда, наступление конца света будет сопровождаться также, по словам мусульманских проповедников, грозными явлениями природы, знамениями и чудесами.

Сказки о конце света и о страшном суде, которыми духовенство запугивает верующих, являются одним из действенных средств в руках духовенства в его борьбе за сохранение религии.

Рай и ад

Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после утех. На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и другие «священные» книги, куда записаны деяния людей. Над раем, выше восьмого яруса, находится трон аллаха, испускающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под престолом бога. Таким рисуют рай проповедники ислама, пытаясь увлечь этим описанием верующих.

Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на растерзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго.

Над адом переброшен мост, Сират. Он тонкий, как волос, и острый, как меч Азраила. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии преодолеть его. Грешникам это не удается. Они несут наказание в аду за свои грехи. За грешников ходатаем перед аллахом выступает Мухаммед, и в аду остаются только те, кто осужден навеки гореть в адском пламени.

Культ ангелов и демонов

Значительное место в исламе занимает культ ангелов и демонов. Ангелы, в представлении мусульман, — это бестелесные существа, которые беспрекословно выполняют поручения аллаха, являясь его вестниками. Наиболее близкими к трону предвечного ангелами считаются Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил, В обязанность Джабраила входит передавать божественные повеления, Микаил наблюдает за механизмом вселенной, Исрафил всегда стоит готовым протрубить в специальный рог, дать сигнал о пришествии страшного суда, Азраил — страшный ангел смерти. Существует поверье, будто он, орудуя своим мечом, приводит в исполнение божественный приговор о смерти и выпускает душу из тела. Грешникам и злодеям он может являться в зримом образе и вселять в них неописуемый ужас.

Каждый человек при жизни имеет двух ангелов-хранителей, записывающих его хорошие и дурные поступки, с тем чтобы их можно было после смерти взвесить для определения человека соответственно в рай или ад.

Кроме того, мусульманам внушается вера в существование ангелов смерти Накира и Мункара, которые производят предварительный допрос, требуют отчета о земных делах и т. п., и ангела Ридвана — стража рая, и ангела Малика — стража ада.

Один ангел, который не хотел повиноваться аллаху, известный у верующих мусульман под именем Иблис (дьявол, шайтан), был проклят аллахом. Аллах, всесильный, конечно, мог бы расправиться с непокорным Ибли-сом, но решил его оставить до страшного суда, с тем чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стойкость к соблазнам, несовместимым с исламом.

Догмат о предопределении

Одним из важнейших в исламе является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское вероучение. Согласно этому вероучению, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли аллаха. По мусульманским представлениям, еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому аллах повелел написать о всех делах божественных и творениях, вплоть до времени страшного суда. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Следовательно, каждый человек зависит от бога. Каждому предначертана определенная судьба, которая неотвратима. Даже смерть наступает лишь по божественному предначертанию. Коран провозглашает «Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком» (З.Г39)

Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь и невзгоды предопределены аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедствия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал всевышний.

Нетрудно понять истинный смысл учения о предопределении, обрекающего верующих на пассивность, терпение и смирение.

Социальная доктрина ислама

На протяжении многих столетий социальная доктрина ислама в своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного аллахом, богословы и религиозные организации рассматривали наличный общественный строй (а им был эксплуататорский строй) как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как «богопротивные». Тягчайшим преступлением против бога и веры признавалось возбуждение в народе недовольства против власти эксплуататоров.

Частная собственность на средства производства, лежавшая в основе эксплуататорских общественных отношений, объявлялась неприкосновенной.

Огромные социальные перемены, происшедшие в мире в XX в., небывалый рост притягательности идеологии и практики реального социализма, стремление трудящихся мусульманских стран к общественным переменам не могли не сказаться на социальных позициях ислама. Был разработан ряд концепций, не имевших аналога в прошлом. Мусульманские деятели Советского Союза пришли к выводу, что народные выступления против эксплуататорского строя вполне законны, вытекают из учения Корана и Сунны, а строительство социализма и коммунизма является богоугодным делом «Принципы социализма» и в том числе указание на возможность обобществления средств производства они «находят» в аятах Корана и хадисах пророка Мухаммеда.

