Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ. Гоббс в своем социально-философском учении выступает с критикой различных политических догм, созданных мыслителями прошлого. Если в геометрии имеет место ряд вытекающих друг из друга доказательств, в которых одна истина следует из предшествующих с логической необходимостью, то в общественной науке невозможно: попытки политиков реализовать подобный метод в области общественной жизни сталкиваются с частными интересами, которые не позволяли им прийти к окончательной и достоверной истине. По Гоббсу, построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики. Гоббс полагал, что эти методы потому не используются при изучении общества что их применение может затронуть частные интересы людей.

Гоббс делает вывод: в центр исследования следует поставить не частные интересы, а интересы и сущность человека, что позволит выяснить особенности его естественной и общественной жизни. Изучение общественных явлений дает основу философии «политического тела». По Гоббсу, если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что существенной частью общества является человек, гражданин, т.е. человек в государстве.


Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство — это, согласно Гоббсу, «механическое чудовище», обладающее необычайной и страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.


Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и «здоровье государства»; его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам или даже смерти государства. Отсюда Гоббс делает вывод, что все люди заинтересованы в совершенном государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Понятия добра и зла различаются только государством, человек же должен подчиняться воле государства и признавать дурным то, что признает дурным государство. При этом государство должно заботиться об интересах и счастье народа. Государство призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок; оно должно давать гражданам возможность увеличивать свое богатство, однако в безопасных для государства пределах.

 

Источник: studfilosed.ru



Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация


Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.



Наименование:


контрольная работа Т. Гоббс об обществе и государстве

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.07.2012. Год: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):

Учение об обществе и государстве гоббса Содержание 

    Введение……………………………………………………………………3
    Наука о гражданском обществе Т. Гоббса………………………………..5
    Учение Томаса Гоббса о человеке………………………………………..7
    Происхождение, сущность, цель, формы государства по Т. Гоббсу….10
    Заключение………………………………………………………………..16
    Библиографический список………………………………………………18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Английский политический мыслитель Томас Гоббс (1588 -1679) является одним из крупнейших европейских  философов XVII века. XVII век был временем возникновения и развития идеи государственного устройства и гражданского общества в концепциях естественного права  и общественного договора. Этот период был связан с концепциями, отображавшими  потребности времени, сводившиеся  к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся  буржуазной демократии. Его философские  интересы были разносторонни, но главное  внимание он уделял проблемам государства  и общества. Политико-социальная доктрина Т. Гобсса отражена, главным образом, в его работах: «Философское начало учения о гражданине» (1642г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651г.).
Исходным пунктом  всех рассуждений Томаса Гоббса в  его сочинениях явилось учение об обществе, государстве, гражданских  правах человека. Этот мыслитель не представлял себе существования  людей без единого, сильного государства.


оббс был убежден, что до того, как люди вышли из естественного  состояния и объединились в общество с единой волей, была «война всех против всех». Переход к гражданскому обществу последовал после заключения общественного  договора, на котором основываются взаимоотношения граждан и власти. При этом Гоббс делал акцент на принципе свободы личности, неотъемлемости его гражданских прав, идее самоценности отдельного человека, уважении к нему и его собственности. Формирование гражданского общества происходило параллельно с формированием государства нового типа — буржуазного государства.

Политико-правовое учение Гоббса относится к теории естественного права и договорного  происхождения политической власти. Причина возникновения политической власти и государства, по его мнению, кроется в самой природе человека и его качествах. Т.Гоббс утверждает, что изначально все люди по своим физическим и умственным способностям равны и каждый имеет одинаковое «право на все». Однако человек по природе эгоистичен, обуреваем страхом, жадностью, честолюбием. Его повсюду окружают враги, завистники, соперники («Человек человеку — волк»). Из этого вытекает фатальная неизбежность возникновения общества «войны всех против всех». Обладать «право на все» в условиях этой войны значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс именует «естественными состоянием рода человеческого».

