5 правил идеальных отношений между мужем и женой Важней всего — погода в доме! В этом посте публикуем правила долгой и счастливой семейной жизни, о которых мы, кажется, стали забывать. ? Не храните обиды в себе Никто из нас не всевидящий. Мы не умеем читать мысли друг друга, а многие не понимают и не хотят понимать наших намёков. Научитесь говорить вслух всё то, что вас не удовлетворяет. Не ленитесь взять и поговорить о том, что вас волнует, чтобы небольшие обиды не переросли в злость и разочарование. ? Не бойтесь проявлять заботу И речь не только о завтраке в постель. Да, это приятно, но когда вы вместе давно, то такие сюрпризы уже не кажутся чем-то из ряда вон. Гораздо большее выражение своей любви и преданности — оставить все дела, помочь с насущным, отвести к врачу, поухаживать, купить страховку. В Сбербанке, например, можно приобрести полис по программе «Защита близких» и застраховать от несчастных случаев сразу всю семью. Вот она, настоящая забота! ? Слушайте друг друга Про поддержку вроде знают все, но далеко не каждый согласен делать то, что её предвосхищает: слушать и слышать своего партнёра.


отношениях очень важно не только выражать свои мысли, но и уметь понять свою вторую половинку, услышать её мнение и принять к сведению. ? Не пытайтесь друг друга изменить Самое большое заблуждение у мужчины или женщины после вступления в брак: «меня не всё устраивает, но я её/его изменю!». Если вы идёте под венец с такими мыслями, то у нас для вас плохие новости. Такие попытки поменять человека в 90% случаев заканчиваются плохими отношениями. Совет: не пытайтесь изменить человека! Либо принимайте его таким, каков он есть и учитесь идти на компромиссы, либо разбегайтесь. ? Помните, что брак — это работа Да, конфликтные ситуации могут случаться даже в благополучных семьях. Однако это абсолютно не повод отступать перед первой же сложностью и разводиться. Важно помнить, что любые, даже самые идеальные отношения — это большой труд. Разница лишь в том, кто готов над ними работать, а кому не хватает на это желания. Как вы считаете, в чём секрет идеальных отношений между супругами?

Источник: ok.ru

Экзистенциализм, тоталитаризм, философия риска и этика морали: в нашей новой подборке 10 самых значительных женщин-философов разных времен, идеи которых повлияли на облик современного мира.

Достойная внимания мысль может родиться у кого угодно независимо от пола, но это не мешает посмотреть на этот вопрос под определенным углом. Недавно на портале BigThink вышел материал, в котором собраны самые значительные женщины-философы разных эпох — от античности до современности. Предлагаем вам познакомиться с этим списком.

Симона де Бовуар (1908-1986)

Simone de Beauvoir


Список женщин-философов: Симона де Бовуар

Представительница французского экзистенциализма и основательница феминизма второй волны. Немногие философы могут сравниться с Бовуар, хотя она никогда не думала о себе как об уникальной на этом поприще. Она написала десятки книг, в том числе «Второй пол» и «Этику неоднозначности». Стиль изложения у Бовуар понятный, доступный, она фокусируется на прагматических вопросах экзистенциализма в отличие от своего партнера по открытому браку — Жана-Поля Сартра, который больше внимания уделял теории. Во французской политике Симона де Бовуар занимала активную позицию, была социальным критиком, участвовала в демонстрациях протеста и являлась членом французского сопротивления.

«Проклятие, которое лежит на браке, заключается в том, что люди слишком часто объединяются в своей слабости, а не в своей силе. Каждый нуждается в другом, вместо того, чтобы получать удовольствие от преподнесения дара любви».



