Статьи — ИНОСЛАВИЕ

Важнейшие вопросы жизни

Вопросы, связанные с посмертным существованием, с незапамятных времен волновали человека. В разные времена, в различных культурах он находил и разнообразные ответы на них. Все религии человечества предлагают свои попытки решения этого важнейшего вопроса: что будет со мной после смерти? Буду ли я существовать вообще? А если буду, то каким окажется это новое существование? Ни один мыслящий человек не может обойтись без этих вопросов. И как одна из попыток решения проблемы, появляется идея реинкарнации (синонимы: сансара, метемпсихоз, перевоплощение). В настоящее время в мире довольно много людей разделяет эту доктрину. Так, согласно с анкетой «Ценности современности», 21% европейцев верит в перевоплощение [5, 3]. Этим они высказывают как бы свое внутреннее убеждение, что деяния человека на земле имеют такие результаты, которые не исчерпываются только земной жизнью, но несут последствия, выходящие за ее пределы. Идея реинкарнации также пытается объяснить вопиющее несоответствие нравственных достоинств людей и их судьбы; содержит она и надежду, что идеал, к которому человек хотя бы и стремился постоянно, вкладывая все свои силы, недостижим в земной жизни, и его исполнение должно осуществиться в будущем.

Возникновение реинкарнации


Какая идея заложена в учении о сансаре

Первое упоминание о перевоплощении находится в Брихадараньяке (ІІІ, 2, 13; IV, 4, 5), среди индо-арьев это учение появилось в период, отделяющий Риг-Веду от ранних Упанишад (XIV-XV вв. до Р. Х.). Возможно, оно было заимствовано у доарийского населения Индии, где хранилось с первобытных времен. Косвенно это можно подтвердить тем, что в примитивных культах эта вера встречается гораздо чаще, чем среди исторических религий. Наиболее яркую форму перевоплощение имеет у австралийцев. На возникновение веры в перевоплощение, вероятно, повлияло сходство между потомками и предками, особенно поразительное иногда в третьем колене. В самом деле, рождение ребенка, во многом похожего на умершего деда, могло невольно привести к мысли о новом воплощении усопшего. Так, в Африке в племени Йоруба новорожденного встречали словами: «Ты вернулся!» [4, 191]. Источником возникновения этого верования также, возможно, был тотемизм — понятие о мистической связи племени с определенным животным-предком.


Австралии у некоторых кланов существовало представление, что их члены — воплощение тотемических предков. Первобытные люди имели острое чувство одухотворенности природы, но при этом плохо осознавали качественное различие между духом человека и психикой животного. Такое представление подогревало веру в перевоплощение и способствовало перенесению человеческого «я» в оболочку животного. Но и тотемизм, и анимизм — это все еще только зародыши реинкарнации.

Реинкарнация в индуизме

Какая идея заложена в учении о сансаре

В индийской среде доктрина реинкарнации настолько укоренилась в сознании, что стала его неотъемлемой чертой. Впервые учение о сансаре было сформулировано так: «Подобно тому как гусеница, достигнув одной травинки, взбирается на другую, сжимаясь, точно так же и этот атман, сбросив свое тело, изгоняет свое незнание, сжимаясь, начинает другое восхождение». То есть, атман переходит в новое тело и начинает новую жизнь в этом мире. «Мы,- учат брахманы,— души, вечно возвращающиеся на землю» [4, 70]. В ранних Упанишадах доктрина сансары излагается еще мифологически. «Все те, кто поистине уходит из этого мира, идут к луне. Благодаря их пранам набухает она и в первую половину месяца порождает их. Поистине луна — это врата небесного мира. Кто правильно отвечает ей, того отпускает она. А того, кто не отвечает, изливает она в этот мир в виде дождя. Тот возрождается в этом мире в облике льва, или в облике рыбы, или в облике человека, или в облике кого-либо другого, сообразно со своими поступками, сообразно со своими знаниями» [4, 72].


С течением времени сансара лишается мифической окраски и соединяется с учением о нравственном миропорядке. Если после смерти «я» человека обязательно растворится в океане Абсолюта, то не нарушается ли этим справедливость? Ведь каждый из людей по-своему проходит жизненный путь. Учитывая это, вера во всеобщее блаженство открывает дорогу аморализму. Брахманам пришлось использовать теорию реинкарнации; однако, учение сансары трудно было соединить с брахманизмом. Согласно авторам Упанишад, человек после смерти полностью сливается с мировым Атманом, его сознание исчезает. Личности больше не существует. После смертной черты остается один Атман, он же Брахман, который или по причине великой Игры, или в силу своего падения вновь «выплескивает» из себя бытие. В точном смысле слова перевоплощения «я» не происходит, в событиях участвует один Атман. Именно он входит в мир, дробясь на индивидуумы, чтобы в конце концов вернуться в первоначальное единство. Но проступки человека и его невежество не пройдут даром.