ди, пребывая в «естественном состоянии», из-за своих эгоистических страстей не могут сохранить мир, и над ними нависает реальная угроза взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти все же порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Вследствие этого создается «общая власть», которая призвана сохранять мир и гарантировать человеку безопасность и счастливое существование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наука о гражданском  обществе Т.Гоббса
Английский философ  и политический теоретик Томас Гоббс, предпринявший первую сознательную попытку выстроить «науку» Гражданского общества на основе первостепенных принципов, вытекающих из представления о том, чем был бы Человек в государстве, в котором отсутствовала бы всякая власть — политическая, нравственная и социальная.
Его проект состоял  в следовании дедуктивному рассуждению  в геометрии, а первичные принципы были продиктованы как механистической, так и материалистической философией.
Согласно его  теории, общество подобно человеку — его простейшему
элементу, есть машина. Чтобы понять, как оно  функционирует, нужно
вообразить его  отдельно, разложить на простейшие элементы и затем заново
сложить согласно законам движения компонентов. Гоббс  различал
искусственный '(сделанный Человеком) и естественный (сложившийся
физически) мир. Человек может обладать лишь определенным знанием о том,
что люди создали. Например, некоторое знание о геометрии, потому что она
— творение людей.  Подобный подход приемлем и  к гражданскому обществу,
построенному людьми. Сущность политического мышления Гоббса содержится в "De Cive" ("Гражданине") и "Левиафане" (1651). В них он стремился показать, что естественным состоянием Человека, при котором отсутствовала всякая власть и при котором он наслаждался естественным правом на все, что помогало его самосохранению, было нескончаемой борьбой, ибо не обеспечивалась защита его стремлений.
Поскольку Человек  обладал разумом, дававшим ему возможность  познавать причины вещей, он был  способен обнаруживать те принципы поведения, которым должен был благоразумно следовать ради собственной безопасности.
Именно на этих принципах, называемых Гоббсом "удобными статьями о мире", люди согласились  установить свое естественное право  на все и подчиняться абсолютной суверенной власти.
Выводы Гоббса указывают на монархическое правление, но он всегда был осторожен, когда  касался этой темы, используя фразу "один человек или собрание людей". В те времена было опасно касаться роялистских и парламентских  болевых точек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учение  Томаса Гоббса о человеке
Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику философских
исследований  Гоббса, то вырисовывается следующая  картина.
Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных  философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 — 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формирования государственных  институтов. В Англии в условиях революции и гражданской войны  эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработкой  вопросов моральной и гражданской  философии, или философии государства, и привлекала прежде всего внимание Гоббса. Философ сам подчеркнул это в посвящении, предпосланном произведению «О Теле», в котором он определяет свое место среди других основоположников науки и философии нового времени.
Разработка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению человека. Английский философ, как и многие другие передовые  мыслители той эпохи, не поднявшиеся  до понимания действительных, материальных причин общественного развития, пытался  объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов «Человеческой  природы». В противовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек существо общественное, Гоббс доказывает, что  человек не общественен по природе. В самом деле, если бы человек любил другого только как человека, почему ему тогда не любить всех одинаково. В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных своих интересов.
«Чем занимаются все люди, что они считают удовольствием, если не злоречие и высокомерие? Всякий хочет играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты  и знания и сколько слушателей в аудитории, столько и докторов. Все стремятся не к обшежитию с другими, а к власти над ними и следовательно к войне. Война всех против всех является и сейчас законом для дикарей, и состояние войны до сих пор является естественным законом в отношениях между государствами и между правителями", — пишет Гоббс. По Гоббсу, наш опыт, факты обыденной жизни говорят нам, что существует недоверие между людьми. «Когда человек отправляется в путешествие, человек берет с собой оружие и берет с собой большую компанию; когда он ложится спать, он запирает дверь на замок; оставаясь дома, он запирает свои ящики. Какое же мнение мы имеем о своих согражданах, раз мы разъезжаем вооруженными, раз мы запираем на замок свою дверь, о своих детях и о прислуге, раз мы запираем свои ящики? Разве этими своими действиями мы не обвиняем людей так же, как я их обвиняю своими утверждениями.»
Впрочем, добавляет  Гоббс, никто из нас не может их обвинять. Желания и страсти людей  не являются греховными. И когда  люди живут в естественном состоянии, никаких несправедливых актов не может существовать. Понятие добра  и зла может иметь место  там, где существуют общество и законы; там, где нет установленных, не может быть несправедливости. Справедливость и несправедливость, по словам Гоббса, не суть способности ни души, ни тела. Ибо если бы они были таковыми человек владел бы ими, даже будучи одиноким в мире, так же как он владеет восприятием и чувствованием. Справедливость и несправедливость суть качества и свойства человека, живущего не в одиночестве, а в обществе. Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопреки их наклонностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению. Где
искать те правила  и понятия, на которых базируется человеческое общежитие?
По мнению Гоббса таким правилом становится естественный закон, основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себе воздержание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вредным ему.
Первый основной естественный закон гласит: каждый должен добиваться мира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а  если он не может получить мира, он может  искать и использовать все средства и преимущества войны. Из этого закона вытекает непосредственно второй закон: каждый должен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого тоже желают, поскольку он считает этот отказ необходимым  для мира и самозащиты. Помимо отказа от своих прав может быть еще перенос  этих прав. Когда двое или несколько  человек переносят друг на друга  эти права, это называется договором. Третий естественный закон гласит, что люди должны придерживаться собственных  договоров. В этом законе находится  функция справедливости. Только с  переносом прав начинается общежитие  и функционирование собственности, и только тогда возможна несправедливость при нарушении договоров. Чрезвычайно  интересно, что Гоббс выводит  из этих основных законов закон
христианской  морали: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе». По Гоббсу естественные законы, будучи правилами нашего разума, вечны. Название "закон" для них не совсем подходит, однако поскольку они рассматриваются  как веление бога, они есть «законы». 
 
