Иммануил Кант заложил фундамент классической философии в Германии. Представители немецкой философской школы концентрировали внимание на свободе человеческого духа и воли, его суверенности относительно природы и мира. Философия Иммануила Канта определяла главную задачу в том, чтобы дать ответ на основные вопросы, в которых затронута суть жизни и человеческого разума.

Философские взгляды Канта

фото 589Начало философской деятельности Канта называют – докритическим периодом. Мыслитель занимался естественнонаучными вопросами и разработкой важных гипотез в этой сфере. Он создал космогеническую гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности. Также, он работал над теорией влияния приливов и отливов на суточную скорость вращения Земли. Кант изучал не только природные явления. Он исследовал вопрос естественного происхождения отдельных человеческих рас. Он предложил классифицировать представителей животного мира по порядку их вероятного происхождения.


После этих исследований, наступает критический период. Его начало приходится на 1770 год, когда ученый становится профессором в университете. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания. Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде – «Критика чистого разума».

Биографические данные

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.

Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.

В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.


Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста. Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился. Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.

Гносеологические взгляды Канта

Под гносеологией понимают философско-методологическую дисциплину, исследующую знание как таковое, а также изучающую его строение, развитие и функционирование.

Ученый не признавал догматический способ познания. Он утверждал, что необходимо основываться на критическом философствовании. Свою точку зрения он ясно выразил в исследовании разума и достижимых им пределов.

Кант во всемирно известном произведении «Критика чистого разума» доказывает правильность агностических идей. Агностицизм предполагает, что невозможно доказать истинность суждений, если основываться на субъективном опыте. Предшественники философа рассматривали объект познания (т.е., окружающий мир, действительность), как основную причину трудностей познания. Но Кант не соглашался с ними, высказывая предположение, что причина трудностей познания – в субъекте познания (т.е. в самом человеке).


Философ говорит о разуме человека. Он считает, что разум несовершенен и ограничен в возможностях. При попытке выйти за пределы возможностей познания, разум натыкается на непреодолимые противоречия. Эти противоречия Кант выделил и обозначил как антиномии. Пользуясь разумом, человек способен доказать оба утверждения антиномии, несмотря на то, что они противоположны. Это ставит разум в тупик. Кант рассуждал, как наличие антиномий доказывает, что у познавательных возможностей человека существуют пределы.

Взгляды на этическую теорию

Философ подробно изучает этику, и выражает свое отношение в работах, ставших впоследствии известными – «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Согласно взглядам философа, моральные принципы берут начало из практического разума, перерастающего в волю. Характерной особенностью этики мыслителя является то, что внеморальные взгляды и доводы не влияют на моральные принципы. За ориентир он принимает те нормы, которые происходят от «чистой» моральной воли. Ученый считает, что существует нечто, объединяющее моральные нормы, и ищет это.

фото 590

Мыслитель вводит понятие «гипотетический императив» (также, его называют условным или относительным). Под императивом понимают нравственный закон, принуждение к действию. Гипотетический императив – это принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.

Также, философ вводит противоположное понятие – «категорический императив», который следует понимать, как единый верховный принцип. Данный принцип должен предписывать поступки, которые объективно хороши. Описать категорический императив можно следующим кантовским правилом: следует поступать, руководствуясь принципом, который можно сделать общим законом для всех людей.

Эстетика Канта


В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.

Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:

  1. Внешняя – когда животное или предмет могут быть полезны для достижения конкретной цели: человек использует силу быка, чтобы вспахать землю.
  2. Внутренняя – то, что вызывает в человеке чувство прекрасного.

Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.


Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты. Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства. Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.

Влияние на мировую истории философии

Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.

фото 591

Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.


Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.

Источник: mystroimmir.ru

II. Bio

Immanuel Kant was one of the key philosophers of the Enlightenment period, alongside Thomas Jefferson in America, Voltaire in France, and David Hume in Scotland, all of whom lived around the same time. Kant was a generation younger than Hume and Voltaire, and got his education when the Enlightenment was already in full swing. He was spurred into philosophy by reading the work of David Hume, whose keen logical mind had produced extremely inventive critiques of prevailing notions of selfhood and causality. “I freely admit,” Kant would later write, “that it was the remembrance of David Hume which, many years ago, first interrupted my dogmatic slumber.” That’s high praise for a philosopher – before I read Hume, Kant is basically saying, I had no idea how to think for myself. Like other Enlightenment philosophers, Kant was interested in the ideas of freedom, reason, and individual liberty, and skeptical of traditional religion.