зличный и не отменяемый закон кармы вновь повергнет Атмана в новую жизнь, может, даже в теле животного. В таком учении о воздаянии нет никакой свободы духа и личной ответственности. Инкарнация Атмана не может рассматриваться как перевоплощение определенной личности. В космических циклах существует только одно действующее начало: Атман-Брахман. Здесь видно резкое отличие индуизма и христианства в понимании личности. Для христиан каждая личность, хоть и является не частью Абсолюта, но творением, обладает безусловной, исключительной ценностью. Это хорошо показано в притче Христа о Пастыре, ищущем одну пропавшую овцу (Мф. 18:12). Для индуиста же личность сама по себе не имеет ценности в силу отождествления ее с Абсолютом. Даже само воплощение рассматривается как зло. Мир и человек, вышедшие из Брахмана, должны вернуться в породившее их Молчание. Истинная Мокша (спасение) для брахманиста — это свобода от желаний, свобода от мира, путь к ее достижению лежит через аскезу йоги. Достигшему совершенства становятся чужды любовь и ненависть, добро и зло. Он достиг спасения.

Сансара в буддизме

Какая идея заложена в учении о сансаре

Сходно смотрит на реинкарнацию буддизм. Согласно его теории, личность человека — это не нечто определенное и целое, а всего лишь известное сочетание дхарм (дхарма — элементарная основа преходящего мира).


кая скандха (временное скопление дхарм, образующее личность) — обманчивое явление. Скандхи, как океанские течения, несутся в безначальном бытии, и закон кармы управляет их движением. Для личности здесь тоже не остается места. Поэтому в буддизме новую жизнь получает не личность, но элементы, из которых складывается жизнь. Однако, действия, произведенные сознанием, породят некоторые последствия; эти последствия будут создавать новые и т. д. Действует карма. Мое «я» исчезнет безвозвратно, последствия же моей жизни будут сказываться вечно. «Не какая-либо душа переходит из одного тела в другое или из одного мира в другой, а …один и тот же внеопытный комплекс дарм [=дхарм], проявляющийся в данное время как одна личность-иллюзия, после определенного промежутка времени проявляется в виде другой, третьей, четвертой и т. д. — до бесконечности. Следовательно, ничего, собственно, не перерождается, происходит не трансмиграция, а безначальная трансформация комплекса дарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов, наподобие того, как в калейдоскопе те же частицы группируются в новые, более или менее похожие друг на друга фигуры» [4, 183]. Каждая человеческая жизнь имеет таинственную связь с предшествующей благодаря карме. Но здесь очевидно, что страдающий человек не может быть действительно виновным в грехе предшественника, он платит за чужие преступления.

лучается так, что, уча о нелицемерном воздаянии, буддизм в то же время зачеркивает его. Исходя из взгляда на личность, буддизму логично было бы проповедовать самоубийство. Если мое самосознание после смерти полностью и навсегда исчезнет, то в смерти я нашел избавление от проклятого мира с его страданием. Пускай дальше пульсируют дхармы — меня нет, и больше мне ничего не нужно. О дальнейшей судьбе своих дхарм я никогда ничего не узнаю. Пускай кто-то другой будет нести последствия моих ошибок,- моя цель достигнута, я освобожден смертью. Но буддизм не проповедует самоубийство, наоборот, осуждает наложивших на себя руки. Это противоречие Будда никак не объяснил, ограничившись лишь намеками, умолчаниями и туманными фразами.

Буддийское и индуистское учение о сансаре близки друг к другу. Ни там, ни здесь нет места для личности, существуют только «воплощения» некоего внеэмпирического целого (будь то Брахман-Атман или поток чистых дхарм). Эти теории нельзя согласовать с христианским подходом к личности. «Люби ближнего, как самого себя» здесь невозможно. Любить некому и некого. Только благодаря невежеству мы взаимодействуем с фиктивными целостностями, такими как «люди», «женщины», «вещи» и т. д., которых не существует.

«Воистину и тут, и там только имя и форма,
И нет ни живого существа, ни человека,
Пусты они и устроены, как марионетки;
Груда страданий, как куча дерева и соломы»
[2, 405].

В философской системе буддизма нравственное чувство человека не может найти себе последовательного оправдания.

Реинкарнация в представлении теософов


Какая идея заложена в учении о сансаре

Теория многократного перевоплощения индивидуальной души, так популярная в современном обществе, исповедуется теософией. Причем если классические религии Индии стараются избавиться от проклятого колеса перевоплощений, то теософы с жаждой встречают его. В буддизме реинкарнация не ведет к спасению, нужно, наоборот, искать спасения от нее самой. Теософия пытается соединить сансару с эволюционной теорией. В реинкарнации она видит восхождение человеческого «я» на высшие ступени. «Бессмертная суть человека, проявляясь на низших планах вселенной, проходя через длинный ряд изменяющихся личностей, то мужских, то женских, развивает в себе — благодаря разнообразию приобретенных опытов — два ясно различимые вида добродетелей. Все добродетели более мужественные, более энергичные, как храбрость, смелость, развиваются во время мужских воплощений. Добродетели более мягкие, нежные и в то же время более глубокие и сильные — плод женских воплощений» [4, 14].

Своей популярности теософия обязана именно учению о перевоплощении.


ойственная человеку после грехопадения приземленность духа мешает ему представить реальность других измерений бытия; и потому реинкарнация привлекает многих, что таинственное посмертие становится в рамках теософской теории привычным и осязаемым. Тайны жизни в ней становятся якобы объяснимыми и понятными. «Мрак неизвестности рассеивается перед доктриной о многочисленных существованиях. Существа, которые отличаются от других своей интеллектуальной силой или добродетелями, более жили, более работали, приобрели более опыта, более глубокие свойства и познания» [4, 185]. Если реинкарнация действительно настолько универсальна, как заявляют теософы, то можно ожидать, что эту теорию исповедуют, пусть и с разной степенью приближения, основные религии мира. Для теософов это очень важно, ведь они претендуют на возвещение истины, содержащейся во всех религиях! Насколько же их уверения соответствуют действительности?

