Философские взгляды Т. Гоббса

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.

I.I Жизнь Т. Гоббса

Филосовская система Гоббса

II.I Предмет и метод философии

II.II Философия природы

II.III Теория познания

II.IV Мораль и право

II.V Учение о государстве

II.VI Учение о религии

II.VII Учение о человеке

III. Заключение

IV. Литература

    Введение

I.I Жизнь Т. Гоббса

Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа, создателя системы механического материализма Томасу Гоббсу (1588-1679),который являлся поборником естественнонаучной методологии и считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики.


Томас Гоббс родился 5 апреля 1566 г. в г. Мальмесбюри, в семье священника. Уже в детском возрасте он обнаруживал выдающиеся способности и одаренность. В школе хорошо овладел древними языками — латинским и греческим. В пятнадцать лет Гоббс поступил в Оксфордский университет, где преподавалась схоластическая философия. Получив степень бакалавра, он приступает к чтению лекций по логике. Вскоре ему представляется возможность совершить продолжительное путешествие по Европе. Его пребывание в Париже совпадает как раз с одним крупным событием, которое потрясло тогда Францию и которое произвело, несомненно, сильное впечатление на Гоббса: убийство Генриха IV, совершенное Равальяком. Это событие направило внимание Гоббса в сторону политических вопросов; оно заставляет его в особенности задуматься над ролью церкви в ее отношениях к государству. Он провел целых три года во Франции и Италии, где имелвозможность ознакомиться с новыми направлениями и течениями философской мысли. Убедившись в полной бесполезности для жизни схоластической метафизики, Гоббс оставляет свои занятия по логике и физике и обращается к изучению классической древности. Он предается изучению греческих и латинских авторов- философов, поэтов, историков.


зультатом этих занятий явился блестящий перевод(1628 г.) на английский язык великого античного историка Фукидида. Это была первая литературная работа будущего философа, которому, однако, пошел уже сорок первый год. К тому же времени относится и его личное знакомство с Ф. Бэконом, с которым он поддерживал дружеские связи, но философское мировоззрение, которого его не удовлетворяло. Ко времени их знакомства Бэкон опубликовал свой главный методологический труд "Новый Органон"(1620).

В 1629 г. Гоббс совершил вторую поездку на континент, которая оказалась для него по своим результатам более плодотворной. Он случайно ознакомился с "Элементами" Евклида, и это обстоятельство дало ему толчок в смысле понимания полезности и целесообразности математического метода. У Гоббса появилась мысль о возможности и необходимости применения математического метода в области философии. Заветной мечтой Гоббса было изучение, прежде всего, общественных проблем, природы права и государства, но именно для изучения этих объектов и требовалось найти новый метод. Познакомившись с Евклидом, он решил, что общественные отношения людей должны быть изучаемы геометрическим методом .

Решающее значение в смысле полного оформления взглядов Гоббса имела третья поездка на континент. Во Флоренции он познакомился с величайшим ученым и физиком того времени — Галилеем. В эту поездку Гоббс сделал новое завоевание — предметом его интереса становится проблема движения . Так складывались отдельные элементы его философской системы: в основу ее было положено движение тела , которое подлежало изучению при помощи геометрического метода .


В 1637 г. он вернулся на родину. В 1640 г. он выпускает в свет свое первое политическое сочинение "Основы философии". Эта работа ставит себе целью защиту неограниченности прав верховной власти, т.е. короля. После обнародования книги Гоббс понял, что оставаться в Англии дольше для него небезопасно, и он решил заблаговременно уехать во Францию.

Последнее длительное пребывание Гоббса во Франции сыграло огромную роль в его философской деятельности. Здесь он познакомился с научными и философскими идеями Р. Декарта, получавшими все большее распространение. Гоббс написал на переданную ему рукопись важнейшего философского произведения Декарта — "Метафизические размышления", свое произведение "Возражения" с сенсуалистическо-материалистических позиций. Полемика с Декартом способствовала выработке Гоббсом оригинальной и стройной системы философских воззрений. Но главный его интерес был по-прежнему сосредоточен на социальных вопросах, которые оставались наиболее актуальными для Англии, где началась революция и гражданская война. Это объясняет, почему обнародование своей системы Гоббс начал с третьей ее части, которую он назвал "О гражданине"(1642 г.). Работе "О гражданине" должны были предшествовать две другие части: "О теле" и "О человеке".