Углубляемся: «Экзистенциализм — это гуманизм»: Жан-Поль Сартр о свободе и ответственности


Гипатия Александрийская (род. 350 — 370, умерла 415)

Hypatia of Alexandria

Гипатия Александрийская

Актриса в роли Гипатии Александрийской, 19 в. / Фото: Джулия Маргарет Кэмерон

Греческая женщина-ученый, по мнению многих современников, – величайший философ своей эпохи. Ее слава была так велика, что будущие студенты преодолевали огромные расстояния, чтобы услышать ее лекции. И хотя по сей день нет определенности в отношении объема написанных ею сочинений, что является общей проблемой для древних авторов, ясно по крайней мере то, что она создала несколько работ вместе со своим отцом. В Александрии она преподавала философию Платона и Аристотеля, была последователем плотиновского неоплатонизма; Гипатия также вела математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Она была активной участницей городской политики Александрии, имела влияние на отцов города. В отношении ее гибели есть несколько мнений: она могла быть убита христианской толпой во время крупных стихийных беспорядков в городе; но также существует версия, что она могла оказаться жертвой оппозиции городской власти, которая обвинила ее в чародействе и околдовывании префекта.

«В Александрии была женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что намного превосходит всех философов своего времени».

 Сократ Схоластик, «Церковная история»


Ханна Арендт (1906-1975)

Hannah Arendt

Women philosophy

Ханна Арендт, 1943 / Фото: © Фред Штайн

Еще одна великая женщина-философ, не считавшая себя таковой. Немка еврейского происхождения, бежала в Нью-Йорк от французского режима Виши (Vichy France). Она много писала о тоталитаризме, а в своей лучшей работе  «Происхождение тоталитаризма» анализировала и объясняла, как подобные режимы приходят к власти. Точно так же в ее книге «Эйхман в Иерусалиме» рассматривается, как при определенных условиях даже самые обычные из людей могут демонстрировать тоталитарное мышление. Ханна Арендт в том числе писала и на другие политические темы, пыталась осмыслить спорные вопросы американской и французской революций, предложила критику идеи прав человека.

«В условиях тирании гораздо легче действовать, чем думать».



Смотрите также: Тоталитаризм и банальность зла: лекции по философии Ханны Арендт


Филиппа Фут (1920-2010)

Philippa Foot

Women philosophy

Филиппа Фут в Оксфорде (1990 г.) / Фото: © Стив Пайк / Getty Images

Эта англичанка исследовала преимущественно вопросы этики. Наибольшую известность и развитие получила описанная ею «проблема вагонетки». Филиппе Фут часто приписывают возрождение аристотелевской мысли. Она трудилась в Оксфорде и Калифорнийском университете и в течение жизни поработала со многими философами своего времени, ее работы серьезно повлияли на мировоззрение многих ныне живущих ученых. Собрание эссе «Добродетели и пороки» сегодня приобретает особенное значение в свете недавно возрожденного интереса к этике добродетели.

«Вы задаете философу вопрос и  после того, как он или она немного поговорят, вы больше не понимаете свой вопрос».

Элизабет Энском (1919-2001)

G.E.M Anscombe

Women philosophy


Английский философ, работающая в Оксфорде. Она исследовала множество тем, включая логику, этику, метаэтику, ум, язык, интересовалась феноменами военных преступлений. Самая крупная и значимая ее работа — «Интенциональность». Это серия статей, показывающих, что то, что мы намереваемся осуществить, имеет большое влияние на наши моральные устои. Ее новаторская работа «Современная философия морали» имела существенное влияние на современное исследование этических проблем; именно в ней она впервые использует термин «консеквенциализм». Элизабет Энском вела дебаты со многими известными мыслителями, в том числе с Филиппой Фут, и была инициатором протестов в отношении политики 33-го президента США Гарри Трумэна и абортов в локальных клиниках.

«Те, кто пытается относиться к сексу как к простому и случайному наслаждению, платят высокую цену: они становятся поверхностными».

Мэри Уолстонкрафт (1759-1797)

Mary Wollstonecraft

Women philosophy

Портрет Мэри Уолстонкрафт кисти Джона Опи (1797 г.)

