Аристотель подверг критике учение Платона о раздельном существовании материи и формы. Он выдвинул концепцию, согласно которой материя и форма существуют в единстве. Это единство материи и формы и есть бытие. Наиболее логично и подробно взаимосвязь материи и формы Аристотель раскрывает в своем учении о четырех причинах (началах):

  • материальной,
  • формальной,
  • производящей,
  • целевой.
  1. Материальная причина — это материя или строительный материал. Сам по себе строительный материал не может стать чем-то. Например, лес, камни, глина и т.п. не могут стать домом. Для этого необходимо иметь план дома.
  2. План дома — это формальная причина. Однако план (или идеальная модель) это еще не дом. Это чистая форма, идея.
  3. Третья причина — производящая. Производящая причина — это то, что выступает в качестве созидателя, строителя, производителя. В нашем примере это архитектор и строители.
  4. Наконец, четвертая причина — цель. Целевая причина — это итог, результат, осуществление замысла. Это дом, в котором уже можно жить.

Философская школа аристотеля  Идея и план, благодаря производителям, превратили пассивный строительный материал (материю) в реальность. Потенциальная материя благодаря акту становления по замыслу (плану, форме), превращается в действительность. Таким образом, форма, по Аристотелю, является активной основой бытия. Это свойство (быть для пассивной материи планом, целью и результатом) Аристотель назвал энтелехией. Энтелехия может быть частного порядка (в нашем примере) и высшего порядка. Энтелехия высшего порядка — это Бог, или вечный и неподвижный ум. Этот ум есть форма всех форм. Он источник изменения бытия. Однако этот источник как всемирная целевая причина (энтелехия) не существует сам по себе до материи и вне ее. Энтелехия внутренне присуща бытию. Итак, бытие есть единство пассивной, чувственной материи и активной, сверхчувственной формы, обладающей, как уже подчеркивалось, рядом свойств.


терия, следовательно, — пассивная субстанция, форма — активная субстанция. Форма всегда выступает как сущность любого уровня природного явления: вещи, тела, растения, человека, вселенной.
  В мире, согласно Аристотелю, все целесообразно. В любом движении, в любом становлении чего-либо есть цель. Учение о всеобщей целесообразности в мире называется телеологией (теле — цель).
  Аристотель внес вклад в понимание движения. Он различал четыре вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3) количественное изменение, то есть увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главным из этих видов, по Аристотелю, является движение в пространстве, которое выступает условием остальных видов движения и к которому сводятся все остальные виды. Движение в пространстве проявляется в трех видах: круговом, прямолинейном и сочетании первого и второго.
  Виды движения связаны у Аристотеля с учением о физических элементах природы. Вслед за Эмпедоклом Аристотель выделял четыре элемента, из которых состоит вся природа: огонь, воздух, вода, земля. Кроме этих четырех элементов, есть еще пятый элемент — эфир, который занимает все мировое пространство и из которого состоят небесные тела. Эфир обладает свойством неизменности.
  Аристотель — сторонник геоцентризма. В центре мира находится неподвижная Земля. Земля — шар. Вокруг Земли обращаются небесные сферы, на которых закреплены планеты и небо со звездами.

оцентризм Аристотеля впоследствии был разработан Птолемеем. Геоцентрическая система Птолемея — Аристотеля была принята всеми и просуществовала до открытия Коперника.
  Аристотель создал логику — науку о мышлении. Все работы Аристотеля по логике («Категории», «Первая аналитика», «Топика» и другие) позднее объединили в одно название — «Органон» (орудие, инструмент познания). Аристотель сформулировал три закона мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключенного третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинно может быть только одно).
  «Логика Аристотеля, — пишет Бертран Рассел, — это первая попытка установить в систематизированном виде общую форму языка и доказательства. Многое в ней вдохновлено Платоном, но это не уменьшает ее значения. В любом случае Аристотель сделал для логики то, что вскоре сделал Евклид в геометрии. Аристотелева логика полностью господствовала вплоть до XIX века». (Б. Рассел. Мудрость Запада, с. 139-140).
  Аристотель разработал учение о категориях. Он предложил классификацию категорий, выделив десять категорий: 1) сущность; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание.
  Также Аристотель разработал этику, теорию государства, теорию искусства.

