БАХАИЗМ
(АЛЬ-БАХАИЙЯ)

Секта исламского происхождения

Секта известна также под названием Вера бахаи.

I. Основные данные

1. Основатель: Мирза Хусейн Али Нури (1817 – 1892), известный под именем Баха-Улла («Слава» или «Великолепие Аллаха»).

Мирза Хусейн Али Нури родился 12 ноября 1817 г. (2 мохаремма 1233 г. по мусульманскому календарю) в Тегеране в аристократической семье. Его отец – мирза Аббас Нури был также известен как мирза Бозорг Нури. Титул Бозорг («Великий») был присвоен ему специальным указом Фатх Али-шаха. Бахаистские источники уверяют, что его род восходит к самому Заратустре.

Хусейн Али получил прекрасное домашнее образование. Особых успехов он достиг в юриспруденции и теологии. С юности он проявял большой интерес к суфизму, был знаком со многими странствующими дервишами и проповедниками при дворе шаха. Многие его ранние труды проникнуты духом суфийского мистицизма, однако уже в это время он относился к современным ему суфиям с известной долей скептицизма.


В 18 лет он впервые женился (на Асии-ханум, младшей сестре правителя Ялруда мирзы Махмуда).

Одно время Хусейн Али был учеником известного в то время муджтахида шейха Мухаммада Таги, который предсказывал ему большое будущее.

Первоначально перед молодым аристократом открывались широкие возможности для придворной карьеры, однако в результате ряда политических событий, связанных с участием его отца в борьбе группировок за шахский трон, эти возможности были утеряны.

Невозможность занятия достойного, по его мнению, положения при дворе заставила Хусейна Али обратить внимания на те мусульманские течения, которые содержали идеи общественного переустройства. В 1844 году он стал приверженцем Баба (см. бабизм).

Постепенно влияние Мирзы Хусейна Али среди бабидов росло. В 1848 году он организовал встречу в Бедаште, где дал всем присутствующим новые имена. Себе он выбрал имя Баха (величие или слава). Впоследствии Баб назвал в письмах некоторых из бабидов именами, данными им Мирзой Хусейном Али и таким образом «узаконил» их. Самого Мирзу Хусейна Али он назвал Баха-Улла («Слава» или «Великолепие Аллаха»).

Во время преследования бабидов Баха-Улла несколько раз оказывался в тюрьме. Именно там, по его собственным словам, на него снизошло откровение о том, что он и есть обещанный Бабом посланник (Махди). Впоследствии он был изгнан из Персии и поселился в Багдаде, где сообщил узкому кругу лиц о своем «посланничестве».


После казни Баба в 1850 г. Баха-Улла стал одним из ведущих претендентов на роль главы бабидского движения, а также Посланника Аллаха, «Того, Кого Явит Бог».

Османское правительство вызывало Баха-Уллу для разбирательства в Стамбул, а затем отправило его в ссылку в Адрианополь, где он уже публично провозгласил себя Махди. Это вызвало ссору Баха-Уллы с его братом Яхья, которого Баб назначил главой общины. В результате этой ссоры возник раскол на бахаи, сторонников Баха-Уллы, и азалии, сторонников Яхья, прозванного Бабом Собх-е Азаль («Утро Вечности»).

В ссылке Баха-Улла активно проповедовал свое учение среди бывших бабидов и местных жителей, он также писал многочисленные послания главам государств, ученым и духовным лидерам, призывая их признать его посланником Божиим.

Такая бурная активность Баха-Уллы не могла не вызвать реакции османских властей, и он был выслан в небольшой палестинский город Акку. Там он продолжал писать свои послания и книги, которые стали в последствии «священными писаниями» бахаизма. В 1877 г. он переселился к подножью горы Кармель, где похоронил останки Баба. Там же он и умер в 1892 г.

2. Время основания:

Приверженцы секты считают датой основания Веры бахаи 21 апреля 1863 года, когда Баха-Улла объявил в загородном саду Резван близ Багдада, что он – носитель божественного откровения, пришествие которого под разными именами предсказано всеми мировыми религиями.


3. Место основания:

Персия (первая община появилась среди персидских беженцев в Багдаде – териитория срвременного Ирака).

4. Регион распространения:

В настоящее время бахаизм распространен по всему миру (более чем в 200 странах).

5. Местонахождение руководящего центра:

Руководящим органом бахаи является Всемирный Дом Справедливости, который находится в Хайфе (Израиль). В нашей стране существует Национальное Духовное Собрание России в Москве.

6. Организационная структура:

Координация деятельности каждой общины бахаи в городе или деревне обеспечивается советом из 9 членов, избираемых раз в год тайным голосованием всех взрослых бахаи данной местности. Сейчас их обычно называют Местными Духовными Собраниями. В писаниях Баха-Уллы они названы Домами Справедливости. Выборы проводятся 21 апреля (1-й день Резвана по календарю бахаи). Раз в 19 дней, то есть каждый месяц по календарю бахаи, а также в бахаистские праздники, вся община собирается для богослужения и совещания. В 1991 году в мире имелось около 20 тыс. Местных Духовных Собраний.

В каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи, избирается Национальное Духовное Собрание. Оно избирается также раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов: взрослые бахаи избирают делегатов, делегаты на съезде избирают девятерых членов Национального Собрания. В 1991 году было 155 Национальных Собраний.


Раз в пять лет члены Национальных Духовных Собраний избирают членов Всемирного Дома Справедливости. Выдвижение кандидатур, предвыборные кампании и образование фракций запрещены. Всемирный Дом Справедливости издает законы по вопросам, которые писание Баха-Уллы оставляет открытыми, и принимает решения «мирового» значения. На отдельных лицах лежит обязанность следовать решениям Духовных Собраний.

Кроме Духовных Собраний существует институт Советников. Их функции довольно неопределенны. Каждые пять лет Всемирный Дом Справедливости назначает Советников. В 1991 году их было 81. Девять из них работают во Всемирном Центре бахаи в Хайфе и подотчетны Всемирному Дому Справедливости в координации деятельности пяти Континентальных Коллегий Советников. Остальные ведут работу на разных континентах. Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий. В 1991 году было 702 члена этих коллегий. Советники официально занимаются лишь «поощрением и выдачей советов Местным Духовным Собраниям и отдельным бахаи» (см. «Община бахаи: основания, цели и намерения», Всемирный Центр бахаи, Хайфа, 1990).

7. Базовая литература:

Баха-Улла написал более ста книг и «скрижалей». Эти многочисленные сочинения и составляют Откровение Веры бахаи. Важнейшими из них считаются Китаб-и-Акдас (Пресвятая Книга) и Китаб-и-Икан (Книга Достоверности). Сочинения Абдул-Баха и толкования Шоги Эффенди, хотя и считаются у бахаи комментариями, также имеют статус Священных Писаний.


Бахаи имеют около 30 собственных издательств по всему миру. В России (в Санкт-Петербурге) действует издательство «Единение».

