1. Древние философские школы Индии

Брахманизм,индуизм,йога
Студенты:СР-21 Холодилова Ирина
Лебедева Татьяна

2. Содержание

1)Брахманизм
2)Индуизм
3)Йога

3. Брахманизм-

господствующая религия в Индии, выступающая в
настоящее время в форме индуизма.
Брахманизм включает в себя шесть
ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья
и йога, вайшешика и ньяя
Брахманизм связывал благополучие, долголетие
человека и достижение им спасения с количеством
и качеством жертвоприношений.

4. История возникновения

Брахманизм появился в Индии с расселением
ариев по территории полуострова Индостан и
закрепился к началу I тысячелетия до н. э..
Б. развился из ведической религии, от которой
унаследовал анимистич. и тотемистич.
воззрения и многобожие.

5. Брахма, высшее божество брахманизма

Брахма имеет четыре лика,
четыре руки, спутанные
волосы, часто короткую
заостренную бороду и шкуру
черной антилопы в качестве
накидки. Он сидит на Лотосе
(Padmasana) или в колеснице,
запряженной семью лебедями.
В одной правой руке он держит
четки (акшамала), в другой –
сосуд с водой (камандалу). Его
взгляд Саумья (Saumya) и
Ташмья (Tashmya) –
счастливый и спокойный.Глаза
его прикрыты в медитации.

6. Брахма-


появился из золото яйца, находившегося в огромном
первородном океане бог творения в индуизме. Наряду
с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти
— так называемая «индуистская троица» — триада.
Само понятие тримурти часто трактуется как божество,
наиболее известным изображением которого —
человек с тремя лицами. Считается также, что сами
боги Брахма, Вишну и Шива — всего лишь аспекты,
проявления тримурти.
Брахму можно считать главным богом индийского
пантеона. Ему принадлежит центральное место в
триаде величайших богов. Он является творцом
(сраштар), Вишна – сохранителем (ракшитар), а Шива –
разрушителем (хартар).

7. Жрецы брахманизма:

брахманы – создали учение о «карме» — возмездии.
Это учение проповедовало, что душа переходит из
одной телесной оболочки в другую, следуя карме –
закону о посмертном воздействии человека на его
дела при жизни.
Жрецы-брахманы имели высший статус, убийство
брахмана считалось страшнейшим грехом
-отшельники создали свои священные тексты, так
называемые араньяки («лесные книги»).

9. Основа вероучения


перерождение человека, которое осуществляется
на основании кармы- воздаяния за греховность
или добродетельность прошлой жизни. Согласно
учению брахманизма в Индии, добродетельный
человек будет перерождён в теле человека,
занимающего высокое общественное положение
или вовсе небожителя.

10.

Брахманизм развил древнее ведийское учение и
создал почву для возникновения новой
религиозной системы, пришедшей ему на смену —
индуизма.

11. Индуизм-

одна из индийских религий, которую часто
описывают как совокупность религиозных
традиций[1] и философских школ, возникших
на Индийском субконтиненте и имеющих общие
черты. Историческое название индуизма
на санскрите — сана́тана-дха́рма (вечный
закон).

12. Боги и их культуры

Шива. Шива являет единство многих аспектов. Его
почитатели, шиваиты, считают, что разрушение
должно обязательно предшествовать сотворению,
следовательно, Шива участвует в мироздании и
переменах. Изображается Шива по-разному –
иногда в образе аскета, тело которого натерто
белым пеплом, сидящим в Гималаях на тигровой
шкуре в постоянной медитации.

14.

Вишну чаще всего предстает в роли Охранителя, в
отличие от Творца – Брахмы и от разрушителя Шивы.
По верованиям своих почитателей, вайшнавов, Вишну
неоднократно принимал земные воплощения, аватары,
всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от
катастрофы.


ображения Вишну обыкновенно темносинего цвета, он четверорук и в каждой из рук держит
по символу: морскую раковину, диск, булаву, лотос.
Иногда Вишну изображают возлежащим на кольцах
огромного многоглавого змея, Ананты, вместе со своей
супругой Лакшми, богиней процветания, сидящей у его
ног, а из пупа Вишну произрастает лотос с Брахмой

16.

Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в
северной Индии, являются Рама и Кришна. Царский
сын Рама, герой Рамаяны, является воплощением
образа совершенного правителя, а его супруга Сита –
идеальная индуистская жена. Кришне, предмету любви
и почитания бхактов, поклоняются как шаловливому
ребенку, наделенному, однако, огромной силой, как
темнокожему любовнику, который играет на флейте,
вступает в любовные игры с пастушками, самую
любимую из которых зовут Радха, а также как зрелому
герою эпоса Махабхарата и вероучителю
из Бхагавадгиты.

18. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДУИЗМА

Несмотря на противоречия между различными вариантами
индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных
фундаментальных положений.
За пределами вечно изменчивого физического мира существует
единый универсальный, неизменный, извечный дух, который
называется Брахман.