Мусульманские богословы стремятся представить ислам не только учением, открывающим возможности для социальных преобразований, но и своеобразным стимулятором строительства социалистического общества. «Предписанные исламом все формы убеждений, ритуалов, моральных норм и законодательных институтов служат именно этой цели», — пишет в журнале «Мусульмане Советского Востока» один из видных богословов.

Мусульманские деятели зарубежных стран, избравших путь социалистической ориентации, говорят об «исламском социализме», характеризуя его как общество, вбирающее в себя все лучшее, что имеется у капитализма и коммунизма. Видится это общество им по преимуществу опирающимся как на частную, так и на общественную собственность на средства производства. При всей утопичности этой концепции лозунг «исламского социализма» в определенных условиях может играть ограниченную прогрессивную роль в деле привлечения мусульманских масс на сторону социально-экономических преобразований, осуществляемых в развивающихся странах с прогрессивными режимами.

Иначе выглядят богословские построения религиозных деятелей из стран, находящихся в орбите капиталистической системы хозяйства (Марокко, Пакистан, Малайзия, Египет и др.). Многие из них утверждают, что наилучшим  образцом социального устройства, обеспечивающим мир и благоденствие для  всех членов общества, является мусульмайская община времен пророка Мухаммеда. Они призывают правоверных  возродить общественные порядки более чем тысячелетней давности. Часть богословов      этой      зоны     считают,  что единственно возможный путь к самому прогрессивному и процветающему обществу лежит через введение в мусульманских странах нашего времени норм права и морали, установленных Кораном и Сунной. В соответствии с подобной концепцией нет необходимости  бороться против эксплуататорского строя и его фундамента — частной собственности на средства производства, не надо стремиться менять характер   политической   власти,   нужно лишь ввести шариатские установления и  обеспечить их неукоснительное выполнение, и все социально-экономические проблемы, стоящие перед мусульманскими   странами,   будут   решены. Составным   элементом таких  концепций часто является воинствующий антикоммунизм, клевета на реальный социализм.

Всем мусульманским социальным концепциям, как видим, присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы со сверхъестественными силами, с их волей и приписываемыми ими установками, каковые будто бы и играют решающую роль в жизни общества.

Таким образом, социальная доктрина ислама не только не дает реальной программы для решения насущных общественных проблем, стоящих перед мусульманскими странами, но и не способствует уяснению направлений развития современного исторического процесса и его движущих сил. Она уводит своих сторонников и последователей от реальных путей борьбы за обеспечение социального прогресса.

Модернизм в исламе

Мусульманские богословы на протяжении веков подчеркивали мысль о неизменности исламского вероучения, его культовых предписаний и социальных установок. Еще в начале нынешнего века один из мусульманских идеологов в России писал, что учение Мухаммеда «останется неизменным до самого воскресения мертвых». Однако перемены, происходящие в общественной жизни и сознании верующих, побуждают религиозных деятелей давать «осовремененное» толкование многих проблем, вносить определенные изменения в религиозный комплекс. Цель этих усилий — сделать религию более привлекательной для человека нашего времени, убедить людей в том, что она приносит пользу личности и обществу, помогает решать земные проблемы.

Прежде всего изменилась социально-политическая позиция духовенства в нашей стране. От осуждения всяких социальных преобразований и выступлений против Советской власти оно перешло к одобрению социальных революций и заявлениям о том, что построение социализма и коммунизма на земле предсказано в Коране и получило благословение аллаха. В такой позиции проявляется своеобразное осмысление и отражение богословами исторической реальности, которая свидетельствует о том, что мусульмане в СССР восприняли идеи социализма как свои собственные идеи и принимают повседневное участие в их осуществлении.

По-новому ныне рассматривается такой важный вопрос, как отношение к неверующим. В отличие от мусульманской традиции, всегда делившей людей на тех, кому будет даровано аллахом счастье, т. е. мусульман, и тех, кому не будет такого счастья, т. е. немусульман, современные богословы утверждают, что все люди созданы для счастливой жизни. Более того, вопреки установкам вероучения, обещающего неверующим лишь адские муки на том свете, современные религиозные деятели заявляют, что на райское блаженство могут рассчитывать и неверующие, если они хорошо трудятся на благо социалистического общества или с оружием в руках защищают свою Родину.

