Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение


"Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова"

Реферат

Философия Никколо Макиавелли.

Студент: Малышев Михаил

Преподаватель: Ильина Е.А.


План:

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Биография Никколо Макиавелли………………………………………………5

3. Произведение «Государь»……………………………………………………..8

4. Отношение Макиавелли к религии…………………………………………..10

5. Политическая позиция………………………………………………………..12

6. Вывод…………………………………………………………………………..14


Введение.

Итальянский философ, мыслитель и государственный деятель Никколо Макиавелли вошел в историю как искусный политик. Сегодня под макиавеллизмом в политическом управлении понимается приоритет государственной власти, ради которой правитель может использовать все, в том числе цинизм, хитрость, преобладание силы и коварства.


Трактат «Государь» был издан уже после смерти автора. Заслуга Макиавелли в том, что он вплотную затронул тему получения и захвата государственной власти. Затем он исследовал подобный опыт в истории на примерах завоеваний Александра Македонского. Попытавшись дать оценку естеству государственной системы, он описал свою точку зрения о роли граждан в государстве и возможностях силы власти.

В итоге он подступил к самой животрепещущей проблеме, такой как личность правителя, «государя», чему посвятил большую часть книги. Говоря об этой ключевой теме, он также присоединил требования к советникам «государя», и изучил новейшую историю Италии, призывая сделать ее независимым и мощным государством.

Произведение «Государь» полезно для чтения любым человеком, который интересуется системами политического управления. Правда, сам Макиавелли адресует своего «Государя» правителям Флоренции Медичи, к которым хотел отправиться на службу.

Основные положения «Государя» Макиавелли не потеряли своей актуальности в ходе исторического развития, они востребованы и в современной политике.

Макиавелли поднимает вопросы:

1. отношений лидера государства с народом;


2. особой роли законов в жизни общества;

3. демократических начал в основании государственной власти;

4. укрепления границ и защиты государства.

По мнению Макиавелли, законы и право в целом определяют значимую роль в жизни общества. Нерушимость законов Никколо связывает с организацией социальной безопасности, а тем самым и спокойствия народа. Он указывал, что с врагом можно бороться прежде всего законами.

Для Макиавелли право – это орудие власти и выражение силы. Во всех государствах основой власти служат грамотные, четко прописанные и выверенные законы. Это является крайне актуальным для современного общества и его политического устройства.

Чрезвычайно важна еще одна концепция, разработанная Макиавелли, под названием «Как государь должен поступать касательно военного дела». Любое государство прежде всего стоит на страже интересов своих граждан и на защите самого государства от внутренних, но, главное, внешних врагов.

Современная Россия проводит активную политику на международной арене. Ни для кого не секрет, что она обладает большим военным потенциалом, и это признает весь мир.

Таким образом, воплощается одна из концепций Макиавелли в современном государстве. В частности, Россия всю свою историю вынуждена себя защищать.

Биография


Макиавелли Никколоди Бернардо — итальянский политический мыслитель, общественный деятель и писатель, родился в деревне Сан-Кашано рядом с городом Флоренция 3 мая 1465 года. Происходил из обедневшей дворянской семьи нотариуса.

Родители Макиавелли были образованными людьми. Его отец — Бернардо Макиавелли поддерживал дружеские связи с известными книгопродавцами. В их числе был и Джунта, потомок которого позднее стал первым издателем книг Никколо.Мать Никколо – донна Бартеломеаписала поэмы и гимны, распевала их в церкви Санта-Тринита.Заработка Бернардо едва хватало на нужды семьи, поэтому он строго следил за семейным бюджетом.

6 мая 1476 года Никколо поступил в школу магистра Маттео и стал обучаться грамматике. Через год, он был отдан в городскую школу, где изучали латинских классиков.Образование Макиавелли, как об этом свидетельствует его переписка, дополнялось знакомством с музыкой, которую он любил. С юных лет он стал интересоваться политикой и политической жизнью. В молодости он не только внимательно прочитал, но и собственноручно переписал труд античного материализма — поэму Лукреция "О природе вещей". Вскоре он приохотился к чтению древних писателей и историков, а также великих творцов новой итальянской культуры — среди них Данте, Петрарка, Боккаччо. Благодаря усилиям родителей и влиянию культурной среды, а также его собственной настойчивости он был подготовлен к деловой карьере.


В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи, семья которого правила городом почти 60 лет, был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен монах Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции. Под его влиянием в 1494 году была восстановлена Флорентийская республика, также были возвращены республиканские учреждения. По предложению Савонаролы были учреждены «Большой совет» и «Совет восьмидесяти».