 
 
 
 

Происхождение, сущность, цель, формы  государства по Т. Гоббсу 

На вопрос: как  возникает государство, каковы причины  его возникновения? Томас Гоббс  отвечает следующим образом. В силу своих естественных качеств, каждый человек стремится к максимальному  удовлетворению своих потребностей. В отсутствии государства нет  никаких правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек без  ограничения имеет право на все, что неизбежно влечет за собой  такое состояние, которое Гоббс  называет «война всех против всех». Ведь, если каждый человек имеет право  на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно  столкнутся с такими же правами другого. Возникают насилие и притеснение  одних другими — это, и есть «война всех против всех». Каждый стремится уничтожить другого, чтобы очистить место для себя. В этом состоянии преобладают:* эгоизм;* жажда власти и наживы;* вражда по отношению друг к другу.
Гоббс готов  сколько угодно спорить с теми, кто утверждает, что люди существа общественные и изначально могут  жить в мире друг с другом, как, например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся  без государства. Дело в том, что:
1. Люди беспрерывно  соперничают между собой, добиваясь  чинов и почета, следовательно, возникает зависть и ненависть;
2. У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает  с благом каждого индивидуума.  Человеку же свойственно сравнивать  себя с другими и возвышать себя в своих глазах;
3. Не обладая  разумом, эти существа не видят  и не думают, а среди людей  имеются многие, которые считают  себя более мудрыми и стремятся  реформировать общественный строй, внося тем самым в государство расстройство и гражданскую войну;
4. И, наконец,  согласие этих существ обусловлено природой, а людей соглашением.
Следовательно, чтобы сделать это соглашение постоянным и длительным, необходима общая власть, держащая людей в  страхе и направляющая их к общему благу. В такой ситуации человек  рискует потерять главное благо  собственную жизнь. Такое подробное  описание естественного состояния  дается Гоббсом лишь для того, чтобы  убедить людей в необходимости  установления и безусловного подчинения государственной власти. Так как  существование человека всегда связано  с какими-либо неудобствами, но даже самые большие притеснения, которые  может принести государственная  власть, есть ничто в сравнении  с тем хаосом, который царит  в естественном состоянии. Человек  интуитивно стремится к предотвращению постоянной борьбы, чтобы сохранить  жизнь. Инструментом осуществления  этих стремлений является разум. Возникают  естественные законы, то есть найденные  умом общие правила, согласно которым  человеку запрещается делать то, что  пагубно для его жизни и  что лишает его средств к её сохранению. Гоббс выделял несколько таких законов.
Первый естественный закон: следует искать мира и следовать  ему — это естественный способ прекращения  войны. Этим самым Гоббс говорит, как достигнуть мира.
и т.д……………..