8. Периодические издания:

Выпускается целый ряд периодических изданий, в том числе журнал «One country». На русском языке издается газета «Исцеление единством» (Онтарио, Канада).

9. Другие средства массовой информации:

Сайт Национального Духовного Собрания России : www.bahai.ru

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

шиитский ислам, движение бабидов в Персии

2. Краткое изложение учения:

Бахаи признают существование единого Бога, сотворившего Вселенную, познать Которого человеку невозможно. Религиозные истины отно сительны и развиваются во времени. С этой целью Бог посылает пророков – носителей откровения. Всего на землю было послано девять пророков: Кришна, Зороастр, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Баб и сам Баха-Улла. Эти пророки, подобно зеркалу, отражают все качества Бога, воплощают его волю и передают ее человечеству. (Говоря о зеркале, бахаи часто ссылаются на Ин. 14, 9). Таким образом, все религии учат одному, а если это не так, то виноваты накопившиеся искажения и суеверия, либо у Бога были разные требования к разным эпохам. Носителем последнего, самого чистого и актуального откровения является Баха-Улла. После него тоже будут пророки, но Баха-Улла благоразумно предсказал появление нового носителя откровения не ранее чем через тысячу лет после себя. Священные книги других религий признаются как истинные, но любое противоречие в них бахаизму либо истолковывается согласно учению Баха-Уллы, либо объявляется искажением.


Человеческая душа бессмертна и цель ее земного существования – совершенствование. Земная жизнь сравнивается с жизнью внутриутробной, и добродетели, развитые в ней есть «органы» в будущей жизни, где продолжится совершенствование. Важным принципом Веры бахаи является единство человечества. В своих пропагандистских книгах и брошюрах бахаи делают главный упор именно на этом. Утверждается, что объединение человечества желательно и неизбежно. Любые претензии на исключительностсть – религиозную, национальную, политическую и т. д. считаются предрасудками и осуждаются. Любое несогласие с тезисом об общности всех религий также объявляется предрасудком. Необходим всеобщий мир – для этого необходимо создание всемирного государства и международного суда. Один вспомогательный язык и одна письменность, равенство мужчин и женщин, всеобщее образование, устранение крайних форм бедности и богатства и т. д. Один мусульманский богослов верно заметил, что учение бахаи большей частью подобно «общим местам из деклараций ООН».

Раз в год, со 2 по 20 марта бахаи соблюдают пост способом, подобным мусульманскому. Существует обязательная ежедневная молитва. Всякая работа, выполняемая в духе служения, рассматривается как богослужение (например, высаживание деревьев). В секте принят религиозный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Некоторые запреты, например, запрет аскетизма и монашества, запрет на исповедание грехов перед человеком явно направлены против христианства.


ПРИМЕЧАНИЕ:

Религиозная терпимость, которую бахаисты всячески подчеркивают как основной принцип их веры, делает бахаизм чрезвычайно привлекательным для религиозных либералов. Во многом благодаря этому бахаизм признается некоторыми исследователями в качестве новой мировой религии. В действительности для этого нет никаких оснований, поскольку доктрина бахаизма не является чем-то новым. Учение о последовательно сменяющих друг друга духовных учителях (основателях мировых религий) присутствует во многих сектах, прежде всего, оккультного происхождения. Однако, бахаизм во многом созвучен происходящим в современном мире процессам, и можно предполагать значительный рост числа его последователей в ближайшем будущем.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Молодой торговец Сеид Али Мухаммад, объявивший себя Бабом, в 1844 г. в персидском городе Ширазе провозгласил скорое появление Посланника Аллаха, ожидаемого народами мира, «Того, Кого Явит Бог». Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. В 1850 г. он был расстрелян в Тебризе.


В 1844 году приверженцем Баба стал Мирза Хусейн Али Нури. Подавляющее большинство последователей Баба происходило из духовного, купеческого и крестьянского сословий, так что обращение в его веру аристократа было заметным событием. Вслед за Хусейном Али четыре его брата, среди них Мирза Яхья, приняли бабизм. От Баба Хусейн Али получил имя Баха-Улла («Слава» или «Великолепие Аллаха»).

После расстрела Баба среди его сторонников начались разногласия. Появилось несколько претендентов на роль «Того, Кого Явит Бог». В частности, в Иранском Азербайджане и Гиляне множество бабидов сплотилось вокруг мирзы Асад-Алаха, которого Баб прозвал Даййан («Судия» – эпитет Бога).

Баха-Улла также заявил, что будучи в тюрьме во время преследования бабидов, он получил откровение о том, что он Махди – обещанный Бабом посланник. Однако Баб назначил главой общины брата Баха-Уллы, Мирзу Яхья, которого назвал Собх-е Азаль («Утро Вечности»). Теперь Бахаи утверждют, что Баб это сделал для обеспечения безопасности Посланника, то есть Баха-Уллы.

Большинство бабидских лидеров было уничтожено, но Баха-Уллу спасло высокое положение его семьи. Он остался жив, но был изгнан из Персии и поселился в Багдаде. Там он написал одну из важнейших книг бахаизма Китаб-и-Икан. Там же, в саду усадьбы Резван (в переводе – «рай») на одном из островов на реке Тигр, он объявил свое тюремное «откровение».


Вскоре османское правительство решило удалить бабидов от границ Персии и перевело их сперва в Константинополь, потом в Адрианополь (Эдирне). Там в документе, известном как Суре-йи-Амр, Баха-Улла провозгласил, что именно он есть «Тот, Кого Явит Бог». После этого многие из «явителей» отказались от своих претензий, убоявшись вражды с Баха-Уллой.

Своего брата Баха-Улла призвал признать и поддержать его, ссылась на распоряжение, будто бы данное в свое время Бабом. Однако Собх-е Азаль не согласился и, не долго думая, объявил себя явителем откровения. Последовал раскол бабидов на бахаи (тогда и появилось это название) и азалии. Часть бабидов отвергла притязания обоих. Братья обменивались взаимными обвинениями: каждый говорил о попытках другого убить оппонента (что, скорее всего, соответствовало действительности). Посыпались доносы властям друг на друга.

Тем временем Баха-Улла приступил к выполнению своей «миссии». Он написал несколько посланий, частью адресованные «Царям земным», частью – лично конкретным правителям. В письмах Баха-Улла объявил себя «Тем, Кто предвещен в Торе, Евангелии и Коране», и призвал монархов встать на защиту его веры. Османские власти, раздраженные всем этим, решили сослать последователей нового учения, разделив бахаи и азалитов. Бахаи были сосланы в Палестину, в город Акку, а азалиты на Кипр. На новом месте Баха-Улла вскоре продолжил написание писем. Отправил он послание и папе Пию IX, в котором призвал серьезно изучить выдвигаемые им положения и признать их. В 1877 году Баха-Улла «раскинул шатер» возле горы Кармель, где выбрал место для погребения останков Баба. Впоследствии это место стало всемирным центром бахаи. В 1892 году Баха-Улла умер.