Kant lived in the German-speaking region called Prussia in northern Europe. He spent his whole life in the city of Königsberg, barely traveling beyond the city limits but constantly reading works by philosophers in other countries. He was born to a working-class family – his father was a harness maker who didn’t have much money. But a local pastor recognized Kant’s talents at a young age and got him an opportunity to study philosophy at Königsberg University. That was where Kant first learned about the Enlightenment and turned his attention toward philosophy, ultimately earning a PhD. He supported himself by tutoring the children of wealthy neighbors, and wrote philosophy in his spare time.

 

III. Kant’s Ideas

a. Modern Theory of the Mind

Before Kant, the philosophical world was split into rationalists, who believed that truth was determined by pure deductive logic, and empiricists, who believed that truth was determined by experiences. The two schools of thought had very different theories on how the human mind worked. For the rationalists, the mind had an innate capacity for apprehending reason, shown in our ability to learn universal truths about mathematics and geometry. For the empiricists, there was nothing innate about the mind at all – they saw the mind as a blank slate that learned from the world of sensory experience.


Kant argued that they were both right. He developed a mixed theory on the functioning of the human mind as both a rational and empirical organ. That theory has become so influential in modern psychology that it seems almost obvious: of course, we now say, the mind is both rational and empirical. But at the time it was revolutionary.

Kant saw the mind as an organ that soaked up sensory experiences and turned them into ideas (which was like the empiricists), but he also argued that the ordering of that experience was governed by inherent biases and constraints (which was like the rationalists). For example, he argued that the human mind has an innate conception of linear causality – event A happens, which causes event B to happen. We don’t actually see the causality. What we see is event A, followed by event B happening. But the mind is inherently biased to see the two events as connected, and so we infer causality from our experience. The modern scientific method is based on the assumption that these kinds of biases exist in the human mind, and that we need to correct for them using controlled experiments and careful measurement.

b. Freedom as a Form of Constraint

“Freedom,” Kant said, “is constraint by norms.” What a weird thing to say. Isn’t freedom the absence of constraints? Not according to Kant. Kant argued that all actions are constrained: the question is what they are constrained by.


In some cases, our actions are constrained by causes. If you try to fly out of a window, your action will be constrained by the causal power of gravity. If you try to rob a bank, your action will be constrained by the causal power of armed police.

In other cases, our actions are constrained by norms, or ideas. Say you’ve promised your roommate that you won’t eat the last slice of pizza. The roommate is gone for the night, so there’s nothing causally constraining you from breaking your promise. Kant says you should not break your promise because it’s an expression of your freedom: you become free by allowing your behavior to be constrained by moral principles even in the absence of causal constraints.

And here’s the kicker: Kant argued that if you do break your promise, then you are causally constrained. Your freedom to do the right thing was constrained by the causal power of your own desires! Kant saw emotion and desire as causal forces just like gravity or a police barricade. They arise from within, but that makes no difference to Kant. They’re still blunt causes, and to act in accordance with blunt causes is to be unfree. So if you do whatever you want all the time, you’re just a slave to your own impulses. But if you adhere to strict moral discipline, then you are a slave only to principle and therefore truly free.

c. Categorical Imperative

So if you want to be free then your behavior should be constrained by moral principles (norms) and not by causal forces. But that raises an important question: how do you know what moral principles to follow?

Kant argued that we could ground morality in absolute reason – an idea he called the categorical imperative. It works like this:


  1. Whatever we do, we do for reasons. There is some kind of habit, or underlying principle, behind every action, even if it’s subconscious. Kant called these principles “maxims,” and modern cognitive psychology suggests that Kant was right. The brain encodes habits like “in situation x, perform action y.”
  2. To know whether an action is moral, you have to examine its underlying maxim. Outcomes are subject to chance, so you can’t examine the results of an action to see whether it’s moral. You have to ask: “On what principle or maxim was this action based?”
  3. This is the important part: a morally good maxim is one that can rationally be followed by all people all the time.