Тоже англичанка, философ и популярный писатель. Автор работы «Защита прав человека», изданной в ответ на книгу Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции». Также написала «В защиту прав женщины» как ответ тем, кто выступал против образования для женщин. В некотором роде, она стала первым философом феминизма. Помимо этого, она также написала несколько романов, путеводителей и детскую книгу. Мэри Уолстонкрафт умерла от осложнений при родах в возрасте 38 лет. Ее дочь стала известным писателем – это Мэри Шелли, автор «Франкенштейна».


«Добродетель может процветать только среди равных».


Читайте также: Женщины-лауреаты Нобелевской премии по литературе


Анна Дюфурмантель (1964-2017)

Anne Dufourmantelle

Женщины-философы: Анна Дюфурмантель

Анна Дюфурмантель, 2011 г. / JLPPA / Bestimage

Француженка, философ и психоаналитик, получила известность как исследователь философии риска. В частности, ей принадлежит идея о том, что для того, чтобы действительно переживать жизнь, мы должны быть готовы к рискам, зачастую значительным; что риск неизбежен, поскольку безрисковых стратегий не существует в принципе. В 2011 вышла её книга «В защиту риска». Она также интересовалась и понятием безопасности, которое противопоставлено риску и которое, по ее мнению, образует пустоту в нашем существовании. Анна Дюфурмантель была автором 30 книг и большого количества интереснейших лекций. Ее смерть символична: она умерла в 2017 года так же, как и жила, рискуя и спасая ⓘАнна Дюруфмантель погибла 21 июля 2017 года на пляже Пампелон недалеко от Сен-Тропе, пытаясь спасти двоих детей, которых течением уносило в море..


«Когда мы находимся лицом к лицу с опасностью, тогда лишь можем ощущать действительно мощный стимул к тому, чтобы превзойти самого себя».

«Быть живым — это риск. Жизнь — метаморфоза, и она начинается с этого риска».

Гарриет Тейлор-Милль (1807-1858)

Harriet Taylor Mill

Women philosophy

© National Portrait Gallery

Английская феминистка и философ. После смерти первого мужа – Джона Тейлора, стала женой экономиста и философа Стюарта Милля, который оказал сильное влияние на ее работы. При ее жизни было опубликовано всего несколько работ, а ее эссе «Освобождение женщин» стало предшественником более поздней работы Милля «О подчиненности женщин», в котором он касается тех же вопросов, что и его жена. Шедевр Джона Стюарта Милля «О свободе» посвящен Гарриет и более того, частично написан ею.

«Все мои опубликованные работы были созданы как с моим участием, так и с участием моей жены, и с годами ее вклад становится все значительнее».

Джон Стюарт Милль


Кэтрин Гинес (родилась в 1978)

Kathryn Gines

Women philosophy

© Wikimedia Commons

Американский философ, работающая в Университете штата Пенсильвания. Гинес глубоко интересуется темами Африки, черного феминизма и его феноменологии. Основательница коллегии «Черных женщин-философов», миссией которой является повышение значимости этой деятельности среди данных женщин, а также создание поддерживающего пространства для развития философской мысли в этой среде. Она спорила с Ханной Арендт и Симоной де Бовуар. В книге о философии Ханны Арендт она отмечала неспособность последней признать, что «негритянский вопрос» был «белой проблемой», и что расизм того времени являлся явлением скорее политическим, а не социальным.

«Используя слово «женщина», и не уточняя какая это женщина – черная, еврейка, колонизированная или женщина из пролетариата – Бовуар скрывает тем самым именно белизну женщины, которую она чаще всего описывает как нечто другое».

Кэрол Гиллиган (родилась в 1936)

Carol Gilligan


Women philosophy

Американский философ, основатель школы этики заботы. Известная работа Гиллиган «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин» была названа «маленькой книгой, которая начала революцию». Она ставит под сомнение ценность универсальных стандартов морали, таких как справедливость или долг, рассматривая их как безличные и далекие от наших сегодняшних проблем. Вместо этого она предлагает, чтобы мы рассматривали отношения и нашу взаимозависимость с точки зрения моральных действий.