После смерти Баха-Уллы секту возглавил его старший сын Аббас Эффенди (1844 – 1921), известный как Абдул-Баха («слуга Величия»). Его не считают пророком, но приписывают ему исключительное право толковать учение Баха-Уллы, называя «Средоточием и Толкователем веры».

С его деятельностью связано распространение Веры бахаи в Америке и Европе. В начале 90-х годов XVIII века сирийский торговец Ибрагим Хейролла, принявший Веру бахаи в Каире (Египет) и эмигрировавший затем в Соединенные Штаты, начал читать там лекции об учении бахаи. К 1897 году, по словам Хейроллы, верующие исчислялись уже сотнями (в Чикаго и Кеноше, штат Висконсин). Появились печатные издания. Однако вскоре между Абдул-Бахой и Хейроллой возник раскол. Последний пытался стать лидером бахаи в западном мире и толкователем учения Баха-Уллы. Не добившись поддержки у Абдул-Бахи, Хейролла сблизился с его братом Мохаммадом Али, также претендующим на власть в секте. Однако этот кризис был довольно быстро преодолен.

В 1910 – 1913 годах Абдул-Баха совершил поездку по Европе и Северной Америке. Он выступал где мог: в церквах, синагогах, университетах, на собраниях пацифистов, теософов, суфражисток, эсперантистов. Перед Первой Мировой Войной он вернулся в Палес тину . В своем документе «Воля и Завещание» Абдул-Баха, ссылаясь на книгу Баха-Уллы Китаб-и-Ахд («Книга Завета») разработал организационное устройство бахаи.

Предусматривалось два института: «Хранительство» и «Всемирный Дом Справедливости». Исключительное право толковать учение бахаи передавалось «Хранителю веры». Хранителем, естественно, стал сам Абдул-Баха. В «Воле и Завещании» Всемирный Дом Справедливости был назван главным законодательным и административным органом общины бахаи. Хранителю веры в помощь придавалась группа избранных им бахаи – «Десниц Дела Божиего». Всемирный Дом Справедливости был призван осуществлять руководство всемирной общиной бахаи. Членов этого высшего административного органа надлежало избирать на международном съезде представителей Духовных Собраний всех стран мира. Избранным мог быть любой совершеннолетний бахаи. Последние годы своей жизни Абдул-Баха провел в Хайфе, где и умер в 1921 году, назначив хранителем своего внука Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957).

Шоги Эффенди построил в Хайфе множество зданий, составивших Всемирный Центр Веры бахаи и воплотил в жизнь задуманную его предшественником организационную структуру. За образец была взята уже сформировавшаяся к тому времени организационная структура бахаи в северной Америке.

Шоги Эффенди написал огромное число книг и писем для толкования учения, а также перевел писания Баха-Уллы и Абдул-Баха на английский язык. Дальнейшие переводы обычно делались с английского.

В 1937 году был составлен семилетний план действий, направленный в основном на распространение веры бахаи в Америке. Основные задачи этого плана были сформулированы так:

1) учредить по меньшей мере одно Местное Духовное Собрание в каждом штате США и в каждой провинции Канады;
2) направить хотя бы одного верующего для распространения Веры бахаи в каждую страну Латинской Америки;
3) завершить проектирование наружного вида первого храма бахаи в Северной Америке – сооружения, краеугольный камень которого заложил Абдул-Баха во время своего пребывания в Америке в 1912 году.

Семилетка была выполнена. После двухгодичного перерыва, в 1946 году, началось осуществление плана на следующее семилетие. На этот раз усилия были сосредоточены главным образом на странах Европы, где к тому времени насчитывалось только два Национальных Духовных Собрания: в Великобритании и Германии. Планом предусматривалось также учреждение Местных Духовных Собраний по всей Латинской Америке и значительный рост их числа в Северной Америке. Эта план тоже был осуществлен.

В 1953 году, сразу по завершении предыдущего плана, Шоги Эффенди возвестил о новом, самом грандиозном за всю историю бахаи, всеобъемлющем плане, названном «Десятилетний Всемирный Поход». Завершиться этот проект должен был в 1963 году, к очередному юбилею: столетию со дня Провозглашения Баха-Уллы в саду Резван. Предстояло начать распространение веры в 132 странах и крупных регионах, укрепить уже существующие общины в 120 государствах и административных территориях. Предусматривалось также учреждение Национальных Духовных Собраний в большинстве стран Европы и Латинской Америки, значительное увеличение количества Местных Духовных Собраний, рост числа верующих, умножение принадлежащей секте собственности. Однако в 1957 году Шоги Эфенди внезапно умер.

Институт Хранительства веры был задуман как непрерывно действующая система руководства. Абдул-Баха в «Воле и Завещании» обязал каждого очередного Хранителя Веры бахаи назначать себе преемника из прямых потомков Бахауллы. Кандидат должен был обладать рядом определенных качеств. Шоги Эффенди умер, не назначив преемника, т. к., по всей видимости, ни один из членов его семейства не отвечал тем требованиям, которые предъявляли к духовному облику Хранителя Баха-Улла в своем «Завете» и Абдул-Баха в «Воле и Завещании». Отсюда следовал вывод: поскольку нет Хранителя, то руководство сообществом бахаи полномочен принять на себя Всемирный Дом Справедливости – орган, который еще только предстояло избрать.

«Десницы Дела Божиего» организовали несколько ежегодных совещаний, на которых был разработан ряд важных документов, в том числе официальное заявление о том, что Шоги Эффенди не оставил завещания и не избрал того, кто стал бы Хранителем веры после него (Совещание 1957 года), Было также принято решение о том, что Всемирный Дом Справедливости будет избран в 1963 году. В выборах должны были принять участие представители всех существующих в мире Национальных Духовных Собраний (Совещание 1959 года).

К апрелю 1961 года возникло двадцать одно новое Национальное Духовное Собрание в Латинской Америке, годом позже состоялись выборы еще одиннадцати Национальных Духовных Собраний в Европе. Все прочие задачи, предусмотренные десятилетним планом, были также выполнены или перевыполнены. Весной 1963 года, в дни празднования столетнего юбилея событий в саду Резван, состоялись выборы Всемирного Дома Справедливости. В выборах приняли участие представители пятидесяти шести Национальных Духовных Собраний. Его избрание позволило вновь сосредоточить усилия на разработке широкомасштабных планов распространения веры бахаи, призванных воплотить в жизнь то, что Абдул-Баха называл «духовным завоеванием планеты».

В России
В России Вера бахаи начала распространяться весьма рано, еще при жизни Баха-Уллы. Ее распространителями были преимущественно беженцы из Персии. В советское время секта практически исчезла.

Вновь Вера бахаи начала распространяться в СССР в конце 80-х годов. Вскоре после принятия закона о свободе совести, в апреле 1991 г., было создано и зарегистрировано Национальное Духовное Собрание Советского Союза.