Большое место в деятельности религиозных организаций и духовенства занимает приспособление культа к условиям нашего времени, когда значительная часть верующих тяготится многими обрядами и предписаниями ислама и перестает их выполнять. Утрата верующими ряда признаков религиозности тонко улавливается служителями культа. Если пять десятилетий тому назад этот процесс вызывал открытое недовольство у религиозных организаций и служителей культа и побуждал их к активным действиям для восстановления этих признаков в сознании и поведении верующих, то в наши дни для них чаще характерна иная позиция. Они во многом смирились с таким положением.

И вот служители культа изыскивают различные аргументы, позволяющие человеку, уже не выполняющему многих строго обязательных предписаний религии, считать себя верующим. В этих целях приводятся стихи Корана, говорящие о том, что бог не хочет доставлять трудностей последователям ислама, но хочет им облегчения. Из таких посылок делаются выводы о возможности выполнять обряды и предписания в урезанном виде, хотя для этого служителям культа приходится не только пересматривать многовековые традиции, но даже проходить мимо прямых указаний священных книг. Так, религиозные деятели, сообразуясь с тем, что многие верующие не выполняют требований вероучения о пятикратной молитве и посте в месяц рамадан, «разрешают» совершать намаз не в установленное время, а «когда есть возможность», поститься не в течение всего месяца рамадан, а лишь по нескольку дней в начале, в середине и в конце этого месяца. Все ширится круг работников разных профессий, которые служителями культа «освобождаются» от поста. Соблюдение некоторых обрядов считается возможным заменять добровольными пожертвованиями в пользу мечети. Так, вместо жертвоприношения скотом во время курбан-байрама многие служители культа считают возможным внесение в кассу мечети стоимости шкуры жертвенного животного. Давая подобные «послабления» верующим, духовенство тем самым облегчает человеку возможность считать себя выполнившим религиозные предписания и вместе с тем изыскивает дополнительные каналы для укрепления финансовой базы религиозных организаций.

Несколько иначе обстоит дело с модернизацией ислама за рубежом. Например, мусульманские организации стран, идущих по капиталистическому пути, естественно, по-другому относятся к толкованию социальных проблем. Они выступают за сохранение частной собственности на средства производства, против классовой борьбы, осуждает волнения трудящихся, направленные против строя эксплуатации. Однако веяние времени затрагивает и их. Все больше религиозных деятелей становится под антивоенные знамена, призывая мусульман в сотрудничестве с верующими других конфессий бороться против империализма, сионизма, расизма и неоколониализма, за мир и национальную независимость своих стран.

В богословских кругах все сильнее пробивает себе дорогу идея о праве каждого мусульманина на иджтихад, т. е. на самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам. И все сильнее критикуется традиционная концепция суннизма, исходившая из того что «двери иджтихада были закрыты» с созданием в X в. четырех богословско-юридических школ (мазхабов). По-новому толкуется многими теологами учение о джихаде. Если на протяжении веков джихад означал религиозную обязанность мусульман вести войну за веру против «неверных», то в настоящее время это понятие значительно расширено. Под него подводится и борьба за укрепление экономического и военного могущества мусульманских стран, и борьба за освобождение арабских земель, оккупированных Израилем, и мирная проповедь ислама. Модернистски настроенное духовенство призывает мусульман овладевать светскими науками, бороться против суеверий, под которыми нередко понимается и поклонение так называемым святым местам, в течение веков поддерживавшееся религиозными организациями.

Эволюция социальных позиций ислама, попытки мусульманского духовенства внести изменения в его идеологию и культовую практику являются не только отражением в религиозной форме объективных процессов, происходящих в обществе. Это также результат понимания духовенством того, что в рамках традиционных исламских идей и предписаний ныне нельзя сохранить влияние на верующих.

Источник: pomnirod.ru

Ислам является второй религией в мире по числу приверженцев. На сегодняшний день свыше 1,5 миллиарда жителей нашей планеты (или 22 %) – мусульмане. При этом ислам оказался самой быстрорастущей религией, и к началу следующего столетия, по подсчётам многих экспертов, по числу приверженцев он может опередить христианство.

В наши дни мусульмане составляют крупнейшие конфессиональные группы более чем в 50 государствах, большинство из которых расположены на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии. Кроме того, мусульманское население преобладает в ряде регионов некоторых немусульманских стран, таких как Россия, Индия, Китай, Болгария, Сербия, Таиланд, Македония, Черногория и так далее.