Четыре года спустя, при поддержке Савонаролы, Весной 1498 года Макиавелли избирается на должность секретаря Второй канцелярии, а затем — секретаря Совета Десяти — правительства республики.

На должности секретаря он выполняет множество важных дипломатических поручений, принимает участие в поездках в Рим, Францию, в Германию. Этот опыт вместе с изучением древних авторов служит основой его трудов.

Несмотря на скорую опалу и казнь Савонаролы, через полгода Макиавелли был вновь переизбран в Совет восьмидесяти, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела, уже благодаря авторитетной рекомендации премьер-секретаря Республики, Марчелло Адриани, известного гуманиста, который был его учителем.

В 1513-1514 годах Макиавелли был обвинен в причастности к заговору против Медичи. Никколо попал в тюрьму, где подвергался допросам и пыткам. Но в итоге был освобожден по амнистии в связи с избранием папой Джованни Медичи. После освобождения из тюрьмы он пытался вернуться на службу в канцелярию, но безуспешно. Макиавелли уехал в свое поместье, находившееся около Флоренции, где начал работу над своимглавным произведением – «Государь». Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора.


В ноябре 1520 года Макиавелли был призван обратно во Флоренцию, где получил должность историографа. Правительство поручило ему работу над историей государства. Он написал «Историю Флоренции».

Макиавелли скончался в Сан-Кашано, неподалеку от Флоренции, в 1527 году. Местонахождение его могилы неизвестно, однако памятник в его честь находится в церкви Санта-Корче во Флоренции. На памятнике выгравирована надпись: «Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени».

«Государь» Макиавелли.

Одно из своих важнейших произведений — «Государь», Макиавелли создал в 1513 году. В то время состояние Италии было довольно напряженным. Она перестала быть единым государством. Все ее части завоевали суверенитет и многие превратились в сеньории. При этом строе сохранились внешние формы республиканского строя, но фактически города-государства управлялись представителями одного знатного рода, передававшего власть по наследству. Италия превратилась в беспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случая устанавливалось монархическое, аристократическое или демократическое правление.Италия стала ареной войн, которые иноземные державы стали вести за ее земли. Немцы, французы, швейцарцы постоянно нападали на Италию и грабили ее.


В своем произведении, Макиавелли описывает реальные качества правителя и дает совет – каким нужно быть новому государю в реальной жизни, аргументируя это событиями мировой истории.В "Государе" Макиавелли описывает монарха, который с помощью всех средств, обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти.Он рассматривает качества, которыми обладает правитель и высказывает свою точку зрения о них.

Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, тратили все свои богатства. После опустошения казны они просто поднимали уже существующие налоги или устанавливали новые, гораздо высокие налоги, что вело к ненависти обычных граждан. Поэтому Макиавелли советует правителю не бояться быть скупым.

Рассуждая о жестокости и милосердии, Макиавелли пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Часто для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь обязан не допустить этого, даже если придется жестоко подавлять восстания. Народу надлежит быть серой массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны правителя в удобный и послушный объект государственной власти.


Для Макиавелли самосохранение и упрочение, политической власти практически любой ценой главный интерес государственности.

Макиавелли уделяет мало внимания правам и проблемам народа. Он считает, что правителю следует понимать, что знать – честолюбива, а народ – необузданная серая масса. Умелый государь занимается наведением в стране порядка, исключающего совершение преступлений. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к суду. Плохой тот правитель, который не столько опекает своих подданных, а только обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет своей власти, укрепляет ее.

Кроме того, Макиавелли склонен считать, что предоставлять гарантированные права и свободы подданным, особенно политические, не нужно. Народ не очень уж заинтересован в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде, всего возможность сохранять в неприкосновенности свою жизнь и собственность. Они в состоянии, смириться с утратой свободы, престижа, власти, влияния, но никогда и никому не простят потерю имущества, рассуждает Макиавелли.

Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят добро со стороны тех, от кого ждали зла, сильно привязываются к благодетелям. Свое расположение к народу разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше, чтобы подданные ощутили его как можно лучше.


Макиавелли осознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он предупреждает правителя, чтобы тот не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. По мнению Макиавелли, государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью или малодушием. Ему следует принять меры к тому, чтобы граждане всегда нуждались в нем. Если люди не довольны своим правителем, то в таком случае государство погружается в пучину анархии и беспорядка.

Он пишет о опасностях, которые могут грозить правителю. Их две: извне и изнутри.Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу», пишет он.

Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ. Он считает достижение равновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрогоправителя. Причем небезосновательно считает, что народ гораздо большая сила, чем знатные подданные.

Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии.Одним из важнейших его достижений стало выделение политики в самостоятельную науку. Политика, согласно убеждениям Макиавелли, это символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.