«Я обнаружила, что если я скажу, что я действительно думаю и чувствую, люди с большей вероятностью скажут, что они действительно думают и чувствуют. Беседа станет настоящей беседой».

По материалам: 10 Women of Philosophy, and Why You Should Know Them / Big Think.

На обложке: Симона Де Бовуар.

Источник: monocler.ru

Особенности женской философии

Женская философия не может быть похожей на философию мужчин. Физическая и психическая разница между полами формирует у женщин особый подход к осознанию себя, своего места в мире и главных жизненных ценностей.

Главные ценности женщины

фото 890

Основная потребность для каждой женщины — ощущение себя любимой и желанной. Гендерная роль предписывает ей стремиться к созданию семьи. Именно внутри семьи реализуется потребность в принятии. Забота о семье и муже позволяет чувствовать себя нужной.

Большинство женщин, среди своих основных ценностей, выделяют:

  • любовь;
  • материнство;
  • красоту;
  • здоровье;
  • финансовую стабильность;
  • самореализацию.

Мужчины в аналогичном опросе на первое место ставят финансовое благополучие. Эта разница обусловлена отличиями межполовой психологии. Однако в современном мире, строгие рамки социальных ролей стремительно стираются. Изменения в социальной политике позволяют женщинам одновременно играть свою традиционную роль и примерять на себя мужскую, становясь главным добытчиком в семье. Такие изменения, влияющие на саму основу взаимоотношений, становятся главной темой современной женской философии.

Особенности женского взгляда на мир

В течение жизни женщина выполняет разные социальные роли, которые влияют на ее мировоззрение и формируют личность. К ним относятся:

  • дочь;
  • сестра;
  • жена;
  • мать;
  • ученица;
  • работница;
  • подруга.

Переходя с одной ступени развития на другую, женщина получает жизненный опыт, который влияет на ее отношение к миру, своей жизни, жизненной цели и другим ключевым вопросам.

Поскольку долгое время роль женщины в социуме была пассивно-наблюдательной, это не могло не отобразиться на ее взглядах. В противовес мужчинам, культивирующим идеи активного исследования мира и преобразования его под свои нужды, женщины чаще занимают позицию немого созерцателя. В этом случае, невмешательство в процессы изменения общества позволяет взглянуть вглубь и разобраться в сути явления. На основании таких наблюдений часто рождаются новаторские идеи, которые в свою очередь позволяют влиять на социум ненасильственными методами.

Женщины и красота

В течение всего времени развития человеческой цивилизации, формировались и закреплялись стереотипы о красоте, как основной женской ценности и призвании. Стандарты красоты изменяются под влиянием политической и социологической ситуации в мире, но потребность в идеале остается неизменной.

Красота как оружие

Философии о женщинах характеризуется тем, что мужчины и женщины имеют разные варианты развития личности и разное предназначение. Особенность социальной роли мужчины — быть добытчиком и защитником. Женщине отводится роль хранительницы очага. Мужчина завоевывает и доминирует в отношениях, а женщина уступает и находится под его защитой.

Если оружие мужчины — его физическая сила, финансовая состоятельность и высокий статус в обществе, то оружие женщины — ее внешность. С помощью красоты она может добиться более высокого положения, получить различные привилегии.

Красота как ценность

В основе взаимоотношений находится идея о единении двух противоположностей. Сильный активный мужчина и слабая пассивная женщина вместе создают гармоничный союз. Чтобы получить возможность для создания союза (в понимании современного общества — нуклеарной семьи), женщина должна обладать необходимыми качествами. Одно из них — физическая красота.

Модельная внешность является главной ценностью для женщины любого возраста, национальности и социального статуса. Потеря красоты вследствие несчастного случая, заболевания или в силу возрастных изменений в организме может стать причиной апатии, депрессии и даже самоубийства. Поэтому один из ключевых вопросов женской философии — концепт красоты и ее роль в жизни женщины.