ша (атман) всякого существа во Вселенной,
включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть,
душа не погибает, а переходит в другое тело, где продолжает
новую жизнь.
Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в
прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не
остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если
человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни,
он получит их в одной из последующих. Поведение человека
определяет более высокий или низкий статус последующего
воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем
человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

19. ИНДУИСТСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Вселенная и наивысшая реальность. Священные
книги индуистов содержат несколько разных
описаний происхождения и устройства Вселенной.
Согласно одной теории, в начале бог-демиург
Брахма образовал мир из первичной материи.
Согласно другой, мир явился готовым из золотого
зародыша. Согласно третьей, все в мире создано из
сущности универсального духа, Брахмана. В
физическом плане Вселенная имеет форму яйца и
делится на 14 регионов, где Земля – седьмая сверху.

20. КАСТОВОЕ ОБЩЕСТВО

Каждый индуист принадлежит от рождения к
определенной касте и не может поменять свою
кастовую принадлежность. Жену он должен взять
из своей же касты; род его занятий также будет
традиционным для этой касты. Все касты
занимают определенное место в кастовой
иерархии. Верхнюю ступень этой лестницы
обычно занимают касты священнослужителей,
брахманов, ниже располагаются касты торговцев,
земледельцев, ремесленников и слуг.

21. СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ


Индуистские священные тексты делят на две
основные категории: шрути, или тексты
божественного откровения, и смрити,
традиционные книги известных авторов. Вся
литература шрути написана на санскрите, языке
Древней Индии, литература смрити использует как
санскрит, так и региональные языки.

23.

Йога – это религиозно-философское учение
Индии, разработавшее систему и методы
самопознания человека, управление собственной
психикой и физиологическими процессами
организма; система физических упражнений,
способствующая такому управлению.
Слово йога имеет множество самых разных
значений и происходит от корня yuj, что
переводиться как: упряжка, крепко держать,
соединять, связывать.

24. История возникновения йоги

Йога как система возникла в Индии в глубокой
древности. Об этом свидетельствуют древнейшие
письменные памятники индийской культуры,
дошедшие до нас, а именно — веды. В «Ригвёде»
(одной из четырех вед), создание которой ученые
датируют двумя с половиной тысячами лет до
нашей эры, упоминается и о йоге как об
определенном своде законов, касающихся
социальных, нравственных и экологических
сторон жизни общества.

25.


В Индии йогов можно разделить на две группы:
йоги-философы и йоги-практики. Йоги-практики
уделяют внимание в основном одному из аспектов
учения йоги, а именно Хатха-йоге. При этом йогипрактики подразделяются на непрофессионалов и
профессионалов. Непрофессионалы — это люди
разных профессий, занимающиеся йогой ради
здоровья либо для развития своих способностей,
гармонии, то есть физического, психического и
духовного совершенствования. Для них Индии
созданы институты йоготерапии и йогокультуры,

27.

Йога — единение Брахмана и Атмана, то есть источника
всего сущего или некоего истинного уровня реальности с его
проявлением в каждом из человеческих существ. Ни больше,
ни меньше. Здесь намеренно не приводится никакой другой
формулировки, поскольку есть люди верующие,
неверующие, буддисты, христиане, научные атеисты в конце
концов, и каждый из них имеет своё собственное мнение
относительно принципов мироздания и "источника всего
сущего". Йога не требует от адепта принадлежности к
определённой конфессии, хотя исторически сложилось, что
свое развитие йогические практики получили в контексте
духовных учений Востока — индуизма, буддизма, даосизма, и
это влияние существенно, особенно на "продвинутых"
этапах практики, связанных с визуализациями, мантрами и
т.п.

28.


Автор Йога Сутр (ученые относят этот текст ко 2-3
векам нашей эры) — индийский
мудрец Патанджали описывает восемь составных
частей йоги. По порядку это: Яма, Нияма, Асана,
Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна,
Самадхи. Рассмотрим их подробнее:

29. Яма

Яма- это этические предписания, хотя в более
глубоком понимании их скорее можно трактовать
не как какие-то религиозные догмы, а как практику
самоконтроля по отношению к своему
функционированию в социуме. Включает: отказ от
насилия, честность, воздержание от ненужных трат
энергии (в том числе и сексуальной энергии) и
непривязанность к материальным вещам.

31. Нияма

— следующая группа предписаний: внешняя
и внутренняя чистота тела, удовлетворённость тем
что имеешь, настойчивость в практике, изучение
священных текстов или самообучение,
непривязанность к плодам своей деятельности и
посвящение результата действий Ишваре (Высшей
реальности или Богу).

32. Асана

— поза, должна обладать устойчивостью и
удобством. Это достигается расслаблением и
сосредоточением на Бесконечном. Практика асан
минимизирует влияние любых негативных факторов на
тело.