Макиавелли формулирует важную историческую задачу – создание единого итальянского государства. Макиавелли приходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишь государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу – построение нового государства.

Политические установки Макиавелли покоятся на фундаментальных социальных основах. Политическая жизнь итальянских городов давала Макиавелли большие возможности для социологических наблюдений.

В XVI–XVII веках к его произведениям обращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке – за разъяснениями методов и приемов государственного управления. В истории XIX века Макиавелли был авторитетным хронистом и историком, в XX веке с ним «советуются» как с классиком политической социологии.

Отношение Макиавелли к религии.

Критическое отношение Макиавелли к церкви и ее деятелям сложилось еще в детстве, он оценивал роль церкви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли очень негативно. Но в это же время он считал религию важным средством политики. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов.Он хорошо видел и сознавал силу религии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами исердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства.

Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик илицарств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если он будут поощрятьи умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государстворелигиозным, а значит — добрым и единым.

Как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить, прежде всего, успех и мог оправдывать практически любые средства, ведущие к достижению поставленной цели. Но все же он был патриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии, — недаромосновное несчастье своей родины он видел в том, что церковь не обладаладостаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной,чтобы помешать ее объединению не под своим главенством.

Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: "Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии". Кроме того, писал Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. В канун Реформации Макиавелли прозорливо предсказывал, что католическая религия "близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям".

Единственным государственным деятелем, выступавшим на сторонеримской курии и заслужившим одобрение и почти восхищение Макиавелли, былЦезарь Борджа. Но Борджа не преследовал личных интересов, а сражался только за идею мирового господства РимскойКатолической церкви. И именно в этой личной заинтересованности, в огромнойэнергии и воле, в государственном уме ЧезареБорджа видел Макиавелли залогпроцветания страны, управляемой таким человеком.

Но обстоятельства, да исама судьба были против Борджа, хотя он был очень близок к осуществлениюсвоих планов.

Однако Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Его слегка пренебрежительное отношение к Римской католической церкви вполне объяснимо. Как христианин, он обязан был знать основные догматы христианской веры, как образованный человек своего времени он должен был читать труды отцов церкви.

Уже в 1559 году католическая церковь внесла трудыМакиавелли в «Индекс запрещенных книг», хотя политическими принципами,изложенными в них, продолжала пользоваться.

Политика и мораль.

Анализ общественных, политических проблем уМакиавелли отделен от религии. Политика рассматривается, как самостоятельнаяобласть человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и своизаконы, независимо не только от религии, но и от морали. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчиненыцелям политики. Политическая деятельность, преждевсего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки,заключенный в ней самой: критерий этот —  польза и успех, достижениепоставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет всечто содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются теполитические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в томчисле и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.    

Государь Макиавелли — герой его политического трактата — это политик, применяющий на практике любые правила политической борьбы, ведущие кдостижению цели, к политическому успеху. Имея в виду государственныйинтерес, пользу правления, стремясь написать нечто полезное, он считаетболее верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей. Онотвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения обидеальных государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям одолжном ходе государственных дел.Цель Макиавелли иная —  практические советы политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зренияМакиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеальногоправителя — государя.

 Реальная политическая действительность не оставляетместа для прекраснодушных мечтаний: «так как, желая исповедовать добро вовсех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей,чуждых добру.  Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступатьот добра и пользоватьсяэтим умением смотря по надобности». Это не значит, что государьдолжен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно вцелях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике«не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишьрепутации добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких,которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра, нопри надобности не чураться и зла». В сущности, Макиавелли провозглашает в качестве закона   политической   морали   правило «цельоправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки,-  говорит он ополитическом деятеле, —  лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будетоправдан, если результаты окажутся хороши…».  Однако   целью   этойявляется, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес   правителя,государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного иединой национального государства. Если государство это выступает в книге огосударе в форме единоличного правления, то это продиктовано не выборомавтора в пользу монархии в ущерб республике, а потому, что современная емудействительность, европейская и итальянская, не давала реальных перспективсоздания государства в республиканской форме.   Республику он считалпорождением честности и доблести римского народа, тогда как наше времянельзя рассчитывать, чтобы могло   быть   что-нибудь   доброе в такойразвращенной стране, как Италия.

Государь, о котором идет речь в знаменитой книге, не наследственный монарх-деспот, а «новый государь», это человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после достиженияпоставленной цели, после смерти правителя может перейти и к республиканскойформе правления.

Вывод.