Попытка увидеть реинкарнацию у египтян

Какая идея заложена в учении о сансаре

На самом деле теория перевоплощения находится далеко в ином положении. Религии Шумера, Египта, Вавилона, Хетты, Ассирии, Финикии, Ханаана, Ирана, Рима и Китая не знают о реинкарнации. Египет сохранил еще неолитические представления: мир мертвых для него надземный, это мир звезд, души становятся звездами. Сцены посмертного бытия в Пирамидах изображают кипучую деятельность, а не покой нирваны. Теософы в оправдание своей любимой теории ссылаются на Геродота, считавшего Египет родиной учения о перевоплощении.


египтологи доказали, что Геродот неверно истолковал некоторые тексты. В 76-78 главах «Книги Мертвых» упоминается о том, что душа во время загробных странствий превращается в различных животных: барана, крокодила, ястреба. Но эти существа в глазах египтян были воплощениями богов, и воплощение в них людей — не инкарнация, а обожествление, вход в блаженную жизнь. Здесь никак нельзя видеть странствия души. Египтяне связывали бессмертную часть человека с его физическим телом — отсюда мумификация, статуэтки-двойники и особо тщательная забота о гробницах.

Мир Греции

Какая идея заложена в учении о сансаре

В греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Ахеронт в Аиде

Греческая религия от жизни за гробом не ожидает ничего хорошего. Для богов — Олимп, для людей — Аид, «где мертвые только тени отшедших, лишенные чувства, безжизненно реют» (Одиссея, ХІ, 475-476) [1, 117-118]. Метемпсихоз появляется лишь как мотив у некоторых философов, но никогда не становится распространенным верованием.


оло VI в. до Р. Х. в Греции возникает экстатический культ Диониса, где впервые ясно видна идея бессмертия души. Теософия орфической секты пользовалась духом и идеями дионисизма, и в ней уже принимается метемпсихоз. Орфизм развивался в учении Пифагора, которое поражает сходством с индийскими учениями. Пифагор, современник Будды, вспоминает, как и последний, свои прошлые жизни. Существуют легенды, согласно которым Пифагор побывал в Индии и оттуда заимствовал учение. Предположение о таком прямом заимствовании высказывалось нередко. Склонялся к метемпсихозу и Платон, несомненно под влиянием пифагорейской теософии. Но Аристотель уже отказался от этой идеи, и с тех пор она надолго исчезает из мышления греческих философов. В античном мире гипотеза о перевоплощении широкого распространения так и не получила, оставшись достоянием узких философских кругов.

Религия древнего Израиля

Теософы пытались найти реинкарнацию и в религии древнего Израиля. Указания на нее они видели в нескольких местах. Так, Бог говорит пророку Иеремии: «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1: 5). Но здесь вполне ясно видно, что речь идет не о перевоплощении, а о предвидении Бога: Он предназначил Иеремию к служению, еще когда тот не родился.

Далее, в псалме 89 сказано: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие!» На самом деле эти слова перефразируют другое библейское изречение: «Ты прах, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Напрасно видят указание на перевоплощение и в книге пророка Малахии: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Если прочитать Библию внимательнее, то можно заметить, что согласно Писанию, пророк Илия не умирал, но был взят живым на небо, и вера в это сохранялась в Израиле. Малахия возвещает о вторичном явлении пророка перед днем Суда.

Иисус и реинкарнация

Чтобы обосновать заявление о наличии теории реинкарнации в Евангелии, теософы приводят рассказ о слепорожденном. Ученики спросили Иисуса: «Кто согрешил: он или родители его?» (Ин. 9:2). Если человек слеп от рождения — как он мог согрешить? Только в одном из предыдущих воплощений. Но нужно обратить внимание на ответ Христа: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Иисус исцеляет больного. Это чудо, приведшее человека к вере и обнаружившее слепоту фарисеев, и было причиной рождения его слепым.

В арсенале теософов есть еще слова Христа о Иоанне Крестителе: «Если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:14). Но опять таки, вспомним, что пророк Илия не умирал, согласно Библии. Потом, сам Иоанн отрицал свое тождество с Илией (Ин. 1:21). Слова Христа имеют в виду то, что по пророчествам служение Мессии должно быть предварено появлением пророка Илии, призванного помазать Избавителя на служение. Книжники использовали этот аргумент против мессианского достоинства Иисуса. Поэтому Он и указывает на Иоанна как на исполнителя миссии Илии.

Больше в Евангелии нет ни одного места, которое может быть истолковано в пользу реинкарнации. Наоборот, Христос обращал внимание на единичный характер человеческой жизни (ср.: Лк. 16: 19). А в послании к Евреям говорится прямо: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

Раннее христианство

Может быть, о метемпсихозе учили ранние христиане? Елена Рерих заявляет: «Доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р. Х. на Втором Константинопольском Соборе» [3, 110]. Это — абсолютная ложь. Доктрины о перевоплощении в христианстве никогда не было, а на Втором Константинопольском (Пятом Вселенском) Соборе она даже не обсуждалась и не осуждалась. Были осуждены: идея предсуществования душ; идея получения тела душой как наказания; идея, согласно которой ангельские души могут переходить в человеческие тела и наоборот; идея о конечном исчезновении материи и всеобщем спасении [3, 111].