1. Ближний Восток

Самым «мусульманским» регионом в современном мире принято считать Ближний Восток, на территории которого практически во всех государствах мусульманское население является преобладающим. Исключением является Израиль, который, к слову, не признан многими ближневосточными странами.

В большинстве государств региона проживают, преимущественно, мусульмане-сунниты, но при этом в трёх государствах, таких как Иран, Бахрейн и Ирак, преобладают шииты.

Что касается суннитских государств, то в ближневосточных странах проживают последователи всех четырёх суннитских мазхабов. Самый распространённый в мире ханафитский мазхаб наиболее широко представлен в Турции, а также среди суннитов Ирака, Египта и Сирии. Приверженцы маликитского мазхаба, в основном, проживают в некоторых городах Аравийского полуострова – в частности, в Саудовской Аравии и ОАЭ. Позиции мусульман-шафиитов весьма сильны на территории Ирака, Ливана, Палестины, Иордании и Йемена. Ханбалитский мазхаб обрёл большую популярность среди стран Персидского залива, среди которых: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт и Оман.

2. Африка

Также широкую популярность ислам обрёл среди жителей африканского континента, где мусульмане преобладают на севере, северо-западе и на востоке материка. Во всех мусульманских государствах Африки основной костяк составляет суннитское население. В северной Африке, за исключением Египта, преобладает маликитский мазхаб, позиции которого сильны в Ливии, Алжире, Марокко, Мавритании и Западной Сахаре. Ханафитский мазхаб, как уже отмечалось, широкое распространение получил в Египте. Шафиитского мазхаба придерживаются жители восточной Африки, в частности, таких государств как Судан, Сомали, Эритрея. В странах северо-западной Африки, таких как Мали, Нигерия, Нигер, Чад и других, в соседстве проживают как маликиты, так и шафииты.

3. Азия

Большое количество мусульман проживает также и в западной, центральной, южной и юго-восточной Азии. Во всех мусульманских азиатских государствах преобладает ислам суннитского толка, причём в подавляющем большинстве стран региона доминирующим является ханафитский мазхаб. Позиции мусульман-шафиитов сильны в Пакистане, Малайзии и Индонезии.

4. Кавказ

На территории Кавказа доминирующей религией является ислам, который исповедуют большинство жителей северокавказских регионов России, таких как Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, а также Республики Азербайджан. Причём, среди мусульман Кавказа распространён как суннизм (Северный Кавказ), так и шиизм (Азербайджан). А среди мусульман-суннитов больше всего приверженцев шафиитского мазхаба.

5. Европа

В Старом Свете тоже проживает немало людей, исповедующих ислам. Так, в трёх государствах Восточной Европы мусульмане составляют большинство: Албания, Босния и Герцеговина и Косово. Во всех них доминирует суннитский ислам ханафитского мазхаба. Кроме того, в связи с большим потоком мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также всё большей популярностью ислама среди коренных европейцев, мусульманское население континента растёт стремительными темпами. По подсчётам экспертов, уже к середине текущего столетия мусульмане могут стать большинством и в других европейских странах. Наиболее вероятным кандидатом на это, по мнению специалистов, является Франция, в которой каждый десятый её житель является мусульманином.

6. Америка

В западном полушарии нашей планеты ислам менее популярен, нежели в восточном, в связи с чем на территории Северной и Южной Америки отсутствуют мусульманские государства. Кроме того, последователи Пророка Мухаммада (с.г.в.) в странах американского континента имеют весьма небольшое представительство. Лишь в трёх государствах региона мусульмане преодолели отметку в 5 %: Суринам – 20 %, Гайана – 7 % и Тринидад и Тобаго – 6 %.

Источник: Islam.global

Ислам является второй религией в мире по числу приверженцев. На сегодняшний день свыше 1,5 миллиарда жителей нашей планеты (или 22 %) – мусульмане. При этом ислам оказался самой быстрорастущей религией, и к началу следующего столетия, по подсчётам многих экспертов, по числу приверженцев он может опередить христианство.

В наши дни мусульмане составляют крупнейшие конфессиональные группы более чем в 50 государствах, большинство из которых расположены на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии. Кроме того, мусульманское население преобладает в ряде регионов некоторых немусульманских стран, таких как Россия, Индия, Китай, Болгария, Сербия, Таиланд, Македония, Черногория и так далее.