Члены Национального Собрания бахаи России впервые участвовали в избрании Всемирного Дома Справедливости в 1993 г. Теперь бахаи можно найти в более чем 400 населенных пунктах по всей России. Издано значительное количество переводов бахаистских писаний и другой литературы, связанной с Верой бахаи на русский язык. Большая часть этой литературы выпускается издательством бахаи «Единение», расположенным в Санкт-Петербурге. Оно распространяет также выпущенные другими издательствами книги, имеющие отношение к Вере бахаи.

2. Современная деятельность

В настоящее время секта широко распространена по всему миру и активно привлекает новых адептов. Храмы бахаи сооружены на всех континентах и приобретено много земельных участков под строительство новых. Литература бахаи публикуется более чем на 800 языках и диалектах.

IV. Ответвления

В истории бахаизма не раз возникали расколы, в частности, параллельную структуру создал в конце XIX века лидер американских бахаистов Ибрагим Хейролла, опиравшийся на Мухаммада Али, брата Абдул-Баха. Данных о современных последователях Мухаммада Али нет.

V. Библиография

  1. Базиленко И. В. «Бахаизм: история вероучения(середина XIX – начало XX в.)», М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994;
  2. Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин «Новая мировая религия: Вера бахаи», Издательский Фонд Бахаи «Единение», СПб., 1995;
  3. «Община бахаи: основания, цели и намерения», Всемирный Центр бахаи, Хайфа, 1990.

Источник: apologia.ru

С т. зр. бахаитов, природа бога вечна, неизменна и абсолютно непостижима. От этой неизменяемой природы (сущности) произошла Первичная воля, к-рая раз в 1000 лет проявляет себя в человеческом облике. Проявления божественной воли в человеческом облике называются «Явителями божией воли» или просто Явителями. Они представляют собой особую категорию сотворенных существ — промежуточную между богом и человеком и становятся «Основателями религий». Последователи бахаизма считают, что в Явителях как в «чистых зеркалах» отражены все атрибуты бога, поэтому общение с ними и познание их равносильно познанию бога; они ниспосылаются человечеству для раскрытия людям божественной воли и установления божественного закона, поэтому их называют также божественными Учителями. Явители олицетворяют собой единую божественную реальность, и различия между ними появляются только в материальном человеческом мире. Вера бахаи признает следующих божественных Учителей: Авраама, Моисея, Будду, Кришну, Зороастра, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и Бахауллу. Вера бахаи полагает, что душа человека изначально добродетельна, но невежество отделило человека от бога, и потому миру нужны учителя, к-рые помогут людям достигнуть совершенства. Каждый последующий учитель вправе отменять установления предыдущего, т. к. его учение является абсолютным только по отношению к его собственному поколению. Иисус Христос, с т. зр. бахаитов, один из Явителей, Его воскресение трактуется как «духовный и божественный факт, а не материальный», а телесное воскресение Христа — как возвращение учения Христа к жизни в его учениках, возрождение их веры. Сам процесс ниспослания откровения через определенные промежутки времени называется «прогрессирующим» или «поступательным» откровением. Произведения Бахауллы почитаются его последователями как священные. Главная тема откровения Бахауллы — учение о том, что «земля — единая страна и все люди — ее граждане». В его произведениях содержатся духовные принципы, законы и установления, к-рые, по мнению его последователей, должны лечь в основу планетарной цивилизации, в частности искоренение всех форм предрассудков (расовых, религ. и национальных); равенство между женщинами и мужчинами; признание общего источника и сущностного единства великих религий мира; устранение крайностей нищеты и богатства; самостоятельный поиск истины; установление всемирного содружества народов, основанного на принципах коллективной безопасности; признание гармонии религии с разумом и научным знанием. Одно из центральных положений Б. р.- служение человечеству. Различие в социальных аспектах религий, с т. зр. бахаитов, обусловлено временем и местом их появления, духовная же основа всех вер едина: человек живет для того, чтобы познать своего создателя и поклоняться ему. Все человечество, независимо от цвета кожи, составляет единый организм, к-рый находится в процессе эволюции, результатом ее должна стать единая планетарная цивилизация. Последователи Б. р. полагают, что в нынешнюю эпоху человечество уже способно признать единственность бога, общность религий и единство человеческой семьи. Они верят в то, что религ. откровения будут появляться и в будущем, чтобы обеспечить божественное руководство для «вечно развивающейся цивилизации». Первопричиной возникающих в мире конфликтов считается «неосмысленная» приверженность тем или иным традициям, движениям, мировоззренческим системам, а одной из наиболее распространенных форм предрассудков является придание человеком «чрезмерной значимости» своей принадлежности к некой группе (этнической, национальной, социальной, религ. и т. п.), к-рой он приписывает превосходство над др. С т. зр. бахаитов, гармония науки и религии возможна потому, что истина (реальность) едина. Научные истины открыты человеком, а религ.- богооткровенны. Бог выступает и источником откровения, и творцом мироздания. Последнее составляет объект научного исследования. Видимое противоречие между наукой и традиц. религ. воззрениями объясняется тем, что за века своего существования мн. религ. системы подверглись искажениям и их становилось все труднее отличать от первоначального послания, данного богом. Для устранения конфликтов недостаточно только преобразования экономической системы, несправедливость в сфере труда и потребления — результат человеческой алчности, поэтому людям необходимо духовное обновление. Бахаиты исповедуют принципы лояльности к властям и невмешательства в политику.

Религ. практику бахаитов составляют молитвы, медитации, изучение священных книг и следование изложенным в них духовным предписаниям. Основной считается «Наисвятая Книга» (Китаб-и-Акдас), написанная Бахауллой в 1873 г. Богослужение бахаитов представляет собой чтение из священных книг, но без интерпретации прочитанного, иногда сопровождающееся песнопениями на разных языках. Молитва должна совершаться верующим наедине с Богом 3 раза в день и с обязательным омовением перед ее совершением; направление молитвы — гробница Баба в Хайфе. Единственная из обязательных молитв, к-рую предписано совершать сообща,- заупокойная. Религ. жизнь бахаитов регулируется специальным календарем Бахаи, в соответствии с к-рым год состоит из 365 дней, но делится на 19 месяцев, по 19 дней в каждом, и начинается 21 марта. Летосчисление ведется с 1844 г. (начало миссии Баба). Со 2 по 20 марта (т. е. 19 дней) бахаиты соблюдают пост (воздерживаются от еды и питья от рассвета до заката), готовясь духовно к новому году. Вступление в общину не предусматривает обряда инициации: желающий вступить в общину просто объявляет себя бахаитом в присутствии неск. свидетелей и говорит, что признает Бахауллу Явителем Божией Воли и принимает учение Бахаи. Дети, рожденные в бахаитской семье, могут провозглашать себя бахаитами лишь по достижении 15 лет. Брачный ритуал состоит в произнесении брачного обета в присутствии 2 свидетелей. Заключающий брак должен известить об этом местное духовное собрание, в обязанности к-рого входит проследить за соблюдением сторонами предписаний Бахаи, а также, напр., за получением согласия на брак родителей жениха и невесты. Умерших бахаитов погребают в земле (в гробах), кремация не допускается. На палец усопшего надевают погребальное кольцо, перед похоронами читается совместная заупокойная молитва. Каждый первый день месяца, по календарю Бахаи, проводится Праздник 19-го дня, к-рый состоит из 3 частей: 1-я — молитвенная и медитационная, 2-я — посвящена обсуждению текущих дел и 3-я — дружеское общение за трапезой. Кроме того, бахаиты отмечают т. н. св. дни. В Б. р. отсутствует духовенство. В наст. время в мире существует 7 храмов, принадлежащих последователям Б. р., расположенных в разных частях света. Каждая местная община бахаитов избирает сроком на 1 год местное духовное собрание из 9 членов, к-рое координирует ее жизнедеятельность. На уровне страны избирается национальное духовное собрание, Всемирный дом справедливости, избираемый на 5 лет представителями всех национальных общин бахаитов. Он располагается в г. Хайфа (Израиль) на горе Кармель, где вокруг могилы Баба возник духовный и адм. центр международной общины бахаи. Усыпальница Бахауллы также находится недалеко от Хайфы. Международное Сообщество Бахаи зарегистрировано при ООН как неправительственная орг-ция и имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН и Детском Фонде.