политические события в Англии заставили его поспешить с изданием именно третьей части системы. Великая гражданская война на его родине, тянувшаяся с 1642 г. и завершившаяся полной победой республиканской партии, во главе с Оливером Кромвелем, и казнью короля Карла I в 1649 г., заставляла Гоббса уделять почти все внимание политическим проблемам. В 1651 г. в Лондоне было опубликовано самое знаменитое произведение Гоббса "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского". "Левиафан" был задуман Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государство уподобляется библейскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным словам, стремился "поднять авторитет гражданской власти", с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.

Вскоре после выхода этого произведения Гоббс переехал в Лондон, где Кромвель торжествовал победу, как над роялистами, так и над революционной стихией народных масс. Он одобрительно отнесся к возвращению Гоббса. Здесь на родине, философ завершил изложение своей системы, опубликовав в 1655 г. сочинение "О теле", а в 1658г. сочинение "О человеке". Три главных произведения : "О теле", "О человеке" и "О гражданине", отличающиеся единством замысла и исполнения, носят общий заголовок — "основ философии". Выношенная в течение многих лет, философская система была закончена во всех частях. Гоббс был уже глубокий старик.


Республика пала, наступила эпоха реставрации. 25 мая 1660 г. Карл II совершил свой торжественный въезд в Лондон. В годы реставрации монархии Гоббс переживал весьма трудные времена. Философа подвергали травле, обвиняя его, прежде всего в атеизме — весьма распространенное и опасное в те времена обвинение. "О гражданине" и "Левиафан" были включены католическим духовенством в список запрещенных книг.

Автор "Левиафана" был объявлен безбожником. Началась травля философа. Роялисты ставили Гоббсу в вину то, что он отрицает божественный характер власти монархов и королевские прерогативы. Они не могли простить ему призывы к повиновению республике.

"Левиафан" был в Англии запрещен. В 1668 г. году Гоббсом было написано сочинение под названием "Бегемот", или "Долгий парламент". "Бегемот" представляет собою историю революционного времени. Только через десять лет удалось напечатать это произведение в сокращенном виде.

Через три года после смерти философа Оксфордским университетом был издан декрет против вредных книг и завиральных идей, разрушительно действующих на государство и человеческое общество. В этом декрете почетное место отведено "О гражданине" и "Левиафану", которые через несколько дней после опубликования декрета были торжественно сожжены на площади при большом стечении публики. Так реставрация почтила память великого мыслителя.


Гоббс умер 4 декабря 1679 г. на 91-м году жизни, сохранив духовную и физическую бодрость до конца своего долгого жизненного пути. Он начал свою литературную и философскую карьеру уже вполне зрелым человеком, но зато он вел эту работу в продолжение пятидесяти лет непрерывно.

II Философская система Гоббса

II.I Предмет и метод философии

Тома Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении "О теле" английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в большинстве западноевропейских стран.

Восприняв аристотелевское положение, который считал, что форма сообщает материи качественную определенность, образует из нее ту или иную реальную вещь, схоластика оторвала форму от материальных вещей, превратила ее в идеальную сущность, отождествила с божественным разумом.

Не смотря на то, что Гоббса считают последователем теории Ф. Бэкона, которого К. Маркс и Ф. Энгельс назвали "настоящим родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки", сам Гоббс считает основателями новой философии Коперника творца новой астрономии, Галилея положившего фундамент механики, Кеплера развившего и обосновавшего теорию Коперника, и Гарвея, — открывшего теорию кровообращения и заложившего основы науки об организмах.


ли к основателям новой науки Гоббс не причисляет Бэкона, то это потому, что его метод настолько отличается от метода Бэкона, что он не был даже в состоянии оценить заслуги последнего. Его новый метод, "новая логика", как Бэкон ее сам называет, Гоббсом не признается. "Бэкон является конкретным материалистом, а Гоббс — абстрактным, т.е. механическим, или математическим, материалистом", — так писал Л. Фейербах.

Источник: mirznanii.com

Томас Гоббс родился тогда, когда победоносный английский флот потопил испанскую Великую армаду, и Англия стала превращаться во владычицу морей на целые триста лет. И в последующие годы Гоббс был современником крупнейших политических событий XVII века — английской революции, казни короля Стюарта I, гражданской войны, протектората Кромвеля и реставрации Стюартов. После окончания университета, где он изучал в основном теологию и античную философию, Гоббс стал воспитателем в семье графа Кавендиша. Вместе с воспитанником он несколько раз посещает континентальную Европу, в частности Францию, Италию и Швейцарию.