1. Ближний Восток

Самым «мусульманским» регионом в современном мире принято считать Ближний Восток, на территории которого практически во всех государствах мусульманское население является преобладающим. Исключением является Израиль, который, к слову, не признан многими ближневосточными странами.

В большинстве государств региона проживают, преимущественно, мусульмане-сунниты, но при этом в трёх государствах, таких как Иран, Бахрейн и Ирак, преобладают шииты.

Что касается суннитских государств, то в ближневосточных странах проживают последователи всех четырёх суннитских мазхабов. Самый распространённый в мире ханафитский мазхаб наиболее широко представлен в Турции, а также среди суннитов Ирака, Египта и Сирии. Приверженцы маликитского мазхаба, в основном, проживают в некоторых городах Аравийского полуострова – в частности, в Саудовской Аравии и ОАЭ. Позиции мусульман-шафиитов весьма сильны на территории Ирака, Ливана, Палестины, Иордании и Йемена. Ханбалитский мазхаб обрёл большую популярность среди стран Персидского залива, среди которых: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт и Оман.

2. Африка

Также широкую популярность ислам обрёл среди жителей африканского континента, где мусульмане преобладают на севере, северо-западе и на востоке материка. Во всех мусульманских государствах Африки основной костяк составляет суннитское население. В северной Африке, за исключением Египта, преобладает маликитский мазхаб, позиции которого сильны в Ливии, Алжире, Марокко, Мавритании и Западной Сахаре. Ханафитский мазхаб, как уже отмечалось, широкое распространение получил в Египте. Шафиитского мазхаба придерживаются жители восточной Африки, в частности, таких государств как Судан, Сомали, Эритрея. В странах северо-западной Африки, таких как Мали, Нигерия, Нигер, Чад и других, в соседстве проживают как маликиты, так и шафииты.

3. Азия

Большое количество мусульман проживает также и в западной, центральной, южной и юго-восточной Азии. Во всех мусульманских азиатских государствах преобладает ислам суннитского толка, причём в подавляющем большинстве стран региона доминирующим является ханафитский мазхаб. Позиции мусульман-шафиитов сильны в Пакистане, Малайзии и Индонезии.

4. Кавказ

На территории Кавказа доминирующей религией является ислам, который исповедуют большинство жителей северокавказских регионов России, таких как Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, а также Республики Азербайджан. Причём, среди мусульман Кавказа распространён как суннизм (Северный Кавказ), так и шиизм (Азербайджан). А среди мусульман-суннитов больше всего приверженцев шафиитского мазхаба.

5. Европа

В Старом Свете тоже проживает немало людей, исповедующих ислам. Так, в трёх государствах Восточной Европы мусульмане составляют большинство: Албания, Босния и Герцеговина и Косово. Во всех них доминирует суннитский ислам ханафитского мазхаба. Кроме того, в связи с большим потоком мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также всё большей популярностью ислама среди коренных европейцев, мусульманское население континента растёт стремительными темпами. По подсчётам экспертов, уже к середине текущего столетия мусульмане могут стать большинством и в других европейских странах. Наиболее вероятным кандидатом на это, по мнению специалистов, является Франция, в которой каждый десятый её житель является мусульманином.

6. Америка

В западном полушарии нашей планеты ислам менее популярен, нежели в восточном, в связи с чем на территории Северной и Южной Америки отсутствуют мусульманские государства. Кроме того, последователи Пророка Мухаммада (с.г.в.) в странах американского континента имеют весьма небольшое представительство. Лишь в трёх государствах региона мусульмане преодолели отметку в 5 %: Суринам – 20 %, Гайана – 7 % и Тринидад и Тобаго – 6 %.

Источник: Islam.global

Мусульманские страны играют все большую роль в современных международных отношениях. Мусульманское население планеты стремительно растет и, как предполагают международные эксперты, к 2050 году количество мусульман превысит количество христиан в мире.