Источник: www.pravenc.ru

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

ВЕРА БАХАИ – религия, возникшая в 1844 году в Иране. Основная цель веры бахаи – объединение человечества через его духовное возрождение и установление Величайшего мира.

Общая история. Вера бахаи интересна тем, что имеет не одного, а двух независимых основателей религии, называемых в традиции бахаи – Двойное Богоявление. В мае 1844 года купец из Шираза сиййид ‘Алδ-Муψаммад (1819 – 1950), известный как Баб (с араб. — «Врата»), провозгласил начало новой страницы в истории человечества – окончание эпохи пророчеств и начало новой эпохи свершений. Свою роль он обозначил как Исходную Точку этой эпохи и как Предтечи более великого, чем он сам, Посланника Бога. Чрезвычайно скромная, но в тоже время смелая и яркая личность Баба привлекала множество сторонников. Его учение, существенно отличавшееся от законов ислама, было воспринято как угроза для шиитского духовенства и власти шаха. Последователи Баба как вероотступники ислама подверглись жестоким гонениям. Сам Баб запретил насилие как инструмент борьбы. В 1850 году он был расстрелян в Тебризе после более 3-х лет заключения.

После смерти Баба фактическим лидером движения стал мирза Хусайн ‘Алδ Нζрδ (1817 – 1892), известный как Бахаулла (араб. «слава / великолепие Бога»). Бахаулла родился в Тегеране в семье визиря и происходил из знатного рода. В 1844 году он стал активным последователем Баба. Лично они никогда не встречались. Через два года после казни Баба Бахаулла был арестован и заключен в тегеранской тюрьме Сδйβх-Чβл. По словам самого Бахауллы, здесь в 1852 году им было получено Откровение о том, что он и есть «Тот, Кого Явит Бог», Обетованный всех религий, о пришествии которого говорил Баб. После изгнания из родной страны последующие 40 лет Бахаулла провел в ссылке или заключении на территории Османской империи. И хотя, он получил лишь базовое образование, написал более 100 томов Писаний: от небольших писем до фундаментальных трудов по духовным и социальным вопросам.

После кончины Бахауллы в 1892 году в Бахджи (г. Акко) согласно его завещанию общину возглавил его старший сын Аббас Эффенди (1844 – 1921), известный как Абдул-Баха («Слуга Баха[уллы]»). В отличие от Баба и Бахауллы Абдул-Баха не имеет в вере бахаи статуса Богоявления, но является совершенным примером для верующих и полномочным толкователем Писаний. При нём религия начинает становиться известной в странах Запада. С 1921 по 1957 год мировая община бахаи управлялась правнуком Бахауллы Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957). Сейчас мировой общиной бахаи руководит избираемый на 5 лет коллегиальный орган из девяти человек – Всемирный Дом Справедливости.

История в России. Россия была одной из первых стран, где появилась вера бахаи. Её первые последователи появились в России в 1860-ые годы. Царское правительство благоволило новой религии за её доброжелательный и миролюбивый характер, поэтому тысячи бахаи, спасаясь от преследований в Иране, бежали в Россию. Община Ашхабада составляла около 5000 человек, имела собственный храм – Дом Поклонения, школу, издавала журнал «Солнце Востока». Из Российской империи ехали учителя для распространения веры в США и другие страны.

В Москве община была официально зарегистрирована в 1925 году. В 1930-ые годы общины бахаи на территории СССР подверглись гонениям: часть последователей была депортирована в Иран, часть арестована и сослана в Сибирь и Северный Казахстан. Возрождение веры бахаи в России произошло в конце 1980-ых годов. В 1990-ые годы вера бахаи сумела занять скромную, но достаточно устойчивую нишу в конфессиональной структуре российского общества.

Лев Толстой состоял в переписке с Абдул-Баха

В 1925 году была зарегистрирована первая московская община бахаи, состоящая в основном из персов. Однако уже в 1926 году начинаются аресты и высылки всех проживающих в  Советском союзе последователей. Распространение традиции прервалось. В 1980-1990хгг. Веру Бахаи в Москве сохраняли распространяли в основном иностранные граждане, но и небольшое количество русских. Численность ядра общины не превышала нескольких десятков человек.С распадом СССР в Россию возвращаются проповедники веры бахаи, в том числе и те, кто был выслан в начале 20 века, например, Али Акбар Фурутан. В 1990-е на волне религиозного подъема Бахаи оказываются представлены на телевидении. Община стала постепенно расти и распространяться по городам России. В 1990 году впервые с 1920-х годов состоялись выборы местного духовного собрания Москвы.

Бахаи активно издают литературу, проводят образовательные и просветительские проекты в выставочных залах и и библиотеках. Издательскую деятельность организует издательство «Единение».

Национальный комитет по связям с общественностью работает над участием представителей бахаи в различных мероприятиях, знакомстве общества с учением, включением в межрелигиозный диалог.

В 1995 году началась публикация серии книг по духовно-нравственному воспитанию А. Лопатиной и М. Скребцовой, на данный момент издано около 35 книг, посвященных таким темам как природа, питание, образование, искусство, игры, мораль. Основной способ изложения — сказка. Книги издаются под эгидой «Фонда духовной культуры мира» и предлагаются вместе с комплексами методических разработок для использования в детских садах и школах. В книгах используется материал семи крупнейших религий.

С 2003 по 2010 год Москва была разделена по округам, в каждом из которых велась общинная жизнь, и были избранные Местные Собрания. В 2010 году Москва снова стала единой – под эгидой одного Духовного Собрания Москвы. Сейчас численность бахаи Москвы составляет около 200 человек, проводятся Праздники и Святые дни, многие верующие открывают свои дома для проведения детских классов и подростковых групп. Взрослые имеют возможность пройти всю последовательность духовного образования бахаи – Института Рухи, состоящую из 9 книг.