That’s a little abstract, so take it back to the example from the previous section: you’ve promised that you won’t eat the last slice of pizza, but now you want it. Should you break your promise? Here’s how the categorical imperative would guide you through that decision:

  1. What’s the maxim? Remember that a maxim takes the form in situation x, perform action y. So in this case it’s something like, “If you are able to steal money from someone you don’t like, you should do it.”
  2. Can that maxim be rationally followed by all people all the time? If every promise was broken at the very moment that it becomes inconvenient, then the whole idea of promising would become meaningless. It would become irrational to make promises, and therefore there would be no promises to break. The whole thing becomes self-contradictory and therefore immoral.

The reasoning is important here: the reason you should keep your promise is not because God will punish you; it’s not because you want to maintain a friendship with your roommate; and it’s not because everyone will be happier if you control yourself. It’s not for any practical reasons. It’s pure rationality that makes the broken promise immoral. If everyone broke promises all the time, then the very idea of a promise would cease to have meaning.

Here’s another way to think about it. It’s tempting to think of the categorical imperative as a version of the Golden Rule, but it’s actually quite different. The Golden Rule is about individual compassion – putting yourself in someone else’s position and treating them as you would want to be treated in those circumstances. But that sort of individual compassion is too much of a personal, emotional basis for moral reasoning. Kant believed that morality should be founded on absolute reason, with no room for an emotional experience like compassion.

Instead of compassion, the “greatest good,” or the Golden Rule, the categorical imperative says that our behavior should be constrained only by pure rationality.

 

V. Controversies

The categorical imperative was one of Kant’s most celebrated ideas, but has also turned out to be one of his most controversial. The categorical imperative is clear and concise, but it has a serious problem: a lot of people argue that it doesn’t actually tell us anything about morality. Imagine you’re in a conversation with a Nazi. The Nazi believes that might makes right – the strong should rule, and the weak should submit to the will of the strong. If a strong person wants to murder or steal from a weak person, then they should just do it. The only moral righteousness lies in physical power.

Is this person violating the categorical imperative? Is it irrational for them to wish everyone would act in this selfish, power-hungry way? You might very well say that their wish is hateful, or that it would lead to bad consequences, but the categorical imperative strictly bars us from taking those things into account. In the earlier example, it’s wrong to break your promise because doing so would destroy the very concept of a promise. But if the Nazi acts on the principle of strength, would that destroy the very concept of strength? Probably not.

In short, it’s hard to see how logic alone could prove the Nazi wrong – yet most of us are pretty sure that Nazism is immoral. So maybe Kant was wrong in trying to ground morality solely in logic.

On the other hand, if we ground morality in the emotions, doesn’t it all become shaky, indeterminate, and personal? Is there any way to avoid sliding into moral relativism if we remove the requirement that only logic can dictate morality? Modern philosophers are still grappling with these questions, and they probably will be for a long time to come.

 

VI. Quotes

“Act in such a way that you treat humanity, whether in your own person or in the person of any other, as a means to an end, but always at the same time as an end.” (1785)

Kant argued that morality meant recognizing the innate value of each person. The categorical imperative was meant to be a way of honoring that value – when you follow the categorical imperative, Kant said, you act in the way that everyone, rationally, ought to act. That means recognizing that you have to follow the same rules as everyone else rather than using other people to achieve your own selfish goals.


“Out of the crooked timber of humanity, no straight thing was ever made.”
(1784)

Before Kant, many philosophers were theorists of perfection – they wanted to arrive at perfect reasoning, perfect truth, or perfect morality. But Kant was one of the first to fully recognize the inborn limitations of human beings. Modern cognitive neuroscience would say that human beings are born with brains that evolved over hundreds of millions of years to solve specific problems in specific ecological contexts – and in the end we can only think the thoughts that fit the limited capacities of our brains. Kant, of course, didn’t have all that science to back him up, but he did have strong intuitions and good arguments to suggest that humanity was a “crooked timber,” and that all of our philosophy would therefore be crooked in the same ways.