В каких странах ислам является основной религией

Мусульманский мир – отныне это не только традиционные страны Востока, но и огромные общины по всему миру. Что уж говорить, если даже в Лондоне активно работает более сотни мечетей, а самым популярным именем в Великобритании является Мухаммад. Большие мусульманские общины есть во всех странах мира — то, что не смогла сделать война, сделала глобализация: именно глобализация помогла распространить Ислам почти на весь мир. Вот он, парадокс: многие века европейские страны боролись с мусульманами, а сейчас количество верующих в Германии, Франции и других наиболее экономически развитых странах Европейского Союза стремительно растет. И обусловлено это как активной иммиграцией, так и высокими демографическими показателями мусульманских народов. Демографический рост достиг максимума в 1962-1963 гг., после чего началось его медленное падение. Наиболее быстро, в 4 раза, выросло число жителей Ирана и в 3,6 раза увеличилось пакистанское население. В Турции, согласно оценкам ООН, численность жителей выросла ровно втрое, а в Афганистане — аж в 2,5 раза!

Мусульманские страны – это Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, Бангладеш, Бруней, Индонезия, Малайзия, Мальдивы, Бахрейн, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Палестина. Также среди исламских стран – ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Джибути, Египет, Коморские острова, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия, Алжир, Западная Сахара, Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Чад.

Мусульманский Восток существенно пополняется и за счет мусульман Индии, где, по данным переписи 2001 г., их численность составляла не менее 140 млн человек (13,4% населения). Серьезно разнятся оценки количества мусульман в Китае. По данным ООН, их численность достигает 20 млн человек. Однако есть и более высокие оценки в 60 и даже 90 млн! Также нельзя оставить без внимания и мусульманское население России: если раньше говорили, что количество мусульман в России достигает 10-15 миллионов, то сейчас, как правило, называют цифру уже в 20-25 миллионов. Это связано с бурной демографической ситуацией на Северном Кавказе и активным притоком рабочей силы из стран Среднего Востока. В 2012 году Президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что каждый шестой житель России — мусульманин. Даже сейчас мусульманская цивилизация рассматривает Россию как часть глобального мусульманского мира.

Ниже приведена экспертная оценка того, как будут развиваться мусульманские страны и мусульманское общество в целом и каких показателей достигнет мусульманское население планеты к 2050 году.

Джибути: 2010 год – 0,9 млн, к 2050 году – 1,5 млн.
Египет: 2010 год – 84,5 млн, к 2050 году – 129,5 млн.
Коморские острова: 2010 год – 0,7 млн, к 2050 году – 1,2 млн.
Сомали: 2010 год – 9,4 млн, к 2050 году – 23,5 млн.
Судан: 2010 год – 43,2 млн, к 2050 году – 75,9 млн.
Танзания: 2010 год – 45,0 млн, к 2050 году – 109,5 млн.
Эритрея: 2010 год – 5,2 млн, к 2050 году – 10,8 млн.
Эфиопия: 2010 год – 85,0 млн, к 2050 году – 173,8 млн.

Мусульманская демография в североафриканских странах заслуживает особенного внимания.

Алжир: 2010 год – 35,4 млн, к 2050 году – 49,6 млн.
Западная Сахара: 2010 год – 0,5 млн, к 2050 году – 0,9 млн.
Мавритания: 2010 год – 3,4 млн, к 2050 году – 6,1 млн.
Ливия: 2010 год – 6, 5 млн, к 2050 году – 9,8 млн.
Марокко: 2010 год – 28,8 млн, к 2050 году – 42,6 млн.
Тунис: 2010 год – 10,4 млн, к 2050 году – 12,7 млн.

Также существенно пополнится количество мусульман в Западной и Центральной Африке. В середине прошлого столетия в этом регионе проживало около 18% населения планеты. К 2000 году эта доля выросла до 22%. Согласно среднему варианту прогноза ООН, ее увеличение только продолжится и будет составлять 26% в 2030 и 29% в 2050 году. Таким образом, за столетие рост удельного веса населения стран и регионов с исламским большинством вырастет почти до 30%.

Буркина-Фасо: 2010 год – 16,3 млн, к 2050 году – 40,8 млн.
Гамбия: 2010 год – 1,8 млн, к 2050 году – 3,8 млн.
Гвинея: 2010 год – 10,3 млн, к 2050 году – 24,0 млн.
Гвинея-Бисау: 2010 год – 1,7 млн, к 2050 году – 3,6 млн.
Мали: 2010 год – 13,3 млн, к 2050 году – 28,3 млн.
Нигер: 2010 год – 15,9 млн, к 2050 году – 58,2 млн.
Нигерия: 2010 год – 158,3 млн, к 2050 году – 289,1 млн.
Сенегал: 2010 год – 12,9 млн, к 2050 году – 26,1 млн.
Сьерра-Леоне: 2010 год – 5,8 млн, к 2050 году – 12,4 млн.
Чад: 2010 год – 11,5 млн, к 2050 году – 27, 8 млн.

