Гераклит- один из выдающихся древнегреческих философов (520-460 до н.э.). Он родился в городе Эфесе, близ Милета. Он принадлежал царскому роду, но уступил царский сан своему брату. В конце своей жизни он уединился в горах и жил отшельником. Он всегда стремился к одиночеству и жил бедно. Ещё при жизни его назвали Тёмным, ибо простым людям его трудно было понять, так как в его сужениях было много метафор и сравнений, которые не всегда были ясны, что подтверждает его сочинение «О Вселенной».

Из различных стихий природы его внимание привлёк огонь, который из всех стихий является наиболее живым, подвижным и динамичным. Для него огонь и стал подлинным началом, первоосновой всего мира, а вода стала лишь одним из его состояний.

По его мнению, путём сгущения огонь превращался в воздух, воздух в воду, вода в землю. Таков путь вниз. Также существовал путь вверх. Огонь у Гераклита не столько обычный огонь, сколько символ всеобщей стихии, одушевлённой, разумной и божественной.

Одной из центральных идей в философии Гераклита была идея всеобщей изменчивости и движение («Всё течёт, всё изменяется»). Наряду с теорией изменчивости мира в учении Гераклита содержится и понятие о действии закона предопределения, или, иначе говоря, судьбы. Гераклит презирал страсти, он считал, что они отвлекают людей от их истинных целей в жизни, поэтому он и стал аскетом.


Гераклит усматривал в душе смесь воды и огня ( низменное и благородное начало соответственно).

Теперь о самой диалектике Гераклита.

Единство и «борьба» противоположностей – так можно абстрактно выразить диалектическую структуру.

Положение о всеобщей изменчивости связывается Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны. «Всё едино и всё состоит из противоположностей». Гармония тоже состоит из противоположностей, представляя собой их единство. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. «Борьба всеобща и всё рождается благодаря борьбе и по необходимости». «Война» (так нередко Гераклит называл борьбу) есть отец всего и всего царь. Или: «Путь вверх и путь вниз один и тот же». В роде бы всё ясно, это один и тот же путь, но он и в правда состоит из 2 противоположных путей.

Во всяком явлении он ищет противоположное ему, как бы рассекая всякое целое на составляющие его противоположности. А за рассечением, анализом следует (по главному правилу диалектики) синтез – борьба, «война» как источник и смысл любого процесса: «Война есть отец всего и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными».


Источник: studopedia.ru

Гераклит (ок. 544-484 гг. до н.э.), потомок правителей Афин и Эфеса, утративших свою власть. Гераклит написал несколько философских поэм, полных образов и метафор и чрезвычайно трудных для понимания, за что получил у греков прозвище «Темный». Гераклит ни у кого не учился. Гераклит открыто пренебрегает занятиями математикой и естествознанием. Мудрость – это не коллекция сведений о явлениях природы, а знание закона, который правит миром. «Многознание уму не научает…» Его учение – это первая в истории человечества философия в чистом виде, без всяких примесей в те времена еще очень примитивных опытных знаний о природе.

Основная идея Гераклита заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Все в природе течет подобно рекам, «в одну реку нельзя войти дважды». Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние. Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью. "Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Огонь – не просто поэтический образ, а первоначало природы в прямом, физическом смысле.


Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит "логос".(речь, закон, необходимость)" Из космического первоогня образуются все вещи и через какое-то отмеренное Логосом время Вселенная снова обращается в огонь, сгорает, и эти периоды чередуются бесконечно.

Логос – важнейшее понятие в философии Гераклита. Это не вещество или материал, из которого сделаны вещи, как вода или воздух у милетцев, а вечный закон, которому следует всё существующее, так сказать, Речь, с которой Природа обращается к отдельным вещам и управляет ими. Иногда Гераклит именует Логос «Разумом, который правит Вселенной», иногда «Богом» или даже «Зевсом», однако его Логос не имеет ничего общего с богами общепринятых религий: Логос не существует отдельно от вещей, его частица пребывает во всякой вещи.

Логос — основа всеобщности и истинности человеческого познания. Разумный человек умеет понимать Логос-Речь природы и руководствуется ею в своих поступках. Однако разумные люди встречаются редко, сетует Гераклит.

Диалектика Гераклита

Причина вечного изменения — борьба противоположностей. Мироздание представляется Гераклиту насквозь противоречивым. «У лука (biós) имя – жизнь (bíos), а дело – смерть» или «Совместны у {окружности} круга начало и конец». Но за всеми этими внешними противоречиями скрывается общий закон бытия – логос. Нашим чувствам вещи представляются случайными, однако разум учит усматривать в кажущихся совершенно разными вещах и событиях действие и проявление их общей, универсальной природы. Красота и порядок мироздания «прячутся» за хаотическими движениями единичных вещей.