На мой взгляд,Никколо Макиавелли был ярким политическим деятелем, философом и писателем. Он считал, что человек обладает изначально злой природой и эгоистической натурой. Для обуздания низменной натуры человека и его эгоизма создается особая организация — государство. Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных. Он должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку в реальности данные качества приведут к противоположному результату. Правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками.

Ни в коем случае государь не должен посягать на имущество и личную жизнь людей, а в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли актуальна по сей день, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, она стала руководством к действию для многих политиков современности. Она оказала громадное влияние развитие политико-правовой идеологии.

Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её независимой, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии.


Глоссарий

Материализм – это философское мировоззрение, в соответствии с которым материя как объективная реальность является первичной.

Сеньория — территориальное образование, широко распространённое в западной Европе в средние века, в рамках которого функции хозяйственного и юридического управления закрепляются за физическим или юридическим лицом, которое при этом не наделяется непременными правами и обязанностями суверена.

Большой Совет — орган управления Венецианской республикой, который существовал в 1172−1797.

Совет восьмидесяти — республиканское государственное учреждение.        

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

Эпитафия – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

Анархия — представляет собой идею отсутствия власти в отношении общества, группы лиц или отдельно взятого человека.

Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Эгоизм — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе и выгоде, когда один человек ставит свои интересы выше интересов других.

Источник: nsportal.ru

Жизненный путь мудреца

фото 715Биография Никколо Макиавелли начинается с 1469 года, когда родился будущий мыслитель в семье небогатого флорентийского правоведа. Отец старался дать сыну отличное образование, которое не всегда было конкурентоспособным. Поэтому мальчик пополнял пробелы посредством стремления к знаниям, практическими наблюдениями за обыденностью Флоренции. Процесс самосовершенствования окупил ожидаемые результаты – Никколо вырос начитанным, интеллигентным человеком. История, философия особенно увлекали Макиавелли, позже мыслитель и сам пошел по протоптанной дорожке.

Творческая и государственная деятельность философа возымела рассвет в период затяжных междоусобных, внешне государственных войн, что не могло не отразиться на его творчестве.

Макиавеллизм в итальянской философии отражает сущность политических процессов того времени.

Папа Римский, будучи понтификом, яркой социально-политической личностью тоже повлиял на мировоззрение мудреца.

Наблюдая за сложностью, многообразием «дворцовых интриг», Макиавелли засвидетельствовал их в произведениях.

Умер философ в 1527 году, оставив после себя большое количество научных трудов. Но место его захоронения безымянно.

Философское мировосприятие Макиавелли

Философские взгляды Никколо отразились на восприятии государственных переворотов итальянского общества.

Мыслитель имел крайне резкие циничные воззрения на стиль и манеру правления, что отображает его книга «Государь». Макиавелли полагал, что государь имеет возможность руководствоваться в своих поступках не морально-этическими правилами, а исключительно политическими интересами государства, в силу которых правителю позволительно нарушать установленные международные договоры. Такая безнравственность, как читал мудрец, оправдывается всеобщим благом. С такой точкой зрения можно было бы согласиться, если бы вышеуказанная установка не приводила к повальному падению общественных нравов, ввязыванию Италии во всеобъемлющие беспрерывные войны.

Здравое звено произведений Никколо заключается в классифицировании государственного устройства, как общественно-организационной системы. Политику философ назвал наукой, идеальное владение которой позволяет предсказывать ход истории.

Значимость философствования Макиавелли

Вечная тема о необходимости жесткой руки правителя встала особо остро после высказываний мыслителя в пользу целесообразности последней. Философ считал, наблюдая за раздробленностью Италии и множеством неудавшихся правительств, что мягкий, нерешительный правитель не способный противостоять заговорщикам, завистникам, неуправляемости народа, неизбежно приведет страну к катастрофическому положению, гибели простых людей. Если говорить кратко, государственная власть должна быть централизованной. Только такая структура способна компенсировать слабость монарха.

Книга «Государь»

фото 716

Систематизированное тезисное сочинение «Государь» флорентийского философа можно считать инструкцией для применения власти средневековыми правителями, в этом же заключается уникальность книги того времени. Никколо склоняется к монархической форме правления, социализм в понятии автора является непродуктивной системой управления, приводящей к саморазрушению. Никколо полагает: монарх должен пользоваться правилом «кнута и пряника», то есть не забывать о своей доброте, но в нужный момент не бояться применить зло. Облик государя должен быть подобным доблести льва, хитрости лиса.

Подробность, логический подход, действительные примеры сделали произведение наглядным пособием для самодержцев, спустя несколько лет после смерти Макиавелли.

Государство выступает у мыслителя наивысшей действующей силой, способной уберечь граждан от необдуманного саморазрушения. Именно ради избегания хаоса народ создает государственную власть.