Миф о красоте

Современное восприятие красоты претерпевает серьезные изменения. Икона феминизма третьей волны Наоми Вульф в своей знаменитой работе «Миф о красоте» рассматривает красоту, как социальный конструкт, созданный в рамках патриархата. Патриархат или власть мужчин — это особенность мироустройства, при которой принадлежность к мужскому полу наделяет человека особыми правами от рождения. Принадлежность к женскому полу обязывает к роли подчиненного. Одна из обязанностей подчиненной женщины — быть красивой.

фото 891

Стандарты красоты формируются таким образом, чтобы их невозможно было достичь. Естественные особенности внешности объявляются нежелательными и вредными. К ним в разное время относились или относятся: волосы на теле, форма губ, структура волос, вес, рост и другие характеристики тела.

Стремясь достигнуть идеала, женщина должна тратить огромные суммы денег, ограничивать себя в еде, причинять серьезный вред здоровью. Поскольку многие врожденные особенности физиологии изменить невозможно, идеал красоты остается недостижимым. Это заставляет женщину страдать и чувствовать себя неполноценной. «Миф о красоте» утверждает, что женщины могут стать счастливыми только когда откажутся от стремления к навязанному идеалу и осознают, что их ценность не определяется только внешними данными.

Знаменитые женщины философы

Несмотря на запрет на образование, недостатка в женщинах-философах нет. Даже во времена античности были знаменитые мыслительницы, которых уважали их современники. В список основоположниц женской философии входят:

  1. Ханна Арендт. Еврейка, вынужденная бежать из Франции и нашедшая убежище в Америке. Написала несколько работ о политическом устройстве. В своих книгах рассматривала особенности тирании, как формы власти и стремление людей к тоталитаризму.
  2. Филиппа Фут. Занималась исследованиями вопросов этики. Преподавала в Оксфорде, работала со многими современными философами. Ее эссе «Добродетель и пороки» считается классикой современной философии.
  3. Элизабет Энском. Занималась исследованием многих отраслей, включая этику, логику, лингвистику и метаэтику. Знаменитой ее сделала серия статей «Интернациональность», рассматривающая моральные устои, определяющие намерения и поступки человека. Ввела в философский дискурс термин «консеквенциализм».
  4. Мэри Уолстонкрафт. Английская писательница и философ. Выступала за свободный доступ женщин к образованию, за что ее можно считать одной из основоположниц феминистской философии. Помимо политической и социальной литературы писала художественные книги, в том числе, детские. Ее дочь также стала писательницей, она — автор романа «Франкенштейн».
  5. Гипатия Александрийская. Дочь философии Теона, последовательница взглядов Платона и Аристотеля. Она была влиятельным политическим деятелем своего времени и знаменитым философом. Преподавала философию, математику и астрономию, после смерти отца руководила его школой. Внесла большой вклад в развитие схоластики.
  6. Анна Дюфурмантель. Французский философ, исследовала философию риска. Написала 30 книг, наибольшую известность ей принесла работа «В защиту риска». В ней писательница рассматривает риск, как необходимую мотивацию к развитию.
  7. Гарриет Тейлор-Милль. Основоположница британского феминизма. После смерти своего первого мужа вышла замуж за философа и единомышленника Джона Милля, вместе с ним изучала социальную роль женщины в обществе. На основе ее эссе, Милль написал свою работу «О подчиненности женщин», которая стала одной из первых официально опубликованных книг о феминизме.
  8. Кэтрин Гинес. Преподаватель Пенсильванского Университета, исследует Африку и особенности «черного» феминизма. Основала коллегию «Черных женщин-философов». Критиковала феминистские идеи Бувуар за недостаточную инклюзивность. По мнению Гинес, помимо патриархата, главной проблемой чернокожих женщин по-прежнему остается расизм и это необходимо учитывать.
  9. Симона де Бувуар. Одна из основоположниц «белого» феминизма. Автор нескольких десятков книг, из них наиболее известна «Второй пол». В ней писательница рассматривает роль женщины в современном мире, особенности отношений с мужчинами, материнство и другие основные жизненные аспекты. Вместе с Жан-Полем Сартром она развивала и популяризовала французский экзистенциализм. Ее знаменитое высказывание «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» стало одной из самых употребляемых литературных цитат.
  10. Кэрол Гиллиган. Рассматривала стандарты морали и этики, критикуя универсальность понятий. Основала школу этики заботы, написала несколько книг о психологии женщин.