"Мир есть процесс, в котором всякая вещь переходит в свою противоположность (холодное в теплое, влажное в сухое и наоборот)". Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее сходство. Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоположное делают все качества вещей относительными(морская вода — чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна).

Противоречие – это характерная форма проявления высшего единства Природы. Противоречие движет миром.

Политические воззрения Гераклита тоже проникнуты диалектикой. Он превозносит войну, в которой видит воплощение вселенского духа противоречия: «Война – отец всех…» Гераклит – яростный противник греческой демократии, которая решает своим проблемы не разумом, а числом голосов. Правление надлежит передать в руки умнейших. Однако правители обязаны руководствоваться общими законами. А человеческие законы должны быть составлены в соответствии с «божественными» законами Природы.

 

Источник: studopedia.su

Философия Гераклита Эфесского

Относительно философии Гераклита, со свидетельств более поздних классиков, начиная с Аристотеля, известно несколько основополагающих положений его философского учения:


  1. Началом всего сущего и прародителем всей материи является огонь
  2. Так же Гераклит выделял некие «периоды мирового пожара», согласно
    которым мировой Космос сгорает, чтобы потом восстать (подобно
    Фениксу)
  3. Наиболее известные тезисы Гераклита: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды»
  4. Постулат тождественности противоположностей
  5. Нарушение закона противоречия (эта доктрина является скорее следствием положений: 3 и 4, нежели самостоятельным элементом)

Гераклит идентифицирует себя самого, как человека обладающего некой истиной, истинным и индивидуальным знанием, секретным, если можно так сказать. Истинное знание – некий закон обустройства мира и его структуры и, что самое интересное, —  место человека и этом мире. Необходимо сказать, что абсолютным и основным критерием этой истины является логос. Чтобы стала абсолютно ясна роль закономерности и логоса Гераклита – просто необходимо понять то, что это истинное знание (закономерность) строит мировой порядок вещей, а логос тут выступает неким регулятивом и двигателем т.е. элементом без которого вообще невозможно возникновение и дальнейшее обустройство или существование чего бы то ни было.


Если чуть глубже познакомиться с учением Гераклита, то можно понять, что на протяжении всей своей философии, мыслитель придает категории логоса некую божественную сущность. То есть, логос – не просто мировой закон, регулятив, а некий фаталистический, судьбоносный конструкт. Можно бы было с уверенностью сказать, что логос – это и есть судьба, но… нет! Он выполняет и множество иных, выходящих за пределы понятия судьбы функций.

Логос представлялся Гераклитом, как некий элемент актуальных вещей, непосредственно соотнесенный с основным бытийным и необходимым компонентом гераклитовской философии, который является первоначалом – огнем.

Так же немалое значение в философской систематике Гераклита играют противоположности. Существует взаимосвязь между Богом в гераклитовском учении и парами противоположностей. Гераклитовский бог в сущности не отличен от логоса, но играет собирательную роль в его философии и вместе с тем, разграничивая противоположности и соединяя все их элементы между собой, тем самым являет в себе общую связную структуру под названием «единство». У Гераклита, в отличии от Ксенофана, бог имманентен вещам и вбирает в себя суммарность всех противоположных пар. Бога Гераклит не идентифицировал как некий культ с его систематикой обрядов и жертвоприношений.

Кратко о единстве:

Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и
зависит от сбалансированных взаимодействий между
противоположностями (фр. 54, 123, 51 DK).


Критика Милетской школы Гераклитом Эфесским. Учение о первоначалах

Философская теория об огне, как о первоначале трактуется сегодняшними исследователями, как критика школы милетцев — Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, которые брали за первовещество одну из субстанций (вода, воздух и тд), полагали, что первовещество, ранее созданное, либо возникшее само по себе, способно превратиться после во что угодно. То есть, иными словами: Фалес брал за первоначало воду, основываясь на том, что из воды состоит человек, ни одно живое существо не может жить без воды и т.д.

В противовес тому, Гераклит взял огонь. И хотя на самом деле истинную причину того, почему Гераклит взял именно огонь, сейчас никто не скажет, но догадки исследователей сводятся к тому, что огонь был взят именно в качестве альтернативного первоначала. Далее, интересно, что огонь сам по себе, как таковой не играет значимой роли в целостной концепции Гераклита, а существует лишь как символика.

Многие последователи и противники Гераклита удивлялись, почему именно огонь, ведь первоэлемент должен иметь хоть какую то стабильность! Например, вода или воздух — ведь без воды мы не можем мыслить жизнь, а без воздуха и подавно. Без огня же мы можем жить. Плюс к тому, вода течет, она изменчива, но спокойна и стабильна (такую характеристику дает ей Фалес и последователи). Воздух — тоже сильная субстанция для возможного использования в теории первоначала. Но огонь… — ему невозможно было придать характеристику стабильности!

Источник: greciya-ellada.ru


Categories: Учение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.