Трактат получил широкое общественное одобрение, только автор посмертно уже не мог оценить важность написанного. Сочинение было включено в государственную образовательную программу, по которому обучали будущих чиновников.

Нужна ли наследственность власти

Сложно сказать, насколько бы было успешным правление Макиавелли, если бы его допустили к власти. Но тот факт, что мыслитель был замечательно осведомлен в политических вопросах не вызывал сомнений. К тому же заявления философа не были голословными, так основывались исключительно на исторических примерах.

Никколо очень беспокоил вопрос наследственности власти. Философ считал необходимым переход престола от отца к сыну, потому что такая данность обеспечивала политическую стабильность. В пользу такого наблюдения Макиавелли даже положительно высказался о тирании, говоря, что государь, по меньшей мере, должен ради удержания завоеванной территории переселиться туда, чтобы контролировать народные волнения.

Реакция на учение мыслителя не заставила себя ждать: католическая церковь ввела запрет на издание книг флорентийского философа. Позже появилось понятие «макиавеллизма», которое отражает беспринципность в сохранении правителем бразды власти.

Сохранение государственности

Исторические исследования, а также личный управленческий опыт позволили Макиавелли прийти к выводу о том, что сохранение государства доступно лишь двумя путями: мирным и военным. При чем, оба способа действенны только при одновременном использовании. В качестве примера автор приводит древнегреческих, древнеримских завоевателей, которых можно было бы назвать макиавеллистами, запугивающими и услащающими захваченные территории.

С целью сохранения государства к мыслителю приходит идея о поддержании внутреннего баланса страны путем оказания помощи политически слабым слоям населения, угнетения политически сильных категорий граждан.

фото 717

Государственная монополия, как полагал Никколо, возможна только при наличии равноправно противодействующих общественных движений.

Личностная значимость в общественной истории

Роль личности в учении Макиавелли имеет глобальный масштаб. Автор считает, что индивидуальные черты характера самодержца способны либо привести к политическому триумфу, либо к краху империи. Итальянский мудрец приветствует такие качества, как скупость, жестокость. Первое способствует удержанию целостности государственной казны, которая способна сыграть роковую роль в случае военных действий, избегания излишнего налогообложения населения. Сущность второго сводится к предотвращению гибели целого народа посредством маленьких человеческих жертв (показательные казни ради подавления назревающего бунта).

Из вышесказаного выходит, что флорентийский философ отвергает гуманизм, подчеркивая, что интересы нации главенствуют над индивидуальными страданиями.

Необходимость жестокости монархов

Политология Никколо, опирающаяся на многочисленные людские пороки, нестабильность человеческого поведения, приводит читателя к выводу о необходимости в целях сохранения правопорядка внушения страха населению перед властью. Здесь приветствуются любые проявления жестокости, кроме насилия над женщинами, садистского издевательства, элементарного грабежа. Следует сказать, что проявление жестокости ради самой жестокости Макиавелли считал недопустимым. Жестокость должна быть оправдана благими целями, применением ради государственной пользы, возрождения региона, с целью исправления, а не разрушения.

Источник: mystroimmir.ru

Никколо Макиавелли (1469—1527) считал себя человеком действия. Его жизненное кредо выражено в девизе: «Сначала жить, потом фи­лософствовать». Считается, что с Макиавелли начинается новая эпоха политического мышления, идеи которой выражены в самом известном произведении этого мыслителя — «Государь».

Макиавелли считал, что самым могущественным стимулом всех человеческих действий является интерес, проявления которого многообразны. Главное выражение интереса — в желании людей со­хранить и приумножить свою собственность. Макиавелли был песси­мистом в понимании человека. Он писал: «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицеме­рию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива». Отсюда он делает вывод, что подобный неискоренимый человеческий эгоизм требует учреждения государства как высшей силы, способной поста­вить этому эгоизму какие-то пределы, привести его к установленной Норме. Государство есть дело рук человеческих, а не установление |>ога. Законы и мораль порождаются непосредственной волей Госуда­ря и не имеют всеобщего и неизменного характера.