Основы вероучения. Бахаи верят в то, что Бог – единственный Творец всего сущего, постичь Которого рационально невозможно. Сущность Его превыше любых человеческих представлений. Из любви к человеку Бог время от времени посылает в наш мир особые Личности – Явителей Бога, или Богоявления. Они дают людям непогрешимое божественное руководство. Уверовав в Явителя и живя в соответствии с его заповедями, человек исполняет свою часть Завета – незримого договора между Богом и человечеством. В качестве Богоявлений, в вере бахаи признаются, например, Моисей, Кришна, Будда, Иисус, Мухаммад, Баб и Бахаулла. Бахаулла считается Явителем Бога для нынешней эпохи, а его учение – наиболее актуальным для текущего развития человечества. Вера бахаи рассматривает себя как органическую часть эволюционного процесса ниспослания Божественного Откровения. Бахаулла пишет, что есть только одна религия — «неизменная вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем». В его учении осуждаются любые попытки умалить роль пророков предыдущих по времени возникновения религий, оспорить какие-либо постулаты их учений или преуменьшить значение их писаний.

В качестве основ вероучения бахаи можно рассматривать следующие концепции: Бог – един и единственен, ниспосланные Им религии едины. Все люди на Земле — «плоды одного дерева и листья одной ветви». Человек является особым творением Бога, на котором Бог запечатлел свой образ и которое сделал средоточием всех своих имен и качеств. Таким образом, человек обладает благородной сущностью; при этом природа его двойственна: материальная и духовная. Без развития духовных качеств человек утрачивает свою благородную сущность. Из этого следует необходимость в Воспитателях человечества, которыми выступают Явители Бога. Целью жизни человека в учении бахаи выступает развитие качеств души через познание Бога и поклонение Ему.

Согласно писаниям этой религии, природа человека – отдавать, отдавая, душа человека развивается. Поэтому бахаи заботит скорее не личное спасение, а спасение всего человечества, основная проблема которого в том, что оно утратило связь с Богом и поглощено материальными заботами. В данном контексте целью веры бахаи является построение новой цивилизации на принципах и законах Бахауллы, для чего важно политическое объединение человечества, совместное решение глобальных проблем, единые права и свободы, установление всеобщего мира, принятие единого языка, объединение людей всех рас и народов в одной всеобщей вере.

Основные принципы веры бахаи были сформулированы Абдул-Баха следующим образом:

  1. Самостоятельный поиск истины
    2. Единство человечества
    3. Религия – источник Любви и Привязанности
    4. Единство религии и науки
    5. Отказ от предрассудков
    6. Равные возможности в отношении средств к существованию
    7. Равенство людей перед законом
    8. Всеобщий мир
    9. Невмешательство религии и политики в дела друг друга
    10. Равноправие женщин и мужчин
    11. Сила Святого Духа

Среди основных законов и увещеваний в вере бахаи можно выделить законы молитвы, поста, целомудрие, лояльность властям, образование детей, занятие профессиональной деятельностью, освящается создание семьи как союза мужчины и женщины. Среди законов бахаи в Китβб-и Аπдас содержится более 30 запретов, в том числе возбраняются злословие, исповедание грехов человеку, употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, участие в политических партиях и вмешательство в политику, работорговля, аскетизм, монашество и кремация. В вере бахаи нет института священнослужителей.

Социальная деятельность и личная практика бахаи. Одна из ключевых концепций веры бахаи заключается в том, что совершенствование характера и служение на благо общества, — неразделимые грани жизни каждого человека. Объясняя эту концепцию, Шоги Эффенди пишет: «Человек органично связан с миром, его внутренняя жизнь формирует окружающую среду и также сама глубоко подвержена ее влиянию».

Одной из своих задач последователи веры бахаи видят в позитивном преобразовании общества, через создание таких сообществ в их окружении, где каждый заботится о благополучии и безопасности другого. Основой таких сообществ бахаи видят процесс совещания жителей по насущным вопросам и их ответственность за своё развитие в духовном и материальном плане. Частью этого процесса является поддержка различных видов образования, а именно: духовного (социально-нравственного), интеллектуального, физического и творческого.

Основу личной духовной практики верующих, предназначенной для трансформации, упомянутой в Писаниях составляют:

  1. Чтение одной из обязательных молитв каждый день с чистым сердцем и полным посвящением;
  2. Регулярное чтение Священных Писаний утром и вечером с благоговением, вниманием и обдумыванием;
  3. Молитвенное размышление над Учением, чтобы глубже его понять, преданно исполнить и точно донести до других;
  4. Стремление каждый день приблизить свое поведение к тем высоким стандартам, что установлены Учением;
  5. Обучение Делу Бога;
  6. Бескорыстное служение Делу и работа по своей профессии, также выполняемая в духе служения.

Согласно формулировке Всемирного Дома Справедливости – это основные предпосылки духовного роста и развития верующего. Обрядность в религии бахаи сведена к минимуму. Существующие обряды заключения брака и погребения очень просты.

Священные и авторитетные тексты. Корпус авторитетных текстов веры бахаи включает Святые Писания Бахауллы и Баба, авторитетные толкования Абдул-Баха и Шоги Эффенди. Тексты Всемирного Дома Справедливости являются для бахаи авторитетным руководством.

Писания Баба, значительная часть которых утеряна, составляют преимущественно мистические тексты, комментарии к Корану, проповеди, письма и молитвы. Центральными священными текстами последователей Баба стали Каййум аль-Асма — пространный комментарий к суре «Иосиф» Корана. С её декламации первому ученику Баб начал свою миссию. Позже, место основополагающей книги последователей занял «Персидский Байан» («Изложение/Изъяснение [истины]»).

Наиболее важными писаниями Бахауллы являются: Китβб-и Аπдас («Наисвятая Книга» — главный священный и законодательный текст веры бахаи), Китβб-и γπβн («Книга Несомненности» — утверждение доказательств и положения Явителей Бога), Семь Долин (мистическая поэма о пути души человека к Богу), Сокровенные Слова (сборник моральных предписаний) и Китβб-и ‘Ахд («Книга Завета» — Завет Бахауллы со своими верующими). В этих книгах собраны основные духовные законы, концепции и принципы веры бахаи, а также установлена преемственность в руководстве общиной.

Многочисленные писания Бахауллы категории лауψ представляют собой послания отдельным людям или группам (верующим, правителям, религиозным лидерам и т.д.) и обычно переводятся на русский язык как «Скрижали».

Символы и календарь. Официальным символом веры бахаи является пятиконечная звезда, однако наиболее известным – девятиконечная звезда. Также распространенными символами бахаи являются числа 9, 19 95 и каллиграфическое изображение Наисвятого Имени («Бог Преславен»). В вере бахаи используется солнечный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней и нескольких дополнительных дней.

В начале каждого месяца отмечается Праздник 19-го Дня, состоящий из духовной (чтение молитв и цитат из священных текстов), административной (рассмотрение верующими вопросов жизни общины) и социальной (чаепитие, общение, творчество) частей. Помимо этого, в течение года бахаи отмечают 11 святых дней, главными из которых являются: Ризван (Провозглашение Бахауллой своей миссии), Возвещение Баба (Провозглашение Бабом своей миссии), Двойное Святое Рождество (Дни рождения Баба и Бахауллы по календарю бади) и Нау-Руз (Новый год).