В 1640 году Гоббс издал свою первую работу, посвященную социальным и политическим вопросам, под названием «Элементы законов», в которой проявил себя как решительный защитник монархии. В начале 40-х годов он эмигрирует во Францию, где издает работу «О гражданине» (1642). Но главное философско-политическое произведение Гоббса называется «Левиафан» (1651), и в нем Гоббс выступает как сторонник сильной монархической власти. В то же время в этой работе он критикует представителей роялистской эмиграции, в частности духовенство. После разрыва с роялистами он возвращается в Англию, где у власти находится Кромвель. Именно здесь выходят его работы «О теле» (1655), «О человеке» (1658), которые дополняют трактат «О гражданине». В этих работах представлены основные философские идеи Гоббса. В годы реставрации Стюартов Гоббс жил в стороне от политики, его трудами никто не интересовался. Гоббс одним из первых попытался распространить принципы механистического естествознания на понимание общества, которое у него оказывается «политическим телом».

Гоббс видит в окружающем нас мире многообразные взаимодействия физических тел, которые происходят по чисто механическим законам. Мир, с его точки зрения, есть материя, а точнее — материальные тела в движении. И такого рода движение легко научно спрогнозировать. Столь же механистически Гоббс описывает жизнедеятельность живых существ, в том числе и человека, у которого сердце подобно пружине, нервы — нитям, суставы — колесам. И все это сообщает нашему организму, как машине, движение. Что касается психики человека, то ее движущей силой Гоббс считал естественное стремление выжить.


В человеческом эгоизме Гоббс видит вполне естественное состояние, которое он как раз и отождествляет со свободой. А препятствия, возникающие на пути так понятой свободы, он характеризует в качестве необходимости. По сути дела то, что Гоббс именует свободой, есть не что иное, как произвол, аналоги которого существуют и в окружающей живой природе. Тем не менее, Гоббс не видит внутри самого индивида возможностей противостоять эгоизму. В противоположность Сократу, а затем Канту, у которых нравственность — реальный антипод эгоизма внутри человека, Гоббс признает для эгоизма не внутреннюю, а только внешнюю узду, связанную с силой государства. Широко известно следующее оригинальное высказывание Гоббса о мощи эгоистических интересов и их роли в жизни общества. В «Левиафане» он пишет о том, что «если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже владеет властью, то, поскольку это было во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Относительно произведения «Левиафан» этот прогноз Гоббса полностью оправдался.

Своеобразие политических воззрений Гоббса определяется тем, что он жил в эпоху междоусобицы и острой политической борьбы.


этих условиях Гоббс уповает на сильную государственную власть. Более того, он пытается дать свое теоретическое обоснование монархии в качестве наилучшей формы правления. Основой политических воззрений Гоббса является теория общественного договора, в которой он опять же исходит из «естественного состояния» людей, в котором идет «война всех против всех». Взаимная вражда людей, считает Гоббс, не говорит о том, что человек изначально зол. По его мнению, она свидетельствует об изначальном естественном стремлении людей к своей выгоде и самосохранению, а в результате по природе своей «человек человеку волк». Но в догосударственном состоянии люди не только эгоистичны, но и достаточно разумны, чтобы заключить между собой общественный договор. Следствием такого договора становится государство в качестве силы, препятствующей взаимной вражде людей. Сравнивая созданное таким образом государство с библейским чудовищем Левиафаном, Гоббс объясняет его безграничную власть не столько законом, сколько силой. И лучше всего, считает Гоббс, когда воля граждан концентрируется в руках одного лица. Так, к примеру, государь стоит над законом, ибо творит его сам. Его автократия, что переводится с греческого именно как «самовластие», проистекает из возможности силой преодолевать раздоры и распри частных лиц. Гоббс не отвергает правовых законов, но считает их орудием, в руках правителя.

Монарх, по мнению Гоббса, — душа государственной власти, благодаря чему она обретает волевое начало. При этом монарх не связан какими-либо обязательствами по отношению к своим подданным, которые должны подчиняться ему абсолютно и беспрекословно. Ведь люди сами пошли на отчуждение личной свободы в пользу государства в ходе общественного договора. И отказались они от права выбора взамен на безопасность и порядок. . По мнению философа, без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу, "борьбы всех против всех". А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть "Левиафан — библейское морское чудовище" (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру — абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Большое значение, как и все мыслите­ли XVII в., Гоббс уделяет такому разде­лу философии, как теория познания — гносеология.

И это понятно, ибо запросы практики требовали особого внимания к науке и получаемым ею данным. Гоббса волнуют те же проблемы, что и Ф. Бэкона: как получить истинное зна­ние — через ощущение или разум, интуицию или логику? Ка­кие методы использовать в познавательном процессе?