фото 892

С развитием современных технологий, возможность женщин получать образование, и участвовать в общественном и научном дискурсе значительно возросла. Это дает основание полагать, что в будущем известных женщин-философов будет становиться больше, а их вклад в развитие философии станет весомее.

Источник: mystroimmir.ru

Гипатия Александрийская: жертва политических разборок

Благодаря постоянным ссылкам в трудах античных философах мы знаем, что в Древней Греции было немало женщин-философов, особенно в школе пифагорейцев. Благодаря своей научной деятельности и трагической судьбе самой знаменитой из них стала Гипатия.

Отцом Гипатии был один из виднейших учёных своего времени Теон Александрийский. По видимости, предрассудками относительно женщин он не страдал и свою дочь сразу готовил к особой судьбе. По крайней мере, он дал ей имя, которое означает буквально «высшая». Теон лично обучал дочь.



В возрасте около сорока-пятидесяти лет (нормальное начало такой карьеры) Гипатия стала читать лекции в школе отца при Мусейоне — том самом греческом культурно-образовательном центре, которому принадлежала Александрийская библиотека. В школе Гипатия руководила кафедрой философии, но в области её интереса также были астрономия и математика.

Современники знали Гипатию как автора сложнейших астрономических таблиц и последовательницу школы неоплатонизма. После смерти отца учёная взяла на себя руководство его школой, как главная его ученица. Слава и Гипатии, и её учебного заведения привлекала множество учеников, так что школа процветала даже без муниципального финансирования. Среди выпускников было немало крупных правительственных чиновников. Закончил её и раннехристианский философ-богослов епископ Синезий.



«Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому желающие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей», писал позже историк Сократ Схоластик.

Смерть Гипатии была страшной. Она имела большое влияние на градоначальника, и его политический оппонент, епископ Кирилл, заявил своей пастве, что Гипатия языческими чарами околдовывает градоначальника и влияет на его решения. Самые фанатично настроенные сторонники Кирилла напали на Гипатию и буквально растерзали её, не слушая оправданий. Все труды Гипатии сгорели вместе с Александрийской библиотекой. Нам остались только воспоминания о самой учёной.


Лу Саломе: треугольник с участием Ницше

Уроженка Санкт-Петербурга, писательница, философ, психоаналитик знаменита, в числе прочего, влиянием, которое она оказывала на Ницше, Фрейда и Рильке. Отцом Лу (тогда ещё Луизы) был русский немец, генерал Густав фон Саломе. «Лу» девушку придумал называть пастор, в которого она влюбилась в семнадцать лет.
В восьмидесятые годы европейские университеты буквально оккупировали российские студентки — ведь на родине эти девушки получить высшее образование не могли по закону. Лу учиться поехала в сопровождении матери, в Швейцарию.

В Европе Лу пропитывается духом свободы, гуляющим среди её соотечественниц. Она посещает салоны, путешествует по разным странам в компании двух молодых людей — Пауля Реё и Фридриха Ницше. Хотя Лу проповедовала жизнь коммунами в условиях целибада, многие до сих пор подозревают, что связь её с Паулем и Фридрихом была не только духовной. Ницше всем представлял Саломе как одну из умнейших людей их времени и позже вывел её образ в своём знаменитом «Заратустре».