Источник: www.webkursovik.ru

Политические идеи Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679) является английским философом-материалистом и политическим мыслителем. Его отцом был сельский священник. Будущий философ получил образование в Оксфордском университете в 1608 году, где познакомился с философом-материалистом Ф. Бэконом и завел дружбу с Галилеем, Декартом и Гассенди. Их взгляды и обстановка революционной Англии XVII в. во многом определили его мировоззрение и то, каким образом формировалась его собственная философская система.

Замечание 1

В первой части данного произведения Гоббс выдвигал общефилософские вопросы, среди которых поднималась и тема толкования природы человека. По Гоббсу задачей политики было познание государства, изучение которого подобно устройству часов: его необходимо начинать с изучения его отдельных пружин, колес, составных частей. Поначалу философ рассматривал государство в состоянии разложения, изучая природу отдельно взятого человека для того, чтобы узнать, способны ли люди образовать государство и каким образом они должны действовать, чтобы соединиться в общество.
Для того, чтобы водворить порядок и удовлетворить основные требования человека, нужно с помощью человеческой изобретательности создать великого Левиафана – всемогущее искусственное животное, называемое государством.

Учение Гоббса о государстве

Государством является механическое соединение разных людей, которые представляют огромную силу вместе.
Государство не является извечной категорией, его предшественник – это естественное состояние людей, чья жизнь подчиняется естественным законам, которые вытекают из природы самих людей. Первое основание естественного права, которое согласуется со здравым смыслом – это необходимость сохранения жизни на протяжении максимально долгого времени. Согласно естественным законам природы, человек предусматривает необходимость искать мир в борьбе за свое самосохранение, а для сохранения мира он вынужден столкнуться с необходимостью ограничить свои притязания.

Охраняя мир, Гоббс на основе общественного договора выводит свою систему нравственных и юридических законов. Для того, чтобы законы получили силу в социуме, изначально должна утвердиться власть, которая будет устанавливать порядок и сдерживать необузданные страсти отдельно взятых людей, пытающихся покуситься на общественную безопасность и мир. Государство возникает в результате общественного договора. Как определял Гоббс, «государство есть единое лицо, которого воля, вследствие договора многих людей, является волей всех и может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты». Этим лицом является верховная власть, а остальные – подданные.

Подданные полностью передают свои права верховной власти, которая обязана быть неограниченной и безусловной, вне зависимости от формы правления. Глава государства не может быть неправым и не связан ничем по отношению к народу. Тем не менее, подданные, которые получают все свои права от верховной власти, лишены всех прав по отношению к ней. К примеру, гражданам не принадлежит право собственности, т.к. данное право устанавливается не естественным законом, который подразумевает, что у людей все общее, а гражданским. В связи с этим подданные обладают правом от государства и сохраняют его, пока государство того хочет. «Кто имеет господина, тог не имеет собственности, все здесь принадлежит государству». 