По мнению Гоббса, главной целью познания является выясне­ние причин того или иного процесса. Начальным этапом по­знания является процесс осознания того, что в нашем мышле­нии отсутствуют знания об интересуемом нас предмете. При этом следует обратить особое внимание на язык, который яв­ляется не только средством познания, но и источником лжи и ошибок.

Познание начинается с чувственности, в чем и следует видеть первый принцип теории познания. Продукты чувственного по­знания Гоббс предлагает называть «фантомами (призраками)». Люди, получив восприятия — фантомы (образы), обозначают их знаками. Роль знаков в жизни людей очень велика. В определен­ном смысле знаки создали самого человека, поэтому его можно определить как существо, оперирующее знаками.

Гоббс разработал цельное учение о знаках, в котором рас­крывается их гносеологическая роль, структура и классифика­ция (типология).

Каждый знак по своей структуре, отмечал Гоббс, состоит из значения, которое он заключает в себе, и материала. Гоббс, будучи классическим представителем номинализма XVII в., утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а понятия есть лишь их имена. Наиболее общие поня­тия представляют собою «имена имен», которыми пользуется человек в ходе познания. Человек, по Гоббсу, располагает двумя видами знаний: знанием о физических телах и знанием об именах вещей.

В процессе познания, подчеркивал Гоббс, используются два противоположных метода: индукция и дедукция. Если ме­ханика чаще всего пользуется логической дедукцией, то эмпи­рическая физика тяготеет к индукции. Внутри самой философии индукция преобладает в познании природы, а де­дукция — в познании государства.

Источник: studopedia.ru

Договорная теория происхождения государства

Таким образом, понятие общественного договора предполагает то, что люди, заключая соответствующее соглашение (контракт) откажутся от части собственных суверенных прав в пользу государства, которое, в свою очередь, воспримет обязанность по обеспечению их интересов.

Заслуга Томаса Гоббса в сфере разработки теории общественного договора состоит в том, что он был первым философом, подробно и определенно сформулировавшим соответствующей теорию. Он указывал на то, что жизнь в догосударственном («естественном») состоянии была для людей одинокой, бедной и неприятной, поскольку в таком состоянии личный интерес вкупе с отсутствие субъективных прав и соглашений препятствовали нормальному развитию общества.

Отчасти с этими же негативными проявлениями Гоббсом связывались аполитичность и асоциальность людей в соответствующий период. Однако закономерным следствием развития «естественного состояния» людей стало появление общественного договора.

По своему существу «общественный договор» может быть охарактеризован в качестве определенного события, в рамках которого люди объединялись, отказываясь при этом от части собственных естественных прав, осознавая необходимость этого для формирования целостного общества, а в дальнейшем – государства, призванного защищать человеческие права и свободы, а также регулировать основы социального взаимодействия.

Таким образом, «заключение общественного договора» позволяло вывести общество людей из естественного, анархичного состояния и создавало предпосылки и условия для эффективного эволюционного развития человеческого социума.

Трактат «Левиафан» как основа политической философии Т. Гоббса

Как было отмечено выше, работа Т. Гоббса «Левиафан» по праву признается одним из первых основательных трудов в области политической философии, оказавшей заметное влияние на развитие политики и государственности, а также рассматриваемой сферы философского знания.

В «Левиафане» Гоббс рассуждает о том, что следует выделять три основных этапа становления политического организма:

  1. Естественное состояние, в рамках которого происходит своеобразная «война всех против всех», а единственно актуальные на данном этапе естественные законы, не приводят к установлению мира и безопасности в обществе;
  2. Переход к государству – в рамках данного этапа происходит осознание недостаточности естественных законов, и необходимости отказа от части естественных прав, установлению возможности применения мер государственного принуждения, как залога мира и безопасности людей;
  3. Государственное состояние – результат эволюционного развития общества, достигаемый после заключения т.н. «естественного договора» между всеми членами общества.

Наряду с рассмотрением вопросов и порядка возникновения государственности, большое значение в «Левиафане» уделено Гоббсом рассмотрению и философскому осмыслению проблем мятежей и восстаний в государстве. Так, Гоббс указывал на то, что право на восстание по праву принадлежит народу, в том случае когда правительство безвластвует, то есть оказывается неспособным обеспечить защиту собственных граждан (подданных)

Также Гоббс формулировал три начала, проявления которых обнаруживаются в тех государствах, граждане которых способны устраивать мятежи:

  1. Предрасполагающие людей к мятежу учения и склонности, по своему содержанию, противные мирному государственному устройству;
  2. склонности, которые уже предрасположенных склоняют, призывают и направляют к отделению и к оружию;
  3. Наличие определенного способа осуществления мятежа, восстания.

Источник: spravochnick.ru


Categories: Взгляд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.