Идея метемпсихоза настолько чужда была внутренней жизни древней Церкви, что с ней даже не возникало необходимости серьезно бороться. Один из первых христианских богословов Афинагор (ІІ в.) вполне ясно выражает христианскую надежду: «Чтобы то же самое тело приняло ту же самую душу…» (О воскресении мертвых, 25) [1, 11]. Христиане всех времен верили в воскресение тех же самых тел, а не в перевоплощение. Св. Иустин Мученик (+166) до обращения в христианство был платоником. Обративший его старец развернул перед ним аргументы в пользу новой веры и сделал вывод: «Итак, души не переходят в другие тела… — Справедливо говоришь, сказал я» (Разговор с Трифоном Иудеем, 4) [1, 12]. У Татиана идея реинкарнации вызывает усмешку: «Смеюсь над бабьими сказками Ферепида, Пифагора, принявшего его мнение, и Платона, который был их подражателем» [1, 16]. Развернутая критика переселения душ встречается у Иринея Лионского и Тертуллиана. Остальные же церковные писатели считали, что эта идея далека от умов христиан.

Теософы любят приводить в пример также Оригена якобы для доказательства существования учения о метемпсихозе внутри Церкви. На самом же деле Ориген только высказывал предположение о предсуществовании души до рождения в небесных сферах, но никак не о перевоплощении. Это мнение он не считал догматом, но выдвигал как гипотезу. Против самого метемпсихоза Ориген высказывался довольно ясно (Против Цельса, ІІІ, 75, IV, 17) [4, 190].

«Вспоминания» прошлых жизней

Какая идея заложена в учении о сансаре

Приверженцы теории реинкарнации приводят в свою пользу еще некоторые факты. Например, некоторые люди имеют способность «вспоминать» прошлые жизни. Но это можно объяснить тем, что они верили в перевоплощение. Юнг показал, что в глубинах подсознания скрыта «коллективная память» многих поколений. Ведущие напряженную духовную жизнь люди могут проникать в сферу этой памяти и истолковывать происходящее как воспоминания о «прошлых жизнях».

Реинкарнация и эволюция

Теософы также утверждают, что реинкарнация придает эволюции «благой смысл». Перевоплощения открывают простор для реализации своих возможностей в течение многих жизней. Но если человечество «развивается" таким образом много тысяч лет, оно уже должно было бы взойти на гораздо большую высоту, чем мы имеем перед своими глазами. Трудно согласиться с тем, что существует такой прогресс. Даже «техническая революция» занимает ничтожно малый промежуток времени в мировой истории, к тому же примечательно, что она произошла не в тех регионах, где верят в перевоплощение. Почему бы не поверить в возвещаемую христианством возможность духовного развития за пределами жизни на этой земле? Не там ли именно должен открыться новый простор для совершенствования? «Популярное учение об одноплановом перевоплощении, в сущности, остается в этом времени, которое мыслится бесконечным и не знает выхода в вечность» [4, 193].

Рабство кармы и евангельская свобода

Реинкарнация со своим кармическим законом, «примиряющим» человека с любым страданием и несправедливостью, фактически лишает человека свободы и нравственной ответственности. Личность может сознавать, что несет последствия своих ошибок, или же причастность к грехам отцов по принципу «солидарности», но люди не могут отвечать за поступки существ, о которых ничего не знают. Человек превращается из свободной личности в слепую игрушку закона. Библия отвергает такой взгляд на судьбу человека и не разрешает видеть в страданиях только «кару» (пример — история Иова). Человек приходит в падший, «лежащий во зле» мир как активный участник борьбы добра и зла. Даже Божественный Промысел не парализует его свободы. В несовершенном мире призван свободно возрастать человек. «Промысл — не готовый заведенный механизм; он совершается творчески, из новизны свободы Божией, но также и из новизны маленькой человеческой свободы» [4, 194]. Свобода — поистине нелегкий дар, но без нее невозможно осуществление подлинного человека.

Еще один аргумент

Еще один аргумент. Если признать верной доктрину реинкарнации, тогда нужно считать, что всякая любовь между людьми — не более чем мимолетное, преходящее явление. Даже такие глубокие связи, как мужа с женой, матери с ребенком, друга с другом, бесследно исчезли бы в последующих воплощениях. Христианство же, религия Любви, возвещает правду о том, что человек — это уникальная личность, любовь которой не является чем-то случайным и не имеющим ценности. Теория реинкарнации лишает любви и Самого Христа. Он не может прощать по любви — ведь будет нарушен закон кармы. Бог не имеет права дарить прощение. Но наш Бог-Любовь «и дела приемлет, и намерения приветствует» (свт. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху). Христианская проповедь свободы Бога в прощении изгоняет страх перед кармой. Если же оккультисты не верят во Христа как Спасителя, то пускай остаются в своих страхах. Христиане же имеют право надеяться на будущее.

Автор: Священник Андрей Дудченко

Источники:
1. Кураев А., диак. Раннее христианство и переселение душ. М., 1996.
2. Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции. М., 1997.- Т. 1.
3. Там же.- Т. 2.
4. Мень А., прот. История религии. Т. 3: У врат молчания. М., 1992.
5. Реінкарнація. // Християнський вісник. Часопис Житомирського діоцезу РКЦ. 1996, №1.- Сс. 2-10.2

Ссылки по теме:
РЕИНКАРНАЦИЯ: почему православие не может ее принять?