Государственная власть является суверенной, нераздельной, а также стоит выше всех законов, которые устанавливает и не может подлежать контролю. Власть устанавливается благодаря воле граждан и ее нельзя устранить по их произволу. У граждан сохраняются обязанности по отношению к абсолютной власти до тех пор, пока власть способна защищать своих граждан. Граждане не обязаны подчиняться свергнутой власти, а должны служить той, которая на самом деле управляет страной, выстраивая порядок в государстве.

Замечание 2

Для того, чтобы предоставить верховной власти единство и неограниченность, Гоббс отвергал смешанные формы правления, т.к. он и подумать не мог о том, что суверенитет может принадлежать нескольким людям, а не одному человеку. Верховная власть способна быть троякой – аристократической, монархической и демократической. Гоббс симпатизировал монархическому абсолютизму и для него важность имел государственный абсолютизм в принципе. Гоббс защищал верховную власть в качестве средства защиты гражданского порядка, отмечая плюсы и минусы каждой из форм правления, в которых проявляет себя та или иная власть. Если сравнивать монархию с аристократией и демократией, то монархия является лучшим образом правления, а аристократия становится тем лучше, чем ближе она к монархической форме.

Между тем, несмотря на то, что Гоббс стоял за монархию, он в то же время не отрицал правомерность демократии, полагая, что народное правление наименее способно достичь истинной цели – сохранности спокойствия в государстве. Гоббс видел следующие слабости в демократической форме власти: 

  • в ней столько же правителей, сколько и пустословов, которые стремятся добиться богатства и власти;
  • властное большинство мало осведомлено о делах, и по большей части принимает неверные решения;
  • исключено ведение тайных государственных дел;
  • источником смуты будет бесконечная борьба партий (Гоббс предлагал распустить партии);
  • «законы перемещаются из одной стороны в другую, как бы плавая по волнам»

Философ проповедовал государственный абсолютизм и абсолютизм верховной власти, выступая против клерикализма. Гоббс понимал, что причиной гражданских войн была борьба между светской и духовной властью. Выходом из данного состояния он считал необходимость духовной власти подчиниться авторитету светской. Данный тезис был выгоден О. Кромвелю, использовавшему его, требуя безусловного господства светской власти.

Во времена Реставрации Стюартов (1660-1685) Гоббс пережил сложные времена. Его обвиняли в распространении ереси, и он был вынужден защищаться в небольших специальных работах. Через 10 лет после его смерти, в 1688 году, Оксфордский университет внес труды Гоббса «Левиафан» и «О гражданине» в список злонамеренных сочинений, которые были нацелены против священных особ монархов, их правительств и государств и подрывающих устои всякого человеческого общества». Вместе с другими крамольными сочинениями, эти два труда были сожжены.

Источник: Zaochnik.com

Последовательный эмпиризм Гоббса

фото 730

Гоббс был убежденным материалистом, признающим существование только материальных предметов. Единственным предметом философии он считал физические тела. Изучение души относил исключительно к вопросам веры, а не науки.

Теория познания Гоббса основана на последовательном эмпиризме. Физические движения вызывают впечатления в органах чувств. Впечатления вызывают внутренние движения – мысли. Идея появляется в результате возникновения связи между движениями. Простые идеи путем сравнения, соединения и разделения формируют более сложные.

Наряду с сознанием, воля возникает из впечатлений. Впечатления порождают чувство удовлетворения и неудовлетворения. Критерии удовольствия и неудовольствия субъективны. Они возникают только в сердце человека в виде движений. Он совершает движения, чтобы совершать добро и продлить удовольствие, или не двигается, если тяготеет ко злу. Выбор между добром и злом – волевой процесс. Человек выбирает сильнейшее влечение, поэтому свобода воли относительна.