нтральный принцип этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия).
  Оценивая этику Аристотеля, В.Ф. Асмус пишет: «Аристотель выделяет этику в особую и притом значительную проблему философии. Вопросам этики посвящены в собрании сочинений Аристотеля три специальных сочинения: «Этика Никомаха», предназначенная для Никомаха, сына Аристотеля; «Этика Евдема», составленная, по-видимому, на основании записей его друга и ученика Евдема; «Большая этика» — извлечение из обеих предыдущих.
  Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека.
  В человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели, однако это стремление встречается с препятствиями, которые также таятся в природе самого человека. То, к чему все стремится, есть благо, и всякая деятельность стремится к некоторому благу. Некоторые цели при этом лишены самодовлеющего значения и остаются только средствами, подчиненными другим целям. Но есть цель, которой люди желают только ради нее самой. Такая цель — высшее благо, и раскрывает ее высшая руководящая наука — политика. И хотя благо отдельного лица совпадает с благом государства, достигнуть блага для всего государства и удержать это благо — наиболее высокая и совершенная задача.
  Согласно первоначальному определению, высшее благо есть блаженство, т.е.

рошая жизнь и деятельность. Это блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Например, богатство не может быть высшей целью жизни, так как оно всегда есть средство для другой цели, в то время, как «совершенное благо самодовлеюще» (Ник. Этика, I, 5, 1097 в 8). Как самодовлеющее, благо жизни, согласно формальному определению, — само себе цель и ни в чем не нуждается. Но по содержанию высшее благо определяется особенностью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что человек только один обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэтому дело человека — разумная деятельность, а назначение совершенного человека — в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью. Благо человека — в достижении согласия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженными, не дают блаженства. Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достанется не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании (см. Ник. Этика, I, 8, 1099 а 3-7)».
  Человек — существо общественное.

илучшие формы государства — монархия, аристократия, полития (умеренная демократия); наихудшие — тирания, олигархия, охлократия (господство толпы). Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис).
  Перипатическая школа после Аристотеля
  Преемником Аристотеля по руководству школой стал его ученик и друг Теофраст, скончавшийся в возрасте 85 лет в 288 г. до н.э. Еще при Аристотеле учеников Ликея прозвали перипатетиками, т. е. «прохаживающимися», за то, что они имели обыкновение прохаживаться вслед за Аристотелем в саду Ликея во время занятий или лекций. Теофраст развил в Ликее успешную преподавательскую деятельность, а в своих многочисленных работах охватил все отрасли философии. Он был не только крупный философ, но и ученый. Аристотель положил своими работами начало научному изучению животного мира, Теофраст положил такое же начало изучению мира растений. В философии он занимался самостоятельным исследованием некоторых проблем логики. Он обогатил теорию силлогизма учением о гипотетических умозаключениях, введя в их состав также умозаключения разделительные. Он не соглашался с некоторыми частностями в определениях метафизики и физики Аристотеля, но обычно следовал за ним, несмотря на разногласия. В деятельности мышления он видел движение души; в учении Аристотеля о различии между страдательным и активным разумом он находил известные трудности, однако в целом признавал само это различие.

трактовке вопросов этики, которую он развивал во многих работах с большим знанием людей, и в учении о характерах он также незначительно расходился с Аристотелем. Серьезно он отклонялся от Аристотеля в своем отрицании брака, который, согласно его мнению, мешает научному исследованию, а равно своим отрицанием кровавых жертв и употребление мясной пищи. Отрицание это он обосновывал мыслью о сродстве всех живых существ.
  Из личных учеников Аристотеля выделились Евдем из Родоса и Аристоксен из Тарента. Первый из них выдвинулся своими учеными работами в области истории, оставаясь в них верным взглядам учителя. За это он получил прозвище «вернейшего» ученика Аристотеля. В логике он принял новшества Теофраста, а в физике точно следовал Аристотелю. В этике он определил созерцание, в котором Аристотель находил высшее счастье, Как богопознание, и вообще гораздо теснее, чем Аристотель, связывал этику с богословием.
  Аристоксен известен своим учением о музыкальной гармонии. Не только в теории музыки, но и в этике он соединил аристотелизм с пифагореизмом.
  Ряд последующих перипатетиков были больше учеными специалистами и литераторами, чем философами.
  Зато крупным философом Ликея был Стратон из Лампсака, стоявший в Афинах во главе Ликея в течение 18 лет (287-269). В его лице в Ликее возобладало натуралистическое направление, переходящее в ряде случаев в прямой материализм. Он не только находил необходимым вносить поправки в учение Аристотеля по отдельным вопросам, но выступил против основных дуалистически, и идеалистических элементов его учения.