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Колесо сансары в буддизме

Основа учения о колесе сансары очень хорошо описана и структурирована именно в буддизме. Там оно представлено в виде четких причинно-следственных связей, который зависят от нашей кармы и реинкарнации. Выход из замкнутого круга перерождений называется Просветлением. Согласно Буддизму, существует много разных миров и существ, живущих согласно той карме, которая у них накоплена. И в этой религии колесо сансары объединяет все эти миры, а в них нет ничего постоянного и неизменного: все движется, меняется. Круг перерождений изображается как тележное колесо, которое непрерывно крутился, совершая обороты. В нем восемь спиц и ступица в центре.

Есть легенда, что первый рисунок его сделал Будда, выложив рисовыми зернами на земле. Восемь спиц символизируют количество стадий Восьмеричного пути истины, которое исходит от учителя.

Лама Гампона, живший на рубеже XI-XII, считал, что суть колеса сансары – пустота. А значит все миры, которые имеются для перерождения, не реальны: в них нет истины, смысла и больше похожи на облака в небе из-за своей постоянной изменчивости. Потому – это бесплотная фантазия и ничего больше.

Вторая характеристика – иллюзорность. Все, что окружает нас обман, иллюзия и не существует на самом деле. Количество образов колеса сансары бесконечно, но все они не несут под собой никакой основы: возникая, они тут же меняются.

Третий атрибут сансары – страдание. Его Гампона назвал самым важным, но стоит отметить – буддисты в это слово вкладывают другой смысл, нежели привыкли мы. Это не антипод слова «счастье», а любая активность ума, нестабильность эмоций, все что порождает новые эмоции и переживания. Для буддистов антиподом страдания в их понимании будет спокойствие, невозмутимость, умиротворение. При этом эйфория и чувство удовольствия должны отсутствовать.  Именно потому привычная нам обыденная жизнь и называется страданием – наполненная эмоциями разного толка, она даже близко не соответствует покою и душевному равновесию. Как считал Гампона – даже любовь причиняет дискомфорт: мы боимся потерять объект привязанности, испытаем негативные эмоции. Даже удовольствие окрашено в темные тона.

Схема колеса сансары
Схема колеса сансары

Буддизм, в отличие от ведических текстов говорит, что живые существа и целые миры возникают и умирают, действуя сообразно закону кармы. Можно представить себе это движение сродни белочкам в колесе, которые постоянно исчезают и появляются вновь без возможности покинуть колесо.

Цикл колеса называют Махакальпа, состоит она из 24 частей, каждая делится на 20 кальп. Первая четверть поворота отвечает за создание мира, вторая – за его стабильность, третья – за гибель, четвертая четверть – мир становится невидимым — бардо, обрабатывается его общая карма и создается основа для его нового возрождения. Иногда говорят «оборот колеса сансары» при смене эпох, мироуправления, правителей.

Колесо сансары является основой буддистского учения о перерождениях и учит как выйти из него. Это учение называется «Благородные истины», всего их четыре. Создал их Будда Шакьямуни, когда достиг Просветления.

1. Дукха: страдания, боль — этими чувствами пронизана вся жизнь.

2. Самудая: все страдания идут от желаний, которых много, они бесконечны и неудовлетворимы.

3. Ниродха: чтобы перестать страдать нужно прекратить желать

4. Магга – чтобы получилось перестать желать, надо следовать особому пути и применять соответствующие методики.

Что такое реинкарнация

Вращая колесо сансары нужно задуматься о том, что значит реинкарнация и особенно — карма, они мет прямое отношение к процессу перерождения и выступают движущей силой.

Реинкарнация подразумевает, что помимо смертного, земного тела есть душа или божья искра. Каждая жизнь в каком-то мире дается для отработки неких навыков, выполнения миссии, после чего физическое тело умирает, а душа отправляется дальше.

Колесо сансары в индуизме тоже связано с реинкарнацией и упоминается чаще, чем в любых других подобных учениях и религиозных течениях. Прочитать об этом можно в различных индуистских трактатах. Буддизм, как последователь индуизма, добавил к этому закон кармы и способ выхода из колеса сансары. Буддизм учит нас, что ни одно живое существо не бессмертно, но проживает множество жизней. Смерть воспринимается всеми последователями данных религий, как перерождение для следующей жизни.

Даосисты – еще одно течение, признающее реинкарнацию и считающие, что рождение не начало, смерть не конец. Под этим они подразумевают бесконечность бытия.

Как ни странно, но еще одним верованием, которое признает реинкарнацию является Каббала. Последователи его считают, что душа человека бесконечно возрождается к жизни, пока не получит благословение Абсолюта и не соединится с ним. Это случится тем быстрее, чем скорее человек избавится от эгоизма, злости, зависти и прочих пороков.

До 5-го Вселенского собора в VI в христиане тоже говорили о реинкарнации, после был наложен полный запрет на эту информацию, а упоминания были вычеркнуты из религиозных книг. Была принята ценность единственной жизни, Страшный суд после второго пришествия, Рай и Ад после него, которые уже нельзя покинуть. А вот буддисты, индуисты говорят, что рай или ад – это лишь на время, в соответствии с грехами или наоборот – добрыми делами. Временная остановка в круге сансары для получения наказания или поощрения.

Ислам в этом отношении симметричен христианству, но при этом в Коране есть упоминание о перерождении: умер камнем, а стал растением, после – стал животным, и, наконец, родился человек. В качестве вывода говорится, что смерти нечего бояться. Вполне вероятно, первоначальный Коран был изменен.