В двадцать пять лет Лу выходит замуж за профессора-востоковеда Фридриха Карла Андреаса. Андреас намного старше и Лу соглашается на его предложение только после того, как он пытается вонзить себе в грудь нож. Тем не менее, мужу она ставит условие: никаких интимных отношений. Саломе и Андреас прожили вместе сорок три года, и, судя по всем признакам, действительно не касались друг друга. Лу предпочитала допускать в свою постель мужчин помоложе. Андреас тоже крутил романы на стороне; его дочь от одной из любовниц Саломе позже удочерила.

Как психоаналитик, Саломе сотрудничала с Анной Фрейд, написала 139 статей и книгу по философии и психологии эротического влечения. Лу скончалась в 1937 году, и сразу после смерти Саломе нацисты торжественно сожгли её библиотеку.


Туллия д’Арагона: самая некрасивая куртизанка Италии

Ещё при жизни ставшую знаменитой Саломе сравнивали с женщиной-философом, известной также как самая необычная куртизанка Италии — Туллией д’Арагона. Вообще и выбор Туллией стези куртизанки, и её популярность на этом поприще кажутся необъяснимыми. Девушка была дочерью кардинала и его любовницы Джулии Фарнезе, не знала ни в чём отказа, с по меркам своего времени была к тому же некрасива: высокая, худая, с крючковатым носом.

Поклонники, впрочем, взахлёб хвалили нежный голос Туллия, её умение поддержать самый умный разговор и игру на лютне. Своё необычайное образование она получила при поддержке отца, рано заметившего большой ум девочки.

Туллия постоянно меняла место жительства. Среди её любовников было немало знаменитых поэтов, что само по себе обеспечивало ей место в истории. Но прославилась Туллия своими философскими исследованиями природы женской сексуальности и эмоциональности.



Как куртизанка, Туллия умудрялась выделяться даже в Венеции, городе, где проживало около ста тысяч куртизанок. Кроме того, она отметилась в политическом скандале вокруг неких государственных секретов во Флоренции, а известный писатель своего времени Джироламо Муцио посвятил ей свой «Трактат о браке». Муцио также помогал издавать сочинения Туллии, будучи поклонником её острой мысли и литературного таланта.

Туллия, одна из немногих куртизанок, получила в конце концов право не соблюдать предписания по одежде для куртизанок и официально именоваться по роду занятий «поэтессой». С учётом предрассудков против женщин и особенно тех, что ведут неправедный образ жизни, это признание достижений многого стоит.


Кристина Пизанская: девочка, выросшая в библиотеке короля

Философы прошлого очень часто объясняли, почему мир и общество устроены именно так, как устроены, исходя из того, что в целом всё справедливо и некоторые люди (не они) от природы рождены страдать и на лодочке грести. Понятное дело, когда в философию приходила женщина, она, напротив, исходила из того, что общественно устроено несправедливо. Аргументировала свои взгляды она в терминах, актуальных для её времени и культурной среды. Неудивительно, что многие мыслительницы прошлого считаются прафеминстками. Среди них и одна из самых первых мыслительниц, протестующих против положения женщин в обществе, Кристина Пизанская.

Отец Кристины, итальянец, был медиком и астрологом при дворе французского короля Карла Мудрого. Девочка росла во дворце и имела свободный доступ к королевской библиотеке — в отличие от почти всех других девочек Франции того времени. Библиотека в Лувре при этом была самой крупной в Европе, так что Кристина с детства зачитывалась итальянскими и древнеримскими авторами.



В пятнадцать лет, тем не менее, с Кристиной поступили точно так же, как с малограмотными девочками — выдали замуж за мужчину намного старше. Она родила от него троих детей. Через десять лет брака Кристина овдовела: мужа убила чума. Поскольку к тому времени не осталось в живых ни доброго короля Карла, ни отца Кристины, молодая вдова оказалась в тяжёлом положении.

Ей удалось найти себе покровителей, Жана Беррийского и герцога Людовика Орлеанского. Дети были уже далеко не младенцами, новых детей не предвидится, покровители выдавали хоть крошечный, но твёрдый пансион, и Кристина занялась делом, о котором мечтала очень давно: литературой.