отождествил бога, который у Аристотеля был «мышлением о мышлении» и «неподвижным перводвигателем мира», с бессознательно действующей силой природы; на место аристотелевской телеологии он поставил чисто физическое объяснение явлений природы; ее последние основания он находил в тепле и в холоде. Он рассматривал все душевные функции — ощущения и мышление — как движение единой разумной сущности, которую он локализовал, поместив ее в голове между бровями, и утверждал, что именно отсюда она распространяется по различным частям тела вместе с «пневмой», или дыханием, которая служит ее материальным субстратом.

Источник: www.sites.google.com

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат, или Ликей – философская школа Аристотеля, основанная им в 334 в Афинах. Термин «перипатетик» происходит от слова peripatos – «крытая галерея», служившая местом для занятий. Здание галереи и прилегающая земля были приобретены в собственность для школы Теофрастом, другом и учеником Аристотеля (Теофраст был афинским гражданином, а Аристотель, будучи уроженцем Стагиры, не имел права приобретать частную собственность в Афинах). Название «Ликей» (Lykeion) является топонимом – так называлась занимаемая школой местность, издревле посвященная Аполлону Ликийскому.


Хронологически различают два больших периода в существовании школы:
1) 4–1 вв. до н.э.;
2) 1 в. до н.э. – 3 вв. н.э.

Первый период связан с историей существования школы во времена Аристотеля и Теофраста и последующим упадком школьной жизни, связанным во многом с утратой школой аристотелевской библиотеки; второй период связан с возрождением аристотелизма, изданием корпуса аристотелевских сочинений и становлением комментаторской традиции.

Схолархи Перипатетической школы 1-го периода: Аристотель (334–322); Теофраст (322–286); Стратон из Лампсака (286–268); далее школу возглавляли последовательно Ликон из Троады; Аристон с Кеоса, Критолай, Диодор из Тира и Эримней. Непосредственными учениками Аристотеля были Теофраст и Евдем, Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен; к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4–3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан; к 3 в. – Иероним из Родоса; ок. 200 – Гермипп, 2 в. – Сотион. Фрагменты утраченных сочинений перипатетиков 4–2 вв. (кроме Теофраста) изданы Ф.Верли: Die Schule des Aristoteles. Texte und Komm., hrsg. V. F. Wehrli, Bd. 1–10, Basel – Stuttg., 1967–1969; Suppl., Bd. 1–2, 1974–1978.

Во времена Аристотеля и Теофраста в Ликее занимались систематической разработкой всех областей знания, в особенности естественными науками, историей различных наук, разрабатывали различные кодифицирующие и упорядочивающие методики.


нятия разделялись на утренние и вечерние. Утреннее время было отведено для занятий с учениками, проводившими в школе иногда не один год; тексты лекций, читавшихся Аристотелем на этих занятиях, получили название «эзотерических», т.е. предназначенных для внутреннего (греч. eso – внутри, esoteron, более внутренний) круга слушателей; они не были предназначены для того, чтобы издаваться в письменном виде (для публикации); вечером же читались лекции для широкой публики, и эти тексты Аристотель готовил к публикации, литературно обрабатывал. Они получили наименование «экзотерических» (от ekso-, вне), к ним относились в основном диалоги, а также протрептик (введение и увещевание заниматься философией). Большинство перипатетиков 3–2 вв. занимались историческими биографиями, литературоведением и популярной этикой – феномен, который объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону, Теофраст завещал ее вместе со своими книгами своему ученику Нелею из Скепсиса; наследники же Нелея, не будучи сколько-нибудь заинтересованы философией, свалили ее в подвал, где она пролежала около 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени перипатетики имели в своем распоряжении только опубликованные научно-популярные («экзотерические») диалоги. В 1 в. до н.э. свитки купил библиофил Апелликон и привез их в Афины. После смерти Апелликона полководец Сулла, в качестве военной добычи в 86 до н.э., вывез их в Рим, откуда впоследствии они попали к Андронику Родосскому и были изданы ок. 45 н.э. Издание Андроника составляют т.н. «эзотерические» сочинения, оно лежит в основе современных изданий.

Традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы. С его схолархата удобно начать отсчет принципиально нового периода существования школы, связанный с новым прочтением и комментированием сочинений Аристотеля. Первые комментарии к Категориям написал сам Андроник. Наиболее значительные авторы периода: Аристон Александрийский, Боэт Сидонский, Ксенарх, Аспасий, Александр из Дамаска, Аристокл, Сосиген, Аристотель из Митилены, Александр Афродисийский. Сочинения большинства из них, за исключением Аспасия и Александра Афродисийского, сохранились, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н.э. – Александр Афродисийский. Перипатетики к концу 2 в. успели прокомментировать почти весь корпус аристотелевских сочинений, одними из последних появились комментарии к Метафизике и О душе. Дальнейшая судьба перипатетической культуры мысли и комментария связана с ее востребованностью в неоплатонизме (см. также СИМПЛИКИЙ).

Мария Солопова

Источник: www.krugosvet.ru

Аристотель (384-322 гг до н.э.) Стагерит, т.к. родился в г.Стагерия. Отправляется в Афины, был учеником Платона до его смерти. Затем стал воспитателем А. Македонского. С войсками А.М. вошел в Афины и основал там свою школу – Ликея (лицей). Школа Аристотеля не уступала Академии. (Птолемей – космос, вселенная, Евклидова геометрия). Произведения: «Органон» (группа произведений, в которых производится оформление формальной логики), «Физика», «О небе», биол. трактаты, политические трактаты, главный из которых «Политика», работы по искусству. Аристотель был первым историком философии (он изучил все, что было до него).

Аристотель начинает с критики Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель воспользовался самокритикой Платона. Мир идей – это некоторое единство, но в то же время существует множество идей. Пример — идеи кошки и животного — это одно и то же или нет. Аристотель говорит не об идеях, а о понятиях. Он разделяет все понятия на понятия вещей  и понятия классов вещей.

Единственный существующий мир – телесный мир и все его многообразные проявления, включая человека. Все знания – лишь вторичные сущности, а первичны сами сущности. Сущность – это не наши мысли о вещи, а сама вещь. Реально существуют лишь конкретные сущности – первые сущности (упорядоченный субстрат). Первые сущности – это то, о чем все сказывается, и что ни о чем не сказывает. Суждение: первая сущность – это субъект суждения. Пример, «Иван – человек», Иван – это первая сущность. Первая сущность выступает единицей бытия. Субстрат – лишь возможность. Телом он становится, только будучи упорядочен идеей. Идея внутренне присуща конкретной вещи (это заземление платоновской философии).

Каждая первая сущность определена 4 причинами:

5)      Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).

6)      Материальная причина – возможность (стройматериалы).

7)      Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).

8)      Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы  в нем жить).

Потом Европа оставит из 4-х только одну — материальную причину. Это и есть наука.

Аристотель. предполагал, что существует редукция в сторону формы или материала.

Пример: Медный шар:  шар – форма, медь – содержание.

Перводвигатель – это бог, энтелехия (вечное, неподвижное, неизменное) – это второе начало, противоположное материальному. Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин. Космос строится божеством из хаоса на основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.

Теория познания

Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек — это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало — это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

Уровни познания:

1.      Эмпирия — самый низший – опыт;

2.      Техно – умение, обобщение на пальцах;

3.      Эпистемия — научное знание — знание ближайших причин связей и отношений;

4.      Софос — знание конечных причин, основания мира.

Человек. Общество. Государство.

Человек – вещь среди вещей, обладатель собственного угла в мироздании. Человек телесен и должен достойно прожить свою жизнь. Человек — общественное существо. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Общество всегда предполагает экономическое неравенство. Вопрос: Как достичь равенства? Аристотель говорит, что необходим эквивалентный обмен, а для этого нужны деньги. Он приходит к понятию стоимости.

Общество может быть сформировано только тогда, когда появляется государство. У Платона — человек для государства, то у Аристотеля — государство для человека. Государство – это целостность, энтелехия общества (то целое, которое предшествует частям). Человек — есть существо политическое. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага.

Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политию (правление одного, меньшинства и большинства). Плохими — тиранию, олигархию и демократию. Лучшая форма государства – полис.

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, — общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).

Право, служащее критикой справедливости, является регулирующей формой политического общения. Аристотель изучает реальные общества, а не строит утопию. Он эмпирически описал 158 государственных устройства. Отличие от Платона: история это не есть хорошие и плохие формы правлений. Критерий: если руководство правит с общественной пользой, то такая форма – правильная, а если для личной выгоды – неправильная. Правление может быть одного человека, немногих или большинства.

Источник: filosofedu.ru


Categories: Школа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.