У Макиавелли разрабатывает концепцию фортуны и ее соотноше-||й1е со свободой воли человека. Суть концепции в следующем: «Судь­ба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же поло­вину… она предоставляет самим людям». Свободная воля человека Означает максимальную возможность активных действий, так как че-

ровек является творцом самого себя. || Макиавелли использует понятие вирту, или «доблесть», для обо­значения способности к деятельности, направляемой трезвым умом и |волей, опирающейся на ум. И в особенности — волей, стремящейся ^осуществлению великих целей. Реализация вирту — дело трудное и ^недоступное подавляющему большинству людей. Обычные люди не рсяособны быть ни всецело хорошими, ни полностью дурными, пото-|му избирают в жизни средние пути, которые, с точки зрения Макиа-

Цвелли, являются самыми губительными. ‘ Выдающиеся люди поступают иначе. Они проявляют максималь­ную доблесть в достижении целей. Но их величие определяется также »,й тем, насколько личность проникает в потребности своего времени. |Те, чей образ действий не отвечает своему времени, утрачивают бла-! гополучие. При этом благополучие можно приобрести, хотя бы под-дажая образу действий великих людей, которые интуитивно улавли-

|»вают особенности своего времени. I, Основой социально-философской доктрины Макиавелли стало | отделение политики от морали. Это означало, что во имя блага госу­дарства оправданно любое насилие. Правитель, по мнению Макиавел-|яи, должен сочетать в себе качества льва, способного расправиться с риобым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренно-ро хитреца. Политика — это манипуляция. Такое политическое веро-

рюмство получило название ^макиавеллизм».

I’

Вопросы для самопроверки

1. В чем выражалось антропоцентрическое мировоззрение эпохи Ренес-

^санса? ? 2. В чем отличие понятия фортуны в эпоху гуманизма от современного

Ц понимания? Поясните на примерах.

3. Как понималась роль Бога в творении мира в эпоху Возрождения?

4. Дайте разъяснение значения термина «пантеизм».

5. Какие идеи Николая Кузанского подготовили «коперниковскую рево-

Ц люцию»?

Раздел IV. Философия средних веков

6. Как вы понимаете совпадение противоположностей в бесконечности? Покажите это на примерах.

7. В чем идеи Джордано Бруно являлись более прогрессивными и «опас­ными» для церкви, чем учение Николая Коперника?

8. Что имеет в виду Никколо Макиавелли, когда говорит: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

9. Как. вы понимаете следующее изречение Макиавелли: «Фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать — таким она поддастся скорее, чем тем, кто холодно берется за дело»?

10. Как вы считаете, подражание образу действий кого из великих людей в соответствии с учением Макиавелли явилось бы в настоящий момент вре­мени эффективным способом достижения успеха в ‘вашей собственной жизни? Приведите примеры и поясните, почему следует подражать образу действия именно этих людей.

Литература

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

2. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

3. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. М., 1979—1980.

4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

6. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

7. Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1996.

8. Штекель А. История средневековой философии. СПб., 1996.

Источник: studopedia.ru

«Государь» Макиавелли

В своем известном трактате «Государь» он систематизировал и охарактеризовал сущность политики.

Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.

Макиавелли утверждал, что государь не должен быть ни добродетельным, ни щедрым, ни честным для обеспечения целостности и благополучия своего государства. Правитель погибнет, если он всегда будет милосердным и честным. Если внешние и внутренние условия не сделают государя строгим и дисциплинированным, государство прекратит свое существование.  Философ уверен, что в государстве сильная власть создаётся на почве прочно существующего фундамента власти.

Макиавелли приемлет насильственные методы борьбы, обуславливая насилие созданием искусственной необходимости: «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки».

Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

Сегодня не потеряла актуальности макиавелливская концепция циклического развития государственных форм (демократия — олигархия — аристократия — монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия переходит в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращения зла и добра. 

Религия

Макиавелли хорошо видел и осознавал силу религии, её власть над сердцами и умами верующих, поэтому призывал использовать эту силу  для общего блага, в особенности для объединения и укрепления самого государства. Но философ признавал только исключительно практическую пользу, которая присуща религии. Религия, по утверждению Макиавелли, должна связывать общество в единое целое, а государь должен восприниматься своим народом как религиозный человек.

Отношение к свободе как к ценному, Макиавелли подчеркивает из древнегреческой философии, полагая, что политическая свобода предполагает личную добродетель.

Власть

Власть, по рассуждениям Макиавелли, должна принадлежат тем, кому удалось ее захватить. Макиавелли рассматривает вопрос обороны государства от внутренних и внешних  врагов. Макиавелли  предлагал использовать против противника только два оружия: сильную армию и удачные политические союзы. При ведении внешней политики, философ советует опираться государю не только на свои силу и ум, но и на «звериную» хитрость. 

Правителя, который стремится к успеху, Макиавелли учил согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. В его учении содержатся определенные советы, которым руководителю требуется следовать, он рассуждает о щедрости, страхе, любви  и проявлении других качеств в управлении. 

Макиавелли ставит цели, к которым, по его мнению, обязан стремиться правитель, и при этом предлагает некоторую идеальную модель управления государством и идеального правителя страны, который будет соответствовать данной схеме.

Макиавелли отмечает политические блага, которые необходимо для гармонии государства:

  • национальная независимость;
  •  безопасность;
  • хорошо устроенная конституция.