 

VII. In Pop Culture

a. Batman

Kant’s moral philosophy had an intense focus on rules instead of outcomes. He argued that the ends never justify the means, even if the ends are extremely important. This kind of rule-based morality (philosophers call it “deontology”) plays an important role in superhero stories.

Batman, for example, has a rule against killing his enemies – even when doing so would save dozens of lives. In movies like The Dark Knight, Batman has plenty of opportunities to kill the Joker, and he knows that doing so would prevent the Joker from committing more murders. But he has a rule against killing (possibly rooted in the categorical imperative) and therefore can’t do it.

 

b. The Sniper, “Phone Booth”

In some stories, deontology marks the hero. In other stories, it marks the villain. In the thriller Phone Booth, for example, the villain is a sniper who threatens to kill random people over minor moral transgressions. He argues that the world would be a better place if others stood up for justice the way he does – but his demands are unreasonable and his actions are way out of proportion to his victims’ crimes. He believes he’s following a kind of categorical imperative, but it has clearly led him away from the moral path.

Источник: philosophyterms.com

Immanuel kantИммануил Кант – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, работавший на грани эпох Просвещения и Романтизма. Родился 22 апреля 1724 г. в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника Иоганна Георга Канта. В 1730 г. поступил в начальную школу, а осенью 1732 г. – в государственную церковную гимназию Коллегиум Фридерицианум. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Канте необычайную одарённость, окончил латинское отделение престижной церковной гимназии, а затем в 1740 г. поступил в Кенигсбергский университет. Факультет, на котором он учился, точно не известен. Предположительно, это был факультет теологии, хотя некоторые исследователи на основе анализа списка предметов, которым он уделял наибольшее внимание, называют медицинский. Из-за смерти отца завершить учёбу Иммануилу не удалось и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет стал домашним учителем.

Кант возвратился в Кенигсберг в 1753 г. с надеждой начать карьеру в Кенигсбергском университете. 12 июня 1755 г. он защитил диссертацию, за которую получил степень доктора философии, что дало ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности. Первую лекцию Кант прочел осенью 1755 г. В первый год доцентуры Кант читал лекции иногда по двадцать восемь часов в неделю.

Значительное влияние на жизнь и творчество Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. В этой войне Пруссия потерпела поражение, а Кенигсберг был захвачен русскими войсками. 24 января 1758 г. город присягнул на верность императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принес присягу и Кант. Занятия в университете на время войны не прерывались, но к обычным лекциям прибавились занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских слушателей фортификацию и пиротех­нику. Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Г.Орлов и великий полководец А.Суворов.

К сорока годам Кант все еще занимал должность приват-доцента и не получал денег от университета. Ни чтение лекций, ни публикации не давали возможности преодолеть материальную неопределенность. По свидетельству очевидцев, ему приходилось продавать книги из своей библиотеки для того, чтобы удовлетворять самые насущные потребности. Тем не менее, вспоминая об этих годах, Кант называл их временем самого большого удовлетворения в своей жизни. Он стремился в своем образовании и преподавании к идеалу широкого практического знания о человеке, что привело к тому, что Канта продолжали считать «светским философом» даже тогда, когда полностью сменились формы его мышления и образ жизни.

К концу 1760-х Кант стал известен за границами Пруссии. В 1769 г. профессор Хаузен из Галле издает биографии знаменитых философов и историков XVIII в. в Германии и за ее пределами.  В этот сборник была включена и биография Канта.

В 1770 г. в возрасте 46 лет Кант назначен ординарным профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где до 1797 г. преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. Это место Кант занимал до самой смерти и исполнял свои обязанности с присущей ему пунктуальностью.

К 1794 г. Кант опубликовал ряд статей, в которых иронизировал по поводу догматов церкви, что стало причиной конфронтации с прусскими властями. Поползли слухи о готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в 1794 г. Российская академия наук избрала Канта своим членом.

Достигнув 75-летнего возраста, Кант почувствовал упадок сил, значительно сократил количество лекций, последнюю из которых прочитал 23 июня 1796 г. В ноябре 1801 г. Кант окончательно расстался с университетом.