Происхождение морали

Мораль относительна. В обществе, которое не регулируется внешне, она существовать не может. Природа сделала людей одинаковыми: они обладают равными возможностями и стремлениями. Из-за этого постоянно возникают конфликты, приводят человечество в состояние войны.

Чтобы сохранить мир, люди должны отказаться от своих эгоистических стремлений. Мораль общества состоит из определенных норм поведения, которые регулируют действия людей, и устанавливают общие нормы. Мораль неразрывно связана с правовой системой. Совокупность наград и наказаний позволяет создать единственный допустимый вариант поведения человека в обществе.

Естественные законы гражданского общества

Естественный закон – это общее правило. Оно запрещает подвергать опасности свою жизнь и жизни других людей. Полный свод законов, описанных в «Левиафане», состоит из 19 предписаний.

3 основополагающих закона:

  1. Люди должны стремиться к достижению мира. Если это невозможно, они имеют право на самозащиту.
  2. Каждый обязан отказаться от индивидуального права на обладание вещами в пользу создания государства.
  3. Заключенные соглашения должны выполняться – это основа справедливости. Разрешать возникающую несправедливость (нарушение соглашения) должно государство в лице уполномоченных людей.

16 законов, регулирующих взаимоотношения людей внутри гражданского общества:

  1. Человек обязан отвечать благом на благо, чтобы поощрять благодеяния. Ответ злом на благо – проявление неблагодарности.
  2. Каждый должен стремится к поиску компромисса. Компромисс достигается путем коммуникации.
  3. Всякую обиду следует простить, если обидчик искренне раскаялся в поступке.
  4. Месть должна исходить не из желания зла, а из желания сохранения блага. Месть, противоречащая благу – жестокость.
  5. Закон об уважение запрещает оскорбления.
  6. Все люди равны. Вознесение себя над другими людьми – гордыня.
  7. Каждый должен быть скромным и не претендовать на те блага, которые он не готов разделить с другими людьми.
  8. Представители закона должны быть беспристрастны по отношению к жертве и преступнику.
  9. Люди имеют право на получение равных долей имущества.
  10. Использование неделимого имущества определяется жребием либо личной договоренностью.
  11. Посредникам мира должна быть гарантирована неприкосновенность.
  12. Все имеют право на защиту их интересов в суде.
  13. Суд должен быть справедлив и стремиться к возмещению ущерба.
  14. Для беспристрастного судебного разбирательства должны быть предоставлены надлежащие условия. Люди, препятствующие действиям суда – преступники.
  15. Свидетельские показания должны быть получены законным путем.
  16. Общество имеет право избирать представителей власти или сменять их, если они не выполняют своих обязанностей.

Наличия законов для формирования общества недостаточно. Важно, чтобы существовала власть, которая будет заставлять людей соблюдать эти законы.

Природа и время

Для Томаса Гоббса, философия природы взаимосвязана с его представлениями о телесности. Он описывает Вселенную, как совокупность тел. Тела могут находиться в состоянии покоя или двигаться. К телам относится все, что имеет протяженность: физическую форму.

Понятие «протяженность» включает ряд критериев: оно объективно, его можно осязать. Следует отличать реальную протяженность от воображаемой. Реальные признаки тел определяются разумом, воображаемые – сознанием. Воображаемые признаки не дают объективного представления о предметах.

Подобным образом мыслитель рассматривает время. Определить время можно только по образу предмета, который остается в восприятии во время движения. Движение может быть совершено в прошлом, будущем или настоящем времени, а представление о нем – воспроизведено в любой момент.

Особенности познания

Чувственное восприятие – единственный источник познания. Но чувственный опыт не может быть полным и истинное положение вещей можно познать только научно-философским путем.

Виды познания по Гоббсу:

  • первичное – создается восприятием и памятью;
  • вторичное – основано на размышлениях.

В учении философа, речь – орудие мышления и средство общения. Посредством речи человек передает информацию другим людям и может обозначить признаки предмета, определяющие его суть.