Для реализации политической цели необходима сила, которая зависит от общественного мнения. Поэтому большую роль, по утверждению Макиавелли, необходимо уделять пропаганде, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Макиавеллизм

Философ известен как основоположник принципов «макиавеллизма». Термин «макиавеллизм» используется сегодня для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали.    

Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, определяя их существенные черты. На основе изучения богатого фактического материала, он постарался решить важные теоретические проблемы в области государства, политики,  военного дела и  управления.

«Государя» Макиавелли по праву можно назвать хорошим практическим трудом. Он обобщил опыт прошедших веков и современных ему событий на политических аренах. 

Макиавелли одним из первых смог обосновать понятие гражданского общества и применил термин «государство» в качестве политической организации общества.

Его идеи способствовали развитию современной социологической теорий элит (Э. Дженнинг, Ч.Р. Миллс, Г. Моска, В. Парето), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, который возглавил «макиавеллистское направление».

Источник: Zaochnik.com

Биография писателя

Будущий писатель и мыслитель Макиавелли Никколо родился в пригороде Флоренции в 1469 году. Его отец был адвокатом. Он сделал все, чтобы сын получил лучшее по тем временам образование. Для этой цели не было места лучшего, чем Италия. Главным кладезем знаний для Макиавелли стал латинский язык, на котором он прочитал огромное количество литературы. Настольными книгами для него стали труды античных авторов: Иосифа Флавия, Макробия, Цицерона, а также Тита Ливия. Юноша увлекался историей. Позже эти вкусы отразились на его собственном творчестве. Ключевыми для писателя стали работы древних греков Плутарха, Полибия и Фукидида.

Макиавелли Никколо начал свою государственную службу в то время, когда Италия страдала от войн между многочисленными городами, княжествами и республиками. Особое место занимал Папа Римский, который на рубеже XV и XVI вв. был не просто религиозным понтификом, но и значимой политической фигурой. Раздробленность Италии и отсутствие единого национального государства делали богатые города Апеннинского полуострова лакомым куском для других крупных держав – Франции, Священной Римской империи и набирающей мощь колониальной Испании. Клубок интересов был очень сложным, что приводило к зарождению и расторжению политических союзов. Судьбоносные и яркие события, свидетелем которых стал Макиавелли Никколо, сильно повлияли не только на его профессионализм, но и на мировоззрение.

Философские взгляды

Идеи, изложенные Макиавелли в его книгах, существенно повлияли на восприятие обществом политики. Автор стал первым, кто подробно рассмотрел и описал все модели поведения правителей. В книге «Государь» он напрямую заявил о том, что политические интересы государства должны превалировать над договоренностями и другими условностями. Из-за этой точки зрения мыслитель считается образцовым циником, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Государственную беспринципность он объяснял служением высшей благой цели.

Никколо Макиавелли, философия которого родилась в результате личных впечатлений от состояния итальянского общества начала XVI века, не только рассуждал о пользе той или иной стратегии. На страницах своих книг он подробно описал строение государства, принципы его работы и взаимоотношения внутри этой системы. Мыслитель предложил тезис о том, то политика является наукой, в которой есть свои законы и правила. Никколо Макиавелли считал, что человек, в совершенстве овладевший этим предметом, может предсказывать будущее или определять исход того или иного процесса (войны, реформ и т. д.).

Важность идей Макиавелли

Флорентийский писатель эпохи Возрождения ввел в гуманитарную науку много новых тем для рассуждения. Его диспут о целесообразности и соответствии моральным нормам поставил острый вопрос, над которым до сих пор спорят многие философские школы и учения.

Рассуждения о роли личности правителя в истории также впервые появились из-под пера Никколо Макиавелли. Идеи мыслителя привели его к выводу, что при феодальной раздробленности (в которой, например, пребывала Италия) характер государя подменяет собой все властные институты, что наносит вред жителям его страны. Иначе говоря, в раздробленном государстве паранойя или слабость правителя приводит к десятикратно худшим последствиям. За свою жизнь Макиавелли увидел достаточно таких живописных примеров благодаря итальянским княжествам и республикам, где власть качалась из стороны в сторону как маятник. Часто такие колебания приводили к войнам и другим бедствиям, которые больнее всего били по простому населению.

Поэтому в обращении к своему читателю автор сетовал на то, что государство не может быть эффективным без жесткой центральной власти. В таком случае сама система компенсирует недостатки слабого или неспособного правителя.