Современное состояние. Количество последователей, распространенность, этнический и социальный состав. На современном этапе вера бахаи распространена в более чем 120 000 местностях практически во всех государствах и территориях мира, ее исповедают представители более чем 2100 этносов, а общее число последователей составляет от 6 до 12 миллионов человек. Священные тексты в том или ином объеме переведены на более чем 800 языков, а самые большие по численности общины – в Индии и США. В России на 2017 год количество последователей веры бахаи составляет около 2000 человек, проживающих преимущественно в крупных городах. Численность московской общины примерно 150-200 человек.

Социальный состав общин бахаи также крайне разнообразен. В России в социальной структуре общин бахаи преобладают верующие в первом или втором поколении, женщины, представители гуманитарных профессий.

В качестве неправительственной организации Международное Сообщество Бахаи (МСБ) активно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций. Представители веры бахаи участвовали в конференции по созданию ООН в 1945 году, с 1946 года Международное Сообщество Бахаи аккредитовано при ООН в качестве неправительственной организации. Международное Сообщество Бахаи реализовывает более 900 социальных проектов, большинство из которых (не менее 600) в области образования.

Основные темы, находящиеся в фокусе внимания МСБ: реализация равенства мужчин и женщин; права человека и благосостояние человечества; развитие общества на трех уровнях: индивид, община и институты; роль религии в жизни общества; ситуация с бахаи в Иране.

Святые места и храмы. Связанные с ранней историей веры бахаи святыни, особенно в Иране и Ираке, по большей части уничтожены (немногие сохранились в Турции). Поэтому наиболее популярные на сегодня святые места бахаи располагаются в Израиле. Здесь в Бахджи находится усыпальница Бахауллы (место паломничества и поклонения для бахаи); в Акке – тюремная камера, в которой Бахаулла находился в заключении; в Хайфе – Всемирный Центр бахаи, на территории которого располагаются усыпальница Баба и обрамляющие ее Сады Бахаи (внесены в мировое наследие ЮНЕСКО в 2011 году). Ежегодно около миллиона паломников посещает Всемирный Центр Бахаи в Хайфе (Израиль). Сады Бахаи являются одним из наиболее популярных туристических мест Хайфы и всего Израиля.

Храмы. Первый Дом Поклонения бахаи (араб. Машриπ ал-Аθкβр, то есть «место восхода славословий/хвалы [Богу]») был построен в начале ХХ века в Ашхабаде (Туркменистан), однако пострадал от землетрясения и снесен при Н. С. Хрущеве. К 2017 году существует восемь действующих континентальных храмов бахаи: в Уилметте (США, 1953), Сиднее (Австралия, 1961), Кампале (Уганда, 1961), Франкфурте (Германия, 1964), Панама-сити (Панама, 1972), Апиа (Самоа, 1984), Нью-Дели (Индия, 1986), Сантьяго (Чили, 2016). В настоящее время ведутся работы по возведению национальных (в Демократической Республике Конго и Папуа — Новой Гвинее) и местных Домов Поклонения (в Камбодже, Индии, Кении и Вануату).

Храмы бахаи имеют ряд общих обязательных черт (девять входов, общий купол, изображение Наисвятого Имени), но отличаются своим дизайном, отражающим региональные культурные особенности. Как правило, храм бахаи представляет собой комплекс сооружений, включающих различные социальные учреждения, например, библиотеку и школу. Храм бахаи в Нью-Дели (известен как «Храм Лотоса») является одной из наиболее популярных туристических достопримечательностей Индии.

Организационная структура. Веру бахаи можно считать значительно институционализированной религией. Организационная структура Международного Сообщества бахаи называется Административным Порядком.

В основе администрации бахаи есть две ветви – избираемая и назначаемая. Избираемая ветвь («правители») обладает законодательными, судебными и исполнительными полномочиями. К этой ветви относятся коллегиальные органы управления – Местные и Национальные Духовные Собрания, Всемирный Дом Справедливости. Назначаемая ветвь («ученые»), к которой относятся Советники, члены Вспомогательных Коллегий и их ассистенты, не наделена властью и имеет лишь право консультативного голоса, однако обладает авторитетом и опытом, который помогает слаженной работе общины.

Название, написание и произношение. Наиболее приемлемыми названиями религии можно считать «вера бахаи», «религия бахаи». Слово «бахаи» используется как для обозначения религии, её последователей, а также как прилагательное для описания относящихся к вере бахаи объектов. В русском языке слово «бахаи» не изменяется по числам и падежам, ударение ставится на последний слог (в английском — на первый).

Место в классификациях религий и типологиях религиозных организаций. В вопросе отнесения веры бахаи к той или иной категории можно обнаружить различные позиции. В большинстве случаев веру бахаи ученые определяют, например, как «мировую религию» или «независимую религию» (Н. Смарт, М.Момен, Д. В. Пивоваров, А. А. Грицанов, А. Тойнби, Ю. А. Иоаннесян, У. Хэтчер, А. В. Мартыненко, и др.). Есть так же с различной степенью обоснованности мнения: «новое религиозное движение» (В. А. Мартинович, Д. А. Таевский, Л. И. Григорьева, В. Б. Яшин), «исламско-синкретическая секта» (Т. К. Ибрагим), «церковь» (П. Бергер).

Вера бахаи может быть охарактеризована как монотеистическая, авраамическая религия Откровения (при этом вера бахаи не ограничивает свою связь только с иудаизмом, христианством и исламом). Сами бахаи подчеркивают самостоятельный по отношению к другим традициям характер своей религии и всегда определяют себя как последователи новой мировой религии.

Библиография:

  1. Иоаннесян Ю. А. Вера бахаи. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2003.
  2. Касаткин Д. Бехаизм. В поисках пути к истине//Азия и Африка, N 11, М., 1995, с. 66-71.
  3. Кузнецова Н. А. «Бехаиты» // Ислам. Краткий справочник. Под ред. Н. А. Иванова и др. М., 1983.
  4. Мартыненко А. В. Бахаи и ахмадийат: новые религиозные сообщества в контексте модернизации ислама (сравнительно-исторический анализ). Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2005.
  5. Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. М., 1990.
  6. Пивоваров Д. В. Вера бахаи: история, вероучение, культ : учебное пособие / Д. В. Пивоваров. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014.
  7. Хэтчер У.С., Мартин Дж.  Д. Новая мировая религия. Пер. с английского С. Сухарева. СПб., 1995.
  8. Шефер Удо. Вера Бахаи: секта или религия? СПб.: Единение, 2003.
  9. Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. М.: Единение, 2008.

 

В.Литвинчук

Источник: relig.moscow

История

Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди, делится на несколько периодов развития. «Героический», или «Апостольский», век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум, старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей.[7] В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде.

