Милетская школа относится к античной греческой философии и по праву считается первой и одной из основных философских школ Греции. В виду того, что древние греки имели традицию изучать философские взгляды мудрецов, творивших историю греческой философии и в этой связи развивать свои учения на основе учений предыдущих философов, дополняя, опровергая, критикуя, а иногда и высмеивая «невежд», можно с уверенностью сказать, что милетская философская школа зажгла фитиль развития и построения всей античной греческой философии, вплоть до Сократа, Платона и Аристотеля, а может быть даже и включая их в свой конгломерат.

Представителем милетской философской школы был
Милет

Школа получила свое название благодаря крупнейшему древнегреческому городу Милет (западный берег Малой Азии), в котором она и появилась. Такие европейские науки, как физика, астрономия, география, биология, метеорология и, предположительно, математика зародились благодаря милетцам.

Идеи милетской школы


Учение милетской школы представляет собой философию, которая слывет в узких кругах как натурфилософия, то есть, философия естества, философия природы. Так как научных, консолидированных знаний определенных непосредственным опытом и определенной методологией было мало, а существовали лишь некоторые астрономические. космологические, космогонические, физические, геометрические учения, (в весьма незначительной степени) то мудрецы или философы обращали внимание и анализировали то, что видят. Для определения всего, что видит человек и всего существующего мира, в той мере, в которой сведущ был мудрец, существовало понятие «Макрокосм». Для определения человека существовало иное понятие – «Микрокосм».

Представители милетской школы

Милетская школа философии представлена в учениях трех античных философов, по сути это и есть основатели милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они же являются и яркими представителями данного течения и его отцами. Данное течение возникло в VII – VI веках до. н.э.

Фалес Милетский

Представителем милетской философской школы был
Фалес

Фалес Милетский (VII – VI вв до. н.э.) был купцом, большую часть своей жизни провел в путешествиях и являлся выдающимся ученым и мудрецом. Будучи одним из семи мудрецов, предсказал лунное затмение в 585 г. до н. э. и определил высоту пирамиды, делая анализ ее падающей тени.


В своей философии утверждал, что первоначалом всему является вода. Все состоит из воды. Ничто не может жить без воды, вода занимает большую часть земли. Так же, говорил, что все имеет душу. Все одушевленно. Боги правят Вселенной. Фалес определял порядок положения светил. Луны, звезд, Солнца.

Анаксимандр

Представителем милетской философской школы был
Анаксимандр

Анаксимадр (610—547 до н. э.) являлся учеником Фалеса и за первоначало брал уже не воду а нечто беспредельное, сверхразумное не имеющее границ – Апейрон (от греч — «Беспредельное») Апейрон не определен. Когда из Апейрона выходит тепло и холод, то возникает огненная оболочка, притягивающая к себе воздух, воздух скапливая достаточно сил прорывает оболочку и образует три кольца внутри каждого из них присутствует незначительная частица огня. Так и производится на свет круг Луны, звезд и Солнца.

Люди произошли из столетиями откладывающихся частиц морского дна, вышли на сушу и изменили форму. Земля неподвижна и подобна срезу колонны. Все, что покинуло Апейрон должно быть наказано. И поэтому ничто не вечно. Когда разрушается один мир из Беспредельного возникает другой.


Источник: greciya-ellada.ru

   
ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII–V вв. до н. э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Для Милетской школы характерны следующие черты: поиски первоначала; само первоначало мыслится монистически; оно представлено как первичное вещество; первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи).

Философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу является космоцентрической. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.


Фалес (640–545 гг. до н. э.) являлся первым ионийским и вместе с тем первым европейским философом. Он был также математиком, физиком, астрономом. Фалес определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрел несколько астрономических приборов; он открыл Полярную звезду и ряд созвездий и показал, что они могут служить руководством для мореплавания. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается вода. Она во всем и подо всем. Все, что есть в мире, производно от воды и основывается на этом первоначале. Она отличается от простой воды; это вода божественная, одушевленная. Земля, как и все предметы, пронизана этой водой; она окружена со всех сторон водой в ее исходной форме и плавает, как дерево, в безбрежной воде. Одушевленность воды связана с населенностью мира богами. К этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает, есть начало всего). Вода пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы, земля во время землетрясения «носится» в разные стороны.