Коротко рассмотрим мусульманские страны Центральной Азии. В эту группу стран вошли пять новых постсоветских государств Закаспия и Азербайджан, располагающийся на западном берегу Каспийского моря.

Азербайджан: 2010 год – 8,9 млн, к 2050 году – 10,6 млн.
Казахстан: 2010 год – 15,8 млн, к 2050 году – 17,9 млн.
Киргизстан: 2010 год – 1,7 млн, к 2050 году – 6,9 млн.
Таджикистан: 2010 год – 7,1 млн, к 2050 году – 11,1 млн.
Туркменистан: 2010 год – 5,2 млн, к 2050 году – 6,8 млн.
Узбекистан: 2010 год – 27,8 млн, к 2050 году – 36,4 млн.

Нужно также отметить мусульманские страны, расположенные в Западной части Азии, от Турции до Пакистана. В середине прошлого века численность жителей в регионе равнялась примерно 133 млн, однако к концу столетия она предположительно увеличится до 302 млн человек.

Афганистан: 2010 год – 29,1 млн, к 2050 году – 74,0 млн.
Иран: 2010 год – 75,1 млн, к 2050 году – 97,0 млн.
Пакистан: 2010 год – 184,8 млн, к 2050 году – 335,2 млн.
Турция: 2010 год – 75,7 млн, к 2050 году – 97,4 млн.

Мусульманские страны Южной и Юго-Восточной Азии – это, прежде всего, Индонезия и Бангладеш, среднюю позицию занимает Малайзия, а завершают парад Бруней и Мальдивы.

Бангладеш: 2010 год – 164,4 млн, к 2050 году – 222,5 млн.
Бруней: 2010 год – 0,4 млн, к 2050 году – 0,7 млн.
Индонезия: 2010 год – 232,5 млн, к 2050 году – 288,1 млн.
Малайзия: 2010 год – 27,9 млн, к 2050 году – 39,7 млн.
Мальдивы: 2010 год – 0,3 млн, к 2050 году – 0,5 млн.

Нельзя обойти вниманием и страны Юго-Западной Азии. Здесь нет ярко выраженных лидеров по количеству мусульманского населения – ареал является сердцем исламского мира, концентрирует такие священные мусульманские города, как Мекка и Медина.

Бахрейн: 2010 год – 0,8 млн, к 2050 году – 1,3 млн.
Ирак: 2010 год – 31,5 млн, к 2050 году – 64,0 млн.
Иордания: 2010 год – 6,5 млн, к 2050 году – 10,2 млн.
Йемен: 2010 год – 24,3 млн, к 2050 году – 53,7 млн.
Катар: 2010 год – 1,5 млн, к 2050 году – 2,3 млн.
Кувейт: 2010 год – 3,0 млн, к 2050 году – 5,2 млн.
Ливан: 2010 год – 4,3 млн, к 2050 году – 5,0 млн.
Палестина: 2010 год – 4,4 млн, к 2050 году – 10,3 млн.
ОАЭ: 2010 год – 4,7 млн, к 2050 году – 8,3 млн.
Оман: 2010 год – 2,9 млн, к 2050 году – 4,9 млн.
Саудовская Аравия: 2010 год – 26,2 млн, к 2050 году – 43,7 млн.
Сирия: 2010 год – 22,5 млн, к 2050 году – 36,9 млн.

Итого, по данным экспертов, мусульманское население мира к 2050 году составит более 2652,5 млн человек, то есть около 29% от всего населения мира. Для сравнения: еще совсем недавно, в 1950 году, количество верующих не превышало 17,5%. Мусульманская цивилизация увеличивается как никогда, но одновременно с этим она слаба как никогда: следует откровенно признать, что большая часть мусульман в европейских и иных западных странах являются этническими мусульманами – многие из них не живут по законам Шариата, а некоторые даже отвергают основные постулаты исламской веры.

Источник: islam-today.ru


Categories: Религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.