Баб

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сиййид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. «Врата»), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по Его словам, Он сам являлся носителем божественного откровения, Его главной целью было подготовить человечество к приходу нового Богоявления. Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало своё влияние на правительство для организации преследования Баба и Его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и, наконец, 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии.

Бахаулла

Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Божья Слава»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и, несомненно, самых ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу, подвергнут пыткам и выслан из страны. В 1852 году царское правительство России предложило политическое убежище Бахаулле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, однако он отказался от этого предложения, предпочтя вместо этого высылку в Ирак. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко, куда он был доставлен в 1868 году.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени[8], призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока.

Абдул-Баха

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 24 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи веры бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

В 1898 году, когда Абдул-Баха ещё оставался узником Османской империи, в Акко прибыли первые паломники-бахаи с Запада. После освобождения из тюрьмы в 1908 году Абдул-Баха предпринял несколько путешествий в Египет, Европу и Америку. Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, профсоюзах, на университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний.

Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание Веры Бахаи и распространив её по всему миру.

Шоги Эффенди

В своём завещании Абдул-Баха назначил своего внука Шоги Эффенди Раббани (1897—1957) «Хранителем Веры Бахаи» и толкователем учения бахаи. Шоги Эффенди работал на протяжении 36 лет до самой своей смерти в 1957 году. За эти годы он перевёл многие писания Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык, разъяснил их смысл, ускорил становление местных и национальных институтов бахаи и осуществил множество планов, целью которых было распространение веры бахаи по всему миру.

Основные положения

Учение бахаи оформилось как вполне самостоятельная религия, всецело основанная на учении её основоположника Бахауллы. Она не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой.[9] По словам известного историка и философа Арнольда Джозефа Тойнби[10]:

« Бахаизм — это независимая религия наравне с исламом, христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаизм — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии. »

Ещё в 1904 году российский писатель Сергей Игнатьевич Уманец упоминает о бахаи как о самостоятельной религии.[11] А в 1925 году исламский суд Египта[12] определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама.

Существуют и другие мнения на этот счёт. Так, по мнению известного сектолога Уолтера Мартина, «бахаизм является иранским трансплантатом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как Мессию нашего времени».

Жизненно важные принципы для достижения этого мирового единства:

  • признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
  • самостоятельный поиск истины каждым верующим;
  • отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
  • признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
  • значимость и необходимость всеобщего образования;
  • осуществление равноправия мужчин и женщин;
  • устранение крайних форм бедности и богатства;
  • установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
  • необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
  • всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
  • последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.

Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение бахаи считает всякие попытки описать Бога бесполезными. Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают Посланников Бога (Пророков), которых они называют «Богоявлениями».

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека — это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“».[13]

У бахаи есть свой календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название атрибутов Бога, например: Баха (Великолепие), Джалал (Слава), Джамал (Красота), Каул (Речь), Ала (Возвышенность) и т. д. Бахаи приветствуют друг друга словами «Аллах-у Абха» (араб. «Бог Преславен»).

Администрация

В своей книге законов Китаб-и-Агдас Бахаулла предписал, что в каждом городе должен быть создан так называемый «Дом Справедливости» — коллегиальный выборный орган из девяти или более человек, управляющий всеми делами общины. Такие же «Дома Справедливости» должны функционировать на национальном уровне, а на всемирном уровне должен быть избран Всемирный Дом Справедливости, который считается у бахаи безошибочным органом[14].

В своём завещании Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди (Абдул-Баха) толкователем Писаний Бахаи. Абдул-Баха, в свою очередь, назначил своего старшего внука Шоги Эффенди «Хранителем Веры», с тем же самым правом единоличного толкования Писаний. Шоги Эффенди никого не назначил своим преемником, но сделал все возможное для подготовки избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости.

К 1963 году община бахаи стала достаточно велика, чтобы, наконец, можно было избрать представительный Всемирный Дом Справедливости. В первых выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания — каждый год. Таким образом, с 1963 года делами мирового сообщества бахаи руководят только выборные органы.

У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.

Национальные и Местные Духовные Собрания

Ежегодно в мире бахаи избираются 182 Национальных Духовных Собрания (с 2001 года число неизменно). Духовных Собраний (ни Местных, ни Национального) нет в Иране, где бахаи по-прежнему подвергаются жестоким преследованиям[15]. Существует более 13 000 Местных Духовных Собраний (органы самоуправления общины уровня отдельного населённого пункта (регионального значения); данные за 2005 год).

Святыни и храмы

Всемирный центр бахаи

Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля[16]. Он является также местом паломничества бахаи со всего мира[17]. В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место — Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.

8 июля 2008 года на своём заседании в Квебеке, Канада, комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в свой реестр Всемирного Наследия, в который уже входят такие религиозные святыни, как Ватикан, Старый Город в Иерусалиме и руины недавно разрушенных статуй Будды в Бамиане, Афганистан. Таким образом, сады бахаи в Хайфе и Бахджи стали первыми достопримечательностями в реестре ЮНЕСКО, которые связаны с религиозными традициями, возникшими в современный период истории[18].

Дома поклонения — храмы бахаи

Свои храмы бахаи называют «Дома Поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий[19].

Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова[20] (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и снесён в 1963)[21]. В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими Храмами» на каждом континенте или части света: в Индии (Азия), Австралии, США (Северная Америка), Германии (Европа), Панаме (Центральная Америка), Уганде (Африка) и Западном Самоа (Океания)[21]. Строится храм в Чили (Южная Америка)[22].

Некоторые из храмов бахаи получили широкое публичное признание. Так, «Материнский храм» бахаи в Северной Америке назван одним из семи чудес штата Иллинойс[23], а Храм Лотоса в Нью-Дели получил целый ряд престижных архитектурных наград[24] и является одной из самых посещаемых достопримечательностей Индии.

Численность последователей

Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 год называет цифру 6,67 млн.[2], однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн[25]. Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру.

В России общее количество бахаи на конец 2004 года равняется 3676. На Украине с августа 2005 года чуть больше 600 бахаи. В Белоруссии на начало 2008 года насчитывается около 350 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом[26]. Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям[27].

Бахаи в России

Когда в Туркестане была установлена русская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи. До революции 1917 года на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде, Баку, Бухаре, Москве, Ташкенте и Тбилиси[20], однако все они были уничтожены в советское время[20]. Начиная с 1991 местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ. В настоящее время в Российской Федерации существует 43 Местных Духовных Собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 2004 года 424. Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции под номером 218.

Упоминания бахаи в русской литературе

  • Лев Толстой Куштар Мамыталиев. Духовное послание Л. Толстого сквозь призму новой религии Бахаи
  • Чингиз Айтматов «Встреча с одним бахаи»
  • Александр Городницкий Песня «Бахайский храм»
  • Изабелла Гриневская
  • Василий Ерошенко

См. также

  • Баб
  • Приветствие бахаи
  • Байан

Источник: dic.academic.ru


Categories: Вера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.