аны бывают "тренировочные" — для очищения и
укрепления энергетических центров и каналов
"тонкого" тела (посредством очищения, укрепления и
гармонизации физического тела), и "медитативные" это падмасана ("поза лотоса") с вариантами.
Патанджали описывает только несколько последних,
предназначенных для сидячей медитации, а
разнообразные "йогические навороты" описаны в
других классических текстах, например в "Гхеранда
Самхите".

34. Пранаяма

— практики осознанного регулирования
дыхания, с целью контроля и гармонизации
течения тонкой энергии — "праны", что в свою
очередь помогает овладеть своим сознанием и
расширить границы восприятия реальности.

35. Пратьяхара

— полное стягивание внимания "во
внутрь". Как черепаха втягивает под панцирь свои
лапы, йогин при необходимости втягивает чувства
восприятия внешних объектов и
сосредотачивается на внутреннем.

36. Дхарана и Дхьяна

Дхарана — сосредоточение, концентрация на
объекте или процессе практики.
Дхьяна — "углубление" концентрации и
формирование непрерывного потока между
воспринимающим и объектом сосредоточения.

37. Самадхи

— "вовлечение" в объект (в данном случае
— высшую реальность, изначальное состояние ума,
Божество) и полное погружение в него, состояние
единства с ним. На русский можно перевести как
"самостность", "свершение", "завершение".

38.


Последние три пункта Патанджали включил в раздел
"Совершенных способностей". И в совокупности
дхарана, дхьяна и самадхи, есть самьяма. Посредством
самьямы над выбранным объектом, можно постичь
свойства этого объекта и обрести в следствии этого
определённые качества или способности. Например
путём самьямы над луной приходит знание
расположения звёзд, а благодаря самьяме на пупочной
чакре, приходит знание строения тела. Грубо говоря
адепт начинает воспринимать реальность вне
зависимости от каких либо ограничений
(пространства, времени и т.п.)

39. Источники

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/r
eligiya/INDUIZM.html
http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/ind.htm
http://sr.artap.ru/brahmanism.htm
http://rushist.com/index.php/tutorials/kareevtutanc/474-brahmanism-and-buddhism
http://yoga.sgu.ru/content/istoriya-vozniknoveniyaiogi
http://www.prosvetlenie.org/mystic/3/19.html

Источник: ppt-online.org

Зарождение философии в Древней Индии

Самые древние из изученных на сегодняшний день — это философские изыскания Древней Индии. Их зарождение относят ко II тысячелетию до н.э. Основаны эти учения были на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования человеческого тела и его души. Но изыскания не имели твердой научной базы, скорее они относились к логическим выводам из увиденного и прочувствованного. Это были первые шаги к научным учениям и объяснениям различных явлений в жизни человека.


Достопримечательности ГоаСмотрите обзор достопримечательностей Гоа. Ведь даже на пляжном курорте Индии есть на что посмотреть.

При всем многообразии дешевого съема жилья в виде хижин и бунгал, рекомендуем ознакомиться с отелями Северного Гоа.

Что такое «Веды»?

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды», т.е. знание, видение. Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

  1. Первая часть — Самхиты, что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
  2. Вторая часть — Брахманы — ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма, имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
  3. Третья часть — Араньяки (лесные книги) — это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни.
  4. Четвертая часть — Упанишады — что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание — философская часть «Вед». В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании — всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны, или, как их еще называют, касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна — это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее — это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

  • Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
  • Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.
  • Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.
  • Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

Основные школы философии Древней Индии

Своеобразие философии древней индииКак видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии. Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. — к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

  1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.
  2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
  3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
  4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
  5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
  6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

  1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Праздник ХолиВ Индии народ веселый. Праздник Холи один из самых красочных фестивалей, что проходит в этой удивительной стране.

Собираетесь на отдых в Индию? Посмотрите обзор одних из лучших отелей Южного Гоа.

Северная Индия славится своими гималайскими горами. Подробнее здесь: https://indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/gimalai.html

Брахманизм

Брахманизм, статуя бога ШивыИзменения, происходящие в Индии с появлением кочевых племен, которые называли себя ариями, разрушали привычные уклады жизни общества. Со временем тексты священных «Вед» стали непонятны большинству из людей. Осталась небольшая группа посвященных, которые могли толковать их — брахманы. Эти изменения относят к середине II тыс. до н.э.

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В течение столетий ведическая философия обрастала новыми знаниями и усложнялась новыми ритуалами. Поддерживали и развивали новые формы религиозной философии по-прежнему брахманы. Главным богом они провозгласили Праджапати — Хозяина существ и Владыку порождений. Ритуалы с жертвоприношениями стали повседневной действительностью. Философия разделила мир надвое — мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий, таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм.

Стремление человека к познанию, приводящее впоследствии к развитию и прогрессу общества, было взято из древних философских трактатов. Сегодня люди также занимаются поиском ответов на вечные вопросы человечества, не подозревая того, что они повторяют путь многих поколений, пытавшихся разобраться в смысле жизни.

Categories: Школа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.