к как в мире в изобилии имеется жидкость, а земля пропитана ею, то из земли «выходят» реки и моря.

Божественность, одушевленность воды выражается и в такой форме, как душевная жизнь человека. Сама душа есть тонкое (эфирное) вещество, позволяющее человеку чувствовать; она является носителем разумности и справедливости и причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Душевная жизнь человека отличается от процессов природы – она ближе всех стоит к богам. Итак, и природное, и духовное основываются на едином первоначале; не мифология способна объяснить мир, а знание, направленное на первоначало, изнутри присущее самому миру.

Фалес считал, что все знание надо сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека. «Познай самого себя» – одно из важнейших положений, связываемых с его именем.

ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII–V вв. до н. э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) – Фалес, Анакси-мандр, Анаксимен. Для Милетской школы характерны следующие черты:

• поиски первоначала;

• само первоначало мыслится монистически;


• оно представлено как первичное вещество;

• первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи).

Анаксимандр (ок. 610 – после 547 гг. до н. э.) – преемник Фалеса, усматривал первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе – апейроне (что значит «беспредельное»). Иначе говоря, это неопределенная материя – апейрон – вещественное начало, лишенное границ, т. е. без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное. На вопрос «Как из него возникают вещи?» Анаксимандр отвечает: «Путем выделения». Апейрон соединяет в себе противоположности: горячее – холодное, сухое – влажное. Путем различных комбинаций противоположностей происходит выделение конкретных вещей, их развитие в различных формах. На этом построена и его космогония.

Как же происходит процесс развития? Анаксимандр считал, что через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания.

Еще один яркий представитель Милетской школы – Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.) – началом всего сущего считал воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и наконец камнем. Анаксимен все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха: «…При разряжении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее».


Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. «Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, – утверждал Анаксимен, – совсем как наша душа, воздух поддерживает все и управляет всем».

Таким образом, суммируя взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу является космоцентрической. Милетцы были гилозоистами, т. е. говорили об одушевлении материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир), в соответствии с чем пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.


, 51);">
………………………………………………
nitshe.ru философы и философия
 

Источник: nitshe.ru

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол.


в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее “натурализме”); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики.

Все это составляло единую науку “о природе”, или “естественную историю” (περ φσεως Ιστορα), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). “Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное “божество” .

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.


Философы милетской школы:

— выступали с материалистических позиций;

— занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

— пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название — школа «физиков»);

— искали первоначало — субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.

Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

— первоначалом всего сущего считал воду («архэ»);

— представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

— считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

— допускал наличие множества богов;

— считал центром вселенной Землю;

— точно определил продолжительность года — 365 дней;

— сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 — 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

— первоначалом всего сущего считал «апейрон» — вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

— вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

— первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра:

— первопричиной всего сущего считал воздух;

— выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.);

— проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») — «душой космоса»;

— отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.) — крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

— первоначалом всего сущего считал огонь;

— вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

— считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

— был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

— признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

— всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

— выступал за материальность человеческой и мировой души;

— был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

— движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы — сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

— первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

— выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

— считали единицу мельчайшей частицей всего;

— пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

— изучали проблемы познания;

— жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

— были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

— считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» — противоположность «линии Платона» — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

— весь материальный мир состоит из атомов;

— атом — мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

— атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

— атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);

— между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

— атомы находятся в вечном движении;

— существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

— атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Фалес

Фалес (640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называли уже в его время.

Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем.

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста; третьи — что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752-749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640-624 по 548-545 до н. э., т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет.

Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, — 585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. — по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.

Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира (царя Персии).

Источник: studopedia.ru


Categories: Школа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.