Говорится о чреде реинкарнаций у майя, в зороастризме. Египтяне отвергали реинкарнацию на корню, а греческие философы Пифагор, Сократ и другие не видели в этом ничего удивительного. Стоит тут вспомнить и классиков: Лев Толстой, Гёте, Вольтер, Бальзак, Гюго и другие поддерживали идею о вечном скитании души.

Колесо жизни

Как уже понятно колесо сансары двигается за счет кармы и определяет за счет нее какое воплощение мира в целом или единичного живого существа будет дальше. Некоторые понимают карму, как чреду накопленных поступков как отрицательных, так и положительных. Это не совсем так.

Карма – это количество добрых дел, заслуг, которые копятся при жизни. Она набирается при условии, что живое существо будет жить и действовать в соответствии с законами Вселенной, без личной выгоды для себя любимого. Все что приносит пользу окружающим, миру в целом – есть карма. Если карма накапливается, то перерождение будет уже в более высоком мире. Именно потому выражение «отрицательная карма» не может существовать – она либо есть, либо нет.

Для накопления кармы надо совершать как можно больше добрых дел без выгоды для себя и отказаться от эгоизма.

Но, есть понятие викарма – она накаливается, если человек будет совершать зло. Любой вред миру, другим живым существам, эгоизм приведет к тому, что перерождение будет в более низком мире. Викарму можно смело называть «грузом грехов», который тянет вниз.

Состояние акарма – это отсутствие вообще какого бы ни было опыта для перерождения и поворота колеса сансары. Здесь человек представляется в виде проводника чужой воли, действующего исходя не из своих желаний или не желаний, а чужих. Считается, что в таком состоянии ответственность за совершенное идет на того, кто выступает катализатором деяния.

Любопытно, что к существующим в акарме можно отнести святых подвижников, которые все делали волей Божьей, всех жрецов, который действуют исходя из воли высшего существа, которому они себя предали. Сюда можно вписать закон Дхармы – мировой гармонии: добро и благие поступки делаются исходя из единения с мирозданием и без ожидания награды.

Именно это приводит к Просветлению, а следственно и к выходу из колеса сансары.

Как выйти из колеса сансары

Невежество, желания, гневливость – это три яда согласно учениям индуизма и буддизма, затягивающие в чреду перерождений. Искоренение их из своей жизни, совершение благих поступков, накопление от этого кармы создает предпосылки к разрыву бесконечного бега в колесе сансары.

Негативные деяния состоят из действий тела, разума, речи.

  • Действия тела: убийство по глупости, неосторожности, в гневе, кража, измены.
  • Действия речью: вранье, скандалы, сплетни, грубости.
  • Действия умом: злые мысли, помыслы о наживе, привязанность к вещам, враждебность.

В противовес негативу есть десять правильных поступков, которыми можно искупать грехи.

  1. Спасение любой жизни человека, животного, насекомого.
  2. Щедрость материальная и духовная.
  3. Верность в браке.
  4. Отсутствие лжи.
  5. Добрые помыслы.
  6. Примирение ссорящихся.
  7. Не желать сверх того, что имеешь.
  8. Мудрость в словах, спокойствие, выдержанность.
  9. Сострадание.
  10. Понимание законов кармы и построение своей жизни в соответствии с ними.

Считается, что, попав в состояние бардо, когда мир или существо невидимо после смерти и ждет нового воплощения, идет подсчет и «взвешивание» каждого поступка, определение его значимости. Махабхарата говорит, если есть солидные благие заслуги у лютых злодеев, то прежде чем отправиться искупать грехи они попадут на пир богов, праведники за совершенные плохие поступки перед раем отправятся их искупать в ад.

В колесе сансары восемь направлений, каждое имеет свой смысл, и чтобы закончить цикл постоянного перерождения необходимо идти Срединным путем. Он доступен каждому и не требует невозможного. Для этого надо быть мудрым, иметь правильные взгляды и речь, соответствующее поведение, стараться совершать благие поступки.

Первоначально нужно осознать Благородны истины. Научиться трансформировать негативные эмоции в позитив, сострадать миру, любить его. Очень важна нравственная составляющая – без нее Просветления не достигнуть. Особо упоминается, что нельзя допустить одурманивания ума, как и разными веществами, так и лживыми словами. Всеми силами избегать вранья, грубости, не ссориться, не допускать убийства, люди духовного сана должны соблюдать целибат.

Воровство под запертом – все чем человек живет должно получать честным путем. Под запертом торговля животными, оружием, а вот служить в армии не только можно, но и нужно, так как это защита. Нельзя иметь дело с алкоголем и наркотиками, питаться мясом и торговать им. Нужно научиться не зависеть от материального, но в разумных пределах. Т.е. если ваша куртка пришла в негодность – купите новую, но не надо тратить деньги только потому что куртка модная, брендовая и в этом сезоне популярен синий цвет.

В общем и целом, необходимо самосовершенствование во всем.

Дальше идет стадия отказа от желаний. Религии, исповедующие неизбывность колеса сансары, считают, что необходимо искоренять чувство собственного «я». Если упростить, то можно сказать так: надо находиться в данном месте, в данное время постоянно — если ты пьешь чай, то ты просто пьешь чай и ничего более. Все чувства – это лишь ощущения тела, таким образом можно начать освобождаться от привязанностей и того беспокойства, которое они доставляют. В итоге желания тоже сходят на нет.