История «Государя»

Следует отметить, что трактат «Государь» писался как классическое руководство по применению, предназначенное для итальянских политиков. Подобный стиль изложения сделал книгу уникальной для своего времени. Это был тщательно систематизированный труд, в котором все мысли излагались в форме тезисов, подкрепленных реальными примерами и логическими рассуждениями. «Государь» был опубликован в 1532 году, спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли. Взгляды бывшего флорентийского чиновника тут же нашли отклик у самой широкой публики.

Книга стала настольной для многих политиков и государственных деятелей последующих столетий. Она активно переиздается до сих пор и является одним из столпов гуманитарных наук, посвященных обществу и институтам власти. Главным материалом для написания книги стал опыт падения Флорентийской республики, которое пережил Никколо Макиавелли. Цитаты из трактата были включены в разные учебники, по которым учили госслужащих разных итальянских княжеств.

Наследственность власти

Свой труд автор разделил на 26 глав, в каждой из которых обращался к тому или иному политическому вопросу. Глубокое знание истории Никколо Макиавелли (цитаты античных авторов часто попадаются на страницах) позволило доказать свои догадки на опыте древней эпохи. Например, он посвятил целую главу судьбе персидского царя Дария, захваченного Александром Македонским. В своем очерке писатель дал оценку произошедшему падению государства и привел несколько аргументов о том, почему страна не взбунтовалась после смерти молодого полководца.

Вопрос о видах наследственности власти очень интересовал Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, напрямую зависела от того, каким образом престол переходит от предшественника к преемнику. В случае если трон передается надежным путем, государству не будут угрожать смуты и кризисы. В то же время в книге приведено несколько способов удержания тиранической власти, автором которых был Никколо Макиавелли. Кратко говоря, государь может переселиться на новую захваченную территорию, чтобы самому непосредственно следить за местными настроениями. Ярким примером такой стратегии стало падение Константинополя в 1453 году, когда турецкий султан перенес в этот город свою столицу и переименовал ее в Стамбул.

Сохранение государства

Автор попытался подробно объяснить читателю то, как можно удержать захваченную иноземную страну. Для этого, согласно тезисам писателя, есть два способа – военный и мирный. При этом оба метода допустимы, и их нужно умело сочетать, чтобы одновременно задабривать и пугать население. Макиавелли был сторонником создания колоний на приобретенных землях (приблизительно в том виде, как это делали древние греки или итальянские морские республики). В той же главе автор вывел золотое правило: государю необходимо поддерживать слабых и ослаблять сильных, чтобы сохранять баланс внутри страны. Отсутствие мощных противодействующих движений помогает сохранить власти монополию на насилие в государстве, которая является одним из главных признаков надежного и стабильного правления.

Так описывал способы решения этой проблемы Никколо Макиавелли. Философия писателя сформировалась как совокупность его собственного управленческого опыта во Флоренции и исторического знания.

Роль личности в истории

Так как Макиавелли уделял большое внимание вопросу о важности личности в истории, он также составил короткий очерк тех качеств, которыми должен обладать эффективный государь. Итальянский писатель делал упор на скупость, критикуя щедрых правителей, тративших свою казну впустую. Как правило, такие самодержцы вынуждены прибегать к повышению налогов в случае возникновения войны или другой критической ситуации, что крайне раздражает население.

Макиавелли оправдывал жесткость правителей внутри государства. Он считал, что именно такая политика помогает обществу избежать лишних беспорядков и смут. Если, например, государь преждевременно казнит людей, склонных к мятежу, он убьет несколько человек, при этом спасая все остальное население от ненужного кровопролития. В этом тезисе снова повторяется пример философии автора о том, то страдания отдельных людей ничто по сравнению с интересами всей страны.

Необходимость жесткости правителей

Флорентийский писатель часто повторял мысль о том, что человеческая природа непостоянна, а большая часть людей вокруг — это сборище слабых и алчных существ. Поэтому, продолжал Макиавелли, государю необходимо внушить благоговейный страх среди своих подданных. Это позволит сохранить дисциплину внутри страны.

В пример он приводил опыт легендарного античного полководца Ганнибала. Он с помощью жестокости поддерживал порядок в своем многонациональном войске, несколько лет сражавшемся на римской чужбине. Причем это не была тирания, потому что даже казни и расправы над виновными в нарушении законов были справедливыми, и никто вне зависимости от своего положения не мог получить иммунитет. Макиавелли считал, что жестокость правителя оправдывается, только если это не откровенный грабеж населения и насилие над женщинами.

Смерть мыслителя

После написания «Государя» знаменитый мыслитель последние годы своей жизни посвятил созданию «Истории Флоренции», в которой вернулся к своему любимому жанру. Он скончался в 1527 году. Несмотря на посмертную славу автора, место его могилы до сих пор неизвестно.

Источник: FB.ru


Categories: Взгляд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.