Умер Иммануил Кант 12 февраля 1804 г. в Кенигсберге. Еще в 1799 г. Кант распорядился относительно собственных похорон. Он просил, чтобы они состоялись на третий день после кончины и были по возможности скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к кафедральному собору Кенигсберга.

Основные произведения

1.  Критика чистого разума (1781).

2.  Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (1784).

3.  Метафизические начала естествознания (1786).

4.  Критика практического разума (1788).

5.  Конец всего сущего (1794).

6.  К вечному миру (1795).

7.  Об органе души (1796).

8.  Метафизика нравов (1797).

9.  Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии (1797).

10. О мнимом праве лгать из человеколюбия (1797).

11. Спор факультетов (1798).

12. Антропология (1798).

13. Логика (1801).

14. Физическая география (1802).

15. О педагогике (1803).

Теоретические взгляды

Политико-конституционные взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Краеугольным принципом его воззрений является утверждение, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, а личность не является орудием осуществления каких-либо планов, даже благородных. Человек – это субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, поэтому в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и поэтому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом». Соблюдение требований «категорического императива» возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу «практического разума». «Практическим разумом» охватывались как область этики, так и сфера права.

Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, человеческие поступки. Истинное призвание права заключается в том, чтобы надежно гарантировать мораль (субъективные мотивы, строй мыслей и переживания), а также то социальное пространство, в котором мораль могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной обоснованности права.

Необходимость государства, которое Кант видел как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, он связывал отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми, индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Благо государства составляет вовсе не решение таких задач, как забота о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворенности их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. – это не благо граждан. Благо государства составляет состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему обязывает стремиться разум при помощи «категорического императива». Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства в совершенствовании права, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права дало основание считать Канта одним из главных создателей концепции «правового государства». Государство должно опираться на право, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого: государство рискует потерять доверие и уважение своих граждан, его мероприятия перестанут находить в гражданах внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.

Кант различает три категории права: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное право, источником которого является воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право, в свою очередь, распадается на две ветви: частное право (отношения индивидов как собственников) и право публичное (взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан, как членами политического целого).

Центральным институтом публичного права является прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю, что является демократической идеей народного суверенитета. Верховенство народа, провозглашаемое Кантом вслед за Руссо, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве – организации совокупного множества лиц, связанных правовыми законами.

По мнению Канта, всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежащую только уверенной «коллективной воле народа»), исполнительную (сосредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной, верховной власти), судебную (назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Кант не придавал большое значение классификации государственных форм, различая следующие три вида: автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. Кроме того, он полагал, что центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах и методах управления народом. С этой позиции он разграничивает республиканскую и деспотическую формы управления: первая основана на отделении исполнительной власти от законодательной, вторая, напротив, на их слиянии. Идеалом государственного устройства Кант считал республиканский строй, поскольку он отличается наибольшей прочностью: закон в республике самостоятелен и не зависит от какого-либо лица. Однако Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед страной, считая, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с государственной властью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально, он всегда обязан выполнять ее законы и предписания.

Важным положением, выдвигаемым Кантом, является проект установления «вечного мира». Однако достичь его можно лишь в отдаленном будущем, путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению философа, образование такого космополитического союза, в конце концов, неминуемо. Для Канта вечный мир является высшим политическим благом, которое достигается только при наилучшем строе, «где власть принадлежит не людям, а законам».

Большое значение имел и сформулированный Иммануилом Кантом принцип о приоритете морали над политикой. Этот принцип был направлен против аморальной политики власть имущих. Главным средством против безнравственной политики Кант считает публичность, гласность всех политических действий. Он полагал, что «несправедливы все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы с публичностью», при этом «все максимы, которые нуждаются в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой». Кант утверждал, что «право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти».

Именно Кант гениально сформулировал главную проблему конституционализма: «Конституция государства, в конечном счете, базируется на морали его граждан, которая, в свою очередь, основывается на хорошей конституции».

Источник: pravo.hse.ru


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.