Итог

Разные традиции дают приблизительно одинаковое описание колесу сансары. Сутры буддистов наиболее подробно описывают значение кармы в цикле перерождений, смысл грехов, воздаяния за них, награждения за благие поступки.

Колесо сансары – постоянное движение перерождения и смерти, движущей силой которого является реинкарнация и накопленная карма. Каждый цикл дает определенный опыт, но стремлением каждого должен быть выход из него и обретение нирваны.

Очень понятное объяснение что такое колесо сансары в видеоформате

Песня и клип: Баста – Сансара

Источник: siddh.ru

Что такое Колесо Сансары?

Колесо Сансары — это круг жизни, олицетворяющий круговорот рождения и смерти, перерождение души. Оно символизирует непрерывность и цикличность событий во Вселенной. Круг состоит из 8 спиц, которые обозначают лучи истины, исходящих от Творца (учителя, Высшей силы).

В древних текстах говорится, что высшие существа живут  в божественной нирване, а всем остальным приходится постоянно вращаться в круге перерождений, вовлеченные туда законами кармы, а их умы отравлены темя умственными ядами.

Жизнь — это круговорот событий. Человек совершает много поступков в процессе земного бытия. Уходя в «мир иной» душа освобождается от тела и дальнейший ее путь будет зависеть от кармы человека, то есть всех накопленных праведных и неправедных поступков.

Сансара — в переводе с древнего санскрита обозначает вечное, бесконечное скитание. Она является основным понятием в индийских религиях:

  • Индуизм;
  • Буддизм;
  • Джайнизм;
  • Сикхизм.

Легенда гласит, что Будда, собственноручно выложил рисом схему колеса сансары, которая состояла из обода и 8 спиц, соединенных со ступицей.

Древнее Колесо Сансары

Как работает Колесо Сансары?

Колесо Сансары тесно связано с понятием реинкарнации души, которая повторно воплощается в новое телесное облачение и вновь появляется в следующей жизни. Чем чаще душа застревает на одном уровне, тем больше увеличивается круг Сансары.

Так происходит потому, что человек не делает выводов из своих прошлых ошибок, не научился находить верные решения, не искупляет грехи и не растет духовно. Чем больше становится Колесо, тем труднее из него впоследствии выбраться. Это, своего рода кармическое наказание для слабого и порочного человека.

Расшифровка тайных значений изображений Круга Сансары

Колесо Сансары

Колесо Сансары — это совокупность тайн разных миров, которые находятся в постоянном движении. Они всегда не постоянны и способны трансформироваться и изменяться.

Колесо Сансары изображено в виде центрального круга и четырех окружностей, поделенных на сектора. В каждом полученном сегменте изображается действие закона кармы.

Колесо Сансары - центральный круг

Центр Колеса Сансары

Круг с тремя существами, которые отравляют человеческий ум ядами, чтобы человек никогда не смог выбраться из порочного круга:

  1. Свинья — символ невежества;
  2. Петух — Символ порочных страстей и привязанностей;
  3. Змея — символ негативных чувств — гнева и отвращения.


Колесо Сансары - Бардо

Второй круг — Бардо.

Вторая окружность разделена на две части:

  1. Светлая — благие дела;
  2. Темная — грехи.

Добрая душа с благими поступками будет на стороне светлого полукруга. Переполненная грешными делами душа будет находиться на темной стороне адского мира.


Третий круг Колеса Сансары состоит из шести частей разных типов миров. Они расположены по кругу, но попасть можно в любой из этих миров после реинкарнации души (перевоплощения). В каждом сегменте обязательно присутствует Будда или святой учитель дхармы — Бодхисатва. Они приходят в каждый мир из сострадания, спасая живых существ от мучений и страданий.

Колесо Сансары - мир богов ДэвовМир богов (Дэвов)

Этот мир населяют боги. Божественные существа Дэвы живут умиротворенно в блаженной нирване, не задумываясь о перерождениях и наказаниях кармы. Дэвы бессмертны, но их божественный путь тоже приходит к окончанию. В конце своей жизни они испытывают многократно большие страдания и горе, чем человек. Ведь они лишаются райских удовольствий.

 

Колесо Сансары - мир Асуров Мир полубогов (Асуров)

Асуры — это полубоги, которые в отличие от богов не являются бессмертными, но имеют огромную силу. В этом мире преобладает воинственность.

Асуры — это существа полные зависти, гордыни и ревности. 

 

Колесо Сансары - мир людей Мир людей

Это мир любви, нескончаемых желаний и привязанностей. В этом мире люди не могут увидеть истинный смысл вещей, но они могут познавать новое и обучаться. 

 

 

Колесо Сансары - мир животныхМир животных

Животные, в отличие от людей не могут развиваться и расти духовно, поэтому этот мир живет в неведении и тупости. В нем царит жизнь полная страха и тревог. Мир наполнен ленью и безразличием, отсутствием воли и подчинением обстоятельствам.

 

Колесо Сансары - мир ПретовМир голодных духов (претов)

Преты — это призраки, жизнь которых проходит в муках из-за отсутствия возможности утолить свою похоть и страсти. Они обитают на оградах домов и перекрестках дорог.

 

 

Колесо Сансары - мир нараков Мир адских существо (Нараков)

Нараки — это злобные существа, чье существо переполнено ненавистью, гневом, злобой и жаждой мести.