За девять последующих лет Кристина написала более трёхсот любовных баллад и стихотворений. Они сделали её довольно известной: поэтессу пригласили к английскому двору. Но Кристина предложение отклонила, а вскоре покинула и блистательный Париж, чтобы переехать в монастырь. Там ей ничто не мешало много читать и много читать. В конце концов, в историю она вошла не как поэтесса, а как создательница «Книги о Граде Женском», философском труде, обосновывающем изначальное равенство женщин и мужчин в способностях и талантах.



Эта книга послужила началом так называемого «спора о женщинах», длительной общественной, преимущественно письменной дискуссии, которая развернулась во Франции через сто с лишним лет после выхода книги. Среди участниц спора была ученица Монтеня мыслительница Мари де Гурне, скандальную славу которой можно сравнить только со славой женщин-философов Симоны де Бовуар и Андреа Дворкин в двадцатом веке. Несмотря на идеи, противоречащие традициям, де Гурне выплачивал пенсию сам кардинал Ришельё — они сходились во взглядах на пути французского языка.

Анна де Сталь: головная боль Наполеона

Мадам де Сталь прославилась своим противостоянием с Наполеоном — после публичной дискуссии тот даже выслал её из Франции. Анна также одна из самых известных историков Революции и противников реставрации монархического строя; ей принадлежат труды, из которых многие современники почерпнули идеи о неизбежном регрессе литературы при авторитарных режимах, а современницы — о необходимости признания равных прав у женщин и мужчин. Сейчас эти идеи не покажутся чем-то острым, но они очень сильно раздражали Наполеона и были среди причин его решения об изгнании мадам де Сталь.

Как известно, при одном упоминании Анны у Наполеона менялось лицо. Он обсуждал её только с переходом на личности и, чтобы подписать постановление о ссылке, даже отвлёкся от остроактуальных внешнеполитических вопросов.



Анна была дочерью министра финансов последнего короля династии Бурбонов. Её мать держала знаменитый на весь Париж литературный салон; со временем де Сталь завела такой же. Несмотря на отсутствие активной политической деятельности, в политических кругах она пользовалась влиянием как идеолог. Её первым философским трудом стали комментарии к «Духу закона» Монтексьё — и она написала их в возрасте пятнадцати лет, поразив взрослых знакомых умением формулировать мысль.

В двадцать лет Анну выдали замуж за шведского посла, барона Эриха Магнуса Сталя фон Гольштейна. Брак оказался несчастливым, что, возможно, только добавило философичности натуре Анны. Несмотря на то, что вся её семья, как и сама Анна, пострадали от Великой Французской Революции, идеи свободы и равенства де Сталь приняла очень близко к сердце и после изгнания эпатировала своими рассуждениями на эту тему половину Европы — она объездила много стран, включая Россию.

Один из самых знаменитых романов де Сталь — «Коринна» — о тяжёлой судьбе гениальной женщины в обществе, где женщина не имеет права быть гениальной. Та же тема поднимается и в другом, более скандальном для современников роман «Дельфина». Де Сталь также известна глубоким по меркам своего времени этнографическим трудом, посвящённым Германии и немцам, сочинением в защиту Марии-Антуанетты, и этнографическим заметкам о России, вошедшим в её автобиографическую книгу «Годы изгнания».



Несмотря на то, что де Сталь описывали словами «дурна, как чёрт, умна, как ангел», в её жизни хватало романов, в том числе с мужчинами значительно младше. Скандальная слава не только не мешала приглашать её на приёмы в монархических государствах, но и, скорее, увеличивала количество приглашений. Умерла де Сталь от инсульта — шла на вечер у министра и упала прямо на ступеньках его дома. Несколько месяцев она пролежала больная и испустила последний вздох в годовщину своей любимой Революции.

Знаменитые куртизанки Востока, которые остались в истории искусства своих стран, тоже разрушали стереотипы своим талантом, память о котором осталась в веках.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru


Categories: Вопросы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.