Истина содержится в суждениях о вещах, в их описаниях, а не самих предметах. Критерий истинности знания – принадлежность сознанию. Отделять ложь от истины может только человек, поскольку он единственный из всех существ наделен речью. Важны не все истины, а только те, которые будут существовать во все времена.

Соотношение морали и права

Предпосылки возникновения права, как единственного способа урегулирования отношений между людьми, Гоббс видел в человеческой природе. Эгоизм и гедонизм – основные стимулы деятельности. Разногласия, жажда признания, стремление удовлетворить свои потребности подталкивает людей к насилию. Человек нападает или защищается, но в любой ситуации остается врагом для других людей. Состояние вечной войны естественно. Оно существует там, где отсутствует гражданское общество.

Создать нормальные условия для существования людей может только государство. Оно регулирует действия людей и является гарантом мирного сосуществования. Свое поведение, человек обязан соотносить с законом. Следует отличать закон от права. Закон определяет допустимые и недопустимые действия, а право предоставляет свободу выбора действий. Основа создания государства – отказ людей от права на насилие.

Создание государства

фото 731

Свое учение о становлении государства Гоббс изложил в работе «Левиафан». Исходя из представлений о человеческой природе, философ описывает войну, как следствие стремления людей к власти и признанию. Государство образуется тогда, когда индивид отказывается от права делать все, что ему хочется, сознательно ограничивая свою свободу. Права он передает другим людям, гарантирующим соблюдение одного закона для всех. Государство должно быть неограниченно в своем праве, а люди обязаны подчиняться ему беспрекословно.

Существует три вида государственного устройства:

  1. демократия;
  2. аристократия;
  3. монархия.

Согласно Гоббсу, лучшая форма государственного правления – монархия. Только она обеспечивает гражданам безопасность.

Представители верховной власти являются гарантами закона, они формируют законодательную базу и следят за ее исполнением. Граждане государства имеют право на восстание и свержение действующего политического строя, если государство не обеспечивает поддержание мира. После установления новой системы власти гражданин обязан снова отказаться от своих прав в пользу государства.

Государство, как верховная власть, должно управлять не только обществом, но и Церковью. Религиозный культ не отделяют от государства, он обязан подчиняться высшим органам власти.

Роль религии в обществе

Философ выводит религию из сферы философского познания в область государственного законодательства. Предназначение религии – стать законом, которому должно подчиняться гражданское общество.

Существует истинная и неистинная религия. Неистинной религий Гоббс называл язычество. Оно было создано с политической целью – привлечь на сторону язычников как можно больше людей и утвердить их власть. Языческое правительство внушало людям страх перед служителями культа и ложные представления о правах. Истинная религия – христианство, основная концепция которого изложена в Библии и Ветхом завете. Христианство предлагает человечеству свод законов, который позволит создать общество, построенное на принципах безопасности и взаимовыгодны.

Бог – продукт человеческого мышления. Стремясь найти объяснения непонятным явлениям природы и поступкам, люди придумали высшие силы, которые управляют всеми процессами на Земле. Единственная причина возникновения религии – страх перед неизвестным.

Учение Гоббса о человеке

Гоббс называет ощущения отправной точкой познавательного процесса. Мышление – результат ощущений, мыслительный анализ невозможен без первичного впечатления, полученного с помощью органов чувств.

Ощущение вызывает внутреннее движение – представление. Оно равноценно памяти, но оказывает большее влияние, поскольку ощущения, возникающие в памяти, не такие яркие, их воздействие осталось в прошлом. Сновидения – это представления, возникающие во время сна. Во сне люди заново проживают те ощущения, которые накопили за день.

фото 732

Чувства и эмоции, согласно Гоббсу, представляют собой «движения сердца». Они могут вызывать положительные эмоции (любовь) и отрицательные (отвращение). Это один и тот же процесс, приводящий к разным результатам, зависящим от конкретной точки зрения.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Учение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.