В этом мире проживают Ады, которые испытывают вечные муки и страдания, достающиеся им от Нараков.

 

Внешняя рамка Колеса Сансары состоит из 12 рисунков, которые олицетворяют законы кармы в действии. То есть эти изображения символизируют оборот живого существа.

  1. Человек со стрелой в глазу — символ отсутствия четкого видения того, что происходит вокруг, он не знает законов природы мира и не ведает истину;
  2. Гончар за работой — символ зачатия, рождение нового. Глина — это бесформенное вещество, которое содержит в себе всевозможные вариации изделий, полученные в итоге ваяния;
  3. Обезьяна — символ пытливого ума, способного постигать новые знания;
  4. Два человека в лодке — осознание себя в будущей жизни с определенной миссией (предназначением);
  5. Дом с 6 окнами — символ шести главных чувств восприятия человеком информации;
  6. Мужчина и женщина в любовных объятиях — символ рождения в проявленных мирах с заранее полученной информацией;
  7. Вода, проливаемая на раскаленное железо — символ получения умом привлекательных, отвратительных и нейтральных ощущений;
  8. Человек, пьющий алкогольный напиток (пиво, вино) — символ пристрастий человеческих;
  9. Обезьяна собирающая фрукты — символ правил поведения, которые создает ум. Означает, что желать надо приятное, избегать неприятности, а игнорировать все нейтральное.
  10. Беременная женщина — символ подсознательного поведения и кармических предпосылок в новых воплощениях;
  11. Роженица — символ рождения нового под воздействием кармы предыдущей жизни.
  12. Покойник — символизирует конечность бренного существования земной жизни.

Заключительный элемент Колеса Сансары — Яма. Это божество смерти бренности жизненного существования. Оно удерживает своими зубами и острыми когтями весь круговорот жизни. Яма является посмертным судьей и существом из адского мира. Вверху справа от Колеса Сансары стоит Будда, указывая на Луну.

Что означает выражение: «Колесо Сансары дало оборот?»

Душа человека перевоплощается 8 раз (по числу спиц колеса). В течение жизни человек своими положительными и отрицательными поступками накапливает карму. Это повлияет на каждое следующее его перевоплощение в результате реинкарнации.

Колесо Сансары дало оборот означает, что все восемь перерождений были использованы, карма полностью набрана и отработана. Теперь душа человека стала свободной.

Как повседневное выражение «Колесо Сансары дало оборот» обычно означает смену эпох, когда возникает нечто новое на обломках старого.

Значения круга Сансары

Как выйти из Колесо Сансары?

Главная цель всех земных существ освободиться от порочного круга Сансары и приобрести состояние истинного блаженства.

Колесо Сансары представляет собой четкий отлаженный механизм причинно-следственных связей. Оно основано на принципах кармы и реинкарнации.

Мирская жизнь человека окутана суетой и заботами. Человек находится в постоянном беспокойстве и тревогах из-за своих привязанностей, ощущает дискомфорт от своих мыслей, страдания при мыслях о смерти.

Только разорвав и освободившись от круга «страданий» человек получит состояние умиротворения, внутреннего спокойствия, свободу и блаженство.

Тайные знания Круга Сансары

Прервать замкнутый кармический круговорот помогают специальные тайные правила, которые нужно соблюдать в течение жизни:

  • Быть беспристрастным;
  • Все свои дела выполнять без привязанностей;
  • Находиться в уединении;
  • Смотреть и видеть истину;
  • Осознавать, что природа — это наше предназначение;
  • Обуздать свое мышление, плоть и речь;
  • Довольствоваться лишь тому, что пришло без усилий.

Выйти из Круга Сансары поможет долгая работа над собой в духовном плане, изучать тайные знания. Важно видеть и вовремя искоренять у себя отрицательные качества.

Ключ к точке выхода из Колеса Сансары заложен в сами события. Знающий человек может перепрограммировать свою жизнь и стать свободным.

Источник: mozaic-life.ru

Бхавачакра

Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.

Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.

История символа и его значение

Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.

В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.

дерево Бодхи

Сансара в буддизме

Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.

Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.

Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.

Три умственных яда

Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:

  • петух, олицетворяющий наши желания;
  • змея, которая означает ненависть;
  • свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.

Каждый из пороков имеет свои последствия:

  • Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
  • Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
  • Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.

Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.

Петух, змея, свинья

12 нидан

Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.

Цепь страданий человека:

  • Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
  • Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
  • Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
  • Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
  • Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
  • Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
  • Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
  • Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
  • Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
  • Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
  • Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
  • Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.

Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.

По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.

божество

Как выйти из круговорота страданий

Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.

В градации живых существ эта форма располагается посредине:

  • Боги;
  • Полубоги;
  • Люди;
  • Животные;
  • Духи умерших;
  • Обитатели Ада.

Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.

Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.

лестница к свету

Закон сансары

Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:

  • Спасение жизни человека или любого живого существа.
  • Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
  • Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
  • Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
  • Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
  • Доброжелательность и вежливость в общении.
  • Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
  • Проявление сострадания к окружающим.
  • Любовь к людям и живым существам.
  • Саморазвитие и стремление к познанию.
  • Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.

Символизм

Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.

8 спиц колеса

В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.

Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.

Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.

Заключение

Друзья, на этом мы сегодня закончим, однако скоро обязательно встретимся снова.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в соцсетях.

И до новых встреч на страницах блога!

Источник: o-buddizme.ru


Categories: Учение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.